Чукотский чистый стиль.

Пишет Dhu, 16.10.2015 09:16

Не будет большим преувеличением сказать, что и в России есть прекрасные, нетронутые скальные стены. Но видимо, все еще проще и дешевле съездить в Киргизию или Патагонию, а комаров пусть кормят другие любители больших стен и "сикрет спотc".Чукотский чистый стиль. (Альпинизм, Chukotka, чукотка, bigwall)
Фото: The North Face/Elias Holzknecht (2015)

В 2014 году в г.Билибино приехали двое австралийцев: Крис Фитцджеральд и Крис Уорнер, - вдохновленные чьей-то фотографией местных скал. Более ранняя вылазка томичей 2010 года описана здесь.

За 23 дня, что два Криса провели на чукотских гранитных стенах, ими были извлечены из щелей центнеры земли и мха. Пологие плиты и углы переходили в башни и нависающие камины. Рельеф был совершенно не похож на окружающие хребты.Чукотский чистый стиль. (Альпинизм, Chukotka, чукотка, bigwall) Чукотский чистый стиль. (Альпинизм, Chukotka, чукотка, bigwall)
Потенциал район был оценен по достоинству, а шесть новых маршрутов стали тому подтверждением.
Чукотский чистый стиль. (Альпинизм, Chukotka, чукотка, bigwall)
Северная стена пика Командная (Соmmander), перепад около 500м.
Фото австралийской экспедиции 2014 года.

Несмотря на очевидную привлекательность этих новых стен, дорога не стала легче: перелеты, ожидания рейсов и погоды. Затем - 60 км на квадроциклах и многочасовой пеший подход. По прибытию вас постоянно одолевают июльские комары, давая понять, что дорога - это были цветочки. Всего кормить комаров этим летом (речь идет о 2015 годе) приехали три компании любителей полуночного лазанья:

Топс.

Братья Поу (Eneko Pou, Iker Pou), в коллективе Hansjorg Auer, Jacopo Larcher и Siebe Vanhee, - дружной командой прошли восемь или девять новых маршрутов, на которых оставили несколько болтов на станциях и в очевидно опасных местах.

Уже на следующий день по прибытию, все они поднялись на восточной стене пика General (кто бы подсказал местное название?). Маршрут, выбранный братьями Поу, выходит к четкому внутреннему углу на правой стороне стены. Оставшееся трио выбрало тонкие щипковые трещины в середине восточной стены. Оба маршрута пройдены свободно и в альпийско-чукотском стиле: Wake Up in Siberia (6b, 240м) и Aupa! (6c, 300м).

Следующий заход – и на стене появились еще две линии: братская Mosquito Rock Tour (7a+, 450м) и From Zero to Hero (7a, 490м) – за авторством трио из центральной Европы. Кроме чудесных питчей без комаров, им достался еще и дождь с водопадом на стене. Рельеф позволял использовать крючья, что команда и сделала для надежности страховки. Чукотский чистый стиль. (Альпинизм, Chukotka, чукотка, bigwall)
Позднее три маршрута были пройдены на пик Commander:
Длинный каминный ход с трещинами под палец и кулак, названный Into the Wild (7а, 425м), заложили братья Поу.
Чукотский чистый стиль. (Альпинизм, Chukotka, чукотка, bigwall)Чукотский чистый стиль. (Альпинизм, Chukotka, чукотка, bigwall)
Ауэр, Ларкер и Вани (Vanhee) поднялись по красноватому граниту (Red Corner 7С +, 450м). Братья Поу успели сходить еще и маршрут “Два попугая” (Two Parrots 7a, 320м).

Затем - Ауэр, Вани и Ларкер сделали первопроход на пик Монах (The Monk). Пологие плиты маршрута Sketchy Django (6а + 400м) - это "скала с удивительными вкраплениями очень больших кристаллов, которые делают прохождение легче, чем могло показаться сначала. Безусловно, трудность этой линии - в бедной страховке", - сказал Вани (Siebe Vanhee).

Он же высказался насчет восхождений в условиях полярного дня в Северном полушарии. Возможности ограничивались полчищами комаров, которые превращали даже базовые жизненные потребности в испытание.
Чукотский чистый стиль. (Альпинизм, Chukotka, чукотка, bigwall)
Вместо того чтобы искать самые сложные маршруты из тех, что они могли бы найти на местных стенах, вся группа была сосредоточена на прохождении очевидных линий.
"Скалы лучше, чем я ожидал. Нет грязи вообще", - Ауэр на одной из таких очевидных :) линий - Red Corner, 7c.

Номер два.

Ранее упомянутый Крис Фитцджеральд со своими землячками (Natasha Sebire и Gemma Woldendorp) прибыл в район в конце июля. Угнездившись в восьми километрах от первой (европейской) компании, австралийцы с предвкушением взирали на скальный цирк северо-западной ориентации, высотой 500 метров и шириной более километра. Годом ранее Крис и его тезка-напарник назвали это место Finger Crack Cirque.
Чукотский чистый стиль. (Альпинизм, Chukotka, чукотка, bigwall)
Этим летом Крис и девушки успели сходить три длинных маршрута: Зе Пропуск (The Propusk 6а, 290м), Водка и Лемминг (6а, 525м) и Orbital Sander (6с +, 440м).
На фото выше видна связка.
Чукотский чистый стиль. (Альпинизм, Chukotka, чукотка, bigwall)
Затем – пошел снег. Стены окрасились в белое, трещины сочились замерзающей водой. Чукотский чистый стиль. (Альпинизм, Chukotka, чукотка, bigwall)
Команда отказалась от планов подъемов на General и Commander, а отправилась к непокорённой башне Weasel. Дождавшись ясной погоды, они сделали первое восхождение, назвав этот маршрут “Сибирское Лето” (6b + A1, 160m)
"Это было испытание силы воли. Я чувствовала, как деревенеют и немеют мои пальцы" (Джемма Волдендорп).

Команда Три.

Саймон Смит и Грэм Доусон использовали вездеходы и мотоциклы, чтобы достичь базового лагеря. Не вполне по сезону холодная погода удерживала их в лагере на протяжении большей части экспедиции.Чукотский чистый стиль. (Альпинизм, Chukotka, чукотка, bigwall)
Саймон - большой ценитель шотландского альпинизма написал: "Это, как кемпинг на плато Cairngorm в конце ноября... только медведей побольше".
Чукотский чистый стиль. (Альпинизм, Chukotka, чукотка, bigwall)
С замерзшими руками и ногами они все же поднялись своим путем, назвав его Ilium (британская E4, 300м, пик General).
“Чтобы скоротать время в лагере, пили медицинский спирт с вареными конфетами Haribo” (Саймон Смит).

Рекомендации и разрешения.

Восхождения в районе Билибино требуют разрешения. Все три команды прибыли на место не имея их и должны были заплатить некие штрафы. Процесс получения разрешения загадочен, но необходим тем, кто приедет в район в будущем. Следует обратиться к властям Чукотки по меньшей мере за три месяца. Этот удаленный регион еще не настолько открыт для восходителей. Чукотское лето скоротечно и трудно поймать оптимальные условия для скальных восхождений. Приедете рано – комарье съест. Запоздаете – будете восходить в почти зимних условиях.
Чукотский чистый стиль. (Альпинизм, Chukotka, чукотка, bigwall)
Выше: Саймон Смит чистит питч на маршруте Ilium (Е4).
Трансфер.
На фото: Евгений Турилов с австралийской и британской командами (2015).

Вольный перевод с использованием сайтов и авторов:
Hansjorg Auer (hansjoerg-auer.at),

Gemma Woldendorp,
Simon Smith,
Graham Dawson

Источник: hansjoerg-auer.at, Siebe Vanhee, Gemma Woldendorp, alpinist.com, planetmountain.com, ukclimbing.com