Школа жизни в Школе инструкторов с постскриптумом...

Пишет GalkAIR, 16.07.2015 22:00

Школа жизни в Школе инструкторов с постскриптумом... (Альпинизм, альпинизм, школа инструкторов, отчет, путшествие по Грузии)

Ни на что особо не надеясь, мы с Таней подали заявки на грант «Стипендия Red Fox» - на обучение в Центральной школе инструкторов и… выиграли его! Теперь никаких отговорок. «Пилим» грант пополам и едем в ущелье Безенги на Центральный Кавказ. Дни близятся к отъезду, но все еще сложно поверить в то, куда нам предстоит отправиться…
Подготовка к Школе заняла массу времени – отправка документов, распечатка карт, переписки, «перезвоны», поиск сертифицированного снаряжения, закупка, упаковка продуктов и отправка их транспортной компанией... Все это было связано еще и с тем, что после Школы мы запланировали продлить путешествие по Кавказу, но об этом позже…

06.06.
Омск-Москва-Минеральные Воды. Будильник молчит. Я чуть не опоздала на самолет… Хорошо, что на свете есть друзья – Таня позвонила мне незадолго до регистрации известить о том, что она уже в аэропорту. Так быстро я еще никогда не собиралась…
По дороге в аэропорт во все небо переливается радуга. Говорят, это к удаче…
В Шереметьево пересели до Мин. Вод. Нам повезло с соседством – впереди сидит белокурый мальчишка лет пяти и без конца улыбается, играя с нами в прятки.
Минеральные Воды. Аэропорт. Стою перед багажной «лентой». Возле меня женщина наблюдает, как я подхватываю рюкзак:
- О! Вы, наверное, с гор?
- Нет, мы в горы!
- Ааа.… А мы (женщина кивает в сторону высокой девушки, видимо, дочери) с Канарских островов. В горы нас не загонишь.
Мои собеседницы оказались родом из этого города, и во мне поселилось жуткое негодование. Как? Зачем? Здесь есть горы, реки, леса, водопады, в конце концов, здесь есть море!
С таксистом до Нальчика созвонились еще в Омске, так что в городе нас уже ждали.
На первый «рейс» в ущелье мы опоздали, зато, купив на рынке побольше свежей клубники, успели на второй. Поднимаемся в «таблетке» в компании с Дергачевым Александром – преподавателем по медицине, Белым Дмитрием, Мазепо Вадимом из Мурманска и парнем, которого пришлось немало подождать, пока он искал местную симку, им оказался Лончинский Алексей из Санкт-Петербурга. Что ж…. Знакомиться мы, конечно, будем позднее, а пока всю дорогу до ущелья разговариваем с доктором об увиденном за окном и о том, где же готовят самые вкусные пельмени в России-матушке.
В горы поднимаемся практически налегке. Наш груз, отправленный транспортной компанией из Омска, задерживается и в лучшем случае будет доставлен только через три дня. Там палатка, снаряжение, продукты, горелка, газ – в общем, все то, что нужно для жизни в горах.
Али Хусеевич Анаев – директор а/л «Безенги» помог устроиться в лагере за неимением палатки, ребята из Челябинска – Дима и Семен - снабдили продуктами на три дня из своих запасов, Серега Глазунов из Иркутска отдал в «школьное пользование» джетбойл. На днях по плану должна быть «отбраковка» снаряжения, едущего сейчас где-то в Ростове-на-Дону, но инструктора вошли в наше положение и разрешили показать его потом, по прибытию.
Длинный день.
Так странно…. Еще вчера я была в душном офисе, а сегодня - в горах. Вокруг новые лица, люди, одетые в красивые куртки с множеством надписей и нашивок. Невольно ощущаешь себя одним из заговорщиков какого-то великого таинства.
Мы с Таней были в Безенги в 2010 году. Помню, какое сильное впечатление произвела на нас Безенгийская стена, освещенная солнцем в день приезда. Сейчас же не видно ни стены, ни пирамидальной Гестолы – вершины, олицетворяющей само ущелье. Пасмурное небо, дождь, холодно. Июнь в горах – не сезон для погоды…
Вечером собрание, краткое знакомство между преподавателями и школьниками.
Мы с Таней еще раз убеждаемся в том, что являемся единственными представительницами прекрасного пола из 27 человек.
На стенде висит календарный план на ближайшие двадцать дней. С завтрашнего дня начинается работа. Мы еще слабо представляем себе, что нам предстоит…

07.06.
С этого дня каждое утро начинается с брифинга – краткого обсуждения предстоящего дня.
Сегодняшний день полностью посвящен медицине. Занятия проводит Дергачев Александр. С утра до вечера изучаем основы оказания первой помощи при несчастном случае в горах, да и вообще в жизни. Все эти знания необходимы любому человеку. День проходит интересно и продуктивно. Вечером каждому удается сыграть роль пострадавшего с переломанными ногами и руками и полежать в акье. Над моими «травмами» неустанно трудятся два Сереги – Глазунов из Иркутска и Салмин из Тюмени. Как это ни парадоксально, но именно отработка медицины и переноски пострадавшего всегда вызывает бурю эмоций и смеха….
После медицины жеребьевка для завтрашнего «входного теста» на скалах. Я попадаю в связку с Салминым, чему очень рада.

08.06
«Входной тест» представляет собой лазание первого с судейской страховкой и организацию им верхней страховки для второго. На скалах разместились все инструктора. Каждый смотрит за правильностью выполнения приема. Немного не по себе.… Лезу первая, «выбираю» Серегу. Дюльфер вниз. Все. Первое испытание пройдено. Теперь нас распределят по отделениям, и начнется самое интересное….

