Взойти летом на Эльбрус бесплатно и без гида.

Пишет hottabich, 03.02.2016 03:10

Этот пост скорее для новичков Эльбруса или небольших групп 2-4 человека. Для тех , у кого есть опыт горных походов , но кто боится этой высокой горы , кто думает , что для подъёма на Эльбрус нужны большие деньги или кто не хочет расставаться со своими 20-30 тысячами. Для восхождения на Эльбрус не нужны большие деньги , на него можно взойти практически бесплатно и это не будет координально отличаться от затрат на горную единичку на Кавказе. Здесь я разберу бюджетный вариант восхождения.

Начинается новый сезон горных походов и восхождений. Опять на Риске нагоняние страха ( иногда обоснованного ) для новичков или для людей не бывавших на Эльбрусе. В связи с этим решил написать пост. Ходить летом (июль , август ) с юга по классике на Эльбрус можно вполне без коммерческой группы и гида . На мой взгляд это просто пустая трата денег. До высоты 5000 метров Эльбрус с юга летом вполне безопасен и там вообще никуда невозможно улететь. Ратраки и снегоходы ездят как по расписанию и на акклиматизации только и смотришь , чтобы не попасть под колеса. До 5000 метров нет вообще никакой реальной угрозы для жизни и там гид вообще не нужен. В это время года народа на Горе как примерно на рынке в воскресный день. Так почему много пугают Эльбрусом ? У меня ответ один – деньги и бизнес коммерческих контор. Теперь по существу.
1. Идти на Эльбрус можно ТОЛЬКО при наличии опыта горных походов. То есть обязательно пройти перед этим пару-тройку перевалов 1А. Тогда у Вас будет какое-то представление о нагрузках на Эльбрусе. Без этого просто противопоказано думать о восхождении. Дело в том , что на штурме вершины Эльбруса старт как правило начинается от приюта 11 – высоте 4100. Высота Эльбруса Западная 5642. Итого 1500 по высоте , плюс высота. Перевалы 1А на Кавказе это тоже как правило 1500 метров по разнице высот. Не имея этого опыта практически стопроцентно у восходителя нет шансов взойти на вершину. Плюс обязательно чувство опасности в горах и привыкание к высоте , пропасти , нагрузкам.
2. Обязательна хорошая физическая форма – отсутствие лишнего веса и способность бежать в МЕДЛЕННОМ темпе без остановки в течение часа – 8-10 км/ч. Так что беговая подготовка обязательна перед восхождением. По моему опыту не менее трех месяцев.
3. Добраться до Терскола-Азау желательно из Нальчика. Туда около 6 утра приходит поезд Москва-Нальчик и тут же будет маршрутка или какая-либо группа в Терскол. И можно за небольшую сумму добраться до Терскола. Я пробовал и из Баксана , но там сложнее. Можно очень быстро уехать с перекрестка трассы Нальчик-Пятигорск и Баксанского ущелья на попутках. В прошлом году простоял на перекрестке около 10 минут и за 800 рублей попутная Лада девятка доставила до Азау. Можно конечно и из Минвод , но это будет несколько дороже. Опять таки вероятность увидеть группу на Эльбрус есть.
4. Первые сутки в Терсколе (высота 2200) . Остановиться по бюджету можно в биваке на окраине Терскола в сторону Азау. Там место под палатки , чистая вода. Это хорошее место для акклиматизационных выходов.
5. Акклиматизация должна быть постепенной и ходить по горам до восхождения нужно медленно , экономить силы , не нужно носиться и пытаться как-то потренировать организм. Это уже поздно. Я напишу примерный план акклиматизации , который относительно дискутабелен , но в принципе стандартен. Для акклиматизации также не нужен гид. Акклиматизация – обычная неспешная прогулка по горам у Эльбруса.
6. Второй день – неспешный подъем на Чегет. Высота примерно 3300. Там посидеть подольше , хотя бы часик , попить из термоса чай , поесть и неспешно вернуться к палатке в Терскол. Где находится Чегет вам скажет любой человек , которого встретите. Можно зайти в МЧС в Терсколе и поговорить с сотрудниками , взять телефон. В Терсколе висит плакат с их телефоном. Я лично телефон брал , но никогда не регистрировался. Но это лично я.
7. Третий день – подъем на водопад Девичьи косы и выше до обсерватории , можно и до домика у ледника , то есть до высоты 3400 примерно. Опять же чай из термоса и поесть. Ходить обязательно медленно и наслаждаться видами – организм привыкает к высоте. Другой вариант взять все вещи и с рюкзаком потихоньку до отметки примерно 3300 – на 200 метров ниже станции Мир – там справа от дороги полянка и вода. Пообедать и пройтись выше до 3500-3700-3800. Спать на 3300.
8. Четвертый день – можно на подъемнике (500-700 рублей , чек обязательно сохраняйте) на Бочки или чуть ниже ( я бы встал где-то на 3600 в палатке). Бюджетный вариант предусматривает именно палатку и никаких Бочек. В этом и есть экономия. Где бы Вы не остановились ОБЯЗАТЕЛЬНО неспешно подняться примерно до приюта 11 или до верхней границы скальной гряды , одновременно на спуске по левой стороне(по ходу спуска) подыскивая себе место под палатку . Переживаете , что можете потеряться на Горе? Там будет столько народу , что этот вопрос отпадет сам собой. При этом здесь нужно проверять прогноз погоды на Эльбрусе по сайту сноу форкаст ком. http://ru.snow-forecast.com/resorts/Mount-Elbrus/6day/mid То есть нужен смартфон и интернет , так как очень сложно на горе найти прогноз погоды , а коммерческие группы могут не поделиться информацией ( у меня так и было).
9. Пятый день – подняться повыше на скальную гряду за камнями справа по ходу. Поставить палатку , расчистить снег лопатой ( обязательно купить для восхождения. Медленно подняться до верха скал Пастухова , если уж будут силы , то и до начала косой полки(5000 метров).
