Отчет о проделанной работе по делу "Розмирович"

Пишет Грушин Александр, 26.10.2015 05:50

Друзья мои, прошу прощения, что так долго томил вас в неведении. Хочу от чистого сердца поблагодарить, всех, кто тратил своё время в поисках информации, сводил с нужными людьми, присылал письма и отсылал запросы. Труд многих людей в итоге позволил мне установить личность погибшего, как я уже писал на 90%. Но в начале предыстория, кто не читал - прочтите http://www.risk.ru/blog/205791Отчет о проделанной работе по делу "Розмирович" (Горный туризм, Как аукнется, так и откликнется.)

Приведу только фактические доказательства, при этом сознательно воздержусь от изложения собственных выводов и умозаключений:

Буквально сразу после публикации поста со мной в VK связался Михаил и познакомил меня с Владимиром Ш., который поделился со мной следующей информацией (отрывок диалога):
Александр 07.09.2015 г.
Помогите если сможете в одном деликатном для меня вопросе.
Нет ли на Вашей памяти случаев исчезновения целых экспедиций на центральном Памире в 70-80 х годах.
Это очень Важно для опознания останков найденых нами в нашем походе на лед.
Е. Розмирович этим августом.
Если обратился не по адресу, тогда извините.

Владимир 08.09.2015 г.
Экспедиций - нет, но один человек пропал без вести в походе 6 кат. сл., как раз в том месте, где вы нашли останки и др. экспедиционные мелочи. У меня (я был в то время зам. председателя МКК "Буревестник", откуда было большинство участников этой группы, и участвовал в "разборе полетов") сохранились объяснительные записки руководителя и участника команды: Толи и Миши. Прочтите, место и время подходят. Другую, более подробную, информацию узнайте напрямую у Анатолия (у меня в друзьях)...

Эти документы и легли в основу основной версии.
Для простоты восприятия читателями, публикуется текст записок с сохранением сокращений и пунктуации. Вот их содержание (оригиналы приводятся ниже):

Нач. КСС т. Абдуллаеву К.А. от рук. группы Анатолия прож. Л-д.

Объясн. Записка
25 июля группа в составе 6 чел. взошла на пер. Наука, примерно в 13 часов. На перевале организовали перекус, сварили чай, хорошо отдохнули, погода стояла хорошая. Настроение у всех было прекрасное – часто раздавались шутки, смех, только немного побаливала голова, но это от высоты, ведь мы были на высоте ~ 5200 м. Около 15 часов начали спуск с перевала в сторону ледн. Розмирович. Спуск с пер. был технически сложным, но несмотря на это проходил организованно и слажено. Примерно в 18-30 вся группа закончила спуск и отдыхала на л. Розмирович. От этого места до ГМС им. Федченко около 14 км. И конечно всем хотелось дойти до ГМС и ночевать там. Особенно на этом настаивал А. Малышев. Выслушав все мнения и пожелания я сказал, что идём все вместе плотной группой, не отрываясь, а где нас застанет темнота – там и будем ночевать. В 19 часов мы вышли и направились в сторону ГМС по следам недавно прошедшей группы. В центральной части лед. Следы растерялись и мы дальше шли сами прокладывая маршрут. В Центральной части ледн. Розмирович представляет собой ровное плато без трещин. Примерно в 20-10 – 20-20 Малышев шёл замыкающим в группе. Шли медленно, сказывалась усталость, Малышев А. шёл легко и было видно, что он чувствует себя значительно лучше других. Всё это время группа шла ровно, изредка останавливаясь на 2-4 мин., чтобы чуть-чуть отдохнуть. С 20-30 начали движение вдоль боковой морены. Примерно в 20-40 я заметил отсутствие Малышева А., который последние минут 15 шёл впереди группы, но мне Лобанов В. Сказал, что вон он впереди и я успокоился. Начало смеркаться. Около 21-00 начали появляться трещины и я принял решение вставать на ночлег, место для ночёвки нашли на морене ~ 21-15. В это время взошла луна и видимость стала сносной. Малышева А. нигде не было видно, мы покричали его, никто не отзывался и мы решили, что он вопреки приказа решил дойти до ГМС один. Незадолго до того момента когда Малышев А. оторвался от группы я сказал что ГМС идти 1- 1, 5 ч. И нам явно туда не успеть. Малышев А. ответил, что я ошибаюсь и до ГМС значительно ближе, но спорить не стал и на этом разговор закончился.
Утром 26/VII мы встали, собрали лагерь и пошли на ГМС. Известие о том, что Малышев А. на ГМС не приходил нас поразило. Оставив вещи на ГМС мы пошли обратно пытаясь найти: 1. Следы Малышева А. на снегу и 2. просматривая все трещины на логическом пути движения Малышева А. По этой схеме продолжались поиски А. Малышева и 27/VII 80, при этом были осмотрены: пер. Кашал-Аяк. Р-н л. Федченко, примыкающий к леднику Розмирович, л. Розмирович. 27 июля через нач. ГМС им. Федченко Фаррахова я отослал телеграммы в КСС г. Душанбе Л-да о том, что пропал Малышев А. и 27/VII мы перенесли лагерь на место стоянки 25/VII (в р-н где пропал Малышев). С 28/VII мы начали планомерный просмотр всей территории л. Розмирович от того места, где мы видели А. Малышева до ГМС. Всю территорию разбили на участки (разметив их туриками) и на каждом участке просматривали все без исключения трещины. Те трещины в кот. Не просматривалось дно или были пробитые снежные мосты в них, организовав двойную страховку и максимально обезопасив участок, спускался я или Лобанов В. Для детального их просмотра. 2/VIII мы закончили осмотр всей намеченной территории – никаких следов Малышева А. обнаружено не было. 2/VIII га ГМС прилетел представитель КСС Владимир. Совместно с ним повторили поиск по 6/VIII 80, но никаких положительных результ. это не дало.
Учитывая вышесказанное и по данным ГМС им. Федченко ледник в этом р-не движется со скорость в среднем 1 метр в сутки, считаю, что дальнейшие поисковые работы производить нецелесообразно.
8 августа 1980 г. Анатолий

