Лавина, Мамай 24 ноября. Взгляд изнутри.

Пишет SATURN, 08.12.2014 17:07

Лавина, Мамай 24 ноября. Взгляд изнутри. (Бэккантри/Фрирайд, фрирайд, бэккантри, спасработы, спасоперация)

Так как часть лечения уже позади, мысли немного устаканились.
Есть смысл описать тут некоторые подробности случившегося, чтобы предостеречь и предоставить свой негативный опыт для всего сообщества.
Информация гуляет по СМИ в разных импровизациях.
С чего все начиналось.
В апреле побывал в Иркутске, познакомился с местными любителями пухлого. Парни любезно показали мне кучу материала по Мамаю-Давану.
Сразу же было принято решение собрать группу для открытия сезона на Мамае в ноябре 2014, с последующим переездом всей банды в Геш.
В этом была наша первая и основная ошибка. (Даже исходя из обычного прогноза на снег, надо было ехать раскатываться сначала в Геш, а потом уже штурмовать Мамай, который кстати именно в первую неделю декабря начало активно засыпать снегом).

Заехали мы группой в воскресенье (23.11) днем, часть провианта была заброшена еще за несколько недель до мероприятия.
Плюс удалось сделать заброску снегоходом, благодаря которой мы достаточно пустые домчались до зимовья быстро и комфортно.
Количество снега всех слегка раздражало, но нервничали далеко не все.
Диагноз был прост: СНЕГА НЕТ, то есть он конечно слегка лежит и даже создает перспективу катания, но снег этот слегка прикрывает камни и далеко не везде прикрывает стланник.
Снега нет.
По утру проснулись, неспешно собрали снаряжение и выдвинулись на тропу ведущую сначала на "три березы", а оттуда принято решение идти на самый верх на Мамай Восточный, чтобы "раз уж солнце, то надо осмотреть все окрестности".
Опережая события, тут я сделал вторую роковую ошибку. Первый день по традиции катания лайтовый - плюс полное отсутствие снега - значит привыкаем к новым снарядам (новые лыжи, новые ботинки). Я собрал все необходимое в сноупульс, чтобы носить уже стабильный вес.
НО...
Снега ж нет.
Шлем и защита были отложены для лучших спусков. Причем на выходе из зимухи их долго крутил-вертел. Но все-таки принял неправильное решение.
Про подъем рассказывать особо нечего. Морально убивало отсутствие снега, но мораль восстанавливалась от видов окрестностей.
Поднялись... изучили возможные спуски.
Снега нет.
Решили спускаться по центральному кулуару, который хотя бы имел какое-то количество белого вещества.
Поржали над сноупульсом, (вот зацепится ручка за сраный кустик и потом неделя катания по хорошему снегу будет без заряда.) Да, тогда мы еще ожидали прогноз со следующего дня.
убрал рукоять, но ту же паховую стропу например не снимал.
Снега нет.
Локал Женя зашел в него первый и сказал, что спрячется за скалой и будет наблюдать за спуском всех и будет закрывающим в итоге.
Первыми кулуар пролетели Киря и Леха Камчатские.
Я подскочил к Жене, увидел, что ребята скрылись и помчал вниз, предварительно увидел, как на входе в кулуар сделал молотка Антон.
Склон не выдавал ничего неприличного. Снег - плотный, хорошо режется кантами.
Хорошая скорость, хороший уклон, ощущения, как на хорошей трассе.
Снега нет.
Потом легкий поворот головы по какому-то пятому чувству или может быть я что-то услышал, только вижу летящую снежную массу... Дальше был мгновенный удар, сбивший с ног - лыжи улетели и я уже лечу в этой массе.
Рука машинально рванула к ручке сноупульса, но столкнулась с предательской молнией.
Потом мысль - снега нет, значит доска, если доска, значит большие комки очень плотного снега.
Значит прикрыть голову, поза эмбриона и летим дальше.
Снега нет,
но почему-то рот набивало мгновенно им, которого вроде нет.
Потом было несколько подскоков, один удар головой, звук - как у арбуза.
Снега нет.
Финальный вылет, по сравнению с другими подскоками этот морально длился целую вечность, даже не представлял где там можно было столько времени лететь...
Я почувствовал, что приземлился от удара правым боком и потерял сознание.