09.06-25.06
Все эти дни – кропотливая работа инструкторов и школьников. С утра до вечера. После ужина - лекции.
Сначала ночью было время, чтобы поспать, но потом…
Так как питаемся мы самостоятельно, приходится за отведенный час на завтрак, обед и ужин успевать еще и приготовить, но на «поесть» времени обычно не остается. Спасибо нашему дружескому коллективу школьников, которые то и дело тайком подкладывают в комнату яблоки, апельсины или булочки из столовой. Практически на каждой лекции ребята вручают нам бананы, принесенные с ужина. Приятно.
Через три дня наши два мешка прибыли в ущелье, правда, в несколько помятом виде – протекла сгущенка и баллон с газом. Что ж, продукты будут с душком…
Огромное спасибо Темболату Татуевичу, который дождался наш груз в Нальчике, на а/б «Безенги»!
Ни минуты отдыха. Постоянные занятия на скалах, травянистых склонах, площадках, выходы в высокогорную зону на лед и снег, спасение из трещин и лавинная подготовка.
Все занятия чередуются со сдачей зачетов, экзаменов и проведением методических уроков.
Новая техника. Названия на слуху, но в жизни я практически никогда их не применяла – «мунтер мулл», «вай нот», «кордалет». Непривычно. Нужно постараться, чтобы все освоить и понять. Много народа с «жетона», они уже владеют этой техникой. Смотрю на них с белой завистью и стараюсь во всем разобраться. Сложно. Разобравшись в одном, приходится мгновенно переключаться на другие технические приемы. Лекции на ночь глядя, после длительного рабочего дня, уже не воспринимаются. Нужно какое-то время, чтобы усвоить все то, что пройдено за день, но этого времени в плане нет.
18 июня мы поднялись в ущелье Укю-Кош.
Впервые отмечаю День Рождения в горах, да еще и таким способом – заброской в Теплый Угол.
С утра принимаю поздравления от Школы. Вечером, после снежных занятий, ребята помогают сделать тортик из печенья и сгущенного молока. Мы с Танюшкой занесли наверх фрукты. Таня с Женей Кукушкиным из Красноярска где-то нашли одну большую свечку для торта, так что у меня есть возможность загадать желание, и я даже знаю какое….
Наконец-то звучит гитара. Тяжеловато находиться в бесконечном процессе обучения и нескончаемом потоке информации. Звуки гитары дают пищу для души, и силы вновь возвращаются…
На следующий день с самого утра отправляемся на снег, делаем различные станции, имитируем срывы с самозадержанием. Впервые держу в руках бипер для поиска других лавинных датчиков, тщательно закопанных моими коллегами в снег. Копаем пещеру, которая на стадии ее завершения рушится у нас на глазах в связи со своеобразной структурой снега. «Копилка» знаний пополняется все больше и больше. С каждым днем в Школе становится с одной стороны труднее, а с другой – проще (конечно, это понятие относительно), потому что происходит «втягивание» в процесс учебы, ближе знакомишься с людьми, которые тебя окружают. В сознании уже закоренели два незаменимых здесь слова: старание и трудолюбие.
Нам посчастливилось – на Школе в плане есть учебно-методическое восхождение.
20 июня три отделения вышли на в. Гидан, два отделения – на в. Укю, по маршрутам 2А к.сл.
Наше отделение совершило восхождение на в. Гидан. И подъем, и спуск были разбиты на участки, на одном из которых каждый курсант исполнял роль инструктора.
Мне кажется, что именно выходы в высокогорную зону и восхождения сплачивают коллектив, «расставляют» все по своим местам. Именно в таких ситуациях человек способен проявить себя со всех сторон. Восхождения, на мой взгляд, необходимы в Школе инструкторов, и я счастлива, что у нас, будучи в горах, была возможность походить в горы.
Остаются считанные дни. Еще один экзамен по ледовой технике. Мы вновь выходим на ледник Кундюм-Мижирги, на «Поповские» ночевки.
Если хочешь полноценно ощутить, что в сутках 24 часа – Школа инструкторов в этом поможет. Раннему выходу предшествует ночная подготовка к экзамену. Конечно, это по желанию.
В завершении Школы итоговый письменный экзамен и собеседование. После экзамена, пожалуй, впервые появляется свободное время, сопровождающееся жутким нервным напряжением в ожидании результата. Сдали. Комок нервов, видимо, не выдержал и лопнул. На глазах слезы. Трудно поверить, что все позади. Это была целая Школа жизни в Школе инструкторов…
Три дня подряд Дни Рождения. В день экзамена именинник – Игорь Седых из моего отделения – добрый, отзывчивый мужчина, многодетный папа с какими-то неземными отцовскими чувствами, удивляющий нас на подходах и забросках обязательной стеклянной баночкой с кизиловым или клубничным вареньем, чудом появляющейся из рюкзака.
Игорь накрыл огромный стол в баре у Тони, той самой Тони, что еще в 2010 году приветливо улыбалась, протягивая нам горячие хичины в своем теплом и гостеприимном баре. За столом собрались все курсанты и инструктора. Игорь принимает поздравления.

26.06
Резервный день, «мигающий» в учебном плане как спасительный маяк. Такого дня не хватало в середине Школы, чтобы додумать, доделать, разложить полученную информацию по «полочкам»…
Сегодня у нас есть возможность полазить по скалам с верхней страховкой. Инструктора организовали множество трасс различной сложности. Желание выспаться «перетягивает одеяло» на свою сторону, но желание полазить для себя, в удовольствие, все-таки побеждает.
После обеда собираем рюкзаки. Вечером вручают свидетельства об окончании Школы инструкторов и.… Вот и все.
В баре уже сидит Саня Перепечин из Иркутска с гитарой. Тут нужно сделать небольшое отступление…
Временами из «Теплого Угла» (кафе напротив нашего домика) доносились звуки гитары – Саня что-то наигрывал. Иногда даже удавалось услышать песни в его исполнении, но это было крайне редко, ведь свободное время практически отсутствовало.
Компания, приехавшая в Школу из Бурятии – это невероятно искренние, добрые, щедрые и веселые парни, во многом помогшие нам с Таней, о чем они, может, и не догадываются. Их юмор и душевность помогали преодолеть многие трудности. Чего только стоили возгласы Сереги Глазунова: «Омск! Чего такой грустный?», после чего непременно вручалась карамелька. А совместное приготовление жареной картошки на гигантской сковороде, которую дала тетя Халима, работающая в «Теплом Углу»? Парням, в конце концов, совсем осточертело готовить пищу на горелке и употреблять ее, так сказать, «на скорость»….
Один раз мы за час общими усилиями наварили кастрюлю супа и натушили котелок картошки, но началась лекция.… Хотя, конечно, добру пропадать не пришлось.
А сейчас последний вечер в Школе. В баре у Тони людей становится все больше. Саня Перепечин проникается каждой песней, поет не голосом, а душой – это видно. Женька Лысов что-то все время рассказывает и то и дело подстегивает нас с Таней: «Омск! Чего молчим?». Купцов Макс из Пензы – это вообще уникальный человек, любая его фраза может стать лучшим произведением сборника анекдотов. На улице холод, а он вырядился в полотенце и зовет всех в баню.
Поздно ночью всей толпой идем провожать Серегу Глазунова – он сегодня уезжает.
Давно перевалило за полночь. Бар пустеет, а мне не хочется уходить. Именно таких вечеров не хватало, но именно поэтому он такой ценный сейчас. Беру в руки гитару. Многое можно рассказать через песни…
Школа.… Да, было трудно, но оно того стоит. Знания, приобретенные там – бесценны. В одном месте собрались люди из различных городов России, Белоруссии и Украины с разной подготовкой, разными взглядами на жизнь, но Школа смогла всех объединить и направить на решение общих вопросов и задач. Здесь, безусловно, воспитываются характер, сила воли, трудолюбие и желание учиться – качества, необходимые для того, чтобы ходить в горы.

