Приключения девчонок, Сухаря и рюкзака Bask Light на Тянь-Шане и Памире.

Пишет Jarra, 09.10.2014 11:15

Люблю это чувство, когда перед тобой захлапываются двери электрички, и все, что тебя волновало в обычной повседневной жизни остается по ту сторону дверей. Так началось наше с Галинушкой путешествие.
Вообще есть прелесть в путешествии вдвоем, особенно когда ты с напарником на одной волне.
Сутки в поезде - и мы в Алма-Ате. Приключения девчонок, Сухаря и рюкзака Bask Light на Тянь-Шане и Памире. (Альпинизм, ала-арча, пик ленина, отчет, тестирование снаряжения)
Выехали на несколько дней раньше, чтобы успеть окультуриться и побывать в новых местах - на этот раз это Большое Алматинское озеро. Шли мы до него полдня по трубе, Приключения девчонок, Сухаря и рюкзака Bask Light на Тянь-Шане и Памире. (Альпинизм, ала-арча, пик ленина, отчет, тестирование снаряжения) как советовали друзья, а когда пришли - все вокруг заволокло тучами, полил дождь, и прибежал какой-то охранник с автоматом, сказав, что к озеру подходить нельзя - запретная зона, все дела…. Эх, а мы так надеялись искупаться... Приключения девчонок, Сухаря и рюкзака Bask Light на Тянь-Шане и Памире. (Альпинизм, ала-арча, пик ленина, отчет, тестирование снаряжения)
Потом была незабываемая ночь на автовокзале города Алма-Ата в компании странных женщин, каких-то бандитов, ментов под прикрытием и таким количеством страстей, что можно было бы снять еще один сериал «Санта-Барбара». Зато сделали вывод – на автовокзалах больше не ночевать.
На следующий день отправились в Бишкек. Едем на смену «Ак-Сая» в ущ. Ала-Арча, так как нужна еще одна смена для бесплатной поездки на Ленина, да и кормят там неплохо :-)
В лагере началась лекция по медицине, но, так как беспокойная ночь на вокзале дает о себе знать, мы, поупражнявшись отодвигать челюсть и делать массаж сердца на Лехе Потоцком, заваливаемся спать.
Настал день заброски к хижине Рацека. Идется легко, вокруг такие домашние и знакомые горы, буйство красок, ароматов растений. Ждем нашего третьего участника - Сухаря (Леха) - очень надежный, добрый и веселый парень, мастер на все руки: умеет проходить самые страшные маятники, по головке погладить в нужный момент, спицами шапочку связать. Ходить с ним - легко и непринужденно. Леха поднимается к вечеру - крепкие дружеские объятия.
Еще день на скальные занятия, занятия по спасению, тренировка лазания ИТО и сдача всего недостающего…
Грандиозных планов на смену не было, главная цель - акклиматизироваться перед высотой, т.е. забраться повыше, поставить палатку, переночевать и весело провести время.
Тут с порога Попов Федор Ефимович отправляет нас на первопроход. В районе нужны двойки «Б», а нам нужна «открывашка», в общем, мы нашли друг друга….
Перед восхождением пошли на «разведку» к любимому Учителю и с умным видом потыкали пальцами в нужный кулуар, с которого начинается маршрут.
Ощущения очень необычные: идешь по неизведанным тропам и не знаешь, что ждет тебя за поворотом, хочется скорее повернуть за этот угол и посмотреть, что же будет дальше. Невольно вспоминаешь, как ругаешь первопроходцев на каком-нибудь маршруте за нелогичность пути, поэтому стараешься, чтобы следующим восходителям было понятно, что да как.
И все же маршрут получился достаточно длинным и сыпучим, хотя нас уверили, что «прочистится» от лежачих камней после пары десятков восхождений.
Наверху Учителя, как обычно, погода портится – даже не позагорать….
Приходится бежать вниз, где светит солнышко и улыбаются люди. Люблю этот контраст - он заставляет ярче чувствовать и воспринимать окружающий мир. Особенно приятно, когда в лагере встречают и поздравляют с восхождением.
Идем закрывать Лехе разряд. Так как были почти на всех тройках «А» в районе – выбрали «неизведанного» Олега Кошевого. Маршрут состоит из кучи «башен» на гребне.
Юрий Валентинович Кудашкин дает нам пять записок и говорит, что пока мы не пройдем все «башни» - с гребня не слезаем.
Сначала мы забурились немного не туда - решили чуток поупражняться в лазании по мокрым каминам….
