Тувинский экспресс на Восточном

Пишет Zhigalov Aleksandr, 17.05.2014 20:00

Выдержка из очтета о восхождении.
Хребет Цаган – Шэбиту находится в западной части Тувы. Тува по своим климатическим особенностям приравнена к районам крайнего севера. Восхождения в зимних условиях, для альпинистов в данном районе считаются до 15 мая. Зона леса заканчивается на высоте 1900-2000 м над у.м. Горы сложены в основном из гранита.
Тувинский экспресс на Восточном (Альпинизм, утс, красноярская городская федерация альпинизма, цаган шэбиту, тува)

Альпинистами район начал осваиваться в 1978г. С небольшим перерывом, в начале 90-х гг., там ежегодно проводились массовые альпиниады Красноярского края. Высочайшая точка района - в.Мунхулик 3577м.
В начале восхождения совершались в районе в.Мунхулик, но постепенно район стал расширяться в основном на восток.. Совершив восхождение на одну из дальних вершин «Значок», альпинисты увидели на востоке вершину с большой и крутой северной стеной, которая на много превосходила по сложности все известные маршруты района. Вершину назвали пик Восточный. В 1989г была предпринята попытка восхождения по ее северной стене, но из-за большой сложности стены и плохой погоды восхождение не удалось. Следующая попытка была предпринята только через 10 лет, в начале мая 1998 года. Сборная команда г.Красноярска под руководством В.Балезина совершила первовосхождение по «Столбу» северной стены 6А к.сл (в дальнейшем маршрут раздели до 5Б), и стали чемпионами СНГ в скальном классе.

Добраться до района восхождения можно следующим образом: от Красноярска до Абакана самолетом, поездом или автобусом, затем автотранспортом через города Абазу и Ак-Довурак до поселка Шуй, затем по лесной дороге вдоль реки Барлык, далее по ее притоку Малый Ак-Кем до тех пор, пока может проехать машина. Расстояние от Абакана примерно 600 км. Под п.Восточный нужно идти на юго-запад, удобнее всего идти по речной наледи до самой границы леса. Оттуда около 4х часов по плато, в южном направлении в верхний штурмовой лагерь (2600м над у м.), под северную стену п.Восточный.

Начну рассказ…
С 25 апреля по 10 мая, каждый год Красноярской городской федерацией альпинизма, во главе с Обедниным К.А., проводятся традиционный выездной альпинистский лагерь, учебно-тренировочные сборы. Основной лагерь находится на поляне, под Мунхуликом, а под Восточным этом году собралось около 20-ти альпинистов.

Наша команда в составе двух человек ставила перед собой несколько задач, для выполнения которых необходим был моральный настрой обоих участников и некоторые физические силы.

О тактике быстрого одновременного лазания уже неоднократно говорилось в последнее время, поэтому не будем повторяться.

Стиль восхождений тоже был выбран современный, как это говорится, «трендовый» с иностранными названиями - Нон-стоп, Фаст-енд-лайт.

Ну, и вернемся к задачам:
1. Восхождение по маршруту 6А к.т., ц С стены (Балезин 1999г)
2. Первопроход красивой прямой линии, предварительно 5Б-6А к.т.
3. Восхождение по маршруту 5Бк.т., по «Столбу» С стены (Балезин 1998г)

Начали сезон с традиционного акклиматизационного восхождения на п,Восточный 1Б к.т. Сверху посмотрели на стену, снега в этом году многовато.

На период следующего дня решили сделать первый день отдыха. Дело в том, что когда мы со Стасом закупали продукты в поездку, оба были голодны, и не имели четкого меню и раскладки продуктов. Поэтому количество нашего продовольствия оказалось не много, а ОЧЕНЬ много! Заброска в лагерь была затяжной, к тому же, сделав последнюю ходку, мы сразу же отправились на единичку.

