Для тех, кто не хочет быть "идиотом"

Пишет Irina Morozova, 18.05.2014 16:34

Размышления за эти дни и некоторые вопросы в Контакте, подтолкнули меня найти время и написать все-таки, что лично я порекомендовала бы тем, кто не хочет быть идиотом и хочет по возможности выжить во время своих экстремальных увлечений.

Для тех, кто не хочет быть "идиотом" (Альпинизм, эльбрус, безопасность, нс)

Сразу отмечу, что вопреки домыслам, высказанным в комментах к предыдущим постам, мне НЕ ЛЕНЬ пытаться предупредить людей о разных опасностях, в том числе на Эльбрусе.
И если люди обращаются за советом, за помощью, за обучением, то я это делаю. Во всех остальных случаях, мне не лень, я просто считаю это БЕССМЫСЛЕННЫМ. Если человек не готов услышать, то он не услышит. Если он не готов задуматься об опасностях и рисках, то он не воспримет информацию.

Надеюсь, что эту статью прочтут хотя бы 5% тех, кто готов услышать то, что я напишу, и надеюсь что в дальнейшем она может помочь им выжить.

Существует много рекомендаций по безопасности. В том числе о том, что стоит и чего не стоит делать на Эльбрусе. Но об этом и так достаточно много литературы. К тому же я тоже уже писала какие-то рекомендации в статье «Эльбрус для чайников». Так что те, кого волнует безопасность, найдут эту инфу.

Но я могу дать ОДИН самый, на мой взгляд, важный совет.

Что необходимо делать, чтобы иметь максимальные шансы выжить в любой ситуации?

НИКОГДА НИ НА КОГО И НИ НА ЧТО НЕ НАДЕЙТЕСЬ И НЕ ПОЛАГАЙТЕСЬ НА СТО ПРОЦЕНТОВ.

Не рассчитываете, что если вы выходите в ясную погоду, то она останется такой же, пока вы не спуститесь вниз, ведь восхождение длится много часов и за это время погода может испортиться в любой момент.

Не рассчитывайте на то, что на Эльбрусе стоят вешки и вы по ним спуститесь. Туман может в любой момент стать таким густым, что вы не увидите эти вешки, ведь их не проставишь через каждый метр.
Обязательно берите с собой GPS с двойным запасом батареек, и пишите трек с самого начала подъема.

Но и на GPS полагаться не стоит – как и любая техника, он может отказать в любой момент. Берите с собой дополнительно компас, не зависящий от батареек и питания. Даже если вы не умеете вычислять азимут по карте от точки до точки, то вы можете на примитивном уровне им воспользоваться – просто, например, считайте расстояния при подъеме вверх – сколько шагов в таком-то направлении до поворотной точки, далее поворот на такой-то градус и очередное кол-во шагов в другом направлении, следующая точка и смена направления и т.д. Эта работа, кроме того, что может потом помочь спуститься в тумане, но ещё и отвлечет ваш мозг, помогая ему справляться с высотной болезнью, т.к. когда мозг сосредотачивается на какой-то задаче, то ему некогда, что называется, «болеть» и посылать вашему организму сигналы, что ему плохо и некомфортно.

Не рассчитывайте, что там на «седле» есть хижина, в которой вы можете пересидеть непогоду. Во-первых, вы можете ее просто не найти в тумане. Во-вторых, Александр Яковенко уже писал рассказ о том, как они в прошлом году чуть не задохнулись в этой хижине, когда пытались в ней три дня пересидеть непогоду. И не фигурально чуть не задохнулись, а буквально, так же, как задыхаются от газовой горелки в палатке.

Не рассчитываете, что у вашей горелки будет работать пьезоподжиг и всегда берите спички или зажигалку, а лучше и то и другое. И лучше, как я, носить с собой Джетбойд и маленькую MSR-овскую горелочку, которая весит не больше, чем нож Leatherman.

Не рассчитывайте, что в случае чего вас кто-то спасет. Даже если у вас работает телефон и вы сможете дозвониться до спасателей, даже если у вас есть спутниковый телефон и вы всегда по нему сможете дозвониться куда угодно, даже если спасатели смогли определить ваше местонахождение, чтобы найти вас в тумане, но вы просто можете не дожить до их прихода, а, например, замерзнуть, если у вас нет с собой запаса теплых вещей.
Тут мы возвращаемся к пункту первому: не рассчитывайте, что погода будет такая же, как в тот момент, когда вы выходили на маршрут.

Для тех, кто не хочет быть "идиотом" (Альпинизм, эльбрус, безопасность, нс)

Пример. В этом году, когда мы вышли 9 мая в 3 часа ночи, было ОЧЕНЬ тепло. На скалах Пастухова я даже сняла куртку Down Shell и подымалась до «седла» более легко одетой, чем в предыдущие два года – в тонком термобелье, флиске из сотого полара и тонкой гортексовой куртке, выданной организаторам Red Fox Elbrus Race.
А вот на «седле» началась задница. Холоднее, чем в прошлом году, т.к. в прошлом году, несмотря на сильный ветер, когда вышло солнце, было значительно теплее. На «седле» я снова надела Down Shell, а запасной пуховый жилет отдала каком-то парню. Никита, которого я догнала на «седле», надел там на себя большую пуховку Extreme XX, какие у нас были на Шпицбергене, и дальше всю дорогу шел в ней. Вот вам и теплая погода в которую мы вышли, буквально за три часа превратившаяся в ураган, который даже тяжелых мужиков сдувал с вершины.
Так что, как говорил один умный человек: «сармак карман не тянет…», а жизнь спасти может.