Потом меня как будто разбудили, приоткрываю глаза Женя хлещет меня по щекам, самочувствие как будто я долго спал, но тело все затекло и очень, реально очень холодно.
(для хронометрии, меня откопали где-то через 3-4 минуты после схода).
Лежу на спине, никого из действующих лиц я конечно же не вижу, только пес Канзас меня активно лижет. Прям так нагло и настойчиво, всю голову.
Уж не знаю, то ли он вампир, то ли врач от бога, но рассечение он мне зализал быстро и четко.
Дальше по чек-листу. Прошелся движениями пальцев рук-ног. Все ОК.
Руками пошевелил. Все Ок, но правое плечо ноет.
Колени - Ок (оба в брейсах).
Левая нога в бедре - почти Ок. Правая - вообще не Ок.
Периодически начал покрикивать людей. Женя подбегал один раз, в этот момент они откапывали Тимура, он лежал наиболее глубоко.
По рации понял, что закопало троих. Что двоим норм и третьего копают.
Женя что-то на меня одел сверху и уложил Канзаса греть меня. Приполз Антоха, тоже погреть.
Одели спасодеяло, которое как спальник, стало чуть легче, но трясло также активно.

Минут через 20 спустились Аня Ханкевич, Янник, Лео и Андрей Британишский.
А у них были все ништяки - много чая, шоколадки и тд.

Еще через несколько минут прилетел волшебник Никита Печерский (он со всем стаффом залетел до "трех берез" за 23 минуты).
И началась спасоперация, только я всегда себе представлял себя со стороны спасающего, но никак не пострадавшего.
Командование было поделено между Аней и Ником. Аня морально-врачебную составляющую. Ник за самодельную акью.
Никита, Эмиль, Арсен и Маями забежали практически одновременно.
Сани вязали Кирилл и Леша из лыж, борда и палок.
Леха Маями прилетел оперативно нагруженный под самые уши теплыми вещами, едой, питьем, веревками и тд. Славик Шаповалов и Олег Сигал.
Костя Шишкин прилетел откуда не возьмись и быстро всех обследовал.
И многие другие. Парни извините всех не запомнил к сожалению.
Эмиль вызвал сразу спасателей и выстрелил в гору.
В итоге спускали меня наверное человек 20.
По ходу спуска присоединялись все новые и новые люди.
Кто-то тропил и рубил деревья, кто-то держал под бока, чтобы на траверсах я не сделал автоспуск вниз.
Кто-то страховал и держал сзади за веревки, опять же, чтобы я не устроил скоростной спуск на самодельной акье.
Снега ж нет, но те кто без лыж иногда проваливались по грудь
В итоге уже в темноте занесли в Пафос, где и ждали в тепле спасателей.
Спасы прибыли через часа 4-5 после вызова и увезли нас двоих в ЦРБ Слюдянки, где неделю нас вроде как отлично лечили.
На фото мы спускаемся по дороге к Камазу, потому что Буран сдох)

В сухом остатке по группе:
Сошла ветряная доска в центральном цирке горы Мамай. (температура накануне несколько дней была достаточно стабильная, но как оказалось были достаточно серьезные ветра).
Толщина отрыва 35-40см по фронту всего кулуара. По длине сошло около четверти кулуара. Сухая очень быстрая лавина с выбросом в конце. Спровоцирован сход был нахождением двух райдеров в одной точке изза внештатной ситуации одного из них.
На фото линией показан спуск/сход. Фотографии не самые удачные, но хоть что-то.
Тимур был засыпан почти на -2 метра, торчала сверху доска. Антон был закопан частично (ушиб и отморозил ноги и поцарапал лицо) Я был примерно в 20-30 метрах от них, но за перегибом профиля (почему и казалось, что далеко отдельно от других). Женя отмаркировав бипер Тимура и Антона побежал вниз по выносу по указанию датчик и позже обнаружил торчащий кусочек ботинка, откопал меня за 3-4 минуты и побежал помогать парням ( Кирилл Серегин, Алексей Пуговкин, Андрей Зверев) откапывать Тимура. Копали по разным данным от 13 до 20 минут, по очереди сменяя друг друга. Даже когда оставались в снегу только киски - вытащить их не удавалось. После извлечения из-под снега аккуратно его положили на спину
Тимур был без сознания. Андрей прочистил ему дыхательные пути от снега. И практически сразу Тимур включился и на радостях полез обниматься-целоваться со спасителями.

