Детский поход в Лагонаки

Пишет iLia, 11.10.2014 20:27

Уже седьмой год кряду мы с детьми ходим в походы, мир посмотреть и свою силушку попробовать. В этот раз выбор пал на Лагонаки. Удивительное место. Край водопадов и пещер, чистых рек и красивых гор.
Детский поход в Лагонаки (Путешествия, дети, маи, Цица, оштен)

Это было наше первое путешествие в эти места, поэтому хотелось посмотреть всё побольше и поинтереснее. Базовый вопрос для похода в этот район: идти или не идти до моря? От ответа на вопрос зависит вся логика похода. Мы решили не идти, а заехать на море на машинах на обратном пути домой.
Второй вопрос заключался в выборе главной идеи, стержня похода. Этот стержень был найден – река Цица, труднодоступная, редко посещаемая и редко упоминаемая на просторах интернета. Почитав описание прохождение каньона этой волшебной реки (http://budetinteresno.info/ushel/cice.htm), отказаться от её прохождения было уже невозможно.

В качестве базового лагеря выбрали Хаджох (пос. Каменномостский). Здесь в округе много интересных мест. Удобные подъезды. Хорошие дороги. Можно заранее договориться с гостиницами. Здесь мы оставляли свои машины на время похода.
В день заезда решили, по возможности, посмотреть ближайшие достопримечательности. Для начала заглянули в Хаджохскую теснину. По берегам теснины устроен небольшой зоопарк, где можно посмотреть даже медведей и страусов. С небольших смотровых площадок можно полюбоваться на реку и живописные отвесные стены.
Детский поход в Лагонаки (Путешествия, дети, маи, Цица, оштен)

Потом решили посмотреть Большую Азишскую пещеру. Куда же без пещер в Лагонаки?
По дороге посмотрели Казачий камень. Не заметить его трудно, потому что он большой и лежит посреди дороги. Остановились, залезли на него, сделали несколько снимков, и дальше в путь.

Не доезжая до пещеры Нежная, есть небольшая смотровая площадка. Здесь можно и нужно остановиться. Виды завораживают. Стоять можно бесконечно, если никуда не торопишься.
Детский поход в Лагонаки (Путешествия, дети, маи, Цица, оштен)

Дальше была Большая Азишская пещера. Как пишут в энциклопедиях, впервые пещеру исследовали еще весной 1910 года. Для себя мы её открыли в августе 2014 года. Смотришь и удивляешься, как природа терпеливо капля за каплей миллионы лет создает эту хрупкую красоту.
Рядом с пещерой расположен «Тарзан парк», построенный современным человеком. Мы не смогли отказать себе в удовольствии развлечься, сравнив его на деле с московскими «Панда парками», которые любим посещать по выходным.

На следующий день нас ждал выход на маршрут: перевал Азишский – перевал Абадзешский – перевал Оштеновский – вершина Оштен (2804) – каньон реки Цица – Балка Глубокая – поселок Мезмай – дневка с осмотром ближайших достопримечательностей – водопад Чинарский – водопад Университетский – пещера Духан – поселок Хаджох. С небольшими поправками нам удалось свершить задуманное.
Детский поход в Лагонаки (Путешествия, дети, маи, Цица, оштен)

До базы МЧС мы добрались на машине. Потом доехали до кордона «КПП Лагонаки», где оформили пропуска в заповедник на три дня (для восхождения на Оштен и перехода через узкую территорию заповедника между Балкой Глубокой и дорогой до поселка Мезмай, каньон реки Цица находится за пределами заповедника). За кордон проехать на машинах уже нельзя. Дальше пешком.

Разобраться в большом количестве троп (даже дорог) помогают треки, скаченные с сайта: http://www.caucasia.ru/, а также столбики, предназначенные для маркировки стандартных маршрутов.
Вместе с нами вышли еще несколько туристских групп. В каждой от 10 до 20 человек. Непривычно было видеть такое скопление туристов.