Для тех, кто не хочет быть "идиотом" (Альпинизм, эльбрус, безопасность, нс)

Вот такой природный макияж был нынче в тренде на "седле"

Не доверяйте ни Богу, ни черту

Они вас не спасут. Помолиться вы, конечно, можете, но это поможет так же, как и «кремлевская таблетка», исключительно за счет самовнушения.
Один из основных законов природы – принцип естественного отбора, т.е. выживает сильнейший. Поэтому Бог вам не поможет, если вы сами не будете ничего делать для своего выживания.

Так что всегда полагайтесь ТОЛЬКО НА СЕБЯ. А любую помощь извне воспринимайте, как приятный бонус.

Один из моих знакомых как-то давным-давно повесил объявление на двери столовой в лагере: «Ищу напарника на 5Б» (кажется на маршрут Французова на Джайлык). Когда подошла девочка, он просто сказал ей, что взять из снаряги, развернулся и ушел на подход. Он настолько был уверен в себе и своем уровне, что ему было абсолютно безразлично кто с ним в связке и как страхует. Соло в те времена ходить было запрещено, вот ему и пришлось искать напарника. Это одно из тех событий, навсегда отложившихся в моем сознании и повлиявших на отношение к альпинизму и горовосхождениям. А именно – всегда полагаться только на себя и на свои знания, свой опыт, свой уровень, свою интуицию.

Не доверяйте неизвестной компании, если у вас нет такого уровня, как у человека, про которого я привела пример. Тут меня в Контакте спросили: можно ли присоединиться к какой-то самодеятельной группе, идущей на Эльбрус, т.к. с гидом дорого. Мой ответ однозначно: Нет. Вы не знаете этих людей, вы не знаете, как они ходят, знают ли они склоны Эльбруса. А на Эльбрусе не важно какая спортивная квалификация, более важно знать его и ориентироваться на его склонах.

Вот, например, с Колей Тотмяниным я пойду на Эльбрус. А с неизвестной группой – не пойду, уж лучше тогда пойду совсем одна, может оказаться безопаснее. Но вы же говорите, что вам гид не по карману. Тогда приезжайте на Red Fox Elbrus Race – там Тотмянин бесплатно, в пакете «Все включено».

Высотная судейская бригада Red Fox Elbrus Race

Извините за жесткость. Я понимаю, что финансовый вопрос очень важен. Для меня самой он зачастую существенный и я на многом стараюсь сэкономить. Но только не на безопасности. Экономьте на пиве, вине, вкусняшках. Экономьте на проживании – живите в кемпинге, в дешевом хостеле. Экономьте на снаряжении – можно сшить себе многое, в том числе пуховки и пуховые спальники, рюкзаки, флисовую одежду и т.д. И не обязательно покупать всю снарягу – кошки, палки и т.д., все это можно взять в прокат. Я тут посмотрела на повороте на Чегет оказывается очень приличный прокат, в котором есть ВСЕ, и цены вполне демократичные. Яковенко там в этом году брал в прокат пуховые штаны и коврик и при мне сдавал эти вещи.
Короче, экономьте на всем, чем можете, но НИКОГДА не экономьте на безопасности. Потому что это ваша ЖИЗНЬ.

Это ВАША жизнь, а не чья-то и если вы сами о ней не позаботитесь, то никто не позаботится

Не доверяйте не только чужой компании, но не полагайтесь сто процентно на друзей и напарника. Они тоже люди – у них может поехать крыша, начаться горняшка, они могут заболеть. Да, в конце концов, именно ваш напарник, а не вы, может получить травму, и тогда именно ВАМ придется выживать за двоих. Так что если вы идете на маршрут не один, а вдвоем, то вам, наоборот, нужно быть готовым вдвойне, быть готовым не только выжить самому, но и чтобы ваш друг тоже выжил. А значит запас вашей выживаемости должен увеличиться вдвое.

Не полагайтесь на сто процентов даже на профессионального гида или инструктора. Они тоже живые люди, они тоже могут неожиданно заболеть. Никто не знает, когда его прихватит приступ аппендицита, например.

Жаль, что я не знаю, чтобы у нас проводились курсы по выживанию. Они есть, но это все коммерческие «шоу-программы» для офисных «пиджаков», все на примитивном уровне типа разжечь костер из мокрых поленьев с помощью кремня. Я же про настоящую школу выживания – именно когда надо заставить свой организм выжить, не надеясь ни на чью помощь.

