Турочак новый скалолазный, альпинисткий район на Алтае.

Пишет terkin, 25.04.2014 12:57

Турочак новый скалолазный, альпинисткий район на Алтае. (Альпинизм, arctexyx, терехин василий, иконостас, новые маршруты, krukonogi.com, скалолазание, альпинизм)

Информация для тех, кто собрался ехать и тех кому просто интересно.

На самом деле, НОВЫМ этот район можно назвать только с некоторой оговоркой. Поскольку лет 40 назад тут даже проводился чемпионат Алтайского Края по скалолазанию. Однако соревновательная традиция тогда не прижилась. Поскольку район, удален от Барнаула и работ по организацию соревнований было больше, чем в уже обжитой на тот момент Усть-Семе. Лазали тогда только с верхней страховкой, поэтому следов скалолазов прошлого столетия почти и не осталось. Находил несколько старых крючьев на Иконостасе, собственно и все.

Как добраться:

Доехать до Турочака можно на машине - 140км асфальтированной дороги от Горно-Алтайска. Дорога неплохая, но уж очень извилистая. Дорога от Бийска (240км) при средней скорости займет 3.5-4.5 часа. Можно добраться и на автобусе, но это неудобно. Из Горного в Турочак автобус ходит дважды в день утром и вечером.

Скала Иконостас находится в 15 км за Турочаком, 10км асфальта в сторону села Усть-Лебедь, дальше по мосту через р.Лебедь и еще 5 км грунтовой дороги. В этом месте дорога вслед за рекой делает поворот, и с правой по ходу стороны возвышается массив высотой 90 метров, мимо не проскочить.

GPS-координаты всех массивов:
• Грот N 52 15.794; Е 87 06.812
• У озера N 52 15.818; Е 87 07.145
• Китайская стена (мультики) N 52 15.906; Е 87 06.719
• Иконостас N 52 19.807; Е 86 59.243
• Новый массив (за Иконостасье) N 52 20.499; Е 86 57.794

карта Турочака

Скалы:

Несколько массивов находятся в самой деревне, есть скалы и за ее территорией, например Иконостас.
В деревне порода – граниты с очень крупными кристаллами. Для таких пород характерен бедный рельеф, лазание в основном по щелям и катушкам (много катушек практически без рельефа). Очень похоже на Красноярские граниты, только еще крупнее.
Однако есть здесь один сектор не характерный для гранитов – «Грот». Высота грота «в холке» 10м, ширина 15м, над гротом еще 8м вертикали. На потолке самого грота имеются зацепы, что и позволило сделать несколько маршрутов.
На Иконостасе порода совсем другая. Это гранит с очень мелким зерном, он создает хорошее трение и «не убивает» пальцы. Рельеф своеобразный, много всяких углов и отколов, лазание интересное, не стандартное. Это и не традиционные для Сибири известняки с их микрухами, и не красноярские граниты с их щелями. Мне почем-то напомнило песчаник, хотя я отродясь по песчанику не лазал.

Маршруты:

Сектор Грот:

GPS координаты: N 52 15.794; Е 87 06.812

1. Начало – 6b/6b+ , 17м, 9 болтов
2. Место для шага вперед - 7b, 14м, 9 болтов
3. Выкрутасы - 7с, 18м, 11 болтов
4. Крапа – 5с+, 8м, 5 болтов
5. Ляпа – 6а, 8м, 5 болтов

Массив в котором находится грот у местные называют «камнем любви». Если подняться над гребень над гротом и посмотреть на массив «китайская стена», то там как раз и можно увидеть любовь.

Пробивка маршрута "Выкрутасы"

Маршрут "Ляпа"

Китайская стена

GPS координаты: N 52 15.906; Е 87 06.719

Три мультипича пробитых осенью 2012г командой новокузнецких девушек под руководством Проскурина Сани. Проведена огромная работа по очистке скал от мха и гранитной шелухи. Длина маршрутов около 60ти метров, по три питча каждый. Все станции оборудованы цепями и дюльферными карабинами. Сложность лазания со слов авторов 5с- 6а, правда я лазал только левый и последний питч мне показался немного сложнее.
Если пойти вдоль Китайской стены дальше, то примерно через км на берегу реки, будет еще один массив. Но подготовленных маршрутов, там пока нет.

У озера

GPS координаты: N 52 15.818; Е 87 07.145

На фотках сектор смотрится очень красиво, но когда начинаешь его изучать более детально, то становится ясно, что рельефа для создания чистого маршрута местами не хватает. Поэтому до пробивки руки пока не дошли. Подъехать посмотреть стоит однозначно, место красивое, если немного прикрыть глаза на мусор. Массив находится в 5ти минут ходьбы от Грота.