Хорошо, что мы запаслись водой, т.к. до развилки дорог под южными склонами г. Абадзеш, где одна из троп уходит на «Инструкторскую щель», воды нет. У развилки можно увидеть причудливые выходы скал:
Детский поход в Лагонаки (Путешествия, дети, маи, Цица, оштен)

Дальше до перевала Оштеновский встречается много родничков и ручейков. Нам встретился небольшой табун пасущихся лошадей. Грациозные животные дополняют картину мира.

Ближе к перевалу мы увидели много палаток. От сюда туристы идут на вершину Оштен. Мы же, еще дома, решили остановиться у озера в северо-восточном цирке вершины, поэтому нам предстоит пройти еще одну ходку через небольшой хребтик. И вот оно озеро:

На следующий день – радиальный выход на Оштен. Пасмурно, не жарко.
Классический маршрут идет через вершинку Блям (2378). Мы на саму вершинку не поднимались, вышли на гребень чуть южнее (правее по ходу), следуя изгибам естественного кулуара. Далее по гребню до вершины идет хорошая тропа.
Детский поход в Лагонаки (Путешествия, дети, маи, Цица, оштен)
После выхода на гребень поворачиваем направо и идем по натоптанной тропе классического маршрута.
После выхода на предвершинный гребень взору открывается красавец Фишт (болельщикам на заметку: сочинский стадион назван в его честь, а не наоборот).
А оглянувшись назад, можно увидеть не только вершинку Блям, но и вчерашний путь по плато Лагонаки.
Вершина Оштен с предвершинным гребнем:
С вершины можно полюбоваться на плато Лагонаки, долину реки Цица и наши палатки, стоящие у подножья вершины, на вершина Фишт и Пшеха-су.
На спуске мы попали в дождь. Дождь, призвав на помощь высокую траву, хорошенько промочил наши ботинки и штаны. Поэтому на следующее утро мы часть времени потратили на просушку, чтобы к реке подойти с максимальным комплектом сухих вещей.

За два перехода дошли до сарая, который находится в самом начале ущелья реки Цица. Перед поляной с сараем висит указатель, который обозначает тропу для спуска к реке. Но в нашем навигаторе был загружен трек, который показывал спуск к реке далеко за сараем.
Зайдя за сарай, мы вначале пошли по навигатору и тропе. Скора тропа стала уходить влево от трека. Придерживаясь тропы, идем вдоль реки, постепенно к ней спускаясь. Метров через двести тропа теряется, и мы напрямик сквозь лес спустились к реке, аккуратно обойдя небольшие скальные уступы слева. «Каньонинг» начался.
В качестве вступления отмечу несколько важных аспектов, которые могут помочь другим путешественникам пройти этот замечательный каньон с большим удовольствием.
В одном из случайно найденных описаний прохождения каньона было сказано, что лучше это делать в августе или сентябре. Очень верное замечание, так как в другие месяцы вода в реке выше, а неожиданные дожди могут еще больше поднять уровень воды. Это может серьезно осложнить, или сделать невозможным прохождение ущелья. Борьба со стихией может не позволить насладится красотой ущелья.
Также в разных описаниях было сказано, что тропа по каньону реки Цица идет, постоянно переходя с берега на берег. Это неправда. Наш путь, в основном, пролегает по самой реке. Обходя глубокие участки, мы шли то вдоль левого, то вдоль правого берега. Отдельные прижимы и водопады обходили по берегу, но это редкость.
В целом путь по каньону достаточно логичен. Самое большое затруднение вызвал неоднозначный обход прижима после впадения мощного потока из Волчьей Балки. Из-за него уровень воды в реке Цица существенно повысился, а температура резко понизилась. А дорогу нам перекрыл завал камней с глубокими ваннами и бурными пенными потоками. Желание ходить по грудь в воде и заниматься акробатикой на мокрых камнях отсутствовало. Нужно было искать обход.
По правому берегу, по крутому склону мы поднялись до деревьев. Из-за обрыва нам не удалось спуститься сразу за каменным завалом, дорогу вдоль реки нам также преградил обрыв. Пришлось карабкаться между поваленными деревьями вверх, где мы смогли найти вариант спуска в овраг, перпендикулярный реке Цица. По нему мы спустились почти до реки.
Нам осталось меньше десяти метров, но дорогу нам преградил очередной обрыв, при этом очень симпатичный. Из под камней на свободу вырывалась вода и красивым водопадом падала вниз.
Поиск дальнейшего пути свелся к двум вариантам: как лучше организовать спуск по веревке (все снаряжение было), или как можно это все обойти. К счастью, второй вариант имел решение. Рядом с водопадом, через левый берег оврага была найдена еле угадываемая тропка, которая мимо грота привела нас к Цице.
Снизу мы узнали водопад, его фотография есть почти во всех отчетах.
Детский поход в Лагонаки (Путешествия, дети, маи, Цица, оштен)
За скалой после водопада, на правом берегу среди лопухов мы нашли ровные площадки, где смогли поставить четыре наших палатки на ночлег.

