Записки физкультурника. Часть вторая

Пишет pavelb, 22.10.2015 11:56

Записки физкультурника. Часть вторая (Альпинизм)
C утра , как обычно, образовалась большущая очередь на регистрацию. До восьми утра очередь лежала в спальниках, готовила завтрак и изучала гайд-буки

В восемь тетенька-рейнджер раздала всем жетоны, по количеству свободных мест в лагере. Как обычно, всем хватило. Началась регистрация
Camp IV

Пока стояли в пестрой, многонациональной куче соискателей, я нашел на информационном стенде небольшой листок с информацией о нашем маршруте. Сообщение было написано от имени спасательной службы YNP. Смысл его сводился к тому, что некие люди пролезли-таки маршрут до конца , Oсновная трудность была в месте обвала - перехода направо, на систему каминов. Статья обещала «злобное» ИТО ( tricky aid) на два участка , а главный сейсмолог парка не рекомендовал посещение маршрута.
Подробности «злобного» ИТО пока оставались загадкой, потому что смесь американских специфических ИТОшных терминов и калифорнийского слэнга on-sight не переводилась
. Мы сфотографировали листок и решили отослать его для перевода друзьям. В сообщении был также указан телефон для справок.
Быстро обжившись, пошли на скалы , благо вокруг лагеря их полно.

Неожиданно для нас оказалось, что 20 ночью – это 32 днем. Даже в Лос-Анджелесе в жару мы как-то не думали о том, что в горах может быть так же жарко. Соответственно погоде пришлось выстраивать и тактику. Все маршруты, расположенные на южных и восточных склонах, освещались прямо с восьми утра. Пришлось их вычеркнуть. Сходили один-Nutсracker, в силу его популярности.

Выглядело это так. Примерно с четырех утра, когда еще совсем темно, начинали скрежетать и греметь первые «ящики от медведей». Ага, вместо будильника.

Комментарий пятый-Wilderness. Важно!

Об этом написано уже достаточно много, поэтому пройдусь по-быстрому. Это концепция всех национальных парков Америки. Максимальное сохранение живой природы и органичное встраивание человека в эту самую природу.
Например, YNP занимает довольно большую территорию, но подавляющая часть его доступна только пешком . Ночевка только в палатке, никаких гостиниц и лагерей.
Существует уйма маршрутов для топтунов. Все они маркированы и имеют обозначенные места для ночевок. Самый известный – John Muir Trail , длинной 300 миль. Идет с севера на юг от озера Тахо чуть ли не до Лос-Анжелеса. Для особенно буйных есть Pacific Trail – это из Калифорнии до Вашингтона!!!
По этой же причине обхаживают всякую живность. Белки, олени, медведи бродят, где им вздумается. С медведями вообще носятся , как с писаной торбой. Это же символ Калифорнии, даже на гербе есть.
Весной медведи подходят близко к жилью и сжирают все, что плохо лежит. В присутственных местах парка стоят экраны , где на скрытые камеры заснято, что медведи делают с машинами , в которых осталась еда или ее запах.
Допустим, вы оставили на стоянке перед Camp IV машину с вкусняшкой(Delicious). Придя с утра , вы можете обнаружить отогнутую дверь , ураган в салоне и дружелюбного рейнджера, выписывающего вам штраф в размере 1000-4000 долларов . За нанесение ущерба дикой природе. Ведь ведмедя придется потом вывезти или убить, т.к. он ,скорее всего , повадиться ходить к людям и может, в конце концов, напасть на человека

Записки физкультурника. Часть вторая (Альпинизм)
Записки физкультурника. Часть вторая (Альпинизм)Записки физкультурника. Часть вторая (Альпинизм)
зверушки

По этой причине вся еда в лагере хранится в «ящиках от медведей». Чтобы его открыть, надо потянуть вверх здоровенную задвижку, потом повернуть ее , потом опустить. И обратная процедура. Ранние восходители пытаются сделать это тихо , но ящик-то , к сожалению, железный.
Записки физкультурника. Часть вторая (Альпинизм)

Скрип-скрип, бамс, хрясть. Под эти звуки выползаем из палатки , быстро собираемся и вперед. Т.е. проходим вниз по долине около 4 км до маршрута, ну и вверх потом столько же. С презрением смотрим на американцев, которые прямо в лагере запихивают свои хилые организмы в машины и подъезжают прямо под маршрут. Им не дано познать тихую радость подходов.