Постскриптум
Или рассказ о том, как провести «послешкольное» время

27.06
У нас остается неделя отпуска…
В 6:00 утра автобус выехал из ущелья Безенги в Нальчик.
Все инструктора вышли провожать, а кто-то спускается в город вместе с нами.
Нальчик. Оставляем большие рюкзаки на а/б «Безенги». Ребята идут провожать нас на остановку, и мы, не задерживаясь, отправляемся в новое путешествие. Путь наш лежит в Терскол.
Водитель высаживает прямо возле спас. службы, где мы с Таней регистрируемся на восхождение на Эльбрус. Контрольный срок возвращения – через два дня. Больше времени у нас нет. Мы уже наслышаны о погоде на Эльбрусе в это время и больших надежд подняться на вершину за такое короткое время не питаем, но уж очень хочется посмотреть на высшую точку Европы при восходе и закате солнца…
В Терсколе серое небо, моросит дождь. Что же наверху?
Доезжаем до поляны Азау, берем билеты на фуникулер и….
Рядом «проплывают» пустые кабинки, никто в такую погоду наверх не поднимается. До следующей остановки успеваем утеплиться и, приехав из лета, выходим в зиму…
Фуникулер сегодня работает только до «Мира», на «бочки» поднимаемся пешком. Навстречу спускаются люди, и у всех удивление в глазах:
- Девчонки! Куда на ночь глядя?
Вокруг цивилизация. Временами забываю о том, что нахожусь на горе. Киоски, куча строительной техники, ратраки, линии электропередач, шум, много шума... Хочется скорее отсюда сбежать.
Доходим до вагончиков, за ними, недалеко, примостилась палатка.
Вот сюда мы и встанем, чуть в стороне.
Пока ставили палатку, сверху, с акклиматизационного выхода, спустились наши соседи – два парня и девушка. Один из парней как-то сразу начал знакомиться и активно предлагать свою помощь. Видать, одичал совсем…
Погоды нет.
Завалились в палатку со всеми своими пожитками и стали готовить ужин. Почему-то нашей «любимой» гречки, которой мы питались большую часть Школы, не оказалось. Случилось таинственное исчезновение и без того небольших запасов еды. Но на этот случай у нас всегда с собой бич-пакет или, как его называют в Омске – «Чойс». Поели лапши, попили чай с половинкой козинака, привезенного еще из Омска, вылили кастрюлю кипятка на вещи и на мою ногу и спокойно легли спать.

28.06
Как можно дольше спим в связи с некоторым предшествующим недосыпом, завтракаем не торопясь и спокойно выходим наверх. Наша задача сегодня – дойти до Приюта 11. Завтра, если будет погода, попробуем выйти на вершину.
Здесь ездят ратраки… Необычно ступать по маркированным красными флажками «народным тропам», хотя за ночь дорогу присыпало, и местами приходится тропить.
Что-то подсказывает мне – основная наша цель выполнена не будет. Погоды так и нет. Холодно. Ветер. Пошел второй день, а мы так и не увидели двуглавого Эльбруса…
Дошли до Приюта 11.
Стучим в желтый вагончик.
Дверь открывается, и из темноты обдает теплом. Лица собеседника не видно, но мы получаем хорошие новости – соседний вагон, на котором красными буквами написано «Медпункт» на данный момент свободен, а еще нас зовут в гости, но это потом... Сначала нужно устроиться.
Ветер усиливается. Мы «дома». Вагон внутри обит деревом, достаточно уютно. Хочется растянуться на нарах, завернувшись в теплый спальник с кружечкой чая, но сначала нужно растопить снег.
Сварили рыбный суп, и как раз подошли ребята, живущие по соседству - трое парней, все из Москвы. Они приехали сюда с коммерческой группой, остальные участники которой живут в палатках. Парни впервые идут на «настоящее», как они выразились, восхождение. Снаряжение, вплоть до пуховок и рукавиц, они взяли в прокат. В разговоре с ребятами часто промелькивают слова о том, что уже хотелось бы вниз. Да… Туго им придется. Погоды, судя по всему, еще долго не будет.
Вечером уже мы идем в гости к нашим соседям, взяв с собой пакет снега и горелку. Какие-то добрые люди оставили здесь газ – это очень кстати, так как наш баллон почти закончился. Ставим чай. Парни угощают шоколадом и печеньем. Разговорились. Интересно посмотреть на все со стороны глазами людей, впервые оказавшихся в таких условиях.
Завтра подъем в 2 часа утра (или ночи?). Нужно идти спать.

