Поход на западный Заалай или поход концентрированный

Пишет Antonnsk, 28.09.2013 23:00

Поход на западный Заалай или поход концентрированный (Горный туризм, сгт нгу, новосибирск, памир, горный туризм)

Летом этого года настало время мне руководить 4кой. Конечно, хотелось поход с изюминкой. Поэтому я заблаговременно начал изучать всевозможные горные районы. Хотелось и техники, и на новую высоту. Великим оказалось моё удивление, когда я "нашёл" ранее неизвестный мне район западного Заалая. Андрей Лебедев проделал огромную работу по описанию перевалов и вершин этого района - результат можно посмотреть тут.

Район компактный, всё близко, вместе с этим довольно высокий (высшая точка - пик Сат, 5900м) и ... пограничный. В 2008ом году у группы туристов были из-за этого некоторые неприятности, повторять которые на своей шкуре не было никакого желания. Собственно, Андрей в качестве резюме описания ситуации мне написал: "Я бы туда не пошел". Но чуть позже я нашёл отчёт Шамбура Дмитрия от 2009го года, они с пограничниками никаких проблем не имели. После этого я твёрдо решил куда иду этим летом - на западный Заалай!

Ниже небольшой рассказ о том, что нам удалось пройти за 13 дней и как нам удалось почувствовать хоть немного Памира.

Схема маршрута, тут в бОльшем разрешении.

20го июля мы прилетели в Ош. Подготовка, сборы пронеслись и вот мы едем в горы.
Маршрут мы начали в кишлаке Шибе. Как и другие группы, мы зашли в гости к Аширу-Али. Ашир нас записал и просил передать привет всем прошлым гостям - всех помнит!

Т.к. приехали мы уже ближе к вечеру, то решено было остаться ночевать у Ашира, зато вечером мы прогулялись налегке немного вверх по тропе для запуска процесса акклиматизации.

Рано утром следующего дня мы вышли на маршрут. Шли по местной тропе, периодически встречая на пути юрты, в которых нас угощали.

Жары не было, поэтому после обеда удалось подняться на перевал Шивее (н/к). На перевале нашли воду от снежника, поэтому на нём и остановились на ночлег, высота 3600м.

На следующий день был запланирован выход на вершину 4401м с ночёвкой прямо на ней. Чтобы не оставлять вещи прямо под носом у сурков (коих на перевале Шивее дофига), занесли груз вверх по гребню ажно до 4000м, где и устроили внеплановый перевал 1а, мы его назвали "Инжирным". Перевал - одна из седловин в гребне:

На вершине были к обеду... к обеду второго дня мы вышли на 4400. По GPS высота была 4405м. Слева 4401, справа 4885:

После ночи на 4400 мы бегом спустились к Кечесу, перебродили реку.

и устроились на травке на полуднёвку, высота 3300:

На четвёртый день мы двинули на перевал Дальний (4560 по GPS). Красное озеро под перевалом и сам перевал в дали:

Себе на удивление на перевал мы вылезли к обеду. Записку в туре нашли от 2008го года, но разобрать чья это записка не смогли (аля почерк врача).
После обеда мы успели спуститься и пройти пару ходок вверх по леднику Кель-Дук. К вечеру мы были под следующим перевалом - под Таш-Мачетом(5000м):

Таш-Мачет мы пошли по варианту Алексея Никонорова - через горловину и направо:

Склон ниже горловины нужно проходить ранним утром, т.к. сверху с рассветом начинает сыпать камнями.
Выше горловины повесили 180 метров перил:

К обеду мы вылезли на пик Купол, GPS показал 5150 метров. Оттуда было видно кусочек ПФП и даже чуть-чуть торчал пик Коммунизма (найди его на фото ниже :) ).

А к вечеру мы успели дойти до слияния ветвей Сурхангоу, вдали показался следующий перевал.

Далее, в общем-то как и многие ранее, мы шли на перевал УГТЭ (кто-нибудь знает как расшифровывается? :) ) Повесив 3 верёвки залезли на перевал, где обнаружили записку Никонорова Алексея 2003го года.