1.Nutсracker-Классика 5.8 5А «Семерка» на ФорКант( все описываемые маршруты я буду сравнивать с какими-нибудь похожими маршрутами для более наглядного понимания трудности)
Очень приятный щелевой маршрут для разминки на 5 веревок. Левое начало как-бы попроще( в чем я не уверен) . Надо лезть по внутреннему углу - камину. Очень непривычно. В этот раз мы пролезли более трудный вариант с началом 5.9.
На маршруте запомнился психологический карниз на 5-ом участке
1-ый участок 5.9

психологический карниз

Разбирая очередной пункт страховки, я попробовал вытащить только-что купленный желтый фрэнд, но он не поддавался. В течении последующих 30 минут , пока я попсировал вокруг него, на нашей полке скопилось уже большое количество народа, который все прибывал. Паша сверху клялся-божился, что он только чуть-чуть продвинул его . Я же громко порицал его за это.
Видя такое дело, в игру включился какой-то американец . Oн приволок на трех! веревках троих девиц, как я понял, все его дочери. Вместе с ним мы начали оттягивать и шатать френд, трогать его экстрактором и т.д. Потом появилась развеселая компания без касок, они тоже стали давать советы по вытаскиванию предмета.

Комментарий пятый –Портрет американского скалолаза. Штрихи.

Чисто субъективные утверждения:
- нелюбовь к ИТО. Считается хорошим тоном лазить free climbing . Не можешь пролезть - тренируйся. Понятно, это в разумных пределах. Если вы хотите сообщить соседям о лагерю , что пролезли Frenzy , используя ИТО, то лучше вам просто промолчать.
-Историческая нелюбовь к каскам. Если кто помнит , лет 30 назад все канадцы играли в хоккей без касок. С клаймерами такая же история. Это бравада у них такая , American spirit. А может быть, это от того , что граниты более безопасны. Правда , как и в хоккее, с каждым годом количество касок на головах увеличивается.

примерно так
-Любовь к полетам При срыве, особенно если он прогнозируем, они обычно испускают крики радости и удовлетворения. Теперь представьте, что испустите вы при срыве .
-Любовь к двойным дюльферам . Имеется ввиду , что спускаются два человека одновременно с одной станции, используя друг друга как противовес. Применяется повсеместно.

Битый час прошел, пока наконец сверху от Паши не поступила команда бросить злополучную штуковину на радость будущим восходителям.
Cпуск ногами по тропе до остановки автобуса.

2.Сentral Pillar of Frenzy. Middle Cathedral. Классика 5.9. 5А-5Б . Маршрут Бершова . «А» или «Б» зависит от вашего уровня щелевого лазания и лазания враспор.
Записки физкультурника. Часть вторая (Альпинизм)
Когда начинающий американский скалолаз чуствует, что он уже крут , он идет на Frenzy. Это как у нас сходить первую пятерку в Крыму.
Cоседи по лагерю собирались туда целую неделю, но заканчивалось все пивком и бренчанием на гитаре. С их стороны часто несло травкой , думаю, им и так было хорошо.

Маршрут весь день в тени. Очень популярный, большая очередь. Последняя связка стартовала, когда мы уже уходили.