От Михаила, участника похода VI к.с. под руководством Анатолия
В связи с гибелью Малышева А.А. сообщаю следующие факты.
25 июля 1980 года группа взошла на перевал "Наука" и в районе 15-00 начала спуск. Около 18-00 основной спуск был окончен и мы вышли на ледник
Розмирович. Было принято решение двигаться к ГМС. Руководителем была подчёркнута необходимость держаться единой группой. Движение вниз по
леднику
проходило в быстром темпе, ввиду сброса высоты. Время от времени делались короткие передышки. Около 21-00 группа, двигавшаяся по морене, сделала
очередную передышку, с которой А. Малышев вышел первым. Вскоре в его направлении последовала группа, минут через 15 начали попадаться трещины, представлявшее опасность для движения группы. Было принято решение
ставить лагерь. Попытки дозваться А. Малышева оказались безрезультатными.
На следующий день выяснилось, что на ГМС А. Малышев не пришёл. Осуществлявшийся в течение 13 дней поиск с разметкой площади,
специальным исследованием особо плохо просматриваемых трещин и провалов
общим исследованием района и просмотром морен не позволили найти следы А Малышева, поэтому считаю, что проведение дополнительных поисков приведёт лишь к дублированию проделанной с полной самоотдачей работы группы. Михаил Отчет о проделанной работе по делу "Розмирович" (Горный туризм, Как аукнется, так и откликнется.)Отчет о проделанной работе по делу "Розмирович" (Горный туризм, Как аукнется, так и откликнется.)Отчет о проделанной работе по делу "Розмирович" (Горный туризм, Как аукнется, так и откликнется.)Отчет о проделанной работе по делу "Розмирович" (Горный туризм, Как аукнется, так и откликнется.)

Тогда, по моей просьбе, к активным поискам информации подключился Никита Степанов. Я его познакомил с Владимиром Ш., а также с руководителем аварийного похода Анатолием . Он прислал Анатолию фотографии, но тот ничего не опознал, что и немудрено – ведь 35 лет прошло. Он же обзвонил многих туристских руководителей тех лет из России и СНГ, но они ни о каких несчастных случаях на леднике Розмирович не слышали.
Кроме этого Никита Степанов, связался с Владимиром, который проработал в Таджикской КСС с 1974-го по 1990-ый год. Он по должности знал обо всех несчастных случаях, произошедших с туристами в то время в республике и именно он проводил поисковые работы вместе с потерпевшей группой со 2-го по 6-ое августа 1980 года в качестве представителя КСС на леднике Розмирович. Вот отрывок из их переписки:

«Привет Никита ещё раз! Я внимательно просмотрел карту слияния ледника Розмирович с ледником Федченко. Отмеченное место обнаружения неопознанного тела полностью совпадает с моим представлением о том, где его можно было ожидать через неопределённое время. Группа двигалась чуть левее середины ледника и на тот момент, когда потеряла из виду Малышева, находилась примерно на его средней части. В это время года нет продолжительных осадков, и большинство ледовых трещин обычно открыты. Сам понимаешь, что на таких ледниках большую, коварную опасность представляют снежные пробки, привлекающие своей простотой обхода трещины. Разумеется, в сумерках, а уж тем более ночью, при луне, торопящемуся путнику надо быть особенно осторожным, если не сказать что надо вообще остановиться и переночевать там, где тебя застали сумерки не говоря уже о ночи. Могу тебя заверить на 99% процентов, что тело, которое нашли на морене ледника Размирович, принадлежит Малышеву, конечно если в это время там не проходил какой-то дикий турист, что маловероятно. Ледники Памира это не Ленинские проспекты даже захолустных городков.
Владимир.»

Тем временем я параллельно проверял вторую версию от Сергея К., который написал, что во время обучения на геофаке ЛГУ(73-78 г) пропал студент младшей группы, тоже кажется на Памире. Я сделал запрос в деканат географического факультета ЛГУ с просьбой о помощи.
Ответила секретарь факультета: «ВУЗ (ЛГУ имени А.С. Пушкина) образован в 1992 году, поэтому архивными данными за указанный период не обладаем. Извините, что не можем Вам помочь.»

Но вопрос был переадресован более компетентному человеку и через несколько дней пришло письмо от секретаря :
«В СПбГУ таких случаев на Памире мне неизвестно. В конце 1970-х на Тянь-Шане погиб на леднике начальник одного из отрядов экспедиции ЛГУ им. А. А. Жданова по фамилии Фунтиков. Его тело было найдено не сразу, а через год. Очевидно, это другой сюжет.
С уважением, Кирилл Валентинович Чистяков, Вице-президент РГО, д.г.н.»
Вторая версия не подтверждалась, а по главной версии Никите очень помог Владимир Ш. (не представитель КСС, а зам. председателя МКК «Буревестник»). Он вспомнил, что Малышев с 72-го по 76-ой год учился в Ленинградском горном институте и дал ему телефон заведующего кафедрой физкультуры, который, узнав о ситуации, любезно согласился помочь. Буквально через несколько часов по электронной почте была получена фотокопия личной карточки Малышева с указанием его имени, отчества, места рождения и данных родителей, а главное адрес проживания на тот момент. Из неё, я впервые узнал, что погибшего зовут Александр Анатольевич.Отчет о проделанной работе по делу "Розмирович" (Горный туризм, Как аукнется, так и откликнется.)

Дело оставалось за малым: выяснить, кто из родственников проживает по этому адресу, или где они сейчас проживают.

Никита сделал запрос в Росреестр, но ответ по закону может быть дан в течение месяца, поэтому он не стал ждать, и позвонил наудачу, в паспортный стол. Необходимые сведения ему удалось получить. Из них мы, к большому сожалению, узнали, что в 2007 году умерла мать Александра, а отец значительно раньше, но нам повезло и по данному адресу сейчас проживает его племянница.
Буквально в считанные дни Питерские друзья Никиты посетили племянницу и через неё связались с родной сестрой погибшего. Рассказ об обнаружении без вести пропавшего брата шокировал родных, что и не удивительно. Но через некоторое время, после осознания информации, родственники поблагодарили за проделанную работу и попросили помочь в репатриации останков из Таджикистана, чтобы похоронить урну с прахом своего брата в Санкт-Петербурге, но засомневались, хватит ли у них материальных средств для этого.
Уважаемые Рисковчане, обращаюсь к Вам за советом. Кто имеет опыт подобных мероприятий, напишите мне или Никите Степанову в личку о процедуре перемещения. Главным образом меня интересует юридический аспект, какие документы нужно собрать и иметь при себе для осуществления эксгумации частей тела, транспортировки их в Душанбе и кремации, а также для сдачи образцов костей и мягких тканей на генетический анализ у нас в России (только после этого можно будет добавить последние % и говорить о 100 % вероятности) и финансовый аспект, сколько может потребоваться денег на всё это (по самым скромным подсчетам)?

Не знаю этично ли это будет с моей стороны, если я обращусь к Рисковчанам с призывом о сборе средств на проведение генетического анализа и транспортировку останков, но чувствую, что это сделать необходимо!