Пример. Затрону больную тему, с которой все нынче началось.
Люди, которые умерли прямо на «бочках» в палатке в двух шагах от теплых вагончиков, канатки, электричества. Потом когда будет известно, что произошло, что конкретно привело к смерти, можно будет найти ошибки, чтобы предостеречь остальных. Возможно, это отравление газом.
Но что бы это ни было, однозначно, можно сказать, что они расслабились. Понадеялись на то, что они рядом с цивилизацией, и это дало им «ложный эффект надежности».
Отравление газом в палатке. Много случаев за последнее время. Можно сделать выводы, что не стоит пользоваться горелкой в палатке, не стоит пользоваться джетбойлом в палатке и т.д. Но есть один тонкий ньюанс. Зачем застегивать все в палатке наглухо? Тем более, если в ней разжигается горелка? В современных палатках куча вентиляционных окошек.
Вы начнете говорить – ветер, снег, метель, ураган, холодно. Но на это я могу привести контраргументы. Если вам холодно, то это значит, что у вас не подходящая экипировка для данного температурного режима и погодных условий. Или вы не готовы к данным экстремальным условиям. Тогда идите в бочку.
На Шпицбергене, когда на улице было в районе минус 20 градусов и дул сильный ветер с океана, я забыла на ночь застегнуть вход в палатку со своей стороны – он всю ночь был полностью открыт. Да, было холодно, но не смертельно холодно.
Вообще, я никогда не застегиваю все в палатке наглухо. Оставляю небольшое отверстие в молнии и открытые вентиляционные окна. Даже если сильный ливень, штормовой ветер, снег или метель. Вентиляционные окошки обычно так расположены, что внутрь дождь и снег не попадают. Исключения составляет такой ураган, когда нам приходилось держать палатку плечами, чтобы ее нее не сорвало и не сломало. Но в этом случае, ее продувает насквозь и с закрытыми молниями и вентиляционными окошками.

Про «ложный эффект надежности». Когда рядом есть цивилизация и люди, создается ложное чувство безопасности, что ты не один, мозг ложно убежден, что если что случится, то кто-то поможет.
Я уже написала в предыдущем посте, что умереть ночью во сне может каждый, даже в бочке (или палатке) полной народа, спящего рядом, которые до утра даже не узнают, что кто-то во сне умер и ничем не смогут помочь. Поэтому либо «заставьте» свой организм выживать. Существует много способов помочь ему с помощью физиологических и психологических методов – начиная от пищевых добавок до стимулирования внутренних резервов с помощью разных упражнений из аутотренинга, йоги, медитаций и прочих практик. Либо, если не можете этого, если чувствуете, что вам очень плохо, то опять же не полагайтесь на то, что кто-то это заметит и поможет. Или сами начинайте спускаться, или, если не можете сами, то не геройствуйте, а бейте тревогу – кричите, стучите, звоните, ползите по снегу, делайте все возможное, чтобы вас услышали и поняли, что вам плохо и помогли спуститься.

Вот, все кто при обсуждении НС в палатках на Эльбрусе, предлагал разные утопические вещи, типа обхода палаток каждые два часа в непогоду и т.д. Вы в серьез думаете, что можно предотвратить таким образом чью-то смерть? Максимум, что можно этим добиться – это либо помешать людям выспаться перед восхождением, если вы будете постоянно трясти их палатки, кричать и будить их. Либо просто немного раньше обнаружить тело. Как вы отличите, не будучи медиком, человек просто спит или ему плохо, не разбудив его при этом? Смерть наступает мгновенно, вы уверены, что ваш «обход» этой конкретной палатки будет именно в тот момент, когда у человека приступ? Удушье от газа тоже наступает быстро. Шанс попасть именно в то время, когда человек задыхается и когда его еще можно откачать, практически равен нулю. Для этого надо все время находиться рядом, и не внутри палатки (иначе вы задохнетесь вместе), а снаружи – сидеть и следить всю ночь, как он там разжигает горелку, как спит и что делает.
Так что не кажутся ли вам те лозунги и призывы несколько утопичными?

Можно долго писать и приводить примеры, но суть, я надеюсь, понятна.

Если кто-то хочет поспорить, то предлагаю ему сначала сыграть в одну игру.

Возьмите разные НС. Почитайте их внимательно.
Вы же знаете, что такое НС? Это цепь событий, приведших к аварийной ситуации. Например, группа поздно вышла, не успела вовремя пройти опасный участок, плюс перед этим у них была плохая ночевка и они плохо выспались и не отдохнули, в итоге реакция ослабла и, когда сверху прилетел камень, то человек не успел среагировать и увернуться от него. С одной стороны, прилетевший камень – случайность, с другой – если бы успели вовремя пройти это место, то он бы не прилетел, или если бы выспались и реакция не была замедленной, то можно было бы увернуться.
Но это известные истины из учебников по альпинизму. А вы копните глубже и увидите, что корень каждого НС в том, что кто-то на что-то понадеялся. Например, в данном примере, понадеялись, что солнце гораздо позже растопит склоны и камни еще не успеют пролететь и задеть, поэтому и были не внимательны на камнеопасном участке. Понадеялись, что в случае чего каска защитит голову. Понадеялись, что организм молодой и сон ему не нужен, что он может работать на автомате, поэтому не дали себе лишний раз внутреннего пинка, заставляя мозг сосредоточиться. И так далее.

Если вы разберете любое НС, то увидите, что чем меньше вещей и людей, на которые полагаешься, тем выше шансы на выживание, даже при попадании в аварийную ситуацию.

PS. Догадываюсь, какие начнут приводить контраргументы. Например, что есть правило в непогоду – это сесть и ждать, когда тебя найдут, а не пытаться гулять в тумане. Но, во-первых, ждать нужно не когда кто-то найдет, а нужно подождать, когда появится хоть какая-то видимость, чтобы сориентироваться, а не пытаться тупо гулять кругами в тумане, еще сильнее дезориентируя себя.
Во-вторых, в любом правиле, любом утверждении, любом опыте, есть исключения. Самое сложное, как раз уметь находить эту тонкую грань – какое решение будет наиболее оптимальным в той или иной ситуации. Именно потому, что все мыслят категориями: черное и белое, – многие и не понимают посыла моих статей и начинают взахлеб спорить. Я пишу основной взгляд на какую-то проблему, а дальше есть множество полутонов, и я сама в каждой ситуации приму разное решение, в зависимости от разных сопутствующих факторов. Это так же, как в альпинизме, – есть набор приемов, из которых каждый раз выбираешь наиболее оптимальную модель.

