Наблюдения за здоровьем в высокогорье

Пишет Kernelbug, 15.11.2015 21:24

Акклиматизация человека в высокогорье — интересная и важная для нас тема, коей посвящено немало исследований. Эти исследования и работы не раз обсуждались здесь, не раз обсуждался опыт серьёзных высотников и были интереснейшие прения относительно состояния и поведения человеческого организма в процессе акклиматизации.
Меня эта тема интересовала не меньше, чем остальных. Поэтому, собираясь в очередной раз туда, я и решил внести вклад в дело обсуждения этих вопросов — собрать информацию о работе для начала хотя бы своего собственного организма.
Для этого перед отъездом и после возвращения сделал полный общий и биохимический анализ крови, а в горах — ежедневно измерял кислород в крови и пульс.
Материалы этих наблюдений, их анализа и субъективные оценки и хочу сейчас передать общественности, буде кому они пригодятся.
Эта статья — отчёт о наблюдении за организмом. Для понимания контекста этих наблюдений, наверное, стоит написать отдельный отчёт о походе?Наблюдения за здоровьем в высокогорье (Горный туризм, пик ленина, отчет, медицина, акклиматизация)

Исходные данные

Пол — мужской. Возраст — 27. Максимальный высотный опыт пребывания и ночёвки: количественный — 4820 в 2012 г., качественный — 2 недели похода между 4100 и 4750 в 2014 г. Пульс в состоянии покоя перед выездом — 45—50 уд./мин., кислород в крови — 98—100%. Отношение к горной болезни: головную боль моментально снимаю анальгином, до рвоты или поноса не доводил себя никогда. Впервые характерные симптомы горняжки ловил и на 1200 метрах, и на 3600 (первый в жизни перевал — Балкбаши, 1А — дался когда-то едва ли не тяжелее, чем сейчас пик Ленина). Лечил сей позорный недуг профилактикой — бегом. Режим тренировок: нерегулярные в течение всего года, дистанции 5 и 10 км, до 3 раз в неделю, за пару месяцев до похода — до 5 раз в неделю, за месяц или пару недель до похода — заминка и выход на поддерживающий режим. 5 км за 20—22 мин., 10 км за 42—45 мин.

Высотный график

«Растянутый альпийский». После ночёвки на новой высоте для отдыха вниз не спускался. Таким он стал в процессе. Изначально был самым что ни на есть стандартным, используемым для наименее подготовленных в высотном плане восходителей, превратился в такой постепенно в связи с намного бо́льшим запасом выносливости и здоровья, а также лени, нежели я опасался на новых для себя высотах.

Анализ крови

Первый анализ сделан перед выездом. Второй — на 6-й день отъезда из высокогорья по возвращении домой. Результаты, как видим, очень похожи. Только холестерин сильно упал. Хотите профилактики атеросклероза? Их есть у меня.