P.S. До этого лета, я не то чтобы не задумывался, наверное, просто не принимал так близко к сердцу негативную информацию. К сожалению, кроме радости и счастья горы могут приносить скорбь и печаль. И сейчас, пока ещё свежи в памяти события последних месяцев, я особенно чутко стал воспринимать чужую боль, и то, как бывает необходима поддержка других людей. Ещё раз всем Вам хочу сказать большое спасибо, от всей нашей команды. Отчет о проделанной работе по делу "Розмирович" (Горный туризм, Как аукнется, так и откликнется.)

after an epilogue. Теперь информация для администрации сайта risk.ru. Прошу Вас рассмотреть возможность создания отдельной кнопки на первой странице, которая бы выводила к разделу «ищем»,"нашли", а также принять деятельное участие в создании социальной базы рисковчан, готовых прийти на помощь в том или ином регионе или городе с целью получения и проверки возможной информации - «помогу». Так сказать, перекинуть мост между теми кто, что-то знает или обладает полезной информацией, и теми, кто ищет, кого-то. А также теми, кто готов безвозмездно помочь проверить поступившую информацию. Данный пост показал актуальность темы. Многие трагические истории, не заслужено были преданы забвению и так и не нашли своего логического конца, а жаль. О некоторых событиях не имеют не малейшего понятия, даже аксакалы, что уж говорить о молодежи.
Хотя признаться честно сам не верю в реализуемость данной идеи, слишком утопичной кажется она в реалиях нашего чёрствого, бездушного и серого мира, но как говорится, «чем черт не шутит» Обмозгуйте данное предложение, это всего лишь концептуальная идея и безусловно требует доработки. Во Владимирском регионе я сам готов помогать!

Великое дело слелали. Земной поклон.

upd. Мир вокруг нас столь чёрствый, сколь мы ему позволяем быть. Известная формула: спасись сам, и вокруг спасутся тысячи. Сегодня вы не прошли мимо, завтра кто-то из нас в похожей ситуации вспомнит вашу историю, и поступит так же (см. "он смог, и я смогу"). Спасибо за пример и за рассказ.

Хорошо что в наше время еще есть люди которым не безразлична судьба других, пусть и давно покинувших нас. Огромное человеческое спасибо за вашу отзывчивость и помощь! Побольше бы таких людей!

Молодцы! Сделали большое дело! Огромное спасибо!
Вам лучше всего обратиться в юридическую консультацию для закрытия юридических вопросов.
Попросить о финансовой прмощи вполне этично.

Какие тут юридические вопросы? Не придумывайте. Участвовавшие в поисках информации не нарушили никаких законов. Ну, разве что неплохо бы на всякий случай иметь письменное согласие родственников (племянницы) на публикацию на Риске этого поста с ФИО (но уверен, что оно есть).
А вот для организации экспедиции по транспортировке останков юридической консультации будет мало. Тут уже потребуется хотя бы формальное участие родственников. Потребуется руководитель (лучше из Питера), которому придется решать кучу организационных и оформленческих проблем. Потребуется хотя бы формальное одобрение властей Таджикистана. Предварительное обсуждение со специалистом из похоронного агентства и с кем-то из туристов, не слишком давно вывозивших из гор тела (увы, такое случается). И многое другое.
Для получения значимой финансовой помощи нужно, чтобы хотя бы руководитель и ОФИЦИАЛЬНОЕ одобрение родственников и таджикских властей, а также план действий на месте и при доставке уже были. Желательно еще иметь хотя бы несколько человек состава.
А запросить эту помощь в такой ситуации - вполне разумно и оправданно. Потому что потом потребуется куча дел и затрат на транспортировку, оформление, экспертизу и пр.

Товарищи сделали важное и хорошее дело.

А может юрист Риска подключиться и помочь, буде он компетентен в подобных вопросах?

2entv
Юридическая консультация нужна далеко не всегда в случаях, когда чего-то нарушил, например при покупке квартиры. В перевозке останков существует юридический аспект, о котором очень правильно задумался Грушин Александр. Для того, чтобы все грамотно оформитьс юридической точки зрения, чтобы не было затыков на границах, таможнях и прочих бюрократических местах нужна консультация профессионального юриста, а возможно, и помощь адвоката. Это гораздо проще и грамотнее, чем пользоваться опытом знакомых хотябы потому, что и законы меняются и знакомые что-то забывают.
В праве существует множество отраслей, поэтому и специалист должен быть из требуещейся отрасли.
Сам я регулярно пользуюсь услугами юристов, также, как и услугами дантистов и сантехников и другим советую это делать.

Безусловно, опыт других людей очень полезен во многих организационных вопросах.

Еще раз повторяю. Юридической консультации в данном случае будет мало. Да и найти в ней юриста, который в курсе данных вопросов, очень непросто (если только он не консультирует какую нибудь страховую, занимающуюся страхованием ВЗР). Поэтому я и предложил начать с общения со специалистом ритуальной конторы и людьми, реально вывозившими тела. Чтобы хотя бы приблизительно представлять, что нужно будет оформить, организовать и т.д. А вот дальше, при оформлении всех необходимых документов и проведении всяких необходимых процедур заранее и в процессе юрист понадобится. Но он не заменит руководителя и участников экспедиции, похоронного агента, представителей местных властей здесь и там и т.д. Точнее, заменит, возможно (просто наняв их всех). Но за безумные деньги. Так что начинать надо не с него. Это же не стандартная процедура типа покупки квартиры.

А что если обратиться в Российское посольство в Таджикистане, с просьбой помочь в решении данного вопроса. http://www.rusemb.tj. Я думаю не откажут.

Я думаю, что туда (и в посольство Таджикистана в России обязательно) надо обращаться с уже готовым планом организации экспедиции. Иначе, чего от них хотеть, непонятно. Сами они туда не полезут копать и организовывать экспедицию тоже не будут.
Кстати, стоит поговорить с руководством ФСТР (например, с Алексеем Я.). Он, как минимум, посоветует, у кого стоит подробно проконсультироваться. И вообще он знает очень многих и во многих местах и человек хороший и опытный. Никита легко может с ним поговорить, например, в среду. И, кстати, юристов, занимающихся вопросами репатриации тел, он тоже должен знать по основной работе.

Необходимо обратиться в юридическую контору в России, которая подготовит покет документов (запрос родственников, доверенность на изъятия останков членами экспедиции и вывоз их в Россию). Документы должны быть переведены на соответствующий язык и заверены Апостилем.
Там тоже некая контора должна официально оформить изъятие останков на родном языке, перевести на русский и заверить Апостилем.
И, снова в России, та же юридическая контора готовит документы для загса и похоронного бюро.
Как-то так. Подробности в юридической конторе.
Думаю, что процедура вполне стандартная и не нужно заниматься самодеятельностью.
Также необходимо узнать как должны быть упакованы останки для провоза в самолете.

Оптимисты! Нет, конечно, если дело нужно сорвать совсем или хотя бы затянуть на_ОЧЕНЬ_долго, то этим надо и ограничиться и "не заниматься самодеятельностью". Все правильно.
Я просто был неправ. Думал, что на самом деле надо найти и вывезти останки, провести опознание с помощью генетической экспертизы и захоронение. Но Вам виднее.