У меня не хватает терпения и свободного времени, чтобы читать комменты, когда их больше нескольких десятков. Поэтому я не знаю, что происходит в предыдущем посте. Но догадываюсь, что все пытаются доказать, как я не права. А значит, тем более нет смыла это читать.

Хорошие советы. Надеюсь, комментариев будет поменьше, чем в последних постах Ирины.

Irina Morozova - forever !
Ремиссия, наверно :-)
Но в данном случае согласен почти со всем, кроме бесполезности обхода палаток одиночек

Капитан Очевидность!
Как бы всё правильно и никто, собственно, не спорит... А стоит ли об этом писать?
Ну, разве что очень наболело и нужно выговориться...

Ходить-стучать по палаткам -не вариант, но если бы после первой смерти в палатке организаторы сделали бы так, чтобы об этом случае знали вссе , кто жил в палатках, то может быть .... был бы шанс обойтись без второй смерти.
Произошло 2смерти в палатках и опять тишина. Организаторы все равно не догадались ( вернее им было пофиг) сделать что-то доя оповещения тех, кто продолжал жить в палатках.
Случай этот стал громким исключительно благодаря "Риску"

+100. Я конечно не альпинист , скорее самодеятельный турист с определенным спортивным , жизненным и горным опытом. Хотелось бы добавить в тон вышеизложенному , что в горах желательно идти от простого к сложному , от небольших походов к длительным , от небольших высот к солидным , от летних походов к межсезонным и далее к зимним. Это конечно и так как бы понятно, но лично мне лет 5-6 назад было просто дико даже подумать о походе зимой и ночевках на снегу , пережиданиям в палатке непогоды несколько дней и т п. На тот же Эльбрус можно и одному ходить. При этом не обязательно сразу восходить на вершину. Можно присмотреться , побыть на горе , пожить в палатке на разных высотах , получить опыт и прийти в следующий раз, если желание появится. Пару лет назад я был летом на Эльбрусе - получил ожоги лица 1-2 степени , примерз на высоте 4700, прошел недостаточную и несколько неправильную акклиматизацию - то есть получил опыт. Тогда я думал , что эта гора не для меня. В этом году появилось большое желание попасть туда вновь одному. В группе не получается по субъективным причинам. Сейчас бегаю по 7-15 км , сбросил вес и готовлюсь через примерно месяц посетить вновь эту гору. Учитывая ошибки прошлого раза подготовился на порядок лучше по всем показателям. Но если будет хоть какая- то опасность или неуверенность - уйду с Горы совершенно спокойно. Вот как то так.

Показать комментарий

"Так что всегда полагайтесь ТОЛЬКО НА СЕБЯ. А любую помощь извне воспринимайте, как приятный бонус" Ирина Морозова.2014.
можно делать цитатник)
Полностью согласен!!!

Да , для того понять насколько опасно солнце в горах нужно получить солнечные ожоги. Солнцезащитными кремами я пользовался и до этого и на Эльбрус их брал и также пользовался. Но видимо где-то упустил время и получил ожог. Обнаружил пузыри на носу после спуска. По поводу ожогов не Вам меня учить - я их постоянно лечу и оперирую , занимаюсь реабилитацией. Так что можете попри держать коней... По поводу того что совершенно спокойно уйду с горы - конечно с гордо поднятой головой. Потому что Гора не поднимет и не понизит мою самооценку. А возраст максимализма я давно перенос. К тому же в горы я хожу отдыхать , переключиться.

Сначала несколько возмутило - "Как это, делает вброс, а каменты не читает(А мы стараемся, столько хорошего понаписали:()." Но потом поймал себя на мысли, что когда Вы пишите посты один за одним, я ведь тоже их начинаю их читать по диагонали. В основном только начало и конец. :)))
Так что, Ирина - 1:1. ;)

Когда вы читаете бумажный журнал, то куда вы пишете комменты?!
Ну да, можно написать на адрес редакции, но вы же понимаете, что это ни к чему. Автор пишет статью, чтобы читатели прочли ее, чтобы высказать свою точку зрения на проблему, или поделиться своим опытом. А вовсе не для того, чтобы вступать в дискуссии.

Форумы - это болезнь 21 века более сильная и засасывающая, чем алкоголизм или тот же СПИД.

К счастью, ее можно так же переболеть и справиться с ней, как и с курением, если обладать достаточным желанием. Поверьте, вы не заметите, как у вас сразу появится много времени на то, чтобы проводить его в общении со своими близкими, в поездках на природу, в чтении книг, просмотре фильмов. Вам не кажется, что поиграть в баскетбол с дочерью - более полезное и приятное занятие, чем спорить с незнакомыми людьми, которых знаешь только по никнеймам?

Когда вы читаете бумажный журнал, то куда вы пишете комменты?!

В Спортлото. А вы?

