Пик Ленина 2015

Пишет Aesop, 10.12.2015 01:34

Пик Ленина 2015 (Альпинизм)
Поездка в Киргизию сложилась и спонтанно, и планируемо одновременно. Спонтанно, потому, что принял решение ехать всего за месяц до экспедиции, а планируемо, так как еще со времени восхождения на Эльбрус год назад мечтал пойти на Пик Ленина. Мечта эта была где-то далеко, думал, что обязательно схожу когда-нибудь, может даже в следующем году. Но так как нужна была серьезная подготовка и покупка снаряжения, решение все откладывал. Физическая подготовка у меня была, в горы на высоты в 5600 уже ходил (Эльбрус, Базовый лагерь Эвереста). В течение последнего года я систематически занимался: бегал каждые выходные по 15 км, на велосипеде иногда по 100 км, зимой – на беговых лыжах по 25 км. Я рассчитывал, что готов, но оказалось, совсем не так.

Как я на своем примере понял потом – в горы нельзя ходить на пределе своих возможностей, нужно, чтобы сил хватало не только подняться, но и спуститься, и причем – вовремя. На подъем тратишь только треть сил и основные нужны на то, чтобы спуститься.

Начало поездки как-то не заладилось. Сначала наш рейс перенесли на сутки, и мне пришлось два раза ездить в аэропорт Домодедово. Так как я был не один такой, то отъезд группы из Оша в Ачик-Таш перенесли с утра воскресенья на вечер. Прилетев в Ош, я обнаружил, что рюкзак, который сдавал перед вылетом – со мной не прилетел, а остался в Домодедово. Прилетел только баул, который я отдал в аэропорту еще во время моего первого приезда в аэропорт в Москве. Мне пришлось провожать вечером мою группу, которая погрузившись на 5-6 автобусов уехала в Ачик-Таш, а я остаться ночевать в Оше. Странное было ощущение смотреть на группу, которая загружается в долгожданные автобусы, а ты смотришь на это все и не едешь. На следующий день я утром с первым прилетевшим рейсом забрал свой рюкзак и отправился догонять свою группу. Еще накануне вечером я созвонился с Аксай Трэвел и выяснил, что у них едет технический директор на УАЗике в понедельник, и я к нему присоединился.

Первую половину дня я погулял по Ошу: поел местной еды, положил денег на местную симку и поменял деньги. В обед за мной заехал водитель и мы отправились в путь. По дороге в Ачик-Таш выяснилось, что двигатель у машины дал трещину и ее когда-то заварили не полностью. Теперь он дает течь и нужно постоянно подливать масло. Как назло, у водителя закончилось масло и двигатель УАЗика постоянно перегревался, поэтому после каждого перевала мы останавливались, набирали в свободные бутылки воду из холодных ручьев и поливали радиатор. Так я добрался к вечеру понедельника в Ачик-Таш. В общем счете я потерял не так много времени, так как моя группа приехала утром, а я нагнал их уже вечером.

Мы пробыли две ночи в Ачик-Таше, за это время я успел сходить в радиалку на ближайшую гору, набрав высоту 3990 метров. У меня успела разболеться голова и смог начать процесс «акклиматизации», который обычно у меня проходит очень бурно и оставляет мало приятных впечатлений.

На утро второго дня мы вышли в направлении базового лагеря на 4400, отдав часть вещей на перевозку лошадьми. У меня получился баул для транспортировки весом 19 кг. Плюс еще килограмм 15 я тащил на себе в рюкзаке. Мы вышли в 8.00 утра, через час я уже был на луковой поляне, и только к 14.00 в самом базовом лагере. Солнце начало палить ко второй половине дня, и я шел, изнуренный жарой до пункта назначения. К моему приходу многие уже поставили палатки, поэтому мне оставалось установить свой Marmot на оставшемся «пятачке» рядом с ручьем. Через ручей виднелись желтые палатки Red Fox компании Аксай Тревел.

Возможно, из-за солнца, а может и из-за красивых видов, но базовый лагерь мне пришелся больше по душе, по сравнению с Ачик-Ташем. Здесь открывалась огромная и красивая панорама стены Пика Ленина. Вдали можно было разглядеть тонкую нитку тропы и маленькие черные точки альпинистов. Так на второе утро, когда мы все вышли из палаток, чтобы почистить зубы и умыться, то увидели, как с этой стены сходит огромная лавина. Она шла для нашего взгляда относительно медленно, но я мог представить, что будучи «там» - скорость ее огромная. Она медленно продвигалась вперед, и ее траектория стала пересекать тропу. Вдруг мы все увидели, как черные точки альпинистов стали быстро перемещаться горизонтально вправо от лавины. После ее схода они еще какое-то время оставались на месте, а затем стали возвращаться медленно на тропу. В этот день, как мы узнали позже, все прошло без происшествий, только унесло несколько рюкзаков отдельных альпинистов, ведь им пришлось их бросить, убегая от лавины.

На второй день у нас были ледовые учения – мы одели все необходимое снаряжение и выдвинулись всей группой на ледник к подножию Пика Ленина. Там мы разбились по связкам и прошли несколько раз траверсом по леднику, учась ходить в связке, держать с нужной стороны ледоруб.

Вернувшись в лагерь мы разбились по связкам, получили высокогорную палатку Канченджанга и продукты. В нашей связке было 5 человек. Мы разделили примерно поровну по рюкзакам общее снаряжение и легли спать пораньше. В нашей связке мы решили встать раньше на час назначенного времени, чтобы успеть собраться и выйти вовремя – выход был в 05.00 утра. Собрали рюкзаки, заварили термоса, позавтракали и вышли. К 6.30 мы были уже у начала подъема. Одели кошки, каски, взяли ледорубы и начали восхождение. Первый подъем на 5400 был достаточно сложным. Мы перепрыгивали трещины, поднимались по крутым склонам по веревке, обходили сошедшую лавину. Я шел в темпе общей группы, но понимал, что иду на пределе своих возможностей. Где-то на 2/3 нашего пути двоим из нашей связки стало очень плохо. Они шли медленно и нам приходилось периодически останавливаться – давать им возможность отдохнуть. Мы дошли до лагеря на 5400 за 8 часов. Теперь нужно было ставить палатку. Трое из нашей группы сидели на снегу и страдали от горняшки с приступами головной боли. Мне тоже было не по себе – от резких движений болела голова, но в целом ощущал себя сравнимо неплохо. Я выбрал место для нашей будущей палатки и принялся расширять платформу. Через пару часов, с помощью еще двоих участников нашей связки мы поставили палатку.

Лагерь на 5400 был разделен на две части, обе расположенные ближе к каменной гряде. До трагедии в 1990 году он располагался на пологом участке, но как раз под склоном, с которого сошла лавина. Никто от лагеря особо далеко не отходит, т.к. вокруг него много трещин. В одну из таких трещин рядом с нашей палаткой мы выбрасывали мусор. Даже общественный туалет располагался всего в 20 метрах от наших палаток и представлял собой открытое со всех сторон пространство, на котором все делали свои дела. Никто уже особо не стеснялся: женщины, мужчины, подходили, снимали штаны и опорожнялись. Восприятие настолько здесь меняется, что даже на такие вещи здесь не обращали внимания.

Канченджанга явно была не рассчитана на 5 человек и ночью нам пришлось спать на боку. Я спал у самого выхода и всю ночь на меня задувал снег. Но зато рядом был свежий воздух и хоть какая-то свежесть. Со стен палатки капала вода, так, что утром у нас в палатке был полноценный дождь. Одному из альпинистов нашей связки было очень плохо – у него болела голова и поднялась температура. На следующий день был акклиматизационный выход на высоту 5800. Мероприятия это было достаточно разрозненное – каждый сам по себе или в группах выходил на тропу, доходил до высоты, до которой мог дойти и возвращался обратно. Володе в этот день стало совсем плохо и он вернулся обратно в лагерь 4400, а далее в Ош. Во вторую ночь мы уже ночевали троем, т.к. Володя и Гриша пошли вниз. Переночевав вторую ночь, мы утром собрались, оставили палатку, еду и теплые вещи и выдвинулись вниз.
В лагере 4400 после 5400 кажется, что есть все блага цивилизации и высочайший уровень комфорта: личная палатка, вода в ручье, обеденная палатка и ежедневное трехразовое питание. Мы, словно, оказались в санатории. Пробыв в этом санатории 2 дня и набравшись сил мы вновь пошли на 5400. В этот раз мы начали путь в связке троем, и я добрался до лагеря за 6 часов по сравнению с 8 часами в прошлый раз. Не зря говорили, что во второй раз будет подниматься намного проще – так оно и было, организм лучше переносил высоту после акклиматизации. Возможно, сказалось и то, что на этот раз нужно было тащить меньше вещей.

В лагере на 5400 стояла достаточно плохая погода и по прогнозу ближайшее погодное окно было только через 3-4 дня. Мои два товарища по связке решили переночевать одну ночь на 5400 и спуститься вниз, чтобы переждав погоду – попробовать вершину во второй выход. Я же решил остаться на 5400 и в случае, если группа на второй день решит идти дальше – присоединиться. Так оно и случилось, после второй ночи мы выдвинулись на 6100.

Меня определили в новую связку – в палатку, в которой один человек ушел вниз. Дорога на 6100 состоит из двух подъемов, оба крутых, первый из которых менее продолжительный, а второй, на саму гору Раздельная – долгий и изнурительный. Снег в этот день был мокрый, глубокий, видимость очень маленькой, мы шли и месили кашу горными ботинками. Второй подъем совершенно выбил меня из сил. Мы шли по 50-60 метров, садились в глубокий снег и отдыхали. Опять поднимались, изо всех сил штурмовали гору, потом плюхались с рюкзаками в глубокий снег и снова переводили дух. В этот раз мы несли с собой палатку, еду и все теплые вещи, так что вес моего рюкзака ощутимо давал знать. Изредка я поглядывал вверх, но складывалось ощущение, что эта гора является просто бесконечной. Минуты складывались в часы, часы летели один за одним, но мы совершенно не приближались к вершине. Наконец, когда я совершенно уже выбился из сил – показалась вершина. Хотелось поскорее добежать до нашего предполагаемого лагеря и отдохнуть, но даже и на это сил не было. Оставалось только медленно, шаг за шагом идти вперед. Далее показались знакомые лица, палатки Канченджанга и наш будущий лагерь. Я достал из рюкзака лопату и начал раскапывать платформу для нашей палатки. Погода была очень плохая, был сильный ветер и снег. Все палатки в лагере были либо в снежных ямах, либо со всех сторон окружены снегом, это хоть как-то спасало от ветра.

Мы поставили палатку, залезли туда четвером и весь оставшийся день и вечер топили воду, пили чай и заливали термоса. На следующее утро одна из участниц нашей связки решила пойти вниз. Для неё 6100 это и была вершина. На ее место вскоре пришел новый участник. Мы провели весь следующий день в палатке – лежали, топили снег и разговаривали. Вечером нам сообщил Руслан, что завтра утром выходим на штурм вершины. Вечером мы собрали вещи, залили термоса и легли спасть.

Подъем был в 01.00 ночи. Я немного еще полежал до 01.30 и заставил себя подняться. Все в палатке молча собирались. Ни каких разговоров, обсуждений. Напряжение стояло в самой атмосфере сборов. На улице была морозная погода, снега не было и это был хороший знак.

Группа вышла в 03.00 ночи и начала спуск с Раздельной. Я замешкался со сборами и пытался побыстрее одеть страховочную систему. Второпях я одел кошки раньше системы, поэтому мне пришлось их снимать и одевать систему. В общем, вышел я на 10 минут позже и устремился за нашей группой. Всю дорогу до ножа между нами сохранялось расстояние, и я никак не мог их догнать. Хоть расстояние и сокращалось, но не мог я встать в строй. К тому-же еще система постоянно сваливалась с меня, а остановиться, затянуть я не хотел, так как боялся потерять время. Где-то в начале ножа мне удалось догнать нашу группу, но я все-же остановился и что есть силы затянул «проклятую» систему. Еще немного, и я уже карабкался вверх по ножу вдогонку устремляющихся вверх фонариков. Когда мы поднялись после ножа – солнце уже взошло и открылись удивительной красоты виды гор, но я не особо обращал на них внимание – нужно было идти-идти-идти. Пройдя нож – группа ждала всех, кто отстал, в том числе и меня. Я был предпоследний, кто поднялся на нож, и Руслан сказал мне идти обратно, так как я медленно иду, а также попросил отдать рацию. Я ответил, что вышел позже и были проблемы с системой, рацию также ему не отдал, сказав, что брал ее для себя. К слову, у Руслана не было в наш выход на вершину рации, т.к. все сели еще на Раздельной. Далее я старался идти в первых рядах, держа темп группы. Однажды Юля мне сказала, что у нее замерзли ноги. На ближайшем привале мы сняли с нее обувь и растирали ноги, далее положили греющие химические стельки и двинулись далее. Так мы прошли «каменную поляну» и поднялись на плато Парашютистов.

На самом плато я начал терять темп. Наша группа растянулась где-то на километр, и я шел, скорее ближе к концу. За мной еще шли человек 5-7. Становилось все труднее и труднее идти, каждый шаг давался с большим усилием, а их нужно было сделать еще очень много. Я шел, но мой темп становился все медленнее и медленнее. В какой-то момент группа с Русланом ушла совсем вперед, поднявшись на одну из возвышенностей все остановились и сидели – ждали чего-то. Время было как раз связи с Ермачеком (12.00), и я подумал, что Руслан ждет меня, когда я дам ему рацию. Я устремился, что есть сил на этот «пригорок», но как не старался – шел очень медленно. Дойдя до основной части группы я узнал, что Руслан не знает, куда дальше идти. Я отдал ему свою рацию и сел передохнуть. Отойдя от него заметил, что Юля начала плакать, она очень устала и хотела вернуться. Мне было жаль ее. Далее собралась группа людей, которая решила повернуть обратно, около 5 человек, и как я узнал позже – она ушла вместе с ними.

Прошли двое каких-то мужиков, сказали, что тоже бегали – искали вершину, но не нашли и возвращаются обратно. Руслан убежал куда-то вперед искать дорогу, а вся группа осталась сидеть на снегу. В какой-то момент все подошли к нему и начали что-то обсуждать. Я тоже подошел и сказал, что у меня есть навигатор и мы решили идти по нему. Поскольку сил у меня уже было мало и шел я медленно, предо мной шли по очереди ребята, а я, держа в руке навигатор, указывал путь. Так мы шли какое-то время, пока Руслан не ушел вперед, видимо вспомнив дорогу, и вся наша группа устремилась за ним. Я же остался идти позади по флажкам, которые расставлял Руслан.

Так я шел один час или два, пока не встретил Василия, с которым мы были в одной палатке на 6100. Он медленно пошел за мной. Еще за нами шел какой-то мужик, и как я выяснил позже - это был Алексей, руководитель из харьковской группы. Мы шли очень медленно, и Алексей через некоторое время обогнал нас. Через некоторое время мы подошли к крутому подъему и не могли найти ближайшие флажки. Время было уже достаточно много, сил больше не было, погода начала очень сильно портиться, а подниматься нужно было высоко. Я не мог найти следов нашей группы, их уже к тому времени замело, а это значило, что нам нужно было тропить самим, что значительно снижало наши шансы дойти. Василий предложил идти обратно. По времени было где-то 14.30, а значит прошло время, до которого необходимо было подняться на вершину. Василий продолжал уговаривать меня пойти обратно. Я понимал, что осталось до вершины не так много и, если сейчас повернем обратно, то все силы, потраченные на экспедицию будут потрачены зря, ведь до вершины мы не дойдем. Так мы стояли и размышляли, что делать дальше. В какой-то момент я действительно был готов повернуть в обратную сторону, но было ужасно обидно возвращаться, когда до вершины осталось совсем немного. Еще раз подумав и вздохнув, я сказал Василию, что все равно пойду вверх, в своих силах я достаточно уверен, т.к. у меня есть горелка, баллон, 2 навигатора, лопата. Он подумал и сказал, что идет со мной.

Мы устремились штурмовать эту гору, перед которой стояли все это время. Пойдя немного я опять увидел флажки и был им очень рад, это значит, что мы идем в правильном направлении. Взобравшись на гору мы вышли на небольшое пологое пространство, проходили мимо каких-то стоянок. Вдруг я увидел наших ребят, которые уже возвращались с вершины. Они подошли к нам, и Руслан предложил идти за ними, т.к. было уже около 15.00, а до вершины нам идти еще 2 часа. Я взял у него рацию и сказал, что мы попьем чаю, отдохнем и подумаем, что будем делать. Они пошли дальше и достаточно быстро скрылись из виду. За ними шли еще 2-3 человека, которых я по ходу поздравил с взятием вершины. Мы попили чаю и долго не думая решили идти вверх. Оставалось всего 80 метров по вертикали, и я просто уже не мог повернуть назад. Я шел уже очень медленно, ноги были свинцовыми, меня мучала постоянная отдышка и катастрофическая нехватка кислорода. Я испытывал на себе всю прелесть горняшки. Нам оставалось преодолеть еще два подъема - и мы будем на вершине. Перед вторым и последним подъемом мы оба поняли, что это и есть вершина. Василий ускорил шаг и значительно обогнал меня, через некоторое расстояние он сбросил рюкзак и ушел дальше. Я как ни старался приказать своим ногам идти скорее, но они не слушались меня. Я продолжал идти достаточно медленно. Я также сбросил рюкзак, но идти от этого быстрее не стал. Еле-еле, я все же зашел на вершину, это было 01 августа, в 16.33 ровно.

От усталости у меня просто не было сил радоваться, что мы на вершине. Я сел на какое-то время отдохнуть и не мог сдвинуться с места. Потом, пересилив себя, встал и направился к бюсту Ленина. Только теперь ко мне начало приходить смутное понимание, что я все же на вершине, я сделал это. Я просто не мог этому поверить, что мне все-же удастся взойти. Погода была плохая, вокруг было молоко и с вершины ничего не было видно. Мы сделали несколько фотографий, пару видео и нужно было спускаться. На вершине мы были только 20 минут.Пик Ленина 2015 (Альпинизм)
Василий начал достаточно быстро спускаться вниз, а у меня просто ноги не шли. Он кричал мне "Давай быстрее!", а я, хоть и хотел, но просто ничего не мог с собой поделать. "Ноги, ноги, давайте шевелитесь!!!" - кричал внутри себя я. Мы захватили брошенные рюкзаки, попили немного остававшегося чаю и двинулись дальше. Мести начинало все сильнее и сильнее, так что замело следы, по которым шли мы и наша группа, так, что мне оставалось только идти по флажкам. А это значило, что необходимо было тропить. Я также постоянно сверял свой путь с записанному треку на часах. Василий шел позади меня, так как ожог сетчатку глаз и ничего не видел. Хоть мы и шли обратно по флажкам, но местность для меня была совершенно незнакомая, словно я был первый раз здесь. Так, медленно мы продвигались по обратному пути. Мои часы начали обледеневать, и мне приходилось периодически протирать их перчаткой, чтобы хоть что-то там разглядеть. Мы спустились на плато и начало смеркаться. Какое-то время мы шли в сумерках, пока было видно флажки, но как только начало реально темнеть, идти стало достаточно сложно. Не было видно ничего, даже если тропа уходила вниз, то ее просто не было видно. Мы решили остановиться, немного передохнуть и выйти на связь в запланированное время в 22.00. Я сообщил по рации, что мы остались на высоте 6900, Юрий сказал нам, чтобы мы оставались на месте и ждали его. Я решил так и поступить. Чай у нас уже закончился в термосах к этому времени, и мы решили затопить горелку не сколько для того, чтобы попить, а чтобы просто согреться. Несмотря на наши все старания - горелка не зажигалась. Василий даже выкинул вещи из рюкзака, мы поставили горелку в него, но и теперь не было результата. Я понял, что газ замерз и предложил согреть в куртках баллон. Мы по очереди брали замерзший баллон к себе в пуховики, но оттаявшего газа хватала лишь на 5 секунд, не более. Ветер нарастал, и мы реально начинали замерзать. Я понял, что шансов дальше пытаться зажечь горелку у нас нет и нужно как-то укрыться от ветра. Василий попросил у меня перчатки, т.к. его совершенно промокли. Я отдал ему свои перчатки, оставшись в одних верхонках. Потом я достал лопату из рюкзака и предложил выкопать пещеру. Сначала он очень скептично относился к данной идее, но выбор был у нас небольшой. Мы поставили квадратом наши 4 палки и начали копать. Я собрал лопату и сделал несколько движений по копанию ямы, но сил у меня хватило реально не на много. Далее за дело взялся Василий и через некоторое время у нас была выкопана яма по пояс. Я снял кошки, положил рюкзак на дно ямы и сел на него. Здесь уже не было ветра и было намного комфортнее. Василий достал посеребрённый мешок, но он был рассчитан на одного. Он сел в яму рядом со мной, одел его на себя до плеч и предложил мне залезать. Я засунул голову в этот мешок, но смог залезть только до плеч, остальная часть тела была снаружи. Ветер что есть мочи трепыхал наш мешок, так что мы двумя руками держали его, чтобы не сдуло. Василий постоянно кричал: "Не порви его!". В мешке оказалось действительно теплее, можно было хотя бы вдыхать хоть немного согретый воздух, а также уже не мерзли руки. Но побыв в нем пару минут, заканчивался воздух и приходилось поднимать его, как рыбе - хватать ртом воздух и одевать его на голову обратно. В 00.00 я попытался, сидя в мешке выйти по рации на связь, но была тишина. Никого не было! Я подумал, что он решил не выходить с нами больше на связь, узнав о нашем добровольном решении продолжить подъем. Стало грустно и как-то не по себе, но нужно было продолжать бороться за жизнь. Мы продолжили наше сидение в снежной яме и в посеребрённом мешке на одного человека, постоянно выныривая из него за кислородом. Так продолжалось достаточно долгое время, пока я не начал уставать от этих движений по натягиванию на себя мешка и выныриванию из него за кислородом. Меня начала охватывать слабость и хотелось просто сидеть, хоть и без этого мешка. Я окончательно вылез из него и сел рядом. На меня начала нападать дремота и не хотелось больше сопротивляться, а просто отдохнуть. Я закрыл глаза и начал впадать в дремоту. Было просто хорошо вот так сидеть. У меня постоянно были белые вспышки по краям глаз, но я уже перестал на них обращать внимание. Словно все освещалось перед внутренним взором, и я уже не мог различить, то ли это "освещение" происходит только у меня, то ли действительно все вокруг освещается. Я не придавал этому больше никакого значения. Я начал видеть палатку в 5 метрах от себя, а также какую-то девушку, которая высовывалась наполовину в нашем направлении и протягивала термос с чаем. Я окончательно успокоился и понял, что все в порядке: "Рядом люди и горячий чай, а значит все будет в порядке". Рядом сидел Василий и постоянно кричал мне: "Макс, не спи! Макс, вставай!". В какой-то момент я начал понимать, что засыпаю и это ничем хорошим не закончится. Василий начал расталкивать меня, чуть ли не силой принуждая подняться. Я решил собраться с силами и попытаться встать. Удалось мне это не просто, так как частично я был уже заметен снегом. Мы встали, стояли и думали, что дальше делать. Василий предложил стоя натянуть на себя мешок. Мы начали это делать, но порвали его. От мешка остались одни лоскутки. Василий дал мне какую-то часть его. Я положил его себе на лицо, так, что дувший на меня ветер удерживал ее. Мне было уже все равно, я просто стоял. Василий обвязал вокруг себя остатки мешка, чтобы согреться. Оставаться здесь было бессмысленно. Если садишься в яму - начинаешь засыпать. Если стоишь - начинаешь замерзать от ветра. Нужно было что-то делать, но что? Кто нас отсюда спасет, сколько нам еще оставаться в яме? Нужно было хоть как-то двигаться, чтобы согреться, и я решил пойти по тропе.

Я начал искать рюкзак на дне ямы, но он уже был глубоко засыпан снегом. Далее я начал надевать кошки, но это оказалось не так просто. Пока я надевал их, ветер успевал надуть мне под ботинок снега, так что мне приходилось снимать кошку, очищать подошву ботинка и снова пытаться надеть кошку. Делать это приходилось голыми руками, т.к. верхонки полностью обморозились и ими можно было легко рубить снег. Они больше походили на две железные трубы с заваренным дном, которые я надевал себе на руки. После продолжительного времени мне все же удалось одеть кошки, но я обнаружил, что не чувствую кончиков пальцев на правой руке. Словно на каждом пальце моей руки был надет железный наконечник, который я совершенно не чувствовал. Мне стало жутко обидно за пальцы, и я стал что есть силы их растирать, но эффекта не было, они так и оставались бесчувственными. У меня не было испуга, но скорее жуткая обида, что отморозил себе пальцы. Ничего не поделаешь, нужно было двигаться из ямы. Когда мы вылезли из неё, то не узнали наши палки. Они превратились в белы трубы с наростом льда по направлению ветра. Толщина льда была около 3 см. Я счистил этот лед и взял палки в руки. Было еще темно и флажков не было видно, поэтому я пытался идти по навигатору. Каждый шаг давался очень сложно, дул ветер и не было ничего видно. Так мы шли около 15-20 минут. Я выдохся и предложил Василию повернуть обратно в яму, идти в таких условиях было еще хуже, чем сидеть. А в условиях темноты мы не видели ландшафт и могли упасть на каком-нибудь спуске. На обратном пути я еле-еле разглядел яму, которую уже начинало заметать. Мы достали лопату и выгребли из нее снег. Я подложил под себя рюкзак и опустился на дно ямы. Периодически я вставал, ходил взад и вперед ямы, чтобы согреться и снова садился. Так прошло час или два, пока не начали рассеиваться сумерки. Мы приняли решение идти.

Я вышел из ямы и не мог понять, в каком направлении нам идти. Немного припоминая, из какого направления мы пришли - я определил направление. Периодически протирая часы от постоянно возникающего обледенения мы двигались по навигатору и по флажкам одновременно. Если флажки пропадали из виду, я шел по навигатору, через некоторое время они снова появлялись и тогда я уже шел по ним. Василий сказал, что нужно вызывать срочно помощь и стал просить меня связаться с нашим лагерем, я включил рацию и тщетно пытался хоть с кем-то связаться: "База, прием! База, прием!", но никто не отвечал. Я убрал рацию обратно в пуховик, и мы двинулись дальше. Так мы шли очень медленно по флажкам, медленно переступаю с ноги на ногу и ища в темноте очередной красный "символ жизни на палочке". Через некоторое время я определил по навигатору, что мы идем в противоположном направлении, и мы пошли обратно.

Вот наступило утро и на часах уже было 7.00 утра, а это значит, что можно попытаться выйти на связь с лагерем. Я вытащил второпях рацию и начал кричать "База, прием! База, прием!", и тут раздался долгожданный ответ "База на связи". Это был Сергей с лагеря 4400, как же я был рад его слышать! Я сказал ему, что мы идем на спуск. Он ответил, что понял и передаст это Юрию.

Мы решили сделать привал. Вот мы стоим посреди белой пустыни, бессонная и изнуряющая ночь позади. Крепчает утренний мороз, но на него уже не обращаешь особого внимания. Безумно хочется пить. Василий достал сало и дал мне пару кусков. От ужасно мучающей меня жажды я не мог ничего есть. Но он настоятельно отдал мне несколько кусков сала. Я съел только один и больше не стал. Так мы постояли еще некоторое время и пошли дальше. Наступил 8.00 часовой сеанс связи, и я сообщил Юрию, что мы спускаемся вниз. Он ответил, что они пойдут нам навстречу.

Мы спускались очень медленно, преодолевая один перевал за другим. Периодически мы садились на снег и отдыхали. Василий шел где-то позади. Мы шли абсолютно молча и даже не разговаривали. Однажды на спуске во время очередного отдыха я решил достать бутылку с водой в надежде, что под солнечными лучами растаяло хоть немного воды. Вот я открыл крышку алюминиевой бутылки и наклонил ее с надеждой. Мне в рот упало буквально пару капель, но я и им был безмерно рад. Мы спустились с очередного спуска, с того самого, на котором грели ноги Юле, и я увидел вдали корпус машины. Сейчас даже понять не могу, была ли это в самом деле машина, или только показалось. Мы вышли на каменную гряду. Василий начал отставать от меня. Я связывался с Юрием уже каждый час и знал, что они с Русланом начали подъем на нож, и мы встретимся где-то на его верхушке. Так оно и вышло, когда я подошел к ножу, то сел и начал ждать. Не прошло и минуты, как предо мной появилось двое поднимающихся человека и это были Юра и Руслан.

Руслан, как только увидел меня, сразу подошел и протянул термос с водой, а также спросил, где Василий. Я ответил, что он где-то недалеко сзади и совсем недавно был рядом. Юра ушел за ним. Пока мы стояли и ждали их, я пил и не мог напиться чаем. Было ощущение, что у меня неутомляемая жажда. Через некоторое время Юра вернулся с Василием, и мы начали спуск. Я пристегнулся усом самостраховки к протянутой веревке и стал передвигать потихоньку ноги. Мы шли очень медленно, и Руслан нас постоянно подгонял. Становилось жарко и я через некоторое время остановился и снял часть одежды, в частности – теплую пуховку и остался в одной тонкой. Юра ушел вперед и был спереди где-то метрах в 300 х. Ноги передвигались достаточно медленно, в теле ощущалась очень большая усталость. Я, как только мог ускорял шаг, но все равно шел очень медленно. Василий обогнал меня, а Руслан шел сзади. Вдруг я увидел, что он остановился и ждет нас, около него что-то стояло, но я не мог разглядеть издалека. Подойдя к нему – я увидел стоящие на снегу две бутылки компота, термос и конфеты. Мы поняли, что Юра решил сделать привал и накрыл нам стол. Мы сели с Василием и начали пить этот компот, я пил, пил и никак не мог напиться. Организм требовал еще и еще воды. Немного передохнув мы разговорились. Я спросил Юру, почему они не вышли на связь ночью, но он ответил, что они пытались с нами связаться в 00.00, потом в 02.00 и в 03.00, но нас не было. Я понял, что поскольку мы были в яме и накрылись серебряным одеялом, то сигнал мог не пробивать. Также Юрий сказал, что мы сделали очень самонадеянный поступок и из-за нас сейчас срывается вся экспедиция. Например, не вышла по плану вторая группа на вершину.

Так мы отдыхали где-то 30-40 минут и двинулись дальше. Юра теперь уже не дожидался нас и ушел вперед, через некоторое время он скрылся из наших глаз. Мы же продолжали идти вместе с Русланом. Он постоянно подгонял нас «быстрее», «быстрее» и меня это начинало бесить. В какой-то момент я предложил ему пойти вперед, а мы самостоятельно доберемся до лагеря, т.к. мы устали и просто не может идти быстрее. Где-то на 6500 он так и сделал. Перед нами был каменистый спуск, он показал, что нужно спускаться по правой стороне и далее идти по флажкам. Я ответил, что мы так и сделаем. Мы уже самостоятельно стали спускаться с каменистого склона и дошли до небольшого перекрестка с камнями. Здесь мы с Василием решили передохнуть. Впереди себя я видел уходящие вниз желтые флажки и понял, что нужно идти вниз по ним. Подошел Василий и сказал, что он нашел флажки справа от нас, и он считает, что ему нужно идти по ним. Я засомневался по дальнейшему направлению и решил проверить по часам – у меня была забита точка вершины Раздельная. Часы показывали точку прямо от меня, и я точно удостоверился по направлению дальнейшего движения. На часах было 18.00 – время очередной радиосвязи и бы мог спросить, правильно ли мы двигаемся. Но не стал этого делать, так как был точно уверен в выбранном направлении. Во-первых, нам было сказано следовать желтым флажкам, во-вторых, часы показывали данное направление.

Я накинул рюкзак и стремительно выдвинулся вперед и подумал, что Василию придется походить и прийти в лагерь уже на следующий день. Жаль, что он не послушал меня. Я, как только мог ускорил шаг, чтобы быстрее спуститься в лагерь. Ноги иногда скользили по каше из растаявшего снега, и я проезжал в таких случаях метров по 5 за раз. По дороге я пытался вспомнить, как мы проходили здесь ночью. Вот камни, лежащие прямо на тропе. Вот знакомые флажки. Все мне напоминало знакомую тропу. Но было очень много мест, которых я вообще не помнил. Я списал это на темноту, в которой мало что можно было увидеть. Вот вдали я увидел палаточный лагерь и прибавил еще шаг. Приблизившись к нему я понял, что это были камни. Я пошел далее – лагерь наверняка где-то впереди. В 19.15 я был на высоте 6100, и я увидел перед собой на противоположной стороне вдали палаточный лагерь с людьми и палатками. Это было достаточно далеко. Я отчетливо помнил, что Раздельная находилась на вершине 6100, и я должен был увидеть ее на своем уровне, так как предполагался еще спуск до 6000 и подъем на 100 метров. Этот подъем многие ругали в отчетах и писали, что он невероятно сложный в конце восхождения.

Но я стоял перед значительным спуском, после которого был также большой подъем, а лагерь располагался на склоне. Я понял, что ушел не в том направлении и стало жутко обидно. Обернувшись, я увидел, что ушел очень далеко – ведь я даже не смог визуально найти то место, откуда вышел. Не дожидаясь радио связи я повернул в обратном направлении и начал изнурительный подъем. Даже сложно себе представить, насколько было сложно подниматься после уже 40 часов, проведенных после выхода из лагеря, после вершины, безумно холодной ночи. Я был похож на зомби, в голове которого звучало одно: «нужно идти, идти, идти». Переставляя шаг за шагом я набирал высоту. Я вышил на связь и на прослушивании был Сергей. Я объяснил ему, где я сейчас нахожусь, и что Руслан ушел вперед согласно нашей договоренности, что мы будем следовать флажкам. Он объяснил мне, как нужно было идти и из его слов я понял, что нужно было уходить правее от перекрестка, тогда как а я ушел прямо, из-за чего ушел в неправильном направлении. Мы договорились выйти на связь в 20.00. В этот раз на связи был Руслан и я в целом повторил ему, что сказал Сергею – «я двигаюсь в обратном направлении до перекрестка, от него пойду в сторону раздельной». Руслан также рассказал, как нам нужно было идти. По моей оценке я должен был прийти к перекрестку в 23.00 и предложил Руслану созвониться в это время. Он ответил, что будет на прослушивании и попросит ребят посветить мне фонариками, чтобы я понял, куда нужно идти. На этом наша связь закончилась, и я продолжил восхождение.

Я держал темп, как только мог, но все равно поднимался достаточно медленно. Довольно быстро потемнело и я уже шел в темноте. Мой налобный фонарик сел еще ночью во время подъема, поэтому я взял фонарь. Я держал его в правой руке попутно зажимая палку. Было не очень удобно, но все же хоть что-то видел перед собой. Через час – полтора подъема тропа стала достаточно узкой с крутым подъемом, поэтому было не легко по ней идти. В какой-то момент мне стало казаться, что я иду по мусору – он был прямо под моими ногами. Потом казалось, что на этой тропе работают портеры и можно сгрузить часть вещей им, поэтому не нужно тащить свой рюкзак. Не знаю, от чего были эти глюки, то ли от отсутствия кислорода, то ли от усталости. Я вышел на связь в 23.00, как и сообщал Руслану, но на связи уже никого не было. Время шло, но перекрестка все не было. Я уже стал сомневаться, в правильном ли я иду направлении, но ведь подъем и тропа была одна. Через некоторое время я увидел справа от себя другую тропу, тоже ведущую вверх, но менее протоптанную. Я подумал, что лучше идти по своей – более расхоженной. По пути я проходил мимо статуи какой-то женщины, которая сидела и держала сложенными руки перед собой. Капюшон накрывал ее голову так, что не было видно лица. Вокруг нее были какие-то небольшие то ли домики, то ли какие-то другие сооружения. Я уже настолько устал и вымотался, что не обращал на нее никакого внимания. К 01.00 ночи на вышел на какое-то плато, но это точно не был перекресток, с которого я уходил. Я продолжил идти вперед и не мог сообразить где я, т.к. место было абсолютно не знакомое. Это было плато. Невдалеке стояли какие-то домики, но я смутно понимал, что это всего лишь моя фантазия, и ни каких домиков нет. Также я прошел вперед, пока не повернул обратно, надеясь найти хоть что-то похожее из того, что было раньше. Вернувшись немного назад я понял, что идти в обратную сторону не имеет смысла и мне пришлось повернуть обратно. Опять начало казаться, что здесь я видел где-то гостевые дома и мне нужно их найти, чтобы остановиться на ночь. Вот рядом стоит веранда с баром и мне нужно только подойти, чтобы взять чего-то согреться. Опять начались глюки. Я сел в снег и решил разобраться, где я и куда мне дальше идти. Я достал навигатор Garmin eTrex, залил трек до вершины в него и решил посмотреть, насколько далеко я давно от нашего трека. Экран навигатора определил мое местонахождение прямо на тропе, но при этом показывал какой-то знак вопроса. Я не мог понять, то ли я действительно нахожусь на тропе, то ли он не может поймать спутники и показывает одно из моих прошлых местонахождений. Я сидел в снегу на высоте 6500, смотрел в экран навигатора и думал, что делать дальше.

Вдруг что-то меня разбудило, и я понял, что сплю, а рядом со мной валяется также на снегу навигатор. Я понял, что просто отрубился и уснул. Это было лучше, чем пытаться в темноте на такой высоте найти дорогу. Поэтому я решил продолжить спать до рассвета. Я достал из рюкзака теплую пуховку, которую убрал туда накануне днем. Под спину подложил рюкзак. Ноги положил на палки, чтобы не замерзли и уснул.

Очнувшись через пару часов я понял, что не чувствую пальцы левой ноги, на которой лежала правая. Я испугался, что отморозил себе пальцы еще и на ноге, и принялся что есть силы ими шевелить не снимая ботинка. После многократных попыток я опять начал чувствовать пальцы и немного успокоился. Также замерзал левый бок, на котором я спал, но холод перебивался усталостью и какой-то общей апатией. Я опять погрузился в дремоту и кажется уснул.

На этот раз я проснулся от звуков двух парней, идущих в моем направлении. Я поднялся и увидел, что они двигаются в моем направлении. Двое парней подошли ко мне и изумились, что я здесь делаю. Оказывается, я спал прямо на тропе, и они шли на вершину. Я рассказал им, что шел с вершины, но не дошел до лагеря. Они налили мне из термоса кружку чая, который позволил мне прийти хоть как-то в себя. Я жадно пил этот чай и понимал, что им предстоит еще идти на вершину, и, возможно, он им будет нужнее. Я выпил чай, отдал им кружку. Они показали мне направление Раздельной – прямо по их следам вниз вдоль флажков. Я никак не мог поверить, что спал прямо на тропе и лагерь уже близко. Я пожелал им удачи и двинулся в своем направлении.

Через пол часа – час я увидел Василия, который шел по тропе мне навстречу. Я был очень рад его видеть. Вид у него был очень плохой, он был очень уставший и казалось – не в себе. Он начал рассказывать мне, что нашел орлиное гнездо и ползал по склону, собирая воду из щелей скал. Также он рассказывал, что нашел домики заброшенной киностудии. Конечно, все это были галлюцинации, как и у меня. Но, если я для себя в подсознании отдавал отчет, что все это не имело отношения к действительности, то он рассказывал, как будто он все видел в реальности. Я был очень удивлен, когда он мне рассказал про сидящую женщину в капюшоне с со сложенными друг к другу ладонями. Ведь я тоже ее видел. Я сразу сказал ему, что иду в направлении лагеря, но так как боялся, что он мне не поверит, то сказал, что лагерь уже близко и нам нужно идти: там будет кола, баня и горячий чай. Хорошо, что на этот раз он пошел за мной. По дороге он начал просить у меня деньги на баню и колу, а также рассказывал отрывки своего ночного путешествия. Я понял, что у Василия поехала крыша и теперь вся ответственность только на мне. Навстречу нам шли группы альпинистов в направлении вершины. У одного из иностранцев я попросил чаю для Василия, а сам немного отдохнул.

Вот мы спустились с горы и начали подъем на раздельную, было 7.45 утра. В 8.00 я вышел на радио связь и сообщил Ермачеку, что мы поднимаемся на раздельную. Он был очень удивлен, что мы не в лагере. Подъем был очень сложным, я в буквальном смысле переставлял свои ноги, пытаясь взойти по склону. Через некоторое время мы увидели на верху горы мужчину в красной куртке, он стоял и смотрел на нас, но ничего не предпринимал. Я поднимался, но казалось, что он к нам не приближается. Это был кто-то из нашего лагеря. Потом, он начал кричать нам бросить рюкзаки – они их поднимут позже. Но мой рюкзак не был настолько тяжелым, чтобы его не донести.

У самого лагеря нас встретили ребята из нашей группы, предложили чаю и помощь донести рюкзаки. Чай я попил, но рюкзак решил донести самостоятельно. В лагере нас встретили и предложили еще чаю. Руслан поставил нам с Василием по уколу – какой-то стимулятор. Я лег в своей палатке и не мог поверить, что, наконец, мы дома. Наше восхождение и возвращение в общей сложности заняло 54 часа.

Полежав в палатке только час мы начали собирать вещи, чтобы спуститься в лагерь на 5400. Юрий взял мой рюкзак, а я пошел налегке. В лагере на 5400 я немного перекусил, собрал оставленные там вещи и оставил рюкзак в лагере. Его должен был забрать портер завтра и принести нам в лагерь на 4400. В этот же день мы спустились в лагерь на 4400 где-то к 22.00. Нужно было видеть лица людей, которые нас встречали – словно мы вернулись с того света. Теперь мы дома и в безопасности.

Через 3-4 дня мы спустились в Ачик-Таш и на автобусах приехали в Ош. В этот же день у меня был самолет в Москву. По возвращению в цивилизацию я обнаружил, что получил обморожение первой степени не только пальцев рук, но и ног. Пройдя 10-ти дневный курс уколов по стимулированию кровообращения, конечности начали приходить в себя. В первые две недели они жутко болели и иногда была словно «ломка». Через месяц все пришло в норму.

жаль, что фотографий мало

О чём вы? какие фотографии? О_о Хорошо, что хоть парни вернулись и мы читаем этот рассказ..

*Физическая подготовка у меня была, в горы на высоты в 5600 уже ходил (Эльбрус, Базовый лагерь Эвереста). В течение последнего года я систематически занимался: бегал каждые выходные по 15 км, на велосипеде иногда по 100 км, зимой – на беговых лыжах по 25 км. Я рассчитывал, что готов, но оказалось, совсем не так...в горы нельзя ходить на пределе своих возможностей, нужно, чтобы сил хватало...*

Эта физ. подготовка Вас и спасла, похоже. А скажите, схема - акклимуха на 5800 без ночевки (у др.- со спуском в 1-й лагерь), выход с ночевой на 6100 и сразу на штурм (т.е. штурмовой выход - с 5400) - она изначально была заложена? Слишком напряженно, без аккл. ночевки на 6100, по-моему. Гиды, оставившие клиентов на 6500 после холодной на 6900, - уже не удивляюсь, браво!

Трындец...

Мда... Видимо, автор что-то очень важное еще не доделал на этом свете.
Иначе, как чудом - я не могу объяснить тот факт, что он остался жив.
История эта прямо напичкана хрестоматийными ситуациями, которые в других реальных случаях заканчивались совсем не так безобидно.

а может быть инструктор был безграмотный и непрофессиональный? мож его судить. того, как сейчас за Эльбрус? Сам чутьне пропал и других чуть за собой не утянул... По нынешним меркам - состав преступления есть - в суд

И потом, что за манер такая, как шакалы на одного бросаетесь скопом? Дружно хором на одного - это такой этикет горных кавалеров из кавалерии? Я высказала свое мнение. Оно таково было пять лет назад, таково оно и сейчас. Мне ваши оценочки не нужны, ибо им для меня ничего не меняют. Я и сейчас думаю, что кроме безграмотных "инструкторов", навроде шабанова - личность по неудачам теперь то известная, не так ли, гыспода, аферист он может - так то на его совести и на вашей. За то, что травите тех, кто высказывает мнение отличное от вашего. Это омерзительно, гыспода

Кто-то очень сильно за Вас молился.

"Женщина в капюшоне, со сложенными ладонями...". Напоминает икону. После такого, наверное, станешь глубоко верующим человеком.

Вопросов два. Первое, интересно, что именно он увидел. Теоретически, так как контингент с Риска такими вопросами не занимается. Второе - что он об этом подумал, что почувствовал внутри себя. Но это его личное дело. Вы пишете уже о последствиях опыта.

давайте все же без религиозной пропаганды... каждый в своем пыльном углу в молельне, в пределах своего скита... не надо примешивать религиозный фанатизм с областями, где все зависит исключительно от человека

Жесткач.. В общем, не зная брода - не лезь в воду (и слушай инструктора - ему видней). Но, вы ребята, конечно, молодцы, что боролись за жизнь и выжили! Хочется и поругать вас и похвалить одновременно.

Две холодные.невероятно.Понимаю гидов.помочь в такой ситуации очень сложно.Сказалась недостаточная акклиматизация.Что от Василия слышно?

Вот это да! Спасибо за рассказ! Просто слов нет!

Нда уж. Для полной картины еще бы выслушать мнение инструкторов о вашем 54-х часовом марафоне.

Уральский высокогорный клуб "Горец" Ермачека, говорите?
Отдых, безусловно, запоминающийся ))

Автору респект )))

Юра, ты где таких "монстров" набираешь?

Привет, Макс!
Спасибо за рассказ, наконец-то узнал о том, что случилось из первых уст))
К Ермачеку и Руслану по этой экспедиции очень много вопросов.
Ну и ваш косяк, что не развернулись вовремя, хорошо, что живы-здоровы!

Я долго думал, стоит ли публиковать этот рассказ - слишком много личного и не публичного, и вчера, после общения с одним опытным в альпинизме товарищем и, поведав ему данную историю, решил все же разместить. То, что вернулись - действительно большая удача, можно сказать "второй" раз родились. В том, что произошло - в конечном счете виноват только сам, не повернул вовремя, не хватило сил на это. В горах иногда проще дойти до вершины, чем повернуть обратно. Это полностью моя вина и в этом ни кого не хочу винить, ну а дальше - события стали разворачиваться как снежный ком. У каждого своя голова на плечах, как говорится. Раз жизнь дала такой опыт, а самое главное - им поделиться, то спешу это сделать. Возможно, кто-то когда-то будучи в горах столкнется с таким же выбором "идти дальше" или "повернуть назад" - вспомнив данный рассказ примет единственно правильное решение.

Ваш рассказ - это жесткий и довольно смелый упрек коммерческому туризму/альпинизму в их нынешнем виде. Да и не только им. Вы пережили многое из того, что переживают очень многие, кто с недостатком опыта хочет "воплотить мечту" (правда, не все отделываются так легко, как вы). За этим слоганом и за красивыми "фотачке" скрывается очень много такого, о чем говорить - значит или прослыть"занудой", или "отбивать клиентов". Мое мнение - побольше бы таких рассказов, без обвинений, грязи и лишних высокопарных философствований - и поменьше было бы травм и трупов в горах и, глядишь, побольше людей, с кем хочется и можно ходить в горы.

Возможно, Вы просто не слышали о трагедии на Ленина в рамках самого что ни на есть спортивного альпинизма времен СССР?

без обвинений, грязи и лишних высокопарных философствований
***
А хрен его знает, я лично и через грязь могу пробиться, читая текст. Просто никто ничего не пишет, молчат как жители Сицилии.

Этот текст - первый приличный текст с описанием трудностей при восхождении на Ленина, если что-то пошло не так. Еще всем рекомендую пост goblin "Дневник начальника лагеря...", правдивый человек, описывает предпосылки к трупообразованию. Еще веселенькая вещь, для праздных зрителей - короткометражка "6100" Алексея Овсянникова, но там больше лирики. Я как неспортсмен для себя сразу понял - высота отдельно, технические сложности отдельно. Мухи от какашек отдельно. Латинская Америка с этой точки зрения для начала самое то, хотя там погодка говорят дает как раз второй компонент смеси, которую я наивно тужился разделить.

Автор еще напарник хороший, а может и замечательный, хотя возможно я идеализирую, поддавшись впечатлениям.

Однозначно, рассказ опубликовал не зря.
Общался с Василием в вк, но не стал расспрашивать про случившееся, хорошо, что ты сам все расписал, много вопросов, мучивших с окончания экспедиции сразу отвалилось.
Надеюсь еще не раз встретимся в горах, береги себя)

Вы неверно понимаете диспозицию: взрослый здоровый, но не имеющий опыта человек в данном случае = пятилетний ребёнок. Который купил путёвку.
Которого нужно опекать, кормить, тащить за руку, обеспечивать безопасность и пр.