Первый участок - выкидывающий угол 5.9 . Весной он еще и мокрый
1-ый участок

Второй-трудная щель 5.9
2-ой участок

Потом карниз американского разлива ( это когда над тобой нависающая щелюга , а ноги болтаются в пустоте ) ну и так далее.
Разнообразый щелевой маршрут, присутствует камин . Проблем со страховкой никаких .
Есть одно психологическое место. Крутая широкая щель(off-width) под один размер камалота. . Протяженность-метров 15. засовываешь руки по локоть и начинаешь ими распираться , локоть давит направо, ладонь налево. Ноги жестоко клинятся в щели.. В общем-то безопасно, но страшновато и больновато..
психологический off width
Спуск –стационарные дюльфера под начало маршрута. На все –про- все ушло 5 часов, как в описании.

Хотелось чего-нибудь длинного и с северной экпозицией.

East Buttress of Middle Catthedral -5.10a(5.9A0). 11 участков. 5А-5Б (за длину) Длинный «Рыжий угол» на Фор Канте.
Записки физкультурника. Часть вторая (Альпинизм)
Снова скрип-скрип, бамс, хрясть. Еще в темноте сворачиваем с дороги и идем по лесу. Периодически встречаются металлические столбики с нарисованным карабином. Наша задача - встать в очередь пораньше. Маршрут длинный, спуск тоже. Если образуется «пробка» на старте, то можно смело говорить « до свидания».
Удается прийти к началу вторыми. За нами ,с интервалом в 10 минут, подтягиваются три(!!!) связки. Связано это с тем, что стоит жара и все идут на северные стены.

Имеется ярко выраженный ключ. На 5-ом участке предлагается одолеть тонкую подвисающую щель 5.10а длиной метров семь, переходящую в карниз, который, в свою очередь ,переходит в стену с редкими шлямбурами.. Вариант облаза-5.10с по болтам слева.
участок 5.9
участок 5.8.
Маршрут понравился. В основном 5.7-5.8 Типичная щелевая линия , на последнем участке симпатичный камин-канавка 5.7 в окружении сосен. Романтика.
Канавка
Главное на маршруте - быстро ориентироваться в пространстве и не тупить при работе со снарягой. Две веревки на маршруте-mandatory

На спуске путеводитель обещал маркированную турами тропу до перемычки между High и Middle Cathedral , затем необходимо было «соскрестись вниз»(scrambling down), три дюльфера по 30 м и дело в шляпе.
Записки физкультурника. Часть вторая (Альпинизм)
В какой-то момент пошли троечные плиты и «соскребаться» дальше категорически не хотелось. Получилось шесть дюльферов по стационарным станциям .Думаю, что в дождь можно смело накинуть еще парочку .
В притихший вечерний лес мы приехали уже в темноте. Осталось только спуститься по крупноблочному кулуару и найти рюкзак под началом маршрута. Хотелось воды, воды , и еще раз воды. Мы брали с собой два литра, но не учли , что маршрут днем , часа на три, освещен солнцем.Жара стояла неимоверная.
В рюкзаке был запасной литр воды и это обнадеживало.
В полной темноте , вооружившись фонариками, мы ринулись на поиски живительной влаги. Это было не просто, попадалось все что угодно: чьи-то ботинки, delicious, рюкзаки.
Я даже спугнул одну романтическую парочку. Они тоже пролезли этот маршрут и любовались луной на фоне Эль Капа. Несчастные, им так и не удалось насладиться вечерней тишиной. К этому моменту мы с Пашей потеряли друг друга и оглашали окрестности громкими криками.
Но все когда-нибудь кончается. И вот мы на дороге, вода выпита, но сил по-прежнему нет. Сильное обезвоживание – вот что это было. Сидим, пытаемся поймать попутку. Как назло никого нет. Мечтаем о «хилых американских скалолазах», подъезжающих к маршруту на авто. Они все еще на спуске. Им тоже сейчас не сладко.
В конце концов удача улыбнулась нам. В образе прекрасной девушки-рейнджера-скалолаза. Заметив ее фонарик около дороги, мы нахально напросились к ней в «Субару». В короткой, но интенсивной беседе, выяснилось, что она ходит «Нос» за 17 часов, Nutcracer перед завтраком без страховки, а пролезая East Buttress ,обходиться без дюльферов.
Выгрузившись около притихшего Camp IV(было уже около 10 вечера), мы направились к палатке. Пора было прекращать заниматься разминкой и готовиться к посещению цели нашей поездки...