лично я порекомендовала бы тем, кто не хочет быть идиотом и хочет по возможности выжить во время своих экстремальных увлечений...
Эта эпатажная фраза как-то не воспринимается. Вроде как все, кто не выжил, автоматически записываются в идиоты. Альпинизм - спорт по определению связанный с большой степенью неконтролируемого риска. Даже самый опытный, хитроумный и предусмотрительный восходитель порой не выживает. Задним числом после аварии кажется, что он просто на что-то излишне понадеялся, совершил просчитываемую промашку. На самом деле ступая на гору человек сознает, что он может вернуться, или не вернуться, и в себе соглашается с этим выбором. Гибель в горах - это не случайность, а закономерность. И эти люди не идиоты, а просто в этот раз так легла карта.
Конечно, приведенные советы прочитать не лишне, хотя они далеко не исчерпывающи. Дай Бог, что бы они кого-либо спасли. Одна моя напарница по инструкторской работе замерзла (вдвоем с еще одним альпинистом) на Эльбрусе в 1995, в то время, как третий из достигших вершины - человек, прекрасно знающий Эльбрус и надеющийся только на себя, спустился один в буране на Приют. Погибшие боролись как могли, помогая друг другу ( их нашли почти рядом). Они не выжили, возможно из-за каких-то ошибок. Они заплатили ставшую уже привычной дань горам. Не могу записать их в идиоты, как и других. Вероятно, Ваша фраза как-то сгоряча вылетела. В остальном - в посте есть полезное содержание, особенно для теперешнего состояния альпинизма и людей в нем.

Моя фраза не сгоряча. Она продолжение по смыслу посыла в предыдущем посте: "Позвольте другим людям быть идиотами". Но согласна, чтобы не было недопониманий этой аллегоричности, возьму слово в кавычки.

Ира, Вы каждый раз совершив какую-либо ошибку считаете себя идиоткой???

Не ошибается только тот, кто не живёт.
Так что записывайте в " идиоты" всех людей и животных... Ну может .. Кроме себя-любимой. Вы же не ошибаетесь :-)

Всё, что написано Ириной - так и есть на все 100%.
В первую очередь - надейся на СЕБЯ и своё снаряжение.
Во вторую - на партнёра, которому доверяешь.
В третью... А больше и не на кого надеяться.
Более того, не надейся на взятое в последний момент в аренду снаряжение. Лучше всё же привезти его с собой. Пусть будет тяжелым баул или рюкзак, зато ты привезёшь своё, проверенное, снаряжение и одежду.

В этом году я на акклиматизацию приехал со своей палаткой и даже со своей лопатой. В какой-то момент, оставив палатку на снегу (жёлтая BD, чуть выше базы МЧС, под небольшой скальной стенкой), ушел на одну ночь в Терскол. Лопату оставил снаружи палатки, рядом со входом, со стороны скалы - где ветер снег не наносит. Вернувшись сюда через день, увидел рядом с моей палаткой ещё одну, малинового цвета. И лопата исчезла! Вначале я был готов громко ругаться, ведь мне придётся откидывать кубометр снега от палатки ладошками. Но затем увидел лопату в ином месте, практически полностью занесенную снегом.

Ладно. Но появилась палатка. Аууу! Сосед, ты здесь? Ответа нет. Ну не полезу же я в чужую палатку без спросу! Но когда на следующий день хозяин не объявился, а его палатку засыпало с одного боку под крышу, я таки открыл легонько змейку над входом и заглянул туда. И когда там людей не увидел, всемерно обрадовался. Значит, хозяин тоже где-то внизу, в Азау или в Терсколе.

Это я к чему так много писал. К тому что мне бы не хотелось, чтобы кто-то меня беспокоил в моей палатке, заглядывал и проверял. Это моя дистанция жизни. И к кому-то я полезу, только если возникнет активное подозрение, что человек не может сам попросить помощь.

А насчет лопаты... Тут человек был таки неправ. Если берешь втихаря чье-то снаряжение, верни его в исходном состоянии, и поставь ровно туда же, откуда взял.

В избранное добавил. Вроде все известные (для меня лично) прописные истины, но изложены так выразительно... Буду ссылку кидать молодёжи, они с инета воспринимают лучше, чем то же самое в живом общении.

...я даже сняла куртку Down Shell ...На «седле» я снова надела Down Shell ...Никита, которого я догнала на «седле», надел там на себя большую пуховку Extreme XX,
тонкий product placement ? :)

Показать комментарий

Интересно, как две самые навороченные деффченки форума риск.ру, ревнуя к каждой фразе, разрывают френдзону))). По большому счету вся жизнь сейчас, это мир абсурда. Да в старые времена ходили на Эльбрус альпиниады тысячами. Посвящали каким нить коммунистическим праздникам и ходили! И одеты были не в РедФокс (ой! Я кажется всуе упомянул великое)))). Даже гортекса небыло!!!!!!!! (Господи, там наверно еще и птеродактели летали!)
А главное не было ЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА! Странно ведь рассуждаете..... как палатку поставить и новомодную жратву на индивидуальной плиточке греть, так - личное пространство! А как труп с Эльбруса спускать, так извольте всем колхозом!
Не один НАЧ.УЧ. раньше на гору не выпускал без соответствующей квалификации, соответсвующей группы и экипировки! Поэтому и несчастные случаи были понятны и обоснованны. Либо борзость новичков, либо самохвальтво разрядников, либо природный фактор у профи. А то, что творится сейчас, это просто БАРДАК! ВСЕ КРУГОМ ФРИРАЙДЕРЫ И СОЛО ВОСХОДИТЕЛИ!
Проблему решат лишь запреты! Безусловные и дорогостоящие. Штрафы же на дорогах помогли, вот и тут помогут. Или платите такую страховку, чтобы по датчикам пульса, сразу собака с полицией приходила и вертолет с МЧС прилетал!
Во всех остальных случаях не РедФокс безумие и вакханалия, а группа НС-1 в Эльбрусе, Шхельде, Уллу-Тау или Безенги (хотя в Безенгах карт-бланш только украинцам)))))).
Хау! Я всё сказал....