Пульс и кислород

Измерял в среднем трижды в день: утром лёжа при подъёме, днём на привале или на максимальном подъёме, вечером лёжа перед сном. Несколько раз было, что забыл.
На марше старался не превышать планку пульса в 150 уд./мин.: на уровне поддерживающей тренировки, могу с таким пульсом очень долго работать, да и до одышки большой запас прочности.
На приведённых графиках каждому дню соответствует три точки (то есть, нулевой день — 1—3, первый — 4—6, шестнадцатый — 49—51). По ним же видно, что по мере набора высоты пульс имеет тенденцию расти, а содержание кислорода — падать (см. линию тренда). Вывод, достойный капитана Врунгеля. Однако, рассмотрим отдельно графики для высоты базового, первого, второго и третьего лагеря в отдельности.
Здесь уже мы видим, что пульс имеет тенденцию к уменьшению, а кислород — к росту везде, кроме Раздельной. Там всё строго наоборот. Что это значит? Это значит, что к высотам до 5300 включительно организм приспосабливается, постепенно акклиматизируется, разве что скорость этого процесса падает с ростом высоты. А на высоте 6100 он истощается и слабеет, акклиматизация становится хуже — несмотря на то, что субъективно я этого не ощущал. Посидел бы недельку — наверное, хорошо ощутил бы. Факт, разумеется, общеизвестный, но одно дело — на словах, а другое дело — с конкретными цифрами вживую на себе. В первом же лагере уже на 4-й день пульс и кислород вернулись почти к домашним значениям.
Эти тенденции, наблюдая за записанными значениями, я уловил на месте, поэтому и с Раздельной жаждал свалить как можно скорее, хотя и провёл на ней три ночи. Во втором же лагере вполне себе отдыхал, под отдельные замечания, что я тем самым только истощаю свой организм. Естественно, в первом и базовом лагере отдыхается гораздо лучше, а организм восстанавливается намного быстрее, но сидение во втором лагере во всяком случае само по себе здоровье не портит, разве что восстанавливает его чересчур медленно.
Последний вывод, разумеется, применим только к вашему покорному слуге. Полученные графики дают предположить, что где-то между 5300 и 6100 есть высота, на которой мой организм не будет ни восстанавливаться и акклиматизироваться, ни истощаться. Это достаточно хорошо согласуется с популярным положением, которое гласит, что любой здоровый человек может акклиматизироваться и длительно пребывать на высоте примерно до 5600 ± некий индивидуальный предел. Для меня лично эта высота лежит между 5300 и 6100, для кого-то она может быть и 5200. Возникает интересный вопрос: как и до каких пределов она может изменяться при наработке высотного опыта и тренировках? Однако, этот вопрос подобным разовым исследованием не решить. Нужны наблюдения годами за разными людьми и каждым из них.
На угол между линией тренда и осью абсцисс в данном случае не обращайте внимания: графики составлены в разных масштабах. Напрашивается гипотеза: если графики составить в одном масштабе, то величина упомянутого угла будет показателем скорости акклиматизации и восстановления, а на предельной высоте этот угол составит точно 0. Можно даже ввести некий параметр — коэффициент акклиматизации или что-то в этом роде — производную от уравнения линии тренда. Даже попробовать вычислить предельную высоту конкретного человека на основании этого коэффициента на меньших высотах. Заманчиво: приехали новички в Безенги, походили пару сезонов, а им тут и рекомендацию: Коля — прирождённый высотник, у него предельная высота должна быть 6000 метров, а вот Васе лучше в Гималаи не ездить: всего 5000. Но для подобных достоверных исследований и их анализа нужно намного больше информации.
Файл Excel с приведёнными диаграммами и исходными данными доступен здесь: https://drive.google.com/file/d/0BzO2OudIeDwMVFNZbFNxTmc2UWs/view?usp=sharing

Общая субъективная оценка

По усталости и выносливости: всё далось чрезвычайно и неожиданно легко. За весь поход напрягся буквально два раза: при переезде на Раздельную с рюкзаком 20—25 кг и на восхождении. После прошлых горных походов с каждодневной пахотой вся сия высотная эпопея показалась отдыхом. В итоге по возвращении домой уставшим себя не чувствовал, в физической форме не потерял.
По здоровью: накосячил на восхождении — взял меньше литра воды. В результате возвращение на Раздельную далось тяжело: встретил «стену» и весь сопутствующий комплекс ощущений при подъёме с перевала в третий лагерь (он в этом году на вершине был). После плотного ужина и чая всё прошло, перед сном и наутро самочувствие было отличным. Другой косяк — впервые в жизни сбил ногти на ногах: надо было другие ботинки надеть, посвободнее, и кошки не перетягивать. В общем, два таких себе одноразовых косячка, лучше всего объясняемых словами «утрата бдительности». Кроме этого плохое самочувствие было вечером на 2-й день пребывания в базовом лагере: голова болела сильно, сильнее, чем обычно, даже есть не стал. К утру всё прошло, съел двойную пайку.
По горняжке: чувствовалась высота, когда в первый день бегал в первый лагерь, но по возвращении после получасового отдыха — и думать забыл. Первые дня три голова начинала побаливать, но быстро лечилась анальгином. На второй день вечером разболелась, поспал — прошла. Во время радиалок в следующий лагерь (см. высотный график) высота чувствовалась как некое субъективное трудноописуемое чувство, знакомое нам всем. На восхождении примерно до 6900 особо не чувствовалась, выше — легкое головокружение и очень своеобразное состояние, напоминающее эйфорию, при полном сохранении контроля. Одышки не было никогда, за исключением разве что вершинного плато, когда с ребятами увидели вершину и торопились её достичь чуть ли не бегом по снегу. Проблем с желудочно-кишечным трактом, аппетитом, сном не было. Один нюанс: на вершине Раздельной не получалось спать на спине: хочется слишком глубоко и часто дышать, что неудивительно. Когда повернулся на бок в позу эмбриона, дыхание неожиданно нормализовалось, стало ровным, спокойным как дома. Так и спал всё оставшееся время. Сделал для себя полезное открытие на будущее.
Питание: раскладка — 600-граммовая. Есть хотелось постоянно. Про потерю аппетита в высокогорье знаю больше теоретически, на практике и тут не познакомился. Основной и любимый продукт — сало. Пожалел, что мало взял. Горячую пищу не готовил, кроме чая, исходя из личных предпочтений: не люблю в походе каши, супы, макароны и не хотел возиться. Сало, сыр, колбаса, конфеты, гематоген, козинаки, сухари. Последние 2 дня перешёл столоваться у Гелиоса и сдал на продуктовый склад остатки своих продуктов. В 3 лагере уходящие ребята оставили мешок с кое-какими продуктами. По возвращении домой оказалось, что веса не потерял ни килограмма (возможно, потерянную часть массы восстановил за 4 дня в Оше, но там мы особо не объедались).

