Байки про восхождения.

Пишет shelan, 03.11.2013 01:18

Как-то грустно стало на Риске.
Нашел свои записи с далекой молодости. Сначала решил подредактировать. Но, немного почитав, решил ничего не менять. Поэтому, кроме вступления, все, как и было написано 30 лет назад...
Однажды, в далеком 1983 году трое друзей, два свежеиспеченных третьеразрядника и один совершенно незнакомый с горами субьект собрались походить в Крыму. Маршруты разной сложности (как вы понимаете, для них это не имело принципиальной разницы). Что из этого вышло...

3 ноября 1983 года.

Сегодня отъезжаем в Крым. Едем втроем – я, Сергей и Саша. Рюкзаки уложены, снаряжение добыто с трудом, и сегодня ночью после занятий в институте, нужно попасть на поезд Минск – Симферополь. Мы с Сашей на вокзале, Сергей нас должен ожидать здесь, и билетами мы не запаслись, понадеявшись взять их в кассе перед отправлением. Ведь праздники еще не начались, желающих уехать много не должно быть. Входим в зал и видим, что мои надежды не оправдались. Огромная толпа народа, и все хотят уехать. Это первый удар. Ладно, Сергей идет перекурить, Саша становится в очередь, а я пытаюсь протолкнуться без очереди. Удар номер два. Когда я пробился к кассе, оказалось, что в нашем поезде нет общего вагона, на который мы рассчитывали. И остались только билеты в купе. Это большой удар по финансам. Берем купе, а что делать? Отчаянно ругаясь, идем к поезду и садимся по вагонам. Саше досталось ехать в одном вагоне, а нам с Сергеем в другом, но в разных купе. Для конспирации уславливаемся называть друг друга закодировано. Сашу называем Терентием, Сергея – Ферапонтом Кузьмичом, а меня Никитой. Меня через пару минут переименовали в Аристаха, решив, что Никита не очень звучит.

Купейный вагон, по моим соображениям, самый плохой вагон поезда. Мне досталось жить с моряком, его женой и долговязой девушкой. Все очень приличного вида. Ферапоше достались трое старичков, которые за время поездки с постелей не вставали, а соседей Терентия мы не видели. Он все время ошивался у нас. Принципиально не взяв постелей, мы завалились спать. Утром дверь моего купе открылась, и проводник торжествующе заорал: » А! Так вот кто постель не брал!» Я его крики проигнорировал, продолжая спать, и дверь закрылась.

После полноценного сна появилось желание поесть. Я разобрал рюкзак, достал котелок и пошел за кипятком. Заварил в котелке чай и поставил на пол в купе. Не на стол же его ставить, он же закопченный! Котелок в поезде – ошибка. Поезд пару раз болтануло и на полу образовалась лужа. Соседи, которые в это время пили чай принесенный проводником, смотрели на мои действия неодобрительно. Пришлось сходить за тряпкой и помыть пол в купе. Больше чай в котелке мы не заваривали, предпочитали заваривать прямо в кружках. Это удобнее. Чай пили много и подолгу, скрашивая однообразие поездки. Экономили на проводнице и вагоне – ресторане, пытаясь возместить ущерб, нанесенный принудительной поездкой в купе. Очень скоро мы нашли наше место в этом поезде. Дальше мы ехали на откидных стульях в коридоре. Играли в шахматы. Читали книги. Обедали. Так незаметно прошел день. Мы приезжали в 4 часа утра и не прочь были еще поспать. Терентий пошел в свой вагон. Так как его не было весь день, попутчики были удивлены его появлением. Вагон болтался и Терентий шатался. Спальник его был сшит на липучках и Терентий ожесточенно принялся его раздирать. Соседи затаились. И правильно сделали, что можно было ожидать от здорового парня, которого не было весь день, явился, шатаясь, и принялся рвать простыни?

5 ноября. Прибыли в Симферополь, оставили рюкзаки в камере хранения и пошли покупать обратные билеты. Кассы открывались только в 8, немного пошатались по городу, потом сели у касс и к моменту открытия были первыми. Билеты достались в плацкарте, нас опять обидели, не дав нам ехать в любимом общем вагоне.

