Топай и лети в Чегеме

Пишет Николай Малков, 29.10.2015 19:50

Hike-n-fly полеты на параплане в Чегемском ущелье в октябре, слеты с вершин Джуллу и Ауш.
Топай и лети в Чегеме (Воздух, параплан, полет, hike, fly)
Что делать в Чегеме в плохую погоду, когда все твои друзья поразъехались, и даже стойкий Паша собирается делать ноги к своей подружке во Владикавказ? Брать Пашу и тащиться вдвоем на гору!

Парапланерный Чегем стал культовым местом осеннего обитания различных тандемщиков с побережья, акро-дельтапланеристов, бородатых парапланеристов и прочего хипствующего братства раз и навсегда. Произошло это естественным путем, благодаря хорошему климату, позволяющему летать по-взрослому в то время года, когда повсюду уже никто не летает. Солнце, полеты и заросли чабреца создают в этом укромном месте посреди гор неповторимую атмосферу счастья даже в октябре, все вокруг улыбаются и подмигивают друг другу, дескать: «Полетели на Пирамиду! Наборы до десятки…». Не сговариваясь, старые знакомые магическим образом собираются в Чегеме: одни уезжают, приезжают другие. И куча новых лиц, друзей, многоликое разнообразие интересных людей. Кто-то летает, кто-то лишь около полетов, кто-то замечательный фотограф, а кто-то вообще из Германии приехал… Это здорово, это посиделки под навесом по вечерам и вкуснейшие хычины на завтрак.

Я поехал на три недели, за что отдельное спасибо Володе Сорокину с его готовностью помочь слинять из института ;) В планах, как всегда, было много чего, но планы были отброшены в сторону по погодным условиям и мои руки и воображение оказались развязаны. И как же там прекрасно, когда погода есть...
У Чегема есть лишь одна слабая сторона... Кавказ плохо подходит для классических маршрутных полетов. Дело в том, что это слишком молодые горы со слишком узкими долинами, опасность здесь таится в самом рельефе. Кто летал в Чегеме не только в дежурном термодинамике в домашней долине, может подтвердить сложность полетов в этих местах. Десять километров в Чегеме стоят тридцати в каких-нибудь Альпах, и это не преувеличение. Те, кто летает реальные маршруты в Чегеме – это люди либо со стальными нервами, либо с продвинутым чувством прекрасного. Или, и с тем и с другим. В любом случае, для того, чтобы что-то изобретать в Чегеме, требуется сочетание самообладания, высокой техники везения© и очень высокой базы (облаков), желательно очень-очень высокой. Так получилось, что в этом году мы оказались в Чегеме с опозданием ровно на неделю, упиваясь восторженными рассказами о голубых грозах и базе в пять тысяч метров в конце сентября.

Чуть позже прошел теплый фронт и погода совсем «упала». При желании, в Чегеме можно летать хоть каждый день, даже в плохую погоду, но когда у тебя в голове грандиозные планы, настроение моментально падает, если ты просыпаешься в палатке в восемь утра, а солнце все еще не сделало воздух под тентом невыносимо жарким. Наступают тяжелые времена... Кто-то уходит в себя, некоторые предпочитают безуспешно удить форель в горной речке, практичные и запасливые занимаются протяжкой строп.
Погода не становится лучше, а палатка начинает протекать. Один Паша не унывает, он занят ремонтом своей машины и ведет переговоры насчет приданного с родителями своей горской невесты по имени Марьям. В дни без осадков многие предпочитают трекинг в горы полетам. В какой-то момент становится холодно, днем люди спасаются в горячих источниках Аушигер, но долго это продолжаться не может. Через несколько дней в лагере остается только три палатки: моя, Пашина и потрясающего человека с очень теплым спальником - Димы из Хабаровска.

Шутки шутками, а база после прохождения теплого фронта так и не поднялась. Самыми красивыми были первые три дня, когда вокруг стартовой горы Зинки образовывалась облачная шапка. Немного спустя солнце и тепло вернулись, но на Скалистый удалось выбраться лишь раз, по дежурным потокам - к самому подножью отвесной стены, укутанной густым облаком с очень тёмной подошвой.

В один прекрасный солнечный день, один из таких дней, когда всё небо с самого утра затянуто толстым слоем облаков, я долго смотрел на горы. Паше было хорошо, так как он предусмотрительно захватил из Москвы желтые очки, но у меня на душе была серость... И вот мой взгляд падает на далекую островерхую вершину Джуллу, скользит по поросшей травой седловине среди нагромождения серых скал. В голове появляется мысль, что оттуда можно стартовать, и тут из-за облаков пробивается живой солнечный луч и падает на мою седловину! В этот момент я понял: это неоспоримый знак с небес!
Уговорить Пашу было несложно. Он сам собой уговорился после того, как хозяин парапланерного кемпинга Марат сообщил нам, что на ту самую вершину час назад из Эль-Тюбю вышла группа из 15 туристов и одного проводника. Причем, 11 из 15 туристов принадлежат к женскому полу. Вдобавок, вечером они собираются посетить наш лагерь для знакомства с парапланеризмом. В общем, долго уговаривать Пашу не пришлось.

Подъем до седла занял 2.5 часа. На подъеме мы сильно спешили, боясь не застать наших туристок на вершине. В итоге, мы догнали их на финальном взлете, запыхавшиеся, но довольные собой. Показательно, что у 11 туристок подъем занял четыре часа. Я был горд собой, Паша тоже.

К сожалению, погода шла со стороны горного массива, на который мы забрались. По всему было видно, что собирается дождь, так что мы были лишены возможности познакомиться с ними и ракетой промчались дальше... Позже Паша заявил, что ему понравилась одна, в зеленом костюме. Я заявил, что мне пришлась по вкусу та, которая была в красной кофте. Удивительно, но впоследствии выяснилось, что мы говорили про одну и ту же особу. У неё было неопределенное имя «Алида Али Нет», или что-то в этом роде...

Не теряя времени попусту, мы на ходу разложились в стиле X-Alps, в лицо дул мягкий ветерок. Старт и полет не представлял собой никакой сложности. Прогрева в этот день не было, поэтому весь полет до лагеря прошел в ровном снижении. Высоты хватило как раз, чтобы прийти на вершину Зинки. Посадка в лагере под аплодисменты Алексея Тарасова (Теоретик с парафорума), наблюдавшего весь наш полет, доставил лично мне огромное удовольствие.

На следующий день мы решили закрепить успех. Погода была лучше, 11 туристок в лагере так и не появлялись, и в этот день мы никуда не спешили.
Подъем на вершину Ауш прошел в более спокойном темпе, но дался тяжелее. Набор высоты оказался в два раза больше по сравнению с предыдущим днем, идти пришлось по мелкой сыпухе: делаешь шаг, и нога погружается в мелкие камешки, которые съезжают вниз, и вот ты на том же самом месте, с которого начал. В итоге мы вышли на перевал перед вершиной за четыре часа. С него открылся потрясающий вид на равнину, покрытую морем облаков, которые через Чегемские водопады вливались в нашу долину и таяли. С другой стороны, в разрывах облаков, было видно величественный район Безенги, прозванный "кавказскими Гималаями". От пафоса приобщения к племени альпинистов сердце уходило в пятки.

Восстановив силы легким обедом из сублиматов, мы отправились на поиски места для старта на вершине. Это было большой ошибкой, но на ошибках учатся. На собственном опыте выяснено, что вершины плохо подходят для старта, так как любая вершина является: а) хаотичным нагромождением больших камней; б) точкой, в которой ветер дует со всех сторон сразу. Потратив на попытку улететь оттуда еще один час, мы скатываемся обратно на перевал, и, о чудо! На перевале дует ровный ветер в лоб, больших камней нет, и вот склон плавно уходит вниз...

Как замечательно, что в тот день не было прогрева. В порыве страстного желания улететь оттуда и не идти вниз пешком по темноте, мы стартовали в сторону, противоположную направлению на лагерь. Таким образом, мы оказались над очень недружелюбным ущельем, уходящим в противоположную сторону от направления полета. Если бы в этот день было солнечно, то мы, скорее всего, не рискнули бы стартовать в подобных условиях. Думаю, стоило бы нам опуститься "под рельеф" при хорошем прогреве и работающем долинном ветре, как мы бы оказались, мягко говоря, в очень невыгодном положении... Ну а так, это был долгий и спокойный полет из ущелья в ущелье в ровном воздухе с отпущенными клевантами. Стартовав с трех тысяч, мы обеспечили себе достаточный запас высоты, чтобы не только долететь до намеченной посадки в Эль-Тюбю, но даже вернуться "против шерсти" (против долинного ветра) в лагерь через узкое место ущелья реки Чегем. Выйдя на Зинки на уровне "лопат" мы обнаружили себя над очень низкими туманообразными облаками, ставшими в тот день наградой победителям вершины Ауш.
Топай и лети в Чегеме (Воздух, параплан, полет, hike, fly)Топай и лети в Чегеме (Воздух, параплан, полет, hike, fly)Топай и лети в Чегеме (Воздух, параплан, полет, hike, fly)Топай и лети в Чегеме (Воздух, параплан, полет, hike, fly)Топай и лети в Чегеме (Воздух, параплан, полет, hike, fly)

Маршрут Джуллу на сайте plotaroute.com

Маршрут Ауш на сайте plotaroute.com

Топай и лети в Чегеме (Воздух, параплан, полет, hike, fly)

Здорово, когда мечты становятся реальностью. Раньше я много читал о том, как ребята в Альпах лезут на гору и спускаются вниз на парапланах, спидфлаерах, спидглайдерах. Это совсем не похоже ни на полеты в классическом понимании, ни на горный туризм. Это совершенно новый уровень свободы передвижения. Ощущения альпиниста, поднявшегося на вершину, должны омрачаться перспективой опасного спуска вниз, и как же, черт возьми, приятно достать из-за спины легкое, шуршащее крыло и насладиться покоренной вершиной еще раз, разменяв набранную с таким трудом высоту на еще один вид кайфа. Я думаю, что очень скоро всё это станет таким же обычным делом, как фрирайд и бэккантри в снежных видах спорта, и произведет очередную революцию в снаряжении, в умах и в свободе.

Текст: Николай Малков
Фото Instagram: Павел Хромченко (v____e___t__r_o_m @instagram)