Трансарктическая кайт-экспедиция. Краткий технический отчет первого этапа. Мезень - Воркута.

Пишет Кирилл Корабельников, 19.10.2015 13:23

Трансарктическая кайт-экспедиция. Краткий технический отчет первого этапа. Мезень - Воркута. (Туризм, кайтинг, кайт-путешествия, русский север.)


В апреле 2015 года завершился первый этап Первой Трансарктической Кайт-экспедиции.

Участники:
Корабельников Кирилл
Котлярова Евгения
Смуров Дмитрий
Трефилов Дмитрий


Было пройдено около 1000 км по генеральному курсу от поселка Сёмжа, Архангельская обл. до г. Воркута. Общая длительность экспедиции - 22 дня, из них ходовых - 20.
Вот здесь нанесены ночевки на маршруте.
Трансарктическая кайт-экспедиция. Краткий технический отчет первого этапа. Мезень - Воркута. (Туризм, кайтинг, кайт-путешествия, русский север.)
Вот этой таблице, - динамика прохождения, координаты ночевок, погода, пройденноые расстояния и прочие данные по каждому дню.
В конце заметки – обзор снаряжения.

Основные выводы:

1. Длительные кайт-экспедиции в высоких широтах возможны, организация, тактика и материальная часть понятны и не представляют серьезных проблем.

2. Средняя скорость передвижения экспедиции по тундре - 70 км в день. При этом скорость в дни, когда дует от 2,5 до 10 м/с и нет препятствий для кайтинга, скорость должна быть больше 100 км в день.
3. Матчасть должна быть изготовлена до зимнего кайт-сезона и проверена в тундровых условиях перед стартом экспедиции.

Выбор маршрута.
Разные команды успешно прошли многочисленные локальные кайт-походы на западе, по озёрам Карелии и тундрам Кольского, и на востоке, между Воркутой и Лабытнангами и на Ямале. Очень логично было соединить эти районы красивым тундровым маршрутом. Начало и конец определяла транспортная доступность Мезени и Воркуты. Идея витала в воздухе. Не удивительно, что сразу две команды – наша и Димы Ботова – вышли одновременно по одному маршруту.

Идеология движения:
идем, пока возможно. На ночевку останавливаемся при безветрии либо в логичном укрытии от ветра – каньоне, полосе леса, под наддвом и т.д. К хижинам не привязываемся, пещер не роем, стенок не строим, костров не жжём. Для обогрева пользуемся газом внутри палатки.
Поскольку палатка одна, теряться было нельзя. Для экономии батарей, рации были выключены. Взаимодействовали двойками. В двойке есть лидер и ведомый. Если напарник пропадал из зоны видимости, оба включали рации и договаривались о встрече. Коммуникацию между двойками осуществляли лидеры. Тут очень важна самодисциплина. К чести команды, все попытки потеряться были сразу пресечены.

Собственно, путешествий получилось «два в одном» - Мезень - Нарьян-Мара - 486 км по генеральному курсу за 13,5 дней и Нарьян-Мар – Воркута – 455 км за 6 дней.
В первом мы боролись с безветрием, бесснежием, лесами, каньонами и санями, которые постоянно ломались. Во втором – получили то, за чем приехали – преодоление пространства.

Сначала – о трудностях.

1. Безветрие.
Потеряли всего около 4,5 полных дня, из которых 3 – в перовй части, 1,5 - во второй. Первые 2 дня, у Сёмжи, не дуло вообще, а в это же время в 50 км севернее наши коллеги, команда Димы Ботова, которая забросилась на снегоходах в Несь, прошли около 100 км. Трансарктическая кайт-экспедиция. Краткий технический отчет первого этапа. Мезень - Воркута. (Туризм, кайтинг, кайт-путешествия, русский север.)