По травме.
Сочетанная травма, ЗЧМТ, сотрясение головного мозга, рвано-ушибленная рана головы, ушиб правой поясничной области, обширная п/кожная гематома правой поясничной области, тупая травма живота, без повреждения внутренних органов, ушиб правого т/бедренного сустава.
Впереди еще травматологи и неврологи московские. Позади кучи уколов, капельниц, флаконов троксевазина и леотона, а также две недели активного лежания на полуспине.
Цензура пропускает только эту фотографию. Гематома утекла и в пах с достоинством и в копчик-крестец.
Позже в Москве были обружены оскольчатый перелом левой массы крестца и перелом правой седалищной кости, а также обширную гематока у поясничной области, а также в области таза. толщиной от 1.8 см на глубине от 0.3 до 3.3 см.
Переломы и то, что есть глубокая гематома в ягодице в Слюдянке даже не обнаружили.
Совет: по мере физического состояния улетать лечиться в адекватное место.

По выводам.
1) группа - главная и основная ошибка группы - нарушение очередности спуска. Рации были - могли коммуницировать, но почему-то коммуникаций не было.
Рассчитывать группа может только на себя и более ни на кого.
2) Снега нет, не значит, что его нет вообще и что он от определенного воздействия не может сойти, тем более на серьезных углах в кулуарах.
3) Лично мне - шлем, защита спины-груди-плеч, сноупульс (на всех без исключения спусках, хотя шапочка-петушок один раз за каталку у меня всегда присутствовала на голове вместо шлема и мозгов).
4) Кто говорит, что можно платочком закрыть рот в лавине и снег не набьется - категорично отвечаю - это даже теоретически невозможно, в лучшем случае этот платочек будет в глотке.
Я пытался после очередного "выблева" снега (именно выблев, по другому не назовешь), прижать одну руку ко рту, чтобы закрыть рот от попадания снега - не вышло.
Подранная гортань и несколько дней харкания кровью - DONE!
5) Грудную защелку у сноупульса оторвало с корнями - пульс держался и был защитой спины только за счет поясного ремня и паховой стропы. На нем обнаружил два серьзных повреждения и даже слегка погнутый каркас.
6) Группа была технически вооружена - биперы, лопаты, щупы у всех. Теория-лекции по лавинной безопасности у всех. Практика по лавинной безопасности - 6 из 8.

Нам дали еще один шанс и еще раз глупо попадать ой как не хочется.

Еще раз отдельное спасибо всем тем, кто был с нами, помогал, копал, выносил, спускал, да и всячески поддерживал.

Надеюсь, что мы сможем записать небольшие интервью у всех участников группы, чтобы совершенно точно донести реакцию до сообщества.
Возможно будут дополнения по фото.
Берегите себя.

Спасибо за подробное описание. Надеюсь всем пойдёт на пользу, и мне тоже.

Это действительно отрезвляет и хорошо проветривает голову от желания ходить одному и не подготовленному. Со спасением и долгих лет. Выздоравливайте скоре.

Гена, спасибо большое, что поделился!
Еще раз скажу, что рада, что все живы, и что рядом были люди, на которых можно положиться!
И еще раз пожелаю здоровья и безопасных спусков в будущем!

Да уж, побило вас.

В рубашке родились!За описание спасибо!Здоровья,удачи!)

Ну.. Повезло. А в чём на ваш взгляд ошиблись? Неоценили склон? расслабились заехали подрезали широкими дугами там где нестоило? Первый раз спускались не определили где можно занырнуть за скалы,порвать склон? или судьба.

Подвело малое количество снега. Просто не подумали. Все мы этим грешны. Когда мало снега, как-то не верится что есть реальная опасность. При выходе на поле надо было бы прозондировать. Наверняка почувствовали бы пустоты, или слабые слои. исходя уже из этого и выбирать тактику спуска. Ребята на себе теперь это прочувствовали, слава богу что всё обошлось. Ну, и всем нам урок. А за ребят от души рад благополучному исходу.

Спровоцирован сход был нахождением двух райдеров в одной точке изза внештатной ситуации одного из них. - увидел, из текста.... ну как бы да крутые ровные склоны проходятся по одиночке остальные на готове с лопатами

Повезло!
Как-то в первых числах ноября в Хибинах пришлось участвовать в спасработах - парня из Минска искали в лавине человек 50. Не нашли. Как говорили потом спасатели - не могли найти, 8 м снега над ним было (по словам спасателей).Это под перевалом Ферсмана.
Через день на спуске с пер. Зап.Петрелиуса спустили лавину, благо - разведчика на верёвке выпускали - вытащили. Всё ОК!
Удачи!