10. Шестой день – подняться до 5000 метров медленно назад. Конечно может быть непогода и придется отсиживаться в палатке или убежать в приют 11-ти или приют Мария . За шесть дней на Горе местонахождение их Вы будете знать , желательно просто прогуляться туда , поговорить с туристами-альпинистами и будет понятно хотите Вы туда или нет. Цена ночевки около 600-800 рублей. Я ночевал и в палатке и на приюте Мария. Не могу сказать однозначно где лучше. Нет желания таскать лопату или спать на снегу не вопрос – практически всегда можно найти место и на Бочках и выше в других Бочках ( 3900) , и на 11 , и в Марии. Когда будете ходить на акклиматизации смотрите на гидов коммерческих групп – как они ходят о водят по Горе своих клиентов. В идеале Вы должны идти медленно , без остановок на отдых. Так что если у Вас приличная одышка идите еще медленнее , только без остановок. Естественно на акклиматизации Вы познакомитесь с самодеятельными туристами и туристами-альпинистами из коммерческих групп. Настолько , что будете здороваться и из далека друг друга узнавать. Будет очень много иностранных коммерч. Групп.
11. День отдыха. Все эти шесть первых дней и выходы до высоты 5000 метров не опасны ( только если не буря , но думаю и так понятно в бурю нечего и ходить по Горе) . Хотя если Вы видите коммерческую группу , которая пошла вверх на акклиматизацию , то можно смело идти за ней. Гиды точно вернут клиентов в целости , а Вы хвостиком вернетесь за ними.
12. Теперь по амуниции. До 5000 метров , то есть до косой полки , можно ходить в обычном обмундировании для похода по Кавказу 1 категории сложности и в обычных трекинговых ботинках . Ботинки подойдут для тяжелого трекинга – с обрезинкой по периметру ( как минимум), кошки с антиподлипами ( любые ). Тонкое термобелье я заменил обтягивающим костюмом для бега. То есть не покупал специально. Болоньевый костюм из Спортмастера по бюджетной цене . Кофта флис 200 или шерстяной свитер – тот что Вы берете в поход по Кавказу. Пуховая куртка – брал по скидке в Декатлоне ( сейчас в феврале в самый раз). Цена ее около 4500-5000 рублей. В ней я и мае , и в октябре восходил на Эльбрус. Перчатки брал Мамут за 3000 – руки это ОЧЕНЬ важно. Очки , защита 3-4 ( я брал в Открытом мире , но можно и в алиэкпрессе) , балаклава теплая и тонкая , перчатки тонкие , крем от загара – плохо спасает , лучше днем лицо закрывать тканью , термос на 1 литр , палки трекинговые , рюкзак штурмовой – я брал на алиэкспрессе за 900 рублей – классный рюкзак , фонарик самый маленький и дешёвый из рыболовного магазина. Их аптечки – минимум – эластичный бинт , парацетамол , ампициллин ( если почувствуете , что заболели – валите вниз и там лечитесь). Вот в общих чертах. Какая основная мысль – до 5000 метров необходим обычный набор для похода по Кавказу плюс пуховка и кошки. По моему мнению ледоруб летом на Эльбрусе не нужен , но можно взять – от седловины вверх на Западную он не помешает. Хотя я и в мае ,и в октябре с севера его не брал.
13. Отдохнуть перед восхождением обязательно нужно день , можно два. Если чего-то не хватает или непогода по прогнозу на несколько дней очень хороший вариант спуститься в Терскол , отдохнуть на зеленке , добрать ( если чего нет) в прокате Культурмультур на повороте на Чегет или в прокате 7-ми вершин( там дороже , но качественнее) , писали о еще одном прокате в Терсколе. За прошедшее время вы все это изучите и увидите по ходу.
14. Остается само восхождение. Если до этого дня все шло гладко и у Вас ещё осталось желание идти на вершину , то как ни странно и тут гид не нужен. Если устали и всё надоело лучше свернуться и приехать в следующий раз , уже имея этот недельный опыт. Если же Вы твердо намерены идти , то это Ваш шанс и вперед.
15. Старт от Приюта Мария примерно или выше ( если Вы в палатке) – максимально 4300-4400. Подъем в 1-2 ночи. Выход через час. Поесть кашки , напиться до отвала чая или другой жидкости , взять с собой литр чая в термосе. Посмотрите на тропу подъема. Если народ пошел – вперед. И не страшно , если снег или туман , главное , чтобы тропу-дорогу не заметало. Окончательное решение о возможности восхождения нужно принимать у начала косой полки. Если видите , что поехали ратраки , пошли вменяемые нормальные коммерческие группы ( типа от итальянского приюта или пошли гиды 7-ми вершин , или что-то подобное ) , то спело идти. Конечно обязательно самому посмотреть на сноуфоркасте прогноз на вершине Эльбруса в этот день. Не должно быть ветра больше 40. По ветру и погоде все будет понятно у начала Косой полки. Почувствуете лажу – сильный ветер , снег , туман , или общая неуверенность или чуйка , валите вниз. Хрен с ней , с Горой. На следующий год еще раз приедете.
16. Примерное среднее время подъема от приюта Мария до вершины – около 7-9 часов. Если до 12-13 часов не поднялись – валите вниз. Спуск – 4-5 часов. Обязательно нужно помнить , что подняться – это еще далеко не все. Когда будете ниже скал Пастухова , тогда более-менее все. Как страховку возьмите телефон ребят у бочек , которые на снегоходах. В случае чего они Вас ЗА ДЕНЬГИ спустят с 5000 метров.
17. Самое главное в восхождении – физическая форма и психологическая подготовка. Я видел коммерческие группы , которые как правило ( мне кажется до 80-90 процентов) , завозят на ратраках до верхней границы скал Пастухова (4800) , а чаще прямо до косой(5000). Можно конечно при акклиматизации прицепиться к ним и за примерно 4000 рублей доехать до начала косой , но я это не люблю , да и не укладывается это в вариант бюджетного Эльбруса.

