Blaueis XXL с alpclub.de. Отзыв о курсе.

Пишет annivol, 11.08.2015 23:23

Blaueis XXL с alpclub.de. Отзыв о курсе. (Альпинизм, alpclub.de BlaueisXXL)

Отчет о прошедшем 27.06.2015-5.07.2015 курсе Blaueis XXL, организованном alpclub.de, DAV Russland в районе Berchtesgaden под руководством инструктора DAV Игоря Ивашуры

Предыстория.
Я теоретический альпинист-турист-скалолаз. Я сама не знаю, кто и что я..
По некоторым аспектам я в теме, по некоторым в арьергарде.. Это мое самоощущение. Объективной правды, кто я, я не знаю ☺ Какой-то опыт в горном туризме. Какой-то в альпинизме. Какой-то в скалолазании. В общем, все это похоже на некий устаревший сборник анекдотов, замешанный и приправленный соусом работы в продажах альпснаряжения. ☺ С перерывом из-за работы в 5 лет на поездки в горы. Возобновила в этом году в мае – традиционные сборы в Крыму с альпклубом. Вернулась оттуда и очень скоро захотела опять в горы. И поехала знакомиться с alpclub.de и курсом Blaueis XXL.
По поводу курса есть такая мысль. Как во многих видах коммерческой деятельности, есть красивый продающий текст программы, фотки, описания, вся история.. А есть то, что за ним реально стоит.

Я хочу рассказать, что для меня был курс Blaueis XXL и почему я могу его порекомендовать таким же как я, «теоретическим альпинистам».

Но обо всем по порядку.

Тайминг и темы.
В первый день программы мы собрались на вокзальной площади Hauptbanhof в Мюнхене, загрузились в Гогин микробас и отчалили в сторону Альп. У него ровно 6 мест в автобусе, и есть большой отсек для рюкзаков – идеальное решение для таких программ. Инструктор + пять участников – ровно три связки. Это как раз! Тем более, комната, где мы проживали на приюте тоже была рассчитана ровно на 6 человек. Все сходится!
Blaueis XXL с alpclub.de. Отзыв о курсе. (Альпинизм, alpclub.de BlaueisXXL)
Остановка на попить кофе на трассе, еще пара остановок на подъезде к самому району и через примерно 3 часа мы на парковке под тропой к приюту. Выгружаемся, запаковываем на неделю рюкзаки всем, что нам нужно. Все ненужное оставляем в машине. И отчаливаем наверх. И сразу первая вводная. Тут надо сказать, что в течение всех двух недель красной нитью через весь курс прослеживалась тенденция. Гога не теоретизирует в пустоту. Он каждый мельчайший аспект нашего курса превращает в учебный материал. Из-за этого иллюстрация идет немедленно и взаимосвязано, и нет передозировки теоретического не привязанного ни к чему трепа. Все по делу. Итак, первая вводная - о том, как устроены указатели в немецких Альпах и как определяется время до места назначения, указанное на них. Это среднее время. Замерив собственное время, и сравнив с тем, что на указателе, можно предположить довольно точно свой личный тайминг до места назначения. Начинаем подъем. И уже сразу видно, что мы довольно равномерная группа, потому что даже при вводной, что каждый идет в своем личном темпе, что теряться тут негде, и мы никуда не торопимся, излишний перенапряг ни к чему, мы все же умудряемся почти весь путь быть все в зоне видимости.
Первая остановка – очередной учебный момент. Достаем карты, компасы и первое задание, молча, каждый определяет, где мы находимся. Потом каждый по одному подходим и показываем свое предположение. Гога, все выслушивает, а потом ничего не обсуждая и не давая никаких комментариев, показывает, где мы на самом деле и объясняет почему. И вот тут меня первый раз за курс накрывает разность подходов и школ. Можно сколько угодно рассказывать какая крутая Российская система образования. Можно спорить о ментальностях, но только в этом одном мельчайшем моменте скрывается огромная разница. И она идет, эта разница, красной нитью, весь курс. Я здесь учусь. И я расту здесь исключительно в сравнении с самой собой прежней. И это огромная разница подходов! Я вообще не знаю, кто там что показал на карте. И никто не знает! Кроме Гоги. Но каждый понял только свои ошибки. И для себя только. И никто никого ни с кем рядом не сравнивает! Ты соревнуешься, растешь и преодолеваешь только самого себя.. И точка. И все твои амбиции – это исключительно желание стать лучше не в сравнении с кем-то, а только с собой.
Мы обсуждаем дальнейший путь, глядя в карту и следующая остановка – это хижина, где можно перекусить, попить чего-то и отдохнуть. Как я уже говорила, мы примерно в одном темпе доходим до нее. Красивейший вид! Берем с Леной один тортик на двоих, т.к. порции просто гигантские, характерные для Баварии. ☺ Еще часа полтора и после изнурительной «лестницы» тропы мы наконец на нашем приюте. Начинаем знакомиться с его правилами. Есть на входе специальная комната, где живут ботинки и тапки в ящиках, а еще там сушилка мокрых вещей. Переобуваемся, оставляем там ботинки и идем селиться в комнату. В комнате три двухъярусные кровати и открытый шкаф с большими ячейками. На вечер у нас простые планы – поужинать, обжиться, разобрать свои вещи из рюкзаков. Каждый в столовой получает индивидуальную пластиковую карточку, на которую записываются все твои заказы напитков, обедов и пользование интернетом.
Blaueis XXL с alpclub.de. Отзыв о курсе. (Альпинизм, alpclub.de BlaueisXXL)
Вечер проводим за разговорами за ужином и разбредаемся спать.

День второй.
Погода пасмурная. Поэтому день полностью наполнен занятиями внизу. Первым делом после завтрака мы выходим в ботинках под осыпной склон. Гога рассказывает, как правильно ставить ноги и на что обращать внимание при подъеме по крупно-средней, средней и мелкой осыпи. Выполняем разные упражнения, поднимаясь наверх. Хотя все это я уже сколько-то раз проделывала, поднимаясь в горах под перевалы и под маршруты, но, кажется, никогда я не делала это сколько-нибудь осмысленным образом. О том, что нужно на подъеме грузить пятку, чтобы не выворачивать камни я, кажется, вообще первый раз слышу.. Хотя всегда подозревала, что какие-то техники, как правильно ходить по тропам и осыпям должны быть. Но, кажется, все это ограничивалось простым «не надо сбрасывать камни» и «ходите по осыпи плотной группой» Не дальше. ☺ А как именно ходить, комментариев не было.☺ Разобравшись с подъемом ( походили по крупным камням, по средним, по мелкой осыпи, побегали вверх на скорость), перешли к спускам. И теперь в обратном порядке рассматриваем те же формы рельефа. Как ставить ноги на мелких осыпях, как на средних, как на более крупных. Спускаемся. Потом идем на так называемый «паркур». Одно из лучших упражнений, которые были на курсе! Было тяжело. Сначала страшно. И казалось, что вот оно самое противное, неприятное и что ж так долго ходим! А Гога все наворачивает круги, заставляет идти ровно за ним, не срезая, не выискивая другие пути. Местами выходим на слабы ( на заглаженные плиты с промоинами и без), учимся по ним ходить на трении вверх и вниз, где-то перескакиваем по большим камням, где-то прыгаем, где-то применяем почти скалолазные техники, где-то перелезаем через живье, где-то шаримся по кустам, где-то спускаемся по мокрой траве. Полный ассортимент форм рельефа на полигоне невдалеке от хижины. Сколько мы там кругов намотали, уже никто и не вспомнит. Но только пройдя все стадии (отрицание, гнев, принятие, и т.п.) под конец «путешествия» начинаю, наконец, получать удовольствие. И уже непонятно, почему подход под любой маршрут во мне всегда вызывал только отрицательные чувства. Это же все так просто! И нечего тут бояться. И даже интересно, сродни игре.
Долгожданный обед и выходим на следующее занятие по традовым точкам. Очередной личный камень преткновения. Ну вот почему в нашей российской альп и тур школе им так мало уделяется внимания, я не могу понять. Ведь это одно из базовых традовых умений! С учетом того, какой процент у нас маршрутов пробитых шлямбурами и нет, мне еще больше непонятно. Мне кажется, сколько я узнала и сама сделала в эти пол-дня на курсе Blaueis я за все свои годы горного туризма и альпинизма не делала.. У нас ведь как было, есть забойщик, который умеет, и может провести всю группу на верхней страховке-перилах. И если ты тем более девочка, порой инструктора так и говорят, «создаешь правильный климат в группе, залезаешь сама с верхней страховкой – это все что надо и большего от тебя не требуется». У нас полно амбициозных желающих ходить первыми маршруты. Но только все обучение постановке традовых точек даже для этих лидеров, что я у нас видела происходит на маршрутах, по факту и примерно так: инструктор проходя после лидера говорит ему, что столько-то точек вывалилось и как-то редко они у него стояли.. Ну и вот и вся обратная связь. Никакой речи о том, чтобы пол-дня только отрабатывать установку точек на скальном полигоне с обсуждением !!каждой!! установленной !!каждым!! участником точки. Плавно возвращаясь к курсу. Каждое задание выполнял каждый и мы все видели все установленные каждым точки и на все были комментарии инструктора. Не просто «плохо» или «хорошо». Каждой точке дана оценка цветом от «красный свет» - совсем нельзя и опасно до «зеленый» – все идеально! И обязательно комментарий почему – выбор породы, выбор трещины, выбор размера закладки или френда, как именно она там установлена, достаточно ли соприкосновение со стенками трещин – миллион деталей и все было прокомментировано! Респект на 1000% и огромное удовольствие и польза от такого занятия!
Также в этот день было небольшое занятие по ориентированию. Тут к моему сожалению, а может и счастью, для меня не было ничего нового. Разве что как пользоваться компасом с зеркалом. Вроде для более вертикального рельефа чуть удобнее планшетного. А так, турклубные лекции по формам горного рельфа, ориентированию и опыт ММБ – это все же гораздо больше, чем мы обсуждали на курсе сейчас.

