Одиночный поход на Рыбачий летом 2015

Пишет stalky, 24.12.2015 10:01

Отчет я написал еще в сентябре, но до сих пор делился им только с друзьями. Теперь стало интересно, как он будет воспринят на Риске.
Одиночный поход на Рыбачий летом 2015 (Вело)



От большинства отчетов мой поход отличается маршрутом - я объехал полуострова по кругу, а чаще всего в восточную часть Рыбачьего не ездят. По сути, ничего выдающегося в этой поездке не было, но у меня она оставила много ярких впечатлений, которыми и хочу поделиться.
Одиночный поход на Рыбачий летом 2015 (Вело)
Трек разбит по дням (24.08-30.08). Последнего дня (Титовка-Мурманск) нет - не заметил, что разрядился навигатор.
Фотографии

Почему один?
В кои-то веки я взял весь отпуск (28 дней) одним куском под две поездки. Но получилось так, что обе поездки для меня обломались и надо было срочно что-то придумывать взамен. Все друзья либо уже имели планы на отпуск, либо работали... Думаю, желание сходить в поход одному тихо жило во мне давно, и вот представилась замечательная возможность этому желанию заявить о себе во весь голос. В какой-то момент я совершенно ясно понял, что не просто хочу это сделать, а точно сделаю.

Про поезд
Про перевозку велосипеда в поезде много где написано, но на всякий случай повторюсь. Чтобы у проводников не возникало вопросов:
а) велосипед лучше перевозить в чехле;
б) купить багажную квитанцию на вокзале (обязательно). Это можно сделать заранее, а не откладывать до дня отъезда. Как я понял, обычно багажная квитанция покупается в отдельных кассах и поэтому нет необходимости стоять в общих очередях. Моя квитанция стоила около 140 р.
В плацкартном вагоне велик со снятым передним колесом отлично ложится поперек двух багажных полок. В новых плацкартных вагонах на торцах багажных полок стоят перегородки, что усложняет подъем велосипеда наверх, но это все же вызывает особенных проблем. Думаю, при наличии перегородок в один отсек реально убрать только 2 велосипеда. Да и то может придется помучиться.
Уже после поездки я узнал, что в поезде в штабном вагоне обычно есть багажное купе, в котором по багажной квитанции можно перевозить велосипед. Поскольку сам я такой вариант не пробовал, могу не знать каких-то нюансов о таком варианте перевозки велосипеда.

Про заброску и выброску
Благодаря тому, что я был один, от Мурманска до Титовки я доехал на маршрутке, которая идет до Никеля. Велосипед в маршрутке занимает всю ширину прохода, а убрать его больше некуда. Хорошо, что Титовка - это первая остановка после Мурманска и велик никому особенно не мешает. Но все же нет никаких гарантий, что такой вариант прокатит второй раз - водитель может на это не согласиться.
Обратно, от Титовки до Мурманска, доехал по шоссе. Соглашусь с мнением, которое встречал не раз. По шоссе можно проехаться разочек ради интереса, но в целом это долгая, скучная и нудная дорога. Лучше ехать объездными грунтовыми дорогами в два дня или заказывать такси.

Одиночный поход на Рыбачий летом 2015 (Вело)
Ввеееерх-вниз-ввеееерх-вниз. Хорошо хоть перед
Мурманском длинный спуск. Но потом опять вверх))

