Пишет Евгений Шваб, 09.10.2013 13:21

Записки чайника. Трек под Хана, попытка восхождения, или - немного зимы летом 2013 (Альпинизм, ат-джайлоо, южный иныльчек, хан-тенгри)

В высотном альпинизме я – чайник. Никаких навыков. В ноябре прошлого года стало понятно, что дальнейшее откладывание мечты посетить семитысячник – невозможно.

Посовещавшись с другом, решили ехать на Хан-Тенгри - идея не самая лучшая, учитывая сложность этой горы.
Итак, билеты куплены. Дальнейшее действие – выбор поставщика услуг.
Поговорил с ребятами, они сразу же сказали - фирма «Ак-Сай трэвэл», известная нам по предыдущим поездкам. Заверили меня, что там работают профессионалы и не о чем беспокоиться. Дальнейшее обсуждение плана восхождения привело к мысли трекинга в базовый лагерь, с целью акклиматизации и обзора Тянь-Шаньских видов. С ноября были начаты ежедневные тренировки в рамках подготовки к горе. Пришлось отказаться от алкоголя – это отдельная большая тема для описания.
«Ак-Сай Трэвэл» оформили пропуск на пребывание в приграничной зоне, встретили в аэропорту и отвезли до начала пешего маршрута в местечко Ат-Джайлоо (200км впечатлений по горной дороге). Так же, они организовали промежуточные лагеря на маршруте с палатками, ковриками, радисвязью и питанием, что существенно облегчало рюкзак за плечами. Правда, координат лагерей найти так и не удалось, что, забегая вперёд, добавило острых впечатлений, зато заставило думать. Высланная карта с указанием маршрута была низкого качества, распечатывать не было смысла. Оставалось только уповать на хорошее ориентирование на местности и вездесущий авось.

Прилетел рано утром 13.07.2013 в Бишкек. Встретили представители Ак-Сай, отвезли в маленький отель. Там я успел принять душ и позавтракать с Сержем – француз. Позднее, он с Сергеем Селивестровым предпринял попытку первопрохода на Хан-Тенгри.
По плану, я должен был полдня закупаться продуктами в Бишкеке, а после обеда ехать в Каракол. Но в офисе Ак-Сай царил рабочий беспорядок и меня решили засунуть в автобусы уходящие с утра - 2 автобуса. Не без беспокойства изменил свои планы. Пока закупался в магазине Ак-Сай меня торопили, и даже было предложено ехать рейсом после обеда. На это я сказал, что дважды планы менять не буду. В результате спешки – забыл купить тёплые перчатки, и не проконтролировал газ (вместо Kovea получил какой то другой газ, но уже на леднике Дмитрий Греков обменял мне его на «правильный»). Поехали. Дорога была длинная, компания хорошая, общались, смеялись. Было весело. На Иссык-Куле – обед в пансионате «Колумб» и полчаса времени на купание. На развилке у Каракола меня пересадили в такси до Каракол. Правда, таксист не знал куда меня надо везти )) Выяснил всё по телефону. С таксистом заехали на местный рынок, закупили высотных продуктов, перекусили в кафе. Привёз он меня в юрточный лагерь «Туркестан». Там поселили в юрту. Душ был только холодный, но это не беда - особенно жарким летним вечером. Ночь прошла спокойно, почти 2 суток без сна сказывались. На утро был хороший европейский завтрак.
Юрточный лагерь.

До обеда гулял по городу, в попытках докупить перчатки, да куда там – не сезон. Позвонил другу, который собирался приехать позднее, попросил захватить для меня перчатки и варежки. В обед приехал водитель, мы с ним перекусили в кафе и поехали.

Впереди были 200км впечатлений, 2 пограничные заставы, один перевал и ещё куча интересного. К вечеру мы доехали до Ат-Джайлоо.

