Свободные Ергаки - Трэд и Фрисоло

Пишет Slaydoc, 16.07.2014 18:40

В нашем сибирском краю установилась необычайная жара, стало невтерпеж сидеть в душном городе, и даже родные Столбы уже не могли утолить кипящую жажду приключений. Наша двойка я и Егор Матвеенко, решили, что самое время отправиться в поездку на Ергаки, ведь как раз сейчас есть и погода и свободное время. Цель - маршруты Владимира Лебедева на пике Звездном, проходимые свободным лазанием. Вот рассказ и видеоотчет об этой поездке.

В спешке мы собирали необходимое снаряжение, спасибо друзьям, прикинули количество еды, подготовили все необходимое. Вот настал день Х, Егор ждал меня в машине у подъезда, я закинул рюкзак в багажник и мы стартанули по хорошо знакомой дороге в сторону Ермаковского района. Перекусив по пути, в радушном Корчелыке с говорливыми братьями из солнечного Узбекистана. С полными желудками мы отправляемся дальше, впереди еще половина пути. Несколько часов дороги и уже видны причудливые очертания хребта Ергаки.
Оставляем машину на стоянке, и закидываем на спины забросочные кули, плееры в уши и двигаемся к цели. По живописной тропе, здороваясь со встречными людьми, мы за каких-то два часа оказываемся у озера Светлое, но решаем сделать еще один рывок и заброситься в цирк между пиками Птица и Звездный, чтобы сократить себе время на подход под маршруты. Добравшись до границы леса, среди болотистых лугов, и поставив в сумерках стоянку обнаруживаем, что мы здесь не одни. В кустах, то с одной, то с другой стороны слышится глухое рычание. Вечер перестает быть томным. Ергакские медведи известны своей наглостью, и даже Егор с детства встречавший медведей на Столбах напрягается, а я уж подавно. Дурным голосом я начинаю горланить пиратские песни, и звенеть об камень топором, а Егор молотит ложкой в котел. Все это действо мы перемежаем индейскими боевыми выкриками. Отдохнули мы с заброски! Принимаем решение сниматься и уходить по курумам под стену. В темноте собираем вещи, по-очереди стуча по котелку, и с этой же музыкой отправляемся по болоту и нагромождению валунов брести с кулями вверх к бастиону. Пройдя где-то пол склона решаем ночевать в курумнике, выбрав удобную плиту, прямо на ней укладываемся спать без палатки, благо ночь теплая, правда приходится прятать лицо от злобного гнуса. И откуда они берутся, это ж … горы!

Свободные Ергаки - Трэд и Фрисоло (Альпинизм, trad climbing, freesolo, свободное лазанье)

Выспаться удалось относительно, и усталость все же присутствует с утра. Завтрак. И впереди 5а Лебедева по юго-западному ребру, он же «Кант», популярный маршрут оборудованный надежными станциями, протяженностью 350 метров, со скальным лазанием оцениваемым как 6с/6с+.
Мы не брали с собой итошного оборудования, на прохождении оба двигались лазанием, с натуральной страховкой в стиле «трэд». У нас есть набор камалотов до 3-го номера, несколько якорей, оттяжки, две 60-ки одинарная и половинка для дюльфера по пути подъема, кроссовки, литр воды и сникерсы в штурмовом рюкзаке.

Начали не рано и солнце уже нагревает бастион, погода жаркая, а жидкость приходится экономить. Проходим несложное начало, я делаю траверс вправо похожий на ход Рояль на Коммунар и оказываюсь на травянистой полке ведущей к первому ключу – вертикальному оффвиду (offwidth) – негабаритной широкой щели. Я совсем не мастер каминов и вперед выходит Егор, показывая мне быстрый силовой вариант прохождения в откидку. У нас не было камов такого большого размера и на этом участке мы страховались болтами (спиты 6) на плите слева.

Егор наверху и я начинаю повторять за ним движения , но уже на верхней страховке и с рюкзаком. Широкая щель требует хороших усилий. На полке нам необходимо выбрать дальнейший вариант движения, перед нами плита со шлямбурной дорожкой ведущая к следующей расширяющейся к верху щели-оффвиду, но мы не стали ее использовать. Егор попытался уйти на пару метров влево на глухую болдеринговую щель, но на самом ее верху оказались отломаны несколько знакомых ему зацепов, очень сложное движение, под ногами полка, пришлось бы падать на нее. Он напряженно лазаньем спускается назад, решаем уйти на левый, западный вариант. Пару метров влево слазим на соседнюю полку, и вперед по внутреннему углу к откидке, подзаросшей лишайником, далее по силовому хэндкрэку, переходящему в очередной негабаритный камин. У нас закончилась вода и солнце в самом зените, жарит под 40. Оффвиды гложут наши руки, но мы неустанно движемся выше, вот последние катушки и мы на гребне. Выходим на вершину.

Откуда ни возмись появляется стайка воронов, они, перекрикиваясь, красиво лавируют в воздухе вдоль хребта Звездного. Съемки, фотографии, спуск по пробитым станциям на Канте, оборудованным Павлом Коробовым. Последние два отрезка мы завешиваем веревками для съемок планируемых на следующий день.
Еще один вечер подкаменных жителей. Ужин, обильное питье для восстановления жидкости потерянной за день, чтение и отбой. Завтра необходимо успеть до того как солнце выйдет раскалять скалу, мы вспомнили фильм «Хроники Риддика» и восход солнца на планете Крематория.

Егор встает как по часам около 7 и будит меня, мы быстро собираемся и снова движемся под Кант, его план - повторить маршрут без страховки, в столбовском стиле, фрисоло.