Про маршрут
Как велосипедисты, так и автомобилисты чаще всего по ездят по западной половине Рыбачего, но такие маршруты выглядят незавершенными. Смотря на карты Рыбачего, которые попадаются в интернете, можно подумать, что круговой дороги по побережью вокруг Рыбачьего нет. Но оказалось, что все не так плохо! Очередным расказом о поездке на Рыбачий, который попался мне на глаза, оказался отчет Татьяны Воробьевой об их с мужем велопоходе вокруг Среднего и Рыбачьего в 2014 году и понял, что именно их маршрут я хочу повторить. Для меня их перегоны выглядели непосильными еще из Москвы, поэтому я планировал потратить на их маршрут больше времени. Но чудесным образом, пусть и уставший, каждый день я успевал приехать на очередное место ночевки ребят. А места ночевок оказывались все как на подбор замечательными, так что спасибо огромное ребятам за наводку.
В итоге я почти полностью повторил их маршрут за исключением некоторых оптимизаций на мой вкус и исправлений пары ошибок ребят. Ну и в конце я ночевал не на Среднем, а уже на перешейке между Средним и материком (о чем пожалел - место оказалось каменистым и ветренным). Также я не поехал по Немецкой дороге в конце, во-первых, из-за того что, я ее частично посмотрел в первый день похода из-за ошибки ориентирования, во-вторых, потому что думал, что в Печенге может понадобиться пропуск в погранзону, которого у меня не было. Как я понял потом, в погранзону по Немецкой дороге заезжать не приходится.
Считаю именно такое направление объезда полуостровов наилучшим, т.к. сложность нарастает к концу маршрута, когда ты уже психологически к этому готов. Да и рюкзак к тому времени становится полегче.
Как и у ребят, мои два дня по самой плохой дороге в юго-восточной части Рыбачьего оказались самыми богатыми на впечатления и позитивные эмоции. Конечно, во многом этому способствовала идеальная погода, которая установилсь к тому времени.
Цифры про маршрут решил для удобства свести в одну таблицу, чтобы не приходилось искать эту информацию по всему тексту, если она кому-то понадобится.

Одиночный поход на Рыбачий летом 2015 (Вело)

В первый день проехал лишних 11+19,2=30 км, 1+1,47=3 часа, 420 метров набора.

Про одиночество
Всегда думал, что такие поездки - это скучное занятие, потому что не с кем поделиться впечатлениями и обсудить происходящее. Удивительно, но я ни разу не подумал о том, что хорошо было бы, чтобы рядом был кто-то еще. Мне вполне хватало мыслей, которые то перетекают одна в другую, то зацикливаются, и мысленного общения с друзьями и близкими, для каждого из которых в моем сознании всегда найдется местечко))
В связи с одиночеством я не испытал никаких новых сильных эмоций. Я просто катался на велосипеде, мне просто было физически тяжело, я просто был один. Все эти чувства я так или иначе испытываю и в Москве, когда катаюсь на велосипеде, бегаю, просто живу.
Тем не менее, такой формат имел некоторые особенности.
Во-первых, пока была хорошая погода, я хотел побольше проехать, чтобы поменьше мучиться во время будущих дождей и ветров. В связи с этим мне лень было тратить время на посещение многих местных достопримечательностей. Я не подошел ни к одному бункеру, не съездил посмотреть на Двух Братьев, не пытался искать точки геокэшинга, не был слишком уж упорен в поисках наскальной живописи. Короче говоря, из-за того, что все время была хорошая погода, я только и делал, что ехал. Вообще-то памятники войны мне не очень-то интересны и из всего, что я пропустил, немного жалею лишь о наскальной живописи. Ну и к Двум Братьям можно было свернуть, хотя вряд ли они меня впечатлили бы. Таким образом, моя поездка получилась скорее спортивной, чем рекреационной.
Во-вторых, когда ты один, проблема скорее всего будет не в том, что вокруг “страшная и ужасная природа” и скука смертная, а в том, что в твоей голове могут обнаружиться какие-то навязчивые зацикленные мысли, с которых в городе ты можешь переключиться на общение с другими людьми. А тут ты от этих мыслей никуда не денешься. Но в моем случае если что-то такое и было, то быстро прошло.

Про велопоходы
Никому не рекомендую велопоходы. Особенно на Север. Особенно по дорогам, где ездят только джипы. Я хотел донести эту мысль до всех знакомых и незнакомых почти всю дорогу. Когда едешь по очень плохой дороге или тяжелому подъему, кажется, что никогда больше в велопоходы не пойдешь. Но стоит только начаться хорошей дороге, сразу все забываешь. А когда велопоход заканчивается и ты приезжаешь домой, тут же начинаешь думать, куда бы поехать в следующий раз.
Один мой друг - заядлый велосипедист - говорит, что в велосипедном спорте самый кайф - это подъемы. В этом и правда что-то есть. Например, во время велопохода на подъемах ты больше смотришь по сторонам и больше замечаешь. Едешь-то еле-еле, нет необходимости пристально следить за дорогой.
Очень большое значение имеет психологическое состояние. Много раз в этом походе я ехал, казалось, уже на пределе сил, но разные приятные неожиданности, как то выглянувшее солнце, впечатляющий вид, находка рогов, вновь наполняли меня энергией. Конечно, когда ты едешь с кем-то, возможность поддержать друг друга существенно отодвигает границы возможного.
Очень много зависит от опыта подобных путешествий. В некоторые сложные моменты в этой поездке мне придавали сил и уверенности в себе воспоминания об Исландии: о той самой погоде, о той самой ночевке и о той самой дороге вдоль ЛЭП.