Очищаем дорогу после сели, сошедшей перед нами

Ат-Джайлоо – последний пункт до которого иногда можно доехать на внедорожном авто

И вот оно началось. Путешествие. С собой пришлось тащить минимум – дождевые куртку и брюки, спальник, перчатки и радиостанцию (многие интересовались этим чудом техники, сообщаю подробности: KG-UV6D, частота Ак-Сай 153.625 МГц). Воды на маршруте хоть отбавляй – можно не тащить. Направление движения ясно – вверх по ущелью. Лучше выходить в 5 утра (пока воды не много) и переходить речку Ат-Джайлоо возле русла у реки Иныльчек на перекате, широко – зато мелко (штук 6 речушек пришлось переходить вброд, остальные перепрыгивал), температура воды – бодрящая, как раз то – что надо с утра.

После переправы через реку Ат-Джайлоо

Далее путь пролегает мимо лагеря «Ива», затем вдоль ледника Иныльчек по склону горы до лагеря «Глина», оттуда, так же по склону, до поляны Мерцбахера, затем уже по леднику Южный Иныльчек на ледник Комсомолец, ледник Дикий и База. Предполагается, что трекеры ночуют в каждом лагере, но мне показалось это слишком нудным, поэтому на Иве я позавтракал, на Глине – пообедал, а на Поляне – поужинал. Дистанция по прямой составила порядка 40км. Набор высоты вообще смешной – около 500 метров. Учитывая отсутствие тяжёлого чувала за плечами – вполне посильное мероприятие. До Ивы идёт вполне сносная тропа, местами есть дорога, много мелкой живности.

Лагерь «Ива»

На Иве, Василина накормила вкусной едой, сгущёнка с чаем пополнила запас углеводов, и, пожелав Николаю с Василиной хорошего дня – отправился в дальнейший путь. Между лагерем Ива и лагерем Глина тропа проходит по склону горы. На подходящем сбоку леднике, повстречал немецких трекеров в количестве 10 человек в сопровождении гида, они сидели на большом камне и подкреплялись пищей. Наперебой распрашивали о предстоящей дороге (как будто я её знаю), жаловались на трудности и т.д. Надоели они мне довольно быстро и было совсем не трудно пожелать им удачного прожёва и свалить от них подальше. Лагерь «Глина» удалось достичь как раз перед началом проливного дождя (погода в тех местах циклична, с небольшим смещением во времени). На кухне меня накормили сгущёнкой с чаем и печеньем, обед ещё только готовился. Пришли немецкие трекеры, мокрые и возбуждённые, пили чай, беспрерывно трещали и фотографировались. Допив чай решил отдохнуть. Ребята предложили полежать в их палатке, что было очень любезно с их стороны. Сделав пару шагов из столовой в сторону палатки стало понятно с чем связано название лагеря. На ногах висели по 5-8 кг высококачественной голубой глины размокшей от дождя. Отдохнув 15 минут в палатке и переодевшись в дождевые шмотки - пошёл дальше в сторону «Поляны». Тропа шла всё так же по склону горы. Вскоре кончился дождь и вышедшее солнце быстро просушило одежду. Временами указывающие путь турики терялись, но направление угадывалось интуитивно. К концу дня достиг поляну Мерцбахера, последний островке зелени. Наталья накормила меня ужином, а Андрей – разместил в палатке. Под ногами, и соответственно, под палатками - были кочки. В начале было неудобно лежать, но со временем тело приобрело нужную форму разместившись между кочками. Трясло от переохлаждения или от длительной нагрузки, или от того и от другого. Полчаса в спальнике – тело согрелось и появилось жуткая жажда. Кроме мысли о воде не было ничего больше. Попытка одеться и обуться вызвала судороги во всех напрягаемых мышцах, организм был против любых нагрузок. Хорошее чувство перед сном. Напился из бочки с водой, добрёл до туалета (они там хорошие, стационарные). После – завалился спать. Спал без задних ног, иногда просыпаясь чтобы отдышаться (организм ещё не привык к высоте 3000). На шум близких обвалов не реагировал.
Второй день была днёвка на поляне, связанная с лёгким повреждением голеностопного сустава падающим камнем на подходах к лагерю. Утром обнаружилась неприятная боль в голеностопе, времени было достаточно и ничто не мешало побыть в этом прекрасном месте. Был солнечный день, вкусная еда и потрясающее небо.