Мы не пропагандируем лазание без страховки, это личный выбор каждого.

Егор «Муравей» известен своими фрисоло прохождениями от 6а до 7с. Для него это третье прохождение данного маршрута в таком экстремальном стиле. Поэтому наблюдая за ним не испытываешь волнения или беспокойства, все его движения выверены, плавны, и аккуратны. Я буду снимать на Go Pro только до конца первого ключа, того длинного вертикального оффвида, затем мне нужно спуститься, снять веревки и встречать его под классической 3б, по которой он должен спуститься лазаньем. Егор начинает лезть ключ, сегодня он идет не в откидку, а помещает половину тела и правую руку по плечо в щель и постепенно продвигается вверх. Это более надежное, но требующее гораздо большей выносливости лазанье, верх щели тоже непрост. Вот я вижу он выходит на полку, бодрый и веселый сообщает что готов продолжать. Я начинаю дюльферять. По прошествии некоторого времени, уже внизу я укладываю снаряжение, с высоты стены до меня доносится победный крик Егора. Он прошел маршрут! Изо всех сил кричу в ответ. Когда я подошел по полке к началу маршрута 3б, Егор уже успел побывать на вершине, пройти гребень и преодолеть лазанием вниз ключевой бастион, теперь он двигался по косым полкам в мою сторону. Вместе со спуском он проделал около километра лазания фрисоло! Вместе спускаемся на курумник к нашему убежищу. Для экономии сил на следующий день, мы делаем логистический ход: я уношу штурмовой рюкзак со снаряжением под маршрут Лебедева 5а на центре южной стены Звездного, мы укладываем вещи и уходим на озеро Светлое поближе к выброске.

Вечером небо слегка затянуло, вдалеке грохотало и гуляли тучи, солнце закатывалось в красном зареве. Немного настораживала погода, не хотелось бы под дождем идти завтра забирать заброску из под стены, не солоно хлебавши. На озере Светлом в этот раз стояло не очень много лагерей. По словам людей их по ночам активно терроризовали медведи. Неудивительно, ведь половина этих туристов оставляет еду на ночь у костров и на столах, складывает припасы в свои палатки. Подвесив наши скромные припасы на дерево в стороне, встаем на привычном месте среди других палаток. Ночью медведь совершал набеги на кухню у костра, отпугиваемый стуком в кружки и котелки. Но тут это уже не было так жутко, как в пустынном цирке Звездного.
Утром ранний подъем, завтрак и в 7 утра мы выходим налегке под стену. Через 2 часа мы начинаем движение по стене, у нас одна веревка 60 м, камы, стоппера, якоря, оттяжки, литр воды и кроссовки. Стараемся снимать лазание на Go Pro. Основная часть маршрута имеет протяженность 320 метров, с лазанием 6с. Небольшой подлаз и влево уходит тонкая щель по катушке, хорошее лазание. Опять травянистые полки и уходящие вверх щели, где-то там надо пройти маятник влево, двигаюсь вверх и сходу захожу в катушечный внутренний угол, здесь похоже нужны якоря, лезу напряженно до полки-кочки, ох уж эти кочки! Маршрут «7 трав», пахнет медуницей.

Егор замечает, что шлямбур на маятнике из описания мы уже пролезли. Видимо я прошел слева от него. Егор начинает лидировать по щели под нависание, затем пролазит второй маятник влево. Солнце уже догнало нас и жарит из всех солнечных сил, опять вспоминается Риддик на планете Крематория: «Мы будем двигаться с одной скоростью – с моей!» А мне надо успевать за Егором. На пути встречаются старые петли, забитые якоря, один даже с оттяжкой где-то в стороне на плите, видимо кто-то линял с маршрута. Услышав издали громовые раскаты мы замечаем, что ветер несет на нас грозовое облако, оно медленно но верно приближается. Перспектива поймать грозу с разрядами молний на стене нас совсем не радует, и мы врубаем все скорости, не меняя стиля, оба идем лазанием. Снова камины и оффвиды. Рюкзак! Он покраснел от всего что было сказано в его адрес. Гребень уже близко, под ним на переходе огромный шатающийся блок под ногами – веселый сюрприз. Мы на гребне: Егор на вершину, я собираю железо в рюкзак, если начнет долбить молниями, привяжем его на веревку. Уходим по гребню, дюльфер с бастиона, знакомые косые полки и мы внизу. Ес! А грозу нам на счастье пронесло. Спасибо природа! Наше время на подъем и спуск около 6 часов. Здесь пожалуй сдерживающий фактор – моя скорость лазания. Есть над чем работать. Отправляемся в поход по курумам и болотам обратно на Светлое, оттуда мы отправимся вниз к машине. Легкий перекус на озере, сборы и выброска. Бодро дошли за полтора часа.
Рекламная пауза: в поселке Танзыбей большой выбор шашлыка и холодного пива! Нам обоим очень хотелось спать, чем я сразу и занялся, а Егору пришлось еще вести машину, так с остановками на отдых мы по свободным трассам добрались до Красноярска.

Эпилог

В Ергаках есть большой потенциал для свободных прохождений в стиле трэд – с натуральной страховкой. Хорошее разнообразное лазание, по трещинам и катушкам. К примеру в 2012 году компания заезжих немцев сделала на пиках Звездный и Птица три трэдовых первопрохода с участками сложностью до 7б. Наши альпинистские маршруты также могут быть пройдены лазаньем, без перил и ИТО. Да будет свободное лазанье! Аминь!