Это не плохо и не хорошо, просто у гида коммерческого альпинизма работа такая. Не хочешь - делай другую работу, иди в М-Видео продавцом-консультантом.

Жесть. Завязывайте Вы с этим коммерческим альпинизмом, уж с этой конторой - точно. На Ленина можно без особого труда сходить так, что даже и голова ни разу не заболит, а в 14:30 будете не решать идти ли на вершину, а уже запивать чаем давно съеденный обед в лагере после восхождения. Всего-то нужно:

1. Найти какой-нибудь нормальный клуб или команду и провести с ней 2-3 сезона в горах, в альплагерях или в горные походы походить. Освоить базовую технику и набраться опыта.

2. Набрать нормальную форму. Поставьте себе задачу, например, марафон пробежать хотя бы за 4 часа, выберите программу, и тренируйтесь по ней. С вашим упорством это абсолютно реально. Или что-то другое, лыжи, велосипед - все хорошо. Но 15 км бега в неделю/25 на лыжах - это очень мало.

3. Подобрать команду с адекватной подготовкой (при выполнении п.1 это будет несложно). Разработать график дней на 20-25 с нормальной акклиматизацией и запасными днями. Если не найдется с кем посоветоваться - пишите в личку, проконсультирую :) Тот график, который у Вас был, при Вашем опыте и подготовке практически обрекал Вас на неудачу, а о комфортном восхождении можно было забыть даже куда более подготовленным товарищам.

И все, можно идти хоть на Ленина, хоть на Корженевкую, хоть куда еще на сравнимые горы и получать удовольствие :)

А что написали - хорошо, любителям коммерческих восхождений будет полезно почитать.

Показать комментарий

Все правильно . Понимающий ситуацию сделает правильный вывод. Но разбирая в этом году почти такой же случай натолкнулся на упертость " ну и что, мы же вернулись, а горы это приключение. Ваши догмы устарели" То что их искали сутки весь сбор, что народ рисковал собой, впечатления не произвело на "победителей".

Это и есть прогресс. Просто мы не привыкли, что он не всегда позитивен в любой текущий момент. Вот сейчас и здесь он - такой. А спорить с ним всегда бесполезно - слушать не станут. Повернуть он может только сам. И для этого нужно МНОГО трупов.
А пока он не повернул - можно говорить тому меньшинству, которое хочет услышать.

а непонимающий упертый осел затравит минусами того, кто ему правду прямо в морду лепит. Или за то, что считает по-другому...

Поздравляю с горой! Молодцы, боролись и за гору и за жизнь до конца. Слава Богу успешно.

Хотелось бы от гидов комментариев, в т.ч. почему не довели клиентов после холодной до лагеря.

А были ли гиды?

Организатор Ермачек и его гид Руслан как видно из рассказа.

эту статью нужно читать каждому кто соберется на высоту.
в начале идет краткое пособие о том КАК ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ
а потом пособие о том ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ВСТРЯЛ
очень очень повезло вам.
Тема инструкторов на Ленина отдельный разговор, как то мало было информации про погибшего инструктора улетевшего в трещину со связкой клиентов в этом году......

Был пост очевидца гибели гида.Пост написал врач из склифа.Правда он все приправил многим потусторонним начиная с Шекспира.А суть ЧП короткая связочная веревка.Позже похоже модераторы пост убрали.

Привет, Костя. Просто люди заплатили ТАКИЕ ДЕНЬГИ, как можно взять и назад повернуть? Не то что некоторые, которые сами по себе самостоятельной группой ходят: захотели -- пошли, передумали -- развернулись.

Да уж....дела....!!!
Много вопросов после прочтения возникает!И тем не менее повезло парням безумно!
"Стало грустно и как-то не по себе" - тут я почему-то засмеялся)) Так иронично и спокойно написать...))

С горой! Молодцы, что выжили.
Спасибо за рассказ!

Чем так ходить, лучше вообще не ходить.

Весьма впечатляющее повествование, 54 часа восхождение. Молодцы. Почему не удалось пещеру глубже сделать?

Спасибо за рассказ! Написано хорошо и опубликовано однозначно не зря.
Но у меня вопрос: после такого в горы ещё хочется или как?

Прямо по мотивам книги А. Букреева "Эверест. Смертельное восхождение"
И та Богоматерь в ночи, могла обернуться Смертью с косой
Слава Богу обошлось

Помогла молодость (она же дурость), видимо теплый циклон, две пуховки и правильное решение все время искать тропу или уже сидеть на месте - если её нет

Типичный пример, причем от начала и до конца, как НЕЛЬЗЯ делать.

Молодец, что всё описал. Я скопирую и буду показывать "горевосходителям " как учебное пособие...

Выводы:
1. Хорошая физподготовка "до того" реально спасла. Если бы ее не было, 2 трупа точно были бы.
2. Алле, Руслан! (он же, якобы, инструктор)- спишь спокойно? И дальше, после холодной, будешь бросать чайников одних??? До первого трупа...
3. К Ермачеку обратиться хамовато рука не поднимается. Просто вопрос: этот Руслан-"инструктор" - уже уволен?
4. Участникам эпопеи: попадая в среду, в которой вы "чайники", (извините, но это так)- БЕСПРЕКОСЛОВНО выполняйте команды. 14-30 при подъеме на Ленина- для Вашего уровня-однозначно точка невозврата. И это еще ветерок не задул. Был бы ветер, Вас бы уже не было.

Жесть конечно... Написать такое, я считаю - подвиг. Так же как и признать что чуть не погубили собственные ошибки, так же как признать некомпетентность гидов, так же как развернуться за 50 метров до вершины. Это сложно, действительно сложно, но необходимо. Я как будто прочел описание НС из прошлого, только конец хороший. Сценарии всех трагедий одни и те же, просто кому то повезло, как в рассказе, а кому то нет. Людям НАДО напоминать каждый раз, когда такое происходит, ведь техника безопасности не только написана кровью, она обводится и подчеркивается кровью из года в год...

Организация коммерческих экспедиций всё хуже.... Показать людям как "держать с нужной стороны ледоруб" а затем без акклиматизации выпустить их самостоятельно на вершину......

Ну так кризис в нашем королевстве, работодателям приходится экономить ...

К вопросу о гиде - вот вам 2 примера инструкторов по горным лыжам:
- один чел имеет высшее "физкультурное" образование, мастер спорта, опыт работы инструктором по г/лыжам чёрти сколько
- другой чел - просто очень хорошо катающийся чел, у которого на обычной работе попа и он решил совместить г/лыжи и работу, пока всё не наладится.

Как вы думаете, кто может больше дать клиенту?
))))
Знаю давно обоих, оба - хорошие, ответственные, приятные в общении люди.

Просто один - 5 лет изучал как учить людей технике лыж, а другой - потратил 5 лет на электродинамику )))

потратил 5 лет на электродинамику )))
***
В заграницы пусть валит на всех парах, будет потом первого инструктора нанимать, если надо.

Кстати, я научил одну даму плавать, хотя сам плаваю как утюг. Превосходно плавающие ребята не могли заставить ее сунуть голову в воду.

Пример мимо.
Слишком разная цена ошибки и уровень ответственности.
Ну и к теме комментария - ученику нулевого уровня даст больше тот инструктор, у кого методика есть.
МС по г/лыжам и просто продвинутый райдер - в данном случае вообще не имеет значения.

Для учебного пособия мало наглядного материала. Я так шучу немножко по-черному, это к автору никак не относится, а к человеческой психологии.

Во-во!
Будь моя воля, я бы всех новоявленных принуждала читать. и экзамен бы потом принимала по тексту.

И инструкторам.. Удивительно. Я думал что коммерческое восхождение выглядит иначе. Поражен.
Рассказ наидостойнейший. Спасибо автору. Молодцы, что выстояли.

Жаль, что так поздно удалось прочитать этот пост. Преклоняюсь перед мужиками! Чем то это мне напомнило мою любимую повесть Джека Лондона "Любовь к жизни". То что творится сейчас в Аксае (и не только в Аксае, а вообще в системе выстоного коммерческого альпинизьма), и в частности в системе Грекова - это пропаганда "скоростных коммерческих восхождений" для новичков. Причём это ведётся целенаправленно: Ленина с Раздельной, Хан с юга через "мышеловку" и с седла на одном дыхании, Победа с Важи. Им так выгоднее - как можно быстрее прогнать через свою мясорубку как можно больше народу. И эта рекламируется во всех турфирмах. Я понимаю, что им свои денежки важнее чужих жизней.
То, что он шёл в команде Юры Ермачека, поверить сложно, хотя его фамилия упоминалась и стиль соответствует (ледовые занятия накануне восхождения - от Аксая такого не дождёшься). Хотелось бы всё-таки узнать от автора фамилию Юры, который бросил двух "отмороженных" и особенно Руслана, которого хочу пригласить в клуб самоубийц, в качестве "председателя".

А греков причём?ходил он в коллективе ермачека.
По поводу пропаганды "скоростных высотных восхождений"-Ленина с раздельной, хан с седла, победа с вами- всегда так ходили, конечно раньше , чтобы пойти такое надо было вырасти в системе( альпинизмы, горный туризм), нынче все не так- заплатил денежки и пошёл , при том ему говорят вниз надо, а он- я деньги платил- я хозяин.поменялся качественный набор участников- даже имея разряд , многие ничего не умеют, потому что готовились в коммерческих структурах.при том , имея возможность наблюдать подготовку участников грековым, могу сказать, что этом случае- он работает по старой системе- не готов, на гору не пойдёшь- будешь тренироваться на Рацека.
А ледовые занятия до восхождения на ленина( 5 а кстати)- это , что гарантия безаварийного восхождения?
Сейчас Свобода - заплатил деньги и хоть в Гималаи , даже не умея ничего, даже не тренируясь толком, а потом сказать- вот вы нехорошие дяди- нас бросили.а вам самим сколько лет- всегда хочется спросить.
В Швейцарии в этом сезоне погибло порядка 150 счеловек.
Там наверху есть ссылка с упоминанием фамилий руководителей.
Денежки - важная часть нашего бытия, но они не самое главное.не следует так огульно обвинять людей.да они зарабатывают, многим помогают , особенно на иныльчеке, когда приезжают неопытные люди и вбухиваются в проблемы- гиды Грекова бегают и спасают их.
хотите сходить на гору так наймите себе индивидуального гида, гарантий намного больше

имхо, тут смешение понятий: если гидов 2 чел на 50 клиентов - то они никак не могут за всеми уследить.
Фактически, это не гид, а групповод.
Потому и замор клиентов иногда случается, даже на такой технически несложной горе.

Но это дешевле, 2 на 50. Дешевле путёвка, выше рентабельность, есть конкурентное преимущество.
Вы сравните с гидами на Маттерхорн - клиентов максимум трое (реально 1-2), перед восхождением - тестовое восхождение. Если не умеешь - извини, дальше не пойдешь. И цена адекватная, не демпинг.

Я был в той же экспедиции, ходили с Ермачеком, Аксай здесь не при чем.

Я прошу прощения у Дмитрия Грекова за то, что неправильно выразил свои мысли. Ни в коем случае не хотел его обидеть, потому что очень глубоко его уважаю, за его человеческие качества. Хотя бы пример из прошлого года, когда он бросил все свои дела и пошёл по Южному искать нашу заброску. Это говорит о многом, учитывая то, что мы не являлись клиентами Ак-Сая. Но я категорически против пропагандируемой в Ак-Сае системы, когда "чайников" заставляют за один день набирать и сбрасывать по 1 км. высоты на все три семитысячника, на которые они водят. Это мнение возведено в постулат, и не без участия Грекова, поскольку он является на сегодняшний день непререкаемым авторитетом в части коммерческого высотного альпинизьма. И по тому, как реагируют на его комментарии, я понимаю, что ему смотрят в рот, либо надеятся получить дополнительную скидку от Ак-Сая. Возможно эта система и не принадлежит ему, но все турфирмы её пропагандируют, и фактически не дают альтернативы клиентам. А если он может спокойно переночевать на 6400 перед Ленина, на 6700 перед Ханом или на 7100 под обелиском перед Победой, и вы лишаете его возможности спокойно взойти на семитысячник и вернуться живым, а не так, как у автора, которому просто повезло. Я ещё многое хотел сказать, но думаю, что это требует отдельного поста, который в ближайшем будущем и собираюсь опубликовать.

Тут такое дело. Альпинизм, особенно высотный, это всё таки про спортивную подготовку и опыт. С одной стороны, когда идёшь с группой и гидами (дешёвый вариант), если чел не готов набрать километр высоты за раз на акклиматизации, то значит что он просто не готов физически, либо не отдохнул от предыдущего выхода. Он просто сам откажется от восхождения, как было со мной на Южном. С другой стороны - покупая персонального гида есть возможность вносить коррективы в акклиматизацию, например по Лебедеву, не более 500 метров новой высоты в день, и не более 1000 м за выход, если на склоне есть под это место. Это немного дольше, но проще, при наличии хорошей погоды и достаточной формы в начале восхождения. На Южном с погодой туго, приходится бежать пока есть окно. Именно поэтому на Хана ходят после Ленина, ловят окно и за день с перемычки на вершину и обратно. Про Победу вообще другой разговор. Без комментариев.
Как не пройдя путь от 1а до 5а сходить 5а?

S

Макс, приветъ из Торонто! Хорошо, что я за Васей не увязался, вовремя врубил мозги и просто пошёл вниз. Такая вершина мне бы была не по душе. Уж лучше в следующий раз:))

Повезло вам ребята, то что выжили и справились респект, то, что изначально не рассчитали свои силы, минус. Да и как вы могли рассчитать. Не имея малейшего высотного опыта. Люди сходившие на Эльбрус, думают, что Ленина, это просто. Им можно пожелать, только удачи. Гидам минус, нужно сразу отсекать по контрольному времени. И всем читать и смотреть Кракауэра, о том, что может вас ждать.

*..общественный туалет ... всего в 20 метрах от наших палаток ...открытое со всех сторон пространство, на котором все делали свои дела. Никто уже особо не стеснялся...*

Вот это, мне кажется, принимающим фирмам стоило бы договориться и организовать, тропа (метров 100, а не 20) за ближние скалы, на склоне там - просто ужас, как все загажено. Всего-то надо - пара обычных переносных туалетов, и это довольно легко сделать.

Никому не хочется грести дерьмо, вот и всё

Угу, некоторые клиенты из палаток не выходят, чтобы нужду справить, таки будут бегать в сортир за 20 метров, к тому же место для туалета собственно есть, и находится в достаточном удалении от лагеря, опять же всё зависит от людей, уважающий себя, и других человек пройдёт на 20 метров за угол, ну а свин... он и на Ленина свин). да а переносные туалеты сдует, их и в первом лагере срывает

Юра, речь об условиях для адекватных людей ("свин... он и на Ленина свин", да). Заваливает переносные туалеты далеко не каждый день, ну, поставить опять. Чтобы не иметь картину, как сейчас.

Там дело не в турфирмах, а в горевосходителях.

2012 год: есть нормальный туалет прямо перед скалами, с ямой и стенкой. До лагеря ~70 метров. Но что-то заставляет отдельных людей ходить не в него, а на 20 метров ближе.

2012 год, БЛ: поляки-малопакетники поставили кучку палаток на территории Аксая. Смотрю, раз девочка присела в 5 метрах от своих же палаток, вторая девочка... потом парень... Подошел:
— Ребята, у вас в пакете пользование вон тем замечательным туалетом с освещением. Сервис!
— Ага, спасибо.
Девочки после этого стали прятаться я овражик, туалетом их группа пользоваться по-моему так и не начала :)

2013 год, прекрасная история:
Край лагеря 5400 (ближний к туалетным скалам), было примерно 10 июля, палаток еще мало. Моя палатка, рядом группа немцев. Смотрю, в 5 метрах от палаток немец роет яму. Дальше диалог:
— Эй, ты случайно не туалет роешь?
— Ну да.
— Но туалет тут делают обычно либо вон под теми скалами, либо вообще за ними.
— Да не, спасибо, мне и тут нормально.
— Но тут еще будут ставить палатки...
— Да не, всё хорошо.
— Чувак, ТУАЛЕТ ТАМ.
— Да отстань уже.
Взял лопату, протропил до скал, вырыл яму два на полтора построил стенку 50 см. Чуть позже увидел, что за скалы чуть выше моей тропы протропил Тотмянин. Вернулся к немцам, проинструктировал ещё раз.
Проходит час. Из палатки немцев вылезает девочка с лопатой, роет в 5 метрах от палаток еще одну ямку, присаживается...
На следующий день у одной из их девочек отек мозга (как выяснилось, ещё вечером туалетного дня у нее начался отек легких). Дексаметазон, фуросемид, кокон, Тополь, вся группа валит вниз до самой Германии.

2015-й год: в разной степени истории повторяются.

Жека, в 2015, С1 на Ленина, Ак-Сай. Иду мимо туалета, сидит барышня из нерусских и гадит возле (!) туалета.

Прочитал случайно...... слов нет
СПАСИБО ЗА РАССКАЗ
Это даже не экскурсоводы..понимаю что умирать может с непослушным клиентом никто не хочет, но то что произошло ни в какие рамки не влезает
Вы бросили клиента на ровном месте, вам ничего не грозило, ничего не стоило его сопроводить вниз, зная что впереди темнота, ночь,
АУУУУ, мальчики
вы кто???
жуть

Aesop, ты упустил шанс стать настоящим альпинистом
у тебя на могиле не будет написано - погиб в горах

Шутки в Ваших словах значительно меньше, чем Вам хотелось.

ну наверное это и не шутка была для них в тот момент
Но главное организм не предрасположен к отеку мозга и отеку легких
Почти проверено

"20.00. В этот раз на связи был Руслан и я в целом повторил ему, что сказал Сергею – «я двигаюсь в обратном направлении до перекрестка, от него пойду в сторону раздельной». Руслан также рассказал, как нам нужно было идти. По моей оценке я должен был прийти к перекрестку в 23.00 и предложил Руслану созвониться в это время. Он ответил, что будет на прослушивании и попросит ребят посветить мне фонариками"
Посмотрел список участников. Много народу с опытом, разряды, 6А. Не нашлось 2х-3х ЧЕЛОВЕК, чтобы по тропе набрать 200-300 м ради спасения 2-х жизней? Ведь 3-е сутки пошли, как я понимаю, парней ,на тот момент, уже "похоронили". Все боялись на рейс опоздать?

Вот! Случай дичайший! Ребята, что творится то? Причем участников - я так понимаю, на горе людей было не мало. Причем на тропе. Не улетели, не потерялись.. Бррр.
Правильно коммунисты пели - мы сами себе выбираем маршруты, находим хороших друзей.

Блин, я всегда удивлялся людям, которые с мониторов пишут "Не нашлось 2х-3х ЧЕЛОВЕК, чтобы по тропе набрать 200-300 м". Простите. Не знаю вашего опыта. Вы пробовали на высоте в ночь выходить кого-то искать?

Многое зависит от погоды. А пик Ленина в этом году её показал. Вы себе представляете дождь на 6100? Он был. Правда, на полторы недели раньше описываемых событий. 25-го июля нам на седле влажным снегом засыпало палатку полностью, под конёк. Утром откапывались внутрь палатки. Рукавицы вымокали моментально, за 2-3 минуты. И, да, видимость 15 метров: в тот же день группа подготовленных ребят стартовала с 6500 и чуть ли не сутки по GPS искала вершину (видимо, картографии и точек у них не было). Если в дни восхождения автора были похожие условия, то его рассказ — это песнь большому чуду, а выход на спасы в такую погоду после восхождения требовал ощутимых психических вложений.

В вечер потери клиентов у Руслана температура была и он отлеживался на 6100, а Юра Ермачек если не ошибаюсь был на 4400, но он вышел сразу как узнал, что ребята потерялись. К ночи он подошёл на 6100, но решили идти на поиски рано утром, а вот тот факт, что они, встретив "героев", не взяли их под руки и не отвели в лагерь, для многих в группе - непонятный ход конём

Михаил, а Вы сами где находились во вторую ночь их отсутствия?

Прочитал - написано хорошо, интересно. С вершиной!!! И с возвращением.
Вспомнил свою попытку взойти на Ленина. С похожим отношением к клиенту со стороны "гида".Я конечно в такой жопе не был, но мне тоже повезло. Отделался легким испугом.
На этом для себя решил не связываться более с коммерческим альпинизмом. Хочешь быть альпинистом - иди и учись альпинизму. Другого пути нет.
Сейчас стал модно и доступно: Белуха, Эльбрус , Ленин. Конвеер.
Только, думаю, от писанины в инете, от споров и дискуссий ни чего не изменится. Деньги дают людям ощущение вседозволенности. И в горах тоже. И найдется тот, кто за энную сумму пообещает воплотить чью нибудь мечту.
Всем добра.

Ну почему зря. Я, например, буду теперь знать, что бывает и так. И может, не я один.

Я в соседней палатке от Руслана вместе с Юлей ждали их возвращения и слушали их переговоры с Ермачеком.

А чего же наверх не сходили поискать, фонариком посветить, как спалось то в эту ночь?

Думаю, там народ в таком темпе наверх лез, что все были задолбанные без исключения.

Да... Рассказ захватывает и заставляет о многом задуматься и многое вспомнить. Что тут скажешь. Ребята молодцы. Не захотели умирать. Ну и повезло сильно. А гиды.. ну тоже сделали немало. Скорее всего поняли, что не смогут своими силами увести людей с горы. Конечно нужно было собрать на Раздельной народ и организовать спасательную экспедицию, благо народ был и погода позволяла, но далеко не всегда это получается. Я гидов не оправдываю, но у каждого своя правда.

В отношении гидов, очень трудно понять отношения , которые были и на что подписывались гиды?достаточно долго сам работал на москвина , приходилось и на иныльчеке работать в этом качестве.обычно нам вменялось в обязанность обработать маршруты для клиентов ( провесить веревки и пр), далее некоторые клиенты подходили допустим к старшему гиду и договаривались о сопровождении их на восхождении, но за это была отдельная оплата, т.е. Во вне зависимости от цены тура( который включал логистику и питание и пр.), платились деньги за индивидуальную работу с клиентом.это конечно достаточно дорого.
Но... Обычно клиенты узнавали допустим , когда пойдут гиды и прицеплялись к их графику , так и шли за ними хвостом, пока им тропу натопчут пр.до смешного доходило- встанешь попить- весь обоз стоит за тобой.
Периодически возникали ситуации,когда клиенты , вдруг начинали ощущать себя очень крутыми и начинали действовать вопреки рекомендациям и попадали во всякие ситуации, и тогда приходилось их спасать- акцентирую бесплатно, не за деньги.
Допустим лежишь на Душанбе , уже в спальнике , завтра на гору и тут по связи тебе говорят, что два человека( не помню чехи , что ли)не спустились с горы в лагерь и что ?одеваешься и по темноте идёшь искать этих деятелей,друзья , которых только вечером сообщили, что двоих нет.
Несколько часов их искали по ночи, вдвоём , нашли , привели.товарищ мой из- за этого на гору не сходил( но это частности).
Возникает вопрос,если люди не слушают рекомендаций и попадают в ситуации- это что гиды виноваты?
В случае описанном здесь- повторюсь- не знаю какие обязательства связывали гидов и клиентов или участников ( не знаю статус).Но ведь чётко понятно, люди отказались спускаться. хотя вторая ночевка на горе за гранью конечно.
Когда ходили в спортивных командах- слово руководителя- закон.
Ещё занятно -посмотрел резюме одного участника- опыт калапатар, Эльбрус, Ленина ( в этом восхождении)- альпинист.печально.
Какое- то время назад Павленко в Москве объявлял набор желающих потренироваться с ним- я так понял, что никто не откликнулся или почти никто.
Вопрос к участникам или клиентам - Вы почему в городе- то не готовитесь?можно ведь в секцию пойти , поучится у людей- а вы 15 км в выходные.( я не к автору- так к слову).
Лечиться всегда дороже, здоровье надо беречь.

Сергей Петрович, а какая бы тут подготовка в городе помогла? физподготовкой товарищ и так занимался, и всё равно его плющило на высоте (по-моему, это вообще не очень сильно коррелирует: кто-то с отличной физухой и регулярными беговыми тренировками начинает помирать на 4-5 тыс., а кто-то куда более хилый и _вообще_ не тренирующийся спокойно заходит на 7). Главная ошибка была в том что не послушались и попёрли наверх, а это никакими городскими занятиями не исправишь, мне кажется.
(со всем остальным, конечно, полностью согласен)

Многих начинает плющить при восхождении на равнине на десятый этаж. Высота это важный аспект , но готовность мышц, сердца, легких к тяжелым нагрузкам еще никто не отменял.
Можно еще посидеть почитать несколько десятков или сотен подобных отчетов, чтобы понимать как гибнут люди, становишься более адекватным.

Автор готовился не сильно. Надо бы добавить хотябы три десятки среди недели.

У всех есть высотный предел. Меня выше 6000 как отрубает. Заметил по тому году. В этом такой же голяк был. Проснулся утром на раздельной и пошел вниз. Вообще, слушать свой организм надо уметь.

Всякое конечно бывает, бывает и потолок низкий во вне зависимости от подготовки, кто- то рождён для высоты. Все разные кто- то быстрее акклиматизируется, кто- то медленнее, часто кто медленнее акклиматизируется- совсем не показатель его слабости- например кукучка(Книгу его переводил как- то).
Если вспоминать историю, то в свою пору был такой Игорь Ерохин ( мвту)- основной упор на лыжные гонки- люди по сравнению с предыдущим поколениям показывали такие скорости в горах- можно почитать Овчинникова АГ.
Опять же тот же букреев.
Я не пример, но бег три раза в неделю в среднем около 60 км ( в неделю)и три раза в зале лазаю, но весной объём в километраже вырастает, но зимой за счёт снега интенсивность может быть выше и это я не считаю достаточным.
Товарищ поехал , его конечно плющило- это может быть и первая реакция на высоту- организм ещё не знает как с этим справляться , потом может быть легче. Я знаю , как люди потом ставшие хорошими высотниками и как их колбасило в первый раз.
Автору удачи, он молодец что смог выжить и достаточно критически апоастр об этом.
Но по мне пока есть хоть какая- то система рядом - горный туризм , альпинизм - проще пойти туда и поучиться, ведь к сожалению, правила безопасности написаны кровью предшественников.

Я так понимаю - подготовка в городе - имеется ввиду , кроме всего прочего, упорядоченный теоретический курс, опыт перенять. Может тогда и повернули бы вовремя.
Тут действительно надо понимать, что в тур входит.
Я считал, что подобные мероприятия подразумевают грамотную акклимуху, сопровождение группы и спасы если что. Иначе смысл теряется.Но, возможно, есть разные варианты.

Ну это же напряжно - 4 раза в неделю после работы. У евреев есть такая штука - Судный День. Многие его понимают так: весь год живешь как хочешь, а в Судный День не поел, не попил, в сенагогу сходил и все грехи списались. Ну вот,для автора и случился такой судный день.

При том, что почти во всем с вами согласен, но, справедливости ради, пойти в секцию в городе для тех, кто летом хочет на Ленина - вариант бессмысленный, имхо. В секциях новичков готовят к класическим единичкам-двойкам (тройкам максимум), причем в горах пониже (Кавказ, Алтай, на 90%). Подготовка на Ленина, по моему скоомному разкмению, сильно отличается от этого. Увы (или не увы, тут вкусовщина ;))

тут есть один шанс. что в секции как то сумеют объяснить, что по маршруту Эльбрус - Ленина - Эверест можно доехать до кладбища....

Это НЕ СПОРТ, это НЕ альпинизм, это НЕ разумно...
ПВЗ

1. Раньше (условно 20-30 лет назад) на Ленина шли перворазрядники и КМСы.
После первой (первых) 5Б
И половина народа, на первый свой семитысячник не заходила, возвращались, понимая свою личную ответственность перед теми, которые могли и шли до вершины.

2. Сейчас в коммерческой группе - требования с принимающей стороны такие же, как к тем, КМС-ам из п. 1. По крайней мере в УВК.
Я был несколько лет назад на сборах УВК. Никто у Юры с клиентами не сюсюкается.
В том смысле, что не лезут под кожу:
- Ты сможешь или не сможешь7
- А ну ка отожмись 100 раз на 5400!
Если здоров и адекватен, если сам принял решение идти - иди.

3. Отсутствие "правильной" первичной подготовки в клубе, альпсекции - обходится так дорого, как тут поведал автор.
Прыгнуть с перевала Калапатар (н\к) и Эльбруса (2А - в коммерческой же группе) сразу на 5А??? Сразу на 7100???
Что это?
Правильно - авантюра.

Здоровья автору поста и правильного выбора в горах!

это ж как надо не любить себя, что б такой фигней на горе заниматься)))

Я, наверное, сильно отстал. Старая школа:" на спасы можно не выйти, только если ты мертвый".Пафосно и глупо, но так нас учили, и так мы жили в горах. Понимаю, все изменилось. Но, ТОЧНО ЗНАЮ: Толя Букреев начхал на " все изменилось" и пошел спасать чайников не за деньги и контрактные обязательства, а потому, что иначе не смог бы жить дальше. Не компостируйте мне мозги: при наличии нормальной погоды и кучи людей на маршруте, причем, должной квалификации,- бросить чайников на произвол судьбы, на 2 холодные, и НИКТО не смог помочь??? НЕ ВЕРЮ.
О Руслане: заболел? - может быть. Почему не поднял по связи на уши всех? Почему не тормозил людей, проходящих вверх, с просьбой помочь?
Отдельный вопрос к тебе, Юра. Ты вышел с 4400. Решпект и уважуха. Я бы тоже вышел. Конечно, ты понимал, что это бесполезно, - все равно тела придется снимать с утра. Почему не начхал на все финансовые и прочие нюансы, и не поднял людей, которые были на горе?
Не пытайся вычислить, кто пишет- не признаюсь.

Хожу с Ермачеком с 2008 года. Был практически во всех его экспедициях и альплагерях. С Русланом ходил, когда он тоже был еще участником, в дальнейшем - инструктором. Не один раз был свидетелем их участия в спасработах как со своими клиентами так и с "чужими". Уверен, что и в этот раз они сделали все возможное. Обратите внимание на опыт участников этой экспедиции! Да там звучат известные горы, иногда солидные высоты... Но сколько человек с опытом альплагерей. Я насчитал 2-3 человека, да и то 3-го разряда и женщин (да не обвинят меня в гендерном шовинизме). Кого было организовывать на спасы?!
Согласен рассказ интересный и нужный. Еще одно напоминание о том, что человеческая гордыня, самоуверенность, глупость и т.п. безграничны. Сам прошел через это, причем на Ленина, куда поднялся на третий раз. После Белухи, в 2008 году - первая попытка. Обморожение пальцев рук, два - четвертой степени. Лечил 8 месяцев, пальцы все сохранил. От более серьезных последствий спас Ермачек, ПОСЛУШАЛ его и повернул вниз. 2009 год - вторая попытка. Погода была жесть. Повернул вниз сам - уроки Ермачека. В группе около десятка серьезно помороженных. 2013 год - удачное восхождение в составе самостоятельной группы из трех человек, причем в довольно сложных погодных условиях. Но все делалось по старой советской классике, спокойно без надрыва. За плечами были альплагеря Ермачека, экспедиции под его руководством на другие вершины. По мне главный залог успеха - правильная акклиматизация и готовится к горам нужно в горах. Да извинит меня автор - его физическая подготовка - это в лучшем случае подготовка к городской эстафете.
И в конце концов в горы мы идем уже взрослыми, а часто и состоявшимися в жизни людьми. Большая часть из нас слушает в больнице врача, т.к. в медицине мы любители. А что происходит на горе? Как инструктору заставить взрослого мужика внять его опыту и разуму. Иногда действительно кажется , что только ледорубом по заднице...

Руководитель отвечает за то куда и кого ведет? Или группа набирается без его ведома? История чуть не повторилась http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4523
Одна из причин трагедии - недостаточная подготовка группы для спуска в непогоду.

Обморожения 4 степени? На Ленина летом? Семён Семёныч...

Да, четвертая степень. Это было 5-го сентября. Ермачек в те годы на Ленина водил после сезона. Если вспомнить историю, женская сборная погибла в разгар лета, на Ленина. Об увиденом на Ленина в разгар сезона могу много расказать, ампутаций хватает. Вот так Семен Семеныч... Может на равнине засиделись?

>>>Хожу с Ермачеком с 2008 года.
в 2008 году - первая попытка. Обморожение пальцев рук, два - четвертой степени.
2009 год - вторая попытка. Погода была жесть. Повернул вниз сам - уроки Ермачека. В группе около десятка серьезно помороженных.>>>
Это анти-реклама?

Это рассказ о том, что делал те же ошибки, но наверное был мудрее автора. Читайте внимательней комментарий. Ермачек исправлял и направлял.

да, я помню этот случай. у вас были перчатки вместо варежек и вы спустились на 6100 со мной.

Приношу свои извинения Ермачеку и Руслану. В горячке расклеил ярлыки. Все нюансы,конечно, знают только участники событий. В любом случае, хотелось бы увидеть их комментарии, ибо есть факт- 2чайника чуть не погибли в совершенно безобидной ситуации.

*...чуть не погибли в совершенно безобидной ситуации*

Угу, безобидная. В рубашке родились, что за грань не перешли.

Ошибка здесь одна. Недостаточная акклиматизация. Одна ночевка на 5400м, это ничто для 7000м. Остальное следствия.

Уважаемый Дмитрий Михайлович,прочитала два раза текст,уж извините бабу-дуру, не пойму,там чёрным по белому-две ночёвки на 5400 в первый выход и две,там же, во второй.Поясните?

Объясняю: 5400м для Ленина мало. Вы хоть год там живите. Прежде чем идти на определенную высоту, вы должны иметь ночевку на километр ниже. То есть, идешь на Эльбрус, надо ночевать на 4600м и потом на отдых как можно ниже. В идеале на море. Отдых 2-3 дня, потом можно идти на гору. На Ленина надо ночевать на 6100м и потом отдых в базе на 3600м. На Эвересте ночуют на 7900м, потом спускаются на 5100 и после отдыха идут на гору.

мда... трэш.. с аклимухой вы конечно напортачили, но за все остальное - респект.
в очередной раз осознал как сильно мне повезло, когда мы развернулись на 6900 и успели вползти на Раздельную к 22.00....

Главный смысл поста получился-Спасение утопающих,дело рук самих утопающих.

Случайно прочитала пост.
Много вопросов к автору. Как так получилось, что Вы пошли на гору практически в альпийском стиле? Кто организовывал Вашу акклиматизацию? Сейчас море информации по этому вопросу. Есть прекрасные статьи Андрея Лебедева про ПРАВИЛЬНУЮ акклиматизацию.

Я очень благодарна ему за то, что он потратил своё личное время и научил меня этой премудрости. Всё время, пока была на Ленина, помнила его слова о том, что для того, чтобы идти на гору с удовольствием, любоваться красотами, а не сдыхать от горняшки, нужна ЩАДЯЩАЯ акклиматизация, особенно, в первый раз, когда ты не знаешь, как поведет себя организм на высоте. Послушалась мудрого человека. Головная боль? Нет, не слышала))))

Точка возврата - отдельная тема. Всех, кто пренебрег этим, считаю самоуверенными эгоистами. Извините за резкость. Ходить так - рисковать не только своей жизнью, но и жизнью тех, кто пойдет вас спасать. Ваша жизнь - ваш выбор. Но другим то это за что? И ведь пойдут, и будут спасть. Я свидетель таких выходов гидов из Аксая, как бы их тут не хаяли. Лёха, Саня, Димка, Саша, Вася - все ходили. Не за деньги, не всегда "своих" клиентов, а просто потому, что человеку хреново.

Я не зашла на вершину. Вернулась с начала Плато Парашютистов. И не жалею ни разу. Все пальцы целые, опыт высоты получила, на горе была, познакомилась с замечательными людьми. И очень благодарна Аксаю и его гидам, которые очень помогли, многому научили.

К автору поста: учитесь, учитесь, учитесь. То, что выжили - чудо, Ваша удача и сила воли. Пусть Ваши восхождения будут не на авось, а с пониманием того, что происходит. Пусть горы будут в радость! И всё получится

П.С. Занятия по ледовой технике в Аксае проходили просто обалденно. Много нового узнала. главное, не лениться и не игнорировать их.

Если кому интересно, как я НЕ зашла на гору

Показать комментарий

После таких "побед" седина до конца жизни остаётся. И это в лучшем случае.

irik, а что, говорить тем, кто был на горе, но не зашёл по причине присутствия трезвой головы, нежелания напрягать людей спасами своей тушки в случае "если что" и кое-какого, пусть не высотного, но все-таки горного опыта, запрещено?

Извините, но характер у меня такой дурацкий, не могу молчать, когда вижу лажу.
И не поучаю я, а делюсь СВОИМ, пусть негативным, но опытом. А вдруг кому пригодится?

А вот опыт людей, на которых я ссылаюсь, которые консультировали перед поездкой: Андрея Лебедева, Димы Грекова, - лично у меня сомнений не вызывает.

Единственное, чем я пренебрегла, это советом Димы ночевать ещё и на 6400, чтобы уж наверняка. Очень жалею! Опять же, это для тех, кому это нужно, а не для "сам дурак"))))

Вроде бы и взрослый человек, и врач, а рассуждения - как у вьюноши 16ти-летнего.

Чайник на 5а - жди беды. (народная примета)

Кстати:
2. Изменения, дополнения, уточнения к «Классификатор на горные вершины», 2013 г.
...
4.4.63 Раздельная-Ленина. Надо «4Б», а не «5А»
Отсюда:

Да хоть 1А сделайте. 7000м ниже не станет.

Ездила с Уральским высокогорным клубом на несколько альп. сборов и ходила на Ленина в прошлом году, и ни разу у меня не было повода усомниться в профессионализме инструкторов. Руслана - отличный инструктор с огромным опытом. Правильно написал сам автор, во всех его злоключениях виноват только он сам: не послушал инструктора, когда тот его разворачивал назад еще на “ноже”; когда вся группа уже шла вниз с вершины, ввел инструктора в заблуждение сказав, что пойдет за ними, а сам пошел вверх. Инструктор спустил остальных участников вниз, а вернуться за автором и его товарищем не смог, судя по описанию, из-за резко ухудшившейся погоды. Когда только погода позволила, нашли участников, накормили, напоили и начали спускать, но зачем-то автор прогнал инструкторов, решил, что спустится без их помощи и снова заблудился. У меня конечно не такой уж большой высотный опыт, но, думаю, винить в такой ситуации инструкторов неправильно. Вывод из этого рассказа нужно сделать следующий: если человек новичок, но отважился на такое серьезное восхождение, то нужно делать, то что говорит инструктор. У любой горы есть время, когда, где бы ты не находился, нужно поворачивать обратно, если к этому времени ты не на вершине, то значит ты уже не смог взойти. И ничего в этом страшного нет, горы стояли, стоят и будут стоять после нас, и можно взойти в следующий раз и еще на десяток вершин. В любом случае, это будет лучше чем взойти на одну вершину и не вернуться.
Автор и его товарищ молодцы, что боролись до конца и выжили. С вершиной вас и чтобы все последующие восхождения были более удачными.

Тем кто ругает акклиматизационную программу УВК на Ленина советую для начала почитать про эту программу у них на сайте. Одна ночевка на 6100 и затем ПОПЫТКА восхождения. Имеется в виду, что те люди кто нормально себя чувствуют после ночевки могут сходить еще выше. Но так уж случается из года в год, что есть люди, которым хватает акклиматизации, чтобы взойти на вершину и после одной ночевки на 6100. Таких участников инструктор и ведет на вершину(у нас таких было 10 человек), и на спуске разворачивает тех кто еще не начал спуск. Затем все спускаются в первый лагерь отдыхают там две ночи и снова идут на восхождение. Но все понимают, что во второй раз может не быть погоды, и некоторые, во что бы то ни стало, стараются взойти в первую попытку. У нас тоже был такой человек, он отказался спускаться и пошел на вершину. Ему повезло, что ночью была хорошая погода и инструктор побывав на вершине и спустив группу в лагерь, ночью пошел его спасать.

> "Тем кто ругает акклиматизационную программу УВК на Ленина советую для начала почитать про эту программу у них на сайте. Одна ночевка на 6100 и затем ПОПЫТКА восхождения."

Такая программа для клиентов - глупость. А поскольку будучи сформулированной она еще и провоцирует на подобное поведение, то это уже называется совсем другим словом.

Думаю акклиматизационный выход после одной ночевки на 6100 - это не глупость, а плюс к акклиматизации. И совсем не формулировка в программе провоцирует людей на подобные поступки.

После ночи на 6100м необходимо спуститься на 5300м, отдохнуть 2-3 дня и только после этого можно идти на гору. Остальное, бред.

Да, есть люди, которым этот спуск необходим и они это чувствуют. Что плохого в том, что другие могут взойти на вершину и после одной ночи на 6100м. Главное постоянно прислушиваться в своему организму и вовремя развернуться. Конечно инструкторам удобнее пресекать такие ситуации на корню, не давая возможности подняться после первой ночевки на 6100, и сразу гнать народ вниз. Думаю Ермачек обладает достаточными знаниями и опытом, чтобы не писать бред в своих программах акклиматизации.

Димон, что за.. ? на 5300 на Хане у себя отдыхайте :) . как раз, чтоб через мышеловку не ходить лишний раз . А на Ленина отдыхаем на 4400 или на Ачик-Таше

простите за занудство, но на 5300 или а 3500?

"...в моде щас какой-то ЗОЖ..."

Лично наблюдал и сопережевал этой истории. Правда из первого лагеря))). Начудили все. И гиды и участники. Респект всем, что без фаталити обошлись. И огромная неуважуха за всю ситуацию в целом.

это п.....ц какой-то! просто нет слов! Друзья мои, да с Вами опасно иметь дело.

"Кто виноват?", слава богу оставили в покое. (В том числе и я). Что делать? - абсолютно адекватный ответ дал Греков :" после ночевки на 6100, отдых на 5300, причем 2-3 дня. "
Персонально Аьбине Алексеевне: " одна ночевка на 6100 и ПОПЫТКА восхождения". ???
Удивительно, что при такой схеме уже чуть не произошла беда, и мы это обсуждаем, а Вы по- прежнему не поняли проблему?
1. Ну, конечно, есть люди, которые спокойно это сделают, в силу генетических способностей.
2. Более того, знаю людей, которые вообще не альпинисты, но, при этом, заходили на Ленина, практически, вообще без акклимухи.
Мы же говорим не о чудесах, а о схеме, которую совершенно необходимо формализовать для ВСЕХ руководителей коммерческих восхождений. А она (эта схема)- одна. При проведении акклиматизации для коммерцклиентов(а это, в большинстве случаев чайники),ориентироваться на самого слабого участника. И, конечно, исключить право клиентов продолжать(заканчивать) восхождение по своему усмотрению. Как это сделать? Вопрос не ко мне-это не мой бизнес. Но гробить неопытных людей надо прекращать!

Интересно, каким образом вы сможете исключить право человека , который заплатил деньги продолжать или заканчивать восхождение?- он же деньги платил- как в данном случае и не послушал- свободная страна, свободные люди.- или в авторитарное государство вернёмся?
Ориентироваться на слабого участника- правильно мыслите, только сильный участник, которому до звезды этот слабак- также заявит о ущемлении своих прав .
А не поняли вы проблему по одной причине- надо слушать более опытных товарищей до событий , а не после.и понимать, что в горах можно остаться навсегда и что это может случиться именно с тобой.
Мир несправедлив и чем раньше вы это поймёте , тем проще будет жить.

Когда платятся деньги, обычно составляется контракт, в котором всё прописывается. В том числе и отказ от ответственности гида, если клиент не выполнил приказа. Плюс страховая не заплатит в таком случае стоимость вертолёта по цене небольшой квартиры, ибо целенаправленное нарушение ТБ. В свободных странах у свободных людей обычно делается так.

на 5300 на Памире не отдыхаешь !!! надо идти на 4400 ,а лучше 3800. Димон не на те клавиши к ночи нажал, а поклонники сейчас подхватят и будут разносить "знание" по весям.
не хотел влезать в это... но придется, а то потом устанешь объяснять зачем спускаться в первый или базу. "Вот на Риске сам Греков написал,что отдыхать надо на 5300".
Своя есть голова, Василий ? чтоб чуть подумать,прежде чем лепетать за кумирами ?
_____________________________________________________________________________

и разу уж влез,то отмечу гениальность манеры изложения. как удалось сохранить эмоции и подробности? полгода почти прошло,а читается, будто автор прям сейчас бредет по Парашютистов и вещает в микрофон. даже стилистические издержки не мешают. "Вернувшись немного назад я понял, что идти в обратную сторону не имеет смысла и мне пришлось повернуть обратно." - завораживающая фраза :) по стилю,но к контексте рассказа очень точно передает состояние

Павел, кумир исправил инфу, не волнуйтесь, к ночи глядя)ой, пардон, в одном месте исправил, в другом забыл)

Своя есть голова, Василий ?
***
В каком смысле своя голова "своя" - большой, большой вопрос... это я не про Василия. Ну если своя голова занята чем-то не своим? А если оно не свое, но крайне полезное и попало в голову к сроку? Возможно, внутри нас все-таки есть способность судить даже о вещах, в которых мы не имеем опыта, или надо идти к авторитетам. Остальное - игра в рулетку.

Паша, там опечатка. Конечно не на 5300, а на 3500м. Лучше еще ниже.)))

Каждый идет к своей погибели со своими иллюзиями. Бог в помощь!)))

Греков,а как Вам удается совмещать-в Арче классический альпинизм.под Ханом коммерческий.Это как днем законопослушный,а ночью на большую дорогу.

Подумаешь, днем отличница, а ночью стриптизом подрабатывает. И голова есть и фигура и заработать умеет.

Ирик, приезжай, увидишь. Я тебе больше скажу. В Арче тоже коммерческий альпинизм есть. Кто не заморачивается с разрядами, ходит куда хочет, а кому нужен разряд, те строем по правилам.

Мне одному после прочтения последней части дискуссии хочется по горячим следам написать альпинистам grekov, Antonych и другим "учитесь у новичков, господа"? Забавное место Риск)

интересно, а что входило именно в этот контракт(договор)
Баз лаг, промежуточные палатка, питание, трансфер....
и как прописан гид, консультант, экскурсовод?
Если только тропу указывает то одно, если помогает, то какая помощь одного на 10 клиентов
Человек хорошо прописал, что творится в голове у средне статистического из коммерческой группы. (Еще лучше глюки) И как их разрулить ... ну тому кто с ними идет от фирмы.
Жеского авторитета не завоевал, в душе не фюрер, значит может только посоветовать и рукой показать, если окажется рядом. А если все это сложить, то удивительно что там штабелями не лежат.
И главное, что так все и будет продолжатся, мы живем в свободном мире.
Мне это нравится

Информация для Pablo, он же, скорее всего, просто Павел. Наверняка Вы еще очень молодой человек. С Димой Грековым 100 лет назад было слишком много выпито, чтобы сотворить из него кумира. Однако,уважаю его, как серьезного профессионала. И, для меня он не ЦЕЛЫЙ Греков, а просто Дима.
В отличие от Вас, который называет его" Димоном" и который в дискуссии переходит на личности, причем выбирает не самые приличные формулировки. Ей богу, зря.
Вернитесь от частной проблемы- кто на 5400 отдыхает, а кто отек легких зарабывает, к конструктиву: Что делать, парни?
Согласиться с Маратом:" мы живем в сободном мире и мне это нравится"?
Согласиться с laska3: "учитесь у новичков, господа"?
Согласиться с Pablo: все вы "димоны" и "козлы" и отдыхать надо на 4400 и смертей не будет?
Я, честно, не знаю.
Жду, все-таки, серьезного анализа, от серьезных людей.
P.S. Озабоченных личностной самореализацией прошу не отвечать, не опускайте дискуссию ниже плинтуса.

Согласиться с laska3: "учитесь у новичков, господа"?
***
Василий, я нередко позволяю себе такой скупой юмор, завсегдатаи сайта привыкли. Я понимаю, кто такие упомянутые мной специалисты, а кто такие новички. Так что нечего устраивать "дружественный огонь".
p.s. на ваши травматические патроны и не думал обижаться.

за "ещё очень молодого человека", спасибо ! стараюсь !
если чем задел ,извините. Ваше выступление под чужим именем и манера поддержки "абсолютно адекватных ответов" располагает,знаете ли.
Для Вас 4400,5400 - неважные частности,для меня неотъемлемая часть профессии. И "отдых на 5400" - реальная проблема, а не поиски виртуального "конструктива".