Поляна Мерцбахера

Вечером пришла команда из десяти немецких трекеров (ночевали они на Глине), доставали вопросами, шумели и я понял, что убегу от них рано утром независимо от состояния ноги. С ними же шёл поляк, собирающийся пройти пешком на Северный Иныльчек, куда уже прилетело его оборудование. Спрашивал про дорогу. Я сказал ему, что туда ещё никто не проходил по ущелью, там озеро Мерцбахера с отвесными скалами на берегу и огромнами айсбергами. Ранее были проходы по хребтам по верху, но для них требуется высотное оборудование. Он настаивал на пешем проходе, отчаянный малый, но здравый смысл восторжествовал. Наш совет - идти до Южного и лететь оттуда вертолётом на Северный – был услышан. Чуть позже подошёл берлинец по имени Йенс, альпинист.

Утренний выход в сторону лагеря «Комсомолец»

Третий день – путь от Поляны до Комсомольца. Впервые мне довелось идти по леднику такого размера. Соответственно, никаких навыков и познаний в наличии не имелось и всему пришлось учиться на ходу. Поначалу много осторожничал. Жутко боялся того, что лёд под мной провалится (с какого перепугу ему именно под мной проваливаться?). Трещины обходил на почтительном расстоянии.

Типичные виды на леднике

Но со временем осмелел. Обойдя первый крупный боковой ледник по Иныльчеку, всё же попытался выйти на склон горы. Там меня ждали непрерывные сели и огромные ползущие камни (чемоданы). Один «чемодан» весом под 100 тонн величаво проскользил шурша всего в нескольких метрах от меня, заставив задуматься о смысле жизни. Всё вокруг говорило о несовместимости этого места с жизнью, и мне пришлось вернуться на ледник, место тоже не самое безопасное, но зато не такое активное.

Грибы на леднике

Первая же «рыжая» морена на поверку оказалась состоящая из гранитных обломков - жутко неприятный камень. Глыбы его никак не связаны друг с другом и готовы рухнуть в любой момент. Крошка скользкая и острая. Там вообще всё острое. Первое же падение на руки сильно порезало ладони. Пришлось одеть лёгкие флисовые перчатки, которые я больше не снимал до самой базы. Однако же ожидаемых сложностей с ранками не возникло – отсутствие органики дало положительный эффект. Вышел на другую морену, камень пыльный, зато не скользкий. 10 часов непрерывных подъёмов и спусков, поиска проходов и размышлений о смысле жизни увенчались прибытием в лагерь на леднике Комсомолец. Я прошёл 15км по прямой за 10 часов! В это верилось с трудом. Думалось, что моя подготовка оставляет желать лучшего, но пришедший следом берлинец, развеял мои сомнения. Даже нет он не пришёл, он так же как и я - приплёлся в лагерь. За ужином попросил меня показать подошву и признался, что шёл по моим следам ;) Как выяснилось, он тоже удрал от назойливых трекеров и имел целью восхождение на Хан-Тенгри. Так за разговорами прошёл приятный ужин. Наталья приготовила нам вкуснейший суп на первое, спагетти бологнезе – на второе и напоила нас чаем. Дмитрий разместил нас в отдельных палатках с деревянным настилом и мы уснули без задних ног. Даже скрип льда под палаткой и штормовой ветер гнущий дуги палатки не будили и не пугали. Пару раз вставал по нужде, возвращался очень напоминая своим видом сугроб (снег с ветром маскировали моментально)
Наутро, позавтракав около восьми утра, двинулся в путь до базы через ледники «пролетарский турист» и «Дикий». Через пару часов я встретил знакомого поляка, он блуждал по леднику и мы решили блуждать вместе. Вечером прошлого дня так и не найдя лагерь Комсомолец, мой новый спутник ночевал там, где его застала ночь, в своей палатке. Лагерь на леднике Дикий, расположен таким образом, что увидеть его можно только тогда, когда прошёл уже около часа в сторону базы. Так оно у нас и случилось. Мы запросили по рации у Дикого дорогу на базу, получили исчерпывающую инструкцию: «Идите на центральную морену и вверх по ней до упора». Так и сделали. Поиски прохода на морену вновь заставили задуматься о смысле жизни. Путь по морене был труден, регулярные провалы заставляли карабкаться вверх, а скользкие ледовые склоны – спускаться вниз. Так, за бесконечными подъёмами и спусками, нас неожиданно поприветствовала база.