Про еду
Брал с собой в качестве основной еды сублиматы от Гала-Гала. Не пожалел. Вполне годные у них всякие гречки с говядиной/курицей, супы, омлеты и каши. Понятия не имею, какой выигрыш в весе дают сублиматы, но у них есть два очевидных плюса:
-- они надежно упакованы и не боятся влаги и механических воздействий;
-- для приготовления достаточно залить их горячей водой (думаю, на крайний случай можно и холодной, но не пробовал)
То есть экономится топливо (а это дополнительный выигрыш в весе) и время. При этом на выходе получаешь вполне сносную еду, куда лучше всяких дошираков.

Меню дня (иногда было побольше)
Завтрак
Каша овсяная с ягодами (субл) - 2 пак по 40 гр (320 ккал)
Сыр (небольшой кусочек)
Сухарик + овсяная печенька (небольшие, потому печенька с сухариком)
Сладкий чай

Перекус
Сникерс (198 ккал)
Corny (194 ккал)
Чуток орехов
Иногда сладкий чай

Ужин
Гречка (субл) (150 ккал)
Сыр (небольшой кусочек)
Колбаса иногда
Сухарик + овсяная печенька
Сладкий чай

Посчитанное 860 ккал, но было чуть больше

Одиночный поход на Рыбачий летом 2015 (Вело)
Завтрак. Сыр в кадр не попал)

Несмотря на небольшое количество еды, чувством голода не мучился, от бессилия не падал. Но похудел на 4-5 кг за 7 дней, что для моей комплекции немало.

Про снаряжение
Тут хотел бы отметить несколько моментов.
1. Сначала я планировал брать с собой бумажные карты и иметь телефон на крайний случай, как навигатор. Но когда я понял, что вполне реально объехать Рыбачий по кругу, а на бумажных картах дорог в юго-восточной его части нет, понял, что не обойтись без навигатора. Основное преимущество навигатора - это его относительная энергонезависимость, т.к. он работает от батареек. Ну и конечно, поскольку он спроектирован для работы в полевых условиях, имеет много других преимуществ типа особой эргономики и влаго- и ударозащищенности. В итоге я ездил с навигатором Garmin Etrex 20 и остался им доволен.
2. Поскольку я собрался ехать один, а это было необычно не только для меня, но и для моих близких и друзей, ради пущего спокойствия я взял с собой SPOT Gen3. У нас в стране он не очень популярен, хотя может оказаться полезным во многих случаях. Благодаря Spot интересующиеся могут, сидя дома и попивая кофе, следить за вашим местоположением даже если у вас нет доступа к мобильной связи. Главное не залезать в пещеры, не нырять под воду и держать Spot включенным ;)
3. Все убирать в гермомешки. Важность этого я прочувствовал еще в Исландии. Некоторые обходятся пакетами для мусора, но с гермомешками надежнее и спокойнее. Можно хоть целиком искупать рюкзак в речке, которую переходишь вброд.
4. Купил себе куртку с виндстоппером. Все время в ней проездил и был доволен как слон. И правда держит несильный дождь, а от ветра спасает идеально и при этом в ней не ощущаешь себя как в полиэтилене.
5. Ездил с Jetboil Flash. Вещь удобная, но для такого применения смысла тратить столько денег нет. Разве только из эстетических соображений. Для самых эстетичных существует кофе-пресс для джета =))
6. Палатка Marmot Limelight 2P - очень приятная, отлично вентилируемая (порой чересчур), легкая, но занимает много места в сложенном состоянии для багажа одного человека. Тамбур маленький, но внутри вполне просторная. Для одного места предостаточно, для двоих с вещами может показаться тесноватой из-за маленького тамбура. У меня вариант с дополнительным дном, что оказалось очень удобной опцией. В числе прочего, благодаря дополнительному дну можно в дождь сначала поставить тент, а потом повесить внутреннюю палатку. В целом палаткой доволен.
7. Трекинговые ботинки или контакты? Хотя уже давно пора, я никак не перейду на контакты, так что для меня не стоял вопрос в чем ехать. Трекинговые ботинки с большой вероятностью сохранят ноги сухми, что для той погоды очень важно. Мокрая обувь при тех температурах и влажности ночью точно не сохнет. А влезать в мокрые ботинки утром… Этого мне хватило в Исландии (на крайний случай всегда есть опция “высуши ботикнки в спальнике за ночь”, правда я пока не пробовал). С другой стороны, колени не казенные и для езды по пересеченной метности в больших объемах контакты очень полезны. Короче говоря, для таких велопоходов надо покупать трекинговые ботинки с креплениями под контакты =)
8. Велорюкзак. Ездил с большими велоштанами и задумался о том, что все-таки надо в следующий раз постараться распределить вес вдоль велосипеда. Очень неудобно таскать велосипед со всем грузом на заднем багажнике.