После изучения в бинокль стены, настроились на ранний выход на 6-ку. 1-го мая стартанули в 5:15 утра. Первые две веревки лезли с фонариками на касках. На серединной полке были около 11:00. Вышли к началу выполаживания, к крыше в 14:00, момент выхода на связь с базой. В ответ на запрос по рации получили от Валерия Викторовича Балезина, « Ну я вас вижу, давайте, работайте дальше, что-то вы там встали.». На вершине были в 15:54. Таким образом, прошли маршрут за 10часов 39мин.

Следующий день отдыха. Затем, после нескольких раздумий по выбору своей нитки, оторвались от земли 3-го мая в 4:45, правее шестерки и в течении дня занимались пробиванием новой линии на северной стене п.Восточный. В 17:35 стояли на вершине, улыбались и фотались. Маршрут именовали «Директ северной стены». По предварительным данным прямее и протяженнее имеющейся шестерки, ну и немного сложней.

Вновь день отдыха, а следующий посвящен легендарному «Столбу». Так же ранний старт, в 5:20. Думали не выходить так рано, но тройка Саша Перфенов (Новосибирск), Гриша Шевченко (Хакасия,Черемушки) и Саша Ментовская(Красноярск) в этот же день запланировала свое восхождение туда же. Поэтому решено было выйти пораньше, и полезть первыми, как говорится, уйти в отрыв. А затем и ребята начнут работать. На серединной полке около 11:00, вершина появилась под ногами в 13:50. Столб показался нам значительно легче шестерки, в техническом и психологическом плане. Время прохождения маршрута составило 8часов30 мин.

Честно признаться, еще при изучении стены дома, на фотографии, я обратил внимание на третий контрофорс, находящийся левее Столба. То есть визуально этот участок стены бросается в глаза, так как по всем остальным ребрам и контрофорсам стены проложены маршруты, а по нему нет.

Тут у меня быстренько созрела идея о «ликвидации белого пятна на рисунке». Поскольку поставленные нами со Стасом цели полностью осуществились, команда закончила свои восхождения.

Идею я озвучил своему другу и земляку с Хакасии (Абакан,Черемушки) Тимохе Иванову. Он одобрил, а в связи с тем, что мероприятие подходит к концу, у нас на восхождение остается крайний день завтра, а сегодня, как я уже говорил, мы со Стасом спустились в базовый со Столба.

Утро началось позже, в 6:00 подъем, в 8:15 под маршрутом. Тактика и стиль все те же. До большой полки совсем недалеко, на ней были около 12:00.
Затем контрофорс сначала справа, потом уход на левую его часть. Изучая нитку маршрута, предполагалось выйти на «крышу», и проскочить ее. Но в результате «крыши» не оказалось, и работали по наклонной стене до гребня. Маршрут получился неплохой, 5А-5Б к.т. На вершине были в 16:50.

В целом поездка получилась довольно насыщенная, все ожидания и намерения осуществлены в полном объеме.
Хотелось бы поблагодарить за организацию мероприятия Красноярскую городскую федерацию альпинизма – Обеднина Константина Александровича и Суворкину Людмилу Давыдовну.
Красноярскую краевую федерацию альпинизма, Академию зимних видов спорта г.Красноярска – Захарова Николая Николаевича за поддержу при участии в подобных мероприятиях. Отдельное спасибо тренеру – Балезину Валерию Викторовичу за продуктивные тренировочные выезды, и за нахождение в базовом лагере под Восточным, корректировку работы на маршрутах, на протяжении всей экспедиции.
Спасибо Школе ИТО на Столбах – Прокофьеву Денису и Поповой Марине и остальным их ребятам, находящимся в лагере в качестве спас-отряда, и работающими с нами параллельно на маршрутах.
Так же спасибо друзьям с соседних республик, Хакасам и Бурятам.
Ну и слова благодарности в адрес нашего официально спонсора сборной, компании РедФокс, хорошее снаряжение и экипировка – залог быстрых, успешных восхождений!