Пишет Георгий Сальников, 09.01.2016 21:20

Пик Блока в Туркестанском хребте широко известен в узких кругах альпинистов технического направления. Описаны масса маршрутов на него с западной, северо-западной и юго-западной стороны, т.е. со стороны Ляйляка. Однако, этот пик окружен монументальными стенами и со всех остальных сторон. И на этих, других стенах, похоже, конь не валялся. Любой маршрут, скажем, по южной стене Блока, скорее всего, будет первопроходом. Кроме того, этот скалистый хребет пиком Блока не заканчивается. Восточнее примыкают еще несколько вершин, хотя и пониже, но тоже с красивыми гранитными стенами.

Профиль южной стены пика Блока. Вероятно, нехоженой.
Туркестанский хребет между Каравшином и Ляйляком. Перевал Тро-Блок и нехоженые стены вокруг него. (Горный туризм, горный туризм, новосибирск, киргизия, баткен, матча, пик блока, турклуб нгу)
Зайдя сюда в начале сентября 2015 г., мы обошли и обсмотрели пик Блока со всех четырех сторон. Под катом краткое описание этой части нашего маршрута с фотографиями различных ракурсов стен, под которыми мы ходили, а также 5-минутное видео, иллюстрирующее прохождение находящегося там же простого, но забавного перевала Тро-Блок.

Туристы посещают этот район достаточно редко. В этом же году здесь побывала также группа москвичей под рук. Ильи Михалева. У него наверняка есть и еще материалы, которыми можно было бы дополнить тему.

"Ташкентская" схема местности между Каравшином и Ак-Мечетью. Пронумерованные перевалы: 1.8.2 - Кошмойнок, 1.8.4 - Карасу, 1.9.1 - Москальцова, 1.9.2 - Актюбек; вершина 5229 - пик Блока.

Гуглоснимок окрестностей пика Блока. Флажками помечены некоторые GPS-точки, имена которых упоминаются ниже по тексту.

Далее по ходу описания все "лево" и "право", если не указано другое, считаются орографически. Время местное (UTC+6). Светлое время суток в начале сентября 6:00 - 19:30. Средняя продолжительность одной "ходки" 40 минут. Условная длина веревки 50м, включая запас на необходимые узлы и следование перегибам склона.

2 сентября: Каравшин - пер. Карасу + Кошмойнок - Орточашма. Весь путь идет по скотогонной тропе.

7:15 - выход с Каравшинской поляны. Через 5 с половиной ходок, в 11:20 поднялись на пер. Карасу (1А, 3720). На седловине пробыли около 10 минут: тут не жарко. Координаты западной седловины Карасу: N39o39'44.879, O70o14'56.920, H3683. За полчаса, к 12:00 вприпрыжку сбежали вниз к ручью Кошмойнок - обедать. Координаты летовки на Кошмойноке, где мы обедали: N39o39'44.467, O70o14'06.376, H3120.

Вид с перевала Карасу

Надо сказать, с Каравшина, бросив 9 щенков, за группой увязалась местная пастушья собака. Эта собака, назовем ее условно Жучкой, впоследствии сыграла свою роль в (не)прохождении маршрута...

В 14:00 вышли с обеда и через 25 минут поднялись на пер. Кошмойнок (нк, 3260). Провели на седловине 15 минут, затем за 10 минут сбежали вниз до условно горизонтального участка тропы. Через полторы ходки, к 16:00 пришли на поляну у моста через Орточашму. По времени можно было бы пройти и дальше, но погода сильно испортилась: все вокруг заволокло туманом, задул очень сильный ветер со стороны хребта. Остановились на ночевку здесь. Стоянки на Орточашме очень удобные. Координаты стоянок: N39o39'21.419, O70o11'55.480, H2811, моста через Орточашму: N39o39'25.201, O70o11'58.710, H2796.

Сюда же, на Орточашму, можно прийти и из Озгерюша двумя путями, оба по скотогонным тропам. Один вариант - через перевалы Бульджума - Акташ - Джагачи, это один из стандартных заходов на Каравшин, Орточашма находится примерно на полпути чуть ближе к Каравшину. Другой вариант - из долины Аксу (Ляйлякской) через перевал Актюбек, этот перевал на полкилометра выше, зато достаточно пересечь один перевал вместо трех. Актюбек приводит к слиянию истоков Орточашмы - Актюбека и Дукенека. Если надо на Дукенек, то оттуда можно сразу уходить наверх, там есть мосты через оба притока. Кстати, сама речка Актюбек течет не из того цирка, где находится одноименный перевал, а с ледника из-под северо-восточной стены пика Блока, перевалов Блока и Москальцова. Путь в этот цирк преграждает труднопроходимый водопад, так что местные чабаны туда не ходят.