29.06
Ночью ураганный ветер не давал спать. Казалось, что мы взлетим на воздух вместе с вагончиком.
- Ну, что? Спим еще час? Если через час все также – уходим вниз.
- Ага, давай.
Конечно, никто уже не верит в просветы бушующей природы, но… надежда умирает последней.
Через час также, через два – хуже. Еще немного вздремнув, стали собираться вниз. Зашли соседи с просьбой купить у нас горелку, уж больно им понравилось сидеть вот так и пить чай тогда, когда хочется, а не тогда, когда позовут дежурные.
Попрощались с горелкой и с «невидимым» Эльбрусом. Что ж.… Будет повод еще раз сюда вернуться.
Спускаемся в «молоке». Не видно ровным счетом ничего. Ветер хлещет по лицу колючим градом, совсем рядом сверкают молнии. Погода разошлась не на шутку. Скорее вниз!
Тщательнее закрываем лица. Ветром буквально сносит. Что же сейчас наверху?
- Ну, в конце концов, не май месяц.
- Это точно. Июнь…
Где-то слышится голос. Внезапно из тумана выплывает человек, кто-то издалека окликает его на иностранном языке. Опасно вот так убегать вперед, оставляя напарника одного в такую то погоду…
- Галя, смотри – кажется, вагончики!
- Точно!
Мы чуть было не прошли мимо. Очертания «бочек» еле-еле просматриваются сквозь пургу.
Заходим в один из домиков. Здесь работает молодая девушка с дредами на голове, по всей видимости, она повар.
- Здравствуйте! А фуникулер вниз сегодня будет работать?
- Ооо… Я даже не подскажу. Вы в любом случае пока тут посидите, пусть ветер немного стихнет, правда, сейчас на завтрак толпа набежит.
Долго задерживаться не стали. Посмотрели на стены вагончика, увешанные фотографиями с закатным и рассветным Эльбрусом, тяжело вздохнули и пошли вниз, за новой мечтой…
В Терсколе сняли контрольный срок, вышли на крыльцо спас. службы:
- Извините, а где тут можно найти такси?
- Да вот, прямо перед вами, стоит таксист!
Мужчина, на которого указали, явно с неохотой согласился довезти нас до п. Тегенекли, где ему нужно было дождаться, пока мы сходим в альпинистско-охотничий музей им. Высоцкого, а потом увезти назад, в Терскол.
Красивый поселок Тегенекли в долине реки Баксан. Дорога к нему простилается меж вековых сосен, за макушками которых прячутся горы…
Переходим по мосту через бурную горную реку и оказываемся возле небольшого здания музея, облицованного природным камнем из Баксанского ущелья.
Звонок в дверь.
- Иду, иду! Сейчас, мои дорогие!
Со стороны двора, навстречу, приветливо улыбаясь, идет бабушка.
- Заходите, пожалуйста.
Основатель музея - Залиханов Хусейн Чоккаевич - альпинист, охотовед, работник управления охотничьего хозяйства при Совете Министров республики, инициатор создания Государственного национального парка в Приэльбрусье и Государственного заповедника Центрального Кавказа. При съемках кинофильма «Вертикаль» в Приэльбрусье Хусейн Чоккаевич был консультантом съемочной группы по альпинизму, встречался с Высоцким. Перед входом в музей расположена мемориальная доска, посвященная основателю музея.
В музее множество старинных фотографий, военные трофеи. Здесь история первовосхождения на Эльбрус, история сражений на склонах Эльбруса во время Второй мировой войны. Вторая половина музея – это пластинки, книги, плакаты, фотографии – все о Высоцком. Самым интересным экспонатом для меня оказалась гитара, на которой Владимир Семенович играл в к/ф «Вертикаль». Также в музее представлена флора и фауна Приэльбрусья.
Жаль, что времени не так много, хотелось бы глубже окунуться в историю музея…
Едем назад в Терскол, где пересаживаемся на маршрутку до Нальчика.
Водитель по пути, видимо, решил разом разобраться со всеми личными вопросами, поэтому наша газелька останавливается каждые пять минут.
Наконец-то мы в Нальчике. Переупаковываем рюкзаки и вновь в путь. Теперь наша цель – Горная Сванетия.
С автовокзала все возможные и невозможные автобусы уже уехали. Таксист колоритной кавказской внешности ставит наши рюкзаки чуть ли не в вертикальном положении в багажник Жигули и, не закрывая его, довозит до «пункта передачи», а именно – на какую-то автозаправку, где прождав с полчаса, мы пересаживаемся в автобус до Владикавказа.
Северная Осетия. Ночь. Мы снова опоздали на все рейсы. Автовокзал закрыт. Нас сразу окружают таксисты и настойчиво предлагают либо ехать в гостиницу, либо до границы, только не оставаться тут.
Сторговавшись на вполне приемлемую цену, садимся в такси «двенашку» - машину, видавшую виды… Мы сделали несколько попыток заправить машину на различных АЗС, при этом бензобак настойчиво не хотел открываться, поэтому я десятки раз нажимала на какую-то кнопку в салоне, а водитель дергал дверцу от бачка – общими усилиями мы справились…
Дорога зигзагами поднимается наверх, справа горные склоны, слева обрыв. Я несколько раз попрощалась с жизнью. Нет, вовсе не из-за склонов и обрывов. Наш водитель – молодой парень, слушающий реп, видимо, временно забыл, где находится педаль тормоза, и даже не пытается тормозить на поворотах. Мои ноги машинально давят на несуществующие педали – срабатывает «инстинкт водителя»…
Обгон же совершается следующим образом – таксист полностью выключает все световые приборы в автомобиле и, так сказать, «втемную» начинает маневр через сплошную на тех же крутых поворотах…
Вроде подъезжаем к Верхнему Ларсу. Это стало очевидно, когда водитель, игнорируя знак «кирпич», въехал на полосу встречного движения и мигом промчался мимо многокилометровой очереди автомобилей прямо к шлагбауму на контрольно-пропускном пункте. За это, конечно, ему спасибо, иначе в Грузию мы бы раньше чем через неделю не попали…
На этом сегодняшние приключения не заканчиваются. Пограничник извещает нас о том, что в связи с опасностью схода селей и камнепадов границу откроют не раньше шести утра. Значит нам снова нужно искать ночлег. Перед границей вторым в очереди стоит микроавтобус. Мы его как-то сразу приметили.
- Ну что? Спросим?
- Пойдем.
Из машины вышел мужчина. Улыбаясь, он сказал, что водитель сейчас кушает, но в любом случае «нет проблем – поехали с нами!». Двое мужчин – Етибар (что в переводе означает «доверие») и дядя Махмут - едут в Баку через Тбилиси, куда нам как раз и нужно попасть. После недолгого разговора мы разлеглись на сиденьях салона и попытались хоть немного вздремнуть.
А ведь еще сегодня мы спускались с Эльбруса…