Сели на электричку и поехали в Севастополь. Там купили хлеба и отправились на автобусе до Мелласа, следующая остановка после Фороса. Впрочем, водитель, такой негодяй высадил нас на километр раньше, чем надо было. Как добраться до нужного места мне написала Оля, подруга из Зеленограда. Но мы предположили, что найти нужное место будет непросто, оставили Терентия сторожить рюкзаки, а сами налегке пошли вверх. Нашли знакомых из Зеленограда, Пашу и Володю с которыми были в горах. Оли еще не было, должна была приехать ночью. Спустились за Терентием. Спуск прошел быстрее подъема, только Ферапонт пошел напрямик через лес. Лесом растительность в Крыму назвать трудно, все поросло корявыми кустами с колючками. Продираться через них сущее мучение. Напрямик ходить не советую. Но мы продрались. Стояла прекрасная летняя погода. И хоть было начало ноября, мы одеты были в майки.

С рюкзаками преодолели крутой подъем и встали рядом с зеленоградцами. Терентий все время на подъеме вырывался вперед. Когда пришли, я приподнял его рюкзак – да, мы его явно недогрузили.

Быстро стемнело, устраивались уже в темноте, занимались приготовлением ужина. Долго сидели над газовой плитой, и ждали пока закипит вода. Поднявшийся ветер сдувал все тепло с кастрюли. Наконец общими усилиями удалось сварить вермишель. Только ее оказалось слишком мало для хорошего сытного ужина. Сильно горевать не стали и завалились спать. Известно, что один час сна заменяет полкартошины.