Верховья Орточашмы

3 сентября: Вверх по Орточашме и Дукенеку в цирк пер. Тро-Блок. Большая часть пути по скотогонной тропе.

6:50 - выход с места ночевки. Погода нестабильная, если не сказать большего. Сильный ветер. За 2 ходки (переходить речку не надо, тропа идет по правому берегу) дошли до слияния Актюбека и Дукенека, дающих Орточашму. Нам нужен правый приток - Дукенек. Поблизости от слияния Дукенек прорывается через каньон. Здесь тропа переходит по мосту на левый берег Дукенека и довольно круто набирает высоту в обход каньона. Кстати, здесь же, на слиянии перед горой, и через Актюбек тоже есть мост. Если идти на Орточашму через пер. Актюбек, то попадешь прямо сюда.

Еще за одну ходку мы поднялись на лесистый бугор и снова вышли к реке, уже выше каньона. Дальше на правом берегу широкая терраса, а на левом - прижим. Тропа переходит на правый берег по толстому бревну, пройти по бревну в такой сильный ветер оказывается непросто: сдувает. Еще ходку идем по правой террасе Дукенека, здесь хорошая тропа, пасутся коровы. Поворот в цирк, ведущий к перевалу Тро-Блок, сразу после окончания прижима, здесь также есть мостик на левый берег. Этот поворот важно не пропустить: главная тропа продолжается дальше до самого ледника. На том берегу в 11:00 мы остановились на обед. Однако климат здесь какой-то мерзко континентальный, так что долго мы не рассиживались.

В 12:30 двинулись дальше и вскоре повернули от реки по ходу направо в цирк. Поднимались по левому распадку, травянистый склон, местами курумник. В 13:30 поднялись на первый бугор. Было непонятно, какова ситуация со стоянками наверху. Руководитель с активным участником отправились в глубокую разведку на второй бугор, вернулись через 2 часа. Выяснилось, что ночевать можно и там, есть даже маленькое теплое озеро, но не очень близко. А главное, и так плохая погода еще больше испортилась, задул штормовой ветер, ночевать здесь, на первом бугре на травке показалось явно комфортнее. Так и сделали. Координаты ночевки (GPS:N19): N39o35'20.999, O70o09'32.893, H3619.

4 сентября: перевал Тро-Блок (туда). Высота 4650, по классификатору 1Б*, по факту куда как интереснее. Но об этом впереди...

6:40 - выход с места ночевки. Подниматься на второй бугор лучше всего не по левому распадку (как показала вчерашняя разведка, там неудобный очень крупный курум), а прямо посередине. Поднявшись на бугор, можно снова взять чуть правее по ходу, здесь удобно идти по гребню старой морены. Через 2 ходки мы пришли на то самое озеро, до которого не дошли вчера. Готовых площадок на озере нет, но их легко выровнять на мелком отсевчике. Координаты теплого озера (GPS:Lake): N39o35'10.275, O70o08'44.692, H4008. Отсюда становятся видны стены гранитного барьера, идущего на запад до самых вершин Блока и Аксу. Скорее всего, ни на одной из вершин этого барьера никто не был, и как они называются, мы не знаем. Здесь и далее название "Предблочье" - условное, придуманное нами исключительно для удобства описания.

Стены восточной оконечности массива пика Блока. На переднем плане теплое озеро.

Виды с подходов по рандклюфту ледника

За следующие 3 ходки мы подошли под перевал. Идти удобнее всего по левому рандклюфту; упершись в склон перевала Блока (2А) повернуть вдоль него налево по ходу. И только в самый последний момент, когда по рандклюфту идти становится вовсе неудобно, приходится забраться на ледник. Место выхода на ледник с морен (GPS:Glet): N39o35'25.058, O70o08'11.362, H4153. Гранитные стены здесь совсем близко.

От поворота ледника становится виден глубокий провал между двумя гранитными массивами, нам туда

Стена Предблочья

В 11:40 мы остановились на обед под самым перевальным взлетом Тро-Блока (GPS:D20) (N39o35'14.157, O70o07'30.636, с высотой наш GPS модели "IvanSusanin" здесь наглючил, видимо, высокие стены закрыли ему спутниковый горизонт). Перевал смотрелся отсюда очень прикольно, и очень мало походил на 1Б (на вид 60-градусная скальная стенка высотой метров 30-40, залитая натечным льдом). Красота! Но весь прикол в том, что настоящую седловину, как оказалось, даже отсюда все еще не видно. Впрочем, об этом впереди...