Эпилог. Когда я начинал ходить (2007 год) , то мысль о походе по Лагонакам и по классическому 30-му маршруту времен СССР через горы к морю вызывала у меня трепет , а пройдя этот путь чувствовал себя практически героем. Через пару лет взошел на Оштен (2807 метров) – гордости было не меньше. Так потихоньку за 6 лет я дошел до Эльбруса. Опять-таки. Если у Вас нет опыта горных походов , то лучше вообще не идти на Эльбрус. К этой Горе нужно готовиться и тогда Вы получите удовольствие. В противном случае даже если Вы чудом окажетесь на вершине , то от этих сверхнагрузок может появиться отвращение к горам на долгие годы и ничем его не вылечишь.
Не стал выкладывать свои фотки из походов-восхождений . Они на моей странице ВКонтакте.

Новички читают п.1, после идут искать альплагеря (╯°□°)╯
в соседних ветках рекомедовали АУСБ "Безенги".

Ну это так инфа для тех кого п.1 остановит.

Когда я вижу инструкцию, начинающуюся со слов "Все кругом хотят вас обмануть, и только я расскажу, как надо действовать на самом деле" - я прекрасно понимаю, что дальше будет развод на бабки. Независимо от того, что и как предлагается делать.

Всех тонкостей не опишешь.Нужно ехать и пробовать.

боже мой, "координально"! "Алиса, никогда не употребляй слова только за то что они длинные и красивые".

Алиса - Невозможно
Шляпник - Возможно , если ты в это веришь

А у меня, эти ищущие работу гиды отбили охоту даже приближаться к Эльбрусу.
Бывала охота, когда далек от интернета, но как только даже краем глаза замечаешь эти темы, появляется стойкое нежелание даже на лыжах там учиться.
Столько торгашей Эльбрусом, и каждый лучше всех знает как его продать, летом и зимой, за пределами коммерческих разделов блога )))

Ну что сказать, для кого-то это хлеб. Стоит относится к этому проще. Бизнес он везде такой.

Отказывать себе в чем-то из-за торгашей думаю не стоит. Торгаши везде были, есть и будут, и торговать они будут тем что пользуется спросом, а исчезнут только вместе с Эльбрусом.

Я ничего не имею против, когда человек зарабатывает, что то делает, шевелится для извлечения денег... но я против того, что в сети между поводырями протиснуться нельзя, а прочие бизнесмены считают, что площадки существуют исключительно для их бизнеса (а коммерческий раздел пока не отменен, но туда видимо мало кто заглядывает)!

А что вас возмущает? Реально в умах многих бродит как бюджетно это сделать, например в горы ходил человек, но даже приблизительно не представляет можно ли переночевать в палатке перед восхождением и самому сходить. Вот человек ответил и главное по-моему, в статье прослеживается почтение к Этой горе, ведь из года в год количество жмуриков не уменьшается, хотя уже всего писано-переписано.

Дима, когда человек начинает свое объяснение с того, что все вокруг жулики, кроме него - ему нельзя доверять! Ни в чем! Даже если потом он говорит внешне правильные вещи (естественно, мягко "пропуская" то, что ему не подходит).

Чем мне не нравятся варианты коммерческих восхождений на Эльбрусе - это то , что есть фиксированные даты восхождения. Обычно это около недели. То есть на сам вариант восхождения дается пару дней. Учитывая , что погода на Эльбрусе довольно изменчива , то вполне можно не попасть в это окно. И ждать два-четыре дня фирма не может - даты фиксированны. Поэтому и получаются рассказы типа Гора не пустила.
Теперь по жуликам. Фирмы с гидами конечно не жулики. Просто они дают то , что совсем не обязательно покупать. Это можно получить бесплатно. Достаточно просто не так сильно боятся. К примеру отдыхающие Приэльбрусья поднимаются на подъемнике на высоту 3800 до Бочек. Фотографируются , играют в снежки и едут вниз. То есть им гиды не нужны. Так зачем они человеку , собравшемуся штурмовать Эльбрус , хотя бы на этапе акклиматизации? Можно с гидом и на более мягкие маршруты выходить , напрмер на всесоюзную тридцатку - через горы к морю. Объявления висят в интернете. Конечно можно потрать 12 тысяч на тот маршрут. Я же пишу о том , делать это совсем не обязательно.

Это, во многом, примерно так же, как и многочисленными просьбами показать, как лазать соло с веревкой...
Если человек ходил в горы и готов идти на Эльбрус самостоятельно - эта статья ему не нужна. А если нет - то статья все равно не поможет и даже вредна, ибо создаст иллюзию понимания ситуации.
Особенно умилили советы типа - пристройтесь за группой с гидом. =))))

Да , я так делал в мае. Погода была прохладная , облачность и приличный ветер. Один бы я не пошел, но видя , что гиды ведут в этот туман иностранцев я посчитал , что они как-то их оттуда выведут. В смысле своей физической подготовки сомнений не было , были сомнения по погоде. В итоге зашел на вершину в облаках и нормально спустился. Но на Западной вершине видимость была метров 70.

Это, мягко говоря, плохой пример для подражания.
1. Неоправданный риск.
2. Совершенно не этично.
Но по смыслу я уже написал все выше, повторяться абсолютно не хочется. Имхо, вы провоцируете будущие ЧП и НСы.

Пристройтесь за группой с гидом
Было такое - у меня клиент за сердце схватился наверху косой, я его на "коротком поводке" повел вниз - а тут обнаружился такой "пристроившийся" - ледоруб держать не умеет, спускаться боится, но просит "пристроиться за нами"... Вот, спасибо, блин, большое...

Это конечно лажа полная.

но просит "пристроиться за нами"...
Наводит на нехорошие мысли...
Как это - "спускаться боится"?

Если уж максимально экономить, то, как ни странно, лучше отказаться от палатки.
Самое дешевое жилье стоит где-то 1000 руб/сутки. Итого траты на жилье составят 7-10 тыс.

Но что, если люди решили ночевать в палатке (не забываем, что рассматриваем новичков). Надо достать или купить хорошую палатку, купить теплый спальник, купить лопату, приобрести коврик, где-то взять горелку, газ и пр. и пр. В итоге сумма покупок, скорее всего, превысит 10 тыс. Да еще надо учесть, что новичок, ночуя в палатке, вполне вероятно, будет мерзнуть и недосыпать как на Бочках, так и на Приюте, что скажется на самочувствии и уменьшит шансы успешного восхождения.

ИМХО основная причина ночевать под крышей именно эта. Спокойный отдых, тепло, без ветра, еду готовить и есть без геморроя. Я на Эльбрусе при недостатке денег и наличии палатки (нормальной) и полного комплекта бивачного для соответствующих высот предпочитал вагончик. Не вот что большие траты

>> Если уж максимально экономить, то как ни странно, лучше отказаться от палатки.

И спать в спальнике под открытым небом со звёздами (ну или метелью, как повезёт).

Ну да. Если человек ходит в горы то как правило у него есть палатка. У меня одна из Спортмастера на пластиковых дугах за 1700 двушка , другая Вауда полутораместка серии экстрим за 17 000 ( сейчас 28 000). Принципиальной разницы для небольших походов нет. У Вауды конечно все из серии пять звезд. Приятно брать в руки.

