В Грузию и Армению всей семьей. Фотоальбом.

Пишет SRomanenkov, 15.11.2015 22:00

В Грузию и Армению всей семьей. Фотоальбом. (Путешествия)
В сентябре отдохнули с детишками в Грузии и Армении.
Ниже смотрите фото отчет о поездке.

Когда собрались в Армению и изучили доступную информацию, то решили, что оптимальный для знакомства со страной формат это - авто переезды между природными и культурными достопримечательностями в сочетании с небольшими треккингами продолжительностью до 3х дней.

Всего в поездку нас собралось 23 человека, из которых 10 детей в возрасте от 4х месяцев до 5ти лет. Половина группы стартовала из Москвы на 3х автомобилях по маршруту и с ночевками на Северном Донце – в Пятигорске – Казбеги (Степанцминде) – Ереване. Остальные участники добирались до Армении самолетом, либо поездом через Владикавказ и на такси. В ходе автопробега с детьми старались делать остановки для отдыха, ночевали в палатках на природе, присмотрев подходящие места на карте.

Изучая карту Армении, обнаружили, что больших гор, за исключением Зангизурского хребта, находящегося на границе, в стране нет. Если на кручи с детьми все равно не полезешь, то видов на вершины будет не хватать. Поэтому, дабы разнообразить впечатления решили сделать 3х дневную остановку в Грузии, под Казбеком. Детишкам прогуляться и посмотреть ледник, а родителям почувствовать себя в горах и может быть сбегать на вершину.
В Грузию и Армению всей семьей. Фотоальбом. (Путешествия)
Дорога до Владикавказа нормальная, когда закончат ремонт на отдельных участках, будет хорошая. Границу Россия – Грузия проехали без очередей. Сразу за ней участок дороги без асфальта - последствия селя, сошедшего весной 2014 года со склонов Казбека. Маршруты к вершине и леднику Гергети начинаются из села Казбеги, в 2007 году переименованном в Степанцминду.
Переночевать в Казбеги можно либо в частном секторе, либо в лесопарке у отворота дороги к Гергетской церкви. Летом здесь работает кемпинг, а осенью никого нет. Много полянок под палатки, вода, возможность пожечь костер. Рядом с кемпингом здание спасательной службы, где можно зарегистрироваться.

Маршрут к леднику проходит мимо Гергетской церкви, до которой 420 метров набора по грунтовой дороге. Дорога плохая. Грузины шутят, что на своих машинах народ наверх не поднимается, только на прокатных, после чего их там бросает. Внизу у трассы нет проблем с поиском высокопроходимого такси. Чтобы сэкономить детские силы, отправили рюкзаки и ребятишек наверх. Сами же бодро налегке поднялись по срезающей серпантин тропе.