Как это было
Каждый день на полуостровах проходил примерно одинаково. Я просыпался, мне было холодно. Продолжал спать до то того момента пока на улице не становилось теплее и было уже не так лениво вылезать из спальника. Одевался, шел за водой. Готовил завтрак в тамбуре палатки. Неспеша завтракал. Собирал рюкзак, крепил его на велосипед, включал навигатор и спот и ехал. Смотрел по сторонам, иногда фотографировал, думал о чем попало. Через каждые 3 часа или 20 км съедал сникерс или батончик мюсли. В совсем тяжелые моменты останавливался и пил сладкий чай с батончиком. В середине дневного перегона офигевал от того, что еще столько же ехать и думал, что это нереально. За пару-тройку часов до заката думал, может сегодня не гнаться за треком и встать на ночевку пораньше. Думал, заеду вот на тот холм/доеду до речки/ озера и там буду искать место для ночевки. Потом был следующий холм/../.. Потом оставалось пару километров, которые я точно успевал доехать до заката. Закат, конечно, там условный был, темнело медленно. Приезжал на место ночевки ребят, понимал, что лучшего места до сих пор не встречал и хорошо, что доехал. С чувством, будто я доехал до дома, неторопясь разбирал рюкзак, переодевался в бивачную одежду, выключал спот и навигатор, готовил ужин, ел, ложился спать.

Одиночный поход на Рыбачий летом 2015 (Вело)
Дом родной

Одиночный поход на Рыбачий летом 2015 (Вело)
Селфи на перекусе

Что встречается по пути следования на полуостровах, отлично описано в отчете Татьяны. Так что я не буду подробно описывать, что я видел каждый день, а просто расскажу несколько запомнившихся мне моментов.

Про ошибки
Вышел я довольный из маршрутки в Титовке, собрал неспеша велосипед, прикрепил на него рюкзак и пошел осматривать ‘random place’ Титовка. Зашел в кафе, съел булочку с чаем. Мммм...какие же вкусные там были булочки с творогом… Сходил в музей. Съел еще булочку с чаем. Ну все, вроде настроился… Поехали… Как только сел на велосипед, все волнения исчезли и мир стал совсем дружелюбным и мягким. Отличная дорога, прелестные виды, солнце проглядывает. Но где же съезд с трассы на Рыбачий? Вроде должен быть где-то рядом с Титовкой. Через 6 км понял, что еду не в ту сторону. Ехал по треку, но по той части, где ребята возвращались из Печенги. Ну не беда! Сегодня же первый день, главная задача - добраться до Титовки, - уже выполнена, я один и ни перед кем краснеть за свою ошибку не надо. Подумаешь, 6 км по шоссе. Вернулся в Титовку почти мгновенно, быстро нашел съезд на Рыбачий и, наученный ошибкой, начал внимательно следить за картой.
Вот сейчас доеду до перевала через Муста-Тунтури и там на Среднем развилка и поворот налево. Красивые виды, отличная грунтовка. Через некоторое время начались посильные подъемы. Энергии полно, вспоминаю слова Паши про то, что подъемы в велосипедном спорте - это самый кайф. Вскоре трек раздваивается и я еду налево. Дорога становится еще лучше и еще живописнее. По-прежнему забирается в гору. Странно, вроде после поворота на Среднем должна быть равнина… Ну я не очень тщательно изучал карту, у меня же есть трек. Наверное, гористая местность еще продолжается на Среднем. А дорога-то отличная. Я читал восторженные отзывы о качестве Немецкой дороги. Если на Среднем такая дорога, что же на Немецкой дороге? Еду, восхищаюсь видами, частично попадаю в облако. Выезжаю на перевал. Восторг! Красота неописуемая. Ощущение нереальности усугубляется тем, что несмотря на высоту, вокруг абсолютный штиль. Минут 10 постоял, порассматривал в бинокль окрестности и помчал вниз. Помню, что вскоре после поворота на Среднем налево ребята останавливались на ночевку, а я все еду и еду. В какой-то момент отдаляю карту, чтобы найти место ночевки, и… Оказывается я второй раз за день наступил на те же грабли. Я не доехал до Среднего и свернул на Немецкую дорогу. И проехал по ней в сумме лишних 18 км. И набрал лишних 420 метров. И потерял 3 часа. Но я один, поэтому всего минуту ругаюсь на себя и спокойно еду в обратную сторону. Ну а что переживать. В конце концов, посмотрел знаменитую Немецкую дорогу. Это же замечательно, я ведь не собирался заезжать на нее на обратном пути в отличие от ребят.

Одиночный поход на Рыбачий летом 2015 (Вело)
Один из шикарных видов с Немецкой дороги

Больше в этой поездке ошибок ориентирования не было, да и особенно поводов для них не находилось. Кое-где я даже выбирал вариант дороги лучше, чем у ребят.
В очередной раз убедился, что наличие навигатора расслабляет, а это благотворная почва для нелепейших ошибок в ориентировании. Все-таки надо учиться работать с навигатором - стиль его использования отличается от стиля работы с картой и требует пусть и небольшой, но практики.

Про военных
Военных я там встречал столько же, сколько и гражданских, а то и больше.

Эпизод первый
Утро второго дня. Я только выехал, причем теперь в правильную сторону. Походный процесс вошел в нужное русло. Но не тут-то было! Неожиданно навстречу мне из-за поворота вырулил БТР и остановился рядом.
Военный: “Туда нельзя, там сейчас будут стрельбы” (а, так это тот самый полигон на Среднем, про который я читал. Вот мне “повезло”...)
Я: “А что, я не успею проехать?”
Военный (посмотрев на часы): “Нет”
Я: “А может можно это как-то объехать?”
Военный: “Нет”
Я: “И до скольки это будет происходить?”
Военный: “До 7 часов”

БЛИН! До 7 часов! Это мне целый день терять или менять маршрут и объезжать Средний по другой стороне. И какой вариант лучше? Оба не нравятся.
Пока я так думал, БТР уехал дальше. Значит слова военного имели скорее информационный характер, чем директивный. Значит можно попробовать доехать до тех военных, которые уже не пустят меня дальше и либо остановиться на дневку неподалеку от них, либо узнать возможные пути объезда. Да и вообще, парень, который сказал мне, что я не успею проскочить говорил это не очень уверенно. Значит надо пробовать!
Следующие несколько километров я останавливался на каждом пригорке, рассматривал в бинокль окрестности в поисках военных, вслушивался, не догоняет ли меня кто-то сзади, не едет ли навстречу. Старался ехать побыстрее, чтобы в тот момент, когда меня остановят, мне былиже было бы проехать район стрельб вперед, чем возвращаться назад. В какой-то момент услышал шум двигателей со стороны моря, ниже меня по склону. Подумал, что почти проскочил. Но в тот же момент понял, что цели танков должны находиться где-то на склоне. Сначала напрягся, но потом решил, что пока не вижу воронок на дороге, все в порядке. Едем дальше...
До сих пор ехал среди кустарника в человеческий рост и вдруг выехал на открытую местность. Ну все, теперь меня заметят и погонят обратно. Впереди на холме рядом с дорогой увидел военных - там у них то ли наблюдательно-командный пункт, то ли просто пост охраны. От группы военных отделился кто-то и побежал мне наперез. Что же будет???
Но запыхавшийся солдат лишь сказал мне, что сейчас начнутся стрельбы и мне надо покинуть квадрат либо назад, либо вперед. Не веря своей удаче уточнил, действительно ли я могу проехать дальше? Можно! Отлично! День уже удался!
Почти сразу мне вдогонку выехал БТР и оставил пост из двух солдат, чтобы не пускать никого оттуда, куда я уехал. Повезло так повезло...