А мы с супругой, летом, почти каждый выходной ездим с севера, на прогулку с собачкой до хижины на 3800. Раз в год подымаемся на вершину, без проблем.DSCN0751

Кажды может выразить свое мнение, имеет право
Просто hottabich не обратил внимание что сам пошел на эту гору через много лет,
уже поварившись в этой каше, с устоявшейся психикой и понятиями что такое горы
Это пожелания для людей, кто не 2-3 года ходит на единички, этого мало
Хотя есть еденицы, но это частности
Насчет гидов, хорошая работа, можешь помочь людям открыть другой мир. И она стоит своих денег. Есть кто хочет просто сходить на одну гору и это Эльбрус. А кто то хочет сделать 7 вершин, потому что это 7 вершин. Какое нам дело до их мотивации
Я всегда учусь, раньше тоже думал что можно обойтись без гидов, или подумаешь к тебе кто то сел на хвост. Вроде снаряжение на уровне, значит что то умеют. А потом как дурак ждешь их, вед не бросишь в темноте. Тоже люди
Все можно. Но когда хорошие знакомы получили трагедию на Монблане, на ровном месте. С прошлым опытом 2 разряда по альпинизму. И деньги были и даже думали взять, и перед этим походили с гидом там занятия. Но на саму гору решили сходить одни. Результат один погиб

На Эльбрусе не всегда можно адекватно оценить погоду, состояние маршрута. Перед тобой кто то пройдет по жесткому фирну не обращая внимание на него, а следом новичек улетит споткнувшись, просто мало опыта хождения на кошках. Или гид к которому ты прицепился, пойдет потому что уверен что с своими 2-3 клиентами справится, но может не сможет помочь тебе, ведь этим самым он подставляет своих.
Хотя в целом написано хорошо

Вот об этом я и написал. Этот деятель боится врать уж совсем внаглую. Но старательно "обходит" все опасности Эльбруса - "споткнуться", пропустить смену погоды, не так экипироваться, не проконтролировать ухудшение своего состояния, отстать от тех, кому "упал на хвост" и т.д. Понятно, что новичок не в состоянии все это не упустить, поэтому он об этом и не пишет. И вскользь упоминает в качестве отмазки, что пишет, якобы, для людей с походным опытом. Хотя понятно, что им-то все это и так очевидно.
Совершенно очевидно, что он это делает не зря. На что-то рассчитывает.

Ребят , извините конечно , но на Риске это просто болезнь какая-то. КЛЯНУСЬ нет у меня никакой выгоды и брать я никого на Эльбрус не собираюсь. Я достаточно зарабатываю , чтобы в отпуске отдыхать , в горах ли , на море ли или уехать в путешествия. Никогда людей никуда не водил и не собираюсь. Для подтверждения прилагаю свой график работы например на февраль. Помимо того , что работаю в день ежедневно , кроме воскресенья , есть дежурства и ургенства на дому image
Эта статья для тех , кто хотел бы как я раньше сходить на Эльбрус , но опасается. Считаю что эти опасности очень во многом преувеличены. По крайней мере до высоты 5000.

Вроде и толково написано, но почему то напомнило: " 40% несчастных случаев начинаются со слов "Смотри как я могу". Остальные 60% - "Х...ня, смотри как надо". Расхожее интернет-выражение.

А вот фраза про то, что коммерческий альпинизм - надиралово, и тут же - смотрите, что делают гиды и делайте так же... Это как? Зачем же так? Вот прямо все гиды хотят только бабло вытянуть? Чтобы такое писать, нужно сходить со ВСЕМИ туроператорами. Я не говорю, что все белые и пушистые, но огульно чернить всех...

На Эльбрус ходила два раза. Один раз с подругой, второй раз - одна. Да, там не останешься один, там куча людей. Но в первый раз я сводила вниз чувака, вообще неадекватного. Второй раз - одного поймала, когда он с перил улетал, второго не смогла поймать. Далеко от меня был и улетел. Шел ОДИН, без гида, без напарников. Видимо, прочитали парни где-то, что можно в одиночку сходить на Эльбрус без проблем.

В хорошую погоду, летом, имея определенный горный опыт, опыт зимних восхождений, опыт выживания и ориентирования, хорошую физическую форму, понимание принципа ступенчатой акклиматизации и умение его применять, понимание, что происходит с организмом на высоте, да, зайти на Эльбрус можно и одному. Если Гора примет...

Да , так и есть. Но перила находятся на высоте 5400-5500. Я же писал о принципиальной неопасности до высоты 5000. И только , если после этого будут силы на восхождение и на спуск , то можно идти. На самом деле самодеятельными группами идет довольно много людей. Просто это обычно не освещается. Здесь их считают прямыми потенциальными аварийщиками. Это мне думается не совсем так.
А к гидам нет никаких вопросов , они профессионалы , когда они рядом с другими и себя чувствуешь увереннее. Просто я не готов за это платить и знаю , что есть довольно много людей , нуждающихся в этой информации.

Да я разве против того, что можно зайти самостоятельно? Можно, конечно. Но рекомендовать такое новичкам на ВЫСОТЕ? Это как то... Ну, неправильно это.

Знаю кучу народу, которым плохело на 5000. Опытным альпинистам! И их сводили вниз. А если идёшь сам, новичок, что происходит с тобой не понимаешь, а свести некому? И будет такой чел сидеть и молча умирать.

Вот такого мальчика, в джинсах, в свитере, без шапки, без очков, правда, в хороших прокатных ботинках и кошках, сводила вниз. При этом чел не ел,не пил целый день. Он просто сидел возле тропы. Мало ли народа сидит на склоне? Но, в силу своего противного характера и опыта в горах, никогда не прохожу мимо тихо сидящих и глядящих в никуда. Заставила подняться, одеть очки и топать вниз. Парня реально колбасило. Потом его, вместе с другими восходителями, свезли вниз на ратраке. Кстати, свези гиды, Аня и Сергей, которые собрали ещё кучу разного народа на склоне и вели всех вниз. Никого не оставили на горе, поому что погода испортилась, туман был.

К чему я всё это? Да не фиг новичкам на горе в одиночку шляться! Спасателям работы будет меньше.

Хочешь на Гору - учись. Не хочешь учиться - бери гида и пользуйся его опытом. Вот сколько букв))))

Дима,при всем моем уважении,но ты пишешь, что Этот пост скорее для новичков Эльбруса или небольших групп 2-4 человека. - опять же тоже новичков? Идти новичкам без гида в первый раз? (речь не про коммерческие группы,а в целом ГИД)

Ладно, каюсь. Может не правильно меня поняли. Мои мысли такие - имея опыт горных походов или восхождения на перевалы 1а 2-3 можно думать об Эльбрусе. Я считаю , что можно приезжать и гулять вплоть до 5000 неделю или больше. Просто обычные отдыхающие поднимаются спокойно до Бочек. Подниматься до них и выше может человек , имеющий опыт 1а. Это мое мнение. Вот и все.