Интересно. Возможно, полезно будет - надо "пожевать" получше. И раз уж пошел такой разговор - из опыта этого года. Есть препарат "гипоксен" (для справки - http://www.ros-med.info/reestr-ls/info.php?id=15122&action=info). Попробовал в марте в ходе тренировок (примерно через месяц после начала регулярных кроссов) и сравнил ощущения. Внизу вроде чуть легче берешь нагрузку. В горах - по собственным ощущениям и по ощущениям сына: по-легче набираешь высоту (т.е. - идешь вверх порезвее, пытали в Домбае). НО: жажда душила. Предполагаю - из-за загустения крови, этот озверин генерит дополнительный гемоглобин, кровь должна вроде бы густеть. В описании препарата серьезных противопоказаний нет. Думаю, вполне пригоден для облегчения (и ускорения ?) акклиматизации

этот озверин генерит дополнительный гемоглобин, кровь должна вроде бы густеть.
________________________
нет. со слов пациента, то есть производителя, он повышает кпд окислительно-восстановительных реакций с участием кислорода. типа кислорода меньше в клетке расходуется, а работа та же выполняется. не знаю, может что-то и есть, но чудес не бывает. чем-то за эти чудеса вы должны платить. в рекламных текстах этого избегают. а публикации в рефереруемых журналах не попадались.
еще они пишут про снижение сродства гемоглобина к кислороду и , типа, он легче освобождается в тканях из гемоглобина. но тут просто маркетоложество. если снижается сродство, то он и связывается в легких хуже.

Очень интересны анализы крови и их динамика после восхождения.
Холестерин вовсе не так уж вреден - из него состоит большинство мембран организма, поэтому так уж яростно его сгонять не полезно. особенно если он изначально нормальный.
Интересно, что в результате поездки ни гемоглобин, ни эритроциты, ни ферритин, ни трансферрин (переносчики железа в крови) не повысились - то есть, высота не способствовала усилению кислород-переносящей функции крови. может, правда, так 3 ночевки в "зоне смерти" сказались? тем более, еще и число лимфоцитов - полезных, в общем-то, иммунных клеток - упало (хотя и в пределах нормы).
Еще в крови интересно после поездки изменился уровень тромбоцитов - увеличился, при том что средний размер тромбоцита был повышен (то есть, эти клетки были очень молодыми, не успевшими достаточно раздробиться) - видимо, они как-то слабо утилизировались. Может, это особенность организма автора - у него тромбоцитарные показатели всегда такие? Или он аспирин принимал?

Очень интересны анализы крови и их динамика после восхождения.
-----------------------------------------------------------------
угу, тоже заметил. обычно пары недель в условиях среднегорья (2-3 тыс.) достаточно, чтобы эритроциты уже были выше нормы. если адаптация и была, то не за счет эритропоэза. жалко, что ретикулоциты не смотрели.