6 ноября. Спали вволю. Темнело рано, поэтому мы никогда позже 22-00 не засиживались, и вставать рано тоже не спешили. Отоспались за эту поездку сколько хотели. Приготовили завтрак, поговорили с Олей, приехавшей ночью. Она повела своих новичков заниматься на скалы. Мы позавтракали, взяли веревки, и пошли к скалам.
Поднялись по тропе и встретили группу, надевавшую обвязки у начала маршрута. Они поинтересовались у нас, куда мы собрались. Очевидно, решили, что мы тоже хотим лезть по их маршруту. Но мы их попытались успокоить, сказав, что мы просто хотим полазить с верхней страховкой. Нам нужно было найти хорошую скалу, где можно было повесить верхнюю страховку. Они нам ничего не смогли посоветовать, и вообще держались настороженно. Они не поняли, что мы вообще эти скалы видим впервые, и потому ничего здесь не знаем. В горах не принято ходить, не зная дороги, но надо было с чего-то начинать, а водить нас здесь никто не собирался. И мы пошли вверх и вправо искать место тренировки.
Постепенно по некрутым скалам поднимались все выше, и вышли к группе зеленоградцев. Они лазили с верхней страховкой, и места возле них не было. Мы полезли выше. Я шел налегке, Ферапонт нес рюкзак со снаряжением. Я полез в разведку, огибая выступ скалы слева, а ребята пошли потихоньку вправо. Вскоре я оказался высоко над ними. Перешел вправо и нашел неплохое место. Страховаться можно было за крепкое дерево, росшее на площадке. Одно смущало, что мы находились как раз над зеленоградцами. Поэтому я перешел правее и вылез на еще один выступ скалы. Уселся на нем, свесив ноги, и крикнул Ферапонту, чтобы он подносил снаряжение. Ферапонт долго надевал обвязку, собирался, а я в это время обозревал панораму района с высоты.
Ферапонт подошел к месту, выбранному мной ранее, и я вернулся тоже туда. Решили аккуратно полазить, следить, чтобы не зашибить зеленоградцев. Терентий все это время послушно сидел внизу и ожидал нас. Мы повесили страховку, дюльфер и я спустился к Терентию. Причем, спускаясь, я сыпанул дождиком камней по зеленоградцам.
Они увернулись и что-то недовольно забубнили. Разобрать было трудно, но догадаться о смысле было легко. Я дал Терентию страховку и запустил его вверх. Терентий мужественно полез, шугая камнями зеленоградцев. Они разбежались по сторонам, и некоторое время их не было видно. Я прицепился к дюльферу и тоже полез вверх. Вскоре я обогнал Терентия и вдвоем с Ферапонтом помогал ему советами. Потому как Терентий застрял в щели и никак не мог вылезть. Вдобавок у него все время с ног спадали тапочки. Пришлось ему кинуть дюльферную веревку и он, цепляясь за нее, все же вылез. При этом кряхтел и громко ругался.
На площадке он немного отдышался и заявил, что он первый раз в горах и этого подъема никогда не забудет. Мы посовещались и решили уйти в другое место, чтобы не кидать камнями в людей. Да и камешки были мелкие, но не хотелось ссориться. Хотя половина всех камней слетала от веревки, вроде и независимо от нас. Организовав перила, мы перешли на второе разведанное место. Здесь, организовав страховку, стали заниматься, никому не мешая. Я страховал, Ферапонт полез вниз, а Терентий мрачно сидел рядом и пытался выяснить, как мы отсюда спустимся. Я его успокоил, сказав, что все идет отлично. Но он еще не очень верил в наши и собственные возможности.
Поднялся Ферапонт, и мы решили спустить Терентия вниз, чтобы он сидел, наблюдал и учился, как надо лазить. Ферапонт оборудовал страховку для него, пристегнул его к дюльферу карабинным тормозом и спихнул вниз. Я думал после первого подъема и общего упадка настроения Терентия трудно будет заставить спуститься вниз на карабинном тормозе, особенно по вертикальной стенке. Но все прошло благополучно.
Терентий медленно, но верно достиг заданного места. Затем я спустился к нему, и мы полазили вверх-вниз. Терентий явно делал успехи. Впрочем, это не мешало ему постоянно твердить, что он ни за что не залезет наверх и отпускать непечатные выражения в адрес своих тапочек. Тапочки сваливались с ног постоянно. Я сидел под деревом на самостраховке, а Терентий улез в очередную щель. Вдруг послышался крик Ферапонта: »Камень!». Я вжал голову в плечи и выставил навстречу камню шлем. Камень величиной с кирпич со свистом саданул по дереву в метре выше моей головы и ушел с грохотом вниз. Я беспокойно заерзал под деревом. Место, с точки зрения безопасности не было идеальным. Когда я лез вверх, еще один камень, спущенный веревкой, шмякнул возле пальца, рикошетом свистнул возле уха и полетел дальше. Мы еще немного полазили, но вскоре нам надоело. Времени уже было много, и мы решили спускаться вниз.
Тут Терентий понял, что спускаться вниз гораздо легче, чем лезть вверх. Мы вешали веревки на дерево, несколько дольферов и мы внизу. Мы с Терентием рассчитывали хорошо перекусить и, поджидая Ферапонта, радостно потирали руки. «Ну, доставай перекус!»- потребовали мы, когда он спустился вниз.
- Какой перекус?- презрительно посмотрел Ферапонт на нас,- А кто его брал?
Это заявление ошарашило нас и на душе стало пакостно. Я еще немного на халяву полазил по веревке зеленоградцев, пока Ферапонт с Терентием перекуривали и мы пошли на стоянку. Здесь мы долго не задержались, перекусили и побежали вниз на море. По дороге мы встречали еще группы, приехавшие сегодня. Местечко обещало быть людным.
Быстрый спуск вниз и мы у моря. Вода оказалась теплой и мы, немного остыв, искупались. Точнее окунулись и выскочили на берег. Все же ноябрь. На берегу сидел рыбак в телогрейке и неодобрительно посматривал на нас. Подъем наверх занял чуть меньше часа и на стоянку мы пришли в сумерках. Приготовили ужин, немного попели песни у зеленоградцев и завалились спать. Я лег последним, так как переписывал отчет по единичке на Кильсе-Бурун. Мы решили идти ее послезавтра, а завтра обучить Терентия приемам хождения по перилам. Чтобы он тоже мог пойти с нами.