Иконостас

GPS координаты: N 52 19.807; Е 86 59.243

Иконостас – это отвесный скальный массив, сложенной из каменных базальтовых плит, восьмидесятиметровой высоты, нависающей над Бией в 7 км ниже села Турочак. По одной из версий Иконостасом это место называют потому, что плиты, из которых сложена скала, напоминают церковные иконы. По другой потому, что посредине 80 метровой гранитной скалы выдолблен огромный барельеф Ленина.

На данный момент на массиве подготовлено 7 скалолазных маршрутов, один мультипич для ТРЕД лазания (пробиты станции), пройдена одна ИТО линия (станций нет, все на своем железе).

Скалолазные маршруты с права на лево:

1. На Кураже - 6с (7а - еще одна оттяжка выше цепи)
2. Эффект Йо-Йо - 6b+ ( станция общая с маршрутом №3 )
3. Босиком по мостовой – 6b (крайне внимательно с последней оттяжки, возможно падение на полку)
4. Дай Жару! – 6c/7a ?
5. Лебедь – 7а
6. Мир Труд Апрель – 6b ? (первая веревка Тред-мультипича)
7. Вамху (Курган-КВН) – 6с ?

Все маршруты длинной 20-25м, на некоторых 50м веревки хватает в натяг, станции оборудованы спусковым рапидом.

Два пройденных маршрута. Слева "Все идет по плану", справа "Мир Труд апрель"

Две линии под Тред. длинна каждой 60м. Пока не пройдены. Требуют небольшой чистки.

Категории ВСЕХ маршрутов ОДНОЗНАЧНО требуют уточнения!!! Поскольку оценены только мною.
Если проехать за Иконостас еще 5 км, то справа от дороги встретится еще один массивчик максимальной высотой около 60м. Пока маршрутов на нем нет, но возможно скоро появятся.
Новый массив (за Иконостасье) N 52 20.499; Е 86 57.794

Вообще Иконостас мне очень нравится, там интересный и нестандартный рельеф, лазание по которому заставляет подумать и поискать подходящие энграммы. На высокой части массива можно проложить не менее восьми трехпитчевых маршрутов, как лазовых, так и ИТОшных. Считаю Иконостас прекрасным полигоном для скального альпинизма.

В скором времени будем проводить в Турочаке фестиваль альпинизма. Который будет включать в себя скалолазание, тред лазание и альпинизм.
К сожалению, сейчас пробивка массива осуществляется только собственными силами и за собственные средства. В итоге учитывая удаленность района, скорость работы крайне низкая. Но я не унываю, как говорится «тише едешь….». В связи этим хочется сказать огромное спасибо тем, кто меня поддерживает, это компании:

Кусоч для интересуешься

Сказка об Иконостасе:

Давным-давно, во времена СССР, жил некий свободный скульптор (художник). Он, как тогда и было заведено, сидел за политические преступления. И вдруг ему предложили такую альтернативу: увековечь вождя – и все, свободен. А скульптор-то наш по совместительству был еще и альпинист не слабый. Он и предложил вариант выбить барельеф посредине скалы. Сколько лет ушло на работу история умалчивает, но, глядя на масштабы действа и чистоту обработки (отполирован он просто как «яичко»), кажется не меньше 5 лет. Естественно работать нужно было ручным инструментом, без применения техники, иначе смысл терялся.

Это все сказка, которую я собственно сам и додумал. А вот что я нашел в Сети.
Барельеф Ленина на скале Иконостас создал в середине прошлого века, вскоре после Великой Отечественной войны, турочакский учитель и комсомольский работник Иван Сычев.
Тяжело заболев, он решил оставить о себе память и, соорудив небольшую площадку из досок, опустил ее на веревках до середины скалы. Он работал на ней в течение нескольких недель. Изначально на гранитных плитах Иконостаса были два профиля - Ленина и Сталина, совмещенные на фоне знамени. После смерти Иосифа Виссарионовича и разоблачения культа личности неизвестные активисты сточили профиль Сталина, оставив Владимира Ильича в гордом одиночестве.Уникальная скала ныне охраняется государством, так что "Имя Ленина, его дело, труд и учение" имеют шанс жить если не вечно, то очень долго.