Третий день. Первый пройденный за курс маршрут. Но прежде чем пройти его, много времени потратили на его подготовку.
Первым делом мы вышли из приюта полностью готовые и тут же остановились на площадке около приюта. Вытряхиваем свое содержимое рюкзаков и начинаем раскладку на столе. Лучше все это делать связкой, потому как снаряжение делится между двумя. Это хорошая практика для того, чтобы точно все взять и ничего не забыть на маршрут. Попутно обсуждаем особенности выбора каждого вида снаряжения. Что удобно петли и набор репшнуров иметь разного цвета на каждую длину. О том, как их сворачивать для переноски на беседке или в рюкзаке для подхода, а как на маршруте. Как развешивать на себе закладки, френды, оттяжки, петли и прочее снаряжение. Что удобно раз и навсегда для себя определить, с какой стороны и на каком коуше что висит (необязательно одинаково это для всех, но для себя лично надо выработать ровно одну систему и всегда ее придерживаться). Про то, что надо разбирать снарягу после выходов и перед следующим опять делать такую же раскладку, вдруг что-то было забыто-потеряно. Дальше учимся бухтовать веревки разными способами. Для переноски на спине, для удобства сбрасывания на дюльфер. Переходим к мультипитчевым станциям. Гога показывает от и до процесс установки на две оборудованные точки (надежные точки aka шлямбура) станции. Повторяем в точности несколько раз, чтобы доходило до автоматизма. Забавно, что основной затык у всех происходит на двойном булине из петли. Потом, отработав установку станции, смотрим демонстрацию полного цикла от Лены с Васей с комментариями Гоги. От одной станции до другой – прием партнера с верхней страховкой, самостраховка на станции, смена лидера, выход с нижней страховкой, прохождение точек, установка новой станции и опять прием партнера с верхней страховкой. Круг замыкается. Прогоняем каждой связкой весь сценарий по паре раз. Теперь мы готовы выйти на маршрут. Что было для меня в этой тренировке – конечно же, не новость, что есть станции и есть точки страховки и как делать верхнюю и нижнюю страховку, но скорее знакомство с техникой, характерной для данной школы. Техника, на мой взгляд, вполне интересна своим минимализмом используемого снаряжения. И отсутствием многовариативности. То есть, есть техника, как что-то сделать. Просто делаешь и все. Если бы их было сто-пятьсот, надо было бы выбрать более подходящую (естественно ошибешься в половине случаев просто в выборе), потом ее осуществить (опять же, не перепутав с остальными и не изобразив гибрид). Конечно, сложно учиться разным школам и переключаться на каждую их них в каждом новом месте и в новом составе группы.. Шизофрения может развиться. Но то, чего я хотела бы теперь старательно избегать, так это обсуждения «правильно-неправильно» в применении к разным техникам от разных школ. То есть, есть правильные от одной школы. Есть правильные от другой. Кидаться тухлыми помидорами от одной к другой по меньшей мере невежливо ☺
Blaueis XXL с alpclub.de. Отзыв о курсе. (Альпинизм, alpclub.de BlaueisXXL)
Выходим на маршрут. Волнуюсь, но вызываюсь идти первой. Первый маршрут идем в максимально комфортных и учебных условиях. Три связки подряд. Второй из предыдущей связки показывает все точки первому из следующей. Если надо, дает комментарии, как именно лезть. Идем несколько веревок на настоящем рельефе, отрабатывая только что полученные знания по технике мультипитчевых прохождений.
Конечно, местами ошибаемся. То снарягой поменяться забудем, то еще что-то.. Но благо маршрут добрый, отличный полигон для отработки. Добираемся до карниза и скапливаемся там на станции. Теперь вводная лекция по дюльферу и спускаемся по очереди. Отрабатываем разные способы – самостоятельный спуск с подстраховкой пруссиком, спуск с нижней подстраховкой. Единственная неудовлетворенность в том, что порядок следования почти не меняли и дюльферов было всего три, из-за этого не получилось каждому побывать в каждой роли – первого, последнего, того, кто организовывает следующий дюльфер, того, кто сдергивает предыдущий и т.п.. Но зато за время восхождения и спуска продолжаем обсуждения особенностей разных школ. Кто-как делает и какие особенности разных систем.