Но потом, пораскинув мозгами и вспомнив, что идем на тройку, пошли там, где идется. Видимо, не мы первые и не мы последние – Кошевого все ходят по-своему.
Собрали только четыре записки, причем разных годов.
Вечером нас ждал приятный сюрприз. Сижу в палатке и вдруг слышу крики счастья на все ущелье, голос очень знакомый. Это наша подруги из Перми – Юлька, мега открытый эмоциональный человек!
Проводим очень душевный и наполненный песнями вечер.
А дальше надо было думать. В планах был траверс Скрябина – Семена-Тянь-Шанского - нам нужна ночевка выше 4000 для аклимухи, да и на высшей точке района мы еще не были. Но тут Федор Ефимович снова подкидывает идею: идите, говорит, Скрябина – Двурогая - замечательнейший траверс, с двумя ночевками выше 4000. Как раз то, что нужно! Но чтобы выпуститься на него - надо сходить руководство 5А...
В итоге на следующий день выходим на Байчечекей - маршрут Поляка.
Решили идти по описанию первопроходца, хотя Павленко в своем описании советовал другое…
Думали схалявить, но горы такого не прощают – на третьей веревке у Лехи улетает один из двух рюкзаков, а точнее - его рюкзак со скальниками и палочками, водой и половиной оттяжек. Он пролетел мимо меня со свистом и остановился в самом начале, откуда мы начали лезть.
Еще один вывод - пристегивать все получше и на муфтованные карабины. Ладно, зато теперь легче будет подниматься.
Идем дальше. На середине маршрута Леха меняет Галю и пролезает оставшиеся участки в ботинках.
Начинается снег, все мокнет, наша скорость падает, осваиваем умение проходить маятники на перилах (под конец у меня получается делать это без полетов, ползком по гладким плитам). Дохожу до своего френда, последнего оставшегося у меня в комплекте, который некогда подарили друзья. Ругаясь всеми возможными словами, пытаюсь его вытащить, наконец плюю на него и иду дальше - кому-то наверное пригодится. Вообще к оставленной снаряге в горах отношусь философски: лучше снаряга, чем жизнь, это своеобразная дань горе.
Вечереет, конца все не видно. Стою на станции, жду команды и вдруг слышу Галин голос: «Твою маковку!» (ругаться матом некрасиво, тем более для девушки, поэтому для выражения сильных эмоции маты заменяются забавными ругательствами, которыми под конец отпуска ругалась и я). Оказалась, что моя новенькая динамика не такая уж прочная и перетерлась как раз в тот момент, когда по ней поднималась Галя.
Слава богу, что уже было выполаживание, и следующая веревка - последняя.
Замечательные закатные краски, фото и быстрый спуск на тропу до темноты (потому как лучше в темноте по Баче не блуждать…).
В лагере немного поразила встреча с Кудашкиным и его забота. Он поухаживал за нами: налил чая и похвалил. Зная его характер и нрав, было очень приятно.
Остается мало времени. Сегодня день отдыха и «спас. работ» рюкзака.
Маленько пробатонившись, вышли под маршрут только после обеда. Леха героически слазил за рюкзаком, который упал в промоину и благополучно собирал на себя все камни, летящие сверху. Как ни странно, почти все осталось на месте, кроме Галиных новеньких треккинговых палочек.
Проходив за рюкзаком до вечера, в лагерь пришли только к сумеркам, а завтра выход на траверс… В общем, собирались уже в темноте.
Вышли рано утром, но темп как-то сразу не задался. Возможно, надо было все же денек отдохнуть. Наши «спиногрызы» впились в плечи и придавили к земле.
На Скрябина вылезли после обеда. Увидели ребят, которые выходили перед нами на траверс Скрябина-Семена, но почему-то шли они не по гребню, а облазили его по стене…. Поругав их про себя, увидели еще одного человека, поднимающегося по леднику навстречу к траверсантам. Решили, что это Кудашкин. С ребятами второй день не было связи, а Кудашкин вполне способен шастать в одного по леднику. Потом мы узнали от ребят, что это был какой-то «черный альпинист», незнакомый одиночка, который пытался зайти на Семена, но благо спустился вслед за ребятами, а мы остались ночевать на Скрябина - сил и желания идти дальше уже не было...