30.06
Грузия. Мечта…
Как только перешли границу, на душе почему-то сразу стало легче.
Невероятно красиво. Наш маленький автобус мчится вдоль сочно-зеленых склонов, поднимающихся к подножию далеких вершин.
Реки, озера, бесконечные туннели. К полотну дороги обрываются крутые скалы. Повсюду валяются булыганы от мала до велика. Да, никогда не знаешь, когда тебе на голову упадет «кирпич»…
Невозможно оторвать глаз от окон, хотя периодически все же проваливаюсь в сон.
По дороге останавливаемся в придорожном кафе у подножия скал, рядом бежит ручеек с ледяной прозрачной водой, в пруду плавает форель.
Дядя Махмут с Етибаром заказывают хинкали, хачапури с домашним сулгуни и лимонад. Как только мы достаем деньги, чтобы расплатиться, Етибар смотрит непонимающим взглядом:
- Садитесь, пожалуйста, в машину. У нас так не принято. Мы сами все оплатим.
Немного неловко, но нужно привыкать.… Это Грузия.
Еще немного шикарной дороги, и мы в Тбилиси. Наши новые друзья «передают нас в руки» к таксисту Юрию, с которым мы едем на авто/ж/д вокзал.
Юрий предлагает оставить рюкзаки в машине и сходить все узнать. Опять заминка. Ну, что ж, пойдемте.
Водитель потратил минут сорок, пока мы меняли валюту, узнавали про автобусы, искали камеру хранения и сдавали в нее свои баулы (оставив только маленькие рюкзаки). Но все это мы сделали именно благодаря помощи Юрия, для которого, видимо, в порядке вещей проследить за тем, чтобы у его пассажиров вопросы дальнейшего пути были полностью решены.
Загвоздка в том, что мы снова опоздали на все автобусы, уходящие в Горную Сванетию, а именно – в Местию – поселок на южном склоне Большого Кавказа на высоте около 1500 м, поэтому мы садимся на рейс до г. Зугдиди.
Водитель автобуса – молодой веселый парень по имени Бесо так и ищет повод с нами поговорить. На одной из остановок покупаем килограмм белой вишни, а на следующей Бесо зовет пить чай.
Заходим в кафе, а там… Накрыт стол на человек десять. Чего здесь только нет! Смотрим недоумевающим взглядом на нашего водителя, а он:
- Угощайтесь! Вот так мы встречаем гостей. Я заранее, еще в дороге, позвонил в это кафе и все заказал.
Зугдиди. Так странно видеть пальмы, спустившись с холодных гор. Конечно, по закону сценария, выясняется, что в Местию автобусы пойдут только завтра утром. И нам вновь нужно где-то переночевать.
Рядом с Зугдиди, в километрах 30, есть курортный городок Анаклиа на побережье Черного моря. Вот там, пожалуй, мы и переночуем. Бесо «передает» нас таксисту Мераби.
Грузины не оставляют путников один на один с проблемами, этот гостеприимный народ не будет спать спокойно, пока не поможет гостям осуществить их желания…
Мераби большую часть жизни работает таксистом:
- Ох, людей из каких только стран я не возил! Франция, Италия, Германия… Меня знают по всему миру!
Мы договорились с Мераби, что он заберет нас с берега в 5:30 утра – все-таки нужно попытаться успеть на автобус в Местию.
Выходим из такси. Вечер. Стеной идет ливень. Чтобы попасть в Сванетию, видимо, нужно пройти многие испытания.
Мераби, пожелав хорошо отдохнуть и «позагорать», уезжает восвояси.
Наверное, кому-то стало бы грустно, окажись он в такой ситуации, но наша любовь к поиску приключений кроме смеха у нас ничего не вызывает…
Таня впервые видит море. Представляю, что она сейчас чувствует…
Выплескивая на берег белую пену, море обдает прохладными брызгами, оставляя солоноватый вкус на губах. Ноги утопают в мягком песке. Волны.… На них можно смотреть вечно.
Сандалии, полные песка, мокрая палатка, вещи с наколками из многочисленных колючек, берег, украшенный причудливыми ракушками, сверкающие вокруг молнии... Шум волн и соленый воздух. Такое короткое, но яркое воспоминание…