Альтернативная версия:

1. Никакого Сталина Сычёв никогда не рисовал и не выбивал.
2. Работу он выполнил за ДВА года-1957 и 1958.
3. Площадка, на которой находился Иван была из досок, лежащих на вбитых в скалу металлических стержнях(стержни остались ,их хорошо видно на фото).
4. Иван действительно был секретарём райкома ВЛКСМ, но в 1956 году у него проявилось психическое заболевание, что и сподвигло его на данный "подвиг".
5. Вначале он просто нарисовал Ленина, затем выбил только контур портрета, и лишь после этого ушёл пешком в Новокузнецк (тогдашний Сталинск), где запася инструментами для обработки гранита, после чего приступил к основной работе, которая заняла 2 года из-за множества переделок ,вызванных "сколами" камня.
Будучи психически больным человеком, он написал на скале множество бессмысленных надписей и рисунков. Турочакский райком КПСС решил впоследствии убрать эти надписи и рисунки, для чего были наняты местные жители братья Гурские, слывшие в районе бесстрашными. Однако им неудалось этого сделать. Через много лет, учитывая огромный поток туристов, проезжающих мимо скалы, Алтайский райком КПСС стал искать альпинистов, способных сделать эту работу, и нашёл их в Алтайском мединституте. Альпинисты мединститута убрали эти надписи(сожгли краску паяльными лампами и соскоблили затем металлическими щётками), и обновили краску на флаге и надпись у барельефа, поэтому они так "свежо" смотрятся и поныне....
Что касается судьбы Ивана он скитался по "психушкам", потом жил в Турочаке. В 80х годах он нарисовал сатирическую стенгазету с непристойными картинками и непристойным текстом (вот кусочек текста-"сука,блядь,амбарная крыса Саламаткин"...) и повесил в вестибюле райкома КПСС-газета провисела около НЕДЕЛИ. и никто её не убрал, потому ,что не читали, и проходили мимо....Обнаружил это только какой-то случайный человек, убивающий время в вестибюле, ожидая какого-то чиновника...Через некоторое время Сычёв ночью разукрасил фасад райкома КПСС огромными фашистскими знаками, непристойными надписями, за что был надолго помещён в психушку. Дальнейшая его судьба скрыта во мраке.

Выдержка из прошлогодней статьи

Весной, после ледолазного сезона, хотелось поскорее повесить тяпки, фифы, кошкоботы на гвоздь и начать лазать руками. Хотя сибирская погода редко позволяет лазать руками раньше мая, в этом году удалось открыть сезон в середине апреля. За две поездки в Турочак было пробито несколько скалолазных маршрутов в самом селе и на массиве Иконостас. Плюс пройдено два «альпинистких» маршрута на Иконостасе. «Альпинистских» в кавычках, потому что перепад высоты всего 80м, но это уже не просто скалолазание, скорее подойдет Тред.
Маршрут «Мир Труд Апрель».
Пройден связкой Терехин - Трещев. Три питча: 1) 25м - 6а 2) 28м – 6с\7а 3) 17м - 6а. Маршрут пройден свободным лазанием кроме одного участка в начале второго питча (взялся за оттяжку). Есть желание повторить полностью и чисто. Станции оборудовал шлямбурами, есть дюльферные рапиды. Очень рекомендую маршрут, лазание интересное, разнообразное и безопасное (нет проблем со страховкой).
Маршрут «Все идет по плану».
Пройден мною – Solo. Просто напарник не смог освободится с работы раньше, на улице всю ночь и утро шел дождь, вариантов для лазовых линий просто не было.
Если вкратце:
• Прошел интересную ИТОшную линию.
• Новые впечатления.
• Получил представление о том, что такое «SOLO» и с чем его едят.
• Понял, что так ходить я пока не хочу (ну только в случае крайней необходимости).
Протяженность маршрута 95м, все ИТО кроме участка 7м вначале маршрута и 7м после первой станции. ИТО А2, участками до А3. На первом питче два интересных карниза, между ними переход по гудящей нашлепке (как все любят). Изначально я планировал пролезть маршрут прямо в лоб, не забирая на барельеф Ленина, однако планы поменялись. Во-первых, этот участок оказался нависающим (а я не очень люблю бить дырки в граните когда ножки скайхука висят в воздухе), во-вторых горизонтальные щели в которые я планировал страховаться якорями ;-), оказались совсем глухими, в-третьих на 4й дырке из моего единственного пробойника на 6мм выпал победитовый наконечник. Пришлось спуститься до горизонтальной щели и уйти вправо на барельеф.
Когда добрался до Ленина, я просто обалдел. Барельеф был огромным и отполированным до блеска. Стоя в крюконогах на маленьком якоре, забитом на несколько мм в глухую щель, я понял, что дальше пути нет. За отполированной лысиной Ильича 5 метров гладкой вертикальной плиты. Повертев головой, заметил, что в щели над плитой забит металлический костыль с пятаком. В памяти всплыли обрывки какой-то статьи про Крым, где все кидают молоток за дерево. Подумал, вариантов нет! Выбрал свободный конец, перекинул через костыль, сделал удавку и, сжав ягодицы, начал жумарить (перспектива улететь 10 или более метров, а потом еще и получить по башке металлическим прутком жару не добавила).
В итоге сильно уставший, но довольный вылез наверх и спустился по пробитому «Мир Труд Апрель». На дюльфере пришлось удлинять веревку бельевым шнурком 2мм толщины, т.к. 40м веревки не хватало. Весь маршрут вкруг занял у меня 7 часов. Либо я слабый, либо маршрут получился не плохой).