День четвертый. Идем на маршрут. С утра выходим на тропу, потом по осыпи поднимаемся до выхода на тропу, которая идет на перевал между вершинами. Параллельно с нами собираются на тот же маршрут пара человек из Эдельвейсов и еще одна группа с гидом, наши соседи по столовке. Пройдя осыпную часть, останавливаемся, где нас обгоняет та группа. И дальше обсуждаем их тактику поведения. Инструктор очень хочет оказаться на маршруте раньше нас. Но не знает, что мы не торопимся. И его желание оборачивается тем, что он слишком поздно останавливает группу одевать каски, тогда когда они уже давно находятся на опасных с точки зрения падения камней местах. И в очередной раз у нас разговоры об амбициях! Вот прямо точное попадание в волнующую меня тему, не дающую покоя во время предыдущих сборов. Вот кажется, что тогда, в мае, я для себя разделалась с целеполаганием. И мне было комфортно от того, что то, что я хочу, то и получаю. Я не гонюсь за чужими целями. Мне там не надо было никуда рваться вперед, я и не рвалась. Но поведение всех остальных ребят и реакция инструктора на это прямо порой было как будто только амбициями и продиктовано. Какие маршруты мы выбирали, как мы передвигались на подходах и спусках, как мы проходили сами маршруты.. Везде цель – быть круче, быстрее. И нигде не научиться чему-то. Всем казалось, что раз они приехали на скалы, надо пользоваться рельефом и лазать маршруты, а не заниматься... ну так и ходили абы как в хромающей технике и тактике, каждый куда-то бежал, не глядя на остальных, подгоняя «что же так медленно», но зато блин кучу гор.. Зачем? И все сходились во мнениях, что учиться можно и в другом месте. Только есть огромные сомнения, что они вообще захотят этому всему учиться где-либо... Не успев сходить одну тройку, пролидировав одну веревку с тремя промежуточными точками уже отрабатывают ИТО с клифами и всеми прибамбасами.. Зачем?? Мне не ясно.. Ну, возвращаясь к Blaueis. Идем по тропе на перевал. Попутно обсуждаем основы, принципы и тактику ориентирования на маршруте. Как выбирать правильную тропу?
Blaueis XXL с alpclub.de. Отзыв о курсе. (Альпинизм, alpclub.de BlaueisXXL)
А еще случай подкидывает нам задачку на дедукцию. Группа, которая так рвалась вперед, развернулась и спускалась. Все делают предположения, почему. И никто, кроме Гоги не угадывает ☺ (потом уже вечером тот инструктор сам ему и рассказал, подтвердив его версию). Доходим до перевала. Начинаем одевать системы, разбухтовывать веревки и Наташа упускает рюкзак вниз по склону. Неприятный момент. Но Гога, как грамотный инструктор, не просто решает эту проблему, но и подробно рассказывает все версии и варианты развития разных решений. Аргументирует полностью принятое им решение. Тоже своего рода наука. Даже спасибо Наташе за такой материал для разбора ситуации. ☺ Про сам маршрут. Я волновалась сильно. Потому что, несмотря на пройденный днем раньше мультипитч, у меня не было никакой внутренней уверенности для хождения первой в связке с нижней страховкой на реальном рельефе. Но, как и в предыдущий день, особенности тактики – то, что идешь вслед за вторым в предыдущей связке и он тебе все подсказывает и помогает, дает свои плоды. К концу маршрута начинаю меньше волноваться и получать удовольствие от лазания. И еще уверенности придает то, что участки с верхней страховкой я прохожу без каких-либо вообще проблем. Что тоже относительно предыдущих сборов в Крыму меня радует. Там были моменты, где мне откровенно страшно было лезть. И некоторые ключевые участки я не пролезала свободным лазанием, а честно зажумаривала для ускорения процесса и большей безопасности – после дурацкого срыва на верхней страховке на простом маршруте, дальше уже все сборы не хотелось срываться совсем.. Но скорее всего тут просто сами участки гораздо проще. Но тем для тренировки и лучше. Я не думаю о технике лазания и о страхе срыва, он не парализовывает меня, как тот остаток сборов в Крыму, я думаю о технике страховки на маршруте – точки, станции, работа с веревкой.
Blaueis XXL с alpclub.de. Отзыв о курсе. (Альпинизм, alpclub.de BlaueisXXL)Blaueis XXL с alpclub.de. Отзыв о курсе. (Альпинизм, alpclub.de BlaueisXXL)Blaueis XXL с alpclub.de. Отзыв о курсе. (Альпинизм, alpclub.de BlaueisXXL)
Спуск. Очередное открытие, как это бывает с другим подходом. Мы идем в строгом порядке очередности, который устанавливали на подъеме на перевал. Таким образом, мы все идем в одном темпе, и никто никуда не торопится. Как же хотелось по привычке обогнать, побыстрее спуститься. Но в то же время я прекрасно понимала, что когда так делают половина участников во главе с инструктором, это еще больше демотивирует тебя, если ты идешь медленно и осторожничаешь. Поэтому, мы просто терпеливо всех ждем, идем одной командой. Вырабатывает командное сознание и внимание к коллегам по восхождению.
На всех этапах подхода и спуска Гога напоминает о применении тех техник, что мы отрабатывали во второй день.

