Дугобинские монолиты. Алексей Тюлюпо

Пишет robinsya, 28.08.2015 04:31

Дугобинские монолиты. Алексей Тюлюпо (Альпинизм)
Антон Кашевник

Еще один пост о Дугобе от Алексея Тюлюпо. Продолжаем разговор о районе :))

Во второй половине июля - начале августа в Дугобе проходили два московских альпсбора. От словосочетания "Дугобинские монолиты" у их участников наверняка пробегают мурашки по коже: за пару недель восхождений были разбиты две каски и один палец... а для исчисления морального ущерба едва ли хватило бы и шестизначных сумм. Однако восхождения в рамках проекта "Одинокие вершины Дугобы" продолжаются, и мы хотели бы поделиться информацией о нескольких по-настоящему монолитных массивах района.

Для начала хотелось бы напомнить, что в прошлом году в Дугобе были оборудованы места для полноценных скальных занятий и шлямбурные дорожки со сложностью лазания до 7a. Для того, чтобы прохождение "Дугобинских монолитов" было достаточно безопасным, рекомендуем, для начала, попробовать свои силы не только на ближайших к лагерю секторах, но и на маршрутах в районе нижнего моста (там есть семерка и мультипитч 6с; 3; 6с+; 6b; 6С+) и помнить, что в дни отдыха на Пупе Сельского, в 10 минутах ходьбы от палаток, находятся дорожки от 5b до 7а.

Итак, первый массив, освоение которого уже начато этой весной, находится прямо над лагерем - это Западный бастион Малого Замка. Отчет о тройке был опубликован почти сразу, и ее уже ходили участники с майских и июльских сборов УВК и ребята из альпклуба им. Демченко в июле-августе. На днях был опубликован отчет о прохождении и оборудовании четверки на том же бастионе. Согласитесь, два маршрута - немного для такой доступной и интересной стены, так что, если кто-то захочет добавить на ней пару линий, будь то пробитые мультипитчи или трэд со шлямбурами на станциях, местный перфоратор будет в вашем распоряжении.

Страж Дугобы

Это скала в несколько веревок, к которой нужно спускаться из лагеря. Альпинистских маршрутов там нет и не будет, но полазать можно вдоволь. В прошлом году я выводил туда отделение 3+, и мы сделали короткий маршрут по нижней части правого ребра стены. Мне хотелось, чтобы все смогли там полазать, хотя бы с верхней страховкой. Кроме того, с группой в 4 человека, приходилось думать и о камнеопасности, поэтому проложена была достаточно простая линия с траверсами, которая оказалась не слишком интересной, за что и получила название "Первый блин". Но это же название прозрачно намекает на то, что освоение массива должно продолжаться.

Калькуш

Пятерка на Калькуш считается близкой и слишком уж халявной. Однако, мы сходили на эту гору не одну, а целых две пятерки и выяснили, что халяву восходители организуют себе самостоятельно. Итак, пятерки там есть две: одна - Андреева, пройденная в 60-х годах, одна - узбекской команды, 94 года.

Как правило, все ходят ту, что постарее, причем самыми разнообразными вариантами. Наибольшей популярностью пользуется путь, обозначенный местными крючьями и нарисованными краской стрелочками, который вьется через всю стену, в обход технических участков. Между тем, по правой части стены есть множество техничных путей под верхний бастион, и если не обходить его слева, там тоже можно найти очень интересные и логичные веревки. Мы, например, прошли вариант через трещину под нависанием, с лазаньем до 6b и с несколькими старыми шлямбурами, облегчающими страховку.

Но особенно интересен маршрут Григорьева (узбекская команда). Первопрохождение состоялось в марте, в зимних условиях, потому в оригинальном описании говорится о нескольких участках ИТО. Нам стало любопытно, каково там летом, и мы полезли, вооружившись блокнотом с ручкой и диктофоном. Оказалось, что маршрут очень логичен (если считать, что более логично вылезти двадцатиметровую стенку, нежели закладывать траверс на 40 метров по осыпным полкам с потерей высоты), большинство веревок оставляет очень приятные ощущения по прохождении: монолитные известняки, много лазанья на трении по плитам, во внутренних углах и каминах. Рельеф очень разнообразный и не дает заскучать.

К сожалению, в середине стены приходится пройти метров 300 по гребешку, соединяющему первый и второй бастионы, дальше тоже встречаются осыпные полки, что, в сочетании с небольшой протяженностью, не позволяет дать маршруту категорию 5Б (как предполагали первопроходцы). Однако, первые две веревки маршрута стоило бы пролезть, даже если бы остальные полкилометра перепада нужно было идти по троечной развальне. Сначала - 25 метров пятерочного внутреннего угла, на монолитных скалах которого можно немного размяться перед предстоящим испытанием. А дальше - 7 метров непростого камина, траверс по плитам без зацепок под ноги и изюминка: 30 метров вертикальной широкой трещины с гладкими краями, но вполне приличной страховкой. Мне показалось, участок вполне тянет на 7a.

К сожалению, мы вышли на маршрут чуть ли не в полдень и пытались поторапливаться, поэтому Антон не стал играть в свободное лазание и не смог в полной мере оценить сложность участка. У меня получилось пролезть его с двумя зависаниями: в первый раз потому что поленился взять с собой синий камалот (тройку) второй раз - потому что все равно ведь уже висел. Так что, если какой-то неизвестный мне скалолаз не прошел этот замечательный участок Дугобинских монолитов до нас, то маршрут на Калькуш по маршруту Григорьева еще ждет первого чистого прохождения.

А за вершиной Калькуш тянется гребень на пик Конструкторов, значительно большей крутизны и протяженности, который не пользуется особой популярностью, потому что спускаться там нужно в другое ущелье. Как раз сегодня мы с Антоном собираемся пойти и исправить эту проблему. По результатам отчитаемся.

Дугобинские монолиты. Алексей Тюлюпо (Альпинизм)

Автор

Источник: Алексей Тюлюпо

Пятерку на Калькуш я ходил несколько раз, в последний раз - в 95-м, хорошая 5А, если не лезть в кушыри. Но в прошлом году, оказавшись в Дугобе после большого перерыва, не узнал начала маршрута. Старый ориентир - пробка - похоже, обвалился. Раньше с этим проблем не было - к нему вела тропа, хорошо видимая даже после снегопадов. Сейчас ее не видно. Вы не могли бы прорисовать нитку маршрута на фото?

Алишер!
Немного не сходится.
Ходили старую 5-ку 13.08.91г. закрывали Кузе кмс.
Маршрут показывал опытный инструктор Толик Ш., может это конечно инструкторская тропа, но лез я туда, куда он показывал. Ну нет там пятерочного лазания, сплошные кушири.
На ключе, там вроде "стационарная" закладка была, чуть-чуть напряглись.. а так все как-то задумчиво лезется, непонятно надо доставать веревку или нет....
Если есть альтернативная 5-ка Олега Григорьева, то эту бы нужно раздеть.
Учебных пятерок вроде не бывает, а как 4Б может пригодиться...хотя может 4А нужнее..

По поводу обходов и т.п.. так хороший маршрут тем и отличается, что обходы обычно приводят в сложные места. Поэтому , как мне кажется маршруты и раздевали, что спустя несколько лет маршрут оптимизируется, зачем лезть на стены, когда рядом за углом, тропища.
Все же знают, что эту 5-ку держали как открывашку для сборов и для инструкторского состава, за тяжелые трудовые будни с новичками, хороший подарок в пересменку - 5А.

Я как то уже, Сережа, писал тебе: нашли кушыри - значит, ушли влево после 1-го ключа, правее - уже В.ст. Мы с Ильдаром так ушли влево и спустились в "псевдоспусковой" кулуар чуть не на полкилометра по заснеженным полкам в 86-м, когда попали в буран), выше маршрут идет по стыку Юст.и В.ст., даже на 2-м ключе - чуть правее, и там - всегда лезли в галошах. Она сложнее 5А на Веч.Свердловск. Григорьевский маршрут, что левее "огурца", гораздо глаже и круче на вид. Ходили ее часто потому, что - самая ближняя (подход 1,5-2 час от пупа), южная экспозиция, быстро сохла, не развалюха. А кушырями можно многие хорошие маршруты обойти: достаточно влево-вправо по полкам погулять. Всяких 4А и 4Б в Дугобе можно, не уходя особо далеко, еще с десяток "нашлепать", было бы желание: ниток возможных валом.

Обновление и переоценка старых маршрутов несомненно нужна.Молодцы!

Горы, как на Марсе!!

Там, наверное, тоже много не хоженых. Говорят, до 25 км высотой.

Хорошую фотку Калькуша показали бы, а то скоро забуду как он вообще выглядит...

Хорошие фотографии с нитками выложим чуть позже, сразу, как вернемся в цивилизацию.