Что делать - придется ехать)

Ну еще бы вы не поехали. Тогда для кого делаю то?

А когда будет фестиваль? Я на родину поеду в первой неделе лета, было бы здорово выбраться полазить..

Будем стараться осенью

это, Василий до ЧР в скальном классе или сразу после?
; -))))

Жаль, что до вас далеко ехать:)))

О! мы там проплывали на катамаране. Я помню дело Ленина))

приеду полазить, что получится и по ИТО-шить, что не получится :-))

Иван, от тебя то ни как не ожидал. ))) Ты еще и водник в добавок?

Смотрится очень даже :)
А почему не под 70ку пробивать? Или на верху линии не очень?

В Сибири под 70м ничего нет, и у нас не особо принято пользоваться такими длинными верёвками...

1) Бил в основном по факту. Т.е линии заканцивались там где было логично.
2)на спортивный маршрут длинной 35м, понадобится не мение 17ти оттяжек. А протянуть? А тащить?
Я и так слишком часто болты не бью , там где нужно, а не где страшно. Думаю некоторым понравиться )))
3) Основной массив 80м. Даже если сделать под два пича все равно не хватит. Поэтому три

На первое едем в турочак! Лазать и бить присоединяйтесь

По поводу мультипитчей на Китайской стене, то они сложностью 6а-6с, и Пандора самый сложный из этих трех мультипитчей. В прошлом году на Пунктире на последнем питче скинули хороший такой блок, там вкрапления другой породы образуют интересные "зацепы" выпирающие из скалы, вот в прошлом году один такой зацеп и выпал, хотя до этого зачищали трассу пытались всячески не надежную рухлять выворачивать, так что осторожней там и лучше прячьтесь под карниз, там есть такая возможность.
У второго маршрута пока нет названия поэтому просто 2

По поводу альпинистов из АГМИ. Николай Казанцев, который провел детство в Турочаке, с Евгением Валяевым готовили трассы. Было это в 1974 годы, первенство, правда, не края, а краевого "Буревестника", насколько помню. http://www.odnoklassniki.ru/profile/157290340343/album/488533844983/488540394999
Казанцев сейчас в Литве, Валяев - в Белокурихе.