Спасибо за первоначальные советы. Урну с прахом можно провезти просто в багаже - мой приятель так возил уже из Парижа.

Никита! Вы, главное, учитывайте, что до экспертизы нет НИКАКИХ доказательств, что это останки именно того человека! Это может резко осложнить оформление документов. Именно в этом, на мой взгляд, главная проблема, которая может потребовать привлечения кучи различных людей и организаций.
Правда, если свидетельство о смерти оформлять не нужно - можно вообще тихо сжечь на месте все собранное и привезти пепел в Питер. А там закопать в могиле родителей. В принципе ничего страшного в этом нет. Тогда и юристы не нужны и экспертиза. Тогда главное - не афишировать.
А вот официально тащить через весь Таджикистан и пол-России неопознанные останки и потом официально их опознавать - боюсь, непростая задача.

Когда-то попадался на глаза разбор действий Месснера, который сжег останки якобы брата прямо на месте. Там приводились уголовные статьи. Надобы аккуратнее быть с этим.
И да, тут entv прав.

2entv
Что вы понимаете под фразой: "организовать экспедицию на Памир"?
Вы понимаете некую совершенно конкретную последовательность действий. Вы можете на бумажке расписать все - от снаряжения до разрешений в погран зоны.
Точно также и я под под фразой "просто иъзять и опознать" представляю себе некую совершенно конкретную последовательность физических и бюрократических действий птому, что я этим когда-то занимался. Вы эту последовательность никак обойти не сможете.
Вы можете бегать оформлять все бумажки сами, но вам, как минимум, нужно знать что за бумажки и в какой последовательности, для этого вам нужна консультация.
Вы можете делегировать эту работу юристам, это стоит не миллионы, но сильно сократит время и количество ошибик.

Еще раз повторяю. Ситуация довольно сложная. Я писал, почему (хотя очень не хотел здесь это оглашать, но Вы вынудили). Поэтому обычный юрист - да, нужен. Но, кроме него, нужно еще много нестандартных действий. Можно их тоже на него свалить. Но он их либо провалит, либо сделает за ОЧЕНЬ отдельные деньги, либо просто откажется. Здесь, ИМХО, почти наверняка придется организовывать экспертизу и в Таджикистане. Организовывать разрешение местных властей на эксгумацию и транспортировку неопознанных останков на экспертизу и т.д. А "восток - дело тонкое". Я не знаю, как это делать. Вы знаете в Питере юристов, которые возьмутся за разумные деньги это сделать? Я не знаю. Поэтому я и предложил начать с неофициальных консультаций. И поэтому, возможно, придется привлекать посольства и т.д. И может потребоваться присутствие представителей местной власти на месте изъятия все время. И опечатывание, и вертолет...

Да, вот тут подумадось: какой вывоз останков и какие родственники, если останки официально не опознаны? Сначала опознание! Т.е. экспедиций должно быть две: первая за образцами, вторая по результатам опознания.

Слушайте, ну угомонитесь уже, что ли?

Я с самого начала знал о двух поездках. Зачем думать над прописными истинами?

Ну я же не знаю кто о чем знает. У вас полная картинка уже давно, я об этом узнал только сегодня утром в процессе выполнения основной работы.
Простите, если глупость сморозил.

Спасибо, действительно большое дело сделали.
На мой взгляд тут не совсем юридическая помощь нужна, а скорее не только она. То-есть задачу скорее правильно поделить на две: транспорт останков в морг это одна задача, транспорт из морга к месту захоронения уже другая. Дело в том, что что бы спустить останки, никаких документов от родственников скорее всего не надо, а нужно разрешение (содействие) местных властей. Нужно заявить официально о находку в местных органах власти. Будет открыто официальное дело. Ваши материалы лягут в основу и оно может все долго затянутся и тонуть в бюрократии, но по сути единственное, что от туда надо действительно - это документ, что отряд по транспортировке действует согласованно с официальными властями и должен все передать в определенный морг (как например). Будет это совместно с МЧС или другими структурами не суть. Может быть выдан как запрос расследования или подписан руководством районной власти, это не суть. При спуске до цивилизации должен встретить делегированный теми же официальными структурами человек, который и будет оформлять все документы соответственно заведенному делу. Все равно пока нет генетического доказательства никаких документов от родственников не надо, т.к. нет прямых доказательств, что это именно тот человек. С юридической токи зрения есть ваше расследование, качественное, но все же это не 100% доказательства личности.
Потом скорее всего должен быть уже второй этап, где юридическая помощь уже больше нужна. Что бы получить останки обратно нужно будет 2 веши: закрытие дела с помощью 100% доказательства личности и на основании найденных вами данных соответственно отсутствии состава преступления. тут нужно будет или тест ДНК или опознание (хотя бы вещей) родственниками или же людьми, которые были при происшествии (знают в чем его видели последний раз, узнают его вещи и т.д...). После подтверждения личности уже нужен или родственник или юридически заверенное лицо с полномочиями решать все эти вопросы. Дальнейшая процедура эта уже достаточно не сложная (по сравнению с предшествующими). Как получить и транспортировать без родственников можно (и нужно) проконсультироваться непосредственно с теми местами от куда и куда транспортируют (морг выписки, морг или крематорий или кладбище, которое принимает). Эта процедура уже стандартна, теоретически эту информацию можно получить даже не у юриста, а в любом большом буро ритуальных услуг. Так же отдельно надо узнавать этот вопрос у авиакомпании.
--------
В следующем году собираюсь в экспедицию в район ГМС. Теоретически могу помочь в ускорении второй части (опознание). Например сделав тщательный сбор фото материалов, спуск фотопленок, взять пробу на тест ДНК... Теоретически, тогда можно доказать личность 100% и официальный запрос местным властям подать уже от родственников. Это должно уменьшить внутреннюю бюрократию и ускорить процесс согласования. Также это практически сократит до минимума время и документацию между первым и вторым этапом, т.к. открытое дело будет практически сразу закрыто и не потребует кучи официальных запросов для расследования.
Как-то так...

Боюсь, что взятие пробы на тест ДНК и любой сбор материалов, проведенные в отсутствие уполномоченного представителя местной власти, не будут признаны.

Согласен, но он может быть признан родственниками и как минимум закроет часть сложных нюансов.

Без официальной бумаги от органов Российский Центр судмедэкспертизы не примет останки на анализ ДНК - я уже беседовал с профессором из этого Центра. Жаль, что пока не появился комментарий человека, который прошёл сам всю эту цепочку, чтобы меньше шишек нашибить. Ну что ж, пока будем ждать - время ещё есть, а если не дождёмся, то придётся самим раскручивать.

Александр, спасибо за доведённое до логической точки расследование и за хорошее изложение его здесь.

