О прошедшем фестивале «Самый молодец - 2014»

Пишет Анатолий Сыщиков, 23.11.2014 20:02

8-9 ноября в Свердловской области на скальном массиве "Семь братьев" успешно прошёл фестиваль "САМЫЙ МОЛОДЕЦ-2014"

Немного истории.
Шёл я как-то раз по улицам одной из самых гадких окраин города Екатеринбурга…до одурения радостный шкет – в глазах счастье, на шее крышка из-под банки с майонезом, на крышке надпись «САМЫЙ МОЛОДЕЦ». А навстречу толпой шли прохожие, и каждый, глядя на меня, смеялся и радовался. И я радовался – ну надо же, ВСЕ видят, какой я тут самый молодец, весь такой из себя замечательный. Это теперь понятно, что они и не радовались вовсе, а просто надо мною ржали.
А мне было 6 лет и дали мне тогда в детском садике майонезную крышку, в качестве нелепой медали за какой-то нелепый конкурс в самой нелепейшей номинации…

Но все события не случайны. Прошло 18 лет, и этим летом мне в голову пришла идея провести фестиваль на естественном рельефе, главной фишкой которого было бы дать возможность сойтись в нелёгкой борьбе и померяться силами всем желающим ледолазам и альпинистам. А для того, чтобы всё это мероприятие не превратилось в банальное скалолазание по насосу, условия должны были быть максимально приближенными к альпинистской и ледолазной реальности, так что фест я задумал провести по первому морозу, в начале ноября. ( А заодно и все слабые духом отсекались автоматически. Правда же, Быков?) Встал вопрос: «А как назвать фестиваль?». Тут-то и вспомнилась нелепая майонезная крышка…
Немного организации.
Если обратиться к вопросу, существуют ли подобные соревнования в природе, то в нашем славном регионе подобные мероприятия до этого проводились только летом. И вот, несмотря на всю свою бредовость, мне всё больше стала нравиться эта идея. Более того, общаясь с нашими спортсменами и любителями, я выяснил, что не одинок – довольно много людей действительно хотело бы поучаствовать в подобных соревнованиях, несмотря на холод и прочие лишения, которыми может порадовать ноябрь на Урале. Нашлись даже те, кто не просто воспринимал идею серьёзно, а были готовы не просто помочь, а предлагал реальные способы разрешения всяческих мелких трудностей в организации. Всё это вселяло уверенность, однако, когда я окончательно решился действовать, до ноября оставалось совсем немного времени и куча нерешённых вопросов по фестивалю.
Перебирая различные варианты, я остановил выбор на местности, довольно популярной среди наших альпинистов - скальном массиве «Семь братьев», в районе Верх-Нейвинска, находящемся километров за 60 от Екатеринбурга. Почему – потому что он отвечал всем задуманным требованиям: высокий (до 25 метров) скальный гребень, вполне позволяющий подготовить довольно большое количество трасс на богатом скальном рельефе.

Недостаток у этого места только один – не очень удобное географическое положение. Особенно в сочетании с тем, что снега, как и было задумано, выпало много, это существенно затруднило транзит. Что и говорить, ЗАБРОСКА, которая происходила во вторник, достойна отдельного внимания.
Потому как, казалось бы, всё необходимое для проведения масштабных сорев было найдено и даже собрано – достаточное количество верёвок для провешивания трасс и организации страховки, здоровенная палатка, генераторы, колонки, прожектора, тепловая пушка и прочее барахло, и всё это даже впихано в Крузак и до границы бездорожья, вроде бы, доехали.. а приключения, между тем, только начинались, потому что дальше предстояло забрасываться по полнейшему бездорожью.
Для полноты картины достаточно представить следующую сцену: водитель Крузака пересел на квадроцикл, к этому чудо-мега изобретению прикреплен прицеп, в который загружено всё вышеперечисленное богатство, а для ограничения подвижности всей этой КУЧИ, на её вершине гордо восседаю я... Только вот прицеп оказался без амортизаторов, а кочек, колдобин и ухабов на нашем пути оказалось превеликое множество, поэтому из прицепа с завидной регулярностью, прямо на полном ходу, вылетали то я, то какой-нибудь из генераторов, то какая-нибудь доисторическая колонка… Так продолжалось километра три, а потом чудо техники не выдержало приключений и сломалось, да так, что шестерёнки посыпались из-под коленвала (развалился передний мост). Так что крайние метров 500 мы доблестно, впятером и вручную тащили все килограммов четыреста груза…
К вечеру мы наконец-то закинули всё барахло под скалы, установили лагерь, и три следующих дня трудились над подготовкой маршрутов.
Таким образом, за это время было подготовлено 23 маршрута для квалификации и 8 трасс для финала (4 мужских и 4 женских). За всеми этими действиями время пролетело незаметно, и как-то вдруг наступило 7е ноября, пятница – в нашу глушь добрались первые участники – 10 человек из Нижнего Тагила (в том числе, секретарь соревнований). Сразу стало непривычно людно, вокруг закипела жизнь, так что долгожданное начало соревнований – утро субботы подкралось совсем незаметно…
И, наконец, о самом фестивале
Всё началось в 10 утра с построения и открытия феста.
Через полчаса был дан старт шестичасового марафона. Таким образом, в течение 6 часов за право выйти в финал и побороться за медали сражались 42 участника (14 женщин и 28 мужиков) из четырёх регионов страны (Свердловская область, Челябинск, Тюмень и даже равнинный Омск). Надо сказать, что к началу марафона успели далеко не все участники – некоторые пожаловали значительно позже, что заведомо делало окончание дня интересным – у опоздавших было гораздо меньше времени на прохождение маршрутов квалификации. Желание войти в восьмёрку финалистов было столь велико, что многие надели скальные туфли и, замагнезившись, штурмовали холоднючие граниты свободным лазанием, несмотря на двадцатиградусный мороз.
Каждый выбирал для себя способ прохождения трасс, наиболее подходящий ему: хочешь ИТОшь, хочешь, двигайся свободным лазанием, хочешь, лезь на молотках – можно всё, кроме нагружения судейских оттяжек. Пик ажиотажа пришёлся на последние часы квалификации – в 17.00 местного времени старты закрывались. Каждый хотел успеть пролезть как можно больше, под маршрутами образовывались очереди.
После закрытия стартов, пока все общались у общего костра и ходили за дровами и ели плов, секретарь обобщал результаты квалификации. К 22 часам по Екб были выявлены финалисты - 8 мужчин и 8 женщин.
Немного о финале
Финал проходил на северной стороне массива. В отличие от квалификации, все трассы проходились с нижней страховкой (за исключением двух женских) и отличались большей сложностью. Участники каждого зачёта делились на две четвёрки. На прохождение трассы давалось 15 минут. Вторые четвёрки в это время отдыхали между трассами и дожидались своей очереди. Через 15 минут происходила пересменка - участники внутри четвёрок менялись трассами по часовой стрелке (тот, кто в прошлый раз был на первой трассе, становился на вторую, кто на четвёртой, уходил на первую и так далее). В итоге, за три часа каждому спортсмену давалась возможность любым стилем пролезть по 4 сложных маршрута. Старты были закрытыми, участники не могли видеть, как и до какой отметки пролезли соперники.

Нагляднее всего основная идея фестиваля отразилась на мужском зачёте. Большая часть финалистов комбинировала свободное лазание и ИТО, а некоторые включали в эту схему элементы драйтулинга.
О прошедшем фестивале «Самый молодец - 2014» (Альпинизм, альпинизм, отчет, екатеринбург, Самый молодец. Сыщиков)О прошедшем фестивале «Самый молодец - 2014» (Альпинизм, альпинизм, отчет, екатеринбург, Самый молодец. Сыщиков)О прошедшем фестивале «Самый молодец - 2014» (Альпинизм, альпинизм, отчет, екатеринбург, Самый молодец. Сыщиков)О прошедшем фестивале «Самый молодец - 2014» (Альпинизм, альпинизм, отчет, екатеринбург, Самый молодец. Сыщиков)О прошедшем фестивале «Самый молодец - 2014» (Альпинизм, альпинизм, отчет, екатеринбург, Самый молодец. Сыщиков)О прошедшем фестивале «Самый молодец - 2014» (Альпинизм, альпинизм, отчет, екатеринбург, Самый молодец. Сыщиков)О прошедшем фестивале «Самый молодец - 2014» (Альпинизм, альпинизм, отчет, екатеринбург, Самый молодец. Сыщиков)О прошедшем фестивале «Самый молодец - 2014» (Альпинизм, альпинизм, отчет, екатеринбург, Самый молодец. Сыщиков)О прошедшем фестивале «Самый молодец - 2014» (Альпинизм, альпинизм, отчет, екатеринбург, Самый молодец. Сыщиков)О прошедшем фестивале «Самый молодец - 2014» (Альпинизм, альпинизм, отчет, екатеринбург, Самый молодец. Сыщиков)О прошедшем фестивале «Самый молодец - 2014» (Альпинизм, альпинизм, отчет, екатеринбург, Самый молодец. Сыщиков)О прошедшем фестивале «Самый молодец - 2014» (Альпинизм, альпинизм, отчет, екатеринбург, Самый молодец. Сыщиков)О прошедшем фестивале «Самый молодец - 2014» (Альпинизм, альпинизм, отчет, екатеринбург, Самый молодец. Сыщиков)О прошедшем фестивале «Самый молодец - 2014» (Альпинизм, альпинизм, отчет, екатеринбург, Самый молодец. Сыщиков)
Победителя в мужском зачёте выявил маршрут под номером три. Никто не пролез его до конца, но Евгений Новосельцев (с. Слобода, Свердловская обл.) сорвался всего в одной оттяжке от топа. Он и стал «САМЫМ МОЛОДЦОМ-2014» среди мужчин. Второе место занял Альберт Динисламов (Екатеринбург), третье – Николай Ткач (Екатеринбург)
В женском зачёте победила Екатерина Васильева (Челябинск), на втором месте Анна Самофеева (Нижний Тагил), на третьем – Екатерина Кузнецова (Екатеринбург)
Призёры и победители награждались эксклюзивными медалями, подарочными сертификатами от фирмы «Манарага» и «Дискавери». Приятным и вкусным дополнением к призам стали подарки от Олега Шипилова и компании «Наша рыба».
Хочется сказать огромное спасибо тем отважным людям, которые не жалея личного времени помогали в подготовке трасс (спасибо вам, Михаил Калашников, Олег Сушков и дядя Вова), фото и видео сопровождении фестиваля (Анна Филина, Илья Вязигин).