Весь следующий день мы продолжили любоваться красотами ущелья. Днем нас догнали двое очень спортивных ребят, рюкзаков (в нашем понимании) у них не было, но была собака. Перекинувшись с нами несколькими словами, помогая пёсику на сложных участках, они быстро удалились. Теплота человеческого общения придала нам сил.

По пути мы встретили снежник – остатки лавины, которая сходит здесь каждый год. Пройти под снежником нам не удалось, но сверху он был вполне проходимым.

Потом мы еще полюбовались красотами.
Детский поход в Лагонаки (Путешествия, дети, маи, Цица, оштен)Детский поход в Лагонаки (Путешествия, дети, маи, Цица, оштен)Детский поход в Лагонаки (Путешествия, дети, маи, Цица, оштен)Детский поход в Лагонаки (Путешествия, дети, маи, Цица, оштен)Детский поход в Лагонаки (Путешествия, дети, маи, Цица, оштен)Детский поход в Лагонаки (Путешествия, дети, маи, Цица, оштен)Детский поход в Лагонаки (Путешествия, дети, маи, Цица, оштен)Детский поход в Лагонаки (Путешествия, дети, маи, Цица, оштен)

К вечеру на правом берегу мы увидели большой характерный грот.
Детский поход в Лагонаки (Путешествия, дети, маи, Цица, оштен)

Вскоре мы встретили очередной спортивный участок. Избежать купания в глубокой ванне, можно было, только проявив мастерство скалолазания. Правый берег уперся в отвесную скалу, но по левому берегу можно было пройти прямо над купелью, используя зацепки и маленькие полочки. Дальше нужно пройти по мощному потоку и забраться влево на скалы большого каменного завала. Со скал, по трехметровому камину спуск к реке. Дальше все стандартно. Не доходя двести метров до слияния с Балкой Глубокой, на правом берегу мы нашли места для ночлега.

Еще одна рекомендация. Желательно, чтобы рост маленьких путешественников был больше 1 метра 40 см (рост нашего младшего участника). Иначе придется слишком часто переносить их через глубокие стремнины. Кроме того, желательно иметь неопреновые носки (чулки), т.к. вода в реке достаточно холодная, а после впадения притока из Волчьей Балки вода в реке ледяная.

У впадения Балки Глубокой мы увидели «Контрольный пункт 7» для тренировки спецназа. Приятно было осознавать, что мы отдыхаем там, где тренируется спецназ.
Детский поход в Лагонаки (Путешествия, дети, маи, Цица, оштен)

Дальше по реке Балки Глубокой мы стали подниматься вверх.

Незадолго до пещеры Мезмайской река прячется под камнями, и дальнейший путь пролегает по сухому каньону. В пещере мы неожиданно встретили сказку.

И нашли КП8.
Детский поход в Лагонаки (Путешествия, дети, маи, Цица, оштен)

После пещеры мы поднялись до родника на развилке притоков Балки Глубокой и встали на ночлег. Очень живописное место.

В дальнейших планах было дойти до поселка Мезмай и отдохнуть. К поселку мы хотели выйти по дороге вдоль реки Курджипс. Для этого нужно перейти через узкую полоску заповедника рядом с вершиной Мезмай.
Детский поход в Лагонаки (Путешествия, дети, маи, Цица, оштен)
До вершины мы подниматься не стали, а поднялись на небольшой скальный выступ с шикарными видами на долину реки Курджипс.