Nikolay » 16 июн 2014, 23:15

Небольшой отчет о поездке в Турочак на 12-15 июня.
Дорога: Новосибирск - Турочак 620 км . По времени уложились в 8часов 30 минут. К примеру Новосибирск-Чечкыш или Новосибирск-Саввушки укладываюсь в 6-6,5 часов. Для себя решили, что ездить на субботу и воскресенье не вариант из Новосиба. Дорога Горно-Алтайск – Турочак сама по себе извилиста, и сейчас находится в печальном состоянии. Очень много глубоких ям на ровном асфальте (и рядом машины с порванными покрышками), колея и волны на асфальте местами такие что легковая может пузом по неаккуратности шеркнуть. Хотя на обратном пути были замечены дорожники вяло латающие дыры.
Лазили 8 человек, далее привожу сводное общее мнение по категориям и впечатлениям.
КВН-Курган заявлено 6а, наше мнение 5с. Лазили все, мнение одно у всех.
ВамХу согласны с категорией, обалденная 6с. Трасса супер гуд. 4-5 оттяжка пробиты так, что клаймер с невысоким ростом, вынужден встегиватся, тянувшись с неудобного положения. Есть шанс поиграть в эйрмэна.
Тройной Дохват ОЧЕНЬ понравилась, вылезли ключик почти все. Согласны с категорией 6с. Отпилили ветку с березы на которую можно было прилететь. КинДзадза неоднозначная трасса, последние 2 оттяжки пробиты так что нужно ЛЕТАТЬ, ключ ОЧЕНЬ жесткий и сильно выбивается из категории трассы. До ключа 6b, ключ никто не вылез, смотрели пролаз двоих томских ребят (с нижней, и ключ не пролезли), ушли по полке вправо на 3м и вверх по щели на следующую полку, минуя последнюю оттяжку, маятник около 4-5 м. Психика у парней отменная. Итог если сделать на пред последней оттяжке станцию, отличная 6b, в таком виде как есть ее будут лазить единицы.
МирТрудАпрель наше мнение хорошая 6а с пробивкой для настоящих индейцев. Такая пробивка не подразумевает лазание скалолазов с уровнем 6а редпоинт. Лично мне очень понравилось, зачетный аттракцион, но в целом не одобряю, тк делаем не для себя, а для всех.
Лебедь лазили двое, категория наверное 7а, жаловались на пробивку! Из той же оперы что и предыдущая трасса, пробивка для тех кто лезет 7а онсайт, редпоинт лезть стремно с такой пробивкой.
Босиком по мостовой согласны 6b. Мне не понравилось размещение пред последнего болта, но меня никто не поддержал. В целом был уже вареный когда лез видимо поэтому. Линия хорошая. Гуд.
Мультики. Первоначальное ощущение шока от помойки, сырости и мха. Вылазиеш 3-4 оттяжки и жизнь наладилась)))). Красивый вид на деревню.
Пандора 1 питч 6а, 2 питч 6b, 3 питч 5с (с ключем непонятной категории) лазила одна двойка, пролезть ключ не смогли. Неравномерная линия, пыльно, земля иголки от сосен в больших количествах. На первом питче большое количество долбленок. Ребятам не очень понравилось.
Двойка 1 питч 5с, 2 питч 5с (с ключем 6а), 3 питч 5с. Линия равномерная, мне понравилась. Самая видимо чистая линия.
Пунктир 1 питч 5с-6а, 2 питч 5с, 3 питч 6а+ ключ с нависанием по очень необычным кирпичам торчащим из породы. Понравилось, но пыльно, земля иголки от сосен в больших количествах и огромное количество трупов божьих коровок, грязновато. В целом очень позитивно.
Грот. Попробовали Ляпу и Крапу. Незнаю как корректно оценить данные короткие маршруты. Но на обоих низ по движениям на 6b, а общий ключ на 6с. Очень необычные. Напоминают саввушки, но больнее в 3 раза. Гранулы немного меньше, но острые как бритва. Мне очень понравилось, но рекомендовать можно только в последний день лазания иначе убьете пальцы. На станцию было бы неплохо повесить еще 1 рапид или кольцо дабы не драть веревку об бритвочки. У нас к сожалению не было с собой. Поглазели на потолок (7с и 7b), завораживает))).

Немного дружеской критики .
Местами пробивка заставляет задуматься, Вася подумай о людях которые мечтают об этих трассах с уровнем редпоинт, разве тебе их не жалко))))))))))))))? Использование тонких тросиков (наверняка не для динамических нагрузок) на станциях, которые сплюснуты алюминиевой полосочкой. Вроде ничего страшного, но фигня какая-то. Бухта длиннозвенной цепи 18м в Новосибе стоит 2000р ее хватает на 40 станций. Удобно и по цене я думаю одно и тоже.
Использование рым гаек, вместо шлямбуров видел на мультиках, на дорожках не помню. И в саввушках где-то видел на свежих дорожках. Я бы так не стал делать, тоже херня какая-то. Они для этого явно не предназначены.

Итого ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ. Район с нестандартным лазанием, ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО, поеду еще. Вася и все кто помогал большие МОЛОДЦЫ. Давайте еще. Народ просил на Иконостасе лайта (около 6а) чтобы было где размятся. Еще раз повторюсь МОЛОДЦЫ. И это - сделайте нормальный гайд в одном файле или хотябы как на станице Чечкыша, чтобы доходчиво было и не приходилось из разных мест инфу драть.
ПС Обещал Толику позвонить и позвать лазить, но позвонить не смог, тк на Иконостасе нет связи. А в деревню заявились уже в последний день. Прости меня, в следующий раз наберу заранее.

Василия поддержали:
2013 ТФА ушами (очень немного)
2014 ЛУшников Алексей 200р.
2014 Долгих Саша и Расковалов ДИма - уши с кольцами.
2014 Альпиндустрия аккуперфом

Все остальное НА СВОИ! деньги.
У Василия есть желание работать дальше, но очень нужна финансовая поддержка (или анкерами, ушами, цепями, рапидами)