Износ и старение динамической альпинистской и верёвки

Пишет Образцов, 23.11.2014 22:07

Попытка обобщить оценки продолжительности жизни верёвки. Подтолкнул противоположный отзыв о верёвке - у меня плохое мнение, у знакомого - хорошее.

Верёвка — самый надёжный элемент альпинистского снаряжения. Но даже ей рано или поздно приходит конец. Когда верёвке пора на покой? Это зависит от многих факторов и режима использования. Напишу, что говорят по этому поводу сами производители, что в книгах, а потом своё мнение. Понятно, момент замены верёвки хочется отодвинуть как можно дальше, но всё равно это придётся сделать.

Что говорит Tendon (в своём каталоге за 2013 год)

Хранение

Верёвки сохраняют все свои функциональные свойства в полной мере при хранении на протяжении 5 лет в подходящих условиях (темно, температура +15..+25, влажность около 65%, проветривание).

Скорость износа

Ссылаясь на исследования немецкого Альпсоюза предлагают рассчитывать пробег верёвки в метрах по формуле:

(метры лазания х 0.33) + (метры дюльфера х 1.66) = пробег верёвки в метрах

Дальше, используя полученный пробег в условных метрах и зная технические данные верёвки, можно оценить запас прочности верёвки, пользуясь графиком. Обозначения по-русски — от меня, в оригинале проще. Условие минимально допустимой безопасности — произвольное. Кто-то может хотеть иметь два или четыре рывка в запасе.

Износ и старение динамической альпинистской и верёвки (Альпинизм, альпинистская, веревка, динамическая, прочность)

Примерное уменьшение прочности верёвки, метры использования рассчитываются по формуле (выше)

Разберём, сколько можно использовать верёвку, чтобы прекратить её использовать по достижении граничного условия безопасности, установленного себе самостоятельно.

Условие безопасности для верёвки, у которой было изначально 10 рывков:

остаточная прочность больше либо равно = 5 стандартным рывкам

Можно использовать ~2 000 расчётных метров, после чего она всё ещё выдержит любой рывок до фактора 2 включительно.

остаточная прочность меньше 2 стандартных рывков

~6 500 расчётных метров использования, после чего она сможет выдержать рывок с фактором 1.

остаточная прочность меньше либо равно 2 стандартным рывкам

~8 000 м. Если верёвка не повреждена и не крайне разлохмачена, она выдержит рывок с фактором 0.3. Если не дюльферять, то 8 000 расчётных метров — это ~24 000 м лазания вверх! Оплётка раньше сотрётся скорее всего.

Убитая в хлам Beal Edlinger II, середина и 2 метра от концов, полтора года 2 раза в неделю на скалодроме (теперь я раньше выкидываю/отрезаю изношенные куски).

Более простая оценка

Тендон приводит для 11 мм верёвки более общую формулу: до 10 лет использования малой интенсивности 600-800 м в год без дюльферов.

8-10 лет: эпизодическое использование (несколько раз в год) с незначительной интенсивностью, без срывов, без видимого глазу износа или загрязнения.

5-8 лет: частое использование (несколько раз в месяц) с низкой интенсивностью, без срывов, спусков или дюльферов, лёгкие видимые следы износа, трудно различимое распушивание оплётки. Или эпизодическое использование (несколько раз в год) с механическим нагружением: зависания, дюльферы, но без срывов, видимые следы износа, незначительное распушивание оплётки, загрязнение.

3-5 лет: очень частое использование (несколько раз в неделю) низкой интенсивности, без значительных механических нагрузок или срывов. Следы износа: лёгкое загрязнение, очевидное распушивание оплётки. Или интенсивное использование (несколько раз в неделю) с зависаниями, но без срывов. Следы износа: оплётка начинает слегка блестеть.

1-3 года: интенсивное использование (каждый день) нормальной интенсивности, без больших срывов и механического нагружения. Следы использования: очевидное распушивание оплётки, сильное загрязнение.

меньше либо равно 1 году: интенсивное использование (каждый день) высокой интенсивности, с зависаниями, но без срывов. Следы износа: распушивание, блеск оплётки, загрязнение.

Экстремальные срывы или механическое воздействие, воздействие химреактивов (кислот и других), механическое повреждение может вынудить списать верёвку немедленно.