Да я то понял все)

Просто обычные отдыхающие поднимаются спокойно до Бочек.

Вопрос КАК поднимаются, не так ли? Ответ прост - на канатке, то есть не пошевелив и пальцем, пробудут полчаса, подзамёрзнут и вниз, благо что горняха не сразу проявляется. А теперь вопрос - кт из этих обычгых отдыхающих способен добраться до Бочек без канатки? Думаю от силы процентов 5-7. А кто из них захочет это сделать? Очевидный ответ - никто, то есть 0%. Сравнение некорректное.

Скорее всего, он пишет, не думая. Интересно, а оперирует он тоже так? Если он искренне ошибся - то теперь полностью переформулирует свой пост, чтобы не подставлять новичков. Если не переформулирует - значит, обычный жулик.

Это второе скорбление . Два -ноль. Прелесть в квадрате.

Вы чего накинулись не зная абсолютно человека??! Здесь многие подтвердят,что Дмитрий не занимается коммерческими восхождениями!

entv, вам не кажется,что вы перебираете? Вы прямо оскорбляете Человека!
Как так можно? учитесь вести дискуссию, диалог, без перехода на личности и уж ,тем более, без оскорблений.
Это ведь неприлично.
зачем Вы так унижаете себя .. ведь , пытясь оскорбить другого ,вы тем самым унижаете и оскорбляете только себя.

надоело читать вот это ваше... и в этом посте и в другом

Такое впечатление , что я Вам денег должен или из Вашего огорода капусту украл. Не согласны , напишите свой пост. Как вариант можно оскорбить меня в третий раз. Вас я конечно не забаню. Просто разговор пошел ни о чем. Так сказать из пустого в порожнее.

Вам, конечно, не приходит в голову третий вариант - переписать свой пост так, чтобы он не призывал действовать неверно и опасно? Вы же прекрасно понимаете, в чем Ваша основная ошибка, но не хотите ее исправить. Вот и приходится пытаться дискредитировать Вас.

А вы с ним про веревки ещё не разговаривали, про страховочные усы?

Дима, не вступай в диалоги с этим больным entv, он неизлечим в своей мании. И остальным не надо ничего здесь доказывать. Ведь здесь только такие, как вайлд Рейн могут писать про Эльбрус ;-) . Для всех остальных, Дима не водит коммерческие группы. Он ходил несколько раз со мной в походы по Кавказу. После некоторых из них ходил на Эльбрус. Вот и написал этот пост на основе своего личного опыта.

А, так это человек Буслаева. Тогда причина неадекватности понятна - это не ошибка, а позиция.

Кодыш, это не мой человек, а свой. Я не рабовладелец и не его работодатель, чтобы он был моим. И не таким больным, как ты, судить здесь об адекватности других.
Ребята, просьба, не вступайте больше в дискуссию этим шизиком, пожалуйста.

Немного позитива на обед.image Кафе купол в Терсколе.

А если "новичка" накроет непогода на седловине, он решит переночевать в хижине и начнет отекать, даже не смотря на ступенчатую аклимуху?

И нужно, наверно, ссылки на разборы ежегодных НС, для "новичков".

Когда идет человек сто на восхождение в июле-августовский день , то абсолютное большинство это те , кто идет впервые в жизни. Довольно мало людей ходят второй, третий и тд раз. Причем есть реальные новички , то есть те , которые никогда не бывали в горах. Они конечно идут в коммерческих группах.
У меня лично есть двое знакомых молодых женщин - предпринимательниц, они живут в нашей станице , которые в прошлом году собрались на Эльбрус в составе коммерческой группы. Им сказали , что все буде великолепно, накупили они одежды-обуви. Я наблюдал за этим из далека. У меня они ничего не спрашивали , хотя знали что я восходил на Эльбрус. Что на выходе? Закинули их ратраком до косой на 5000 ( как обычно я видел) и на седловине они думали , что кончатся , вернулись. Большего ужаса чем свид ската по трупосборнику они не испытывали - никогда не были до этого в горах. Что это было - обычная разводка клиента. Этим грешат фирмы. Им по большому счету начхать. Гора не пустила и тому подобные рассказы. Вот такие бывают случаи.

абсолютное большинство это те , кто идет впервые в жизни.

Между теми для кого Эльбрус - первая гора в жизни (иногда и последняя) и теми кто поднимается на него впервые разница принципиальная.

Почему-то теперь ничего нельзя сделать с комментами entv?!)

действительно. Ведь раньше вроде была кнопка "пожаловаться"

Кнопка с "молнией" появляется, когда наводите курсор на кнопку с "минусом".

Нормальный пост. Человек поделился своим опытом, вполне успешным. Отметил, что пост для новичков на Эльбрус, но не для полных новичков- горный опыт нужен.
Чего ещё надо, зачем цепляться к словам.
Отмечается бюджетность варианта-думаю, это тоже востребовано, "дикарей" на Эльбрусе много. Не заметил очернения коммерсантов, зря вы так, просто идёт всегда сравнение.
Ну а то что автор не ведёт никакой рекламы и действительно работает хирургом - для меня это ясно как божий день.
Лично я стараюсь людям верить и не вижу в данном посте каких либо "корыстных", "тайных" и прочих умыслов. Человек просто делится своим опытом просто так, и вместо того чтобы сказать большое спасибо (даже и в том случае, если вы в чём-то не совсем согласны) оппоненты стараются в чём-то автора уличить.
Некрасиво как-то, на мой взгляд.
От себя хотел бы добавить по теме поста.
1. Эльбрус не та гора с которой желательно начинать заниматься альпинизмом. Опыт нужен не только горный, но и желательно начальный альпинистский.
2. Эльбрус коварная гора, а так как она очень популярна, коварство её удваивается. Главное её коварство в быстрой смене погоды. В принципе, автор об этом упомянул. Так что пользоваться метеосайтами нужно обязательно и собственную голову не отключать.
3. В КСП регистрироваться нужно обязательно.
4. Уважительное отношение к горе, и не только к Эльбрусу. Шапкозакидательское настроение рано или поздно выйдет боком и даже очень.
Не все может быть заметили, что автор очень не спеша взошёл на Эльбрус и не один год "созревал" для этого. А это тоже очень немаловажный фактор.
За пост автору спасибо. Многим он пригодится.