Церковь симпатичная, возле нее источник. Здесь рекомендуется набрать воды, дальше до следующих стоянок за перевалом ее не будет. На ближайших лугах, к радости детишек, пасутся коровы, лошади, барашки.
В Грузию и Армению всей семьей. Фотоальбом. (Путешествия)
Вверх в сторону травяного перевала вдоль гребня отрога идет хорошо набитая тропа. До перевала от Гергетской церкви порядка 4х километров и 800 метров набора. Старшие дети идут сами, 2х летки Катя и Макар идут – едут на шее у родителей в соотношении 20 к 80 и 80 к 20 соответственно, 8ми месячный Сашка в рюкзаке у мамы. Главная проблема длинных однообразных подъемов с детьми – заинтересовать ребенка. В компании подниматься уже легче, а если появляется игра или интересное ребенку общение, то сложностей не возникает. Показателями состояния являются привалы. Если ребенок не сидит, а тут же бросается играть, силы еще есть.
За перевалом тропа немного приспустившись, плавно набирает высоту в сторону ледника. Переправившись через небольшую речку, вышли к ровным травяным площадкам – традиционному месту ночевки. Чуть выше площадок ручеек с чистой водой.
На следующий день запланировали радиальный выход под ледник Гергети. До которого от наших стоянок на высоте 3000 примерно 2 ходки пути. Многие дети из нашей компании впервые на леднике.
Двое счастливчиков, Я и Маша, оставили основную группу, и вышли к метеостанции, планируя за пару ближайших дней сбегать на вершину Казбека.
По дороге к леднику
Довольно быстро поднялись к метеостанции, расположенной на ригеле ледника на высоте 3660 метров. В середине сентября ледник в нижней и средней части открытый. Стандартный путь подъема обходит немногочисленные разрывы.
На метеостанции я уже был в 7ми летнем возрасте вместе с родителями. Заселились и пошли искать наших друзей, поднявшихся 2мя днями ранее. В палатке только Катя, остальные ребята на восхождении. Выбирая маршрут для акклиматизации, решили прогуляться к маленькой часовне, расположенной на скальном уступе выше метеостанции. Отсюда открывается отличный вид на ледник и вершину Орцвери. Пока мы гуляли, спустились ребята. Пообщавшись, и отметив встречу и успешное восхождение, узнали актуальную информацию по маршруту.
В Грузию и Армению всей семьей. Фотоальбом. (Путешествия)
Наверх вышли в 2.45. Не смотря на такую рань – мы последние. Далеко впереди видны фонарики других групп. Отмаркированная туриками тропа на протяжении 3,5 км идет вдоль правого по ходу борта ледника. Днем она отлично читается, но ночью мы несколько раз ее теряли то уйдя по ложным турикам, то взобравшись на конгломератные кручи после пересечения бокового притока ледника. Лучше б мы накануне вместо прогулки к часовенке, просмотрели этот путь.

За небольшим ледничком – притоком тропа идет вблизи осыпных склонов отрога. Со склонов даже ночью непрерывно летят камни. До тропы они в основной своей массе не долетают, но место не самое приятное.

Выйдя на ледник, связались и надели кошки. Тропа ведет в обход трещин и разломов, но падать есть куда. Без связки здесь ходить я б не рискнул.

Крутые взлеты ледника чередуются участками ровного плато. Под вершинным взлетом пересекаются два классических маршрута из Осетии и из Грузии. Особенностью нашего маршрута является встреча с солнышком только на гребне под вершиной. Начиная от метеостанции на восточных склонах Казбека, все время как бы убегаешь от солнца, обходя вершину по часовой стрелке.
вершина Орцвери (4258)

Самый крутой участок подъема от седловины до вершины, но и он больших сложностей не представляет. Главное быть внимательным и аккуратным. На подъеме встретили поляков в джинсах. Судя по рассказам, для них здесь это обычная форма одежды.
На горизонте безенгийские пятитысячники и Эльбрус

На вершину вышли в 8.45. Открылись отличные виды на ГКХ.
В Грузию и Армению всей семьей. Фотоальбом. (Путешествия)
К 12 часам спустились на метеостанцию, пообедали и побежали вниз. Чуть издевательств над коленками и в 6 вечера мы уже в Казбеги. Немного нас опередив, спустилась и остальная компания.
Утром проездом через Тбилиси стартовали в Ереван. Изначально были немного в шоке от грузинской манеры вождения автомобиля. Но через какое-то время перестроились. Здесь водят, руководствуясь не правилами, а ситуацией, получается более естественно.
Нарзанные источники рядом с Гудаури

На грузинско – армянской границе необходимо заплатить дорожный и экологический сбор с ввозимого автомобиля. Застряв в Тбилиси, в Ереван приехали поздним вечером. Дороги в Армении не простые, много серпантинов, есть проблемы с дорожным покрытием.