Господа неравнодушные.
Почитал я тут вашу переписку и вот что.
Если у семьи есть желание захоронить кремированные останки, но нет денег на все эти процедуры, думаю они не будут настаивать на ДНК-экспертизе. Судя по результатам расследования - личность установлена на 99,99%, а ДНК-экспертиза тоже даёт не 100% гарантию совпадения.
Поэтому, "не имея гербовой - пишем на простой".
Надо, как правильно обрисовал entv, не поднимая особой шумихи, сжечь останки там на месте, а пепел привезти в Питер частным образом. Это конечно тоже задача неординарная (как объяснить погранцам в аэропорту или на ж/д), но решаемая.
А если всё делать по-правилам - не хватит ни времени ни денег ни энтузиазма.

Удачи

Представил себя на месте этого парнишки.... вся эта суета... башляние юристов и почтенных саксаулов.... и для чего? перебраться с гор в промозглый питер... а там в двух шагах красивое место у ГМС. Хоть и не в такой компании, как возле кавказских альплагерей, но место тоже культовое, светлое. От родственников - табличку с гравировкой, четыре шлямбура да поллитра на помин, от проходяшей группы (хоть это и редкость нынче) - потраченная дневка. Всеж не случайный в горах человек (шестерка не двойка), а чайниковский расклад июля 80го спишем на гипоксий и экспедиционку. Свои же люди. Отдавшие горам кусок души. а кто-то не только душу.

Сергей, спасибо за подсказку! Я правда думал о "зелёнке" на слиянии РГО и Красноармейского, но ГМС ближе - Вы правы. Сегодня буду говорить с родственниками и предложу как вариант.

Вообще, Сергей, по-моему, это - оптимальный вариант. (Если, конечно, согласятся родственники, потому что никаких документов о смерти и захоронении они точно не получат, как и в нелегальном варианте.) Нелегальный провоз - дело такое... А официально тут будет столько проблем, что не факт, что это удастся за разумные время и деньги. Александр, Никита, вы не хотите попробовать обсудить это с племянницей? Но предварительно, наверное, надо все-таки проконсультироваться, чтобы оценить реальность официального варианта. А из двух неофициальных лично я для себя бы выбрал этот.

документы о смерти (во всяком случае раньше так было) выдавались по решению суда через 6 месяцев после пропажи при подобных обстоятельствах. Сам на подобном заседании показания давал по подобному случаю (см пост) в 80е. Думаю что и тут родители в свое время такую процедуру прошли. Да и похоже за давностью лет нет сейчас заинтересованных в такой бумажке. Все давно поделено(если было что делить), родители умерли, а детей, похоже, не сподобилось.

Мне с самого начала в этой истории казалось странным - найти останки человека и не сообщить об этом в милицию. (ведь, этого не было, как я понимаю)

Зачем вы так?
Под Ленина тоже вытаивают останки от лавины 90г, все это знают, но местной милиции это не интересно и не нужно.

Мы в 85г. на Кавказе на леднике Чалаат нашли старый брезентовый штормкостюм с костями. На нём был абалаковский пояс, помню пряжка была,как новая... Ледник притащил, может из под Чатына. Не поленились,сбегали в Местиа, в милицию. Там не проявили никакого интереса...

Вы хоть обминусуйтесь, но моё мнение такое: нашёл труп - сообщи в милицию. (видать я не правильно воспитан - нужно найдя труп, начинать с обсуждения на риске, а уж потом обращаться к органам власти)

Есть ещё такое понятие - срок давности. Поэтому милиции, наверное, и не интересно.

Спасибо за расследование!
Все четко сделали.
На счет самого происшествия, все-таки существует закон парных случаев.
Подобная история была в 1981г на леднике Абрамова (Алайский хр.). Пропал студент из Питера, на леднике. Нашли его на следующий год, случайно, когда мы будучи студентами, были там на практике.
Наш товарищ обнаружил рядом с колодцем рюкзак, колодец уже зарос льдом.
Лавинным щупом просверлили отверстие и обнаружили тело.
Пришлось вырубать пару кубометров льда.
И был это как раз Фунтиков (вице-президент РГО немного ошибся).
Вероятнее всего, что он провалился в колодец, когда отбирал пробы на леднике, потому что рюкзак остался рядом. Колодец был очень узкий, он его закупорил и тёкший ручей просто заполнил колодец, поэтому в 81г его обнаружить не удалось.
Вывод основан на расположение тела и разной степени изменения тканей, нижняя часть была не вморожена в лед.
Хотя поиски, как и в случае на лед. Розмирович, были очень длительные и обширные.
летом на базе было до 30 человек.
Тогда был СССР, с вертолетами проблем не было, да и с финансированием тоже.
Поэтому многие вопросы решались просто и быстро.

Честно говоря, я бы тоже предпочёл лежать там, где лежал последние 35 лет... Табличка и ледоруб в середину...А для родственников можно ещё такую же табличку на памятник родителям...многие так делают...И не нужно никакой экспертизы и так всё ясно.Вероятность, что это не ОН, стремится к нулю...Пинайте...

Спасибо Всем за расследование.
Почитал тут Ваши комментарии, некоторые из них весьма удивили.
Тк комментировал предыдущий пост, хочу поделиться своим мнением.
1) Самое главное это согласие родственников, в данном случае я так понимаю - родной сестры погибшего. Только согласие - ничего более.
2) После получения согласия обратиться к представителям фирм, которые организуют коммерческие восхождения в МАЛе на Москвина. У них есть опыт по всем юр-процедурам и перевозке останков за пределы Таджикистана.
3) ??? Сжечь останки на месте ??? Ну на мой взгляд - дикость. Много Вы там сожгёте на 4500,
даже с применением напалма? Кому это нужно, где 70 % пепла будут продукты горения полистирола, ацетона и бензина?
4) При организации поисковой экспедиции на следующий год останки можно и не найти.
5) Деньги - в принципе вопрос решаемый, на страницах Риска на перфораторы собирают...
С уважением,
Fenriz

Петь, тут главное - не деньги. Просто проблем с вывозом неопознанных останков с территории чужого государства будет уйма. Ты знаешь положительные прецеденты, кроме военных, решающихся обычно на госуровне? Я - нет.
Пепел, как ты понимаешь - просто символ. Но я тоже считаю, что предложение Сергея лучше моего во всех аспектах.

Перфораторы спасут новые жизни. А если родственникам эвакуация останков нужна постольку поскольку, то не стоит и бередить.

Решать, конечно, должны вероятные родственники, однако если есть возможность провести опознание останков по вещам погибшего, лучше обойтись без ДНК-экспертизы. Да, родителей уже нет, а есть ли возможность отыскать участников той экспедиции? Может они смогут опознать?
Связываться с госструктурами, что с нашими, что с таджикскими, - только в крайнем случае. ИМХО

П.С. Я как-то не отследил: а что с плёнкой, которая была в "Зените"?