Перевал Тро-Блок

Перильные веревки: красная линия - подъем на перевал, зеленая - спуск. Синяя и желтая линии - идутся без страховки.

В 13:40 мы полезли на перевал. Подниматься стали справа налево (по ходу) с тем чтобы под самое скалье подойти по снегу. Под скалы (это половина взлета) удалось подойти пешком. И только оттуда стало видна истинная седловина - узкая щелюга между монументальных гранитных скал - еще левее. До перемычки нам хватило одной веревки-полтинника: полверевки - траверс по льду под седловину (бурились часто, чтобы потом быстрее проходить с рюкзаками, и меньше был бы маятник замыкающему), и оттуда полверевки по густо залитым льдом скалам прямо вверх. Сверху со скал в нескольких местах свисают старые железные тросы, местами глубоко вмерзшие в лед. Они особо не помогают, хотя кое-где за них можно страховаться.

Траверс к седловине на фоне стены Предблочья

Вы только посмотрите, какая красота! И покажите пальцем, какое место здесь похоже на 1Б?

Подъем в щель седловины Тро-Блока. Сквозь провал видно подножие восточной стены пика Блока.

Залезли оперативно, в 15:00 были уже на седловине. Хотя известно, что перевал этот раньше пару раз ходили, но тура здесь не было. Мы построили свой. Координаты перевала (GPS:N21): N39o35'11.645, O70o07'31.448, высота около 4650. Жучка не смогла взгромоздиться на эту эксклюзивную единичку-Б и осталась на той стороне. Мы втайне надеялись, что, потеряв нас из виду, многодетная мать пойдет назад к своим щенятам.

С подъема и с седловины перевала монументально смотрится восточная стена пика Блока

Сразу за перемычкой всю перспективу загораживает ледовый пупырь. Если спускаться с перевала в долину Тро, правого притока Зеравшана, то надо пройти налево, между южной стеной Предблочья и этим пупырем, и дальше вниз по леднику. Мы же после небольшой разведки отправились в противоположную сторону: направо и чуть вверх вдоль длинной южной стены пика Блока. Там мы вышли на ледник и поднялись по нему в самый верх цирка, где и заночевали. Координаты ночевки (GPS:N20): N39o35'05.697, O70o06'31.344, высота под 4700.

Характерные развлечения при прохождении единички-Б Тро-Блок иллюстрирует 5-минутный видеоролик:

Подъем от перевала Тро-Блок в южный цирк пика Блока

Вид из южного цирка. Слева подножие южной стены пика Блока.

Южная стена пика Блока, восточная часть

Южная стена пика Блока, центральная часть

Южная стена пика Блока, западная часть

Южный цирк. Справа пик Блока, южная стена в профиль.

Пройти на этот ледник вообще без каких-либо перевалов, очевидно, можно со стороны Таджикистана по реке Зеравшан и далее по реке Тро.

События следующего дня имеют мало отношения к заявленной теме. Но поскольку из песни слова не выкинешь, придется упомянуть и об этом...

5 сентября: сусанинские упражнения и поворот кругом. Мы решили немного поразвлекаться, а именно, посмотреть, нельзя ли пройти отсюда в сторону долины Аксу (Ляйлякской). Впереди в скальном отроге, идущем от вершины пика Блока на юг, виден глубокий провал. Что на той стороне, нам не было известно, хотя чутье подсказывало, что там должна быть засада. Мы решили сделать туда налегке разведку, провесить перила, а дальше по обстановке. На вид до перемычки могло бы хватить двух веревок, причем со стороны стенка не казалась таким уж трудным препятствием.

Через это игольное ушко мы пробовали пролезть

В 7:30 трое непуганых идиотов (в том числе незадачливый руковод) набрали мешок снаряжа и отправились изображать отважных разведчиков. Поскольку я (тот самый горе-руковод) осознаю личную ответственность за последующий пшик, рассказывать об этом эпизоде буду от первого лица, согласно собственным ощущениям.

На самом деле не сказать наверное, что стенка была уж прям такой трудной. Правильнее сказать: рельеф был сильно непривычный.

Поясняю. Мы, горные туристы, гладких вертикальных стен не понимаем. Нам лучше подавай скальный склон с хорошими ступеньками для ног и дверными ручками для рук крутизной градусов 40. Мы потом будем рассказывать, что было 80, ни ногу, ни руку поставить вообще некуда, а придерживаться якобы можно было исключительно зубами за воздух. Никто так правдоподобно не врет, как охотник на охоте, рыбак на рыбалке, грибник в лесу, а горный турист после похода...