Кто-то на Риске где-то упоминал исследования, что спустя пару недель в высокогорье механизмы адаптации изменяются.
Плюс опытные высотники писали, что акклиматизация значительно теряется буквально за неделю. А тут 6 дней прошло от спуска вниз до анализов.
Наверное, в будущем надо будет изыскать возможность провести анализы и сразу по возвращении, и через неделю. Тогда, возможно, получим подтверждение одной из упомянутых выше гипотез. Варианты:
1) После пары недель в высокогорье до 5000 сразу кровь будет изменена, а после такого же срока с обитанием за 6000+ -- уже нет -- тогда верна гипотеза о том, что высотная высота "портит кровь"
2) Результаты анализа в обоих случаях будут одинаковы -- тогда упомянутая в предыдущем пункте гипотеза не верна. Сравниваем анализы сразу и через неделю: если сильно отличаются, значит, дело в потере акклиматизации.
3) Вариант, когда верен п. 1, но для высоты до 5000 верен и п. 2. Обе гипотезы верны.
4) Вариант, когда кровь приходит в норму уже в высокогорье за счёт смены механизмов адаптации -- это будет ясно, если в зависимости от длительности похода, чем он дольше, тем состав крови ближе к норме сразу после завершения.

Тут уже одним походом не отделаешься, нужно больше анализов. Почему бы заинтересованным в исследовании людям к нему не присоединиться?

Аспирин не принимал. Анальгин принимал больше в начале похода и какие-то буржуйские витамины.

Хороший отчет.
Показатель здоровья автора - Пульс в состоянии покоя перед выездом — 45—50 уд./мин.
Это означает хорошую натренированность организма.
По крайней мере, для обычного физкультурника.
Я, имея дело с такими же физкультурниками, измеряю им пульс. 70 - это средний показатель. 45 - редкость.

> Это означает хорошую натренированность организма.
Брадикардия чаще всего означает слишком большое (возможно перетренированное) сердце, со всеми вытекающими.
Хорошо, что редкость )))

Классный отчёт! Спасибо автору!

Ещё можно было бы измерять каждый день ортостатическую разницу - после пробуждения сразу измерить пульс и потом встать и измерить. Разница пульсов - хороший показатель нагрузки. До 15-20 ед. примерно - перегруз отсутствует, выше двадцати - уже идёт перегрузка организма. Таким образом можно довольно чётко отслеживать своё состояние.

Убедился один раз на себе - на сборах в первые дни из-за больших тренировок разница была 18-20, день на третий-четвёртый стала 6-10 и потом 4-6. В конце второй недели, уже под занавес сборов, видимо немного отравился вечером (не пил:), так утром офигел - разница была 35! Я даже не поверил сначала, зато через пару часов понял, почему так. :)) Весь день лежал бледный :):)

Большое спасибо за статью.

Лично мне всегда было интересно, как можно оценивать свою акклиматизацию.
А когда я стал инструктором, стало еще интереснее, за себя не страшно, а вот подопечные тревогу вызывают всегда изрядную.

Сам все лето провел с портативным пульсоксиметром на пальце.
У меня такое ощущение, что это именно тот прибор, который может сказать "Эй, приятель, ты дошел до края, притормози". Ну или наоборот, даст зеленый свет.

Лично мне непонятно, как это может быть никому не нужно. Залез ты, допустим, на 4400, часик отдохнул, на палец прибор нацепил и через минуту ты знаешь - стоит тебе завтра наверх или не стоит.

Далеко не всегда медицинские показатели оправдываются.Примером может послужить подготовка команды СССР на Эверест.Многие выезжают на стимуляторах типа диакарба или листьев коки.Высота дело тонкое.

А диакарб - стимулятор только в горах? Или его имеет смысл использовать и на работе для повышения производительности труда?

На работе лучше листья коки, а диакарб можно заменить на пиво.

Ну типа стимулятор
Диакарб
Действующее вещество:

Ацетазоламид* (Acetazolamidum)

Состав и форма выпуска:
Tаблетки 1 табл.
ацетазоламид 250 мг
вспомогательные вещества: крахмал картофельный; тальк; крахмала натрия гликолят

в контурной ячейковой упаковке 12 шт.; в пачке картонной 2 упаковки.