В процессе прохождения перевала пролетело буквально пара камней, один из которых метко попал в руку одному участнику. Отделались сильным, но ушибом.
А к вечеру дошли практически до перевала Фронтовиков-Связной, лагерь на 5350метров (опять-таки, по GPS). Вид с места ночёвки в сторону прошлого перевала:

На следующий день была запланирована радиалка на пик Казак (по карте 5400). Но немного смущала доска, сошедшая правее предполагаемого маршрута:

Помните, Андрей Лебедев писал о лавине на пике Казак - поэтому мы её и боялись. Кстати можно сравнить фотографии, кажется, что с 1998го года склон несколько изменился.
Также и была вторая причина - утром многие себя чувствовали паршиво, в частности я.
Так что мы пошли на перевал Фротновиков-Связной, тура не обнаружили, поэтому сложили свой. В таком варианте, наверное, мы его прошли первыми.
Спуск с Фронтовиков-Связной и пик Казак (слева):

К обеду мы спустились в верховья ледника Северный Кызылсу, под начало взлёта на перевал Энтузиаст, где и устроили полудневной отдых, чтобы набраться сил перед главным препятствием на маршруте - траверсом пика Сурхангоу. Высота 4800м, дурачимся:

По первым сумеркам мы вышли в сторону перевала Энтузиаст, чтобы как можно более безопаснее проскочить ледовые глыбы, нависающие по пути:

К обеду мы дошли до начала технического участка на гребне Сурхангоу.

К вечеру, провесив около 150ти метров перил, мы залезли на предвершину и нашли площадку из камней, которую в 1994ом сделала команда Отто Чхетиани, где и встали на ночлег. По GPS высота 5650метров. Вершина (слева) и предвершина с перевала Энтузиаст:

Следующим утром, повесив ещё 60 метров перил, мы вышли сначала на предвершинный гребень, где встретили неожиданные выветренные породы:

а затем и на вершину Сурхангоу... Где сняли записку первопроходцев под руководством вышеупомянутого Отто Чхетиани.

Погода баловала и было видно все три Памирских семитысячника: пик Е.Корженевской, пик Ленина и пик Коммунизма.

Высота Сурхангоу по GPS оказалась 5740метров - на 110 метров выше, чем на Генштабе! Может быть пик Сат является самым западным шетитысячником на
Заалайском хребте? :)
К обеду мы спустились на небольшой скальный выступ над ледником Южный Кзылсу, спуск с этого выступа:

После обеда подошли к ледопаду, но его прохождение решили отложить на завтра... и правильно сделали.

Весь следующий день мы потратили на прохождения ледника Южный Кзылсу. Сначала мы прошли ледопад:

Потом путали трещины:

затем плутали в ледовых лабиринтах:

и, наконец, немого позанимаясь... эм... грязелазаньем:

мы вышли к тёплому озеру на высоте 3716:

Следующие пол дня мы отдыхали, купались, гуляли.
А к вечеру подошли к месту завтрашнего брода - стрелку малой и основной Кзылсу. С вечера место брода выглядело очень страшно.

С раннего утра, без завтрака, ещё по темноте, мы вышли на брод. За ночь воды стало чуть по-меньше и река далась с первого раза.

Ну а дальше... Дальше оставалось пройти караванный перевал Кзылкуль и спуститься обратно, в кишлак Шибе.

Таким образом за 13 дней нам удалось познакомиться с районом, даже немного проникнуться им.
После первой части мы переехали в Ачик-Таш и сделали попытку восхождения на пик Ленина. На Ленина сходили только с третьей попытки, но это уже отдельная история.

Поход проходил от туристского клуба Новосибирского Государственного Университета.
Благодарю за внимание. Ну и, туристы, велкам на Западный Заалай, это весело! :)

>Погода баловала и было видно все три Памирских восмятысячника: пик Е.Корженевской, пик Ленина и пик Коммунизма.
Таки семитысячника. А вообще здОрово!

Поправил, спасибо.

Я вот только не понял смысла - зачем на первой фотографии люди полезли на тот камень?)

- Зачем лезть на N-ый холм?
- Чтобы увидеть (N+1)-ый!

Это фото наверное надо рассматривать в порядке - после этой фотографии. А обойти левее возможно? И мне только кажется что вы гуляли не связанные по леднику, да еще при таком солнце. Аккуратнее, беречь надо себя.
Удачи в будущих походах.

Нет. Внимательный читатель понял бы, что по этому ледопаду мы спускались. Левее (орографически правее) прохода нет - мы с верху видели что там. На леднике, естественно, все связанные (откуда вообще обратные выводы?). Опять таки, внимательный читатель понял бы, что на прохождение ледника Южный Кзылсу мы потратили весь день, а с такой экспозицией солнца не избежать.