Стенка была красивая. Гранит белый с пупырышками, идеальный, прям как будто на станции метро в Москве, ну или в Ильменском минералогическом музее. Ажно поцарапать боязно...

Крутизна как раз такая, что все неровности и так не слишком богатого рельефа забиты снегом от предшествовавшего двухнедельного снегопада. Лезть пришлось в кошках. Первые несколько метров казалось легко. Потом как-то быстро стало понятно, что тут по-взрослому... то ли падать страшно, то ли еще что не слава богу...

Щелей, куда закладываться, было на любой вкус. То есть со страховкой проблем не было. Собственно, и все. На всем протяжении не попалось ни одной полочки, куда можно было бы поставить больше, чем одну ногу. Удобных верхних хваталок мало. В основном широко расположенные боковые захваты, а также нижние, в щелях. Слава богу, хоть у меня руки не мерзлячие, в забитые снегом щели пальцы совать. В каком-то месте я попал во внутренний угол с гладкими стенками. В скальниках тут было бы, наверное, без проблем, а в кошках как-то совсем не фонтан. Тут я обратил внимание на узенькую щелочку на левой стенке и вспомнил, что у меня в ридикюле за плечами есть фифы. По этой щелочке я прошел вверх на фифах где-то 4 или 5 пролетов крюколесенок. Дальше снова лазанием. Потом у меня внезапно кончились карабины (?!) Раньше, чем кончились 50м веревки. Пришлось делать станцию. Подходящего надежного уступа, чтобы завязать петлю, не оказалось, станция получилась на паре крючьев. Станция была стоячая наполовину, в том смысле, что прямо стоять было можно, но только на одной ноге. Как-то неуютно... Короче, к прохождению этого безобразия я оказался морально не готов. Недооценил его. Настолько, что даже забыл, что неплохо было бы иногда фотографировать...

Следующая веревка прошлась, хоть местами и витиевато, но целиком свободным лазанием. Я тут не буду спекулировать, сколько там в точности было градусов, какой рельеф и т. п. Скажу так. Мы не пользовались оттяжками, и встегивали веревку через один карабин прямо в крюк или закладку. Но даже после установки 7-8 промежуточных точек веревка по-прежнему легко через них продергивалась. То есть не слишком расчлененный был рельеф. Станция опять получилась только на крючьях, в неудобном углу с небольшим пузатым откидом.

Отсюда до "седловины" осталось близко, не больше полверевки. Перед самой перемычкой опять маленькая гладкая стенка, 2 "шага" на фифах. Я так и оставил эти фифы там торчать, снял потом на спуске.

Из стенки торчат незаметенные следы преступления

Сказать, что седловина была "нож" - значит, не сказать ничего. Это больше всего напоминало раскрытые ножницы, между которых зажат такой округлый гранитный камешек где-то метр в поперечнике. На ту сторону - примерно такой же обрыв, как и с нашей стороны. Дюльферять в эти тартарары как-то совсем не тянуло. Ну и делать там, как оказалось, тоже нечего - "перевал" ведет в соседний цирк того же Тро. Но раз уж залез, то сфотографировать оттуда редкий ракурс на Аксу и Адмиралтеец сам бог велел!

Аксу Главная, Северная, Адмиралтеец, вид с южной перемычки Блока

Я подождал, пока Семен принесет снизу расходняк. На саму "седловину" он даже не стал подниматься, верхом на этих ножницах вдвоем мы все равно бы не поместились. О том, чтобы сложить тур, и речь не шла. Немножко подергав за заклиненный в "ножницах" камень, я завязал петлю за него. Тут как-то и выбора особо не было. Назад сдюльферяли по пути подъема. Не вышел каменный цветок... Хотя, может быть, нам просто не давала покоя наша Жучка, так и чудилось, как жалобно она воет по ту сторону перевала, наверное, нам не терпелось к ней вернуться...

В 15:00 спустились к палатке. Прямо скажем, долго ходили. Хочется думать, с непривычки. Просто не были готовы к такому. Думаю, во второй раз то же самое получилось бы существенно лучше. Если бы только еще было зачем-нибудь надо туда снова лезть...

После обеда, в 16:15 сходили на снежный "перевальчик" по соседству посмотреть, далеко ли обходить этот отрог Блока. Таки далеко оказалось. Пришлось бы спускаться ниже конца ледника, до самой реки, и потом подниматься вверх в следующий цирк. Сделать это мы по-любому не успевали.

Время 17:30, 2 часа до темноты. Расклад у нас такой. Чтобы не опоздать на самолет, послезавтра вечером мы должны очутиться в кишлаке, в Озгерюше. Вроде не так уж до туда и далеко, но нас от кишлака отделяют 3 категорийных перевала. Есть о чем призадуматься...

Первый перевал из трех решаем пройти немедленно, тот же Тро-Блок, только теперь на спуск. Наш же вчерашний тур не трогали. Веревку кинули прямо вниз, до бергшрунда хватило, дальше пешком. В 19:00 спустились на ровное место, заночевали (GPS:N21) (N39o35'15.022, O70o07'31.596, высота глючная). Оказалось, несостоявшаяся мать 9 щенков никуда не ушла, а терпеливо дожидалась нас здесь, в снегах.

Краткое описание нашего двухдневного выбега в населенку мы также даем, поскольку этот путь в принципе тоже может использоваться для подхода к восточным и южным циркам пика Блока со стороны Ак-Мечети.

6 сентября: сегодня надо пройти еще 2 перевала. В 7:25 вышли, в 8:30 поднялись на пер. Блока (2А, 4398) - по сыпухе на самую удобную с этой стороны седловину, правее скальных выходов, набор высоты около 300м. Спускаться на запад с этой седловины неудобно. Надо траверснуть через несколько балдушек на юг, в направлении пика Блока, пока спусковой склон не понравится. Мы на спуск повесили 2 простых веревки по льду и через маленький бергшрунд. Координаты спусковой седловины (GPS:Blok Down): N39o35'28.984, O70o07'49.034, H4403. В 10:25 мы были уже на леднике за перевалом. Жучка съехала с этого перевала на пузе фри соло. Тур ни на какой седловине пер. Блока нам не попался.

Подъем на перевал Блока и траверс до спусковой седловины

Вид вдоль отрога с подъемной седловины. Спуск не там, куда тоскливо взирает Жучка. Надо траверсировать вперед, в направлении пика Блока. Его северо-восточная стена смотрится отсюда монументально.

Замыкающий готовит ледосброс на спуске с перевала Блока. Собакосброс устраивается рядом.

Восточная часть северной стены пика Блока

В 11:40 остановились на обед (GPS:D22) (N39o36'08.922, O70o07'28.245, H4314) перед взлетом на следующий перевал - Москальцова (2А, 4580). Руководитель уже был в этом месте в прошлом году под рук. Николая Симонова. В тот раз группа прошла пер. Москальцова во встречном направлении, а затем ушла вниз по леднику. Проход вниз по этой долине замысловатый: висячая долина вскоре после конца ледника обрывается к речке Актюбек монументальным водопадом. Водопад в тот раз удалось обойти по левому борту свободным лазанием с применением визуальной страховки. Однако, после дождя это было бы проблематично, а сброс там метров 400-500, наверное, увешаться можно...

Западный цирк перевала Блока. Налево и дальше вниз - попадешь на водопад.

В 12:20 начали подъем на Москальцова. Набор высоты около 300м. Подниматься прямо на седловину в лоб здесь непрактично: круто, и сыпуха сильно едет. Мы шли справа по ходу по белым камням, прижимаясь к разрушенным скалам отрогов пика Актюбек, эта белая осыпь почти не ехала. Когда поднялись примерно на высоту седловины, начали смещаться левее траверсом без потери высоты, там не круто, и сыпуха держит уже нормально. В 14:00 мы вышли на отрог довольно далеко в стороне от седловины и немного выше ее. Идти отсюда по хребту самого до тура нецелесообразно. Лучше пройти до первого удобного места и спускаться по сыпухе прямо вниз на правую боковую морену, что мы и сделали. Координаты начала нашего спуска (GPS:Per): N39o36'05.273, O70o07'03.116, H4625.

Подъем на перевал Москальцова и траверс до спусковой седловины

Спуск с перевала Москальцова в западный цирк

В 16:00 к нам пришел конкретный запердон. А проблема здесь вот в чем. Верхний цирк пер. Москальцова падает в долину большим крутым ледопадом, наличие которого и определяет сложность всего перевала. По самому ледопаду не ходят, его нужно обходить по узкому испещренному трещинами проходу между левым краем ледопада и правым краем северной стены пика Блока. Но видимость в тумане была едва на полверевки, и совершенно не было понятно, где проход. Что делать... Упрямые ежики забурились в самый запердон и в результате двухчасовых блужданий в тумане все-таки просочились между ледопадом и контрфорсом Блока в нужном направлении. В 18:00 заночевали на нунатаке, разделяющем две ветви ледопада (GPS:N22) (N39o35'40.570, O70o05'52.560, H4285).

Готовимся заныривать в запердон. Слева западная часть северной стены пика Блока.

7 сентября: последний день похода. Вышли в 8:00. За ночь насыпало порядком снега, но нам было уже поровну, мы ломились вниз, к вечеру надо было позарез прийти в кишлак. За ходку пересекли левую ветвь ледопада и вышли на ригель - место верхних стоянок под пиком Блока. Отсюда можно идти вниз правее ригеля вдоль левого борта ледопада, но удобнее - левее ригеля спуститься прямо на ледник Аксу. За следующую ходку мы прошли этот ледник в верхнем цирке Аксу и спустились с него до тропы по правой боковой морене. В 12:20 остановились на обед у кошей поблизости от слияния Аксу и Карасу (N39o38'17.142, O70o03'20.594, H2898). Немного отдохнули и посушились.

В 15:10 побежали вниз по долине. В 19:00 были уже в Озгерюше у Нурдина. Таким образом, сбросили за день 3км по высоте и на свой самолет успели. Лишенную родительских прав Жучку оставили отъедаться в кишлаке. Аминь.

Вокруг пика Блока гуляли горные туристы НГУ в составе:
Антон Журавлев
Дима Мещеряков
Сергей Науменко
Семен Романченко
Костя Сердюк
Алена Шевелева
Лена Мандракова (г. Томск)
Жора Сальников (руководитель)

Спасибо большое за пост!
Фотографии 6, 7, 8 вышли в духе Патагонии:))
Уверена, материал будет полезен многим!
А нет ли фото Жучки крупным планом? Вы ее случайно не у Нуритдина оставили?

PS: В плане просьбы - сейчас пост на главной странице занимает очень много места. Не знаю, вышло ли это случайно или так задумано. Но стоит сделать часть до CUT чуть более компактной, может быть поместить в начало поста красивое фото перед текстом, и поставить CUT после первого абзаца. Спасибо за понимание.

Довольную Жучку привели к Нурдину. Он ее накормил. А потом мы уехали и не в курсе, оставил он ее у себя, вернул каравшинским хозяевам, или, может, продал...
Фотографии крупным планом есть. Вечером найду, приложу.
Эта собака, похоже, весь сезон вокруг каравшинских лагерей кормилась. В начале похода мы ее встречали в долине Аксу Каравшинской.
Длинный cut - конечно, не нарочно. Я понимаю, такая длина получилась потому, что фотография перед cutом вертикальная. Вечером что-нибудь придумаю, чтоб укоротить.

Спасибо за понимание насчет CUT.
А про жучку, просто есть ощущение, что мы с ней знакомы:)))

5. ПАМИРО-АЛАЙ 5.4.2. Район ущелья Ляйляк 15 Блока 5239 5Б ск С стене Г Айгистов, 1983 г.
5. ПАМИРО-АЛАЙ 5.4.2. Район ущелья Ляйляк 15а Блока 5239 5Б ск С стене Евгений Клинецкий, 1986 г.
5. ПАМИРО-АЛАЙ 5.3.2. Фанские горы - южная часть 16 Блок 4500 3Б к С склону 3 гребня
есть фотографии В Корнеев, 1983 г.
5. ПАМИРО-АЛАЙ 5.4.2. Район ущелья Ляйляк 16 Блока 5239 5Б ск СЗ кф. и СЗ стене
есть фотографии и архивное описание С Гинзбург, 1986 г.
5. ПАМИРО-АЛАЙ 5.4.2. Район ущелья Ляйляк 16а Блока 5239 5Б ск СЗ кф. и СЗ стене
есть архивное описание М Богомолов, 1986 г.
5. ПАМИРО-АЛАЙ 5.4.2. Район ущелья Ляйляк 16б Блока 5239 6А ск З и СЗ стене
есть архивное описание (А. Иванов) Максимени, 2008, 2011 г.
5. ПАМИРО-АЛАЙ 5.4.2. Район ущелья Ляйляк 17 Блока 5239 5Б к ЮЗ гребню
есть архивное описание Н Петриченко, 1984 г.
5. ПАМИРО-АЛАЙ 5.4.2. Район ущелья Ляйляк 18 Блока 5239 5Б ск "столбу" Ю стены
нет описания Александр Биширов, 1989 г.
5. ПАМИРО-АЛАЙ 5.4.2. Район ущелья Ляйляк 19 Блока 5239 6А ск ц. баст. С стены С Ефимов, 1983 г.
5. ПАМИРО-АЛАЙ 5.4.2. Район ущелья Ляйляк 19а Блока 5239 6А ск "столбу" С стены В Башкиров, 1986 г.
5. ПАМИРО-АЛАЙ 5.4.2. Район ущелья Ляйляк 19б Блока 5239 6А ск 3 стене К Валиев, 1986 г.
5. ПАМИРО-АЛАЙ 5.4.2. Район ущелья Ляйляк 19в Блока 5239 6А ск центру бастиона С стены А Коробков, 2007 г.
5. ПАМИРО-АЛАЙ 5.4.2. Район ущелья Ляйляк 19г Блока 5239 6А к З стене
есть архивное описание Владимир Гунько, 2010 г.
5. ПАМИРО-АЛАЙ 5.4.2. Район ущелья Ляйляк 20 Блока (В) 5150 5Б к кф. В стены
есть фотографии и архивное описание Ю Горбунов, 1986 г.
5. ПАМИРО-АЛАЙ 5.4.2. Район ущелья Ляйляк 20а Блока (В) 5150 5Б к С В стене
есть фотографии и архивное описание А Погорелов, 1985 г.
5. ПАМИРО-АЛАЙ 5.4.2. Район ущелья Ляйляк 21 Блока (В) 5150 5Б к СЗ стене и С гребню М Филаткин, 1983 г.
5. ПАМИРО-АЛАЙ 5.4.2. Район ущелья Ляйляк 22 Блока (В) - Аксу (Гл.) н/д 5Б к траверс Е Титкин, 1987 г.
5. ПАМИРО-АЛАЙ 5.4.2. Район ущелья Ляйляк 69 Блока 5239 6А к центру С стены Александр Лавриненко, 2013 г.

Так и получается: на Блок практически все маршруты с запада и с севера.
Петриченко по ЮЗ гребню - это с перемычки гребня между Блоком и Аксу, выход на саму перемычку по льду с западных стоянок. Также может использоваться при спуске с горы.
По СВ стене (Погорелов, Горбунов), по столбу Ю стены - было бы интересно узнать, что это такое. В любом случае это всего лишь одно место, а вся Ю стена и СВ стена - длинные, там еще мест много может быть, где поразвлекаться.

С СВ и особенно с В, стены начинаются значительно ниже чем с запада. И поэтому перепад думаю больше. С левой части Сев. стены просматривались несколько выраженных контрфорсов,длинных, крутых, монолитных. Выводят на В.Блок. Не ходят из за длинного подхода наверное.Или уже ходят?

Судя по классификатору, не сильно пока туда с СВ и с В ходят. Подходы, конечно, не сравнить: то ли подняться из кишлака за пару дней по тропе, то ли через перевал, хотя бы и не сложный.
С какой стороны стены выше, на глаз сказать сложно. С В ниже подножие, но и вершина Блок В пониже, чем Блок Гл. Я бы сказал, в первом приближении перепады должны быть сопоставимы.
А монолиты там - да, со всех четырех сторон! И совершенно ничего не сыпет. Следов нет.

Насчет не сыпит как сказать. Нашего маршрута(Валиева 86) говорят совсем не стало. Даже не знаю успел кто второпроход сделать? Там после нас,две, самые простые веревки, взяли и отвалились. И за год до нас человека убило камнем. Так что

...нет ничего абсолютного, в горах все условно...

Очень интересно, спасибо большое!

Интересно бы фото левее того, где пик Аксу, то есть вниз на склоны ущелья Тро. С тех же "ножниц", либо может даже лучше со снежной седловины, куда вы сходили потом. Ещё лучше бы с вершины пика Блока, но это уже к альпинистам вопрос. А то вроде как нет хоженых перевалов через южный отрог пика Аксу. Да и вид на пик Тутеклик в том же ракурсе.

Не видно оттуда южный отрог Аксу. Видно было конец ледника, долина Тро там как раз заворачивает за угол, т.ч. и долину толком не было видно.

там редко сыпет, и чемоданы - тоже редкость. (если только не сдернешь один из свободно сьезжающих блоков на пару кубов каждый). Но если уж начнет отваливаться - то картинка напоминает перекрытие Енисея. У меня такое ощущение осталось от района.

В самом низу "ножничной" перемычки мы чуть было не начали разбирать стенку на такие блоки. Вовремя сообразили, что нам вряд ли удастся таким образом проделать туннель под перевалом. И пришлось облазить норовящий съехать кусман гранита в обход. А дальше было уже все прочное до самого верха.

Есть ходячая перемычка между Аксу и п.4600. Но не знаю в какое ущелье спустишься на Юг.

На юг попадешь в Тро. Но только в последние годы из-за более теплого климата в горах эта перемычка стала уже не такая ходячая. Условно ходячая. В том смысле, что невозможно заранее установить, какая часть группы сможет добраться до верха в живом виде.
Невообразимо камнеопасная эта перемычка сейчас стала.
Зимой - да, зимой ходячая будет.

Жора, ну класная же 1Б. Тем более в сравнении с твоей радиалкой. Интересно, во что ты радиалку заценил? Или ножницы не классифицируются? Из рассказа я понял, что там неплохой перевал есть - между Гл. и В. Блоком?

С нами ходила собака. Собака прошла обе двойки-А Блока и Москальцова своими ногами (местами своим пузом). В том числе Блока, где мы вешали 2 веревки. Тро-Блок эта собака не смогла пройти. Стало быть, Тро-Блок сложнее, чем эталонная (простая) 2А. Такая логика...
Толик, перевалы бывают канонические (1А, 1Б...). Бывают "со звездой" (1Б*). А бывают особенные перевалы - "с Джулием" (1Б^ДЖ).
Согласен оценить Тро-Блок как 1Б с Джулием. "Ножницы" при сквозном прохождении, думаю, потянули бы уже на 2Б с Джулием. Ну, а перевал через массив Блока - это будет, очевидно, 3Б с Джулием.
Было бы время, я бы, пожалуй посмотрел. Заманчиво попробовать пройти какой-нибудь настоящий перевал с Джулием...

Ну конечно... Ты неправ. Ты же помнишь старый анектот "Идет группа на 1Б. Мимо катится череп и говорит "ни фига себе единичка-Б..."". Так что все познается в сравнении... Жора, а на этих фотках как-то видно, где Илья пролез свой Тро-Блок II?

Вот взаимное расположение перевалов с севера, со стороны Дукенека:
predblok1
predblok2
А вот с юга, со стороны Тро:
tro-blok7

А вот на гуглоснимке - синим отмечено:
google

Мой отчет на М.ру Рамиль почему-то тормозит, но Жора правильно показал расположение Тро-Блок II.
А Тро-Блок классический у нас смотрелся совершенно безобидно, просто в середине лета весь кулуар был еще снежно-ледовым, без выходов скал.

Жора, нормальные горные собаки должны и сложнее перевалы ходить. Сванские собаки в Грузии не только на Казбек, но и на Тетнульд ходят. А за еду горазды и 2Б перилить. Так что мерять сложность перевалов собаками - очень спорно. А если для них еще кошки придумают и натренируют?

Этот ролик - не считово! Ваша собака поднималась не своими ногами!
А вот в 1985 две памирские овчарки прошли с нами из Рошорва до Хрустального через Хурджин - Язгулемский - Абдукагор. Хурджин мы шли, как потом оказалось, не по основному леднику Язгулемдары, а через более сложный левый ледопад, который ведет в сторону Среднего Хурджина. Тех собак мы не затаскивали веревкой. Наоборот, они нам помогли Хурджинский ледопад распутать. Когда мы забуривались в такую задницу, где уже начиналось ледолазание, собаки принимались скулить, и это нас вынуждало находить другой проход. Так и распутали с собаками весь ледопад всего за полдня.

Жора, привет!
Полазали вокруг Блока еще раз, замкнули кольцо. В твои "ножницы" не полезли, обошли через соседний ледничок, очень симпатичный перевал вышел. С Тро-Блок сняли твою записку, очевидно за пару лет никого не было.

Молодцы, Илья!
В "ножницы" мы не умышленно попали, просто проморгали еще один отрожек. Конечно, его надо обходить низом.
Перевал рядом с Блоком просто напрашивался. Классно, что вам удалось его пройти, особенно в свете катастрофической опасности на Аксу З и В. Ты хоть черкни эскизик, в каком именно месте его пролезли, и на сколько он тянет. Мне же интересно, насколько адекватно его я сам 2 года назад просчитал.
Поздравляю!

По перемычке,как известно идет 4а на 4600 и 5б на Аксу. Но...мы там были в этом году...вряд ли даже половина группы доберется до середины живой. Мы наблюдали два дня - бомбит по всей площади кулуара непрерывно с переодичностью 15 минут. Так шта....

мусоросборник он и в африке мусоросборник. другое дело что в этом районе при хорошем сколе и пупырь вполне может стать кулуаром

Интересно что до сих пор в районе остались непонятные места)) ностальжи.. в 1985м выпускались рядом в пятерку чисто по хребтовке ледников из отчетов гидрометинститута. из 11 пройденных перевалов 11 первопрохождений. гуглоифа, блин, не было))

А можно подробнее о том походе?