Что говорит Beal

Хранение

5 лет без изменений свойств верёвки.

Использование

До 10 лет, в зависимости от износа.

Жизненный цикл (срок хранения + использование)

До 15 лет, в зависимости от износа.

Что говорит Mammut на своём сайте.

Даже какая-нибудь древняя верёвка может до сих пор выдержать коротки спортивный срыв, тогда как новая порваться при нагружении через острый край. Поэтому продолжительность жизни верёвки трудно определить. Он зависит от типа верёвки, длительности использования, экстремальных нагрузок и других факторов. В конце-концов, пользователь сам принимает решения. Если вы больше не уверены в своей старой и изношенной верёвке, спишите её на верхнюю страховку.

Списать, независимо от частоты и срока использования:

1. Верёвка подверглась воздействию химического вещества, в частности, кислотой.
2. Оплётка повреждена, видна сердцевина.
3. Оплётка предельно изношена или сильно распушилась.
4. Оплётка заметно двигается по сердцевине.
5. Видны сильные деформации (жёсткость, сужения, рыхлость).
6. Верёвка была сильно нагружена (рывки с фактором значительно больше 1.0).
7. Верёвка крайне грязная (смазка, масло, гудрон).
8. Перегрев, трение — оплавленные участки оплётки.

Примерные значения срока использования верёвки:

Частота использования - Жизненный цикл
Никогда не использована - максимум 10 лет
Редко (дважды в год ) - до 7 лет
Эпизодически (раз в месяц) - до 5 лет
Регулярно (несколько раз в месяц) - до 3 лет
Часто (каждую неделю) - до 1 года
Постоянно (почти каждый день) - меньше 1 года

Что пишут в книгах

Марк Твайт (книга 1996 года) рекомендует не лазить больше двух больших маршрутов с одной верёвкой (одинарной, двойной — любой). Его маршруты — это стены 6-тысячников.

В книге Mountaineering, The Freedom of the Hills (8-е издание 2010 года) пишут следующее: менять верёвку, которую используют каждый день — 1 год, в основном по выходным — 2 года, эпизодически используемую — 4 года.

От себя

В общем, все пишут примерно одно и то же и я с ними согласен. Все производители отводят моим скалодромным верёвкам год жизни — так оно и есть, визуально через год верёвка пугает. Чтобы продлить жизнь верёвке я покупаю её на 5-7 метров длиннее, чем нужно для скалодрома и отрезаю по ~3 метра с каждой стороны через год — места, на которые приходится срыв. Но такая «обновлённая» верёвка не держится так же долго, как новая, а изнашивается в 2-3 раза быстрее.

Если ситуация позволяет, страхую динамически, протравливая около 2 метров верёвки в процессе торможения. Такая энергичная динамическая страховка снижает нагрузки на тело скалолаза почти до незаметных и снижает нагрузку на сердцевину верёвки, но оплётка немного подплавляется и изнашивается чуть быстрее на довольно большом участке верёвки (около 5-7 метров от концов).

Оценивая пробег моей скалодромной верёвки по формуле (выше), получается 620 метров за тренировку (!). Даже с одной тренировкой с верёвкой в неделю за год выходит сумасшедшая цифра, в ~3 раза превышающая рекомендуемые значения, а с двумя — космические цифры. С другой стороны, концы верёвки, по моему мнению, уже к середине года не выдержат срыва с фактором 2. К счастью, на скалодроме невозможно сорваться с таким фактором и даже с близким 1.0 бывает крайне редко. Обычно, это срыв на первую оттяжку, я срывался так два раза за 4 года регулярных тренировок. Типичный фактор для скалодрома ~0.2.

Такая интенсивность использования на скалодроме — веский повод не использовать скалодромную верёвку в горах.

Что касается горных верёвок, всё зависит от интенсивности использования. У друзей побило под началом маршрута новую двойную верёвку - упал здоровый телевизор, хорошо не на них, но на верёвку.

У меня тонкая (7.8 мм) двойная верёвка. Исользовалась не интенсивно (кроме последнего сезона) 3,5 года зимой и летом. Если зимний сезон будет интенсивным, думаю, это будет последний. По мнению многих она ещё ОК.