Ваши , и не только, призывы: найти одну великую схему,обязать всех следовать этой схеме, исключить право клиентов и т.п. вызваны очень благими намерениями, но ведут по стандартному адресу. в самой мягкой известной мне формулировке называются такие призывы: "Благоглупости".

"Что делать,парни? " - думать прежде всего. Постоянно оценивать себя, окружающих, обстоятельства. Основной способ остаться в живых, и не только в Горах. А по оценкам уже подбирать схемы, альпклубы, инструкторов,гидов,портеров и т.п.

Вот, например, "на подумать".
если сравнить статистику восхождений:
- программ с фиксированными датами одной очень правильной (ну в смысле "схем" там и вообще) компании, где на 1 гида (и гиды хорошие, координация,поддержка) максимум 3 клиента,
- "савсэм нэправильного" Юры, где на 50 человек пара инструкторов,быт суровей, палатки хуже,
то у кого статистика(% восхождений, % НС, % повторного приезда клиента) лучше ?? Неправильный ответ.
Статистика по всем показателям лучше у Юры.
Мне тоже не нравятся его алгоритмы на высоте, но повод задуматься тут есть.

*...повод задуматься тут есть.*

М.б., дело и в клиентах: на "спартанские" условия едет и контингент - более "спартанский"?

Добавлю: Юра Ермачек, Руслан, ау!?
Без Ваших комментариев- все это-голый треп.

Юра не будет здесь ни перед кем оправдываться, он во-первых на равнину редко спускается и во-вторых объяснять стаду свои действия не считает нужным. его сборы давно являются предметом спора, а на самом деле , по моему мнению- предметом зависти, я бывает слышу негативные отзывы о нем от разных организаторов. к слову сказать, они не могут и никогда не смогут так хорошо организовать сборы, как это делает Юра. и еще Юра надежный руководитель, он мне жизнь спас в 2009году, когда мы по своей глупости нарушили ТБ и поплатились за это.
а вы тут сидите на теплых стульях и поливаете его. вас там не было и вы не представляете, что значит выйти из палатки ночью в пургу на 7000 спасать 2х дебилов, которые попали в Jопу по своей вине. это значит, что он должен бросить лагерь с участниками и уйти в сомнительное приключение. и ребят не найдет и сам на горе останется. я могу сказать так, Юра всегда принимает здравые и правильные решения. в любой критической ситуации, у него отличное чутье на это дело.
прежде чем осуждать Юру, повернитесь лицом к этим героям и спросите их, как им теперь спится, после того, что они сделали. своим решением они нарушили планы других участников, могли лишить жизни и здоровья других людей, которые вышли бы им на помощь и в конце -концов они прошлись ботинками в кошках по нервам по всем, кто находился ниже них. не надо думать, что это равноценно укусу комарика, это стресс, который накапливается год за годом и оставляет след в душе, настолько сильный, насколько у человека развито чувство ответственности. а оно у Ермачека развито.

Стаду?:-) вы в своем благоговейном порыве за пределы вежливости слегка зашли.

"Руслан предложил идти за ними, т.к. было уже около 15.00, а до вершины нам идти еще 2 часа. Я взял у него рацию и сказал, что мы попьем чаю, отдохнем и подумаем, что будем делать. Они пошли дальше и достаточно быстро скрылись из виду"

- вопрос: инструктор отдавал себе отчет, что два его клиента остались на горе? Зачем он отдал им рацию и быстро скрылся из виду, можете обяснить? Мало ли какие решения захотят принять клиенты, будем все на них валить?

Для laska3: извините, не хотел Вас обидеть.

Тсссс... Пацаны хватит мерится пи..ми. Смешим уже...

Для shved: Вы правы, это, действительно, уже смешно. Ухожу со связи, надеюсь навсегда. С.К.!

Как участник этой экспедиции могу сказать - единственное, что внушало хоть какую-то надежду, это твердый и уверенный голос Макса на связи, его настрой на решение проблемы спуска.
Заметим, рация была его личная в прекрасном работоспособном состоянии, не разрядившаяся за несколько суток активной работы (значит, хорошо подготовил снаряжение). Плюс его способность продолжать работать с навигатором, несмотря на все глюки и поехавшую крышу.
Т.е. Максим - умный парень, а альпинизм, как говорится, не шахматы, тут думать надо.
Что касается Василия, то он физически очень здоровый и имеет большой опыт выживания во всяких неблагоприятных ситуациях.
То, что они были вместе, хотя бы первые 36 часов, повысило их шансы.

Вообще, первую холодную ночевку мы восприняли из базового лагеря как более-менее штатную - по связи общались, слышали бодрый голос Макса, знали про лопату и выкопанную яму, про нано-одеяло из металлизированной пленки.
На следующий день с большой радостью услышали, что они найдены, и их ведут вниз. Но когда на связи в 16 или в 18 часов Макс сказал, что он стоит на перекрестке на 6500 и не знает, куда идти, базовый лагерь был в шоке. Было ясно, что крыша поехала у всех, кто наверху...

Резюме: по всем законам альпинизма ребята должны были умереть, но не умерли. Наверное, они для чего-то нужны еще здесь...

Сделали проблему и себе и другим. Дурной пример. После такой горы стоит шепотом говорить, что на Ленина сходил.

Автор сказочно, почти невероятно, удачлив. Поймать две холодные подряд выше пяти тысяч, и не только остаться живым, но не поплатиться ни одним пальцем... это надо умудриться. В общем, не садитесь играть с ним в азартные игры ))))

Всё остальное - следствие бестолковой организации восхождения со стороны фирмы (впрочем, кто бы сомневался, коммерция такая коммерция, за редким исключением), и таки-да - игнорирование точки возврата. Если вдруг автора не вразумила ситуация, значит судьба ему упокоиться в горах навеки.
Ну, а для всех остальных - хорошая наука, достойная палаты мер и весов - за отчёт автору серьёзное спасибо, лишь бы не повторялась ситуация. Вот только боюсь, номинантов на премию Дарвина не остановит и такой отчёт...

У них две холодные ночевки на высоте 6500-7000м. Первая под вершиной на 6900-7000м, вторая примерно на 6500м (ну может 6300).

Не вижу расхождения с моими словами. Просто поставил градацию - выше/ниже. ИМХО как раз высота в 5000м - некая существенная граница, для меня по крайней мере.

я хочу сказать в защиту Ермачека. я хожу с его сборами с 2008г. организация сборов у него отличная, опыт работы у него огромный и сам он отличный человек. конечно у него есть недостатки, как и у всех нас.
в последнее время и с каждым годом все больше и больше нарастает потребительское отношение клиента к человеку в форме. читай у участника к руководителю, и думаю каждый с этим согласится. Юра очень уважительно относится к деньгам участников и делает все возможное, что бы люди, заплатившие деньги все же сходили на гору. конечно он старается отсеивать неготовых и приблизительно знает, кто сходит и кто-нет. я до сих пор удивляюсь, как он каждый раз решает возникающие конфликты на этом поприще, потому что в реале график его восхождения довольно суров, резервного времени на более слабых нет, но и стоимость поездки в общем-то смешная.
я думаю, что его экспедицию лучше было бы назвать- попытка восхождения на пик Ленина, лично мне такой график однозначно не подходит и с Юрой я к сожалению никуда на высоту не смогу сходить.
всем кто сомневается ходить с Юрой или нет, могу сказать так. это НАДЕЖНЫЙ руководитель и порядочный. он когда-то в 2000х( вроде 2006г) труп полез снимать с Победы ( вроде), хотя мог этого не делать, а нанял 2х человек и вроде ув. Pablo в этом участвовал. просто для того, что бы родственники могли похоронить своего родственника, погибшего не по вине Юры.
в альпинизме НС- не редкость к сожалению и я тоже имею подобный печальный опыт. в 2009 году это случилось со мной не по вине Юры, а по нашей вине. и Юра организовывал мои спасы, и я знаю, что он сделал все возможное для меня, даже оплачивал мне чувака, что бы тот носил мне в больницу еду и всякие вещи. я уже не говорю о координации со страховыми компаниями. а потом еще и приехал ко мне домой и вернул оставшиеся деньги от сборов.
Ермачек любит горы и понимая, что вы клиенты, а он исполнитель, никогда не попросит участников и кого-либо другого убирать мусор. вы будете спать, а он будет ходить по лагерю и убирать чужой мусор, который вообще не известно кто из вас оставил. а может быть даже и те, кто потом будет его осуждать или завидовать.
я считаю, в этом рассказе с удивительным хэппи эндом виноваты эти двое, которые не просто сами рисковали жизнью, а рисковали здоровьем, жизнью и нервами людей, которые за них отвечали.
я думаю, что Ермачека все же любит намного больше, чем у него завистников. и количество человек на его сборах это подтверждает. Надеюсь, что когда-нибудь не останется человека, способного кинуть в него камень.

"...в реале график его восхождения довольно суров, резервного времени на более слабых нет"

Кхм.. естественный отбор?
замечательно.. аж не хочется комментировать.

Сначала съездий - потом будешь комментировать :-)
Можем обсудить в личке, если серьёзно

"Юра очень уважительно относится к деньгам участников и делает все возможное, что бы люди, заплатившие деньги все же сходили на гору."
"в реале график его восхождения довольно суров, резервного времени на более слабых нет, но и стоимость поездки в общем-то смешная"

no comments

Ну что Вы ловите новичка на словах?!
Я с Юрой на Ленина не был, но был там раньше, молодым и здоровым:-)
Ходил в его экспы не раз и не два. Могу заверить, что график акклиматизации напряженный, но вполне выполнимый для физически подготовленного человека, желающего достичь цели используя все резервы своего организма.
Как я понял, первый выход был для тех у кого акклиматизация проходит быстро и без проблем. Для остальных была вторая группа.
В последние годы он собирает спасфонд с участников, и в случае отсутствия затрат из него - в конце экспы раздаёт эти деньги обратно.
Лично я ни разу не упомню чтобы кто-либо уезжал с его мероприятий обиженным на деньги или необоснованное списание или ещё что-либо.
А что до этого случая - так уже отмечал: что-то там автор не договаривает, как Герасим про Муму. Кстати, посмотрел фильм одного из героев этого рассказа Василия на сайте Ермачека. Там в конце они вчетвером в кадре, и не нашёл у них ни на лицах ни в словах ни тени упрёка друг к другу.

Редко комментирую чьи либо статьи, но прочитав данный пост в очередной раз пришел к выводу. Если рядом с клиентом нет профессионального гида высотника в момент когда у него появляются мысли типа "я понимал, что осталось до вершины не так много и, если сейчас повернем обратно, то все силы, потраченные на экспедицию будут потрачены зря, ведь до вершины мы не дойдем" то этот клиент обречен.
Парень перефразирую твои мысли, ты понимаешь, что до конца твоей жизни осталось не так много, а если сейчас не повернешь обратно то все силы потраченные тобой, твоими родными и близкими на протяжении всей твоей жизни будут потрачены зря, ведь до вершины своей жизни ты так и не дойдешь... Голые амбиции, желание погладить свое эго по головке, ноль опыта и здравого смысла, вот причины по которым из года в год число погибших альпинистов, фрирайдеров и туристов растет. Я горный гид и я понимаю, что тоже в группе риска, но мной движет накопленный опыт и инстинкт самосохранения, а так же ответственность за жизнь другого человека, поэтому я руководствуюсь другими принципами, взойти на вершину для меня, это из разряда желаемого, а спуститься с нее, это из разряда обязательного, повернуть это не значит сдаться.
Данная статья написана крайне удачливым человеком, но всегда стоит помнить, что госпожа фортуна крайне капризна и переменчива, а когда на кон ставится ваша жизнь я бы не советовал играть с ней.

Не очень убедительно.Мастеров спорта гибнет немало.Женская экспедиция на Ленина под руководством корифеев альпинизма погибла вся.Тут Госпожа Удача правит бал.

Что именно не убедительно:)) причем здесь мастера спорта, женская экспедиция... я про коммерческий альпинизм, Вы не путайте теплое с мягким.

Risk, жалко, что тут можно ставить только один плюс. Я бы поставила +10000

"...взойти на вершину для меня, это из разряда желаемого, а спуститься с нее, это из разряда обязательного, повернуть это не значит сдаться. "

Разрешите использовать эту фразу в диалогах с теми, кто упрекает в том, что не зашла на вершину, а рот открываешь? Я бы так не смогла сказать - ёмко и лаконично. Спасибо!

Пользуйтесь:)

Эта фраза очень плохо продается. Вернее, не продается совсем. Зато очень хорошо продаются советы "как победить себя" и "как выйти из зоны комфорта".

"Эта фраза очень плохо продается. Вернее, не продается совсем."
Про окна Овертона слышали?))))) Или про воду, которая камень точит? Продадим))))

эта фраза прекрасно продается мужчинам от 30 лет и старше, с доходом от высокого и выше .
А то,что она не продается в нецелевой аудитории (молодым горячим "нищебродам") - печали мало у гидов.

грустно... и поучительно.
у автора должок на этом свете.
туристам и организаторам "кол".

Кол может поставить только тот, кто знает как надо организовать.
Вы знаете?
Стоило бы поделиться знанием.
Я вот, не знаю.

С первой холодной - ну ок, тут, действительно, вряд ли разумное можно было сделать. А вторая-то? Исходя из рассказа (при условии его объективности, конечно) - ребят бросили. По графику акклиматизации тоже вопросы, и они уж точно к организаторам.

и еще хочу добавить о сборах Ермачека. когда у него на Белухе умер участник от молниеносной пневмонии, а это был крепкий парень. просто он плохо оделся и переохладился. у него осталась вдова. и эта девушка ПОСЛЕ ездила на сборы с Юрой не один раз. как вы думаете, поехала бы вдова человека, погибшего на Юриных сборах с Юрой когда-либо, если бы считала, что Юра в этом виноват или сделал недостаточно?
я думаю, что если вы хотите ездить с НАДЕЖНЫМ руководителем, отличным организатором, то с Юрой ездить МОЖНО и НУЖНО.
ненадежными могут быть участники, именно это и есть слабое звено в этой цепи. вот как раз такие участники, которые позволяют себе сместить точку осуждения на руководителя. делают что вздумается, а потом другие должны почему-то расхлебывать...

Да опыт Ермачека, думаю никто не ставит под сомнение. Сам тоже с ним ездил, все хорошо.
Однако хотелось бы понять со второй холодной. Там ... я принял такое решение потому и потому. Или...мне не сообщили...или...иначе остается вопрос.

Мы сидели в базовом лагере и слушали все переговоры. Часто они не слышали друг друга (Юра и Руслан не слышали Максима), нужно было ретранслировать. Без рации Максим, наверное, пропал бы окончательно. И еще он всегда мог сказать, на какой он высоте, это тоже помогало сориентироваться.
Так вот, в 12 часов второго дня на связи мы услышали, что Юра и Руслан нашли Макса и Васю и ведут их вниз. Все выдохнули с облегчением.
Далее в 18 часов (или в 20) мы услышали, что Максим стоит на перекрестке на 6500 и не знает куда идти. Что он один, никого с ним нет.

В своем рассказе Макс написал, что Юра пошел вниз быстрее, а с ними оставался Руслан, который довел их до 6500. Возможно, в какой-то момент растянуло, было хорошо видно дорогу и Руслан их оставил, не предполагая дальнейших проблем.
Потом опять затянуло, тут они разделились (Васе показалось, что надо идти по-другому) и начали блуждать по одному. Утром встретились на тропе...

Как же получилось, что никто не проконтролировал их приход в палатки? Видимо, Юра спросил у Руслана - А где мужики?, Руслан ответил, типа - Да идут сзади. Что-нибудь в таком духе. Один не так сказал, другой не так понял, на высоте это бывает.
Поэтому, Юра утром очень удивился, что их нет, как пишет автор...

С участником на Белухе не все так просто. Насколько знаю, они две ночи после горы ночевали на плато Менсу (дневка из-за плохой видимости). Вторая ночевка точно была лишней. При очевидном отеке легких необходим немедленный спуск вниз и чем быстрее - тем больше шансов. Полагаю, и Ермачек постфактум это понимает, только ничего уже не изменишь.

Если он умер в течении суток - то при чем здесь для него вторая ночевка?

--------------------------------

И ночевали они не на плато Менсу, а как я понял на перемычке - см. на фото маршрут 3.
Они с маршрута, с вершины спустились прямо в палатки в 20.30. Группа была большая и не хватало веревок для параллельного спуска.

Оттуда по Вашему - до плато, а по факту - до ледника Менсу - идти в связках часа 3-4 в хорошую погоду (группа большая). Плюс - проход по склону п. Берельский - лавиноопасно.
А в метель и при отсутствии видимости - спускаться в два раза дольше - и только по GPS, так как это был май месяц - и ни каких траншей-троп-дорог от множества групп - там не было и в это время не бывает.

Beluha

была метель и отсутствие видимости. спускаться в такую погоду было невозможно и вертолет не полетел по этой же причине.
как лучше было бы поступить? спровоцировать еще одну возможную трагедию или сохранить тех что есть?
один труп лучше чем два или нет?

я разговаривала с человеком, который был в этой палатке. произошедшее оставило на нем неизгладимое впечатление, но у него не было мысли, что сделано не все что можно.

lorenso а как Вы считаете, руководитель должен видеть плохо одет участник или не должен?

Да уж, столько комментариев.... Спасибо, что написали, читал, не отрываясь. Много поучительного для неопытных.

Автор мужик - выжил, проанализировал ошибки и не постеснялся поделиться. Дабл мужик.
А еще автор, поделитесь пожалуйста, как у вас, в коммерческой группе, была организована страховка участников от НС ?

ну вот прям сейчас наткнулась на очередные "туры на вершину Эльбруса на Новый Год"
Ну понятно, что раз "тур" , то .. понятно
График акклиматизации там тоже не предполагает спуска вниз и ночевку в Терсколе и тд и тп..
И каждый раз под Новый Год такие предложения...
"Тур на вершину .. на НОвый Год"...

*Несмотря на наши все старания - горелка не зажигалась...*

Вопрос к автору: Максим, не помните, каким газом пользовались в день штурма? Уже не в первый раз встречаю упоминание проблем с горелками на высоте (на Победе, например). Иногда это может быть просто вопросом жизни или смерти. На Раздельной более-менее у нас работал газ в новых бело-оранжевых баллонах Ковея, бело-синих - Следопыт, а в желто-зеленых с иероглифами - плохо. Ну, не исключен вариант, что был - перезаправлен, по внешнему виду не всегда определишь. Вернее - практически не определишь, что не радует.

Алишер, не факт, что проблема в горелках или топливе. У нас нынче там же на 6400 утром горелку очень долго поджигали, хотя вечером всё вспыхивало без проблем. При этом явно газ идёт (слышно и пахнет), но спички ни одна не зажигается (гарантированно сухие, вход в палатку открыли, чтобы кислорода подбавить). Лишь от искр кремниевой зажигалки удалось зажечь минут через 10, чуть пальцы в кровь не стёрли. Самое интересное, что примерно то же самое было на 5400, но с бензином на тех же мультитопливных Primus OmniFuel (там, правда, может спички ветром сразу задувало). Ну вот просто не загорается топливо, хоть тресни. Но с какой-то попытки всё же зажечь удалось и бензин, и газ. Это я к тому, что не в горелках или газе, скорее всего, дело, а, допустим, в особом состоянии окружающей среды (температура, влажность, давление). И нужен просто хороший воспламенитель, взамен встроенных пьезо, газовых или кремниевых зажигалок, да и простых спичек тоже. И чтоб на ветру горел ))))

Ой, спички на Раздельной у меня тоже весело горели. С непривычки начал готовить, обычные -- не горят. Охотничьи -- сгорают как фитиль без пламени. Отогрел в руках коробок фирменных пинских спичек "Оружие Победы" -- зажёг. Потом уже приноровился разжигать. Беларускiя запалкi лепей усякай зажыгалкi.
Зато к примусу ПТ-1 в комплекте с густым жёлтым мутным местным бензином -- никаких вопросов. Отработал честно на всех высотах.

*примерно то же самое было на 5400, но с бензином на тех же мультитопливных Primus OmniFuel...*

Так у тебя, помнится, вроде на бензине были горелки? Да еще на местном. Вот и. От ветра я кусок стеклоткани пользую уже много лет. Не над открытой кастрюлей, конечно, а ее бок и саму горелку со стороны ветра закрываю. А какой газ был? Кстати, старые альпинисты нам всегда советовали спички покупать - разные, не из одного магазина, на всякий случай.

Макс, спасибо за отчет! Вспоминаю все как наяву! Надеюсь, ты много уроков извлек из своего восхождения, и я думаю все-таки к НГ домонтировать видео с твоим интервью ;)

Показать комментарий

Мескет, чего Вы злобствуете? Ни под какой удар ничего не поставили. Погоды не было. Каждый день валил снег, всюду лавины. Как раз в то время, когда ребята бродили на высоте, огромная лавина сошла на лагерь 5400, не дошла буквально 5 метров, повернула и ушла вниз. Рассказывали очевидцы, что палатки разметало по всему склону, ходили их собирать.

Вторая группа из нашей экспедиции по графику поднялась в лагерь 6100, а дальше каждый сделал свой выбор. Двое парней с крепкими нервами написали расписки и сходили на вершину сами. Шли по ЖПС. Им ничего не помешало. А другие, наверное, задумались, зная о спасаловке и двух холодных. Так может, это и к лучшему.

Не надо называть автора "дебилом" и "дурнем", который хвастает своим "героическим походом". Он дорого заплатил за свой уникальный опыт и спасибо, что делится с нами.

У страха глаза велики:
3fdd8d6369dbc103838aa9c52e1cb034

Rebyata konechno nakosyachili, sami zalezli v jopu,sami vibralis',I samoe glavnoe oni vijili !
Ermachek konechno perenervnichal,no emu eto NE vpervie, rabota u nego Takaya. Rasskaz zahvativayushhiy s happy endom.

P.S. Vo vremena SSSR takih voshoditeley chasto nazivali "klientami" podrazumevaya(klient na tot svet)
I konechno pojelaniya avtoru, chto bi NE bil bol'she takim......

Каюсь,не сдержался.Добавлю и свои пять копеек. Этим летом случайно слышал инструктаж ги- дам одного известного человека на известном леднике: А если клиент не слушает тебя и не идет вниз,а расписку тебе не подписывает - ты его в табло,и ледорубом гони вниз! :))) Респект и уважуха!

прочитав до середины, подумалось, что если было бы написано не от первого лица - то наверняка описание развития НС с трупами в итоге.
Настораживает, что такая своего рода "история успеха" (хоть и через приличные тернии) может приподнять планку допустимого для кого-то из неопытных коммерческих будущих клиентов. Померзли? да, жестко! Но сходили же!

А у них и так планка допустимого очень высоко. На Эльбрусе 10 вдохов на один шаг? Ну здесь же высота! Обморозились? Это же горы, здесь же холодно! Заблудились? Ну, мы же профи, зато потом вышли и всё хорошо.

а тот кто в горы особо не ходил, прочитав это, может просто не понять, не прочувствовать что же тут описано и насколько было близко к концу. Зато, отложится в подкорку что "и вот еще люди после Эльбруса сходили! попали в какую-то ж но справились"

Перечитал еще раз. Захватывает дух! Интересно мнение высотников, какие наиболее правильные действия в такой ситуации на спуске. Рыть на 7000 полноценную пещеру? медленно и, возможно, не верно, но все-же сбрасывать высоту? Тут видимо и мелочи важны. Был ли смысл снимать кошки, выходить на связь, пытаться разжечь газ. Ведь любые лишние действия, особенно связанные с сниманием перчаток, тратят драгоценные время и калории. Если уж люди почти без опыта прутся таки в опу надо для них сформировать четкие инструкции. Определить, что с собой брать. А то спас одеяла за 100р весом 20гр. нет, варежек запасных нет, коньяка видимо тоже (не утверждаю, что надо, но я беру). Каремат опять-же.

Наиболее правильные действия в любой ситуации, начинать спуск в 14.00. хоть в десяти метрах от вершины. Все!

Наиболее правильные действия - это не водить "чайников" с набором и сбросом высоты за один день более километра, что на Ленина, что на Хан. Только Победа исключение - всего то 500 метров, но зато там сам траверс от Важи до "Обелиска" дорогОго стоит. Странные в Кыргызстане правила игры. В соседнем Таджикистане на Корженеву и Сомони не водят с набором высоты более 600 метров. Они что, более умные или более человечные?

А ночные выходы, которые сейчас приняли за постулат на Эльбрусе, когда нужно в 12 ночи выйти и в 3 дня вернуться, вообще абсурд. Некоторые из группы через час уходят вниз, потому, что замерзают. Вышли бы в 6 утра и вернулись бы в 9 вечера - и комфортно бы было, и гору бы сделали.

Да ПОВЕЗЛО им и ему в частности. Тепло было. С такими рукавицами точно руки дожен был отморозить по некуда... Опять же, темп спуска вниз. Потеря ориентации, толи верх идет толи вниз. Таких случаев единицы.
Насчет кошек. Я бы их не снимал. В таком состояние с утра их не оденешь, здоровья может не хватить или пофигизм наступит

Спасибо большое за статью.
За последнее время наблюдаю в клубе устойчивый тренд - чуть ли не с первых дней занятий, кто-то после Эльбруса, а кто-то и без этого, люди начинают заводить речь о Ленина.

Спас одеяло было-- нано-одеяло из металлизированной пленки.\Moun Taurie\

А кого спас?

По поводу ранних выходов на Эльбрус, все правильно. Выходи хоть с вечера, если медленно ходишь, но спуститься обязан засветло. Это мировая практика. На гору человек идет полон сил и пофиг темнота и холод. Кто мерзнет, тот не готов и ему нехер делать на горе. Спуск уставшего после горы в темноте, это уже авария, а вы 21.00. На Победу ходят с Важи по простой причине. Если под Обелиском, на ночевке у вас заболеет человек, хрен вы его спустите. Прецедентов нет, а с Важи легко. По этой причине стартуют с Важи и идут до 14.00. вверх. Кто не успел, тот опоздал и едет тренироваться. Километровый набор высоты практикуется только на Хан Тенгри по простой причине. Весь участок от лагеря 4200 до 5300м пробивается лавинами с Чапаева. Только полный дурак будет ночевать в "бутылке" чтобы не дай бог не набрать больше 500м высоты. Тренируйтесь и будет вам щастье.

Советы бывают умные,бывают полезные.Жалеет ли автор поста что так вышло? Вряд ли.Люди едут в горы за приключениями и иногда получают их по полной.

nfw

Самый лучший комментарий ! Браво, Сургут !!!

Брависсимо!))))

Смешно.Но в два ручья редко бывает,не чаще чем в ресторане от японской суши.

9-ть метров от вершины и вниз. Да не фига. Кто то видел таких людей? +- один час нормально

Где час нормально, там и два и три... а потом удивляетесь, откуда двухсотые?

с точки зрения когда хрен знает ху из ху, кто в какой форме, и насколько рыбацкая распальцовка (в от такой спорт форме)) соотв состоянию клиента - то на 100 проц согласен, что график должен соотв "средней температуре по больнице" ибо ориентируясь на меньшее из зол вероятность трупов меньше. т.е рецепт в таких сбродных мероприятиях выписывается исходя из средней температуры по больнице
Оспаривающие это просто привычно прибрасывают ситуацию на себя или на свою схоженную группу, реакцию которой боль-мень знаешь, и они мало (если не никогда не) водили "пионеров на победу". просто разные вводные.

Мы в августе с товарищем повернули уже на вершинном куполе, потому что время было 14.30, а сколько до тура еще идти мы не знали, потом выяснилось что 20 минут не дошли, нужно просто адекватно оценивать риски, кстати спустились до 5800 засветло, ну не стОит точка на карте жизни.

Есть мнение, что при нормальной физо, акклиматизации и своевременном выходе контрольного срока в 14:00 на Ленина достаточно с запасом. Иначе -- повод задуматься. Да и удовольствия, наверное, никакого от такого восхождения...

на физухе тоже зацикливаться нельзя. тот же Букреев говорил:
Когда ты тренируешься, ты не становишься сильнее. Результаты растут за счет того, что ты легко можешь взять резервы и выработаться до нуля и умереть. А нетренированный человек не может себя выработать. У него есть запас прочности и гарантия того, что он не умрет. У слабого барьер срабатывает, и он не идет дальше, а сильный перебарывает себя. Сильный человек на уровне слабого может работать. Поэтому риск погибнуть у сильного человека на высоте гораздо выше, чем у слабого... Ситуация на высоте развивается независимо от нас. И я не защищен от этого".

Всем привет!
В этой истории накосячили кажется все. Организаторы, сократили программу. Гиды бросили клиентов ( давайте называть вещи своими именами). Клиенты которые почему то решили, что у них есть право принимать решение идти им наверх или по рекомендации гидов спускаться вниз.
Я почитала комменты, многие пишут что коммерческий альпинизм отстой, типа надо ходить в горы в спортивных группах, открывать разряды и ходить с клубами. Все это хорошо, но только где взять на это время?
Я не хочу защищать гидов, но культура восхождения в горах требует неукоснительно исполнять все что рекомендует гид, но по факту сталкиваешься с тем, что клиент уверен что оплатив тур, он оплачивает свое пребывание на вершине. А это не так.
Есть такая при сказка у годов которая характеризует всех клиентов в совокупности !Клиент хочет убить себя, клиент хочет убить тебя, клиент хочет убить других клиентов!
Исходя из того что это верно, рекомендую новичкам 1. слушать своего гида, 2 не экономить, экономия на туре это плохие гиды, плохая организация, питание, недостаток гидов на группе, экономия на безопасности. 3.правильный подбор снаряжения.
Уважаемые клиенты если вы видите, что ваш гид далек от ваших ожиданий, звоните менеджеру, пусть меняют. Что должно вас насторожить в общении с гидом!!!! Срок работы на данной горе менее 5 лет. Отсутствие курсов у гида, имею ввиду лавинка, мед курсы, организация ПСР, отсутствие разрядов по альпинизм у, туризму. Когда вы спрашиваете гида сколько идти до определенной точки он не знает точное среднее клиентское время, у гида нет с собои аптечки, навигатора, доп снаряги, веревки, у самого гида проблемы со снарягой или одеждой, перечисленное должно быть всегда, если этого нет, стоит задуматься, рекомендую не думать, а менять гида. Гид в разговоре не имеет права гр убить, стебаться, должен вежливо и содержательно вести диалог. Помогать во всем делом и советом. Путешествие будет хорошим, запоминающимся, продуктивным, безопасным, если с вами работает профессионал.
Всем успехов!

Лучше конечно быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.

ага. я хочу на бал к принцу, и чтоб платье как у королевы. но моя жаба дозволяет мне только вьетнамскую подделку. пора подавать в суд на фею - почему всего до 12ти, и башмачки стеклянные, и вместо кареты тыква

Гиды бросили клиентов
Не совсем так - "бросили", это значит к примеру шла группа, кто-то отстал, на него забили и пошли дальше, без разницы, на подъеме или на спуске. А если клиент(ы) отказывается подчиняться рекомендациям гида и сам уходит куда ему хочется, это называется по-другому. А в нашем случае именно так и было.

Все это хорошо, но только где взять на это время?
Мне это напоминает ситуацию, когда человек думает - нет времени идти до перехода - и переходит дорогу где попало. Но время, которое он проведет в больнице, больше того, которое он затратит на то, чтобы дойти до перехода, на несколько порядков. Не говоря о более грустном развитии ситуации. Да и разница по времени - если учитывать итоговый уровень восходителя - не критична. Акклиматизация зависит от особенностей человека и временного графика больше, чем от организации, которая проводит сборы.
график высотных ночёвок (оптимальный)

звоните менеджеру, пусть меняют
Только если это прописано в договоре. В противном случае вряд ли.

Очень спорный график. Для подъема на Ленина и Хан-Тенгри нужен месяц пребывания в горах? Что-то совсем дохлые у Вас восходители. Акклиматизационная пила и нормальная спортивная форма позволяет подниматься в другом темпе.

Прочитала последующие после вашего комменты, ну конечно ваш. Имеются мысли по этому поводу.
Еще раз повторюсь клиентов надо было убедить в необходимости спуска, чтобы это получилось, между гидом и клиентом должны были завязаться уважительные и доверительные отношения, которых не было судя по всему. Ребятам повезло, они выжили, но при такой работе гидов должно было бы оказаться 2 трупа.
1ый вопрос к гиду
Почему вы разрешили идти клиентам без сопровождения?
2ой вопрос
Почему после прихода в лагерь, вы зная ситуацию не пошли навстречу своим клиентам?
3 ий вопрос
Почему не было организовано ПСР после 1ой клиентской холодной?

Вопросы к директору:
1. Уволили Руслана?
2. Сделали разбор полетов?
3. Сделали выводы о подборе персонала ?

Я считаю что гид получает свои деньги за то чтобы обеспечить безопасность клиенту во время восхождения, за то что имеет достаточный опыт дабы принимать решения за клиента, за то что даже в сложной ситуации принимает решения которые максимально обезопасят клиентов.
В описанном туре гид не сделал ничего из перечисленного.
Клиенты в данном случае автор поста не виноваты. Они принимали не правильные решения из за отсутствия опыта, за них это должен был сделать гид.
Похожий случай был на Эльбрус е, тогда навсегда ушли два человека, трупы не найдены.
По поводу звоните менеджеру, любая уважающая себя и клиента контора поменяет вам гида в случае вашего недовольства.

Новичок, может, и не разберётся, что именно должно его насторожить в общении с гидом...
Хотя, конечно, спасибо большое за конкретные рекомендации.

А насчет того, что "...Надо ходить в горы в спортивных группах, открывать разряды и ходить с клубами - всё это хорошо, но только где взять на это время?" - лично я не понимаю, а почему бы не взять на это время ровно там же, где и на восхождения под руководством гида?
Да, действительно, есть вещи, которые надо! (Если восходитель хочет безаварийных восхождений - да, учиться надо, опыт набирать постепенно тоже надо, и еще много чего.)
И пусть про них пишут, если пока еще не все знают об этих вещах.

Ходил на Ленина с Юрой Ермачиком сразу после автора, в Оше в гостинице даже пересеклись) привет!) подход Ермачека к организации восхождения спорный, но когда я собрался с ним ехать я уже знал что сопли вытирать они не будут! С моим отсутствием горного опыта мне нужен был человек которому я смогу задавать вопросы и получать ответы... Если бы я мог обойтись без советов то пошёл бы с Аксаем в два раза дешевле и без гидов! А теперь самое главное зачем плать за гида и не прислушиваться к его рекомендациям???? Я в Альпинизме знаю и понимаю мало, но знаю что всегда есть точка(время) возврата и на Ленина у меня это было 13:00! Погода была очень хорошая и на вершине стоял в 12:30 на 10-12 день экспы (точно не помню). Руслан - гид с которым зашли на вершину очень опытный альпинист! Судить автора не позволю себе и вообще нормальное решение идти на верх принял, но я бы так поступить не смог! Зная что я не один! Зная что есть команда! Зная что за меня отвечают! И зная что за мной пойдут если что! Если бы был один то да! Сам решил, сам расплатился! Руслану и Юре огромное спасибо за восхождение!!! Автор сам получил чего хотел! А хотел получить жести и это точно что хотел!) иначе зачем на вершину брать горелку, лопату, газ, одеяло!?!?!? Как отека мозга в жесткой форме не получили непонимаю! В рубашке парни роделись или не.... В пуховке)))) что написал молодец и спасибо!

Забыл про Сергея!))) повар отменный! Как он кричал: ОБЕД))) шедеврально! Ему отдельное спасибо))))

"хотел получить жести и это точно что хотел!) иначе зачем на вершину брать горелку, лопату, газ, одеяло!?!?!?"
Разве это не входит в перечень обязательного личного и группового снаряжения? Похоже я безнадежно отстал.

Горелка с газом - отнюдь, по крайней мере для одиночки. На группу при нормальной погоде еще туда-сюда оправдано, да и то не всегда, по ряду причин. Ситуация подтверждает - автору так и не удалось воспользоваться горелкой за двое суток блуждания по горе. Лопата тоже кроме как для организации ночёвки ни к чему. И тащить ее наверх имеет смысл только обладая какими-либо основаниями думать о непредвиденной ночёвке. В то же время автор толком лопатой не воспользовался что вообще лишает ее смысла. А вот металлизированное одеяло нужно при любом непредвиденном раскладе, не только на холодной но и на ней тоже. Только правильно его использовать.

Другой взгляд, писал правда не Ермачек, но его человек - http://www.alpclub.ur.ru/alp/uvk/2015/Lenina/sivkov.htm

График - жесть.

Вот, интересно, был ли кто в этой группе, сходивший на гору - в нормальном темпе и при норм.самоощущениях?

Ничего себе рассказ! Сочувствую человеку. Как же так можно? Чуть ли не в альпийском стиле восхождение.
Красной нитью проходит через весь рассказ то, что было плохо. А ведь зашли то мы практически на одну высоту. Только я таких мук не испытывала.
Ещё раз, спасибо огромное всем, кто научил и растолковал, как нужно правильно акклиматизироваться и посоветовал не вестись на поводу у тех, кто безрассудно, рискуя своей и чужой жизнью, форсирует восхождение и пренебрегает правилом 1000-500

Разрешите поддержать. ИМХО, в горах прежде всего надо получать удовольствие. Самочувствие должно быть хорошим, сил должно быть много. Во всяком случае ниже 7000. Есть мнение, что если это не так, то что-то делается неправильно.

И вот сижу сейчас в Интернете в тепле и уюте, бухчу на "неправильных восходителей" в коричневом, будто весь в белом, в тихой и мирной обстановке. А вживую реально жалко смотреть на ребят, которые чуть не помирают, но думают, что так и должно быть. И вроде бы жалеешь с одной стороны -- а с другой понимаешь, что никто никого с пулемётом наверх не гонит, "лагеря, и совсем не альпинистские" их внизу не ждут.

И вот обнимает тебя вечером дяденька, развернувшийся на 6800, чуть не со слезами на глазах рассказывает про то, что здесь очень высокие и трудные горы, а ты и ему сочувствуешь, и приехать ещё желаешь -- а убедить не можешь в том, что мы ведь в один день заехали, да не надо было на восхождение ломить на 12-й день, да спустился бы вниз, отдохнул -- сходил бы без проблем. В том числе и из-за незнания испанского языка.

Жалко? Жалко. А что делать? Каждый сам может решить, как ему на 3 недели вместо 2 приехать, как ходить и чем заниматься. Каждый сам себе выбирает роль злобного Буратино или доброго папы Карло.

Так или иначе складывающийся из его упоминаний график акклиматизации не выглядит оптимальным

"Впрочем, с натяжкой можно назвать "бросили" эпизод между первой и второй холодной, но именно с натяжкой (клиент, находясь в малоадекватном состоянии "отпустил" гида одного вниз)"
Децкий сад, а не оправдание.
Повезло всем, дурная голова ногам покоя не дает - тоже всех касается))) Хорошо походили

Децкий сад?
Хотелось бы знать, что следовало делать Руслану (гид) когда он один против двух сбрендивших от гипоксии и посылающих его подальше вниз.
- Бить обоих по голове ледорубом? Так они хоть и после холодной, но вполне могли ему ответить двумя. - Дальше убеждать пошли-пошли-пошли? Так они наотрез отказывалимь идти в заданном им темпе.
- Оставаться с ними на вторую холодную? Вряд ли он планировал кончать свою жизнь таким способом.
С нетерпением ждём Ваш вариант, супермастер!
В студию, плиз!

Вариант простой. Брать обоих на веревочку и медленно спускать в лагерь, а не бежать бегом на 6100м по причине того что там ждет вторая группа для восхождения на следующий день. Понятно, что люди после холодной на 6900м будут тормозить. Все косяки за организаторами.

Децкий сад, а не оправдание.

Выше я уже писал что отказываясь выполнять рекомендации гида клиент по факту аннулирует договор, и все обязанности гида с этой минуты - сугубо дело его совести. Проблема только в том что гид не всегда может представить доказательства того, что клиент его послал. А ночевать с двумя любителями холодных - это надо быть мазохистом. Из серии - встретил алконавта и решил вместе с ним выпить, руководствуясь соображением: "всё что выпью я, не выпьет он и ему будет легче", и никаким иным.

Новогодний конкурс!

- Кто из них гид, а кто клиент?

1419527185_108197315_large_4437240_8

Политике на Риске не место!!!)))))))

Политике общения с потусторонними силами?

Не хочется, читать все комменты наверняка я не первый кто это скажет автору.
Но таким Долб##бам в горах не место!
после фразы "Физическая подготовка у меня была, в горы на высоты в 5600 уже ходил (Эльбрус, Базовый лагерь Эвереста). В течение последнего года я систематически занимался: бегал каждые выходные по 15 км, на велосипеде иногда по 100 км, зимой – на беговых лыжах по 25 км. Я рассчитывал, что готов"
Все в принципе стало понятно. А чего всего на ленина? На К2 надо сразу. Вы же готовы!)) Мега "опытный" чел, собрался потешить свое самомнение. Из за этого чужие люди были вынуждены не сходить на гору, т.к. их гиды спасали этого "героя"!
Вы когда нибудь читали таких же "умных" людей как и вы которые так же чудом спаслись или их спасли на горе? Может есть все таки смысл?
То что вы выжили - это конечно прекрасно. Я искренне рад за вас. Но занимайтесь лучше физкультурой как вы делали до этого - 15 км по выходным, велосипед. Это все прекрасно. Но в горах нужно все таки сначала уметь с головой дружить, а во вторых все таки опыт иметь хотя бы какойто. А не одну гору и треккинг.
Имел просто удовольствие работать на ленина 3 года. И каждый год видел таких же идиотов как автор, которым деньги которые они потратили на поездку дороже чем жизнь. Их то не жалко. Жалко гидов, которые бегают и спасают таких дебилов. И которые своими жизнями рискуют за спасибо.
Реали коммерческого альпинизма конечно сейчас такие что даже без опыта готовы брать всех. Вот только вряд ли жизнь таких чудиков учит чему то. В советском союзе вас бы во первых никто не пустил на Ленина, без первого разряда, а во вторых даже если бы пустили гору бы вам никто не засчитал, после всех ваших выкрутасов. Еще бы и разряды сняли. Но автор я думаю даже не слышал про спортивный альпинизм, и через год мы почитаем как наш герой поперся на Хан тенгри, так же весело бренча пустой головой и не слушая никого!
Удачи! Играйте лучше в гольф, может там польза будет какая никакая!

Не хочется, читать все комменты наверняка я не первый кто это скажет автору.

Как в анекдоте: чукча не читатель - чукча писатель. Читать времени нет, а побрызгать слюной и погнобить автора, настучав такой абзац давно уже здесь обсосанного со всех сторон, на это времени хватило.

Автор - молодец, что опубликовал этот пост. Думаю, не многие на это бы решились. А изложенное в тексте и в комментариях наверняка будет полезно многим.

И за автора не беспокойтесь - это была для него хорошая школа, и если не бросит ходить, то будет и тренироваться и готовиться к маршрутам лучше. А я почему-то уверен, что не бросит. А Ваши советы про гольф оставьте для себя. Можно подумать, что Вы в первый же маршрут шли с головой полной знаниями и опытом.

Радует что у автора уже и поклонники и адвокаты нашлись. Главное чтобы последователей не появилось :)
Я на первый 7000 коим был как раз ленина сходил имея в багаже 1 разряд. И опыт далеко не 1ой горы и пешего похода. Ленина 5А, если конечно ничего не поменяли. Эльбрус 2А, опять же если память не изменяет. Что нужно ходить после 2А ? Правильно- 2Б, ищем 2б - Казбек. Вот куда нужно направить было энергию.
В общем я думаю спорить смысла нет. Читать весь тот бред что тут написали - сложно. Автору сопельки вытерли все кто мог. А в реальности вопрос очень простой, даже примитивный. Оправданы ли поступки которые автор наворотил или нет?
Выжил - слава Всевышнему.
На западе в штатах гиды и нац парки имеют право подать в суд на клиента который не слушался. И всегда эти дела выигрывают. Потому как цена жизни одного "шибко умного" клиента, и всех тех кто его спасает не соизмерима. Надеюсь что автор таки с головой начнет дружить!
Засим всем адвокатам и прочим согласным с авторам, равно как и самому автору - желаю здоровья и счастья !

Как славно, что мы уже не в советском союзе, иначе бы заняться альпинизмом у меня просто не получилось бы.

Долб##бам в горах не место!
***
"Объективизм" as is. С точки зрения сознания, все существует внутри него самого. Действительно, вы не могли бы воспринимать этот мир, если бы не были сознательны и внутри вас не было бы образов этого мира. Является ли сознание продуктом деятельности мозга или нет - вам, пока вашей жизни ничто не угрожает, поверьте, абсолютно наплевать. Ваша двигательная активность и преимущественно тактильные восприятия дополняют "объективную картинку действительности". Если тактильные восприятия нарушить, Бог знает, что бы вы о мире подумали. Я не говорю о других органах, типа вестибулярки, зрения и его обработки, слуха... Посему позволю себе набраться наглости исправить вашу фразу:

"Если горам место в Х, то Х место в горах."

Я так-то не возражаю против ваших посылок, просто этот вот практицизм, объективизм ваш, поверьте, не радует. Патологическое философское наследие СССР. Эта штука способна отравлять мозги и следующим поколениям. Меня больше повеселили эмпирические созерцания Шабаева с друзьями под пиком Коммунизма, если я правильно понял автора.

У нас всегда говорят, если гора не идет к Магомету, то идет она нахер.)

Не Шабаева, а Шатаева, что за бес на меня нашел. Книжка "Категория трудности". Извиняюсь за опечатку. Клава со стертыми буквами))

Официально да... Но по здравому смыслу и ряду фактов утверждение что "в СССР самодеятельного альпинизма и горного туризма не было" ставлю на одну доску с известным утверждением, что "в СССР секса (проституции, etc) нет". "Самоделкины" были есть и будут. Уже сам факт что на Ленина можно подняться ногами притягивает некоторые категории как магнитом. Тут хотя бы человек после Эльбруса попёрся, а есть те кто и вовсе впервые... А потом понтуется - я на 5А сходил. Не только без первого разряда но и без значка. Вот и вопрос - а не стоит ли пересмотреть стандарты? Правильно ли давать сложность только за высоту?
ЗЫ. Каска от помидоров и тухлых яиц надета. ))))

Обычно, если человек без опыта куда-то залез - он потом понтуется не категорией, а названием. Поскольку ни ему, ни тем, перед кем он понтуется - что 1Б, что 5А, что 8Ж - ни о чем не говорит.
Насчет альпинизма ничего не могу сказать. А вот в туризме официально высота перевала на категорию не влияет. НО! Уже не первый десяток лет идут дискуссии о том, что одинаковые категории перевалов на Памире, например, и на Кавказе сильно отличаются. И что надо бы унифицировать это дело. Но воз, хоть и двигается, но весьма медленно.

А есть вообще на постсоветском пространстве четверки куда можно ногами?

aliar, Сегодня в 10:45
Уже сам факт что на Ленина можно подняться ногами

весьма ошибочное мнение.
Ледопад в котором этим летом гид погиб - ногами? Ога.
Перила на "ноже" - тоже ногами? Ну-ну.
Может быть, на Ленина категория и завышена, но не настолько чтобы ходить "под собою не чуя страны".
Ну и, протяженность маршрута тоже влияет на его категорию, КМК

Решил написать свое мнение. Совершал восхождение в той же группе что и Максим с Василием. Горный опыт у меня не большой (до Ленина был только Эльбрус) но имеется большой опыт спелеоэкспедиций любой сложности. Могу сказать, что организовано у Ермачека все неплохо (я ведь смог акклиматизироваться и взойти). Не без недостатков конечно, но вполне. Юра все время четко представляет где сейчас находится каждый участник и куда ему нужно двигаться, никакой спонтанной отсебятины нет. Руслан молод и горяч))), но тоже ответственный парень. (Спасибо тебе!).
Руслан предупредил всех еще перед выходом, что все, кто идет темпом ниже среднего будет велено вернуться в лагерь. Максиму еще на плато было сказано идти вниз. Потом второй раз им было сказано вернуться, когда мы уже спускались с вершины и встретили их недалеко первого подьема. Не вижу повода для претензий к Руслану как гиду. Он дважды приказал спускаться вниз, ну не бить же их было (хотя это может быть и помогло)
Герои пишут, что нужно было сразу же идти искать. Флаг вам в руки!!!! Ночью, в метель и после восхождения....вперед! Тем более, что утром Юра и Руслан (с температурой 38) и так вышли на поиск.
Это было всего лишь мнение....но свидетеля событий)

Кто спорит - автор виноват. Но знаете, не зазывали бы его на гору, он туда бы и не поперся. А вы, господа, как некоторые доны жуаны рассуждаете, соблазнили девушку, а потом ей говорите - сама виновата, ты же взрослая, головой думать надо!
Так кто бы научил головой думать! До этого же расти и расти, да еще гипоксия и горняшка.
Какой головой там может думать чайник???
Надо значит запугивать их внизу начинать, штоб боялись.
Но это, опять же, повредит делу, не приедет еще потом.
Скользкий вопрос. Вот как бы, чтобы и трупов не было, и ходили весело

Понравилась аналогия с соблазнённой девушкой. Попробую её продолжить.
Ну то есть соблпзнил ты её, полюбились вы некоторое время, и вот решила она что теперь она секс-мастер, и нахты ей не упёрся. И пошла искать приключения на свои ... И несмотря на то что ты её дважды, уже в стрёмных кварталах, предупреждаешь, что могут и отыметь без взаимности, а она отвечает "я девочка уже большая, сама разберусь", ты значит должон за ней приглядывать, чтоб не обидели лихие ребятки? Причём, после первого изнасилования она тебя опять посылает, а ты конечно как прынц должОн всё равно её опекать? Мудрёно, нечего сказать. Вас в каком монастыре воспитывали, в таком смирении?
А вообще-то, я тоже за мир во всём мире, да. Но вот вместо того стоб подставить вторую щёку - лучше отвечу, адекватно.

Выше написал слово в слово то же самое. Только без аллегорий.

Если соблазнил - жениться должен)

А так-то, никто никого не обвиняет, все люди взрослые.
Это ясно, закреплено договором на берегу.

1ый вопрос к гиду
Почему вы разрешили идти клиентам без сопровождения?
2ой вопрос
3 ий вопрос
Почему не было организовано ПСР после 1ой клиентской холодной?

Вопросы к директору:
1. Уволили Руслана?
2. Сделали разбор полетов?
3. Сделали выводы о подборе персонала ?

В описанном туре гид не сделал ничего из перечисленного.

На Эльбрусе два брата,канадцы,после Западной решили сходить на Восточную.Погода портилась.Девушка,гид,не рекомендовала.Братья настояли на своем.Гид взяла с них расписку и каждый пошел куда хотел.Братья погибли.Претензий к гиду не было.

выше ответил

*Я считаю что гид получает свои деньги за то чтобы обеспечить безопасность клиенту во время восхождения*

За что получает гид деньги, видимо прописано в договоре. Ваше мнение, я так думаю, здесь не играет никакой роли.

Удивительно, Максим такой сильный парень, как показал процесс, но однако на гору шел в отстающих))) Видимо, он туда-сюда шастая, только после второй холодной хорошо акклиматизировался.

Максим, вам нужно походить в горы с нормальной группой, вполне возможно из Вас выйдет достойный высотник, со временем.

Народ!
Может уже пойдем Елку ставить???
Новый Год на носу!

Всем спасибо!
Тут уже практически учебник получился "Бойся и тренируй себя всяко!"
Готовый сценарий для фильма "1000 и 1 путь на пик Ленина"

Всех с наступающим Новым Годом!
Удачи в Горах!

P.S.
7 января улетаем на Кавказ

Blanka предлагает наказать гидов.Может и нужно ,но совсем наоборот.Наказать за то что бросили законопослушных клиентов и пошли спасать других,которые поставили себя вне закона и договора.При свидетелях гид дал команду -вниз.Пристегивать,уговаривать.бить это детский сад.Поставили себя вне закона-расхлебывайте сами.

Какие законы. Не буди лихо пока оно тихо. У Руслана ст 125 ук рф оставление в опасности, "на лбу написана".

Из наблюдений за новичками -- коммерческими восходителями (не в Ваш адрес и не в адрес автора темы -- тут как раз всё вроде адекватно): когда всё кажется, что хорошо, а гид запрещает, его поползновеют послать. А когда после этого случается "ой", то начинается "батька, спасай!"

Про 125ю...
Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности

В данном случае нарушители не находились в опасном положении в момент оставления. То есть состава преступления вообще нет.

На высоте достаточно трудно выяснить адекватность клиента. В любом случае принимает решение гид и свое решение он должен прогнуть в среде клиентов.
Многие из вас защищают гидов по какой причине не знаю.
Простите а зачем тогда гид?
Если по вашим словам человек называющий себя гидом бросил клиентов, не доведя их до базлага не должен нести ответственности.
Вы тут такие рассуждаете о договоре, просто слов нет. Человеческая мать его жизнь, ничто не может быть важнее. Человек платит за безопасность, если вы не можете ее обеспечить занимайтесь просто альпинизм ом, а не коммерческим, хотя если честно я лично не хотела бы оказаться в одной команде с такими как этот Руслан и компания.
Мантра для гида) из лагеря в лагерь и никак иначе.
В данном случае сыграл фактор денег ( другая группа) и болезнь гида (шел на встречу с температурой). Компания должна была привлечь других гидов в помощь, повторюсь организовать ПСР

Давайте с последнего слова ПСР поподробнее, плиз.
Состав спасотряда, график его работы, ТБ при его работе (чтобы сами спасатели не погибли, представьте это тоже нужно).
Вы демонстрируете такую осведомлённость на тему кто как и что должен был делать вообще, что уже хочется понять кто что как и когда должен был делать конкретно.
Ждём-с.

Это по приколу, или в самом деле на конструктивный ответ хочется надеяться? ;-)

Я очень страшно извиняюсь за крайне некорректный и неприятный вопрос такого характера, который задавать не люблю, и которые обычно задают, чтобы "поставить на место" или урезонить, но в данном случае действительно интересно.

Расскажите, пожалуйста, о своём отношении к горам (горный турист, альпинист, коммерческий восходитель) и опыте. Дело в том, что налицо явное невзаимопонимание (Вы не знаете, по какой причине "многие из нас" защищают гидов, Ваше же восприятие собравшиеся здесь горники оценивают как "мышление категориями города"), а эта информация помогла бы понять, с какой именно точки зрения Вы смотрите на вопрос.

Адекватность клиента выясняется в ВС. В данном случае фактор денег отыгрался на клиентах - 50 человек наняли двух гидов, то есть фактически организаторов-консультантов, которые находились одновременно везде и нигде на дистанции от С1 до вершины. (посчитайте сколько сэкономили клиенты, если норма - гид на 2-3 чел.)
Клиент всегда прав. Если клиент не прав, пусть занимается просто альпинизмом.

Коля, это не клиенты сэкономили, а организаторы. Отсюда низкая цена и плохое качество.

Абсолютно верные, на мой взгляд, суждения. С одним нюансом. Все то же самое верно - и в обратном отношении, если поменять местами слова ГИД и КЛИЕНТ в вопросе денег. При том, что все-таки гиды - более "в теме" условий восхождения на Ленина.

На высоте достаточно трудно выяснить адекватность клиента.

По поступкам. Если клиент обманывает гида - значит он неадекватен.

Многие из вас защищают гидов по какой причине не знаю.
Потому что в данном случае гид прав. Не прав клиент. Почему - подробно расписано.

Простите а зачем тогда гид?

Чукча не читатель, чукча писатель, так? Всё выше расписано очень подробно (комментарий от 25.12.2015 09:31), повторять не буду. Именно - кто такой гид и каковы его обязанности. Повторю - гид обязан обеспечивать благополучие и безопасность клиентов, а не балбесов которые грубо нарушили договор и тем поставили себя вне закона. Если у вас есть возражения, возражайте по существу, а не на эмоциях - а то комменты похожи на высказывания маленьких детей в стиле "а я хочуууууу!!!!!!" Аргументации ноль.

Бред, уж простите. Если у человека отсутствует инстинкт самосохранения, то никто не поможет. А здесь не дети, не умственно отсталые, не инвалиды, даже вполне грамотные. Могли перед отъездом почитать о том что с проводником в горах спорить нельзя. Да и вообще информацию (любую) в наш век получить не легко, а очень легко. Но если хочется геройствовать, то...
Вспоминается бессмертный Макаренко:
Силантий виновато развел руками:
— Ты здесь, это, не сердись, Антон Семенович, иначе, понимаешь, нельзя. Один такой вот был у меня… Ну, видишь, захотелось ему на тот свет. Топиться, здесь это, приспособился. Как отвернешься, а он, сволочь, уже в реке. Я его вытаскивал, вытаскивал, как говорится, уморился даже. А он, смотри ты, такая сволочь была вредная, взял и повесился. А мне здесь это, и в голову не пришло. Видишь, какая история.

Компания должна была привлечь других гидов в помощь, повторюсь организовать ПСР
Повторюсь, ПСР были организованы несмотря на явное нежелание клиентов сотрудничать. Гид, будучи больным, подвергал свою жизнь опасности из-за двух балбесов, которые были целиком и полностью неправы, и найдя их был ими прогнан. Вы уж извините, но когда человек на предложение помощи отвечает: "Да иди ты... вниз", - кто угодно почувствует себя свободным от каких бы то ни было обязательств.

В данном случае сыграл фактор денег
Правильно, нечего было экономить. За копейки мерседес не купишь, только жигуль, но если покупатель оказался некомпетентным, это его дело.

Человек платит не за абсолютную, безусловную безопасность (последняя стоит на пару порядков дороже), а за возможность подняться на вершину, не более. Это жизнь. И только при условии соблюдения рекомендаций более опытного. Я никогда не занимался коммерческим альпинизмом, но группы водил, вожу и буду водить. Так вот, человеку который на маршруте не выполнил хотя бы одного моего распоряжения, связанного с безопасностью (личной или коллективной) вне зависимости от результата, нечего и надеяться пойти со мной когда то еще. Исключений нет, срока давности - тоже. Результат - за 12 лет ни одного НС, ни одной серьезной аварийной ситуации, и уж тем более без трупов.

А вот, кстати, навеяло на мысли. Обычно говорят, что клиент всегда прав. В узком смысле -- да, а в широком -- клиент всегда неправ. Прав всегда гид. Если бы клиент был всегда прав, то он шёл бы без гида: спортивной группой или сам по себе. Но платить деньги более компетентному человеку, осознавать свою некомпетентность и при этом пытаться гнуть свою линию -- откровенный абсурд.

Немножко о рациональных основах критики.

Теперь любой желающий может разобраться в истории с гидами и клиентами.

Достаточно логики! Текст ниже взят мной с просторов Интернета.

Глупец — это человек, действия которого ведут к потерям для другого человека или группы людей, и при этом не приносят пользы самому действующему субъекту или даже оборачиваются вредом для него. Остальные категории таковы: если Петя предпринимает действие, которое наносит ему ущерб, но при этом приносит выгоду Васе, то он простак. Если Петя делает нечто, что приносит выгоду и ему, и Васе, он умник. Если действия Пети несут ему выгоду, а Вася от них страдает, Петя — бандит.

Таак, кто у нас кто в этой истории с гидами и своевольными клиентами?)) целиком умников пока не вычислил, окромя комментаторов. Гиды все же как-то выгодней смотрятся, с учетом попытки спасоперации, но не блестяще, имхо Руслану надо было быть убедительнее на спуске после первой холодной. Даже если он в остальном, кроме риторики, молодец и надежный человек.

Для laska3: хоть и юморная, игрушечная, но ПЕРВАЯ попытка системного анализа. Все остальные комментарии- голые эмоции.(В том числе и мои). Браво!!!

Смешная вообще вещь, да? Обнаглеть настолько, чтобы совершить прилюдную попытку тупо определять ум через практическую пользу, мелкую выгоду и не попасться при этом на идиотизме. Правда, автору идеи потребовались три дополнительных категории и он не оставляет уже других альтернатив вне своей системки, ну да и хрен с ним. Я-то ради стеба это все написал, но постарался адекватнее, конечно.

Хотел бы добавить: Мы все, такие умные, опытные, самодостаточные, написали почти 600 комментариев, в которых занимались черт знает чем: от выяснений "кто виноват", до сведения личных счетов, личной саморекламой и конкурентной борьбой на рынке коммерческого альпинизма.( Это тебе шпилька, Греков, чтоб не думал, что никто ничего не понимает). Забыли в горячке самореализации автора темы (Aesop). Парень непростой. Во-первых однозначно боец. Во-вторых- способен к самоанализу. В третьих-хорошая природная адаптивность к гипоксии. В четвертых-способен свои ошибки и глупые действия выставить на общее обозрение,- а это признак изрядного мужества и неплохого интеллекта. Короче: если не бросит, оччень неплохой альпинист получится. Давайте пожелаем ему удачи!

А кто с этим спорит? Как раз из его рассказа чётко видно, что многое осмыслено и выводы сделаны. А то что написал не всё (а это очевидно) то полный отчёт уж как-то очень напоминает стриптиз души, не находите? Так что разумеется удачи, хотя... человеку у которого по жизни уже ТАКОЙ заряд удачи, сложно достичь большей удачливости. ))))
А пикировки типа "кто виноват" для тех кто прочтет этот рассказ потом, слишком уж он талантлив по своему...

Для laska3: Я что-то пропустил, или не понял, или Вы меня не поняли? Я действительно в восторге (честно!) от Вашего юморного пассажа. В нем хоть чуть-чуть есть системность.Все,что было до этого, системностью, мягко говоря, не страдало.

Так повезло мне с матчастью) все понял) конечно демагогией ядреной попахивает, но бывает так, что в сложных вопросах простые, примитивные вещи тоже чего-то стоят. В данном случае задают вектор, приемлемый для большинства.

Вспомнилось, вернее никогда не забывалось. В 2011м у Грекова на новичок, вроде был. Сходил Хан, а потом с гребня Победы назад повернул перед самой непогодой и остался жив.
В 2012 году некий парень из Армении тоже новичок, на Ушбе 2 или 3 холодные провёл в непогоду, отнеся железо подальше, и сам слез.

Появилось желание после данного поста и с учётом опыта этих "героев" повторить все их подвиги?
Флаг в руки, ветер в спину, барабан на шею и вперёд на мины. За премией имени Дарина.

Чтоб в новом году наши желания офффигели от наших возможностей! )))

Попытка меня расшифровать? Берите глубже, не хожу в горы уже давн, однако, плохо сплю. (не сплю, зараза, по весне- снится Корея, снится Юго-Запад, Энгельса по Форостяну, снится Уллу-Тау зимой по Мальцеву,снится Ушба, снится 6 башня Короны первопроход, снится Аксу зимой, снится Хан, снится 4810, снится Парандас, снится Победа, снится Ленина, Эверест, не снится, может потому, что не залез? Снится Пти-дрю, снится Мак-Кинли, снится Монблан, снится Дакштайн, и много еще чего ссука снится.) Извините за грубость... А Дима Греков еще мальчиком был, когда я начинал. Однако очень его уважаю, когда он о бабках меньше думает. А Вам Kostal, советую: не ищите тайных чайников, чтобы их расшифровать и почуствовать себя значительнее. Думайте о вечном, женщины это любят.

Солидные сны.Напряглись бы на пост.

Да бог с вами, никакого тайного смысла :) Я имел в виду лишь то, что написал.
А вам в новом году желаю воплотить свои сны в реальность, по возможности.
С Новым Годом! ))))

Чуть-чуть остыл. Приношу извинения сообществу, Грекову и Kostalу за резкость. Опять же сорвался на демонстрацию медалек и грамот. Как говорит моя внучка: больше не повторится!

Лично меня больше всего в этой истории претендентства на высшую степень ордена "Слабоумие и отвага" удивил не счастливый случай выживания, а та эйфория и энтузиазм, с которыми читатели бросились в обсуждение, как если бы не было множества подобных примеров удачно выживших профано-неофитов в экстремальных условиях в альпинизме и неальпинизме.

Все начали искать причины счастливого исхода и виноватых в нем. Не очень понятно, зачем? Ведь удача улыбается одному из десятков тысяч... Ну да ладно, чем бы дитя не тешилось...
Я лично считаю, что все причинно просто: парень выжил, потому что рос и мужал в ауре всего российского горовосходительства.
Всем известно, что российские альпинисты много лет являются чемпионами мира по альпинизму, и на молодежь не может не влиять этот морально-воодушевляющий фактор.

В пути ему светила ФАРа,
И КНИЖКА сердце согревала.
Странички ЭКС пришли на помощь,
Когда он съел незрелый овощ.

Вам еще надо поработать над орфографией и фактологией.
Федерация альпинизма не Рассии, а России. Товарищ не имел "!Книжки альпиниста"!, судя по всему. А ЭКС печатался на глянцевой бумаге высокой плотности.

to SSh Я думал что Вы сделаете акцент что такой случай возможен только в коммерческом альпинизме где общие правила не прописаны,а договор вряд ли имеет юридическую силу.Что то в спортивных и учебных группах я не припомню подобных примеров.если не трудно объясните что такое-морально-воодушевляющий фактор и с чем его едят.

Юмор Сергея Алексеевича определенно становится эталоном рисковской тонкоты.

дубль глюкамент

кавалеры ордена "Слабоумие и отвага" имеются во многих направлениях человеческой деятельности. спортивный альпинизм - не исключение.

а вам не трудно самому?
мне не трудно, но лень. потом вы попросите объяснит, что такое молодежь, потом - кто такие альпинисты и почему они российские...

чемпионы мира по альпинизму)) оно и немудрено, ибо кроме русско-говорящих о нем никто "в мире" и не знает, включая "википедию" :)

667 комментов, Карл!!! 667!!!
Мой 668)))))))

Всех с наступающим Новым Годом! Всем удачи и безаварийности!

Как говорится, многие стали пессимистами, спасая оптимистов.
Больше всего удручает отсутствие у автора какой либо критики к своему поведению. Только незамутненная констатация фактов. Ну и поздравления с такой горой - да. Все равно, что хвалить ребенка за то,что он перебежал дорогу на красный свет и остался жив.

Он же не классическая унтерофицерская вдова чтобы самому себя сечь. Да и опыт не тот - всё что смог осознать, осознал, а большего - на данном этапе - требовать сложно.

Как должен был действовать гид в данной ситуации. Он должен был обрисовать ситуацию, а именно если один из клиентов пойдет вниз вся группа идет вниз или нужен дополнительный гид. Если клиенты второго гида не хотят, то они должны юыть готовы к спуску без топа. Гид не должен был еще в самом начале разделять группу, чтобы вторая часть группы шла без гида, это по моему первая ошибка. Он должен был идти клиентским медленный темпом до времени возврата. Вторая ошибка он дал разрешение двигаться клиентам вверх без сопровождения, подвергая их опасности. И вот вопрос жал ли он им подписать бумажку об отказе от претензий в случае травм или смерти. Типа клиенты отказываются от гида и несут оответственность за себя сами. Вернувшись в лагерь гид не пошел на встречу клиентам это по моему 3 я ошибка.
Я Тут читала комменты о том как героически поступил гид, с темпеоатурой 38 вышел на встречу клиентам. Это нифига не героически, менеджер должен был организовать спасы другими силами, а не с помощью больного человека.
Я не оправдываю автора поста, но именно за помощь на горе они взяли гида
Что получили по итогу, не грамотную работу, плохую организацию.
Всех с наступающим новым годом. Всего Самого хорошего.

"Если клиенты второго гида не хотят, то они должны быть готовы к спуску без топа."
Отличная идея, особливо касается клиенток! Спуск, да и подъем, клиенток topless - отличный воодушевляющий фактор. Не зависимо, хотят они второго гида или первого.

Ну не только топлесс. Не сочтите за спам, ссылка на тематическую статейку с рядом тематических фотографий )))) Многое спорно, однако фотки хороши.

Я не оправдываю автора поста, но именно за помощь на горе они взяли гида
Что получили по итогу, не грамотную работу, плохую организацию.
Всех с наступающим новым годом. Всего Самого хорошего.

Многоуважаемая blanka!
Вы тут всех учите как надо на высоте ходить, и что гиды сделали правильно/неправильно.
Но, как-то видимо пропустили мою просьбу от 25.12.2015 23:43 информировать всех как КОНКРЕТНО должны были организовать ПСР гиды: состав спасотряда(ов), график выхода(ов), техника безопасности вообще и на данных ПСР в частности.
Только, не вообще, а конкретно: вот в час Х гиды на Раздельной 6100 и в АВС 4300 получают по рации сообщение от 2 клиентов, засевших в снежную яму на 6900. что кто должен делать, сколько каких спасателей, откуда, в каком количестве, с какой квалификацией, когда, как и куда должны направиться для спасения "несчастных".
Фердинанд Алоизович Вам в помощь, время пошлО !

Я как и многие здесь ( на фор) комментирую рассказ человека исходя из своего опыта и соображений на данную тему, на что имею право.
Никого учить не собираюсь. Хочется гробить клиентов дальше? Работайте как Руслан.
Я не совсем пойму кого вы из себя представляете, этакого экзаменатора? Мой экзамен 12 лет работы без трупов, бес серьезных травм, без брошенных клиентов.
Хотите проверить, почитайте правила организации ПСР в высокогорье, принцип единоначалия и т. Д и т. п

Я работаю в хорошей компании. В нашей компании есть запасные гиды на случай спас работ. Ни названия конторы, ни областей работы, ни моего имени говорить не буду, потому что это рекламка получается, а это не хорошо. Я здесь не за этим.
С наступающим!

Он должен был идти клиентским медленный темпом до времени возврата.

Предлагаю поставить себя на место более сильных участников (а их было большинство). Приехали, заплатили, и... ничего, только потому что в группе полтора-два слабоподготовленных физически. И ради них, извиняюсь, просрать всё восхождение для всех участников? Как-то прямо сферически-сердобольную картину рисуете. Ибо после пары таких экспедиций нормальные клиенты в фирму не пойдут (результат известен, а потеря денег еще никого не воодушевляла), однако понаедут всякие развалины, годные только для крематория. Потому что де факто именно на них фирма и ориентируется. Крайне сомневаюсь что хотя бы одна фирма стремилась попасть в такую "нишу". Другое дело что Ермачек довольно жестко ориентируется на сильнейших, из графика восхождения это четко прослеживается, так когда проблемы индейцев волновали шерифа?..

Первая и самая главная ошибка была совершена автором отчёта еще до восхождения. Не будучи должным образом готовым к маршруту, он выбрал дешевый тур без учёта своей неопытности и неготовности, и как следствие сэкономил на своём здоровье (хорошо что не на жизни). Всё остальное - лишь следствие первой и самой главной ошибки автора.

Вот это действительно ошибка фирмы. И гида лично. Однако если бы такой документ был подписан, никаких ПСР не было бы (а зачем?), и ребята с огромной вероятностью замёрзли бы на горе во вторую холодную. Или поморозились фатально.

Вернувшись в лагерь гид не пошел на встречу клиентам это по моему 3 я ошибка.
Так может говорить только человек, ни разу не бывавший в высокогорье. Да и в среднегорье тоже вряд ли.Снова категории матрасного туризма в отеле на море.

Такие услуги стоят совершенно других денег - в разы дороже. Что мешало приобрести полный пакет того же Аксая? Там и спасработы включены. Содержание рабочего спасотряда денег стоит и очень немалых. И не надо про то что таким не место в коммерческом альпинизме. Люди почему покупают китайские машины, хотя они воняют пластиком, регулярно ломаются и не проходят крэши. Люди покупают дешевые туры, хотя в процессе поимеют кучу проблем. При этом никто их не заставляет, наоборот они, суча ножками, наперегонки платят. Причины ниже. Что мешало пойти в хорошую страховую и застраховаться на бооооольшую сумму? Причин две:
1) пресловутая "економия" на себе. И не надо про "не знал", "обманули", "реклама"... отзывы почитать в сети - глаза не отвалятся.
2) расчёт на идеальные (по всем параметрам ) условия в стиле "со мной ничего не случится, потому что не может случиться никогда". Случилось, и слава Богу что не непоправимое.

но именно за помощь на горе они взяли гида
А гид и помогал, пока его не послали подальше (и даже после этого сделал вторую попытку - с тем же результатом). Вы упорно отказываетесь признавать данный факт (как впрочем и еще множество). Но факты - вещь упрямая.

Вот, кстати, почему-то никто из тех, кто так возмущён: "А почему не пошли их по горе ловить?" не принимает во внимание, что ловить-то их там было и некому. Альпинистов много -- на гору пойти не с кем.

Кто мог выйти на спасы в непогоду? Человек 10--20 клиентов других фирм, которые до туалета доходят с трудом и наверх еле волокут 10-килограммовый рюкзачок, поволокут носилки?