«Прекрасная» ночь в палатке, в которой и вдвоем то довольно тесно. Высота всего 4600, а холод и ветер такой, что на ум приходят мысли: может, ну и его - этот высотный альпинизм?
Мы продолжаем свой путь к перемычке с Семеном. Темп так и не поднялся до приятного, лазить с тяжелым рюкзаком по острым гребням крайне неудобно - чувствуешь себя неповоротливой коровкой, но иногда получается проявлять чудеса скалолазания.
Наблюдаем очень красивое и необычное явление, похожее на радугу, только почему-то горизонтальную.

Дойдя до перемычки неспешным шагом, понимаем, что как-то не задалось, и пока можно спуститься пешком – рулим вниз по леднику Семена. Что ж - все к лучшему.
Оставшиеся дни батонимся.

Затем жизнь понеслась: нижний лагерь, банька, Бишкек, арбузы, персики, «Блондер Паб» (оказывается, есть такое замечательное место в Бишкеке, с живой музыкой), первый в жизни полет на самолете Бишкек – Ош, правда, недолгий, но ощущения интересные.

В Оше сдадимся в бус и едем в базовый лагерь под п. Ленина. Дорога разнообразная, с красными песчаными холмами, перевалами, реками. Спустя несколько часов открывается панорама на какой-то большой хребет. Интуитивно понимаю, что ОН должен быть где-то здесь, нахожу ЕГО взглядом, спрашиваю и убеждаюсь в своей правоте.
Нет, это не симпатичный парень, а пик Ленина – наша следующая цель.

У бусика нас встречают омичи. В Базовом лагере шумно: вечером награждали тех, кто уже зашел. Чувствуется масштаб и величие гор уже здесь.
Нас напугали первым переходом - самый длинный, 12 км, да еще и через перевал Путешественников.
Выходим чуть позже остальных, не торопимся, это ж высота, да и первый выход.
Природа поражает: красные реки, водопад, поляна сурков (они тут почти ручные, откормленные, можно подойти на метр и спокойно сфоткать).
Выходим на перевал Путешественников, а за ним совершенно другой пейзаж. Кажется, будто ты на другой планете, скорее всего на Марсе :-).
Ближе к лагерю 1 начинается снег с ветром, останавливаться и одеваться уже не хочется, и мы ускоряемся, чтобы не замерзнуть.
Встречаем спускающихся омичей, вышедших раньше. Когда подошли к переправе через реку, выяснилось, что Андрей Новосельцев договорился с киргизами, и нас перевезли на лошади через разливающийся бурный поток. Стало как-то тепло и приятно на душе. Спасибо тебе, Андрей!
Пришли в первый лагерь. Переход оказался не таким уж и страшным, как нам говорили. Наш пыл идти завтра на 5300 охлаждает ОБ лагеря Сувига: погода не сильно радует и на следующий день планируется ухудшение.
Утром слышим какой-то звук, и сразу с одной стороны палатки становится светлее, кто-то подходит к нашему «дому» и спрашивает:
- Девчонки, вы живы?
Выходим наружу и видим, что половины лагеря просто нет. Валяются желтые остатки палаток и вещей, кто-то, говорят, уже успел даже полетать внутри своего жилища, слава богу, все благополучно закончилось.
Весь день помогали собирать то, что осталось, зашивали кухню, в общем, активно акклиматизировались.
Как ни странно, на следующий день передали еще большее ухудшение, ну, что ж, высота - тут ценится умение ждать. Главное - найти себе занятие на день…. Чем мы и занялись.
Познакомились с Ермачеком, наслушались песен под гитару - скучать не пришлось.
Омичи снова поднялись в 1 лагерь, и мы решили, что завтра вместе выйдем при любой погоде вместе с местными портерами (подумали, что с ними уж не заблудимся).
Встаем в 3:00 выход в 4:00.
Собственно куда идти - не видно. Все в густом тумане. Два часа блуждания по леднику, накручивание кругов, и к рассвету мы выходим на тропу по ледопаду. Поднимаемся не торопясь. Мне идется пока легко, главное не останавливаться и не сбивать темп.
Иногда раздувает облака, и тогда пробивает до слез от увиденного. Знаменитая сковородка - где же обещанный пляж и жара? Позагорать не получилось…
Приходим во второй лагерь, вижу, что некоторые палатки стоят прямо не трещине - смелые ребята…
С Галей ставим свою маленькую «Алексику». Андрей зовет пить чай в свою палатку, аппетит почему-то зверский. А нам говорили: «Да там есть то не хочется». В нашем случае это не прокатило….
После плотненького борщеца из пакета сублиматика идем в свою палатку поваляться.
Странно, но вдвоем нам теснее, чем когда мы ночевали втроем на гребне. Сидим, разговариваем, слышу гул, разрастающийся где-то из глубины. В мозгу как-то буднично проносится: «Наверное, лавина». Спустя пару секунд нас накрывает ударная волна из снежной пыли, которая забивается в палатку через вентиляцию. От пережитого чуть не вскрикиваю, показалось, что нас сейчас засыпет, вспоминаю истрию 90 года…. Все выскакивают из палаток. Вроде все люди на месте.