01.07
Окунувшись в четыре утра в Черное море, мы встретили июль.
Ныряю в каждую приближающуюся волну, чувствуя бодрость и прилив сил от холодной воды утреннего моря.
В 5:30, как и договаривались, Мераби на берегу, а мы все еще в море. Быстро сворачиваем палатку. Влажный песок на вещах еще долго будет напоминать о нашем приключении.
Как и полагается, Мераби «передает» нас Мамуке - водителю автобуса, идущего в долгожданную Местию.
- А вы сами из Сванетии?
- Да, я родился в Местии.
- Вам нравится там жить? Как там?
- Красиво очень… Воздух чистый, люди хорошие…
Я не верю своим глазам – передо мною стоит сван, человек, которому посчастливилось родиться в горах…
Наш автобус полон туристов из Чехии. Из русских только мы с Таней.
Чем больше мы приближаемся к Сванетии, тем меньше мне в это верится.… Побывать там было давней мечтой. В свое время я прочитала множество книг о Михаиле Хергиани, после чего всегда хотелось увидеть места, где родился этот уникальный человек.
Сказочная дорога в Сванетию. Наш автобус поднимается все выше и выше по извилистому полотну, с одной стороны те же отвесные стены скал, с другой – бурлящая река.
Здесь мы ненадолго останавливаемся. Поражают пороги реки. Не позавидуешь тому, кто попадет в хаос ее стремительного движения.
Немного не по себе от без конца встречаемых на дороге груд камней, обвалившихся со скал…
Делаем еще одну остановку у придорожного кафе. Наш немногословный водитель приглашает попить кофе. Мы уже принимаем это как должное и садимся за столик, на котором тут же появляется горячее кубдари – сванское блюдо, похожее на хачапури, только с мясом.
За окошком автобуса вновь наливаются сочной зеленью склоны, на которых вырастают знаменитые сванские башни.
Вот и Местия - волшебная, долгожданная столица Горной Сванетии…
Мамука отправляется выше, в село Ушгули – одно из самых высокогорных поселений в Европе, расположенное на высоте 2200 м, куда ему нужно отвезти чехов. Он зовет нас с собой, но мы, уже настроив кучу других планов, «переходим в руки» внезапно появившегося друга Мамуки - Лаши Накани, который отвозит нас к своему двоюродному брату. Так мы оказываемся первыми посетителями только что открывшегося кемпинга возле дома очень светлой и гостеприимной семьи – Виктора и Кети.
Вот мы уже идем по улицам Местии. Хочется каждому встречному прохожему говорить: «Здравствуйте!». Люди приветливо улыбаются, с любопытством наблюдая за двумя девчонками в цветных шароварах. По улицам гуляют собаки и коровы – это смотрится уютно и естественно.
Мы поднимаемся вверх по поселку, проходя по вымощенной камнем дороге, и сворачиваем к башне-музею Хергиани. Это недалеко от дома, где жил Чхумлиан (настоящее имя Михаила). Сначала зайдем сюда.
Таинственные сванские башни...
Мнения об их предназначении расходятся, хотя большинство сванов, с которыми нам удалось поговорить, считают, что строились они в оборонительных целях.
Башня имеет несколько этажей, на каждом этаже одно узкое окно, похожее на бойницу.
Сыро и темно. На все пролеты ведут неустойчивые лестницы, где-то нужно применить навыки скалолазания, чтобы ступить на твердый пол. Последняя лестница сверху освещается солнцем – это выход на крышу.
У меня нет слов, чтобы описать эмоции.… Вся Местия как на ладони. Абсолютное чувство свободы. Как же здесь красиво!
Дом семьи Хергиани. Перед музеем стоит памятник. Поднимаю голову к небесам, куда устремляется взгляд Чхумлиана…
Мы заходим во двор. Здесь живет сама История…
С балкона доносится голос старика:
- Заходите, пожалуйста!
И вот мы оказываемся в комнате, откуда начинается путешествие по биографии легендарного альпиниста, скалолаза и, в первую очередь, Человека…
Музей Хергиани состоит из четырех залов: этнографического, зала истории советского альпинизма, зала восхождений Михаила Хергиани, личной комнаты альпиниста и зала памяти о спортсмене.
В музее множество старинных фотографий, старого советского снаряжения.
Здесь же можно увидеть снаряжение, награды и личные вещи Михаила Хергиани. За стеклом призывно мелькают цитаты свана…
Медленно, в кромешной тишине, подходим к стенду, где описаны события 1969 года. Италия, Су-Альто. В доме Хергиани сохранилась веревка с того злополучного восхождения…
Проходим в личную комнату Чхумлиана. Все очень скромно.
На стене висит зеркало. Почему-то именно оно поражает меня больше всего, ведь когда-то оно отражало добрую улыбку великого Человека…
В доме-музее также есть комната памяти. Картины, портреты, фотографии, скульптуры – все это о нем – легендарном Хергиани…
За все время, проведенное в музее, мы с Таней не обмолвились ни словом. В таких местах с головой окунаешься в историю, проникаешься тем, что видишь и читаешь…
Потрясенные, выходим из музея на улицы Местии.
Здесь мирно и спокойно течет жизнь, нет городской суеты и кажется, что даже машины двигаются как-то по-особенному – свободно и в то же время дерзко. Водители неустанно сигналят, приветствуя прохожих и встречные автомобили. Между людьми добрые дружеские отношения.
Подходим к окошку, откуда на всю улицу разносится запах свежеиспеченного хлеба, и узнаем у пекаря где можно вкусно и дешево поесть. Улыбчивый мужчина указывает на кафе напротив и наказывает нам, чтобы обязательно назвали его имя, когда будем заказывать обед, тогда, мол, «обслужат на высшем уровне». Хотя, сдается мне, по-другому в Грузии просто и не может быть.
В кафе есть столики на балконе. Прямо под нами бурлит стремительная река, берега ее увиты зеленью. Прохладный свежий воздух. Невероятно красиво, невероятно светло на душе…
Молодой парнишка приносит нам неизменное хачапури, хинкали и хашламу. За соседним столом шумно гуляют сваны. Один из них предлагает присоединиться к их столику, но мы вежливо отказываемся. Мужчина извиняется и уходит. Люди здесь невероятно тактичны, слово гостя для них – закон. Следом подходит парень с предложением проводить нас по музеям Местии, так как он работает здесь гидом, но мы вновь отказываемся, так как уже посетили музеи, в которых хотелось побывать.
Вновь топаем по сванской дороге…
- Интересно - Мамука уже отвез народ в Ушгули?
- Наверное…
Из стоящей рядом машины кто-то машет рукой. Мамука!
- Садитесь, я же обещал, что вечером встретимся!
Тут же появляется Лаша, мы пересаживаемся в его джип, заезжаем в магазин за фруктами, овощами и неизменным сулгуни и отправляемся вверх, по дороге в Ушгули, туда, откуда народ любуется Местией из кабинок фуникулера.
Из окон автомобиля уже видно Ее очертания…
- Это Ушба???
- Да, она самая!
Прямо перед нами пронзает небесный свод двуглавая вершина горы, о которой сложено столько легенд…
Мы на краю обрыва. Впереди туманные горы...
Здесь стоит деревянная беседка. Вокруг тайга. Где-то внизу Местия с игрушечными домиками, башенками и зелеными полями разных геометрических форм.
От селения наверх уходит дорога именно туда, под Ушбу. Отсюда видна южная часть горы.
Мы одолели Лашу и Мамуку вопросами о жизни в Сванетии, об истории сванского народа.… Наш разговор перебивают только птицы. Их голоса звучат повсюду, и невольно хочется замолчать, услышав сказочные переливы. Может мне все это снится?
В Местии Лаша с Мамукой по нашей просьбе знакомят с племянником Михаила Хергиани. Нам нужно узнать, какой дорогой лучше подойти к Ушбе, так как завтра в планах трек под эту гору. Тут же нас передают другому парню, который больше владеет данной информацией, и мы все подробно расспрашиваем.
Вот мы и дома. Не доходя до калитки, уже чувствуешь аромат ванили. Это Кети хлопочет на кухне.
Вечер проходит в теплой беседе с женой Виктора – милой, доброй, удивительно заботливой Кети.
Эта женщина когда-то закончила консерваторию по классу фортепиано в г. Тбилиси, после чего долго преподавала музыку, но наконец-то ее давняя мечта осуществилась – они с Виктором, вырастив детей, уехали в Сванетию. У Кети единственная кондитерская на всю Местию, ее пирожное известно не только местным жителям, но и туристам.
Вот заходит очередной посетитель и, открывая коробку с тортом, восклицает:
- Кети, вы волшебница!
А крохотная Кети в домашнем фартучке лишь скромно улыбается в ответ.
Я вижу как Кети то и дело постукивает музыкальными пальчиками по столешнице, словно по фортепиано, и аккуратно намекаю на то, что неплохо было бы что-нибудь сыграть, вспомнить…
- Ох, да столько времени уже прошло! Лет двадцать я уже не играла… - слышу в ответ.
Но музыка берет свое.
Мы с Кети по очереди садимся за инструмент. Грузинская музыка сменяется русской, русская – европейской…
Воспоминания. Кети – родственница Михаила Хергиани по маминой линии. Она рассказывает нам все то, что когда-то слышала от матери – добрый, веселый, вечно спешащий на помощь людям, человек неимоверной силы, Человек с большой буквы – таким помнят в Местии Чхумлиана…
Рассказываем Кети о наших завтрашних планах.
- О! Да, я однажды тоже поднималась под Ушбу. Мы тогда шли с сестрой, и она попросила не поднимать всю дорогу головы до тех пор, пока она не скажет. Внезапно сестра воскликнула: «А теперь смотри!». Я подняла голову, увидела Ее и испугалась! Ох, помню, как мне было страшно! Такое сильное впечатление произвела на меня Ушба…
Стемнело. После ночной прогулки по Местии возвращаемся в кемпинг, где Виктор уже развел большой «пионерский» костер. Внезапно появляется Лаша с гитарой.
Разговоры, песни…
Поздно ночью укутываемся в теплый спальник и погружаемся в сон. Какой длинный день…
А ведь сегодня утром мы проснулись на берегу моря…
Человек, живя в городе, погружаясь в его рутину и суету, не может даже представить, что за обычный день, за те самые сутки, на которые мы часто сетуем, что в них лишь 24 часа, можно прожить целую жизнь. Я вновь и вновь в этом убеждаюсь. Наверное, поэтому так манят в свои лабиринты путешествия…