День пятый.
Утро – снежные занятия. Учимся (или вспоминаем) как ходить по снегу. Станции на снегу. По новизне материала для меня опять это было 1 из 10.. Практически все знакомо. Но как водится у бегунов. Невозможно сказать «я сегодня не пойду бегать, я умею, вчера уже бегал», так и тут, тренировка навыков всегда полезна, вспомнить и сделать своими руками все – не лишнее.
Blaueis XXL с alpclub.de. Отзыв о курсе. (Альпинизм, alpclub.de BlaueisXXL)
После станций на снегу пошли на более крутой склон отрабатывать технику самозадержания. Тут было нечто новое. Дело в том, что в наших турклубах занятия проводят не в кошках, но с ледорубами, а здесь только часть техники дается с ледорубом, а все остальные тренировки в целях безопасности проводятся без него. Но так все те же упражнения – разворачиваться на скорости в позицию для самозадержания лицом к склону, ногами вниз из разных начальных положений. И как уже говорила, тренировка, как у бегунов - никогда не лишняя. Когда такой навык нужен на автомате, неправильно думать, что если ты уже когда-то это делал, то тренироваться не нужно. Нужно возобновлять свои навыки. Хотя, когда это уже делал когда-то, это все-таки проще. Как говорится, «тело помнит».
Мокрые и довольные, быстренько сбегаем вниз и на обед. После обеда у нас другая тема – традовые станции.
Вот тут очередной инсайт. Оказывается, когда дается одна-единственно возможная стратегия для станции из трех или четырех – пяти своих традовых точек (не для песочных часов и не для использования шлямбура как одной из точек) как же становится проще жить. Мозг не взрывается от непоняток и миллиона возможностей, а все становится подчинено одной и очень простой структуре. Сколько-то точек работают вниз, одна – наверх и блокировка полиспастом. Все! Ничего другого не надо придумывать! Делаю несколько вариантов, так чтобы они различались типажами. То внизу выступ, то закладка, то френд. и т.п. Не всегда, к сожалению, нормально нахожу места для закладок. И поэтому, когда устанавливаю четыре станции, Гога дает дополнительное задание – ставь просто точки, тренируйся. Расставляю почти весь свой набор, пока ждем, чтобы все завершили задания. Потом, как водится, подробно проходим по каждой станции, обсуждаем все детали – плейсмент точек, выбор контр-точки, растяжка полиспаста, и т.п. Каждую станцию Гога дорабатывает на том же месте и с тем же материалом до идеальной. Таким образом, каждое традовое умение – постановка точек, сборка станции – отрабатывается на курсе от простого к сложному, с обязательной обратной связью по ходу тренировки. К станциям мы потом еще вернулись в другой день, а на этот день мы занятия закончили и пошли быстренько на ужин.

День шестой.
Много гор.
Ранний подъем и ранний выход. Поднимаемся по леднику на перевал. На снежнике начинаем тренироваться каждый в прокладке пути. Каждый побывал первым, кто тропит для всех. Пока дошли до перевала по кругу все сменились. В очередной раз обсудили вопрос ориентирования, когда выбирали, как преодолеть бараньи лбы. После них, пройдя еще чуть-чуть, обули кошки и отработали немного постановку ног в кошках. Опять же, поскольку Blaueis не огромный ледник в полном объеме снежно-ледовая часть горного «образования» не получается полноценной. На реальном леднике все-таки не все так, как тут.. Но все же что-то вспомнить удалось. Вышли на ключевой участок перевала. Переход со снежного узкого крутого языка на довольно разрушенный скальный участок и потом обратно на снег. Тут допускаем кучу ошибок. Я прохожу почти полную веревку с очень большими промежутками между точками. Вася с Леной долго проходят первую короткую веревку и долго не стартуют на вторую. В результате выбиваемся из тайминга. Выходим на перевал позже запланированного.
Дальше «голосование» - идти ли на вершину Blaueis Spitze. Обсуждаем тактический момент соблюдения тайминга восхождения. Расклад такой. Либо мы идем и тогда у нас на остальной траверс времени впритык. При том, что мы потратим запланированное время на то, чтобы дойти до вершины. Либо не идем, укладываемся без проблем по времени на остальном маршруте, но тогда без одной вершины. Мнения разные, но решаем идти. Или говорим, что решаем, а решает Гога ☺☺ Ну надо сказать, что вообще-то говоря, по честноку, единственным руководителем всего восхождения был Гога и мы-то точно еще не готовы с нашими знаниями принимать решения. Поэтому тут тоже, мне кажется, было такое учебное «решение» ☺ Хотя может кому-то как-то по-другому показалось. Или мне все только показалось ☺ Но, в любом случае, на Blaueis Spitze мы пошли.
И уложились с верхнюю границу тайминга. Поэтому на Hochkalter мы шли в тактике одновременного восхождения. Гога первый, и мы все на одной длинной «связке» из всех веревок. Надо сказать, что лазание там было нормальное, но мы были в ботинках. Зато в предсказанные Гогой два часа мы уложились. Даже меньше. Час-сорок.
Blaueis XXL с alpclub.de. Отзыв о курсе. (Альпинизм, alpclub.de BlaueisXXL)
На вершине как раз осталось время для дискуссий, почему Гога принял такое решение. Аргументы такие – погода неустойчивая. И большая вероятность грозы. И при другой тактике мы бы гарантированно оказывались в опасном месте в ненужное время и спускались бы в долину точно в темноте. Тут уже даже не про ужин, а про безопасность.. Ну то есть, учебное восхождение и есть на все 100% учебное. Все нюансы принятых решений инструктор обсуждает с участниками. И это очень круто! Это просто впитывать как губка и использовать потом для собственных решений как прецеденты. Как будто это твой собственный опыт. Начинаем бесконечный траверс и спуск. Как водится, идем в установленной очередности кто за кем. Очень красивый гребень. Прямо с одной стороны хотелось быстрее вниз и домой, а с другой, так там было хорошо, что не хотелось, чтобы он заканчивался. На одном из участков сталкиваемся с дюльфером. Пока спускаемся, снизу подходит мужик в шортах и с небольшим рюкзаком. Такой, налегке и явно без альп снаряжения. Ну и ладно, вроде тропа маркированная.. Как-то он туда пришел, мы еще не знали, что там дальше.... Но пока Гога нас всех спускал парашютиком, мужик залез на середину стенки.. И пока мы сворачивали какое-то снаряжение, кто-то высказал, что похоже надо ему помогать.. Потому что на середину стенки-то он залез, а вот дальше что-то он ни вверх, ни вниз. И вообще полез не в том месте, где промаркированно... Гога сказал что у него есть еще время, пока мы тут.. И когда уже собирались уходить, спросил его надо ли ему помочь.. Потом, бросив фразу «сколько же идиотов на свете» ☺, сказал нам спускаться дальше по тропе к перевалу, а он нас догонит. Ну в общем, с нашим соотношением скоростей так и было. Гога подошел ровно тогда, когда мы дошли до перевала. Оттуда еще один дюльфер, а внизу сыпуха со снежниками и потом тропа до лагеря. Визуально недалеко. Но по альтиметру еще метров 300-350.. И час до времени ужина ☺ Первыми идут Вася, Наташа и с ними Лена. Гога говорит им начинать спуск. Потом Костя, я и Гога замыкающим, мы ждем его и спускаемся тоже вместе. После дюльфера мы бегом сбегаем по сыпухе, местами проезжаем по снежнику. Снежник жесткий, даже пришлось позарубаться.. ☺ Веселый, быстрый и в общем-то вполне энергозатратный спуск. Но ребят мы на тропе догнали ☺ И на ужин успели. И даже успели в душ быстро сходить.
Уже потом Гога нам рассказал про особенности юридических аспектов его поведения. Дело в том, что с квалификацией инструктора если он советует человеку сделать в горах что-то, то он автоматом встает в позицию руководителя и случись что, может быть привлечен к ответственности. Но в случае с тем мужиком, он помог ему спуститься по его просьбе и дальше, убедившись, что стоит мужик ровно и в безопасном месте, дальнейшие решения он принимает сам. А у Гоги есть своя группа, за которую он отвечает и поэтому он быстренько воссоединяется с нами. Что там уже дальше с тем мужиком будет - это личная головная боль самого мужика. Как он там оказался, куда он идет и зачем - только его дело..

День седьмой.
С утра продолжение занятия по станциям. Начали с повторения. Задание простое – сделать как можно больше станций пока все развешенное на беседках снаряжение не закончится. Как водится, проходим по всем станциям.
Blaueis XXL с alpclub.de. Отзыв о курсе. (Альпинизм, alpclub.de BlaueisXXL)
Гога дает обратную связь и если нужно улучшает каждую станцию. Потом напоминает, как делать станцию из четырех и более точек. Каждому опять задание – сделать свои. На этот раз для ускорения процесса – только одну станцию.
После обеда восхождение на Shartenwand по внутреннему углу. Опять боюсь страшно. Потому что лезем в ботинках. И мне страшно, что придется лезть что-то сложное и будет страшно. В общем, боюсь бояться ☺ Но сначала урок ориентирования – найти подход под маршрут. Набиваем шишки. Потеряли много времени на этом. Потому что можно было пройти короче. И быстрее.. Подошли под маршрут. Наташа предлагает, чтобы она пошла первой первую веревку. Выдохнув, соглашаюсь с ней, потому что, прочитав описание маршрута, я сама не могла определиться, что я хочу пойти, то ли ключ, то ли не его наоборот...
Но по факту получилось, что самые сложные веревки пришлись на мое лидерство. ☺ Потому что то, что было в описании обозначено как ключ, мы пролезли как-то по-другому. Кулуар, точек нет. Только две. Я потом когда шла, нашла третью – песочные часы.. Но все равно 3 точки на 50 метров мало. И поэтому лидером там шел только Гога, а остальные первые в связках пристегивались на длинный ус к предыдущим вторым в связках. Чтобы лезть с более-менее страховкой, а не с тремя точками на веревку. Маршрут мне понравился. На пятой веревке был интересный рельеф. Не знаю почему, мне было легко его идти. И даже если бы полезла с нижней – тоже самое. Но там Наташа потратила довольно много времени. И когда мы уже почти все вылезли в конец маршрута, время было – начало ужина. То есть опять мы опаздываем к его началу! ☺ Опять бегом вниз.. ☺ День сурка какой-то.
После восхождения у меня уже было ощущение, что я могу и хочу пройти завтрашний маршрут первой на ключевом участке. Сознательно. Не избегая его, а наоборот, именно его и хочу пройти! Вечером несколько раз просматриваю внимательно описание, фотографирую его. Сравниваю фото и схему. В предвкушении!