Автор очень много серьезных аспектов пропустил или ошибся в них. В первую очередь, в том, к кому относятся его рекомендации и чем эти люди отличаются от других, которым не стоит им следовать. Во-вторых, порекомендовал многие откровенно опасные даже для них вещи. Такое писать нельзя ни в коем случае!

Какие серьёзные аспекты пропустил или ошибся?
Какие опасные вещи порекомендовал?
Напишите подробно по горячим следам свой пост и мы вам скажем спасибо.
А так, обвинять в каких-то не конкретных вещах, не серьёзно как-то.
Пост написан для взрослых, половозрелых, адекватных, трезвых людей. Чего ещё надо?
Нормальный человек в состоянии оценить себя трезво и адекватно и в состоянии понять что ему надо из этого поста или вообще ничего не надо и эти горы он "в телевизоре видал".
Давайте оставим людям возможность отвечать за свои поступки, за своё право выбора куда идти, что делать и как делать.

По моему скромному мнению, опыта 1ГУ не достаточно для самостоятельного восхождения на Вершину 2А кс, как по правилам горного туризма, так и по правилам альпинизма, так и по правилам МЧС, которые даже если и спасут, если что, но и морду справедливо начистят.

Абсолютное большинство из тех,кто идёт на эльбрус, понятия не имеют ни о 2 к.т., ни о 1гу, ни о правилах горного туризма и альпинизма. Фирмам и их годам свой коммент посетили? Им то пофигу на то, есть у клиента 1 гу и знает ли он правила.... Чем будет опытных горных туристов и альпинистов, тем меньше у фирм будет клиентов.

Обязательна хорошая физическая форма – отсутствие лишнего веса

Хорошая физ.форма - это отсутствие глистообразности. Нужно быть похожим на человека, а не на вешалку.

Есть понятие ИМТ. Индекс массы тела. Так вот , при избыточной массе человека , не говоря об ожирении восхождение может стать большой проблемой. Хотя на Риске есть позитивная статья - Три толстяка на Эльбрусе. Она опровергает это правило. И там гид организовал и воплотил мечту.

А у меня ИМТ выше нормы)))) Тоже думала, то высота не про мою тушку. Видимо, есть ещё что-то, кроме ИМС, что позволяет передвигаться выше 5000

Есть понятие ИМТ.

теоретик

У меня тоже. Рост 183. Вес около 90. Хочу до 85. К лету мжет получиться. Все , пошел на часовую пробежку. Весь рабочий день ушел на диалоги. Ничего , ночью на дежурстве допишу. Было интересно.

"учитесь дискуссировать нормально. Уважайте собеседника."
"В этом случае его будут считать правым... Так что не годится, увы."

Отлично сформулировано! Браво, entv, "мы в восхищении!!!" :)))

hottabich, ваш пост получился провокационным, а некоторые рекомендации весьма спорными, о чем вам неоднократно сообщили в комментариях.
Поэтому мы убираем пост с главной страницы сайта.

entv и FanKav получают предупреждение за переход на личности и оскорбления.

Если обсуждение в комментариях продолжатся, пост будет закрыт для комментирования!

Ваше право, конечно.
У вас тут бывали посты и намного "погорячее". И ничего, не убирали.
"Спорность" рекомендаций отнюдь не означает что автор не прав, скорее "оспариватели" не в том состоянии, если уж допускают общение на грани вежливости.

entv значит реклама была, раз пост убрали

Ну, автора поддерживает весь актив. Наверняка заставят редакцию восстановить пост.

Да, странно как-то... Пост- то можно закрыть , можно совсем убрать... Я бы конечно ответил , но ... странно это все...

Негоже. Похоронили значит похоронили.
Хотя наверное надо давать разрешалку для публикаций.
Дорос не дорос, и докуда дорос

Никакой ты не hottabich, или борорда намокла

Ответил выше. Нет борода не намокла , просто я.ца вспотели.

Загуглил восхождения на Эльбрус самостоятельные , без гида , без гида зимой и тп. Отчетов масса. Мой пока нервно курит в сторонке.

В

Верно. Потому что можно помереть, но скорее всего этого не случится.

Ну, последняя попытка. Читайте:

Умение спортсмена быстро бежать в условиях действия центробежной силы оказывает непосредственное влияние на возможность прыгуна высоко оттолкнуться при разбеге по дуге. Поэтому мы рекомендуем наряду с общепринятыми средствами повышения скоростных способностей спортсменов применять в тренировочном процессе специфические для прыжков в высоту средства такие как:
1) Бег и отталкивания по кругу;
2) Бег и отталкивания по виражу;
Упражнения выполнять с фиксированием времени пробегания отрезков, изменять радиус круга, количество и длину отрезков, число повторений в одной серии. В подготовительных этапах годичного цикла нужно применять эти средства, варьируя объем и интенсивность выполнения, интервалы отдыха выбираются в зависимости от задач тренировочного занятия. В соревновательном этапе, упражнения необходимо выполнять на максимально возможных скоростях, при которых техника бег еще не нарушена. Дозировать упражнения нужно в соответствии с состоянием спортсмена, главным критерием прекращения упражнения является снижение скорости выполнения или искажение техники движений.
Формированию правильной темповой структуры разбега необходимо уделять внимание с самых ранних этапов обучения - так как исправить ее на последующих будет значительно сложнее. Для этого включать в тренировки упражнения для повышения темпа шагов (бег через отметки и т. п.), контролировать и исправлять ошибки в прыжках в высоту, желательно применять видео съемку для определения и контроля темповой структуры. Применение средств специфических для дугообразного разбега способствует приближению пространственных характеристик последних шагов разбега, к показателям мировых лидеров в данном виде лёгкой атлетики.
Причём применяя данные средства необходимо учитывать индивидуальные особенности отдельно взятого прыгуна и исходя из них подбирать объём и интенсивность. У каждого прыгуна есть особенности техники как прыжка в целом, так и разбега в частности. Для их выявления мы рекомендуем использовать современные средства фиксации и оценки параметров техники движения. Применение данных средств поможет более объективно оценить технику выполнения прыжка и подобрать средства специальной физической подготовленности в зависимости от её индивидуальных особенностей.

Прочли? Это диссертация. Загуглите еще 100 штук и прочтите.
Теперь Вы большой специалист по прыжкам в высоту.
Можете взять с полочки медаль.

то:hottabich
Прочитал всю тему. В личку отписал. Может интересно будет.