02.07
Мы хотели зайти под Ушбу с севера, но для этого нужно добраться до поселка Бечо. У нас не так много времени, поэтому планы меняются.
Налегке топаем вверх по Местии к той самой дороге, которая ведет к Ушбе с юга.
Широкая тропа. Тут вряд ли можно заблудиться. Думаю, не один десяток туристов проходит здесь за лето.
Вокруг склоны, увитые зеленью. Повсюду деревья, цветы и ароматные травы. То и дело под кустиками вырастают грибы с коричневыми шляпками. Местами встречаются хижины, наверное, это приюты для пастухов.
Отсюда видно белоснежную Тетнульди.
Даже не верится, что такая зеленая, полная жизни дорога, может привести к холодной, отпугивающей своей неприступностью Горе…
Мы поднялись до Креста - места, где действительно есть крест и смотровая площадка. Ко всему прочему, здесь много туристов. Проходим многолюдный участок стороной и пересекаем нескончаемые зеленые склоны.
Ушба в облаках. Сегодня не успеем подойти ближе, но и отсюда видно двуглавую вершину легендарной горы.
Расстилаемся на лужайке. Где-то слышен лай. Неожиданно подбегает добрый пес-пастух, гоняющий стадо коров.
Собака ложится рядом и вместе с нами смотрит туда, на Нее…
Втроем долго наблюдаем, как облака цепляются за острые грани южной стены.
- Смотри – дальше просвет! Сейчас ее будет видно!
Но с другой стороны небо тоже начинает затягивать. Тучи словно сговорились и движутся навстречу друг к другу, смыкаясь именно там, где небо пронзает двуглавая вершина.
Наш новый друг убежал пасти стадо, а мы все еще наблюдаем игру облаков, которые лишь изредка дают насладиться красотой Ушбы, ненадолго приоткрыв белый занавес.
Спускаемся к Кресту.
Здесь есть указатель.
Мы уже слышали, что до Местии можно добраться другой дорогой. Вниз уходит тропинка.
- Ну что? Пойдем?
- Пошли!
Тропа становится все уже, склон все круче, а заросли кустарников все больше цепляются за одежду и рюкзак. Закрадывается подозрение, что никто этой тропой не спускается, по крайней мере, не спускался ближайшие много-много лет...
Таня успокаивает:
- Тут есть следы!
Соскальзываем вниз по крутому склону, то и дело цепляясь за деревья, чтобы не улететь совсем. Такое ощущение, что мы в джунглях.
Нам говорили, что в этих лесах водятся дикие звери. Где-то внизу послышался хруст веток, кто-то очень крупный пробирается сквозь чащу. Фух, это корова…. Мы уже почти внизу, впереди виден просвет. А вот и нормальная тропа, идущая в стороне от той, которая здесь для камикадзе…. Только непонятно, откуда идет эта дорога.
Мы спустились с противоположной стороны, как раз туда, где наш дом. Правда, чтобы добраться до кемпинга, пришлось пробираться через заборы и огороды…
Снова то же кафе, улыбчивый парень приносит нам блюдо под названием «Остри».
- Тут не сильно много перца? А то, судя по названию…
- Нет!
Ну, как выяснилось, «острота» - понятие относительное…
Вечером в кемпинг приезжает Лаша:
- А вы на источнике нарзана были?
- Нет…
-Так поехали!
И вот мы уже набираем газированную минеральную воду в тару. Волшебный напиток бьет ключом прямо из земли.
- Куда хотите поехать еще? Хачапури хотите? Поехали в кафе!
- Да мы ж только что…
Лаша уже везет нас в ближайшее кафе.
- Тут ничего нет, поехали в другое.
И снова мы оказываемся в гостях у того самого улыбчивого парня, которого, как выяснилось, зовут Эдик. К нашему столику то и дело подходят сваны. Разговоры, смех….
- На крышу башни хотите?
- Ночью?
- Ну да. Эдик, ты был там? Поехали с нами!
Заходим внутрь сказочной башни, аккуратно ступая по кривым лесенкам, еле различимым в темноте. Не верю своим глазам! Ночная Местия. Сванские башни, церкви, дома – все подсвечено теплым желтым цветом и кажется игрушечным, словно под ногами кто-то зажег сотни свечей. В этих домах живут счастливые люди. Прохладно и тихо. Хочется сидеть тут вечно…
Крыша башни совсем маленькая, покатая, и без ограждений, к тому же местами в ней за давностью лет зияют дыры…. Впрочем, ощущение прикосновения к истории может передать пребывание именно тут, на крыше настоящей сванской башни, которой уже более десяти веков.
- А еще есть выход на крышу этнографического музея, там не так страшно. Поехали!
И вот мы уже на очередной крыше большого исторического музея.
Лаша произносит:
- Теперь я покажу вам Местию с другой стороны. Оттуда вы ее не видели.
Мы поднимаемся вверх по дороге. Я уже теряю ориентир. Действительно, с этой стороны Местию мы еще не видели.
Мне так радостно наблюдать, как люди гордятся местом, где живут, знают каждый его уголок и стремятся поделиться своим счастьем с окружающими...
Уже давно перевалило за полночь. Машина вновь мчится по извилистой горной дороге. На этот раз мы едем в гости к Лаше. Рядом с огромным домом, который Лаша вот-вот достроит, разжигаем костер, и снова разговоры. Разные культуры, разные традиции – интересно больше друг о друге узнать…
Скоро будет светать. Организм, хоть и привык в последнее время к отсутствию сна, все же начинает заявлять о своих правах. Под утро возвращаемся в кемпинг…