Никто никого не разрывает. К Ирине отношусь с большим уважением
Просто хочу понять. Про " идиотов" :-)

Запреты... Хм... Что-то в последнее время в нашей стране все так полюбили это слово и каждый старается найти следующий запрет ...
Порядок запретом не наведешь.
Разумной организацией и неравнодушием-да

Фрирайдеров прошу не трогать:). Они катают с биперами и прочим лавинным оборудованием ( коим умеют пользоваться) ,группами 2-5 человек, изучают лавинную безопасность, думают куда едут и тд. Не выполняющие это условие -это " олени" . К фрирайдерам они не относятся
Да, и фрирайдкр ошибается, но каждый случай разбирают и обсуждают на лекциях по лавииной безопасности ( дабы наука была) и не считают это " перемыванием косточек"

Порядок запретом не наведешь.

Гы-гы-гы.
Правила дорожного движения - сборник запретов и ограничений.

Не выполняющие это условие -это " олени" . К фрирайдерам они не относятся

А нарушающие ТБ - чайники. Они вообще не люди!!!

Не понял. Вы же пишете выше, что это не фрирайдеры, это олени. Чё их обсуждать-то, рогатых??

Обожаю посты Морозовой с комментами Южнейки.

Кто бы написал статью:
"для тех, кто не хочет быть идиотами, но не может ими не быть и еще долго не сможет".
Полезный бы материальчик получился. Особенно если выкинуть "дуйте на несколько лет в альплагеря", которое лично я теперь вправду считаю вполне целесообразным, но вот только толку с того - около нуля.

Вот же дал бог бодливой корове интернет...

Дак не пользуйтесь.
Зачем людей оскорблять за то, что они просто разговаривают.

Пост чудесный, Ирина. Спасибо! Все написано грамотно, профессионально, от души. Согласитесь, что Вы этим постом противоречите своим убеждениям не давать советов тем, кто о них не просит. Мне хочется верить, что в посте "Позвольте другим людям быть идиотами" Вы погорячились или просто защищались от необоснованных притензий в свой адрес.

Господа опоненты Ирины, позвольте другим людям быть эмоциональными. И все встанет на свои места) Пост чудесный. А предыдущий эмоциональный.

Пост чудесный. А предыдущий эмоциональный.

Это типа как "Мать русская, а отец юрист" ?
Что-то я здесь не увидел ни одного оппонирующего коммента. Пропустил? Покажите плиз.
Но КМК для того чтобы оппонировать очевидным аксиомам - надо весьма постараться, "нагрузиться" например.

Я имелл ввиду предыдущий. Мне показалось что судя по отзывам был весьма спорным. А лишний раз ознакомиться с аксиомами совсем не плохо.

Уважаемые и любимые ВСЕ кто здесь пишет! Когда мы встречаемся где-то выше четырех.. с хвостиком... мы (по моему скромному опыту) счастливы видеть друг друга живыми и здоровыми!!! Это ведь как встреча на Луне! - особенно в суровую (не люблю слово "плохую") погоду. Меня лично всегда захлестывает чувство молча кинуться на встречу и пожать лапу или размашисто обняться - как бывает это делают даже малознакомые люди на вершинах!!! Так зачем мазать сажей сейчас того "кто прав (или не прав " ) в интернете?? Человек выразил свое мнение. Человек опытный и очередной раз потрясенный произошедшим...Видимо просто нагорело в душе. Че не понять-то?

Это была лирика. Теперь по делу. Надеюсь этот ресурс все-таки для обмена ПОЛЕЗНОЙ и СПАСАЮЩЕЙ ЖИЗНЬ информацией.
Предлагаю на палатках оставлять знак ПУСТАЯ или ЧЕЛОВЕК ВНУТРИ. Каков он будет - это тема....-треугольник, квадрат, круг разных цветов....или в прошитом кармашке с прозрачным пластиком записка - мол: "вышел тогда-то тудато." .и контрольное время для начала беспокойства . Заранее дать себе слово прощать любого кто засунет свой прекрасный нос внутрь и поинтересуется: а жив ли ты?...Ну как-то так...Простите если чё!
Я сам сейчас на нерве... у меня близкие на третий разряд ушли через ВЦСПС, а там непогода...я на всяк корявый случай уж рюкзак собрал...сижу курю...(в Маскве)если че сорвусь...

..кстати - а никто,случаем, не находил темные очки в желтой окантовке в конце косой у скал на выходе на седловину? (такие-же как на фотографии моего профиля) ...я их в декабре обронил..ветром сорвало в шесть утра, а на обратном пути с восточной сил не было искать..Уж очень они мне нравились.

" Так скучала за тобой,что меня держали,хоть причины не скучать очень даже есть..."

"или в прошитом кармашке с прозрачным пластиком записка - мол: "вышел тогда-то тудато." .и контрольное время для начала беспокойства ."