Утром видим, что наша лавинка чуть-чуть не дошла до тропы на сковородке. Стало не по себе.
Поднимаемся на 6100.
Вся «соль» этого дня в подъеме на Раздельную, кажется, что он никогда не кончится.
По-прежнему идется легко, главное - держать темп. Ставим палатки, тут уже чувствуется, что ты ближе к космосу.
Поход в туалет – целый подвиг - надо же уйти подальше, а от ветра не спрятаться никак.
Закат прекрасен, пространство здесь кажется безграничным.
Под вечер чуть давит на вески - цитромончика и аспиринчика….
Аппетит по-прежнему никуда не делся :-)
По дороге на Раздельную простудила носоглотку, и, наслушавшись историй про скоротечный отек легких на высоте, уснуть почти не смогла, казалось, что все воспаление опускается в легкие, и мне скоро придет конец, постоянно вскакивала и дышала поглубже. Да простят меня товарищи, ночевавшие со мной в палатке.
Быстрый спуск в 1 лагерь, на леднике догоняем большую группу людей, которые что-то тащат. Смутные страшные догадки, к сожалению, подтвердились - это был немец- сноубордист, разбившийся несколько дней назад. Опять становится не по себе. В горах часто не задумываешься о риске, которому себя подвергаешь, пока не столкнешься с его результатами. Ленин дал достаточно поводов для размышлений.
«Отдыхать лучше внизу» - сказали бывалые, поэтому пошли до базового лагеря.
Боевой настрой идти на гору поутих, хотелось плюнуть на все и ждать всех тут. Но два дня батонства дались тяжело. Книжка, которую взяла Галя, была прочитана еще в поезде. Народ, работающий в столовой, также страдал от отсутствия книг. Развлекали себя, как могли.
Мое горло пришло в нормальное состояние, и я решила все-таки попробовать подняться - зря я что ли сюда ехала :-).
Наконец выдвигаемся в первый лагерь, ох, как же хотелось движения и нагрузки, тело прям радовалось. Дошли хорошо.
В первом лагере все без изменений. По срокам у нас с Галей остается только два дня, и решаем идти завтра сразу в 3 лагерь. Многие смотрят на это с непониманием, но деваться некуда – обратные билеты уже куплены.
Выдвигаемся рано утром. Теперь уже знаем, куда идти, и спокойно доходим до второго лагеря. На сковородке достаю телефон - завтра у мамы День Рождения, но я не смогу позвонить, так как местная связь ловит только здесь, поэтому:
- Мама, у меня все хорошо, завтра поднимаемся и – вниз, в город, домой! С наступающим тебя, надеюсь, когда-нибудь я попаду на твой ДР...
Симка у нас с Галей одна на двоих. Передаю ей телефон через встречную связку людей (она идет в следующей связке).
Во втором лагере, сделав вывод, что остальным торопиться все равно некуда, разделяемся на две группы. Мы идем в третий лагерь с Андреем. Спасибо огромное этому Человечищу за то, что он был всегда рядом, помогал и подбадривал.
Подъем на Раздельную дается нелегко, иду равномерно небольшими шагами без остановок, рядом идет парень, с динамиком, небольшими урывками, каждый раз он обгоняет меня и останавливается, в этот момент я своим муравьиным шагом обгоняю его - получается забавно, мы оба начинаем улыбаться. «Тише едешь – дальше будешь» все-таки работает.
Прихожу в третий лагерь, тут, как учили, надо поработать. Выпросив лопату, начинаю усиленно махать ей, пока не приходит Андрей и у меня эту лопату не забирает. Поставили палатку, залезли. Подумав, решили, что все-таки будем смотреть по состоянию с утра: идти или нет, хотя, мне кажется, каждый внутри себя уже решил.