Базовый лагерь «Южный Иныльчек»

База не видна на подходе. Но мимо не пройти. Начальник базы, Дмитрий Греков, приветствовал нас, выдал доставленное вертолётом оборудование, дал команду Владу разместить нас в палатках. Пришло время ужина, нас накормили вкуснейшей едой. Дипломированный повар Нурсултан под руководством гостеприимной Татьяны - творил чудеса кулинарии на высоте 4100метров над уровнем моря. Тимур и Ксения разносили еду по столам. Александр, отвечающий за баню и за генератор, любезно внёс меня в очередь в баню и в тот же вечер удалось помыться. Счастье, которое я испытал вылив на себя первый ковшик тёплой воды, не поддаётся словестному описанию. Баня – это небольшой сарайчик с чаном горячей воды и несколькими ёмкостями холодной. Две скамейки, два тазика, два ковшика. Ничего лишнего. Но сколько удовольствия! Оказывается, счастье было так рядом!

Дмитрий Греков - наш "ангел хранитель". На заднем плане – баня.

На следующий день моего польского спутника отправили бортом на северный Иныльчек.
Пару дней я отходил от перехода, акклиматизировался и знакомился с людьми. Затем, в компании трёх замечательных людей: Сергея Борисовича, Володи и Яцухиро, отправился в первый путь до первого промежуточного лагеря под Хан-Тенгри. Путь пролегал сначала по морене, мимо лагеря «Тянь-Шань трэвэл», затем выходил на открытый ледник и заканчивался «лапой» пика Чапаева. Навигатор любезно записал трек и точку нахождения лагеря. Позже, нам это здорово помогло.

Ребята сделали заброску, поставили палатки и мы пошли назад. Обгорели все. Жаркое солнце заставило снять одежду и поджарило нас как на гриле. По пути договорились что на гору пойдём вместе.

Наша команда. Позывной «Гейша»

Через пару дней Дмитрий Греков дал нам хороший прогноз погоды и мы отправились во второй выход, имеющий целью подъём до перемычки, в третий промежуточный лагерь, ночёвку там и спуск вниз.

По пути мы встретили группу с Алексеем из Петрозаводска, итальянцем, кажется Марко, с лыжами на плечах(!) и ещё одним парнем, не помню имени. Начинался послеобеденный шторм, видимость ухудшалась и сошла на нет. Тропинка петляла по леднику, всё шло как обычно. Навстречу попалась группа немецких трекеров в составе около 20ти человек (все наши участники напряглись ожидая худшего). Вскоре наши опасения подтвердились - тропинка поднялась на самый высокий ледяной холм и кончилась местом справления нужды трекеров. Оказалось – это трекеры протоптали тропинку для своей прогулки. А нам надо совсем в другое место! Навигатор показал, что мы отклонились от курса на 700метров. Трое связались и пошли уже вслепую, по навигатору, по пояс в снегу. Мы вчетвером – шли по их следам. Метель скрывала следы за считанные минуты, закрыла все опасные трещины, и наше продвижение было затруднено. Пересекали трещины, подмёрзшие лужи, трещавшие под ногами, ледниковые речки. Достигнув лагеря С1 уже в сумерках мы поставили палатку и залезли внутрь, чтобы отогреться. На мой вопрос к Яцухиро: «How are you?» он ответил: «Bad» и показал мне мокрую штанину и высотный ботинок с водой. Оказалось – он провалился в заполненную водой трещину. Я посочувствовал ему и пошёл набрать воды для чая. Оказался в другой трещине с водой. Там же набрал воды и пошёл рассказывать товарищам, что нам предстоит днёвка в следствии промокших ботинок.