7 ноября. Праздничное утро, на душе было светло и празднично. Я немного покричал праздничные лозунги. Соседи - зеленоградцы подозрительно поглядывали на нас и нашего энтузиазма не поддерживали. Пока готовился завтрак, я дописал отчет, скопировал еще на всякий случай план единички «Замок по интегралу». Не спеша покушали, собрались, на этот раз захватив перекус, и пошли на скалы.
План действий был прежним. Но теперь мы пошли не направо от тропы, а налево. Вскоре нашли подходящее место, не слишком сложное и вполне подходящее для тренировки. Повесили верхнюю страховку, а для Терентия организовали вертикальные перила, и он лазил по ним вверх-вниз.
Мы в это время с Ферапонтом попеременно лазили с верхней страховкой. Пригревало солнышко, мы разомлели и нам больше хотелось страховать, чем лазить. С места страховки была видна дорога. Ближе к полудню подъехала машина, и какой-то мужик в мегафон стал орать снизу, чтобы спустились руководители групп. Видно к нему мало кто спустился, потому что он время от времени возобновлял свои крики. У нас не было руководителя, и мы не собирались спускаться. Рядом лезла группа москвичей, и они тоже не стремились вниз. Так мы и висели гроздьями на стене.
Мужик разорялся внизу пару часов. Мы к нему привыкли. Под конец он стал орать, что снимает палатки. Это нам не понравилось, в нашей палатке лежала германская веревка, и мы не хотели, чтобы она пропала. Так как нам уже надоело лазать по одному и тому же маршруту, мы решили перевесить веревку. Мы ее перевесили, и так как внизу не успокаивалось, там ходили группы людей, подъезжали и отъезжали машины, то Ферапоша пошел посмотреть, что там такое.
Он ушел, а мы с Терентием немного передохнули. Потом я стал страховать Терентия, и он полез по новому маршруту. Я его страховал сверху и немного сбоку. Терентий все никак не мог вылезть наверх, и я ему сказал, чтобы он подлез ко мне, а не лез прямо вверх. Маршрут ко мне был гораздо проще, но получался довольно большой маятник в случае срыва, и для прохода нужно было дать слабину веревке, так как она не тянулась из-за трения. Вот Терентий вылез на всю веревку, дальше она не тянулась, зацепившись за выступ.
- Перебрось веревку,- сказал я ему.
Он вяло ее подергал, стоять ему было неудобно.
- Сейчас свалится…,- подумал я.
Терентий резко дернулся вверх. Веревка спружинила, и дернула его обратно. Бедный Терентий полетел маятником вдаль. Полетел бесформенным мешком, и конечно шлепнулся ногами и руками об противоположную скалу. Он висел на веревке, горестно пыхтел и смотрел на меня грустными глазами.
- Ну, как дела?- участливо спросил я.
- Вниз спускай,- отвечал он.
Я его спустил,- Еще полезешь?
- Нет. Что-то нехорошо мне,- отвечал он.
На страховку его в таком состоянии никак ставить нельзя было, и я, сняв веревки, спустился вниз. Ничего серьезного с Терентием не случилось, ободрал коленки и локоть. Собрались и пошли на стоянку.

Там нас ожидали неприятные новости. Приходили лесники, сняли одну палатку у зеленоградцев и забрали ее. Теперь они сворачивались и переходили в другое место. Это было плохо. Переезжать за ними очень не хотелось, нас они и не звали, а без них мы оставались вообще без какой-то поддержки. Ферапонт уже приготовил ужин, оставалось вскипятить какао. Мы поужинали, и стали тоже сворачиваться. Ферапонт собрал рюкзак, а я снял палатку, и вместе с вещами закрутил в большой куль. По лесу с вещами бродить не хотели, и я с Ферапонтом пошел поискать другое место, а Терентий остался сидеть над какао.

Ходили долго по лесу, все никак не могли найти что-либо приемлемое. И, наконец, нас выловили лесники. Они были с милицией и наделали много шуму. Я сунул свой куль под дерево. Уже были сумерки, и они его не заметили. Они стали кричать нам, чтобы мы выходили на дорогу и садились в автобус. И требовали документы. Документы мы не дали и сказали, что без Терентия не уедем. Пошли все вместе за Терентием. Терентий стойко сидел над какао и ухом не повел, когда на него набросились милиционеры. Он сказал им, что сам майор милиции. В это время лесники заметили еще не ушедших зеленоградцев и побежали за ними. А мы, схватив оставшиеся вещи, убежали вниз, в кусты. При этом Терентий перевернул кастрюлю, и мы остались без какао. За нами убежали и зеленоградцы. Мы затаились за камнями. Так мы посидели некоторое время, пока все не утихло. Тогда я с Ферапонтом пошел на поиски своего куля. Куль благополучно нашли и разведали обстановку. Лесники уехали, облава вроде кончилась.
В это время Терентий сидел за камнем и развлекался тем, что пугал шаставших по лесу в темноте зеленоградцев. Заслышав шаги, он громко требовал подойти и предъявить документы. Никто не подходил, все убегали.