Не совсем понял почему засыпало троих...По тексту райдеры Киря и Леха уже были внизу, автор понимаю где то посредине в то время как над ним уже ехал райдер Антон. Вопрос от куда взялся Тимур, где он был и почему его засыпало? Почему спуски делались не по одному?

Костя, он не пишет, что первые двое были уже внизу, он пишет, что когда он начал спуск, они только еще скрылись из виду
автор поста был третьим, четвертый тот, который кувыркался - Антон, пятый - Тимур, поэтому получается что Антон + Тимур (якобы) спровоцировали сход и сами в него угодили, а автора накрыло сзади

Просто не смог поверить что такое возможно...порядка 5-ти человек на склоне. Простите, но это уже какое то эгегейство и дилетанство чистой воды. Хорошо ребята отделались легким испугом.

а шурф не копали?

насчет "2 человек в одной точке" - возможно, не совсем правильно мыслите, склон можно и стоя внизу нагрузить
у вас почему то не только очередность сбилась, но и вся толпа на склоне оказалась разом
первые двое только "скрылись" уже двое плюсом за ними (ты и который кувыркался), тут же Женя хоть и за скалой, но склон грузит, а затем еще один стартует - итоге одновременно на склоне то ли 4 (если первые двое уже выкатили), то ли 6 человек - мало того, что провоцируете сход, еще и копать пришлось троих

а шурф не копали?

Шурф, в смысле вертикальный, что бы рассмотреть этот пирог?

шурф почти всегда вертикальный. ваш К.О.

Повезло Вам конечно!Свечку,да не одну наверно уже поставили)
Только не понял кто были эти два райдера,которые спровоцировали сход? Свои же?
А ушибы такие на фото от камней?

Да уж, повезло, что снега было мало..., а ещё, что гора относительно "небольшая".

МАксим, вот как-то в районе катиначчо склон был нагружен в разы больше и мы его с тобой туром резали.
Повторюсь, тут никакого напряжения склона не ощущалось. Плотный хороший жесткий тонкий снег. Ближе к стенкам камни торчали.

Там подложка лежала уже пару месяцев, а новый снег падает в районе ноля и клеится сразу + трамбует подложку... Чтобы тот склон пошел - по нему надо было снегоход пускать...
В этом же, хоть и в итоге счастливом, но даже читать - больно, а уж представлять вообще не хочется - сопереживаю..., каком неприятном случае, по-моему, при той низкой влажности и температуре связей между слоями банально не было.
В общем подход универсальный - пробывать подниматься по аналогичным по крутизне и экспозиции склонам и постепенно все осознавать - перед спуском, опять же, по-моему, - самый верный и никакие шурфы копать не надо...

Повезло. Сходите в храм , по самой дорогой свечке Николе поставьте. Чего Вы хотели- зима, снега хоть и немного было, но не везде немного. Хорошо, что лавина слетела небольшая и на склоне были люди, которых не зацепило.

Пока ноута под рукой нет, напишу с телефона.
Насчет копать шурф? Это нынче супер метод универсальный?
Если нечем заняться, то идем копать шурф?
Тут надо было наверное копать шурф или в скале или во льду или в стланнике.
Ну или можно было на входе в кулуар, попробовать всей толпой собраться и подолбить плотный снег в попытках выкопать шурф.

Одновременно на склоне были:
Я в нижней четверти
Двое сверху
И один у входа под скалой наблюдатель.

Насчет свечек... А чем дорогая свечка от обычной отличается? Молиться лучше будут?

И добавил несколько обновлений после текста.

метод отличный
копаются они не на гребне, где сухая трава торчит, а в более подходящих местах, например очень удобно при подъеме вдоль склона, чтобы не просто идти и смотреть, как предложил ваш коллега-экстрасенс, а еще что-то понимать

я вопросы задаю только потому, что ваш случай может быть полезен другим, и разобрать его стоило бы грамотно, а иначе вообще не вижу смысла в подобной писанине

давайте уже интервью - интересно послушать, что скажет Камчатка - все же профессионалы..

Повторюсь, но все же.
Подъем идет по другой экспозиции и копать там что-либо смысла не имеет в принципе.
Только если угомонить внутреннее желание что-нибудь вырыть или задействовать лопаты-пилы.

ежели все к счастью живы и нет критических травм, скажу тогда:
это отличный опыт!Женя и ребята молодцы.

Почему вы говорите что ошибка в очередности? (первый уходит самый опытный и замыкает такой же)
Может быть вы не соблюли интервал старта между группами?
И промежуточные точки для визуального наблюдения за впереди идущими?

еще есть материал видео фото?