Эпизод второй
Первая половина четвертого дня. Цып-Наволок. Выехав к долине реки Аникиева, увидел на противоположном склоне какое-то движение. Посмотрел в бинокль - стоит военный лагерь, а на моем предполагаемом пути установлен шлагбаум и какие-то запрещающие знаки. Ну а что делать - надо пробовать проехать дальше, возвращаться уже слишком далеко, а объездов по дорогам тут не найдется. Перешел реку и, не доезжая до шлагбаума, в раздумьях простоял несколько минут у знака “Проезд только для транспорта МО”. И спросить не у кого, что мне с этим делать… Но на моей стороне наивность и праведный гнев =)) На схеме заповедника ничего не написано про то, что здесь нельзя ездить! Озираясь по сторонам, потихоньку поехал в сторону шлагбаума.
Там картина маслом: на камне, подперев голову, боком ко мне сидит солдат с автоматом в руках. То ли дремлет, то ли копается в мобильном телефоне. Меня не замечает. Загодя, слез с велосипеда и потихоньку окликнул его. Солдат встрепенулся. Говорит, нельзя здесь ехать. Я возмущаюсь. Он зовет своего командира. Командир говорит, будто немного извиняясь, что здесь нельзя проехать. Мирно договариваемся, что я обойду вокруг.
Когда уже обошел территорию лагеря и поехал по дороге от него, сзади раздался крик “Остановитесь!”, а потом топот и сопенье. “Вы как здесь оказались?” “Обошел ваш лагерь кругом” “То есть вы не через территорию прошли” “Нет, меня там не пустили” “Хорошо”. Странный и забавный диалог.

А еще я видел много военных грузовиков, водители которых, в отличие от джипперов, не здоровались со мной и возможно даже смотрели недружелюбно. Мне всегда казалось, что военные думают, мол, че он здесь забыл. Служить в том климате, наверное, тяжко.
В Мотовском заливе видел подводные лодки. Две сразу.

Одиночный поход на Рыбачий летом 2015 (Вело)
Вторая подлодлодка была далековато

Про природу
Стадо оленей увидел первый раз неподалеку от Вайда-губы. Потом видел их почти каждый день до реки Эйна и один раз даже смог подойти метров на 100 и порассматривать их в бинокль. Но в целом они очень пугливые и убегают сразу. Тем не менее, когда мы с ними смотрели друг на друга, я понимал, что при желании они могут сделать из меня котлету и от этого мне было не очень уютно. =)

Одиночный поход на Рыбачий летом 2015 (Вело)
Подобрался с подветренной стороны

Самих оленей рассмотреть ближе не удалось, но зато я нашел рога! Мечтал об этом и был счастлив, когда так повезло.

Одиночный поход на Рыбачий летом 2015 (Вело)
Любимая фотография из этой поездки.
Нашел несколько рогов и самый красивый привез домой.

Один раз метрах в 50 на дороге передо мной кувыркались два очень красивых лисенка. Но я успел только рассмотреть их в бинокль - они быстро меня заметили и убежали за ближайший пригорок. Я поднялся на него и еще раз успел увидеть в бинокль, как лисята настороженно смотрят на меня.
А еще там бегали толпами, как я их называл поначалу, мышки. Потом оказалось, что это те самые миллионы леммингов, которые не могут ошибаться))
Как я уже писал, я проезжал мимо почти все достопримечательности про которые читал при подготовке. Но было одно место, куда я очень хотел попасть. М. Орешета в своей книге описывал живописный ручей, который выше по течению от дороги имеет водопад и красивый каньон. Нашел я тот ручей и пошел вверх по течению. Камни скользкие, пробирался еле-еле. Но оно того стоило! В какой-то момент пологие берега резко превращаются в каньон с высокими отвесными стенами. В том месте я разулся и попробовал идти дальше по руслу ручья. Глубина увеличивалась, стала выше колена и я начал пробираться по уступам на стенке. Уступы были скользкими, но я шел босиком, поэтому было вполне удобно. Если бы знал, что там будет, взял бы сразу сандали и снял бы штаны, чтобы удобно было идти по воде. В какой-то момент мне надоело траверсировать стенку каньона, поэтому я не дошел до водопада. И тем не менее я получил те впечатления, за которыми шел! Это было, наверное, самое живописное место за всю поездку.