В давние времена в туризме так и было. Если уходили куда в радиалку, оставляя лагерь без людей, то да, на видном месте оставляли именно такую записку.

Спасибо Ирина .Очень полезная информация. Интересно а будет ли какая либо реакция ФАР на те смерти? Анализ НС? Или что то подобное с выводами на будущее .

Последние годы, все нравоучительные статьи пишут одни женщины... Ничего личного, лишь наблюдение.

Это вы не читали душеспасительных статей из дореволюционных церковных сборников.

А мне про компас понравилось. Вспоминая себя на "косой" думаю далеко не каждый сможет считать шаги и не сбиться, а чтобы эту информацию записать, дык подумайте сколько всего нужно проделать, можно и без пальцев оствться. А без видимых ориентиров выдержать направление будет очень сложно. А ошибка в градусах, особенно в обратном направлении, (а их еще надо вычислить) вообще неизвестно куда заведет. Тут опыт не малый нужен, да и заглючить может компас в горах. Думаю очень осторожно нужно, с этим советом. Поправьте если не прав.

У стрелки компаса обычно 2 конца. Это помогает при желании узнать обратный азимут. А как глючит компас в горах, расскажите, любопытно. Вроде в Эльбрусе залежей железной руды еще недавно не было найдено.

С компасом осторожнее. Он рядом с ЖПС показывает не на север а на ЖПС( или на ледоруб например). Красная стрелка это север а не юг (хоть там теплее и это логично). Дешевый жидкостной компас на морозе замерзает.

Совершенно верно. Много всяких "мелочей" при работе с компасом. Без опыта может и навредить. Это и имелось ввиду мною выше.

Хмм... Да, как-то эти вещи для меня были само собой разумеющимися. Действительно, наверное, вполне реально, что люди без опыта в суровых условиях эльбрусской непогоды могут не сообразить.

Про шаги лучше. Они, оказывается, одинаковы, если идти вверх и вниз.

Вообщето все шаги на Эльбрусе были когда то подсчитаны, и градусы поворотов от нужных камней по компасу проставлены
Я даже шпору писал не надеясь на память, но так и не выучил.
ЖПС иногда в поземку или при снегопаде не работает, поэтому многие гиды берут еще и компас

А как пользоваться компасом, если ничего не видно и плохо представляешь где находишься? Наверное, он поможет, если по маршруту прошел много раз (помнишь все изменения рельефа), ну а если первый?

"Один из моих знакомых как-то давным-давно повесил объявление на двери столовой в лагере: «Ищу напарника на 5Б» (кажется на маршрут Французова на Джайлык). Когда подошла девочка, он просто сказал ей, что взять из снаряги, развернулся и ушел на подход. Он настолько был уверен в себе и своем уровне, что ему было абсолютно безразлично кто с ним в связке и как страхует. Соло в те времена ходить было запрещено, вот ему и пришлось искать напарника."
Странная история. В те времена на 5Б без 1с.р. тоже было запрещено, и выпускались иначе чем "развернулся и ушел на подход". Не случайно видимо серьезный альпинист вынужден был искать напарника через объявление. Я однажды получил похожее предложение от незнакомого практически на тот момент человека , кстати в том же лагере. Естественно отказался, т.к. уверен, важно не куда а с кем. Позже мы подружились, ходили в месте, я понял, что правильно отказался в тот раз. Страшно и опасно, когда индивидуализм зашкаливает, хотя и человек и альпинист он отличный.

Имел ввиду что при кислородном голодании легко все цыфры и углы перепутать, в армейском подразделении этим занимается несколько человек (обученных) одновременно, чтоб быть более уверенным в результате. А что там нет руды я, например, не знал, но это не значит что её вообще нигде нет.

Спасибо Ирине, важные темы поднимаете, есть над чем задуматься. По поводу черта и Бога. Есть несколько иная позиция. Вспомнил старую еврейскую притчу. Во время наводнения все спасаются как могут, один Хаим сидит дома и молится. Забежали соседи, спасайся говорят. Хаим, известный праведник, всю жизнь жил по закону, молится надеется на чудо. Вода вошла в дом, Хаим молится на крыше, приплыла лодка, Хаим надеется на чудо. Крыша почти под водой, прилетел вертолет, Хаим отказывается, надеется на чудо. Вода по горло. Хаим взмолился "Господи, я всю жизнь жил по закону, соблюдал субботу, почему ты меня забыл?" И Бог ответил. "Я послал к тебе людей, я послал тебе лодку, я послал вертолет этого недостаточно?"
Короче, надеяться на Бога можно и нужно. При этом нужно искренни в Него верить но не искушать. Не стоит рассчитывать на то, что ради Вас будут скорректированы законы природы (хотя это не исключено). В разумной помощи можно быть практически уверенным.
По поводу дьявола. Душа не принявшая бога - его душа и он заинтересован в её погибели (включая тело, если кому это важно). Любителям риска, желающим жить долго, есть смысл определится. Рекомендую в пользу Бога.

В порядочном анекдоте парень сперва потонул, а потом на том свете стал Бога попрекать и получил пояснение.

Ира, спасибо за пост.