Днёвка в С1 Хана

Наутро мы хорошо позавтракали, и весь день наслаждались солнышком. К вечеру предсказуемо пришла ОНА – туча и засыпала нас снегом. В полночь мы проснулись, стоял мороз, на что указывали яркие звёзды. В 2 ночи сошла большая лавина, где то там, куда нам предстояло идти. Позавтракав и собрав вещи мы вышли в 3 часа утра при свете налобных фонарей на тропу. Мороз стоял крепкий, наст хрустел под ногами, наша команда набирала высоту перешагивая через трещины ледника Семеновского.

Морозное утро на леднике Семеновского

Неминуемо приближалось «горлышко бутылки» (узкое место), слева висели снежные карнизы и поля пика Чапаева, справа – скальные карнизы пика Хан-Тенгри. Хотелось бежать оттуда поскорее, но кислорода было явно недостаточно для бега в неакклиматизированном состоянии. Мы ползли со скоростью усталой замёрзшей улитки, привалы были всё чаще...

И вот - вышло солнце... За 15 секунд температура сменилась с -20 на +20. Появилось ощущение микроволновки. Наверное так чувствует себя разогреваемая пища. Жар – отовсюду, организм не знает что с этим делать...
Затем я почувствовал, что не всегда понимаю, что я делаю, где я и вообще что происходит. Вовремя сориентировавшись, я принял решение идти на спуск, пока могу спускаться самостоятельно. Ребята пошли наверх, а я двинулся вниз. Через пару минут на том месте где мы разошлись сошла лавина. Я подумал о ребятах, они подумали обо мне. Все вышли на связь. Первыми появились австрийские ребята, отец с сыном, сообщили о сошедшей лавине и опасности для четырёх русских в том месте (Яцухиро тоже записали в русских). Затем, я сообщил на базу, что всё хорошо, лавина прошла стороной. И третьими вышли остальные участники, сообщили что у них тоже всё в порядке и они рады, что никого не зацепило.
На спуске в первый лагерь угодил одной ногой в закрытую трещину. Второй ногой упал на острый край и немного проехал. Повредил связку сухожилия под коленом и заработал опухоль от ушиба. Путь на базу занял 6 часов вместо положенных двух.

В палатке после спуска

На базе полежал в палатке четверть часа и понял, что встать на ногу не могу. Аваз, базовый врач, осмотрел травму, ничего страшного не обнаружил - ушиб. Через пару дней мог вполне сносно передвигаться. О восхождении не могло быть и речи, но вниз улетать не было никакого желания. Оставшееся время - бродил по леднику между промежуточными лагерями, учился ходить и чувствовать ледник. Облюбовал себе лагерь «Дикий» с его работниками Сашей и Викой.

Лагерь «Дикий»

На Диком было спокойно и легко, были потрясающие сны, цветные и реальные. Изредка возвращался на базу. На базе стало многолюдно, шумно и я быстро уходил в другое место.

«Купальщик»
Один случай про трекеров хотелось рассказать подробнее. Дело было между Комсомольским и Диким. Действующие лица: немецкие трекеры которых собрала вместе немецкая компания Diamir, 10 человек, носильщики (портеры) – 5 человек, гид – Данила, знающий дорогу абориген, австрийский гид Верена, говорящий по русски, и немецко-русский переводчик – Ольга (видимо на всякий случай). На вечернем сеансе связи Дмитрий Греков предупредил меня о плохом прогнозе погоды на вторую половину завтрашнего дня с просьбой - подогнать трекеров, чтобы они дошли до Дикого к обеду. Это всё было транслировано за ужином трекерам, вместе с решением раннего выхода на маршрут. Вышли утром в 8. Носильщики ушли своим путём, группа – своим. Данила первым, я – замыкающим. Лужица пару метров в диаметре покрытая льдом на пути. Все обошли её по камушкам сбоку, как это сделал гид Данила. Один трекер, существо мужского полу лет 45, наступил в неё – занырнул по шею и забарахтался в бодрящей воде. Вытащили – плачет.
Спрашиваю: - зачем наступил?
- хотел проверить как глубоко...
- ну проверил же, чего плачешь то?
- холодно,-отвечает.
Бабулька, трекер, лет под 80, садится рядом с ним и устраивает истерику по поводу того, что носильщики должны срочно принести «купальщику» его вещи иначе она с места отсюда не сдвинется (я так и не понял, что именно несли трекеры в своих рюкзаках, но вещей там не оказалось). Объяснил ей, что связи с портерами нет, и никто не знает где они находятся. Напомнил ей про прогноз погоды, добавил, что ЕЁ - настоящий снегопад с ветром, на этой высоте без палаток некоторые участники могут и не пережить – нифига, не унимается. Верена, надо отдать ей должное, каким то образом урегулировала этот вопрос. Купальщик в мокрых ботинках дошёл таки до лагеря. Вскоре по приходу на Дикий, пришла ОНА - начался сильный ветер и снегопад. Ночью ветер порвал на лоскутки 2 палатки. Снег погнул все дуги всех палаток. Утром я был разбужен холодной мокрой тряпкой у лица, спросоня подумал: «что за холодная жопа тычет мне в нос?!», но на поверку, холодная «жопа» оказалась прогнутой под тяжестью снега палаткой.

Утром после снегопада. Вид с ледника на пик Победы.

«Купальщик», видя снег поколено, выдал за завтраком гениальную идею: «вызывайте за мной вертолёт, в мокрых ботинках идти – опасно для жизни». Насмеявшись вдоволь я не стал ему ничего говорить )). В скором времени – сопроводил их до базы. Выдержка у гида была просто колоссальная. Я бы – точно напинал некоторым под зад, чтобы шевелили поршнями когда надо...
«Пролог»
На базе встретились с друзьями, много говорили, обменивались впечатлениями. Сергей с Володей варили изумительный кофе, Яцухиро говорил мало, но всегда по делу. Внутри было ощущение счастья, радости от нахождения именно здесь и сейчас. Редко бывает такое острое чувство сопереживания момента.

Человек и гора.

Через пару дней все члены нашей команды решили лететь вниз, надвигалась ОНА – непогода. Дмитрий Греков посоветовал улетать на пару дней раньше, потому как могло случиться то, что случилось – следующий борт прилетел лишь больше недели спустя.

45 минут полёта и мы в царстве зелени на вертолётной площадке в КарКаре.

Вертолётка

Глаза отвыкли от зелёного цвета. Первое время пугался мух – отвык от движущихся точек. На вертолётке нам предстояло находиться 2 дня, и мы, нечтоже сумняшеся, купили целого барана, по частям они не продавались. На следующий день были шашлыки, шурпа и баня.

Столовая в Каркаре

11.08. мы отправились в обратный путь.

Всем приятного отпуска!

Коротко могу сказать так – это была короткая полноценная жизнь. Я пришёл в неё не умея даже ходить, не имея ничего и не зная себя. А ушёл – с солидным багажом знаний, надёжными друзьями и уверенностью в себе и своих силах. Пришёл и ушёл – совсем разный человек. Познакомиться с самим собой - дорогого стоит.

С благодарностью ко всем, встретившимся на пути,
Шваб Евгений

В отчёте помимо моих фотографий, использовались фотоработы моего друга - профессионального фотографа