Очередность должна была вестись по рации, как обычно и делалось всегда на лавиноопасных склонах.
Тут просто быстро оговорили очередность и ломанулись с некоторым интервалом.

весь текст до самого схода очень естесственнен- со всеми усыпляющими бдительность моментами, хи хи, ха ха, мало снега, приятные виды и тп.
вы молодцы хорошо сработали, все живы!

Но сезон я эпично пропускаю с двойным переломом задницы...
А это больнее любого перелома.
Дай бог в мае на Камчатке удастся покататься уже...

Действительно на месте могло показаться, что снега мало.
К сожалению нормальной фотографии небыло что бы на взгляд что то видно было.
Единственный способ, кто то палкой горнолыжной снег пробил, сноубордист кулаком, пустоты, изморозь обычно видно сразу. Только доска проблема.
Копать по ходу редко получается. Тут чуйка должна работать.
И основное живца пускать с подрезанием где наиболее опасно. Или меньше удовольствия, но к краям жаться. А то что оказались на линии трое сразу, ну это точно расслабились. Это нормально.

У доски, и плотного снега, есть мулька называемая арочным эффектом, прочность которого пока не определяется. Один раз выдержит, другой раз нет. Один раз копал шурф, пол метра глубинной изморози у земли, а над ним 3 метра монолитного снега. Так всю зиму и пролежал, и спокойно растаял без скандала).

Олег, это когда доска выпуклая и нагрузка равномерно распределяется по всей её площади, не ломая саму её?

Так мы живца и запустили. Он вход отработал и ушел в безопасное место. Потом пошли по очереди остальные. Бетон толщиной 30-40см вряд ли можно пробить кулаком)
А вот глубинная изморозь, про которую неоднократно упоминал Макс Панков как раз вероятно и присутствовала.

так сработал вход или где?
И все же, сверху бетон был?
Иногда обратной стороны палки пробиваешь вверх, можно хоть на ощупь понять что ниже полуметра

Ну вот это и есть самое неприятное, что там под бетоном.
Пока только на спинной мозг надеюсь.... а там как карта ляжет.
Скоро проверим спинной мозг
Мне кажется, что если катающийся лавинщик доживает до старости, значит опытный

Статья полезная.
Гематомы мажьте медом.

Диагноз - " Ушиб всей бабки" -во плоти :-)!
По существу - скорейшего выздоровления парни и сново в бой!
Гематомы вещь неприятная косметически, но может так же, физически, препятствовать движениям в тех местах куда спустилсь. В таких случаях движение умеренной интенсивности просто необходимы, в тех местах куда утекла гематома. Причем движения направленные на выносливость.Но постепенно. И по более пить жидкости. И писать почаще! :-)

Гематома твердеет и немного рассасывается и растекается.
Не очень дело с переломом крестца, осколок небольшой - операцию делать не стоит, из-за этого нельзя ходить, только лежать и ждать пока срастется.

Не так всё просто с ушибами кровоизлияния, разрывы. образуются "травматические жидкости" 50/50 рассасутся или нет, Из жидкостей могут образоваться фиброзные или соеденительные ткани во всяких "узких местах и тоннелях" они "прижмут" связки,нервные ветки, и тд... короче не ленитесь пить противовоспалительные типа "Найз" обязательно. Имею после неудачного прыжка посттравматическую нейропатию правый локоть. трбуется операция на переферии.делов то было горсть таблеток скушать.

1.Ваши районы знаю,ноябрь - как-то рановато для схода лавин 2.Глубинка,т.е. изморозь только начинает формироваться,но это не факт - что она сослужила роль лавинообразующего фактора,возможно,метелевая доска 3.Для подъемов и спусков сущестуют водоразделы,а вы гуляли там,где этого не следует делать 4. У вас в Иркутске живет ну очень опытный лавинщик - Виктор Гулевич,найти его можно на базе МЧС,вот он вам точки и расставит.Я несколько лет проработал на Байкальском - перевал Даван,так что вам всего хорошего

Геннадий - тебя "выпустили"-? Если да, то поздравляю - восстанавливайся и приходи в форму скорее... Мог я тебя видеть на Театральной сегодня утром (24-го) около 10-ти?

Да, выпустили под домашний арест.
Но пообщался с еще парой врачей. Решили, что мне можно начать ходить.
Гематома сходит очень медленно.
Было принято решение выйти на работу.
Но 24.12 вряд ли я там мог быть.

Переломы стабильные. В марте начну потихоньку раскатываться. В мае на Камчу.