4:20. 7 августа. Выхожу из палатки и вижу далекие огоньки населенных пунктов, кажется, что они так близко, а на самом деле они так далеко….
Выходим на штурм. Сначала, конечно, халява – спуск с Раздельной, ох уж нелегко будет обратно подниматься по нему. Пока получается идти в том же темпе. Внешний облик и самоощущение напоминает космонавта. Весь в пуховом скафандре и ноги передвигаешь как в космосе - размеренно и медленно. Дыхалка, слава Богу, не подводит, спасибо ей. В конце подъема догоняет какой-то парень, двигающийся урывками, удивленно говорит вслух, что я, оказывается, девочка - не знаю, как воспринимать это удивление - как комплимент или наоборот :-).
Наступает рассвет. Краски, в которые он раскрашивает горы, неимоверно красивы, от розово-оранжевого до фиолетово-голубого. Высокие горы отбрасывают тень на небо. Пока еще хватает эмоций, чтобы ощутить всю прелесть и красоту этого застывшего мира. Эх, был бы фотоаппарат, но я его не взяла - не хотелось таскать лишнего.
Собираемся на 6400, идем потихоньку к «ножу» – узкому снежному гребню, ключу маршрута, если можно так выразиться.
На подходе к «ножу» резко скручивает виски, такой боли я никогда не чувствовала, но цитромон (или самоубеждение) мне помог. После «ножа» и снежного поля начинается самое интересное – три подъема до вершины. Идешь, идешь…. Кажется, что вот он, крайний подъем, доходишь - а за ним еще один, прям как в той пословице: «А за деревом дерево, а за деревом дерево».
На одном из этих подъемов вижу свежий крест. Сегодня ровно 40 лет со дня гибели женской экспедиции 1974 года. Тогда погибло восемь женщин. Невольно накатывают слезы...
Идем дальше, слезы потихоньку высыхают, видно уже гималайские флажки и кучу знаков, символизирующих вершину.
Андрей уже здесь. По традиции, обнявшись с Галей, заходим на вершину.
Эмоций, как ни странно, особо никаких…. Кругом до горизонта горы, их просто тысячи, внизу облака, пейзаж поразительный, но ты не удивляешься, просто какая-то апатия, наверное, это недостаток кислорода так сказывается.
Пару фоток, и идем все вместе вниз. Подъем на Раздельную не так сложен, как казалось.
В 3 лагере нас встречают ребята, которые оставались ночевать на 5300. Теплый вкусный чай и вода в витаминкой – блаженство. В лагере уже виден закат - какая-то фантастика…

Спалось в эту ночь хорошо, наверное, сказалась усталость.
Слышала, как утром встали ребята, мысленно пожелала им удачи.
Встаем и начинаем спускаться.

Доходим до 1 лагеря как раз к обеду, немного грустно. Опять появляется это жуткое чувство, что приключение подходит к концу. Огромное спасибо начальнику лагеря Дмитрию Муравьеву за классные теплые руковицы, в которых я зашла :-).

