Выходные на озерах Уллу-кель

Пишет VadimTurkin, 27.07.2014 00:16

Фотоотчет о выходных на озерах Уллу-кель, КЧР, Северный Кавказ

Дело было в конце прошедшего июня. В рабочем графике образовалась брешь в виде трех выходных подряд, которые не очень хотелось проторчать в Москве, а ноги уже "почесывались" в предвкушении предстоящего основного летнего похода, да и грех было не воспользоваться такой "тренировкой" на пару дней! В итоге подбиваю своих краснодарских друзей составить мне компанию, беру билеты на самолет и в назначенный день прямо после работы отправляюсь во внуково на вечерний рейс до Краснодара.
В 11 вечера я уже схожу на кубанскую землю, ну а ровно в полночь мы трогаемся в путь. Впереди еще 500км, но их не могу назвать тяжелыми- первая половина проходит в душевных разговорах с друзьями, ну а начиная с Мостовской уже в рассветной дымке можно начинать разгадывать силуэты Большого Кавказа. А после Куржиново дорога вообще идет вдоль Скалистого хребта и огромных зеленых просторов!

рассвет на трассе Р256, где-то между Зеленчуком и Сары-Тюз (5 утра и +5 градусов за окном)
Выходные на озерах Уллу-кель (Горный туризм, кавказ)

5.40 утра, проезжаем еще спящий Карачаевск. В центре- мечеть-новострой.

приятный сюрприз- за очередным поворотом на дороге к Учкулану появляется ОН! Что заставляет всех в машине проснуться и выскочить из машины любоваться :)

Проезжаем Учкулан, асфальт остается позади и мы неспешно по грунтовой дороге ползем в сторону турбаз Глобус и КЧГУ на слиянии Нахара и Гондарая. День ожидается теплым и безмятежным, небо чистое и только по реке плывет еще утренний туман
Выходные на озерах Уллу-кель (Горный туризм, кавказ)

Доезжаем до базы КЧГУ, где и оставляем машину, переодеваемся и отправляемся в путь, вниз по течению реки Учкулан до начала долины Кичкине-кол.
Километров через 5 подвесной мостик через реку

а прямо на другом берегу чудесный нарзан!!! Восполняем запас солей в организме и продолжаем свой путь по левому (орогр) берегу до точки входа в долину
Выходные на озерах Уллу-кель (Горный туризм, кавказ)

По пути проходим поля, на которых камни собраны в кучки! Интересно, зачем и кому это понадобилось? Зачем чистить склоны от камней? Такие же кучки можно увидеть как и на другом берегу, так и в соседней долине по пути от аула Хурзук до погранзаставы.

Пройдя еще километра 3 от нарзана выходим на большую поляну. В углу стоит деревянный заброшенный дом, а за ним начинается лесовозная дорога вверх. Это и есть начало классического маршрута на озера Уллу-кель. Сворачиваем туда и начинаем подниматься в висячую долину реки. Классика жанра- сначала резкий набор высоты, где-то метров 400, а затем длинная и плавная долина со ступенчатым набором высоты. Долина очень хороша для первого знакомства с горами- нет особых сложностей, но с другой стороны сразу же погружаешься во всю красоту гор! Под боком вниз срываются потоки журчащего ручья, кругом все залито зеленым цветом травы, голову кружат свежие запахи цветов, а где-то вдалеке маячат скальные вершины гор, замыкающих долину и манит прохлада еще лежащих снежников. Так и хочется быстрее заглянуть за следующую ступеньку долины и увидеть, что же там дальше!

Вышли из лесной зоны, хорошая тропа позволяет быстро двигаться
Выходные на озерах Уллу-кель (Горный туризм, кавказ)

Нет, это не горные туры :) это стадо коров, которые забираются сюда поесть травки

Очередная ступень и открывается стенка, ограничевающая долину с юга

в верховьях долина поворачивает направо (на запад) и нужно подняться на первую ступень, которая приведет к нижним озерам Уллу-кель (их 4 штуки)

А вот и самое большое нижнее озеро Уллу-кель, его высота 2660

Во всю цветут рододендроны, а за ними видно и вторую ступень, за которой главное озеро Уллу-кель

Еще раз нижнее озеро Уллу-кель

Панорама двух нижних озер

вдоль водопада предстоит подъем вверх, но он не сложен, там есть тропа

гуляем вокруг нижнего большого озера, любуясь им со всех сторон
Выходные на озерах Уллу-кель (Горный туризм, кавказ)

кругом пылают первоцветы! поляны усеяны разноцветными цветами

и конечно же рододендронами

еще одно нижнее озеро Уллу-кель
Выходные на озерах Уллу-кель (Горный туризм, кавказ)

и четвертое нижнее озеро с видом на подъем

а вот и главное сокровище долины- озеро Уллу-кель! Одно из самых больших если не на всем кавказе, так на Западном точно.

Достаточно перейти речку, вытекающую из озера и мы уже на полянке, где можно разместить пяток палаток.
Выходные на озерах Уллу-кель (Горный туризм, кавказ)

Солнце уже прячется за склоны ближайших вершин, погода немного портится, начинает дуть ветер

На озере поднимается небольшой шторм :) оставшиеся с весны небольшие льдинки начинают скапливаться возле берега, с треском расталкивая друг друга

Ставим палатки, под свист ветра ужинаем и ложимся спать. Всю ночь сильный ветер не стихающий ни на минуту. Утром пасмурно, но идти комфортно.

Любуемся панорамой озера

Смотрим, что осталось внизу

и выдвигаемся в сторону перевала Уллу-кель восточный 1А*. На подходе к нему оставляем рюкзаки и выходим в сторону верхних уллу-кельских озер.

Ветер гоняет волны по озеру во все стороны
Выходные на озерах Уллу-кель (Горный туризм, кавказ)

Со стороны смотрим на предстоящий подъем на перевал. На нем огромный карниз, но слева видно, что можно пройти

Погода начинает хмуриться, уже в километре от нас видно, как льет ливень. Но, тьфу-тьфу, у нас пока только свежий ветер :)

Поднимаюсь к верхним озерам. Всего 200 метров набора, а тут еще настоящая зима! Хотя, скорее очень ранняя весна- еще море снега и озера только-только вскрылись, а ведь там чуть ниже уже вовсю цветут цветы и трава по колено.
Выходные на озерах Уллу-кель (Горный туризм, кавказ)

Делаю круг вокруг озер, они небольшие и находятся вплотную к друг другу.

Еще раз свысока любуюсь главным озером и возвращаюсь к подъему на перевал

Перевал от своего начала и до самого верха покрыт снегом. Уклон растет по мере набора высоты. Поднимаемся прямо в лоб, без всяких зигзагов, поочередно меняя лидера, который рубит ступени. Крутоваты последние метров 20 подъема, там, где нужно обойти снежный наддув.
Выходные на озерах Уллу-кель (Горный туризм, кавказ)

А вот и сам наддув вдоль которого можно даже прогуляться :)

Ну а это уже вид на другую сторону. Тут уже снега нет, видно перевал Уллу-кель нижний.

Жаль, небо полное облаков. А так бы мы стояли и любовалиь Эльбрусом. Да и не только им, с этой точки отлично видно и Куршо и Актур и главную стену района- массив Гвандра.

панорама с перевала

Не сбрасывая высоту траверсом идем 400 метров до перевала Длинная осыпь, где я снимаю свою собственную записку прошлого года :)
С перевала видно нашу следующую цель- три озера в долине реки Трехозерная. Они лежат практически на одной прямой, на одной высоте и на одинаковом расстоянии друг от друга и дают начало трем рукавам реки Трехозерная. Быстренько спускаемся по осыпи перевала до первого из них, где есть готовые места под площадки и ставим лагерь.

Восточное озеро в рододендронах

Ставим лагерь, обедаем и отправляемся в круговое путешествие по всем трем озерам. Плюс выше третьего озера лежат еще два!

второе озеро (центральное)

озеро над третьим озером

третье, западное озеро реки Трехозерная

Возвращаемя в лагерь уже в девятом часу вечера под стук дождя. Садимся ужинать и слушаем как в нескольких километрах южнее, на стороне Абхазии грохочет гром и сверкают молнии. Но буквально через 5 минут мощнейший град, бьющий по телу не слабее душа Шарко разгоняет нас по палаткам. Ночью непогода, что-то льет и сыпет, но утром первые лучи солнца выгоняют нас из палаток. Выше трех тысяч все покрыто белым пушком, зима не хочет отступать, несмотря на конец июня!

Любуемся Нахарским узлом, расположенным прямо напротив нас, на другом борту реки Нахар
Выходные на озерах Уллу-кель (Горный туризм, кавказ)

а вот и озеро с припорошенными вершинами

верховья долины Нахар, можно разглядеть 3 линии ЛЭП, поднимающихся на перевал и идущих в Абхазию

Гуляем вокруг озера, завтракаем и начинаем спуск в долину Нахар вдоль реки Трехозерная
Выходные на озерах Уллу-кель (Горный туризм, кавказ)

Солнце заливает все вокруг светом

Долина все ближе, вершины все выше

Поле ромашек не дает спокойно пройти мимо
Выходные на озерах Уллу-кель (Горный туризм, кавказ)

Спуск не сложен, есть тропа

Выходим к домику чабанов. Райское местечко! Прям швейцария :)

От их домика ныряем в лес, где мощная тропа приводит нас к реке Нахар.
По пути дурманит голову запах сотен кустов азалии
Выходные на озерах Уллу-кель (Горный туризм, кавказ)

На соседнем берегу видны остатки старой лесовозной дороги

настоящее лето!!!

Вот и спустились вниз, уже на слияние Трехозерки с Нахаром.
Выходные на озерах Уллу-кель (Горный туризм, кавказ)

Идем вниз по Нахару примерно 5км до турбаз. По пути погранзастава, но никого нет. Для приличия покричали, подождали и пошли дальше. Из будки лениво вылезла овчарка, но даже не гавкнула на нас :) Вообщем, граница на надежном замке...

Дошли до турбазы, перекусили, сели в 12 часов в машину и отправились в обратный путь, не забыв сделать остановку на нарзане.

И несколько пейзажей близ Учкулана на прощание с долиной

Выходные на озерах Уллу-кель (Горный туризм, кавказ)

По пути заехали в прекрасное осетинское кафе на выезде из Карачаевска, поели пирогов и шашлыков и поехали дальше. Уже в 8 вечера мы были в Краснодаре, ну а дальше самолет-метро-работа....

Пробыв всего чуть больше двух дней в горах создалось ощущение, что я там провел неделю и не меньше! За два дня мы прошли 37км, 2 перевала, полюбовались природой в состоянии и лета и весны и даже зимы, увидели красоту 13ти озер, ну и неплохо потренеровались, набрав 2700 высоты и столько же сбросив.
кому интересен трек он лежит здесь