Лесники окончательно испортили нам праздник. Мы обиделись, стали на бугре, на самом видном месте и развели большой костер. К костру время от времени подходили разбежавшиеся люди, которые искали друг друга. Мы их поили чаем и объединяли, примерно представляя, кто где. Так мы нашли сбежавшую огромную компанию зеленоградцев. Их песни невесело звучали. Я напоследок поговорил с Олей, получил инструкции по завтрашнему восхождению. Утром они уехали на другое место, и мы их больше не видели.

8 ноября. Утром стали решать куда перебраться. Здесь оставаться было нельзя, слишком заметно. И уходить далеко от скал и колодца с водой не хотелось. Еще раз, обследовав окрестности, я нашел маленький пятачок для палатки и между камней место для очага. От дороги это место было закрыто бугром и выступающей скалой. С другой стороны площадка кончалась обрывом. Костра ниоткуда не было видно, только если выплыть в море.

Позавтракали, спрятали вещи под камни, и вышли на покорение Малого Кильсе-Буруна. Подход под него подсказал мужик сидевший у дороги. Маршрут начинался щелью. Немного поднявшись, решили связаться веревкой. Я осмотрел свои вибрамы и решил галоши пока не одевать. Вчера, с этой беготней по лесу, я вступил во что-то нехорошее, и от них дурно пахло. Не хотелось их в таком виде совать в рюкзак. Решил, что на единичку залезу и в вибрамах. Щель становилась все круче, и решили идти с попеременной страховкой. Ферапонт полез первым. Он прошел веревку и организовал перила. По перилам пошел Терентий, толкая перед собой схватик и опираясь о стенки узкой щели. Под рукой у него обломился кусок дерева, небольшое бревнышко. Терентий посмотрел на него, сказал: « У, … !» и швырнул его вниз. Бревнышко поскакало по узкой щели, отскакивая от одной стенки к другой, и метнулось прямо в меня. Я едва успел увернуться, хорошо самостраховка была длинная, позволила отклониться. Вылезли из щели на некрутую полянку. Прошли ее и опять полезли вверх. Так и шли мы с попеременной страховкой. То Ферапонт шел первым, то я. А Терентий сновал между нами. Только и слышалось среди гор: « Запускай Терентия!»

Шли мы вверх очень медленно, так как все время останавливались и сверяли маршрут с описанием на бумажке. И чем выше мы поднимались, тем меньше местность совпадала с нарисованной в описании. Наконец мы уперлись.
До вершины было максимум две веревки, но везде было круто. Мы совершенно запутались и не могли понять куда идти. Решили сделать траверс вправо и там посмотреть возможность подъема. Ферапонт ушел вправо на всю веревку и что-то там долго стучал молотком, нам с Терентием надоело ждать. Наконец он принял Терентия, и я подошел к ним. Они сидели на краю скалы, прилепившись к маленькому кустику. Меня они к себе не пустили, а отправили дальше. Я вышел на небольшую площадку и организовал там страховку. Пришел ко мне Терентий в явно подавленном настроении. Похоже, он потерял веру в то, что когда-либо опять попадет живым на ровное место. Он уперся руками в стену и сказал: « Все, делайте со мной что хотите, слова не скажу и с места не сдвинусь!»
Но нам самим ничего с ним делать не хотелось. Дальше Ферапонт зашел на следующую площадку выше и сказал, что дальше не пройдешь, куда мы собирались идти. И они с Терентием обосновались крепко возле росшей на площадке сосны. Я к ним подошел и увидел, что действительно, идти туда совсем не хочется. Если пойдешь, то придется выписывать кренделя над пропастью. А до вершины было рукой подать. И так надоело это выискивание дороги, что я решил кинуть это дело и вылезти на вершину прямо в лоб. Там была практически вертикальная скала, но с хорошими зацепами. И я полез наверх.
Пролез пару метров и понял, что назад пути нет. Моя правая нога начала дрожать крупной дрожью, и я почувствовал себя неуверенно. Я очень пожалел, что полез в вибрамах, а не в галошах. И боялся, что кончатся зацепки, и я застряну на скале. Потому что, застряв на скале, долго не протянешь. Чем дольше висишь, тем меньше шансов вылезти, так как силы тают, буквально за секунды. А потом будет срыв. А при срыве мои шансы выжить малы.
Осознав все это, я буквально пробкой вылетел наверх. Дальше на вершину вел простой кулуар. Радостный, что избежал смерти, я вышел на вершину и очень удивился.
Потому что вершины не было. До горизонта простиралось поле. А горы представляли собой обрыв над морем. Но удивляться было некогда. Я закрепил веревку за камень и крикнул, что можно запускать Терентия. А сам уселся довольный над веревкой. На перилах сидеть вверху – как с удочкой над речкой. Что там внизу делается не видно, и можно только догадываться по дерганью веревки. Веревка натянулась и подергалась. Снизу слышалось что-то невнятное, а Терентия все не было. Я понял, что он там испытывает затруднения.