Слава, опознание по вещам без представителей властей, через 35 лет, непонятно кем... Да какой чиновник в это поверит и подпишет?

извините, что видео было не доступно, стояла блокировка приватности, сейчас видео доступно.

Всем, кто участвовал в поисках и выяснении обстоятельств - мое глубочайшее уважение. Думаю, что вряд ли есть повод сомневаться в том, что останки принадлежат именно этому человеку. Если получится поговорить со знакомым судмедэкспертом - скину в личку ТС процессуальные детали про опознание и проч.
И еще почти офтоп для этой ветки: удивила разница в оценке скорости течения ледника (от 252 м/год до 1 м/сут) и реальном - значительно меньшем - переносе останков (максимум 100 м/год).

Спасибо за неравнодушие
Убедите похоронить на ГМС. Они сами не знают что просят, могилы редко посещают, а через 20 лет и вовсе забудут кто это был. А там в горах, родная обстановка... и все кто пройдет помянет.
На себя примерьте

Да... Наверно, правильнее всего там и похоронить... Никита, а из общения с руководителем хотя бы про фотоаппарат что -нибудь выяснилось? Или никто ничего не помнит? За это время, учитывая состояние вещей, слишком маловероятно опознание именно по вещам, если участники/руководитель толком ничего не помнят - что нормально, учитывая прошедшее время...

Надо не забывать, конечно, что вероятность больше его не найти - крайне велика. Если зимой будет много снега - к лету он может оказаться уже подо льдом. Такое уже было на Эльбрусе, когда даже паспорта вытащили и принесли - а потом не смогли найти тела...

Вполне возможно.
Поэтому может понадобиться металлоискатель, ведь координаты места есть.
Унести далеко не может, сам ледник в этом месте действительно почти стоит.
И правильно выбранное время экспедиции, вероятнее всего август.
Но это лучше узнать у спецов-гляциологов по тому району, когда максимальное таяние льда в районе. Есть вероятность что сезонный снег в этом месте весь растает.

Идея с захоронением на ГМС самая разумная и правильная.
Это нужно всем нам, не только родственникам.

Никто не устоит
Перед судьбой такой -
Надеяться и ждать,
Чтоб снова день настал,
Когда друзья твои
За каменной грядой
Вернутся покорить
Не взятый перевал...

Вадиму: entv 26.10.2015 20:56 - Читай внимательнее, 1-й пункт = согласие родственников. Если его нет, то все остальное бессмысленно. Но памятную табличку на ГМС повесить конечно нужно. Деньги - как я написал, и как ты правильно заметил только 5-й пункт действительно не главное.

Да, знаю. В 2004 году моя группа была свидетелем спасательной операции: Тело погибшего (год назад) восходителя из Чехии (срыв на гребне п. Е. Корженевской в районе верблюда 6700 - 6800) транспортировали сотрудники МАЛа в лагерь 5300. Откуда тело забрал вертолет - подцепил тросом и доставил на Москвина, ну и дальше были все процедуры по перевозке тела в Чехию. Я могу быть неточным в деталях, уточнить Вы их можете у Владимира Юдина. Руководство фирм организующие коммерческие восхождения в МАЛах,(не всех фирм, конечно) имеют выход на госуровень, поэтому я и пишу, что если решать вопрос по перевозке останков, то нужно у них проконсультироваться.

Вот собственно и все.

Извини за минус - промахнулся.

Ты меня не понял. Я имел в виду положительные прецеденты вывоза за границу ИМЕННО исходно НЕОПОЗНАННЫХ останков. Я таких не знаю.
Ну, и лучше, чтобы они не просто проконсультировали, а взялись помочь. Потому что рекомендации типа "открываете пинком дверь в кабинет такого-то и говорите ему, что надо сделать то-то" - не помогут. А руководители этих фирм могут это делать. Что им значительно помогает.
Но проконсультироваться у них, несомненно, будет полезно. Я думаю, Никита знаком и с Рано и с Давлатом и с другими. Но, если надо - контакты есть. Я думаю, что кроме оплаты можно организовать благодарственную бумагу фирме.
Просто согласия родственников будет мало. Как минимум - нотариально заверенная доверенность с апостилем. Причем я не знаю список действий, которые в ней надо перечислить. А гендоверенность, тут, скорее всего, не пройдет.

Вы немного не представляете азиатский менталитет, бывших наших среднеазиатских республик.
Никто ничего "внизу" делать не будет, пока не поступит команда "сверху".
В настоящее время, все меньше людей связанных с горами, имеют выходы "наверх".
Старое поколение уходит, чиновники уже раз 20 поменялись.
У них другие интересы и задачи.
Ну и вдобавок, как выше сказали, доблестные представители России за рубежом, чаще всего лежат в тени на айване у арыка и пьют зеленый чай, по местной традиции и ничего делать не хотят.

Ну, все пока не настолько плохо. В Таджикистане руководители нескольких крупных турфирм, зарабатывающих стране валюту, пока еще имеют авторитет, насколько я знаю. Активная помощь одной из них по официальной части значила бы немало.

что-то до меня не доходит ажиотаж про согласие родственников. чисто юридически, типа для бумажки на границе - то таки возможно да, она так и называется, та бумажка. но для начала необходимо неслабое желание этих самых родственников (ну, или друзей) протащить парня через границы,инструкции и чиновников. (чет кажется что та племянница его и не видела толком. а для памяти вполне хватит фото захоронения у ГМС)
Другое дело - открыто светить небу неприкрытыми костями. Все же не семь тыщ. Да и там, на той же Победе потихоньку стараются прикрыть камнями. Все же не Тибет. А то когда кору вокруг Кайласа ходил - свора собак на перевале, откормленные дармовым мясом, сильное впечатление оставили. Неуютное ощущение. Пусть и оправданы те традиции недостатком мест куда зарыть или топливом для викинговского сжигания - но прикинул тогда на себя.... не то воспитание.
Так же в случае ГМС не доходит до меня настоятельная необходимость в генэкспертизе. Ну всплывет доп инф или тело - добавится табличка по соседству. Свои же люди. Тем более что мужики большущую работу по восстановлению обстоятельств провернули. Респект и уважуха. и земной поклон за отсутствие пофигизма.