Начинаем спускаться дальше. В базовый идем не спеша, так как уходить совсем не хочется.
По пути, на поляне сурков, знакомимся с девушкой Ирой, которая приехала сюда одна и спускалась с акклиматизационного выхода.
Оставшаяся дорога пролетает незаметно. Ира рассказывает страшную историю, как на ее глазах, несколько лет назад, улетела связка в ущ. Безенги, на Гидане. Невольно представляешь все рассказанное в красках. Опять как-то начинаешь задумываться. Ведь не зря на нашему пути встречаются люди со своими историями, которые приподносят нам урок.
И опять все понеслось: базовый лагерь, бусик, дорога до Оша, расставание с друзьями: Леха с Жанной и Антонио сразу улетели в Бишкек, вечером у них самолет до Новосиба.
Нас, как «полнопакетников», поселили в гостиницу. Такого комфорта в своих путешествиях я еще не видела.
Накупили фруктов и уселись в беседке на улице…. Тут же «полились» филосовско- душевные разговоры с видом на огромную луну. Ты сидишь вот так, «в лете», объедаешься фруктами, а два дня назад стоял на 7000, в царстве вечной зимы, льдов и пронизывающего ветра. Этот дикий контраст всегда выбивает из колеи, но есть в нем какая-то прелесть: фрукты слаще что ли .
Вот, казалось, и все, приключения закончились, но судьба задумала иначе...
Утром, приехав в аэропорт, неожиданно узнаем, что наш рейс Ош – Екб отменили, и следующий рейс только завтра. А завтра на работу, причем не в Екб, а в Омске…
Единственная возможность улететь в Россию в этот день - это самолет Ош-Новосибирск. Правда, денег на билеты уже нет, и представитель авиакомпании отмененного рейса не берет телефон. Звоним Оле Андровой в Омск с просьбой помочь купить билеты через интернет, но, так как регистрация уже началась, это невозможно сделать. Ни одна авиакасса не работает по безналу. Казалось бы – все. Остаемся тут жить. Но оказалось, что есть на свете справедливость! Одна добрая киргизская женщина с возгласом: «Я не хочу, чтобы у этих девушек осталось плохое мнение о нашей стране! Я хочу, чтобы они снова и снова приезжали в Киргизию!», растолкала нашу авиакомпанию и, спустя 4 часа нервотрепки, мы бежим по взлетной полосе до трапа нашего самолета, потому что до взлета остается пять минут….
Ух, успели….
Вот и Россия, вот и Новосибирск. Даже как-то радостно, что ты вновь на Родине.

Ну, а теперь по рюкзаку:
Извиняюсь за столь поздний отчет, все никак не хватало времени его довести до ума и разместить.
Было очень неожиданно и приятно победить в голосовании и получить новенький рюкзак фирмы BASK «light 55» . Спасибо всем, кто за меня голосовал!
По сложившемся обстоятельствам, так как у моей подруги и напарницы Гали штурмовой рюкзак совсем поистерся и просился на отдых, после получения новенького «Баска», я решила отдать его ей, да простят меня все судьи и пользователи Риска.

Основной и безоговорочный плюс – это, конечно же, вес. На все мини подходы и разведки, гуляния по городу, мы брали именно его. Порадовал карман на поясе - в него можно положить всякие нужные вещи, которые всегда должны быть под рукой. Раньше все это было в клапане и, пока не снимешь рюкзак, невозможно ничего достать. Порадовали боковые кармашки и отстегивающийся клапан, который очень удобно брать с собой в палатку.

По минусам: хочется нижний замок, хотя я понимаю, что это утяжелит рюкзак, но все-таки неудобно выгребать из рюкзака все содержимое, чтобы докопаться до какой-нибудь мелочи, очень нужной и лежащей внизу.
Ткань на боковых карманах оказалось непрочной: результат на фото.
Ну, и был один момент, когда спинка просто скрипела, как несмазанная дверь, что жутко раздражало и сбивало с ритма, но, наверное, у всякого рюкзака такое случается.
В целом – рюкзак отличный! Он выручал в течение всего нашего насыщенного отпуска :-).