Здесь мы встретили трех вооруженных егерей. Наличие пропусков в заповедник избавило нас от долго неприятного общения. И мы разошлись с миром.

Дорога, обогнув скальный выступ, превратилась в тропу, машине уже не проехать, но следов мотоциклов было предостаточно. По тропе мы быстро дошли до автомобильной дороги, петляющей вдоль реки Курджипс. Неожиданно нас догнал дождь, с которым нам удалось разойтись только в поселке.
Дорога выглядит вполне автомобильной. Когда-то по ней ездили лесовозы, но наши надежды на попутку развеялись уже у моста через первую речушку. Мост, как и все последующие, был сломан.
Так, под дождем, перепрыгивая речушки по камням, с переменным успехом обходя грязь разбитых дорог, мы дошли до поселка.

В поселке мы нашли Костин дом (http://www.mezmay.org/kostindomik или http://altergeo.ru/p/75410-kostin_dom), с хозяином которого мы заранее договорились о своем визите. В уютном домике мы вполне комфортно разместились и провели последующие две ночи.
Для туристов Константин подготовил карту окрестностей Мезмая, обозначив на ней достопримечательности с точными координатами (http://forum.skif4x4.ru/viewtopic.php?id=9910 или http://s42.radikal.ru/i097/1206/b2/dbf7bd82e5d0.jpg). Карту недорого можно приобрести у него в магазине, где также можно купить и настоящий Мезмайский мёд с пасеки Константина.

На следующий день был запланирован отдых и осмотр достопримечательностей. Мы ограничились посещением водопада Шестиметровка и осмотром окрестностей пещеры Исеченко. В волшебном лесу, на берегу реки Курджипс мы пообедали, а в реке искупались.

На следующий день мы, полные сил, отправились к водопаду Чинарев.

Потом, по живописной тропе вдоль реки Мезмай мы пошли к водопаду Университетский.

Напротив Балки Горелой с водопадом Университетский, на правом берегу реки Мезмай есть тропа, по которой можно выйти из зажатого скалами ущелья реки. Наверху нас ждал светлый лиственный лес и широкие дороги, по которым напрямки мы дошли до автомобильной дороги «Даховская – КПП Лагонаки» у базы отдыха «Серебрянный ключ».

Здесь случайный звонок из Москвы призвал нас закругляться и возвращаться поскорее домой. Поэтому мы позвонили в Хаджох и попросили забрать нас с маршрута.
Существенно сократив программу отдых, на следующий день мы успели сплавиться на плотах (http://www.masterraft.ru):
Детский поход в Лагонаки (Путешествия, дети, маи, Цица, оштен)

После обеда мы поучаствовали в каньонинге по водопадам реки Мешоко (http://tetistur.ru). Рекомендуем взять на маршрут питьевой воды.

Потом мы посмотрели Хаджохский дольмен и маленький, но удивительный музей аммонитов, экспозиция которого сделает честь любому европейскому музею.

На следующий день мы попрощались с Туристом России.

И отправились домой.

В заключение повторю несколько важных ссылок:
1.Туризм на Юге России: http://budetinteresno.info/
Коллекция маршрутов, описаний и фотографий обязательных для посещения мест на Юге Росси.
2. Caucasia.ru: набор инструментов для активного образа жизни: http://www.caucasia.ru/
Треки, облегчающие планирование и прохождение маршрутов.
3. "Мастерская рафтинга": http://www.masterraft.ru
Приятно вспомнить сплав в жаркий день по прохладной воде.
4. ООО "Экскурсионное Агентство "ТЕТИС": http://tetistur.ru
Пройденный каньонинг по водопадам реки Мешоко оставил яркие впечатления. Желание пройти в динамичном стиле водопады Руфабго, трасу виа-феррата, а также прокатиться несколько сот метров над пропастью – очень веские причины для того, чтобы провести здесь еще один отпуск в самом недалеком будущем.
5. Сайт нашего турклуба МАИ, надеемся, все знают.