Даааааа. Не хотел бы я чтобы если вдруг так случится со мной чтобы было так много ажиотажа. Я бы предпочёл тихо и мирно дальше лежать. Извините если что не так написал

В связи с этим вспомнилось. Мы командой Альпклуба Г Магнитогорска совершали в 1996 или 97 кажется году в Патагонии на Фитс Рой. Обрабатывали с В Иголкиным маршрут с перемычки и видим внизу под нами на ледовом склоне что лежит похожее на рюкзак После провешивания 3 верёвок спустились вниз и пошли проверить что это. Начали копать Думали кто то уронил рюкзак. Копаем. Копаем и вдруг понимаем что это замёрзший альпинист с рюкзаком. Бррррррр. Закапываем. Уходим. Ни кому из нашей команды не говорим. Впереди ещё восхождение. Залезли. Потом уже рассказали всем. И рассказали в Чалтене местным службам. А они об этом знают. Это чех одиночка сорвался и погиб. Никто его не снимает. Для на с Советских альпинистов это было дико слышать. Просто вспомнилось. Никаких сравнений с вашим случаем. С уважением Г Сибаев

Ну, ваще! Нет слов! Огроменная работа!

Друзья. я только что закончил продолжительный телефонный разговор со второй племянницей Александра Малышева (старшей сестрой той, что проживает по найденному адресу), к которой меня переадресовала его родная сестра, ввиду своего пошатнувшегося здоровья. Судя по разговору она эрудированная и деловитая женщина. Создалось впечатление, что именно она будет заниматься всеми делами связанными с перезахоронением Александра. В результате разговора пришли к мнению, что на следующий год, во второй половине августа, нужно организовать небольшую команду (3-4 чел.) для вырубания изо льда и перезахоронения останков рядом с ГМС им. Федченко с установкой мемориальной таблички. При этом, если не найдутся документы (паспорт) однозначно подтверждающие личность погибшего, необходимо будет взять материал для проведения генетической экспертизы в Москве. Перезахоронение позволит исключить пропажу останков из-за течения ледника или действий представителей фауны. Дальнейшую судьбу останков можно будет решать в 2017 г., так как при не обнаружении документов и необходимости анализа ДНК, две экспедиции в год маловероятны.

Тем не менее уверенность, что это останки Малышева возрастает. Руководитель группы подтвердил, что у него был брезентовый рюкзак и трикони. Сегодня отошлю фотки и видео племяннице для показа родной сестре Малышева. Возможно она что-то опознает из вещей. Буду держать в курсе аудиторию, пока пост не сползёт на вторую страницу.

Обращаюсь с просьбой ко всем: поделитесь конструктивными предложениями по организации команды для перемещения останков с ледника Розмирович на ГМС (количество человек, личное желание принять участие, спец. оборудование, металлоискатель и т.п.)

Если кто-либо собирается в августе в тот район и готов помочь в данном мероприятии, то возможно сокращение команды для перезахоронения до двух человек (чтобы потом безопасно уйти через Кашал-Аяк). Желающие напишите в личку.

А слетать туда она не захочет? Ничего себе приключение.

NikitaStepanov пишет: >Обращаюсь с просьбой ко всем: поделитесь конструктивными предложениями...

Алексей Никоноров
( http://www.risk.ru/people/nikonorov )
готов поделиться конструктивными предложениями и полезными контактами на месте.
По опыту участия в организации идентификации и репатриации останков
Сергея Чернышова
и Олега Монсара
Телефон Никонорова у Никиты Степанова есть.
Надеюсь, что они (Никоноров и Степанов) как-то между собой свяжутся.
Если еще кому нужны контакты Никонорова, пишите мне в личку.
На Риске он редко появляется, пароль забыл, с интернетом не сильно дружит....
Но помочь готов.

Спасибо, завтра поговорю.

Думаю, не слишком пафосно выражусь, но вот это и есть настоящее горное братство.
То, что вы сделали - очень сильно. Очень по-человечески. Спасибо вам.

Спасибо, за многочисленные советы, но как-то так получилось, что за главным эпизодом совсем затерялся смысл данного поста , по созданию системы взаимопомощи в подобной ситуации. Прошу всех ещё раз вчитаться в after an apiloge! Прошу поддержать данную инициативу. Или аргументированно объяснить мне её не целесообразность и не нужность. Думаю, что ключ к успеху в системном подходе, возможно не на риске, а где-то в другом месте. Если риску нужны только лишь слащавые статьи, тогда мне здесь не место.

Лучше подобную информацию размещать на главной(как вы и сделали), главною читают все.
Далеко не все любители экстрима пользуются Риском, да и вообще, не существует площадок, куда заходят все. Поэтому создание единой системы задча нереальная. Нужно задействовать, в подобных случаях, все возможные какналы. Мир этот не такой уж и черствый, неравнодушные люди асегда найдутся.

Вообще, мне кажется, количество осмысленных запросов о поиске пропавших в этой рубрике будет крайне невелико (1-2 в год). И в эту рубрику не будут заходить. Может, лучше сделать более широкую рубрику "Прошу помощи"? Там можно было бы писать и о сборе средств для пострадавших в ЧП и о поиске возможности передать что-то куда-то. Хотя ее замусорят, конечно.

1. Спросил бы в первую очередь у родственников их мнение о том, хотели бы они того, чтобы останки привезли им или они были бы согласны на захоронение останков на месте обнаружения.
2. Если бы я так погиб и мои останки через много лет нашли, хотел бы, чтобы похоронили там, в горах. Если бы мой родственник-горный турист или альпинист погиб бы в горах и его останки нашли бы через столько лет, тоже был бы за то, чтобы его останки захоронили бы там.
3. Может лучше сначала спросить мнение оставшихся родственников, а потом уж обсуждать вопросы о транспортировке, доставке и т.д.?
А проделавшим такую работу по опознанию огромное спасибо!

NikitaStepanov, 27.10.2015 13:39
тут уже такая информация написана, вам немного не хватило сил прочитать все полотенце.

это FanKav - ему бы просто отметиться.

Да, не смог осилить больше первых пары десятков.
А Никита-молодец, сильно помог в деле поиска информации.

Долго думал над предложением Саши Грушина о создании отдельной рубрики: "Помним, ищем". Вначале она показалась мне абсурлдной из-за малого количества пропавших без вести в горах, а потом начал шевелить мозгами, и вспомнил, что только у меня на памяти семь случаев, в которых пропало 14 человек! Судя по всему некоторые из них уже вытаяли или скоро начнут вытаивать из ледников. Поэтому поддерживаю инициативу Саши Грушина и обращаюсь к админам Риска, а конкретно к Елене Дмитренко и Дарье Майоровой о создании такой рубрики, чтобы группы выходящие на маршрут, знали что они могут найти некие вещи, которые принадлежали пропавшим и не проходили мимо. В ближайшее время опубликую на всякий случай пост (если админы не прочтут комментария) о пропавших и места где возможно появятся их останки.

пост бы укомплектовать картосхемой мест. случаев действительно.... в том числе массовых, емнип был такой на фанах, где нашли только палатку а в ней переломанное тело в спальнике.остальных вроде как обвал льда накрыл. да и под белухой случаев пропаж хватает. включая группы полностью. Не в курсе формата - рубрика или незаораживаемый от добавок пост, с выносом в тело поста инф из комментов.