03.07
С утра идем к прилавку с фирменным пирожным Кети.
Виктор неожиданно заявляет:
- Сегодня все пирожные за наш счет! Угощайтесь!
На большой веранде гостеприимного дома обязательно когда-нибудь будет самая лучшая кондитерская на всю округу! А пока здесь уютно стоит столик с видом на Местию. На столике дымится ароматный кофе.
Сегодня мы уезжаем домой…
Прощальная прогулка по Местии.
Я не хочу уезжать. Все здесь стало родным за эти два дня…
Сегодня в Тбилиси едет брат Виктора из Ушгули, в который мы так и не попали.
- Вы наши самые дорогие гости! Мамука отвезет вас в город.
Еще один Мамука =)
Дружеские объятия, слезы…
- Ну, что? Дорога долгая - давайте знакомиться! – радостно восклицает Мамука.
В машине помимо нас сидит еще Марченко Николай Дмитриевич – казак, живущий в Тбилиси, человек с каким-то невероятным чувством юмора и с такой насыщенной жизнью, о которой впору бы писать книги.
По дороге, как только мои руки тянутся к фотоаппарату, Мамука сразу же останавливает машину, давая возможность запечатлеть увиденное.
- Красиво, правда? – говорит Николай Дмитриевич. – А слышали легенду о Грузии? «Когда Бог раздавал людям земли, на которых они будут жить, грузины опоздали, поскольку были слишком заняты пиршеством. Когда же они явились перед Богом, Он им сказал, что свободных земель больше не осталось. На это грузины ответили, что опоздали из-за того, что пили за Его здоровье, и пригласили поучаствовать в застолье. Бог так замечательно провел время, что решил подарить грузинам землю, которую припас для себя. Земля эта была несравненной по своей красоте, и грузины пообещали всегда беречь ее».
То, что нам удалось увидеть в Грузии, волей-неволей заставит поверить в эту легенду…
Остановка у придорожного кафе. Традиционное кубдари и черный крепкий кофе.
Бесконечная дорога.
- Вот мы и в Тбилиси. Просим прощения, но нам нужно срочно на работу, поэтому мы сейчас найдем, где вам остановиться, и поедем.
Колесим по Тбилиси в поисках недорогого жилья. Останавливаемся на гостинице «Мега».
Жутко хочется спать…

04.07
Красивейший город…
Старый Тбилиси, крепость Нарикала XVII века, река Кура, делящая город на две части, необычный пешеходный мост Мира, «блошиный» рынок с тысячью мелочей разных времен и народов – это все, что мы смогли увидеть за время до вылета из солнечной Грузии…
Перемещаться по Тбилиси и купить подарки домой нам помог еще один новый друг – таксист, случайно встреченный в начале прогулки. Он просто настоял на том, чтобы помочь нам увидеть город, пусть и за бесплатно.
Тбилисское метро, ж/д вокзал, дорога в аэропорт, знакомство с дедушкой Ваней в автобусе, повествующим о жизни в Тбилиси и жизни вообще, перелет в Москву, интересное соседство в самолете – русский мужчина, проживающий на данный момент в Австралии, поведавший нам о заморской жизни. Неожиданная встреча с Димой Белым во Внуково.
Перелет Москва-Омск.
- Уважаемые пассажиры, мы идем на посадку, за бортом плюс 13 градусов…
Дождь, холодно. Сложно поверить, что все закончилось.
Позади огромное путешествие, переплетенное с судьбами совершенно разных людей. Это путешествие длилось всего неделю, но каждый из этих дней длился ровно столько времени, за сколько человек может впитать в себя самые добрые человеческие отношения, испытать самые невероятные эмоции и увидеть самую потрясающую природу на Земле…
Частичка моего сердца осталась в Грузии. Когда-нибудь я обязательно туда вернусь…

Мне хотелось бы выразить благодарность Федерации Альпинизма России за проведение в красивейшем ущелье Безенги Школы инструкторов, компании «Red Fox», благодаря которой появилась возможность попасть в Школу, инструкторскому составу за те знания, которые они смогли нам передать, ну и, конечно, ребятам, которые были все эти дни рядом - за их невероятную поддержку!
Отдельно хотелось бы поблагодарить руководство и весь персонал а/л «Безенги» за их теплоту и понимание, за то, что на протяжении всей Школы помогали решать множество вопросов, связанных с комфортным проживанием в условиях высокогорья.
Огромное спасибо Лаше Накани, благодаря которому мы увидели Местию со всех сторон, и днем, и ночью, Виктору и Кети за невероятно гостеприимный и душевный прием!
Также хочется сказать огромное спасибо нашим новым друзьям по всей Грузии, которые помогали осуществить это маленькое, но волшебное путешествие…