Одиночный поход на Рыбачий летом 2015 (Вело)
Каньон. Ощущение, что ты оказался где-то на юге.

Грибов и ягод там растет невообразимое количество. По большей части из ягод встречается водяника - ей устлана вся земля. Еще часто встречаются какие-то красные ягоды, но это не брусника. Голубика попадается реже, но помногу. Надеялся поесть морошки, но у дороги она мне почти не встречалась.

Одиночный поход на Рыбачий летом 2015 (Вело)
А так растут грибы. Есть пара поближе, пара подальше справа.
Кое-где за грибами можно ходить с косой.

Про броды
Броды - это дикий фан! Ты подъезжаешь к очередному ручью и пытаешься понять, можно ли переехать его с ходу. Если просматривается линия проезда, ручей не очень глубокий и камни на дне не очень крупные и не очень мелко-рыхлые, едешь вперед. А там уже как повезет. Главное ни при каких обстоятельствах не переставать крутить педали и покрепче держать руль. Иногда заднее колесо пробуксовывает, иногда большие камни меняют направление движения. Порой ты так едешь и тебя разворачивает по течению или против течения. Главное продолжать крутить педали и стремиться к противоположному берегу. Иногда ты совсем останавливаешься, но и в этом случае нельзя терять надежду выйти сухим из воды. Когда все заканчивается, испытываешь огромное удовлетворение. =))
Есть, конечно, более скучные броды, которые можно обойти по камушкам. Есть и совсем скучные броды, которые приходится переходить по воде пешком. В этой поездке разувался перед бродом только один раз.

Про людей
От Титовки до Титовки людей, проезжающих навстречу, встречал, но пообщаться случилось только с военными из-за необходимости.
Велосипедистов встретил только на въеде на перевал через Муста-Тунтури. Мне навстречу проехала огромная группа велосипедистов из Ярославля. Они растянулись по дороге и их было до того много, что под конец мне уже было смешно с ними здороваться (может кто-то поймет, о чем я =) ).
На обратном пути в Титовке я встретил ребят, которые собирались объехать Рыбачий в противоположном направлении. Интересно было бы узнать, как у них все прошло. С погодой им по идее очень повезло.
По дороге в Мурманск произошла самая интересная встреча - я познакомился с канадкой, которая ехала на велосипеде из Питера через Мурманск в Киркенес, в Норвегию собиралась потусить с друзьями и дальше в путешествие по Польше. В момент встречи до Питера было 1368 км, чтоб вы понимали. Путешествует она по всей Европе, останавливается в отелях. В день проезжает на своем обычном дорожном велосипеде не в контактах 150-170 км. Если посещает достопримечательности по 80-100. Вот такая незатейливая путешественница. Ездит одна и говорит, что это лучший способ для путешествий. Когда видишь таких людей (а я потом почитал про других подобных путешественников), твои представления о границах возможного (доступного?) для среднестатистического человека ооочень сильно расширяются.