Кстати - взять ту же Победу - описывают мужики подьем на Важу -"а это фото старой веревки и 2 брошенныхрюкзака рядом". а в комментах пишут - это не 2 рюкзака, а Андрюха и его рюкзак. Стариков тему поднимал (чисто по Победе), но в ключе: кто,где, плюс карта - у него вытянуть тему пока не получилось. А скооперировавшись вполне можно боль-мень все в порядок привести .
в ком выше - букву М пропустил - незамораживаемый от правок пост

Сергей, про то о чём Вы упоминаете о Фанах про 80-ый год, ситуация была такая: группа из Ульяновска в составе 6-ти человек спускалась с седла Бодхоны. Первый улетел и группа пошла вниз правее ледопада. Спустившись до пологого участка и бросив рюкзаки не выполаживании ледника, они спустились к нему. Признаков жизни он не подавал. Тогда кто-то из них сбегал за палаткой и тело положили в в палатку. После этого группа вернулась к рюкзакам и вскоре их накрыл ледовый обвал. Когда группа не вышла на связь и прибыли спасатели, его тело нашли сразу, поскольку палатка стояла и была лишь присыпана ледышками. Ещё два трупа откопали в 83-84-ом году. И это не из интернета - я просто позвонил тому спасателю, который там был, и в 80-ом и в 83-84-ом году. Если Вас это интересует и захотите пообщаться - координаты пришлю в личку. Вод видите, насколько ВАЖНА такая рубрика? Не прошло и 15-ти часов, как я Вам ответил, по интересующему Вас вопросу. И тогда ещё я очень сильно пошевелил мозгами и вспомнил о 23 пропавших туристах. Мне кажется, что если я начну копать глубже, то этот список значительно увеличится.

Грушину Александру Никите Степанову:

"...Кто имеет опыт подобных мероприятий, напишите мне или Никите Степанову в личку ...".

Как найти вашу личку?

Тычек в никнейм, тычек в карандаш и пиши :)

Я уже отписал ему. Надеюсь что ответит.

Приятно отметить, что обещанного в связи с публикацией подробностей случившегося скандала так и не произошло, все вполне нормально и конструктивно.
Что еще больше усиливает мое убеждение, высказанное по этому поводу в предыдущей теме:
"Попытка скрыть подробности гораздо сильнее провоцирует скандал, чем их спокойное и объективное изложение".
Спасибо за информацию и за проделанную серьезную и качественную работу!

Да, я крайне удивлен отсутствию скандала в данном случае. Осталось понять, это разовое явление или новая тенденция. Если ситуация повторится - можно думать о возможности публикации информации о ЧП на Риске. Но причина столь резких изменений в отношении к ЧП мне пока неясна. "Спокойное и объективное" здесь, ИМХО, явно не при чем, поскольку оно и раньше бывало обычно. Возможно, дело просто в том, что люди почти никому здесь не известные, никто из них давно не ходит и вообще все было давно.

Мне кажется дело как раз в "спокойном и объективном". В данном случае не было таких явных факторов, которые можно слишком по-разному интерпретировать. А ещё здесь некого обвинять.
А так-то по новым случаям - всегда есть набор ошибок, которые можно обсасывать, плюс кто-то виноват.

Значит, увы, никакой новой тенденции нет. Есть просто бесперспективный для раскрутки скандала случай.

Да и по новым случаям то же самое. Как только объявляют:"Информации не будет, чтобы не нагнетать", автоматически все и нагнетается. :)
Сам факт сокрытия информации - отличный повод устроить скандал, ничем не хуже фактических обстоятельств случившегося. И обвинить можно кого угодно, и придумать что угодно - полет фантазии ничем не ограничен.

Есть просто бесперспективный для раскрутки скандала случай.
***
Тут я с entv еще раз соглашусь. Скандалы еще будут, когда опять люди получат повод кидаться друг в друга перчатками или булыжниками и расклад сил будет не 1:0, как здесь.

А вообще entv склонен к мягко говоря преувеличениям, но по его каментам в этом посте я бы такого не заподозрил. Желаю entv и дальше нас чем-то хорошим удивлять.

Первый пост - про находку на леднике
Второй пост - про результаты расследования находки на леднике
Третий пост будет - про исследование почему не было скандалов в первом и втором постах. Разумеется, с участием в главных ролях entv, alvd, laska

А вы будете четвертейский судья.

Неее, меня в этот террариум не заманите

Великое дело. Спасибо за Ваше небезразличие.

По http://www.risk.ru/blog/205791
>t0rzan, 20.09.2015 17:01 7
>Здраствуйте, меня зовут Абрамкин Алексей. В 91-м пропал мой отец.

Кажется Абрамкин пропал в августе 90г., а не в 91-м.
Со слов иностранца: На подъеме сказал, что не идется, вернется к палатке. Иностранец спустился, в палатке не обнаружил, подумал, что спустился ниже и пошел вниз. (т.е. срыва не видел. насколько помню)

Я уже писал Алексею Абрамкину и свёл его с человеком, который был там в то время.

Комментарий к after an epilogue – о создании раздела «Ищем»
Мы можем подойти к вопросу системно:
За советское время существует статистика НС со смертельными исходами,
предположительно известны и люди, тела которых не были обнаружены.
Мне представляется, что возможно взять информацию по таким случаям,
собранную по горячим следам, и дополнить известным на сегодня,
по результатам сделать предположение, где могло бы находиться тело.
Технически на форуме – на каждый НС заводим тему в предлагаемом Александром Грушиным разделе «Ищем». Описываем известное. Кто что знает дополнительно – комментирует.
По результатам, со временем, можно будет даже составить карту и выложить для всеобщего ознакомления.
В дальнейшем, при обнаружении тела в каком-то месте, будет достаточно соотнести с накопленными сведениями, чтобы очертить узкий круг.
Допускаю, что могут быть обнаружены тела, которые не попадали в статистику (например, бойцы Великой Отечественной, искатели Шамбалы или просто туристы, вышедшие без регистрации в КСС), однако, по опыту чтения профильных форумов событие обнаружения тела действительно редкое.
За послесоветское время ситуация конечно другая, статистики по многим НС может и не быть, в то же время было это не так уж давно - соберём сведения среди ныне живущих.

Прошу прощения, что поставил минус. Хотел нажать на копку ответить, но рука дрогнула. Позвольте спросить, откуда у Вас есть статистика по всем НС с туристами? Вы в этом уверены?Может поделитесь ей со мной?

Тихо лежать - это хорошо, но когда останки оттаяли и открыты - другое дело. Надо хоронить. Тут без вариантов.

Выяснения - кто и как, не так важно. Хотя если это возможно - большое утешение для родственников. Страшно когда пропал без вести человек.

Так а почему фотоаппарата два?