Другие гиды? Так тем за своими подопечными следить надо и вниз с 6100 своевременно сгонять. Будешь наверх за чужими двумя скакать -- из своих кто-нибудь с отёком лёгких сляжет без присмотра и будет поздно, кто за его жизнь будет отвечать? Счастливые спасённые?

Спортивные восходители? Их могло там и не быть в этот момент.

Гид фирмы с температурой 38 на Высоте? У него были серьёзные шансы не помочь, а увеличить число потенциальных жертв.

Отправляясь в такие места, нужно представлять, что толпа народу безопасности не гарантирует. Случится что -- спасать никто, возможно, и не пойдёт. Не потому что злыдни, нехорошие, с испорченной моралью. А потому, что физически не в состоянии, не знают, не умеют.

Если в центре города посреди толпы машина сбивает человека, многие ли способны ему помочь до приезда скорой? Здоровые, сильные, без горняжки. А здесь и скорая не приедет.

"как КОНКРЕТНО должны были организовать ПСР гиды"
Вот тут мы подошли к самой интересной точке разговора.
Я так полагаю, люди, то бишь клиенты, на стадии договора с принимающей стороной, должны поинтересоваться у стороны, предоставляющей услугу по доставке на вершину - а что будет делать принимающая сторона в случае нехорошем? Как будет спасать? И есть ли спасотряд? Такой, рабочий и действующий, а не номинальный.
Когда-то, в Дигории, перед выпуском в горы, я у Ахтырченко именно так и поинтересовался, будучи ответственным за 30 человек.
- что будем делать в случае ЧП?
На что получил честный ответ - А ничего. Позвоним во Владикавказ и они пришлют спасотряд.
Говоря другими словами, я спросил - спасатели есть? Она ответила - Нету, спасайтесь сами.
Конечно, ответ совершенно не вдохновил.
Поэтому, сделали все возможное, чтобы не пришлось спасаться.
В частности, на предложение той же Ахтырченко сходить какую 5Б, ограничились 4Б на Галдор.
Ну и может клиентам, не ограничиваясь пиком Ленина, спрашивать о наличии спасателей у фирмы организующей доставку на вершину?
Хотя.... Что там спрашивать? Итак ясно, что нету. Таких, которые сидят в доступном месте с акьей и играют в карты, копят силы в ожидании кого бы вниз стащить.

Пост вызвал грустную улыбку. Достаточно поспрашивать окружающих друзей, родственников и знакомых в возрасте эдак 40+ - а у кого из них завещание написано на случай внезапной смерти? И это в ситуации когда риск в целом существенно меньше чем в горах на восхождении. Подавляющее большинство не читали "Мастера и Маргариту", а если вдруг и читали, то не запомнили и не поняли. Так что какие там спасы, со мной ведь ничего случиться не может! А тот кто первым делом бежит узнавать, несомненный параноик и да будет предан анафеме как разрушающий атмосферу эйфории и праздника.

Вроде Никита Степанов в соседнем посте про перевал 7000+ как раз писал, что справлял поминки. До похода. Его там тоже не все хвалили.

Мораль - см. притчу про Насреддина, осла и внука. Как бы кого ни расположи, люди закритикуют вусмерть.

Многоуважаемый shelan,
вопрос был не к Вам, а к критикессе, чтобы проявить её осведомлённость в конкретных вопросах.
Ясен пень, что всем интересоваться надо до а не после. И понятно, что идеально ничего и никогда не организовывается (даже экспедиция Эверест-82 команды СССР).
Если же соответствовать Вашими критериями по спасотряду, то пик Ленина надо вообще закрыть от посещений, т.к. даже в СССР происходили трагедии (в том числе на пике Ленина), хотя там и тогда спасотряд был.

Решил все же тоже в догонку приписать...
Ну во первых по горячке наехал на ребят работавших с группой.
Их вина минимальна, забыл уже, но клиент вещь сложная, и надо быть с хорошим опытом, возрастом или авторитетом чтобы повернуть человека на горе. Вторую ночевку конечно они тоже проморгали, но это все тот же опыт. Ну не ожидали они что у клиента в голове уже не все в порядке. Это я в смысле ориентирования, контроля себя. Это не наезд
Да простят меня клиенты, но он учится на вас, А что еще вы хотите если два сопровождающих на толпу. Он что геракл тащить на себе, максимум что может дать совет, хорошо если в нужной форме что бы послушались.
Еще как совет, как не странно но клиентам всегда говорил, что если что, поиграете в спасателей. Вы ведь хотите если что, вас бы спускали. Это немного отрезвляет и гасит недовольство при случае. Это как с ребенком как отреагировать когда он упал. Бросится и спасть после чего он заплачет или сказать "как ты интересно прыгаешь". Учите психологию, был такой предмет раньше. К сожалению это почти фарсможер, для горы. Мы не знаем, вдруг кто то из гидов не подъехал и все же все решили работать дальше.
Вспомните анекдот про великана который уронив клиента на переправе сказал "черт с ним с рублем"
А что делать и почему. Ну aliar в написал правду как все бывает. Сидишь в бочках на Эльбрусе и материшься. "Какой м...к кусок веревки отрезал от твоей новой веревки что бы носилки связать, сунул бы остаток бухты ему под голову или пустил бы как страховочные концы"
А про потерянные карабины и буры я даже не думаю, почти расходники
А "Рассказчику", ну он предрасположен к высоте, физику подкачать и будет хорошо ходить. Если две холодных выдержал при первом посещение 7000, значит организм к ней, к высоте, хорошо относится. А в остальном дуру свалял, но свезло

''рассказчику'' не физику, а мозги подкачать.

Ленина 2015 акклиматизациявот такая была акклиматизация в описываемой истории. Разговоры о том, что это "нормально" и "все так делают" будут без конца. Так же как и разговоры, что на высоте должна болеть голова, тошнить и прочее.И что всему виной - клиенты. Но безопасность, скорость подъема и спуска, число поднявшихся клиентов всегда вырастает, когда те, кто планируют мероприятие обеспечивают обязательный спуск на отдых не выше 4400 не только с 5300 м, но и с 6100 м.
Почему они это не делают, не удлиняют программу, а стремятся сократить - ответ вероятно лежит в финансовой стороне этого вопроса. В таком случае нужно просто быть честными

1. Почти все АДЕКВАТНЫЕ участники восхождения на п. Ленина,
непосредственно перед этим проводят акклиматизацию в горах.
- или на Кавказе
- или в Ала-Арче (по пути в г. Ош) - на вершине п. Учитель хорошо встает палатка для ночевки.

2. Спуск с 6100 на отдых на 4400 в программе УВК имеется.
Тут палка о двух концах - первая часть (назовем их спортсменами) может взойти на вершину с первого подъема на 6100, и не пойдет на вторую попытку рассчитав свои силы на короткую программу восхождения.
Этих спортсменов (имеющих опыт АЛЬПИНИСТСКИХ восхождений) - в два - три раза больше тех, кто может подняться на вершину со второго захода на 6100 с 4400 (назовем их любителями гор).
а) потому что эти первые - см. п 1 (имеют предварительную акклимуху)
б) п. Ленина выматывает физически, психологически основную часть коммерческих участников как категории спортсменов так и любителей, за первые 10 дней, и у них не хватает мотивации для дальнейшей борьбы самих с собой (мама - я хочу домой)
в) в разношерстной группе коммерческой группы зачастую большая разница в возрасте, горном опыте - они не могут выступать одной нацеленной на вершину командой - это индивидуалы на одной тропе. А отступают они как правило массово, при первых же трудностях (пример Макса - не типичный)
г) Спортсмены как правило выступают за клубы, за региональные федерации, за города и т п. Отсюда продуманность их программы, они используют резервые дни, они подстраиваются под график коммерческого восхождения - как по короткой программе (на 6100 - потом на 7100) или по длинной - 6100-4400 - два дня отдыха - 6100 - 7100. Для них коммерческий гид - тот же инструктор альпинизма.
Участники комерческих групп, категории любителей - не чувствуют командную силу, несут ответственность - только перед собой.
Отсюда их уязвимость, их сложно прогнозируемое поведение, их свобода в принятии решения непредсказуема - хочу иду, а не хочу - не иду (схожу потом как нибудь).
Получил клиент SMS-ку из дома, нашел повод слинять - и уже утром покинул святой для альпинистов полигон по имени пик Ленина.

Вывод.
- Случай Макса и Василия - не типичный. Необоснованно повели себя как спортсмены :)
Но случай поучительный для всех участников горовосхождений
- коммерческим клиентам необходимо заключать детальные письменные договоры с тур. операторами (и даже более необходимые самим фирмам и особенно гидам).
И в рамках договорных взаимных обязанностей и ответственостей -вести себя по человечески.

Удачи!
С наступающим 2016-м!

1. Почти все АДЕКВАТНЫЕ участники восхождения на п. Ленина,
непосредственно перед этим проводят акклиматизацию в горах. или на Кавказе или в Ала-Арче (по пути в г. Ош) - на вершине п. Учитель хорошо встает палатка для ночевки.

- Я говорю об акклиматизации к 6000К, а вы о чем, об "адекватности" участников или о высоте Учителя 4500?

2. Спуск с 6100 на отдых на 4400 в программе УВК имеется.

- эту программу делает фирма, а не спортсмены. Фирма спортсменам вообще не нужна. Фирма должна работать на результат и не потакать авантюрным хотелкам.

а) потому что эти первые - см. п 1 (имеют предварительную акклимуху)

- у них нет акклиматизации 6К, понимаете или нет?Они идут с акклиматизацией 5300 в альпийском стиле на 7100

- при такой программе акклиматизациии - конечно. Организм просто не успевает перестроиться.

-Все это убеждало бы, если бы гид дважды не оставлял своего подопечного наверху. Причем второй раз гид с клиентом был один. И еще был случай гуляний в одиночку клиента этой же фирмы одного в районе 6500 -6700.А гид сидел на 6100. То, что вы делаете на самом деле называется строить дом, воруя цемент или что-то еще подобное. Это просто -привычка. Можно платить рабочим(гидам, фирме) больше, но привычка работать именно так - остается. Третий сорт -не брак, как говорится.

з.ы.После войны немецкие военно пленные использовались на разных работах в СССР, построили много домов. Строили их на земле можно сказать своих врагов, да? А дома те и хрущевки переживут. На вопрос немцам, нафига вы так стараетесь,тем более -кому??? те отвечали: "хотим вернуться домой немцами".

С наступающим!
Из обсуждения выхожу. Вы пытаетесь отмазать тех людей которые этот беспредел организуют, хотя я так думаю сами понимаете все. Зачем только? Вопрос. Если звезды зажигают это кому то нужно)))))))))Д

blanka, Сегодня в 02:06

У вас нет компании, нет гидов, вы никто и ничто

У меня нет компании это правда. Я всего лишь наемный работник.
Никто и ничто. Ну что ж вы имеете право так думать. Удачи

В мое время уже работал МАЛ и на перевале за Раздельной дежурил спасатель.Была оборудована хорошая пещера.Насколько помню дежурил киевлянин Самодед.Может стоит вернуться к такой практике.

Эта практика давно работает. На 5300 и 6100 стоят стационарные лагеря и постоянно дежурят сотрудники.

У Аксая на 5300 и 6100 находятся штатные дежурные,которые контролируют состояние лагерей и перемещение клиентов.

Да что то на радиосеансах дежурных не было и пришлось гиду с температурой подниматься.

А они и не должны были подниматься. Это сотрудники Аксая. У них задача следить за аксайскими лагерями и клиентами. Своя частота радиосвязи. А встрявшие были с АМ Ермачека. У них своя кухня и свой спасательный отряд должен быть. Если проводишь свое АМ, будь добр обеспечить его соответственно, а не рассчитывай что кто-то поможет.

Или делиться частью дохода и иметь общий фонд подстраховки.

Даа уж. Повезло парням сказочно. Но из начального поста, всем желающим зайти на гору в составе коммерческой группы, следует сделать однозначный вывод Гид для клиента это царь и бог. И его ПРИКАЗЫ не обсуждаются, а выполняются без всяких НО.
А гидам желающим сохранить клиентов, нужно быть жестче, во благо же клиентов.
В горах в группе не должно быть, даже зачатков демократии и демагогии. Шаг влево шаг в право, ледорубом по губам.

Ледорубом, это уголовка.

@Ледорубом, это уголовка.@
Это точно.
Но, интересно, какие меры воздействия в вашем арсенале применяются?
Кроме подписывания бумажек?
Вот клиент послал гида подальше, что дальше?(пардон за тавтологию!)
Имеются ввиду меры, однозначно позволяющие повернуть клиента вниз в критической ситуации.

Если клиент посылает гида, он автоматически перестает быть клиентом. Контракт расторгается. Гид с чистой совестью спускается в базу, а клиент идет умирать. Его даже искать не будут.

А как это юридически устроено. Клиент видимо должен что-то подписать для расторжения. Иначе гиду выгодно в случае НС говорить, что клиент его перед смертью посылал, да при том трехэтажным матом....

*Контракт расторгается. *
Это жестко, но справедливо.
Встает дальнейший вопрос.
Как данное теоретическое утверждение соотносится с практикой?
Были ли случаи аналогичные описанному?
То бишь, клиент послал, гид пошел вниз и судьба клиента покрылась мраком времен?
Понимаю провокационность данного вопроса, поэтому уклончивый ответ тоже принимается...

Та иди ты! Вот так вот просто "даже искать не будут."? А родственники, друзья и т.д. кипиш не поднимут? И куда денешься- пойдешь искать.

Ну ледорубом, это образно, но гид обязан объяснить клиенту всю глубину его падения, всеми доступными ему способами, нормальный клиент потом спасибо скажет, а не нормальных лучше с собой не брать.
Тут могут возразить, как мол его не нормального вычислить, но ведь его гида и этому обучать должны. Если гид этими приемами не владеет, пусть идет работать проводником на ж.д.
В этой ситуации всего две ошибки(во время не повернул и допустил это), которые могли привести к фатальным последствиям.

А какой ,собственно говоря. смысл гиду тащиться с клиентом на вершину.Предприятие коммерческое,оплата предварительная.Загнал,потянул время,обвинил в слабой подготовке.А клиент тоже борется -да пошел ты...Там тоже жизнь театр...

у профессиональных гидов есть такое понятие - репутация. + довольный клиент - один из хороших бонусов профессии.

Это по вашим понятиям, по быстрому бабла срубить. Серьезные компании сразу нагонят такого гида.

Кампании создаются что бы заработать,репутация на втором месте.Посмотрите на страховые,где там концы найти.Сплошной обман.

Создайте тур.компанию , попробуйте позарабатывать на обманах,потом имеет смысл обсуждать.
А "сферический гид" конечно,может работать как угодно

Страховые, как и турфирмы разные бывают. Работайте с проверенными.

Что то народ сильно заострился на проблеме поворота участника(клиента) назад))( чуть ли не ледорубом по лицу)) по моему это не самая главная проблема , по крайней мере всегда находись возможности сделать это без мордобоя - хотя часто участники были и посильнее физически)). Потом много вопросов у людей к Руслану как к гиду - я думаю сначала нужно определение - кто такой гид ? каковы его служебные обязанности и мера ответственности? Какова его подготовка?. И гид ли в данной ситуации Руслан?))).Или это как то по другому называется? Иначе говоря - есть у человека вод удостоверение соотвествующей категории, свидетельство об окончании автошколы, договор с автотранспортным предприятием - он водитель автобуса , с него и спрос согласно его должностных обязанностей. А если всего этого нет? Руслан у меня был в отделениии в 2008 или 09 году закрывал 2 й разряд. Хорошо подготовленный физически и технически, с серьезной туристкой подготовкой , спокойный , отвественный парень. Да и на Ленина он не первый раз. В данном случае , у него как у наемного работника была очень тяжелая задача, ну думаю выводы сделает какие то после этого)

Ну а что вы хотели, любой нормальный человек, попробует сделать правильные выводы из не правильной ситуации, я уже сказал что ледорубом по лицу это крайняя мера, но если клиент не адекватен и не внемлет голосу разума, и гид стоит перед выбором неправильный поступок, но без последствий для гида, или правильный, но возможны неприятные последствия, Руслан должен был перейти на крайне убедительные аргументы, потому что должен осознавать чем может закончиться такая самостоятельность для клиента.
Еще раз повторюсь, в горах признаки демократизма в группе, увеличивают в разы возможность попасть в экстремальную ситуацию, что и произошло. И слава богам что не фатально.

to sergeylavr, На 50 человек 2 гида- это нереально.
Руслан по факту был консультантом , имхо.

Цитирую tamarius:"667 комментов, Карл! 667!!!" Цитирую себя: " ... Тема исчерпана..." но не удержался, и еще пару раз встрял. Предлагаю сообществу: мы неадекватно зациклились на этой теме. Уже обсудили" кто виноват." Уже решили "что делать?" Уже неоднократно обругали автора поста, Руслана, Юру Ермачека и, попутно, всех, кто подвернулся под руку. Выяснили кто круче в альпинизме и по-жизни. Потрясли регалиями и заслугами (в том числе, к сожалению, и я. Эмоции чертовы...). Предлагаю прекратить этот стриптиз на шесте.
Хочу напомнить: в первоисточнике очень неглупый и непростой парень(Аesop), который ЭТО выставил на всеобщее обозрение, с благой целью: помочь последующим чайникам не совершить его ошибок. В сухом остатке: если не бросит, вздумает вернуться,- его же после наших словоблудий никто не возьмет! Юра Ермачек- по понятным причинам. Дима Греков- по еще более понятным. Юрий Иванович Порохня-потому, что ФАР не так посмотрит. И т.д. И т.п. Да даже в Безенгах не возьмут, по тем же причинам. Ну, в ФАР я постараюсь, чтобы этого не случилось. А в сообществе? Люди! Будем толерантны! Давайте дадим парню шанс, нюхом чую, из него будет со временем альпинист уровня Урубко.
С Новым Годом!

насколько смог понять - парень самозамкнут на самого себя, на собственные суждения, собственные оценки. причем учиться у других принципиально против. причем не просто против, а противопоставляя себя другим, тому же гиду. (вполне допускаю что моя оценка не верна, но ничего противоречащего такой оценке не вычитал)
соответственно - типаж одиночки. причем одиночка, соглашающийся учиться на собственном (ТОЛЬКО) опыте. (интересно - скока народу тогда на вершину лопату потащило???)
так что с таким подходом он до урубковских соло не доживет. ну, можно предположить что за счет упертости, головы и склонности физиологии дотянет до соло по эльбрусам. а поскольку кошечной школы не чувствуется, то все удовольствие кончится на голом зимнем льду. Выработать самому свою школу не успеет. с таким то подходом

феноменальная карьера - 10 декабря парень вешает пост из серии "я лоханулся и едва выжил", а через 23 дня его объявляют вторым Урубко...

у меня один вопрос: почему Урубко, а не Букреев или Балыбердин?

а вот со школой, как раз, вполне может случится: сейчас их разве что новички не открывают...

*из него будет со временем альпинист уровня Урубко.*
Я так полагаю, в корне неверный вывод.
Потому как не вижу в содеянном ничего сверхвыдающегося.
Если отбросить в сторону адекватность психики, сознательно не обращая внимания, что имеем?
Физически оказался слабее других, тех кто сходил нормальным темпом.
Но, сильнее того уровня, который не позволил бы ему выжить.
И, везучесть. Погода не стала губительным фактором.
Получается, у всех тех, кто заходит на вершину без ночевок шансов получить уровень Урубко больше.
Я так думаю, чтобы такой уровень наработать, надо прежде всего научиться работать самому, без гидов.

Василий Иванишин не упомянул что благодаря посту появилась новая категория-консультант.Инструктор,руководитель спортивной группы,гид и вот уже есть консультант.Осталось выписать права и обязанности.Согласно практике гид(3-5 человек),консультант(не свыше 50)

Анализировать чужой опыт и делать на этой основе всеобъемлющие выводы - это Ваше хобби такое?
Или, Вы всё же создадите свою дурфирму для правильного вождения правильных клиентов правильными гидами на правильные 7митысячники за правильные деньги?
Успехов Вам тогда.
Не забудьте только перед этим успешно пройти курсы экстрасенсов для отбраковки клиентов. Таких у которых на 7км крыша поедет настолько что они возомнят там себя месснерами и сначала проигнорируют указания гида или консультанта или ещё кого (даже Вас), а потом и вообще пошлют того кто поднялся их спасать сам будучи нездоров. Потому как, если в тот момент у Руслана была температура то ему надо было с 6100 не вверх на спасение уженеклиентов, а вниз и срочно для самоспасения.
Блин, уже 25 лет как СССР нет, а как были так и остались страной советов и советчиков.

Скорее нуждающихся в гиде и консультантов.

Ну, почему же ,только чужой опыт? И своего, слава богу, хватает. По поводу создания " дурфирмы" - да нет, конечно, 25лет назад я определил для себя этот путь как тупиковый. По поводу Руслана-единственное что его оправдывает- это болезнь. Если действительно была температура, тогда решение верное- валить вниз и спасать себя. Но ,при этом, по связи надо было поднимать кипиш на всю гору и пытаться спасти чайников с помощью других людей. Если же свалил, потому что клиенты его послали по матери, а он обиделся-бог ему судья. По поводу СССР: всегда страшно ненавидел всю эту систему в альпинизме. Но сейчас, в силу стула, на котором сижу, должен заниматься и этим вопросом. Пока удается гасить попытки коллег влезть слоном в посудную лавку. Но это

Продолжу: но это до поры до времени. Ситуация в коммерческом альпинизме, совершенно очевидно ,скатывается к беспределу. Либо Юра, Дима, и еще полдесятка человек(всего-то!) сядут за бутылкой и выработают правила игры, либо рано или поздно ,это сделают за них. И это будет сделано в наихудшем варианте, людьми очень далекими от гор.

да кому надо этим заниматься? тем более "далеким от гор".

Деньги.

Если честно, то деньги совсем небольшие. Ну, в моем понимании. Очень хочется надеятся, что это остановит тех, о которых я говорил.

Прочитал все комментарии,хочется вставить и свои пять копеек от дилетанта.То что участникам данного события несказанно повезло-это очевидно,избавит ли этот рассказ от новых НС или заставит кого-то задуматься вряд ли.Цель автора не очень понятна,получить оценку профессионалов?Я думаю,что он сам все понял.По поводу новичков и их бесконтрольного поведения это имеет место быть везде.По своему мотоциклетному опыту могу сказать,что многие в силу амбиций и наличия средств покупают максимально мощные мотоциклы и заканчивается это у всех по-разному.Препятствовать этому или как-то регулировать в нынешних реалиях это невозможно(в Японии,если не ошибаюсь,увеличение кубатуры двигателя строго регламентировано),поэтому мне видятся 2 варианта.Или не обращать внимания,или готовить и приводить в действие законодательную базу,только кому это нужно?

А как же постулат о том, что учиться следует на чужих ошибках? ;)

Не обращать внимания не получится потому как круг наш узок, и каждый опыт каждого ценен и для него и для всех нашего круга.
Вводить и приводить в действие законодательную базу весьма затруднительно, потому как есть конституционные права.
А у Вас только мотоциклетный опыт или есть (авдруг) горновосходительский всёже?

Вряд ли люди,посылающие гида,будут учиться на чужих ошибках.Мне кажется,что для кого-то это может стать оправданием или дополнительным стимулом,мол эти,две холодных провели и ничего,чем я то хуже?Горновосходительный есть ))) Но более чем скромный,что я стремлюсь исправить.

Не сошлись характерами, ничего страшного в этом не вижу.

Для тех кто может решить"мол эти,две холодных провели и ничего,чем я то хуже?" - история о том как из двоих выжил один, да и то - чудом. Поучительно. Хотя да, история учит что никто не учится.

Каждый человек эффективно может позаботиться только о себе самом. Я учусь и этого мне достаточно. Этот пост написан для меня. Какая мне дело до тех, кто теперь попытается с тремя холодными сходить ( от достигнутого)? Могу ещё друзьям дать почитать, детей своих чему-то научить, но не более.

Какая мне дело до тех, кто теперь попытается с тремя холодными сходить

вам с ириком никакого. А тем для кого альпинизм - коллективный вид спорта, дело есть и самое прямое: чтобы вместо восхождения не заниматься спасаловкой близлежащих дурней

Когда-то давно, читала эту историю. Перечитала ещё раз, уже имея минимальный опыт высоты. Совсем другое восприятие!

Мощный рассказ!

Спасибо за ссылку. не читала. Ооххх..
и да.. вот это организм у парня! это тоже "даа"