Заключение
Там не было никакой романтики, получилось все как-то буднично.
В отличие от Исландии, которая, без прикрас, великолепна в любую погоду, там хоть и красиво, но нет таких сногсшибательных видов. Тем не менее в природе Севера есть что-то такое, что не бросается в глаза, но западает в душу и туда хочется возвращаться еще и еще. Она спокойна, грациозна, в меру красочна и разнообразна. В хорошую погоду мне там очень нравится находиться.
Первые дни я крутил педали и все думал, зачем же я туда поехал, причем один. Но в итоге съездил на неделю, а впечатлений осталось как за месяц. Эта поездка определенно прошла не зря! Теперь она в топ-5 моих лучших отпусков за все времена.
Удовольствие “здесь и сейчас” в первые 4 дня поездки я испытывал только в отдельные моменты, а в 3 завершающих дня постоянно от хорошей погоды и приближения окончания похода. Все же на Рыбачий я бы рекомендовал ездить только в хорошую погоду (хотя бы без дождей).
Самым сильным чувством в этой поездке стало удовлетворение от успешного воплощения в жизнь таких необычных для меня планов. Но это накатило уже в поезде.
Когда поднимал велосипед на багажную полку, пожилая женщина-попутчица с оттенком брезгливости на лице спросила меня: “Турист?” “Турист”, - с подтекстом “Ну и че?” ответил я. “Я и сам знаю, что от меня неприятно пахнет, ща будем с этим бороться”, - это я уже подумал. Благо я предусмотрительно оставил полный комплект чистой одежды для поезда.
Такой мелочной показалась эта брезгливость по сравнению с теми ощущениями и эмоциями, что наполняли меня всю прошедшую неделю… Наверное она всю жизнь отгораживалась от природы стенкой комфорта и контроля.

Я получил очень ценный опыт, потому что впервые полностью сам готовился к такой поездке. В следующих походах я хотел бы ездить более размеренно, сам планировать маршрут, больше внимания уделять походному быту. Также хотелось бы более вдумчиво подойти к подбору снаряжения и постараться существенно облегчить рюкзак, чтобы иметь бОльшую свободу передвижения.
Мне понравилось ездить одному. Но это не тот самый формат, в котором я хотел бы ездить всегда. Просто иногда хотел бы делать такие вылазки для того, чтобы ничто не отгораживало тебя от самого себя и природы.

78


Комментарии:
4
Очень занимательно. Спасибо, прочитал с интересом. "решил, что пока не вижу воронок на дороге, все в порядке" учебные танковые стрельбы ведутся или болванками или из мелкокалиберного вкладного ствола, больших воронок не будет. Конечно лучше не рисковать, и за 10км может случайно прилететь. Да и солдатик может опытный попасться, за Вас ему отпуск светит или значок.

1
Спасибо за объяснение! Я вот только не понял, что значит "Да и солдатик может опытный попасться, за Вас ему отпуск светит или значок."
Там рельеф такой, что за 10 км не прилетит - полигон в низине у моря, вся окружающая местность намного выше и поэтому безопасна. Они только перекрывают дорогу по верху этого участка.

4
Отпуск или значок дают за пойманного нарушителя, причем и за живого и за мертвого. Если солдат часовой на посту, (ваш наверное был просто дежурный по шлагбауму) и Вы оказались на территории поста, у него есть право пальнуть сначала в воздух, потом в Вас. А танки стреляют и по баллистической траектории, холмы не защитят. Зная это, на вашем месте, я наверное то же бы попробовал "просочится" только бы боялся сильнее.

0
спасибо за отчет! Очень круто!

1
Хороший велопоход по хорошим местам! Нет желания пешком пройти там же?
В Рыбачий и Средний влюбился с июня 2014. Надо повторить)

0
Да, хотелось бы погулять там пешком, особенно после прочтения книги Орешеты "Осиротевшие берега". Но я пешком толком не ходил и меня в таком формате смущают существенно меньшие дневные переходы.

0
Именно эта (замечательная) книга и вдохновила или были другие мотивы?


2
Район все же под вел заточен, так приятно мимо утонувших джиперов проезжать)


0
Есть желание пройти пешком! Пробовала на велосипеде, но поняла, что красоту так не разглядишь! Прекрасные места.

0
А рога кому привез?

0
Один рог себе на память

0
Спасибо за отчет! Ездила тоже летом 2015 года, но только в июле. Правильно описаны ошибки, а это главное, большую роль и вес играет и его распределение. В таком походе забудьте про гречку, рис и макароны, только сублиматы! Ну конечно кофе и сгущенку никто не отменял,а главное помните, везти это все вам=)
Есть ли уже планы на будущее лето?

0
пока ничего, что можно было бы назвать планами))

0
Как было с комарами и другой кровососущей нечистью?

0
Идеально) Совсем не было

0
Поездка была бы в два раза интереснее, если перед ней почитать мемуары участников ВОВ в тех местах!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru