Большая движуха на Гранд-Жорасе

Пишет veterok-veterok, 03.10.2014 10:19

В последние недели Гранд-Жорас переживает необычайную популярность. Пользуясь исключительно благоприятными погодными условиями, множество альпинистов устремились на маршруты легендарной северной стены.

Большая движуха на Гранд-Жорасе (Альпинизм, альпы, первопроход, соло) ©Camptocamp.org

Северная стена Гранд-Жораса образует великий альпийский триумвират вместе с северными стенами Эйгера и Маттерхорна. Гранд-Жорас представляет собой шесть последовательных пиков, из которых Пуант-Уолкер самый высокий (4.208). Впервые на него поднялись 20 июня 1868 года Хорас Уолкер и гиды Мельхиор Андерег, Йоханн Яун и Жульен Гранж.

Помимо многочисленных повторов классики, в эти дни был совершен и ряд достойных упоминания восхождений. Так, был проложен новый вариант маршрута Éperon Marguerite (Couzy/Desmaison, 1958) на Пуант-Маргерит (4.066 м); совершено первое сольное прохождение польского маршрута (комбинация двух польских маршрутов 1970 и 1975 гг.) на Пуант-Элен (4.045 м) и первое восхождение за один день по Gousseault (Bertone/Claret/Desmaison, 1973) на Пуант-Уолкер (4.208 м).

С другой стороны, хорошая погода привела к обвалу гигантской глыбы льда на южной стороне горы. По данным Fondazione Montagna Sicura, в ночь с 28 на 29 сентября огромный серак объемом 50.000 кубических метров сошел между Пуант-Уолкер и Пуант-Уимпер.

Линия схода пересекла классический маршрут по южной стене Гранд-Жорас, часто используемый для спуска теми, кто поднимется с севера. Также следует упомянуть, что неделей ранее, 23 сентября, уже сообщалось о другом подобном случае на леднике Уимпер.

Большая движуха на Гранд-Жорасе (Альпинизм, альпы, первопроход, соло) Зеленая линия - классика, красная линия - новый вариант
©Jon Griffith / Alpine Exposures

Вероятно, самым выдающимся событием этой осени стал новый вариант маршрута Éperon Marguerite, проложенный интернациональной командой в составе Жульена Десекура, Себа Боина, Корры Песче, Джона Гриффита и Бертрана Делапьера. Альпинисты прошли по льду левее маршрута 1958 года.

Сами альпинисты говорят так: «Наша команда поднялась не по классическому маршруту, а по небольшим участкам льда рядом с оригинальной линией. Это совершенно иной стиль прохождения, который позволяет по-новому взглянуть на некоторые старые маршруты». По их словам, категория трудности отдельных участков составляла М5. Команда поднялась и спустилась за один день.

Один из героев этого первопрохождения Корра Песче ранее отметился в районе Пуант-Элен. 8 сентября итальянец поднялся соло по польскому маршруту за 2 часа 10 минут.

Корра Песче выбрал сочетание двух маршрутов, известных как польские и приложенных в 1970 г. (Eugenius Chrobak, Jacek Poreba y Wojtek Wroz) и в 1975 г. (Wojciech Kurtyka, Jerzy Kukuczka y Marek Lukaszewski).

Так как погода продолжала стоять хорошей, через неделю, 15 сентября, этот же маршрут и также соло, был повторен Филиппом Анджело.

13 сентября Мартин Элиас и Дамиен Томази совершили первое прохождение за один день маршрута Gousseault. После ночевки в бергшрунде связка за 18 часов преодолела 1200 метров маршрута (VI 6, 6a/5c, A1/2 или 6c, M5/M6, 90°).

С маршрутом связана трагическая история, случившаяся с Рене Десмезоном и Сержем Гуссо в 1971 году во время первой попытки подняться по этой линии: Серж Гуссо умер от истощения, а Рене Десмезон чудом спасся, чтобы через два года все-таки взойти на Пуант-Уолкер и назвать маршрут в честь погибшего напарника. 38 веревок этого, пожалуй, самого сложного маршрута на Пуант-Уолкер с севера, обычно требуют от трех до четырех ночевок.