Приэльбрусье в ноябре 2014

Пишет MG5642, 17.11.2014 01:27

В начале ноября 2014 выдались свободные 10 дней. А также авиабилеты в Минводы дешевле жд. Конечно, надо в горы :). Наиболее бюджетно ехать в Приэльбрусье, что я в октябре и задумал. Изначально планировал соло, но по результату опроса друзей нашелся еще один "ненормальный" :) ехать в ноябре в горы. Мероприятие планировалось неспортивное, просто походить с ночевками вверх-вниз по долинам, т.к. перевалы уже потенциально лавиноопасны. В итоге посетили долины, указанные на карте ниже (Адылсу, Шхельда, Кылдыбашсу, Адырсу), сделав немало ярких снимков, в том числе ночного звёздного неба с вершинами, благо световой день был уже короткий.

Карта наших перемещений с ночевками:
Планировалось пройти несколько больше, но прошедший 1-2 ноября циклон помешал: выпал снег, похолодало.

30 октября
Приезжаем в горы. Светлого времени хватает поставиться в живописном лесочке у реки Адылсу чуть выше "Сакли", что на слиянии Адылсу и Баксана.

31 октября
Большое спасибо Олегу Остапцову - спросил его по телефону о прогнозе погоды, а он подвез аж до альплагеря Джан-Туган.

К полудню по Адылсу вышли в район Зеленой гостиницы:

Джантуган в отражении такой спокойной реки с ледника Джанкуат:

Один из домиков гляциологов МГУ на Зеленой гостинице был незаперт. Там и заселились. После обеда пошли радиально мимо Башкаринского озера в сторону Джантугана.

Башкаринское озеро:

Впереди Джантуган:

Дошли до ледника Джантуган. Дальше бараньи лбы и много снега.

Вернулись в домик гляциологов. В основном он пуст, но на гвозде нашли висящий пакет с картошкой - еще не помороженной. Учитывая, что через пару недель она померзнет, сварили несколько картофелин, сделав наваристый суп. Застолье:

Поздно вечером налетели облака, скрывшие луну:

Как и прогнозировалось, шёл циклон.

1 ноября

Весь день непогода, несильный снегопад, туманы. Сидим в домике. Скучно. Зато вечером облака разгоняет, и получаются снимки со звёздами:

Чегеткара в звёздах, а слева в облаках циклона Уллукара:

Фото с Зеленой гостиницы в сторону Эльбруса. Сам он в облаках, но справа видно лентикулярное облако от него. Желтоватая подсветка облаков - от Терскола:

2 ноября

Снова весь день в домике, метель, пурга. Лишь редкие вылазки за водой и т.п.
Поздно вечером похолодало, и потому распогодилось. Кусочек заката:

Спустя 40 минут. Открылся кусочек Эльбруса. Горы в лунном свете:

Еще позже, луна взошла, и свет от нее на фото уже не оранжеватый, а белый. Андрей снимает лунные горы:

Эльбрус, облака и звёзды:

3 ноября

Сильно похолодало. Что-то около -15. В домике -5. Ветер. У Андрея не особо теплая обувь. Спешно эвакуируемся вниз. Взгляд на домик и вершины Уллукара и Гермогенова в постциклонном небе:

Нижнее Башкаринское озеро:

Остатки "золотой осени". В это время на Кавказе уже зима:

В долине Адылсу. Большой камень, похожий на Джантуган:

Ниже в Адылсу, в районе лавинной пушки, нашлось более осеннее дерево:

Спустившись к слиянию Адылсу и Шхельды, направились по тропе, к "улыбке Шхельды". За очередным подъемом открылась хозяйка ущелья:

И пик Кавказ на закате:

На бивуаке на Улыбке Шхельды сделали костер:

И пошли ночные съемки (точнее, вечерние - темнело очень рано).

Шхельда и звёзды:

Звёзды и Шхельда:

Костёр, наша палатка, пик Кавказ и звёзды:

4 ноября

Неспешный сбор утром, возвращение в Адылсу, и спуск к Баксану.
Решаем погреться, отъесться и отоспаться в гостинице при кафе Сакля, что у поворота от Баксана в Адылсу.
Не зря!

Суп по-балкарски:

Хичины трех видов, горячие и сочные, от Людмилы:

Кот в кафе/гостинице Сакля. Щёчки показывают, что туристы часто недоедают :)

5 ноября

На рейсовом автобусе переезжаем в Верхний Баксан.
Идём левым берегом Баксана вниз по долине к ее боковому притоку Кылдыбашсу (ниже Кыртыка, см. карту в начале отчета). Открывается Донгуз-Орун на фоне В.Баксана:

Надо сказать, что мы сделали бессмысленный и беспощадный подвиг, пройдя по долине Баксана левым, а не дорожным правым (орографически) берегом. Путь, проезжаемый за 5 минут на машине, у нас на другом берегу, в обход огромных конгломератных обрывов, занял 2 часа с набором-сбросом +-200 м высоты.

В итоге пришли к устью Кылдыбашсу (Кылдыбаши):

Согласно космоснимкам, в средней части долины есть кош, к которому идет хорошая тропа. Он в районе лесного массива на фото. Мы пошли сразу левым (ор.) берегом по слабой тропке, а надо было идти по правому берегу. В итоге вышли в место переправы, откуда уже правильная большая тропа левого берега забирает резко вверх и приводит на террасу у леса, к кошу. Очень трудоемкий подъем! И кош был просто подарком в завершение тяжелого подъёма.

Вот кош Кылдыбашсу в освещении фонарика, свечи изнутри и на фоне освещенного луной склона вдали:

Рядом с кошем Кылдыбашсу - прекрасный родник:

Закат. Вершина Суллуколбаши.

Облака на закате:

И еще:

Съёмка со штатива с длинной выдержкой. Далеко внизу видна Баксанская трасса с треком фар автомобилей:

Горы, луна и движение облаков, выдержка около 3 минут:

6 ноября

Сегодня ранний подъем, и восхождение на вершину 3456 м около вершин Кыртык и Бодурку.

Начало подъема. Открылась гора Курмычи:

5,5 часов пути, и мы на вершине п.3456 м.
Сногсшибательная панорама: Эльбрус, долина Кыртык, гора Суарык:

Эльбрус крупнее. Над вершинами - характерные облачка:

Гора Суарык:

Крупнее:

И еще крупнее. Можно посмотреть фото размером 2400х1186, кликнув на фото, а потом на кнопочку "открыть оригинал":

И еще Эльбрус. Масштабы его, как всегда, поражают!

С вершины была видна и Ушба, в необычном ракурсе, за перевалом ВЦСПС и горами Курмычи и МНР по бокам:

Панорама Баксанской долины, от Скалистого хребта, до Донгуз-Оруна:
Приэльбрусье в ноябре 2014 (Горный туризм, горы, кавказ, кбр, фото, фотография, уллутау, баксан)(можно посмотреть в большем разрешении)

Вернулись в кош. Восход луны:

И еще вид на горы и Баксанскую дорогу со светом фар:

Внутри коша. +1, уют, свежий воздух, чистейшая вода из родника. Вот это отпуск! :)

7 ноября

По крутой тропе довольно быстро спустились от коша Кылдыбашсу в Баксан. Далее - радиалка в долину Адырсу с 2 ночевками.
В начале долины Адырсу, как известно, находится крутой скальный уступ, на который машины поднимает рельсовый наклонный подъемник, а люди без машин идут по лестнице. На данный момент хорошая обходная лестница сломана (местами разбита камнепадами), и пройти можно только вдоль рельс подъемника, по металлической лестнице. Вверх нормально, а вот вниз, по обледенелым ступенькам с тяжелым рюкзаком - то еще приключение! :)
Выше подъемника дорога идет полого, можно идти, и любоваться пейзажами.

Во второй половине дня дошли до сухой бесснежной полянки среди сосен в стороне от основной дороги в Адырсу, немного не доходя до базы спасателей. Погода совершенно безоблачная, предвещает хорошие фото со звездами и горами.

Уллутау и звёзды:

Луна взошла. Вид почти как днем:

8 ноября

Возвращаемся на основную дорогу в альплагерь Уллутау. Позади место ночевки:

Как хорошо в Адырсу!

Ближе к Джайлыку на дороге снег. Открылась Уллутау, а также пики Зимний, МК:

На входе в альплагерь Уллутау:

В альплагере непривычно безлюдно. Тишина, спокойствие:

Знакомый многим вид:

Пройдя контроль пограничников, пошли выше альплагеря к горе. Последнее дерево в долине:

Взгляд назад. Гора Терменбаши, локальный снегопад:

Уллутау

Бывшая "доска" Уллутау:

Фотографы готовятся к ночным съемкам:

Ночь началась. Вид из-под Уллутау в сторону долины Адырсу. Звезды, в том числе "падающая звезда":

Начало восхода луны. Её свет, как и солнца на восходе, красноват. Бесчисленные звезды вокруг Уллутау и касание светом восходящей луны:

Продолжение лунного рассвета. Уллутау. Выдержка почти 10 минут:

Млечный путь отлично просматривался. Однако на фото с выдержкой почти 12 минут треки звезд вышли четкими, но Млечный путь стал лишь неявно выраженным светлым пятном над освещенной луной Чегет-тау-чаной:

9 ноября

Возвращаемся из-под Уллутау через одноименный альплагерь. Вот его панорама:

Ниже альплагеря - интересный "камушек":

На вид метров 5, не меньше. Под камень уходят свежепригнутые деревья, такие, как те, которые перед камнем на фото. Т.е. упал он совсем недавно, 1-2-3 года назад. На склоне вдали видны и следы падения - большие выбоины. Вот уж казалось бы, место безопасное, а такое может прилететь! Камень остановился буквально в 5 метрах от дороги.

Продолжаем спуск по Адырсу:

10 ноября

Отъезд домой. До свидания, Кавказ!