Утром собрались всей большой компанией. Пользуясь заминкой с машиной для прилетевших самолетом ребят, немного посмотрели город. Прошлись по центральным площадям и поднялись на каскад, откуда открывается прекрасный вид на Арарат.
В Грузию и Армению всей семьей. Фотоальбом. (Путешествия)
Начать осмотр достопримечательностей решили с района городка Джермук, расположенного на юго-востоке Армении. По пути посмотрели монастырь Хор Вирап, расположенный на границе с Турцией всего в 20 км от Арарата. И завод сухих вин Арини.
Монастырь Хор Вирап

В Джермук мы в этот день не успели, остановившись на ночлег рядом с монастырем Нораванк. Расположенный в ущелье с красными скалами монастырь произвел сильное впечатление. Это одно из красивейших мест, которые мы посетили.
В Грузию и Армению всей семьей. Фотоальбом. (Путешествия)
Мы не ставили перед собой цели посетить самые известные культурные достопримечательности Армении. Но страна настолько богата монастырями и церквями, что значительную часть из них удалось посмотреть проездом и в ходе пеших трекингов.
Под отдельные монастыри имеет смысл подгадывать время осмотра. Так, например, в Хор Вирап, чтобы насладиться видами Арарата, лучше приезжать утром, Нораванк красив в вечернем свете.

В самом Джермуке находится 68 метровый водопад, образующий 3 каскада.
В Грузию и Армению всей семьей. Фотоальбом. (Путешествия)
Пообедав на берегу Кечутского водохранилища, мы отправились вверх по ущелью (около 2х километров) к горячим источникам. Помимо основного источника здесь есть несколько облагороженных ванн с питьевым нарзаном. Основной источник пульсирующий, периодически из под земли начинает бить фонтан. Температура воды в районе 30 градусов, поэтому купаться комфортнее при теплой и солнечной погоде. Рядом хорошие места для стоянок. Но есть таблички, предупреждающие о возможной встрече с медведем.
Питьевой нарзан
Горячая ванна
В Грузию и Армению всей семьей. Фотоальбом. (Путешествия)
Из Кетчутского водохранилища вытекает река Арпа. По живописному каньону вдоль реки идет старая, в нескольких местах заваленная камнями автомобильная дорога. Спустившись 7 км по каньону попадаешь к Гндеванскому монастырю, построенному в 936 году. В монастыре есть источник с питьевой водой, а метрах 400 места под палатки. Снизу вдоль реки Арпа с трассы сюда ведет пригодная для проезда дорога.
Каменные завалы на старой дороге

Главной темой вечера стали медвежьи истории. Монахи монастыря предупредили, что ночью выпускают двух здоровых волкодавов для отпугивания зверей.
Монастырь Гндеванк

Автозаправка

Для отдыха и купания на Севане остановились на южном берегу озера, недалеко от городка Мартуни. Подъехать на машине можно практически к самой воде. Вокруг песчаные пляжи, сосновый лес и совсем нет людей. Только рыбаки изредка проверяют сети.
Монастырь Севанаванк

Памятник армянскому алфавиту

Крепость Амберт

В Грузию и Армению всей семьей. Фотоальбом. (Путешествия)
Следующий наш треккинг планировался в массиве вершины Арагац – высшей точки Армении. К вечеру на машинах поднялись к озеру Кари (3200 м), расположенному на южных склонах Арагаца. На следующий день через осыпной перевал 3800 перевалили в бывший кратер вулкана. Дети героически прошли все ногами. На дне кратера течет кислотная река, другой воды нет. Чай получается сразу с лимоном.
Северная и восточная вершины Арагаца с перевала 3800

На фоне северной вершины
В Грузию и Армению всей семьей. Фотоальбом. (Путешествия)
Рано утром, чтоб не сильно задерживать основную компанию, удалось втроем сбегать на северную вершину Арагаца (4090) и встретить рассвет.
Предвершинный гребень

Спуск в долину реки Арагац

В Грузию и Армению всей семьей. Фотоальбом. (Путешествия)
Стоило нам спуститься на равнину, в горах выпал снег.
Экипажи готовы к дороге домой

Пару лет назад в это же время с совсем еще маленькими детишками мы отлично потоптали сванский снежок. В плане погоды осень время не предсказуемое.