День восьмой.

С утра Logig Line на Sharten Spitze.
Подход очень простой и быстрый. Иду первую-третью-пятую и седьмую веревки. На пятой ключ. Думаю только об этом. Из-за этого косячу с рюкзаком.. ☺ Договорились с Наташей, что будем меняться, лидер без рюкзака, второй с рюкзаком. И на второй веревке я забываю у Наташи забрать рюкзак. Гога замечает это. Черт! О чем же я думала, как могла забыть?! ☹ Ну, дальше уже не забываем меняться. Первые четыре веревки лезется нормально. Чувствую, что готова к ключу. Даже прям чересчур чувствую.. Подлезаем к этому участку. Костя его лезет первым. Сложно. Зависает, отдыхает. Стою на станции перед этим участком, волнуюсь. Когда подходит моя очередь тоже затупливаю на полутраметровом траверсе в желоба. Страшно. Ноги трясутся. Не хочется срываться. Прошу Наташу подержать. Хватаюсь за оттяжку, смотрю по сторонам. Вроде нахожу выход, как поставить ноги. Пробую еще раз, выхожу, прошу ослабить страховку, которая не дает двигаться дальше, встегиваюсь в следующую оттяжку, уфф.. Дальше рельеф чуть проще. Лезу. Гога стоит сверху, уже успел кинуть какую-то еще оттяжку, в которую можно вщелкнуться для страховки. Вщелкиваю в нее оттяжку. Потом пролезаю до конца ключа и понимаю, что все могло закончиться тем, что терпение инструктора не выдержало бы и подцепил бы меня на верхнюю страховку.. ☺ Как же хорошо, что пролезла сама!! Ура! Довольна как слон. Все неидеально. Можно было не тупить и не отвисать там на оттяжке, а пройти все чисто.. Но это уже потом все эти мысли приходят. И то, только из-за того, что вечно собой недовольна. А если не гнобить себя и забыть про амбиции, то то, что сделала – молодец. Ведь чувствовала-то после прохождения ровно это! Значит, это и есть правда. А что там потом думала.. Это вот как раз все внешние оценки, принятые самой собой для себя зачем-то.. По сравнению с тем, что я могла до курса и теперь – разница гигантская. Ведь я даже подумать не могла о том, чтобы на маршрут вылезти с нижней страховкой. Не то, что на ключевой участок. На любой вообще. Даже на единичку Крымскую! На этом подъеме долезаю до верха. Развязываемся, собираемся, идем потихоньку вниз.
Обедаем. Собираемся на наше любимое уже место бить крючья и делать из них станции. Жара неимоверная. Счастливы, что хоть маршрут вылезли по тени и по холодку.. Мозг плавится.
Blaueis XXL с alpclub.de. Отзыв о курсе. (Альпинизм, alpclub.de BlaueisXXL)
Махать молотком получается через раз. Пот со лба течет ручьями. В какой-то момент промахиваюсь, задеваю палец.. Не сильно, но синяк будет. В общем, забив по два крюка забили мы на это все и пошли отдыхать в приют. Попутно обсуждая, что надо бы собрать рюкзаки.
Время уже ближе к ужину и все по очереди начинаем сборы. Обсуждаем с Гогой, что это самое нелюбимое занятие, куда-то собраться ☺ Оттягиваешь его вечно как самое противное. В итоге, мы с ним собираемся последними ☺
Праздничный ужин с раздачей значков по случаю окончания.
Blaueis XXL с alpclub.de. Отзыв о курсе. (Альпинизм, alpclub.de BlaueisXXL)
У меня теперь второй в копилке ☺ И тоже «Альпинист СССР». В Домбае других не было, когда я получала ☺
И накатывает грусть постепенно. Чем больше времени в хорошей компании в хорошем месте проводишь, тем больше не хочется уезжать. ☺

Так что до встречи в alpclub.de!
Не прощаюсь! Уже мечтаю о следующих встречах в горах ☺

P.S.
Спасибо всем моим прошлым, настоящим и заочно будущим инструкторам по альпинизму, горному туризму и скалолазанию. Всех вас люблю я трепетной и нежной любовью и благодаря вашему опыту я вернулась живой и здоровой со всех вершин, где мне посчастливилось быть. :) :)