Лично я был в юношестве КМС по легкой атлетике. Бег с барьерами на 60 и 110 метров. Был в сборной России по легкой атлетике еще при союзе. Мне в принципе понятно что здесь написано и о чем речь. Сам в этом варился многие годы. Просто это не имеет отношения к разговору. Метод фосбери-флоп мне знаком. Так сейчас прыгают все спортсмены в мире - спиной к планке. Именно этот метод разбирается в этой выдержке. Но это совсем другая история.

Мне понравился коммента автора поста, Димы. Пишет, что просто скучно. А ведь правда, скучно и в горы хочется. А ругаться в интернете совсем не хочется. Вот лучше бы мужики написали про всякие случаи, которые были на том же Эльбрусе.
Ведь опыта у многих - вагон и маленькая тележка. Интересно же почитать.
Было бы, как в горах при плохой погоде. Сидим, пьём чай (или кто что) и байки травим.
Кстати, эти байки лучше в подсознание откладываются, чем сухие нравоучения
И вообще ,всем хорошего дня и добра!

Тогда лучше запилить отдельную тему: "Эльбрусские байки" )))) здесь, боюсь не так хорошо получится.

Пока идет ( фактически все уже понятно) обсуждение этой очень интересной злободневной темы, темы , которая будоражит умы потенциальных восходителей , мне приходят весточки , что тема очень интересная и нужная. Я и сам об этом давно думал , просто сейчас в перо вылилось. Не с группой ходит довольно много народа , знакомятся на Горе и идут на штурм. Приятно , что так как я делали многие ( я в принципе об этом догадывался и так) . Вдвойне приятно , что после обливания грязью и обвинений на выходе вода стала чище и ее почти можно пить.

То есть Вы считаете правильным агитировать людей идти на Эльбрус без достаточной информации и достаточного опыта? И планируете продолжать и расширять агитацию людей идти именно так? И все вопросы, которые я поднял, как Вы считаете, освещать для них нельзя?

А вопросы конечно нужно освещать. Я Вам и читающим - выше ответил. Можно продолжать и дальше. Это же дискуссия. Для того и написал здесь , а не моунтайне ру.

Я еще раз ПОБУКВЕННО прочитал мой пост и далее мои комментарии к нему и повторюсь - Этот пост для того , у кого есть опыт горных походов , есть за плечами 2-3 1А , есть физическая подготовка ( может бежать медленно в течение часа 8-10 км в час) , но они НИКОГДА не были на Эльбрусе и просто боятся об этом думать. Это в корне не верно. Такой "новичок" Эльбруса способен самостоятельно без гида в обмундировании обычном для похода первой категории летом на Кавказе +кошки +пуховка совершать акклиматизационные выходы до 5000 метров ( до косой полки) . Познакомится там с бродящей КУЧЕЙ народа , возможно с кем-то скооперироваться и принять решение о штурме Эльбруса.
Я сам так сначала делал , видел многих , которые делают так же и считаю , что в пиковые месяцы ( июль-август) это вполне возможно без гида и без привязанной группы.
Выбор за конкретным восходителем. Глупо ожидать после моего поста лавины тупых придурков(коим Вы считаете меня , хоть прямо и не говорите) , но я считаю , что люди умнее , чем Вы о них думаете.

Я когда-то написал статью почти о том же самом. О том, как идти на Эльбрус ГРУППАМ С ОПЫТОМ, но не бывавшим на нем. График, приметы непогоды, опасные места, возможные проблемы со здоровьем и т.д.
И пошли ссылки на эту статью, мол, вот так всем можно идти. И без опыта. И без группы. НАПИСАНО ЖЕ, что МОЖНО. А кому можно - читать необязательно. Упоминания в этой статье о необходимом опыте люди старательно игнорировали. Мне пришлось приложить кучу сил, чтобы вычистить эту статью из интернета. Потому что я не хочу, чтобы люди неправильно поняв меня, угробились.
И, если уж все-таки писать о том, КАК НАДО ИДТИ НА ЭЛЬБРУС, то НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО МАКСИМАЛЬНО ШИРОКО и ПОДРОБНО ПИСАТЬ О ПРОБЛЕМАХ! И НЕОБХОДИМЫЙ ЗАПАС ПО ОПЫТУ НАДО УЧИТЫВАТЬ. ИЛИ НЕ ПИСАТЬ ВООБЩЕ!!
Эльбрус - особый объект. Он - высшая вершина в стране. Он легкодоступен и широкоизвестен. Поэтому туда идет совершенно неподготовленный контингент. И этот контингент ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО УЧИТЫВАТЬ.
Вот в этом принципиальная разница наших подходов. Вы упомянули только коротко коео чем. А читатели пусть сами ищут где-нибудь информацию о том, какие еще проблемы их могут ожидать. Не найдут и угробятся - значит, идиоты, ну и хрен с ними! Вон Glidereg, видимо, так и считает.
Безопасность? МЧС, достаточный опыт, связь? Это все фигня? Мамки новых нарожают? Так что-ли?
Можно еще долго обсуждать конкретные вопросы, что упомянуто, что нет. Но дело не в этом, а в подходе!

Нет я так не считаю.
Внимательно прочитайте что я написал и как считаю. Не надо передёргивать и бросаться в крайности.
Если человек чего-то не понимает - это его проблемы, может спросить, ему ответят, не съедят. Объективной и правильной информации по Эльбрусу очень много. Если кандидат на восхождение её не читает и не анализирует - это тоже его проблемы. Запрещать ходить на горы из-за этого тоже не стоит.
Точек зрения на данную тему достаточно много или, вернее, они очень широки по охвату.
У вас одна точка зрения, один угол охвата проблемы, и она правильная и более жёсткая, может быть. У Дмитрия другая, у неё чуть-чуть другой угол зрения и она тоже правильная.
Хотя бы потому что он там был три раза (могу и ошибаться), с разных сторон и в разные годы и в "задницу" не попадал и не спешил. Он просто поделился своим опытом (успешным), а опыт у всех разный, это надо понять и принять.
Информации по данной горе очень много, в том числе и негативной, горькой и поучительной.
Так в чём проблема? Умный кандидат найдёт её, прочитает, проанализирует, сделает выводы и, может быть, реализует свои помыслы.
Ну а тот кто не удосужиться даже почитать что-либо об данном объекте, так ему и этот пост как мёртвому припарка. Если вы уповаете на то, что он вреден. Так ведь получается.
Благодаря ажиотажу развернувшемуся вокруг этого поста, его и так убрали с видного места, и вреда от него минимум (в вашем понимании что он вреден). Так может после этого стоит уже успокоится и разойтись с миром.
Говорят в США в инструкции к микроволновке указывают что нельзя туда засовывать кошек для просушки, и нельзя совать пальцы в розетки. Смешно, а на самом деле не на пустом месте родились эти рекомендации. Я верю что у наших альпинистов разум есть и не стоит уж так низко деградировать в плане что им можно, а что нельзя, сами разберутся и поймут.
Как-то так я вижу ситуацию.