2. Поломки саней.
Первыми начали ломаться стойки диминых саней из раскладушки.
Они ломались постепенно и неотвратимо.
Примерно раз в 3 дня мы укрепляли какую-то часть стоек, подбирая подходящей кривизны березовую ветку, благо в тундре все березы кривые. Древо крепили к стойкам запасными кайтовыми стропами.
Трансарктическая кайт-экспедиция. Краткий технический отчет первого этапа. Мезень - Воркута. (Туризм, кайтинг, кайт-путешествия, русский север.)
К Нарьян-Мару сани держались исключительно на березе и походили уже на ненецкие нарты.
Выяснилось, что нельзя крепить передние стойки саней к лыжам нескврзными саморезами. Лыжа у носка тонкая и не рассчитана на нагрузку в этом месте. При ударе о заструг или падении место переднего крепления расслаивается, а саморезы вырываются. Так расслоилось 3 лыжи. Одну, поврежденную через 3 км после села Вижас, укрепили брусом. За ним пришлось возвращаться в село. Брус сквозными саморезами привинтили к лыже, а на него уже установили стаканы с пятками. Для ремонта двух других лыж пришлось крепить стаканы передних стоек сквозными винтами со стороны скользячки. Потайные головы выпиливали из обычных шестигранных лазермановскими напильниками. Чтобы лыжи дальше не расслаивалась, носки их её были жестко скреплены с верхом передних стоек раскосами из березы.
Трансарктическая кайт-экспедиция. Краткий технический отчет первого этапа. Мезень - Воркута. (Туризм, кайтинг, кайт-путешествия, русский север.)
Ремонт
Трансарктическая кайт-экспедиция. Краткий технический отчет первого этапа. Мезень - Воркута. (Туризм, кайтинг, кайт-путешествия, русский север.)
Мои сани из алюминиевого профиля были рассчитаны в основном на продольные нагрузки. При резком повороте в тяжелом мокром снегу все три стойки с одной стороны погнулись. Разогнув, их тоже пришлось укрепить березовыми ветками.
Трансарктическая кайт-экспедиция. Краткий технический отчет первого этапа. Мезень - Воркута. (Туризм, кайтинг, кайт-путешествия, русский север.)
Сани цеплялись к участникам на полужесткой сцепке из металлопластиковых водопроводных труб, внутри которых проходила веревка. У Димы Трефилова и Жени веревки эти постоянно перетирались, а прочные были только у меня и Смурова. Понятно, что все поломки происходят в движении, когда есть ветер. И на ремонт тратится драгоценное время. По моим подсчетам, на ремонт мы затратили 3 полных ходовых дня.

3. Бесснежие.
В первой половине марта на европейском севере везде дули сильные западные ветры и снег сдуло с возвышенностей и восточных берегов рек. На западных же образовались снежные карнизы. А во второй половине стояла оттепель и оставшийся снег растаял. На хребтике, продолжением которого является полуостров Канин, мы попали в настоящий лабиринт снежных дорожек в голой бугристой тундре.
Трансарктическая кайт-экспедиция. Краткий технический отчет первого этапа. Мезень - Воркута. (Туризм, кайтинг, кайт-путешествия, русский север.)

4. Участки леса и каньоны рек.
До Нарьян-Мара каждая уважающая себя река либо вырастила лес по своим берегам, либо проточила каньон, а часто сделала и то и другое. Причем безлесные каньоны были бы вполне преодолимы без саней.
Трансарктическая кайт-экспедиция. Краткий технический отчет первого этапа. Мезень - Воркута. (Туризм, кайтинг, кайт-путешествия, русский север.)
Оголенность восточных берегов рек сильно затрудняла выход из каньонов. При преодолении р. Индиги даже пришлось переносить сани на руках и вручную катить по крутым, но снежным склонам.
Трансарктическая кайт-экспедиция. Краткий технический отчет первого этапа. Мезень - Воркута. (Туризм, кайтинг, кайт-путешествия, русский север.)
Невозможность спрыгнуть с карниза и оголенность противоположного берега заставляли каждый раз парковаться, складываться, пешедралить.

Кайты.
У меня и Димы Смурова – Elf Joker4 11 и 15, Paraavis Ion 5 и ручечники 3. Последние даже не доставали.
У Димы Трефилова - Elf Joker4 11 и 16, Aeros 7 и 4.
У Жени Котляровой – Aeros 15, 11, 7, 4.

Лыжи.
У всех широкие фрирайдовые жесткие твинтипы длиной около 2 м с креплениями либо адаптерами для ски-тура.
Сани -
на горных лыжах и трех п-образных стойках с базой и расстоянием между крайними стойками около 900 мм, развалом 3 градуса внутрь и схождением 15 мм/м. Клиренс 300 мм. Продольных элементов – по 2.
Реализация была разной. У меня стойки были собраны из алюминиевого профиля 20х40х2. Соединены стальными косынками на болтах. Крепились к лыжам алюминиевыми уголками 50х20х1,5, по 2 на каждое крепление. Продольные – из того же материала, крепились на болтах
У остальных стойки были сделаны из гнутой алюминиевой трубы. Крепились к установленным на лыжах стаканам с пятками. Только у Димы Смурова стойки были выполнены из раскладушки, а у Димы Трефидлва и Жени – из трубы 26х3. К лыжам конструкция крепилась несквозными саморезами.
Навигация. У всех – GPS-приемники, закрепленные снаружи на руке. У меня и у Димы Смурова – с выносным питанием, которое лежало в теплом кармане.
Питание –
из расчета 800 гр. на человека в день. Чуть меньше половины - сладкое, включая знергетические батончики. Для питья днем – 1 термос 1,5 л на всех и по 1 л. разведенного сухого энергетического напитка у каждого. Практика показала, что достаточно будет и 700 гр. на человека в день. При этом нужно увеличить долю мяса и сала за счет сладкого.
Горелки -
Jetboil на 1,5 литра и Primus газовый с котелком на 3 л. Газ из расчета 1 баллон 450 гр. в день на команду. Еду готовили в палатке.
Связь.
Для внутренней связи в группе имелось 4 рации гражданского диапазона, которые включались только в случае необходимости.
Безопасность обеспечивалась наличием двух спутниковых трекеров с SOS-кнопкой.
Палатка Arctic Fox от RedFox.

49


Комментарии:
1
А почему на карте названия российских городов на английском языке?

А это чтобы иностранцам понятно было. А россиянам, которые не смогут прочесть на английском, этот пост неинтересен.

0
за счет чего вы планируете пройти, например, в 2017-м в два-три раза больше, чем в этом году или в следующем?
почему на логотипе кайт тянет лыжника назад?

3
Я - не Кирилл, но отвечу :) если Вы пойдете остро к ветру зимой (да и летом, например - на гидрофойле), то кайт уйдет из поля вашего периферийного зрения совсем. И будет казаться, что он - за вами и даже, что тянет назад :)

Кирилл, экспедиция очень интересная! Спасибо за нескучный отчет. Есть кое-какая расходная матчасть (лыжи для для саней и пр.) Попробую передать через AV.

Буду рад. Надеюсь быть на Лыжном Салоне.

Точки входа-выхода диктует география и логистика. Планируем пройти больше за счет наработки опыта и более качественного снаряжения.
А на счет лого, всякое бывает в жизни))). Там нормальная бейдевиндовая стойка, кайт под 90 грд., не вижу несоответствия.

0
Как палатка себя вела?

Вопрос по газу - в итоге не много ли получилось на день? Аж по 112 гр.на человека фактически...

В смысле ветроустойчивости палатка вела себя прекрасно.
Но слегка потела.
А мы грелись газом в палатке. Это очень приятно бывает после ужина просто посидеть 15-20 минуточек в тепле, чаю попить, поболтать после трудового дня.

3
Удачи на следущих этапах!

2
-Однако, кочевать далеко до Уэлена.
Фарта вам на тропе.)

0
А такие сани лучше традиционных корытообразных?

Пока что нам кажется, что да, лучше. Будущее покажет.

0
Хотел бы побывать в тех местах... Спасибо за интересный, написанный в прекрасном стиле отчет!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru