Четвертая попытка Джонатана Гриффита: Link Sar West.

Пишет Dhu, 31.07.2015 14:00

Начиная с 2012 года Джон стремился к Link Sar (7041м), расположенной в самом дальнем конце долины Чаракуза (Балтистан).

Четыре экспедиции, три напарника. В этом году ему и Энди Хаусмену удалось первыми подняться на западную вершину этого массива. Но и это немало.Четвертая попытка Джонатана Гриффита: Link Sar West. (Альпинизм, Сharakusa, Baltistan, Jonathan Griffith, Andy Housmen)

Начиная с 60-х и до начала 90-х вершина Link Sar рассматривалась как объект восхождений, но реальных попыток подняться не было. Находились цели поближе или повыше. Да и простых путей не нашлось. Южные и юго-восточные склоны представляют из себя каскад висячих ледников. Четвертая попытка Джонатана Гриффита: Link Sar West. (Альпинизм, Сharakusa, Baltistan, Jonathan Griffith, Andy Housmen) Четвертая попытка Джонатана Гриффита: Link Sar West. (Альпинизм, Сharakusa, Baltistan, Jonathan Griffith, Andy Housmen)
Северо-западный сектор был разведан японцами в попытках подняться на соседнюю К7, но выводы были малоутешительны. Ниже - вид с запада: К7 - слева, Link Sar - справа. Фотография 2010 года (Олег Колтунов, Вячеслав Иванов).

Наличие в долине большого количества непройденных скальных стен, соседство с северной стеной К6 и башнями К7, - все это несколько затмило Link Sar. Сочетание сложных подходов с набором высоты 500м по ледопадам, протяженные микстовые участки непосредственно на стене и много снега на предвершинных гребнях - остудили пыл немногочисленных желающих взойти первыми. В долину Чаракуза смотрят склоны Link Sar северо-западной и юго-западной ориентации. Они начинаются на отметках 5500-5600м и с перепадом 1200-1300 м выводят к двум основным вершинам, соединенным километровым гребнем. Четвертая попытка Джонатана Гриффита: Link Sar West. (Альпинизм, Сharakusa, Baltistan, Jonathan Griffith, Andy Housmen)
Двуглавая Link Sar - между двумя именитыми соседями: справа массив К6 и Капура, остроголовый массив К7 - слева. Фото Джона Гриффита.

Ранее наибольшего успеха в попытках первовосхождения на Link Sar добилась итальянская команда в 2009 году. Разумно рассудив, что осадков будет меньше, а лед будет тверже, итальянцы приехали в середине мая и со второй попытки поднялись с юго-запада до отметки 6500 м (по другим данным - 6300 м). Нестабильное состояние выбранного маршрута заставило их повернуть назад. Четвертая попытка Джонатана Гриффита: Link Sar West. (Альпинизм, Сharakusa, Baltistan, Jonathan Griffith, Andy Housmen)

В 2012 году Гриффит следовал параллельно с командой Кайла Демпстера (Kyle Dempster), которая поднималась на К7 по новому маршруту. Без особой помпы Джон с напарником Уиллом Симом (Will Sim) поднялись по нестабильному северному ребру Link Sar до высоты 6500 м, к началу гребня, ведущему на западную вершину. Четвертая попытка Джонатана Гриффита: Link Sar West. (Альпинизм, Сharakusa, Baltistan, Jonathan Griffith, Andy Housmen)

В 2013 году Джона и Энди Хаусмена на подходах встретил совершенно изменившийся ледопад, который они преодолевали два дня, чтобы просто подойти к бергшрунду северо-западной стены. Состояние стены было крайне непростым и опасным.

В 2014 году Джон и Кевин Махоуни пройдя с вариациями (почти тем же путем, что и годом ранее) в штормовую погоду достигли выхода на вершинный гребень, но слишком рано. В этом месте гребень представлял из себя западню.

Вооружившись этими знаниями Джон и Энди (вновь это Хаусмен) выходят 12 июля 2015 года из базового лагеря, хотя погода оставляет желать лучшего. Когда они поднялись на 6100 м, погода улучшается. Становится тепло, но склоны перегружены выпавшим накануне снегом. Выбран день отсидки. Четвертая попытка Джонатана Гриффита: Link Sar West. (Альпинизм, Сharakusa, Baltistan, Jonathan Griffith, Andy Housmen) Четвертая попытка Джонатана Гриффита: Link Sar West. (Альпинизм, Сharakusa, Baltistan, Jonathan Griffith, Andy Housmen)
"Не слишком сложный технически, несколько микстовых участков, из которых самый сложный - M4, но большая крутизна, много черного льда, высота, жара и большие рюкзаки. Мы были просто уничтожены" (Энди Хаусмен).

15-го числа на бивуаке Джон почувствовал себя неважно. Следует еще один день неопределенности и отдыха. Затем - они следуют линии 2014 года, но продолжают траверс, без выхода на гребень.
Это был по-прежнему непростой нестабильный снег, но участок был короче, чем годом ранее. В планах команды был подъем на главную вершину (7041 м).

"Не было ничего зазорного, что мы не пошли дальше. Мы исчерпали запасы. Я думаю, что если бы я не был так болен, мы бы продолжили. У нас было короткое погодное окно, и мы использовали его, как смогли. Вернувшись с западной вершины мы поняли, что спуск уже легко может превратиться в борьбу за выживание." (Джон Гриффит)

Фотография снятая Джоном из предвершинного бивуака: три вершины массива К6 на закате.

Недомогание Джона вернулось в тот же день. В предвершинном лагере на 6800 команда дождалась безопасных условий для спуска. В 3 часа ночи 18 июля они спустились в большой кулуар на южной стороне горы (видимо, выйдя на линию по которой пытались подняться итальянцы), а затем - продолжили спуск через сложный ледопад между Hassin Peak и западным плечом Link Sar. В базовый лагерь Джон и Энди вернулись в 5 часов вечера, через семь дней после выхода.

Вид с верхней части основного ледника Чаракуза, в сторону юго-западной стены Link Sar. Линия спуска Джона и Энди скрыта за небольшой гладкой башней в центре фото. Фото итальянской экспедиции 2009 года.