Не пойму только, почему обсуждение ЛЮБОЙ темы на риске сводится к обсуждению личности автора? Противно было читать комменты в предыдущем посте Ирины. Не нравится автор? В игнор и не читать, не слышать, не видеть. Но зачем же обливать грязью того, кого, возможно, и в глаза то не видели? Потом ,когда встретитесь в горах, возможно, не в самой выгодной для вас ситуации, когда примете помощь от Иры, стыдно не будет? А в том, что Ира не откажет в помощи - даже не сомневаюсь.
Простите за эмоциональность. Наболело))))

Подхалимажем припахивает.Личности двигают историю в том числе и альпинизм.Правильно что обсуждают.

Подхалимаж (подхалимство) — Происходит в отношении непосредственного начальства, в отношении профессионалов, в услугах которых заинтересованы.

Вы ничего не попутали? Ира мне не начальник, в её услугах я не заинтересована, я Иру даже не знаю лично.
Где подхалимаж?
А вот по мне Вы тоже проехались. Вы знаете меня лично? Можете сказать мне в лицо, что я подхалимка? Извините за резкость, но вот как раз против такого разбрасывания словами и навешивания ярлыков я и писала. И вот, представьте, встречаемся мы с Вами в горах...

Ну вот к майскому безумию на Эльбрусе добавился еще один НС. 16.05.2014 в 16-10 в районе Скал Пастухова обнаружен труп Зубрицкого Н.С., 1978 г.р., жителя Украины, г. Кировский.......

Хорошая статья. Особенно перед летним сезоном.

Irina Morozova
_________________________________________

Абсолютно безответственнейший и глупый поступок.

Допустим этот "гениальный" альпинист не сорвется ни когда и ни при каких обстоятельствах, но если напарник неквалифицирован, то он может просто сдернуть "гения". Не поможет ни какая квалификация. Если "гений" этого не понимает, то он глуп.
А безответственный он потому, что существует вполне реальная вероятность срыва любого, сколь угодно квалифицированного, альпиниста. И если в этот момент тебя страхует неквалифицированный напарник, то улетят оба.
Таким образом "гений" в угоду своим амбициям и своему эго приносит в жертву жизнь своего напарника. Получается ему не на квалификацию напарника наплевать, ему наплевать на его жизнь. Позиция законченного 100-процентного эгоиста.
Я бы с такими не только в горы, я бы срать на одной полянке не сел.

Dmitri Вы очень категоричный, столько претензий на таком пустом месте. Гид может повести человека на любую гору. Почему бы инструктору не сходить с человеком, который к тому же имеет право идти на этот маршрут.

"Очень категорично" - такое на Риске в чести.

Марат, я привел цитату. Там нет ни слова о том, что это был гид. Это во-первых и ни слова о том, что та девушка имела право идти на маршрут. Более того автор подчеркивает, что "гению" было наплевать на квалификацию напарника, т.е. он не имел о ней ни какого представления.
За что купил, за то как говорится и продаю.

Странно, что Вы считаете такие откровения "пустым местом".
На мой взгляд эта цитата характеризует не просто одного какого-то человека. Она является характеристикой альпинизма нового (для нас) западного типа. Для меня он абсолютно не приемлем, оттого и категоричность.
Для меня не столько важно куда идти, сколько с кем идти.

П.С. И что значит Ваша фраза "гид может повести на любую гору"? Хотите сказать, что он может повести человека, оказавшегося первый раз в горах, на 5-ку?

Спасибо!
Просто в изложении и доходчиво до ума.

Вообще-то в статье правильные советы. Можно долго их обсуждать и дополнять сидя дома. Но... Как их не забыть, когда в очередной раз представится случай стать идиотом?
На майские праздники был на фестивале. Народу тьма. Многие приехали с детьми. В один момент болтаясь по лагерю услышал детский крик:" Помогите! Я ранен!" Обернулся на скалы. Там пацанёнок лет 12 сидит на скальном выступе на подвёрнутой ноге и орёт. У меня мозг как-то резко переключился в состояние автопилота. Оказалось, что я к пацану нахожусь ближе всех. Мгновение заняла оценка обстановки. Рядом с ним - удержусь. Подстрахую, чтобы не упал ниже. Попытаюсь успокоить и выяснить состояние. Через мгновение уже бежал в верх, даже не завязав шнурки на кроссовках. Знал, если потеряю обувь, то и босиком на том рельефе смогу... Следом подбежал ещё один парень. Вдвоём подняли пострадавшего на ноги. К нашей радости - ноги целые, идти может. Спустили на тропу. передали другим. Кто-то уже достал аптечку. Вроде порядок.
С поцарапанной руки пострадавшего мне на майку попало несколько капель крови. Пошёл на реку застирывать. После стирки сел, закурил. Вместе с успокоением пришло постстрессовое состояние - меня заколотило. Может стоило хоть каску надеть? Не идиот ли? Что всё сам? Толпа ведь в лагере большая была.
В прошлом году на Капчагайском водохранилище утонул один из наших друзей, Аркадий Хван. Там резко изменилась погода, подул сильный ветер с берега на море. Две девчонки начали тонуть, и он бросился на помощь. Назад со своей хронической астмой выплыть не смог.
Вот почему нам мудрости хватает только чтобы в инете балаболить? Почему в критических ситуациях рассудок отключается? Ведь шестой десяток уже. Не пора ли успокоиться?
Спасибо, хоть Ирина здесь поднимает эти темы. Может быть здешний стёб поможет как-то перекодировать психику, чтобы не становиться где-то идиотом? Или...

Ирина, Вы абсолютно правы!