Самая живучая из двойных верёвок, с которыми лазят товарищи (скалы летом, микст зимой) — Mammut Genesis 8.5, самая быстро убивающаяся — Beal Ice Line 8.1. На одинарных верёвках тут почти никто не лазит в горах (знаю одного только — гид), на скалы покупают не по принципу максимальной живучести.

Дополнительно по теме:
Виды динамических верёвок.
Структура и износ динамической верёвки.
Выбор верёвки для скалолазания и/или альпинизма.
Коллекция отзывов о динамических верёвках.
Тест поперечного нагружения узлов на одинарной основной верёвке.
Расчёт нагрузки на верхнюю точку при срыве скалолаза.
Как UIAA тестирует снаряжение (содержание стандартов).

Спасибо!
Почерпнул для себя кое-что новое.
Лично у меня лежит в гараже калининградская 11 мм 1990 г. После того как на ней было два рывка в 1995 году (я дал товарищам на Кавказ, там слава богу падения были без травм) я ею использую только для поднятия груза 15-50 кг. Она "растолстела" на все 14 мм и проходит не во все спусковушки. Жумар её еле "проглатывает". На подъёме груза в руке сидит идеально, аж выпускать не хочется.
Поэтому и не выкидываю

Если верёвку иногда использовали и она старше 10 лет, я бы в горы не брал, даже если выглядит, как новая. А вёдра таскать ок :)

Полностью согласен, зачем нам дополнительные волнения.
На халтуре вёдра с кирпичами на 40 метровые трубы одно удовольствие поднимать.
Верёвка правда "села" за свой возраст примерно 43 метра осталось.
Один раз хорошо подгрузили, вряд ли больше 80 кг, она вытянулась до 9 мм. как резинка.

тоже до сих пор жива "калина", лет 15 наверно. уже и новую веревку купил. но калину выбросить - рука не подымается. сколько видел убитых эдельритов, beal, tendon, a "калина" выглядит прекрасно. лазить на ней страшно, просто в кладовке живет :)

И что удивительно, про неё можно вспомнить лет через двадцать, а она такая же будет.

Я разгибал некоторые карабины чуркой, но веревку (очень старый кусок какой то статики) так ни разу не порвал. Рывков была масса, узлы затянуты так, что только разрезать, но она не рвется. В качестве чурки квадратный камень, массой под сотню кг. Рвались прусики, тросовая петелька перерезала ленты, но веревка и веревочные петли целые.

Что, так кидали 100 кг? Ну, в смысле, 2.3 м над точкой закрепления.

Да не, не подумайте, что тест полноценный.
Над точкой крепления более метр двадцать не получилось, плюс амортизирует дерево (хотя оно и довольно толстое, но все же амортизирует). Груз точно взвесить не могу, нет весов, но он тяжелее меня точно. Возможно что ни будь и порвалось бы, если бы бросок приходился на анкер в бетоне... но как есть, другого места не нашлось.

А на статическую веревку есть тест с такой картинкой?

А вообще - насколько часто бывают случаи, когда в боевых условиях (на восхождении и т.п. ) рвалась веревка? Не перебивалась, а именно рвалась, при срыве, например. Я правильно понимаю, что подобные случаи исчезающе редки? В Безенги, например, знаю про один-единственный случай (тот самый, на Архимеде), да и то там не все до конца понятно...

Редко, обычно о каждом случае известно. Я знаю один случай обрыва двойной верёвки (обе жилы, катастрофический) на карабине. Почему - не ясно.

Случаев больше, это только те, что на виду у немцев.

Спасибо, интересно.

Ценное замечание после прочтения книг Пита Шуберта:

В последние четверть века даже самая старая и изношенная верёвка, выглядящая паршиво, не порвётся от нормальной нагрузки при любом реальном срыве и выдержит минимум один рывок в стандартном тесте (речь идёт о снаряжении, соответсвующем стандартам UIAA).

Старение верёвки в намного большей мере выражается в уменьшении устойчивости к острым краям. График Тендона неплохо отражает уменьшение этой устойчивость. Только вот беда - новая верёвка не обладает 100% прочностью при нагрузке через острый край.

У меня сложилось впечатление, что снижение устойчивости вызвано разлохмачиванием оплётки - больше трение.