Вот написал всё это и понял, что меня потроллили...

Познавательный рассказ....

Приятно, родные места.
Три сезона я провел в этом районе: 1995, 1997, 1998.

ух!

Спасибо за рассказ! Получается, что вы немного погуляли южным склонам главного хребта?
Это как-то надо специально раскрывать при оформлении пропусков или погранцы про это не знали ?

Мы сделали так. Оформили пропуска в пограничную зону в районе кишлаки Шибе и оформили вторую маршрутку с маршрутом без пересечений хребта (с печатью). Очень боялись получить ЧП на той стороне и очень боялись встретить погранцов в районе последнего караванного перевала Кызылкуль (чисто теоретически они могут туда ходить, но очень маловероятно). Но ничего из этого не произошло, а погранцов мы вообще не встретили.

Ни один пограничник никогда не подпишет пропуск с пересечением границы вне КПП. При оформлении маршрутов исходите из этого.

Никто вам в прямом эфире не скажет.

ну очень нерядовая четверка по срокам и сделанному. Но потом прочитал в конце откуда - и вопросы отпали.
А не нет у вас возможности выложить фото с вершины Сурхангоу в большем разрешении? Красивые панорамы.

Спасибо!
Попробую в ближайшее время вложить всё с пика Сурхангоу, что "выжило" (фотографии с одного из трёх фотоаппаратов пропали безвозвратно). Крутых фоток там нет, но красивые есть :)

Чуток наших фоток 1998 года. :)

Пик Казак (5400). Вид с перевала Фронтовиков, от точки, куда выходит северное ребро перевала.

Вид на пик Ленина (7134) от той же точки.

Купание в озере 3716. А вы купались?

Брод через Кызылсу за озером 3716.

Спасибо!
Да, мы тоже купались, но не много, погода была пасмурная и накрапывал дождь. И пик Е.Корженевской от озера мы так и не увидели :\

А брод вы делали ниже стрелки что ли?

Молодцы. Рад за Вас! Антон, даешь пятерку с изюминкой :)

Спасибо, Алексей. Буду пытаться :)

Поздравляю с "концентрированным" маршрутом и стремительным прохождением!..Удачи в дальнейших задумках и начинаниях

Спасибо!

как вы решали вопросы с эвакуацией в случае ЧП на южных склонах Заалайского хребта ?
Если бы вам пришлось выходить в цивилизацию при ЧП на южных склонах Заалайского хребта как бы вы объяснили гос структурам отсутствие у вас регистрации в Таджикистане ?

Хм. Ты 2008 год помнишь? Как ты думаешь, как бы мы объясняли, ежели чего? Объяснили бы честно, что заблудились. Какие еще возможны варианты? В 2007 так и сказали при выходе вниз. Заплатили копейки.
В принципе, как ты знаешь, одно такое ЧП широко известно в узких кругах. Ебуржцы. Эвакуация вертолетом прошла без всяких санкций и проблем. Те сделали вид, что не видят, не слышат, не знают и потому не возражают. Эти прилетели, погрузили, улетели. Все остались довольны результатами.
Но злоупотреблять таким вариантом, конечно, не стоит.

Тут такая специфика, что в случае ЧП на южном склоне, пришлось бы всё равно переть обратно на север, т.к. известного прохода на юг, к р.Муксу, нету. А ещё дальше, вдоль Муксу, тоже не понятно есть проход или нет. Так что эвакуация на юг не рассматривалась изначально, а участники были извещены, что нужно ходить аккуратно :)

Ещё такой нюанс всплыл, уже на маршруте - в приграничной зоне не работал спутниковый телефон Thuraya... При попытки регистрации в сети появлялась надпись "Invalid position". Однако в районе п.Ленина всё работало исправно.

Насчет Турайи, похоже, вы третьими будете за последние 2 года из лично известных мне. Причем два предыдущих случая были не на границе. Еще в интернете встречал упоминания. Причина до сих пор неизвестна. Похоже, Турайю стало конкретно глючить временами. Грустно.

Как долго телефон не работал? И в каких числах (даты)?

Если не затруднит, не могли бы поделиться ссылками на отчеты и материалы, по которым готовились к походу?

Могу - вот тут всё, ссылки в конце.

ааа, не досмотрел до конца страницы в вики, и не увидел отчетов) Спасибо!! Будем подумать, а не повторить ли ваш маршрут