Показания:

Отечный синдром (слабой и умеренной выраженности, в сочетании с алкалозом), глаукома (первичная и вторичная, острый приступ), эпилепсия (в составе комбинированной терапии), горная болезнь.

Противопоказания:

Гиперчувствительность к составляющим препарата, острая почечная недостаточность, печеночная недостаточность, гипокалиемия, ацидоз, гипокортицизм, болезнь Аддисона, уремия, сахарный диабет, беременность, период лактации.

С осторожностью — отеки печеночного и почечного генеза, прием высоких доз ацетилсалициловой кислоты.

Применение при беременности и кормлении грудью:

Противопоказано при беременности. На время лечения следует прекратить грудное вскармливание.

Побочные действия:

Гипокалиемия, мышечная слабость, судороги, гиперемия кожи, парестезии, шум в ушах, анорексия, метаболический ацидоз, кожный зуд, близорукость, крапивница.

При длительном применении — нефролитиаз, гематурия, глюкозурия, гемолитическая анемия, лейкопения, агранулоцитоз, дезориентация, нарушение осязания, сонливость, тошнота, рвота, диарея, аллергические реакции.

Передозировка:

Симптомы: возможно усиление побочных эффектов.

Лечение: симптоматическая терапия.

Способ применения и дозы:

Внутрь.

Отечный синдром: в начале лечения — 250–375 мг/сут (1–1,5 табл.), утром. Максимальный диуретический эффект достигается при приеме через день или по 2 дня подряд с однодневным перерывом.

При открытоугольной глаукоме: по 250 мг (1 табл.) 1–4 раза в сутки. Дозы более чем 1000 мг (4 табл.) не увеличивают эффективность лечения.

При вторичной глаукоме: по 250 мг (1 табл.) каждые 4 ч, при острых приступах глаукомы — по 250 мг (1 табл.) 4 раза в сутки, у некоторых пациентов эффективен при приеме 250 мг (1 табл.) 2 раза в сутки (кратковременная терапия). Детям — 10–15 мг/кг/сут в 3–4 разделенных дозах.

При эпилепсии: взрослым - 250–500 мг/сут (1–2 табл.) в 1 прием в течение 3 дней, на 4-й — перерыв. Детям: 4–12 мес — 50 мг/сут в 1–2 приема, 2–3 лет — 50–125 мг/сут в 1–2 приема, 4–18 лет — 125–250 мг однократно, утром. При сочетании ацетазоламида с противосудорожными средствами, начальная доза — 250 мг 1 раз в сутки (при необходимости увеличивают). У детей не следует применять дозы выше чем 750 мг/сут.

Горная болезнь: профилактика — 500–1000 мг/сут в равных дозах.

В случае быстрого восхождения — 1000 мг/сут в равных дозах. Препарат следует применять за 24–48 ч перед восхождением, в случае появления симптомов болезни лечение продолжают в течение 48 ч (при необходимости — дольше).

В случае пропуска приема препарата, при очередном приеме дозу увеличивать не следует.

Меры предосторожности:

В случае назначения препарата на протяжении более 5 дней высок риск развития метаболического ацидоза.

При длительном применении следует контролировать показатели водно-электролитного баланса, картину периферической крови, КОС.

Не следует применять во время работы водителям транспортных средств и людям, профессия которых связана с повышенной концентрацией внимания (препарат в высоких дозах может вызвать сонливость, утомляемость, головокружение и дезориентацию).

entv, 17.11.2015 09:20
-------------------------------------------------------------
и этот человек всех тут учит, как правильно ходить в походы?!
стимулятор... млять...
то есть в поход выходного дня по крымским тропинкам от киоска до кисоска ни-ни без высочайшего позволения Великого Туриста, а диакарб жрать без элементарных представлений о показаниях и побочных эффектах у него легко... у меня даже слов нет больше.

Каждому своё. Я за чистую акклиматизацию своим организмом, а не медикаментозную.

Дык время жалко. Отпуск-то не резиновый. Просто осторожно надо. Потому что он - чисто симптоматический препарат. Типа порошков "от гриппа". Ничего не лечит.