Поставьте, пожалуйста, ссылку на свой предыдущий пост в графу История.

Очень интересно.А можно подробнее о дюльфере с противовесом,как то стремно представлять.

Называется simul rappel. Чтобы при ошибке одного убились сразу двое.

Вот здесь есть ссылки на интересные обсуждения in English - https://www.facebook.com/groups/619949184746020/permalink/919177858156483/

На Middle Cathedral пару лет назад набили болты с цепями для быстрого и безопасного спуска. Самое сложное - найти первую станцию. Бета есть в форуме supertopo.

Спасибо, что сказали. Я все время подозревал, что мы по старым станциям спускаемся

12 дюльферов тоже не сахар. Получается медленнее , чем по-старому. Теперь я понял, почему мне говорили в лагере про 12 дюльферов. Думал, прикалываются

"В восемь тётенька-рейнджер раздала всем жетоны, по количеству свободных мест в лагере".

Надо же! Какой прогресс! Но при этом нарушение традиций. А вот раньше рейнджер выходил и объявлял количество свободных мест, потом люди долго стояли в очереди, иногда, несколько часов, тщетно пытаясь посчитать, сколько же людей впереди. Ведь к каждому из очереди могли подойти несколько его друзей. Бывало, очередь стояла несколько часов, потом вывешивалась табличка «Camp full» - хвост очереди разочарованно расползался.

А как там, до сих пор регистрация ведётся на бумажных карточках? Традиционно?

Забавно читать ))

На Наткракере левое начало действительно заметно проще, даже в мокром виде. Оригинальное начало на самом деле еще левее, но там уж совсем смотрятся буераки. А на "психологическом карнизе" на самом деле отсутствует карниз )) и вообще какое-бы ни было нависание. И опять же первопроход это место обходит - где-то далеко слева.
Если пробежали быстро - можно сразу пролезть Коксакер Кончерто (CS concerto в топо) с началом по афтер севен - другой по характеру, но тоже простой приятный маршрут, обычно без очередей, выводящий на то же самый спуск, или пойти под Шульц Баттрес - минут 10 по ровному в сторону Эль Капа - на одноверевочные маршруты.

На френзи - Есть одно психологическое место. Крутая широкая щель(off-width) - категория 5.7, наклон градусов 60. К вопросу о пластиковых скалолазах ))

На спуске с Ист Баттрес вы похоже не дошли и начали рано валить вниз. Если не блудить, там действительно всего 3 коротких, метров по 10, дюльфера.

По поводу жары - совершенно не понимаю, почему люди лазят в Долине летом. Это видимо такая туристическая фишка. Единственный маршрут, кроме бигвольных, который стоит ходить летом - Ист Баттрес оф Эль Кап. Он сильно высоко над долиной, там днем всегда ветерок и очень комфортно. И там летом обычно никого нет
Местные жители едут на Туалами (Toulomne meadows) - тоже в парке, но там сильно выше и соответственно прохладнее. Правда без машины не наподходишся. С кемпингом там тоже сильно проще.

Летом вся Fifi Buttress отлично лазится. Voyager прекрасный маршрут. Вся Chapel Wall в тени и с комарами. И всегда можно прыгнуть в машину домчать до Needles Kern River или Hulk, потому что летом в Yosemite слишком жарко :)

Фишка в том, что это было не лето, а конец сентября. И при чем здесь туризм?
По поводу наткрекера и френзи-это у вас глаз замылился, ежели в первый раз на йосемитских гранитах, нифига не просто.
К тому же мы физкультурники, куда нам до настоящих скалолазов

Я не говорю про "просто", но категория широкой щели на Френзи - 5.7 ))
Там надо в эту щель ноги по колено вставлять - или покуда влезут, тогда там совсем легко и стоишь без рук. Чтобы продвинутся, как-нибудь скребешься - если джемать руки совсем не получается, то хоть лэйбэк или гастон - и опять встаешь на заклиненную ногу.