Из соседнего кулуара вылезли две девочки и стали прыгать и кричать ура! Они прошли единичку «Замок по интегралу». Потом они смотали веревку, и пошли искать спусковой кулуар. А Терентия все не было, и веревка перестала дергаться. Но вот она снова задергалась мощными ровными рывками, и мне подумалось: « Терентий явно делает успехи, здорово мы его научили!». Но вылез не Терентий, в Ферапонт. Оказалось, Терентий не смог вылезть, и Ферапонт оставил его внизу, пообещав ему вытянуть его на веревке. Конец веревки мы привязали к дереву и стали тянуть вдвоем. Но что-то не тянулось. Тогда я спустился к обрыву и смог докричаться да Терентия.
-Ты там живой?- спросил я.
-Живой.
-К веревке прицеплен? Не отвязался?
-Прицеплен.
-Что-то не тянется, ты там от дерева отвязался?
-Нет.
-Так давай отвязывайся, мы тебя сейчас вытянем.
Мы потянули, но Терентий все равно был слишком тяжелый. Мы его вытянули только тогда, когда он стал нам немного помогать, а не висеть кулем. Когда мы его вытянули на поле, он стал ходить кругами в восторге, не находя себе места, иногда падал на колени и бил руками об землю.

Немного передохнув и перекусив, мы пошли искать место спуска. Обошли несколько кулуаров, но все было не то. Наконец, вроде нашли кулуар, по которому была натоптана тропа. Побежали вниз. Темнело. Сначала легко шли по тропе, и вдруг спуск закончился крутым обрывом. Так не хотелось снова надевать обвязки, разматывать веревки, но по-другому не получалось. Наступила полная темнота. А в темноте мы стали отрабатывать спуск дюльфером. Мы цепляли веревку за дерево, Ферапонт спускался вниз, находил на склоне очередное дерево, делал станцию. Потом запускали Терентия, последним спускался я, мы продергивали веревку, и так раз за разом. На спуске я заехал Терентию камнем по спине, чтобы впредь бревнами не кидался. Терентий только ойкнул. В темноте далеко под нами горели огоньки дома отдыха на берегу, чернело море, а дальше горели звезды в небе. Свет фар проезжавших по шоссе машин иногда подсвечивал нам, и тогда мы могли разглядеть друг друга. Так спускались, пока Ферапонт не вышел задом на шоссе. Под ногами была твердая земля.

Вернулись на стоянку, все было на месте, ничего не пропало. Потом мы узнали, что лесники опять делали облаву, но наших вещей не заметили.

9 ноября. Сегодня Терентий заявил, что у него день отдыха, и он идет купаться в море. А мы с Ферапонтом решили сходить «Замок по интегралу». В этот день шоссе было пустым, и мы долго искали начало маршрута. У нас был только рисунок без описания. И все было так непохоже.… Решили подойти ближе к скалам и посмотреть оттуда. На скале висели какие-то люди но, сколько мы им не кричали, они не отзывались. Мы еще подошли выше и увидели тройку девушек. Мы подошли к ним и выяснили, что они идут единичку, а как называется, не знают. Нас устраивала единичка, поэтому мы не спеша, надели обвязки и пошли вслед за ними. Они иногда сыпали по нам мелкими камешками, но мы удачно уворачивались. В одном месте я шел последним и оперся о лежащее бревно. Бревно поехало вниз, потом начало скакать, только щепки от него полетели, все закончилось грандиозным обвалом. На ключевом участке шедшая впереди девушка предупредила о лежащем живом камне. Пока я дошел до этого места, я успел забыть о предупреждении. И вывалил камень величиной с блок из десятка кирпичей себе на ногу. Ногу успел отдернуть и камень, вскользь шморгнув по ней с грохотом ушел вниз. Хорошо, что за нами никто не шел.