== на стимуляторах типа диакарба ==

Что?! )))))

Диакарб - мочегонное (диуретик)... какой нафиг стимулятор?!

Кого диакарб не простимулирует выбегать из палатки - пусть первый бросит в меня мягкий камень.

...В общем, вывод (для себя и "соучастников") могу сделать именно по вышеприведённому анекдоту про папу и быка, который лучше. Главное - правильные тренировки и аклимуха, а все диакарбы - гипоксены и прочие анальгины сугубо вторично, и , прежде всего, "не навреди"(с). Автору спасибо за незабвение вечной темы, повторение - мать учения, ну а столь скрупулёзный анализ собственного самочувствия свойственен, скорее всего, профи - медику, так скть, из любопытства, ибо в его- то 27 лет запаса здоровья и так немерено, какие уж там серьёзные недомогания. В любом случае - спасибо!

Все правильно. Кстати, мы когда в высотные мероприятия таскали пульсоксиметры - тоже в основном из любопытства.Как себя чувствовали организмы - и так было птнятно. Но вот людямбез опыта это очень наглядную картинку дает, которую они без этого могут не понять.

Я правильно поняла из ваших графиков, что сатурация у вас падала до 35?? Каким прибором вы измеряли? Это очень низкий показатель, практически за гранью...

Yonker.
Такие страшные результаты были буквально единичным. Из стоит рассматривать как граничное значение, поэтому они сильно не напугали по нескольким причинам.
Прибор на высоте оказался очень капризным (или -- кровь в пальце :). Иногда попыток 10 требовалось для измерения. И батарейку часто глючило, отключался прежде, чем успевал чего намерить.
Точность измерений при показателе содержания кислорода ниже 70%, а также при атмосферном давлении ниже 70 кПа (выше 1500 м, кажется) производителем не гарантируется. Это, конечно, аргумент против строгой научной достоверности, а не против формирования любительского ориентира на показатели.
Результат сильно зависит (по понятным причинам) от физической активности. Старался измерять в состоянии покоя после отдыха: при пробуждении сразу лёжа, перед отходом ко сну после нескольких минут покоя, днём -- после нескольких минут спокойного сидения. Небольшая физическая работа и активное дыхание легко догоняли пульс до 90+% даже выше 6000. Но измерения в таких условиях и такие результаты были бы полностью лишены смысла. Кстати, жаль, не додумался сравнить оксигенацию перед сном в позе на спине и в позе эмбриона.

Но, тем не менее, такие нехорошие показатели даже при всём при этом наводят на ценную осторожность: самочувствие вроде хорошее, проблем субъективно не чувствуешь, бодрячком ходишь, а приборы тревожный звоночек дают. Какой же кислород был в те годы, когда на 3000 горняжка очень больно била, вообще боюсь представить.

В целом по показателям для себя сделал такие выводы: если после прихода на высоту и передышки кислород меньше 70%, то ночевать тут не следует, посидел -- и вниз. Осваивать новую высоту ночёвки следует, когда на старой кислород перевалил за 80% (в идеале 90%, но для этого надо больше времени на более глубокий спуск и восстановление).

Говорят, что при замерзании пальца показания могут сбоить.

***
Соглашусь.

И еще разок.

Название мне ничего не говорит. Но если это прибор типа "прищепка на палец" - все и так понятно. Точность - плюс-минус лапоть.

Диакарб помогал.
Факт.
Опять же - пить или не пить - надо решить за пару дней. Т.к. он действует не сразу. Это, кажется, и в рецепте написано

Были в горах на этой неделе - хотели покататься на лыжах.
Заехали на машине с уровня моря на 1370 м, на второй день на подъемнике поднялись на 2200 м.
У девушки была сонливость, общая усталость и отсутствие сил. При попытке пройти несколько шагов в гору - одышка. На второй день пропал аппетит...
Казалось бы - обычная горная болезнь...

Но на третий день (не поднималась выше 1450 м) начала неметь левая рука и пальцы левой руки постоянно неконтролируемо подергивались от судорог.
Что это такой было? Сталкивался ли кто с таким??? Это все высота так подействовала??

Я не стал ждать продолжения - на утро мы спустились с гор. Постепенно в течении дня судороги и онемение сошли на нет...