Туристы - ну в смысле приезжие )) Сентябрь здесь лето. И октябрь в этом году тоже лето. И в феврале пару недель было полное лето.

На Fifi Buttress ни разу на самом деле не был. Вообще в Долине давно не был. Есть же куча менее людных мест.

(начинает что-то подозревать) Мы в конце сентября на Eagle Lake не пересекались?

если октябрь лето, то когда лазить-то. В ноябре на half dome что-ли идти?
а Fifi Buttress -это где?

В Yosemite самый сезон - октябрь и март/апрель.

Fifi Buttress рядом с Leaning Tower, http://mountainproject.com/v/fifi-buttress/108513613 Гайдбук - http://www.yosemitebigwall.com/ (версия 2015г), http://www.yosemitebigwall.com/fifi-buttress

По поводу сезона легко говорить живущим близко к парку, если они собираются туда на выходные, а при планировании поездки издалека и надолго легко можно ошибиться.

Снежные штормы могут быть не только в ноябре, в марте-апреле и в октябре тоже.

Весной световой день длиннее, но проблемы с регистрацией в Camp 4. Смотря что собираешься ходить, стены или однодневные маршруты, стены выше, на них холоднее.

Вот моя статистика за 3 года для абсолютно одинакового периода, примерно 10 мая – 10 июня, дно долины:

1) неделя 25С, 4 дня 30-33С, 4 дня 15-20С, на стене Half Dome холодно, утром лёгкий плюс, потом снежный шторм, Half Dome в снегу, 2 недели 23-25С,
2) неделя 15-25С, на стене Эль Капа ночью чуть выше нуля, неделя 25С, неделя 33-37С, даже наверху стены Эль Капа жарковато, неделя 25С,
3) 1,5 недели утром 1-2С, днём 10С, потом снежный шторм, в снегу всё, что на 150-200 м выше дна долины, потом неделя 20С, неделя 25С.

и если уж вы тут собрались, то проконсультируйте, пожалуйста, про DNB.
-Есть ли там места выше 5.10, где невозможно ИТО. Типа 6-го участка на Free Blast
-Возможна ли ночевка посередине маршрута

На Хаф Дом летом нормально ходить. Стена северная и высоко над долиной - там дует. (Поправка - правда летом регулярно бывают грозы, причем именно в верхнем краю долины и дальше на восток). А в ноябре вообще на стены лучше не ходить - можно попасть в зимний шторм, народ регулярно замерзает насмерть на стене. Погоду предсказывают хорошо, но только на 3 дня. А иногда только на 2.
В этом году на Хаф Дом лучше не суваться, после зимы будет видно, но скорее всего и следующий год тоже лучше подождать. Стена пока слишком "активная" - гудит и шевелится, по тому что написали люди, которые болты били.

На DNB не ходил, но ИТОшить там не стоит. Наверняка заночуете. Маршрут длинный, в основном Йосемитское 5.9 - причем такое, какого вы похоже еще не вкусили. Сходите на East Buttress of Higher Cathedral и на Стэк-Салате, чтобы понять к чему готовится. Максимальная категория там 10С по монолиту, причем надо смело лезть, хотя может какие-нибудь хуки и пойдут. Врядли кто когда пробовал. А так верхние пол-маршрута - углы, камины, оффводсы. На супертопо есть хороший отчет по маршруту Виталия из Сан Франциско, с кучей эмоций и фото. Спуск там кстати горбатый.

Про Fifi Buttress гугль знает, а так это рядом с Leaning Tower.

"регулярно замерзает" ? когда это в последний раз случилось?

> Виталия из Сан Франциско

В рамках уменьшения нагрузки на поисковые серверы:
Блог Виталия - http://vividrea1ity.blogspot.com/
DNB - http://vividrea1ity.blogspot.com/2013/05/north-buttress-v-510a-of-middle.html