Тбау Восточная. Душевное восхождение

Пишет tatiki, 10.04.2015 14:51

Тбау Восточная. Душевное восхождение (Альпинизм, великий новогород, горы, альпинизм)
На Тбау Восточной

В марте этого года мы с друзьями совершили восхождение на Тбау Восточная по Юго-Западному бастиону, 5Б, маршрут Егорина.

По маршруту есть очень хорошее описание на сайте ФАР, и ребята из Пятигорска писали хороший пост о своем восхождении, где дополнительно описаны технические моменты. О маршруте мы и узнали из этой статьи.

Я хочу написать общее впечатление о маршруте, и описать временные рамки нашего восхождения, на которые наложили отпечаток в том числе и особенности погоды в районе.

Как отмечает Сергей Егорин в описании маршрута, район горы Тбау отличается повышенной инсоляцией и находится в зоне дождевой тени. Дождевую тень мы отметить не смогли, сильные снегопады заставили нас несколько дней провести в ожидании. А что касается повышенной инсоляции – правда. Если после обильного снегопада выдается солнечный день, снег тает очень быстро.
Высота вершины 2832 м – не сильно высоко, но для акклиматизации и в качестве «открывашки» было решено совершить восхождение на пик «Владикавказ».

Пик Владикавказ

В день восхождения на п. Владикавказ начался снегопад и к вечеру нашу палатку замело так, что мы ее едва нашли по GPS-навигатору. А дома, сидя на кухне, мы представляли, что это восхождение будет похоже на скайранинг - по травянистому гребню, усыпанному весенними цветочками, под лучами палящего солнца. Некоторые из участников даже подумывали идти в кроссовках и легеньких флисках. Наивные… Восхождение на п. Владикавказ получилось по-настоящему зимним, в теплой одежде, зимних варежках и с глубокой тропежкой.

На гребне п. Владикавказ

Следующий день выдался солнечный, стена Тбау встретила нас в таком обличье.

Для того чтобы подойти под стену мы выгружались около больших металлических ворот, затем шли вдоль забора в направлении родовых склепов, после этого вверх по склону.

Родовой склеп

На наш взгляд самое удобное место для организации базового лагеря площадка около стеночки. Мимо нее не пройти. Она находится в 20 минутах ходьбы до начала маршрута, тянется вдоль подъемного гребня, деля его на две части, с южной стороны удобно поставить палатку, а с северной, теневой стороны, долгое время держится снег необходимый для приготовления пищи. Место относительно ровное, стеночка обеспечивает хорошую защиту от ветра. Для нас она стала дополнительным развлечением в день отсидки.

Скальные занятия

На следующий день после установки базового лагеря погода была также солнечная (второй солнечный день после обильного снегопада), во второй половине дня стена уже выглядела сухой и не такой снежной, было принято решение выйти на обработку. Удалось обработать первый взлет, провешено 5 веревок.

После этого всю ночь шел снег, осадки прекратились только к 13 часам дня. Снега выпало по колено. Вид из базового лагеря после снегопада.

Следующий день выдался солнечным и к вечеру было видно, что значительное количество снега со стены ушло. Наутро погода стояла хорошая, и мы вышли на маршрут. Заночевали на верху второго взлета. Вечером погода начала портиться, ночью пошел снег. Следующий день провели в палатке, ожидая улучшение погоды.

Гребень, выводящий под ключ

После дня ожидания снова хорошая погода. Вышли в 6 00, прошли третий взлет и к 9 часам подошли под основание Юго-Восточного бастиона, ключевой участок маршрута. Двое занимались обработкой бастиона, двое - установкой палатки под ключом. Огромное преимущество сильных снегопадов – нам не приходилось искать снег для приготовления воды и площадка под ключом получилась очень ровная, удобная. Мы без проблем поставили палатку на четверых, и это была самая комфортная ночевка (при малом количестве снега на маршруте ночевка большой компании будет не очень удобна, площадка позволит разместиться группе до 3-х человек).

Ниже на фото - ключ, справа под нависанием снежник – место под палатку. Где-то под снегом (со слов восходителей 2014 года) сложен контрольный тур, в нем оставлена записка, которую мы так и не нашли. Оставили свою, подвешенную на крюке. По описанию первовосходителей контрольный тур должен быть на крюке в нише, мы забили крюк и подвесили на нем свою записку, завернутую в полиэтилен. Просьба для последующих восходителей взять какой-нибудь контейнер под записку.

Мы заметили, что все дни восхождения были практически безветренными, поэтому, пока светило солнышко, мы одевались очень легко. Лидер лез в термобелье, без перчаток, в скальных тапках. Переобуваться пришлось только для преодоления промежутков между взлетами и при выходе на гребень. В описании маршрута есть график направления ветра и видно, что вектор направлен от стены. У нас было также. Несмотря на очень припекающее солнышко и отсутствие ветра не стоит расслабляться, в тени, в каминах, и особенно по вечерам, можно в полной мере ощутить, что ты находишься в зимних горах. По ночам очень радовались обладатели теплых пуховых спальников.

Ночевка под ключом

«Суровый зимний альпинизм»

А в это время шла обработка ключа, третий день на горе.

На первой веревке есть два не монолитных участка, не очень приятное ИТО первой веревки, «психологически сложный» момент.

В этот день провесили четыре веревки, спрямили перила и заночевали у второго контрольного тура. На следующий день нас снова радовало солнышко, мы жумарили ранее обработанное.

А затем «плыли» в море снега по гребню.

И стояли на вершине!!!!

Заночевали там же, под ключом. А в 15 часов следующего дня пили чай в базовом лагере и договаривались о транспорте до Владикавказа.

С вершины есть два варианта спуска. Первый вариант по северо-восточному гребню (ориентировочно 2 к.с.), при большом количестве снега лавиноопасен. Мы выбрали второй вариант - спуск по пути подъема. Насколько нам известно, все группы совершившие восхождение в зимний период спускались по пути подъема.

Хочется отметить грамотное расположение станций, практически все находятся немного в стороне от лидера под нависаниями или карнизами, что не может не радовать на спуске.

Так выглядела стена после трех погожих дней, когда мы стремились домой и оглядывались на пройденный путь. С благодарностью что Гора позволила подняться, с радостью от того что такое замечательное приключение с нами случилось и с надеждой что впереди еще столько всего интересного!

В итоге, восхождение заняло полдня обработки (пять часов) и пять дней жизни на горе, из них один день занял ожидание погоды и один - спуск с вершины.

Маршрут очень понравился – логичный, техничный, с хорошим описанием, соответствующим действительности. На всем протяжении маршрута хорошо берет мобильная связь (МТС точно).

PS. С первого контрольного тура (после первого взлета) сняли записку первопроходцев!