Столбы на Рождество

Пишет robinsya, 19.01.2015 05:08

Столбы на Рождество (Альпинизм, рождественские столбы, соревнования, зима, красноярск, хитрушки, драйтулинг, марафон, бег)

Для кого как, а для меня Рождество - всегда сказочное время: с гаданиями или без, не важно, но его всегда нужно проводить в хорошей компании. Второй раз я попадаю на фестиваль "Рождественские Столбы", и снова это место и эти люди словно дали мне второе дыхание.

Четыре насыщенных дня. Лес, Столбы, избы и толпы веселых людей, соревнующихся не друг с другом, но с самими собой прежними, ведь для многих из них "Рождественские Столбы" - традиция, изменять которой нельзя!

Ночь на Рождество многие решили провести на Столбах в прямом смысле, отметив начало фестиваля ночным восхождением на Первый Столб и Крепость. И хотя по-настоящему массового восхождения не вышло - столбисты вполне отдают себе отчет в своих силах и желаниях - соотносить свои возможности с реальностью здесь учатся быстро, так что лезть зимой ночью на Первый Столб решились не все. А может то был тактический ход, чтобы получше выспаться и порвать назавтра всех ночных лазунов на хитрушках! :))

Хитрушки лазали 70 человек. Заботливые организаторы подготовили в районе Манской стенки для них более 20 трасс - и простых, и сложных. Больше сложных :))
Участники старались. Эпически боролись, кидались кошками и рукавицами с высоты, и даже сыпались оттуда сами. А иногда вот пищали, чтобы их оттуда сняли... потому что сыпаться было страшновато:))
Лучшие бились в финале. Джек Овчинников признался, что впервые держит в руках инструменты - а таки и на хитрушках пришлось с ними полазать. Но он быстро с ними справился.
У девчонок борьба тоже была не шуточная. И да, считаю, что и участникам, и участницам повезло, что Рождество выдалось теплое. А то в прошлом году некоторые пооставляли на скалах не только пот и слезы.

Связки в этот раз лазали 8 часов. И лазали до последнего! На Манской стенке и Манской бабе. Пять женских двоек лазали тут же рядом с парнями совсем непростые ИТОшные линии в зимних условиях - сейчас некоторые из девчонок уехали в Ала-Арчу на сборы, и можно наверняка говорить, что они к хождению в горах готовы!
Желаю им (и парням тоже:)) удачи, погоды и успешных восхождений!

На следующий день все желающие приобщались к драйтулингу. И было видно, что пока для многих это было внове. Но люди здесь учатся быстро, потому что хотят учиться. Теплая погода опять же располагала бороться на трассах до истечения контрольного срока, конечно, если удавалось удержаться. Впрочем, стартовавшему вне зачета главному судье соревнований - Олегу Хвостенко - таки удалось всех "сделать" :))

Марафон привлекает не только столбистов-скалолазов, но и спортсменов-скайраннеров, которых тоже в Красноярске немало, так что массовый старт и дистанция почти 17 км - и лидеры порадовали временем на финише. Но об этом читайте ниже в интервью Олега Хвостенко. А пока смотрим картинки:))

Повторю результаты соревнований:

1. Надежда Королятина
2. Татьяна Авраамова
3. Олеся Бабушкина

Железные люди этого года: Юлия Борисова и Женя Корулин!!!

И у Юли, и у Жени прошлый сезон выдался непростой. Оба сломали ноги на восхождениях. Женя в Каравшине, Юля - в Крыму. И вот лидеры зачета по четырем дисциплинам. Уж кто, а они точно заслужили полученное на фестивале звание!!!

Кто еще может быть Дедом Морозом на таком фестивале если не главный судья!?
Олег Хвостенко - неунывающий затейник. Побольше бы таких организаторов. И спортсменов. Каждому городу:)) Тогда всем бы жилось веселее!
А пока свой Олег есть только у Красноярска, я задала ему несколько вопросов о прошедшем фестивале!

- Доволен ли ты как судья тем, как прошел фестиваль?

Как главный судья и организатор я доволен тем, как прошел фестиваль.
С погодой повезло. Было много участников. Обошлось без травм, в прошлом году, например, было несколько обморожений (дело дошло даже до ампутации).
В организационном плане все прошло гладко, без накладок. Все участники, судьи и зрители довольны. Я сам смог поучаствовать вне конкурса в двух видах: хитрушках и драйтулинге.

Если главный судья, он же "директор фестиваля", он же главный подготовщик трасс может позволить себе принять участие в соревнованиях - это значит, что система отлажена и работает как часы. В этом плане у нас огромный опыт проведения мероприятий на Столбах. Пользуясь случаем хочу поблагодарить всю судейскую бригаду. Не будем забывать, что эти люди работают на добровольной основе, на чистом энтузиазме, из любви к Столбам.
В целом, можно сказать, все ради чего я занимаюсь организацией фестиваля удалось претворить в жизнь.

- Участники оправдали твои ожидания во всех дисциплинах?

Да, порадовали. Во-первых, массовость. Когда в соревнованиях участвует много людей, это означает, что им интересно и это, конечно, радует и вдохновляет на дальнейшую работу.
Всего в фестивале приняли участие 116 человек. Самому молодому - 16 лет, он, кстати, участвовал не только в хитрушках, но и в связках. Добавилось много новых людей, не всех участников я знаю в лицо, это тоже радует. Ширится, растет наш круг!

Было много "ветеранов", один широко известный в столбовских кругах "долгожитель" неизменно принимает участие во всех соревнованиях, начиная с самых первых. В этом смысле он, конечно, чемпион, нужно было вручить ему отдельную медаль.

В связках была интересная упорная борьба как у мальчиков, так и у девочек. Две мужские связки финишировали с одинаковым количеством баллов и только дополнительный показатель - время окончания маршрута определило победителя. Третья связка отстала от них на 3 балла, при этом свой четвертый маршрут парни закончили на последней минуте. Я сам стоял под трассой с секундомером.

У девушек между первым и вторым местом разрыв 4 балла. Высокая конкуренция - это хорошо.
В драйтулинге было меньше участников, все-таки этот вид для столбистов пока в диковинку. Но все равно было весело, зрелищно, динамично и, главное, обошлось без крови )).

Ну марафон, тут все понятно - опробовали новую дистанцию. Дирекция заповедника пошла нам навстречу, разрешила бежать до Диких Столбов. Времена показали очень приличные. Я, честно говоря, думал, что только победитель сможет выбежать из двух часов. Ну и хорошо, что никто не заблудился ))

- "Рождественские Столбы" проводят уже 25 лет. Как менялись дисциплины все это время?

В первом фестивале было три вида: хитрушки, связки и лазание с нижней страховкой. Это было прикольно, но не очень "эффективно". Клаймберы начинали восхождение по деревянной лестнице, потом пролазили пару метров по скале, прощелкивали одну оттяжку и отваливались. Формат, когда один человек лезет, а остальные смотрят на него и ждут своей очереди не подходит для зимы, слишком скучно и холодно. Нужен фестивальный формат, чтобы все лазали одновременно.

В дальнейшем стали проводить два вида: хитрушки и связки. В начале двухтысячных придумали вместо связок проводить индивидуальное лазание. Несколько коротких трасс для прохождения на ИТО, контрольное время на трассу 10-15 минут. Пролез, постраховал товарища, перешел на следующую трассу. Зачет проводили по сумме мест. Чередовали дисциплины. Один год проводили связки, другой год индивидуалку.

Потом как-то органично возникла идея присобачить к фестивалю забег. Скайраннинга еще не существовало, но тема уже витала в воздухе. Первые годы марафон всегда включал в себя элементы лазания, контрольные пункты располагались на вершинах Столбов. Потом, когда появились спортсмены, специализирующиеся чисто в скайраннинге, стали проводить "плоские" забеги: по холмам, по снегам. Ну и наконец, относительно недавно, три года назад, посмотрев на опыт питерцев в проведении Выборгского Микста, подумали: "А чем мы хуже?" Нужно и нам подтягивать уровень микстового лазания. И придумали проводить ту же самую индивидуалку на коротких трассах, только уже с инструментами.

Со льдом у нас на Столбах плоховато, получились соревнования по драйтулингу. Для начала предлагаем народу трассы с верхней страховкой, в ближайшем будущем планируем перейти на лазание с нижней страховкой, ну и в перспективе трэд - лазанье на инструментах со своими точками страховки. Также в последнее время я всегда стараюсь включать в число хитрушек несколько трасс для прохождения с тяпками.

- Я слышала сомнения в том, что стоит проводить соревнования по драйтулингу на Столбах из-за характера породы. Но ты же тоже наверняка не хочешь разрушать Столбы. Какие меры предосторожности вы принимаете?

Порода на Столбах очень крепкая - гранит-сиенит. Обламывается и обкрашивается только то, что "плохо лежит". Я пока что ни разу не слышал разговоров о том, что инструментами был испорчен какой-то маршрут. Проблема в другом - характер рельефа. На Столбах много трещин с гладкими расходящимися краями - то, что лазанием хорошо проходится на заклинках или на ИТО с помощью френдов. На таких щелях молотки очень весело и непредсказуемо отстреливаются. На этих соревнованиях всю верхнюю часть первой трассы я пролез на заклинках, все остальные пытались лезть на инструментах и никто больше не добрался топа. По этой же причине большинство участников выступают на драйтулинге в триконях. Лазанье по таким щелям в кошках или кошкоботах - это мучение. Короче, есть проблема с подбором маршрутов. У нас ведь заповедник, нельзя просто так взять и без разрешения насверлить дырок под инструменты. Да и вообще это как-то не прикольно. Ходим, присматриваемся, пробуем разные варианты, пытаемся пролезть на молотках то, что раньше ИТОшили на крюконогах.

- Открывает ли фестиваль новые имена для аутдор-сообщества Красноярска? Ведь как ни крути, четыре дисциплины - хорошая возможность показать, на что ты способен!

Да, можно сказать, что Рождественские Столбы - это кузница кадров для красноярского альпинизма. Все наши мастера и чемпионы последних лет прошли через эти соревнования. Некоторые именно на них первый раз заявили о себе. Вспоминаю, как несколько лет назад мы впервые увидели девочку по имени Полина Галацевич. Или вот Железный человек этого года, победитель многоборья, Женя Корулин - не так давно он засветился на Рождественских соревнованиях и теперь уже в основе сборной. Не обязательно даже занимать призовые места. Валерий Викторович Балезин ходит внизу и все примечает ))

- Что бы ты хотел изменить в том, как проходят эти соревнования и что хотел бы сохранить в фестивале "Рождественские Столбы"?

Сейчас программа соревнований - четыре вида за четыре дня, очень насыщенная и разнообразная. Фестиваль проходит на одном дыхании. Не хочется ничего убирать, трудно что-либо добавить. Пять дней подряд участники просто не выдержат. Судьи и организаторы тоже люди, а не роботы!)) А разбивать фестиваль на части не хочется. Мне кажется, что на данном этапе развития мы вышли на определенный оптимум.

Хотя, вот есть у меня одна идейка... К примеру слэк-лайн. В снег же весело падать )) Можно натянуть слэк и устроить отдельный баттл - прохождение на время. Все это проводить в третий день, во время индивидуалки. Там ведь не постоянно лазаешь, есть перерывы между подходами. Опять же разминка хорошая перед лазаньем. Поставить одного судью с секундомером, и вот пожалуйста тебе - новый вид программы. Весело, задорно и фотографии прикольные получатся. Кстати, хождение по тросу это традиционная столбовская забава. Непревзойденным мастером этого дела был Александр Палыч Дёмин.

Хотелось бы обязательно сохранить в дальнейшем фестивальный формат соревнований и атмосферу праздника. Каждый может прийти и попробовать что-нибудь пролезть или просто потусоваться. Никаких ограничений. Пришел позже - записался, полез, надоело - ушел раньше.

Что хотелось бы изменить в большую сторону, это, конечно, призовой фонд. Фантазии нет предела )) Можно сделать больше номинаций: отдельные призы ветеранам, молодым участникам, судьям раздать подарки. Тут у нас обширное поле для работы.
Хочу поблагодарить всех, кто нас поддерживает все эти годы, наших партнеров и спонсоров: Экипировочный центр "Лавина", ООО НПФ "Рок Пилларс", Сеть спортивных магазинов "Триал-Спорт", Компанию "Ацтек". Вы нам очень дороги!

Текст и фото: Елена Дмитренко

В свою очередь хочу поблагодарить Федерацию альпинизма Красноярского края, а также лично Николая Захарова, Дениса Прокофьева и других моих друзей в Красноярске за то, что сделали мое путешествие в это любимое мною место возможным!