Так за этими девочками мы и вылезли наверх. Они успели снять обвязки и собирали шиповник.

Перекусив, мы уже собирались идти вниз, но девочки нашли пару шампиньонов. Я взял мешочек и пошел тоже собирать грибы. Наткнулся на целую семейку под кустами. Собрал их и мы пошли искать спусковой кулуар. Вчера в сумерках, как оказалось, мы проскочили мимо него. На этот раз мы без приключений ногами спустились вниз и девочки нам показали маршрут «Труба» второй категории сложности. Я его зарисовал с натуры. А также они нам насыпали шиповника для компота. Такие девочки приличные оказались. Вечером ели очень вкусные жареные грибы, запивали компотом. Я с Терентием играл в шахматы, а Ферапонт травил нас турецкой музыкой из приемника. Оттуда все время неслось: » Алла, мулла….»

10 ноября. Сегодня решили сходить на вчера показанную двойку. Терентия предусмотрительно оставили дома, вручив ему кинокамеру, и попросив снять нас, когда мы будем на стене. Подошли под маршрут, и там оказалась куча народа. Поэтому мы встали в очередь и закурили. Решили ждать пока они отойдут подальше. Хоть и не спешили, но на второй веревке мы их опять догнали. Шли трое ребят из Киева, ту же двойку, что и мы. Шли они очень медленно, колотили крючья через каждые пару метров. Приходилось все время ждать. Коротали время за разговорами с этими ребятами. Внизу видели Терентия, он ходил по шоссе и высматривал нас. Вокруг него крутилась какая-то ворона. (Это как он сам выразился потом! На самом деле, вроде, приличная девушка.) Подошли к ключевому участку. Перед ним просидели на площадке около часа, киевляне его долго проходили. Налетел туман, скрыл от нас Терентия, стало сыро и холодно. Наконец Ферапонт ушел вверх и организовал страховку. По щели выпало идти мне. Участок дался мне с трудом. Вертикальная щель, я полез по внутреннему углу. Замерзшие руки держали плохо, хотелось еще глубже залезть в щель. Я залез и конечно застрял в ней. Вниз не хотел, а вверх не мог. Отпустил руки и ноги и повисел распершись в щели животом. Отдохнул, и смог, наконец, достать до зацепки. Дальше дело пошло легче. Пройдя щель, принял Ферапонта, и он ушел в так называемую «трубу». Это вертикальная пещера, выводящая наверх. Там очень узко, вот это и называется – залезть без мыла…

Мы вышли наверх, погода испортилась. Свистел ветер с дождем. Мы быстро сбежали по уже знакомому кулуару и оказались на стоянке.

11 ноября. С утра Ферапонт поздравил меня с днем рождения и потребовал подарки, так как они помнят об этом событии. А я подарил им восхождение «Замок по интегралу». Мы провели Терентия по уже знакомому маршруту и все трое остались довольны. И даже Терентий получал удовольствие от качественного прохождения. Наверху была хорошая погода, и мы под кустами опять насобирали мешочек грибов. После дождя их высыпало много.

Вечером нажарили две сковороды грибов. К девяти вечера я пригласил Ферапонта с Терентием на торжественное застолье. Приятно посидели у костра, попили шампанского и легли спать. Вставать решили в 5 утра, чтобы к 7 быть на остановке. Завтра уезжали в Минск. Ночью пошел дождь со снегом. Мы подмокли, и сильно. Дождь иногда переставал, но потом начинался с новой силой. В 3 ночи проснулись и больше не спали. Не замок только Терентий – спал посередине.

Вниз к остановке спустились очень удачно. В темноте и наугад, этой дорогой раньше не ходили. А попали прямо на остановку. И долго ждали автобуса. Потом почти день добирались до Симферополя. По дороге заехали в Бахчисарай, посмотрели ханский дворец, закусили чебуреками. Чуть не опоздали на электричку. Но благополучно и своевременно вернулись в Минск.