Дело в том , что мир меняется , все меняется и мы меняемся вместе с ним. Вспомните лет 20-30 назад!!! Это то время , куда нас пытаются отослать мои оппоненты. Это время , когда в 82 сборная СССР штурмовала Эверест по самому крутому естественно пути. Это когда ранее в 1953 Хиллари был на вершине Эвереста. И так далее. Это время прошло. Эти люди умерли и вечная им память...
Сегодня все поменялось. Коммерческие фирмы берут НЕПОДГОТОВЛЕННЫХ людей и ведут их в неведомые дали. Они крутые , потому что они МСМК. Остальные просто быдло , если не с ними или не платят. В нете кишат приглашения коммерческих восхождений зимой на Эльбрус. Да и практически все везут зимой на Эльбрус ЛЮБОГО как говорится клиента. И не важно , что они поднимуться на ратраке , а может и нет, неважно что процентов 85, что на вершину без вариантов. Главное бабло.
С другой стороны есть довольно много людей со значительно большей подготовкой и информированностью , чем при союзе. Сейчас интернет , сейчас можно за секунду связаться с ЛЮБЫМ альпинистом на планете, если он хочет тебя услышать. Время изменилось. Ушло время разрядов и разрешительных комиссий. Мои оппоненты переводят это в разряды - лажа полная. Это банальное быбивание денег из КЛИЕНТА.
Наступает новый сезон. Шоу маст гоу вон так сказать.
И хорошо , что убрали с ленты , значит попал в точку.

Скажу одно - информированность и подготовка это разные вещи. И одно другое не заменит. И отсутствие чего-то одного приведет к катастрофе. Сейчас большое количество идущих впервые в горы прокачивают информированность (благо для этого ж... от кресла отрывать не надо), но и только. Реальный опыт реального мира они игнорируют. А зря. Потому что опыт и подготовка всё-таки первичны. Поясню - с большим опытом можно успешно пройти по маршруту, не зная о нём ничего (собственно так реализуются первопроходы). А вот зная о маршруте всё, но ни фига не умея, пройти маршрут успешно можно только случайно.
Я один из тех кто апеллировал в диалоге к разрядам (причём вроде бы очень подробно пояснил, почему и как вижу вопрос). Повторюсь и сейчас - запись в книжке ничего не решит и не даст (сама по себе), однако маршруты - реальные а не бумажные или виртуальные - должны быть. Тогда успех переходит из разряда статистической погрешности в разряд объективной вероятности, и чем опыт больше, тем (при прочих равных) больше эта вероятность.
И последнее - мало того что опыт должен быть, так и запас прочности по опыту тоже обязан наличествовать. Просто потому что он повышает безопасность (и ту самую вероятность успеха) в разы, учитывая немалую, а то и большую часть непредвиденных обстоятельств. Почему я и утверждаю что опыт 1А перед Эльбрусом по классике еле-еле дотягивает до минимальной "нормы", при этом не оставляя места для манёвра при ухудшении обстоятельств восхождения.

Хотя сейчас посмотрел. В ленте. Сорри. Она то уходит из ленты , то опять появляется.
Анекдот. Доктор раньше на девушек реагировал эрекцией , сейчас нет. Наверное что-то с глазами. Коротко если.

:)))))))))))))))))))

Да не берите вы все так близко к сердцу ))))

Дима, воспользуйся функцией "игнор" в отношении одного пользователя, сразу станет в этой твоей теме и во всех будущих спокойнее. По-дружески советую ;)
На счёт того, что горный поход 1 к.с. не годится для акклиматизации к Эльбрусу. Смотря какой поход 1 к.с. и где. Если это 1 к.с. на Западном Кавказе с 2-3 травянисто-осыпными перевалами 1А, 2800-3000 м высоты и пройденный за 6-7 дней, то маловато, наверное. А если по Приэльбрусью с такими 1А, как Койавганауш, Кезген и т.п., у которых высоты за 3600 м и есть осыпи, снежники, ледники с трещинами, а маршрут дней на 10-12, то вполне подходящая тренировка перед Эльбрусом. Я уж не говорю про походы 1 к.с. в более высоких горах.... А если 1 к.с. с такими перепадами высот и напряжённым графиком, как часто бывает у меня, то после такой 1 к.с. точно на Эль без проблем можно идти, как Дима и делал в прошлом мае :)
А то, что Эльбрус - это 2А, так стрёмно как-то летом на альп. 2А по натоптанной дороге с палочками топать :) На реальную 2А с палочками по дорожкам не ходят...

На реальную 2А с палочками по дорожкам не ходят...
а на "реальную" 5А с палочками ходят?))
ну это так...для розжега..))

После той нашей майской единички я доехал на попутках до Азау , была только каша и газ. Бегом купил две тушенки и еле успел на канатку. Остановился на 3600 в палатке, сходил на 3900. Второй день дошел до вагончиков МЧС , встал на скалах в палатке -4100, сходил на 4600. На следующий день собрался штурмовать - время поджимало, домой спешил. Вдвоем с одним парнем познакомились уже на тропе и шли первыми ( вышел я около 2-х часов ночи) на высоте 4900 я понял , что мне нехорошо и одышка , постоял и спустился в палатку. В семь утра уже лежал и пил чай. Так пролежал весь день - силы экономил. Четвертый день - непогода , туманило и ветер срывался. Поднялся до 5000. Посмотрел , что гиды с иностранцами пошли. Я за ними. И так дошел до вершины . Если бы видел , что гиды повернули , то я бы сразу ушел. В данном случае я не расчитывал в прямом смысле на них и не мешал группе. Я шел сам по себе. Это как бы на хвоста упал , но не в отрицательном понимании. Вернулся естественно быстрее этих групп , как и поднялся. К вечеру спустился пешком в Азау и пошел в кафе Купол отмечать. Фото котлеты выше.

Знатный бомбаж entv. Я не смог читать и с половины полотенца приперся сюда. Это, знаете, как обожраться сладкими яствами.

Думаю, сей господин с воплями самоудалится с ресурса, когда я выложу свою памятку для "покорителей Эльбруса". Просто потому, что не найдет смелости открыть, прочитать. Первой версии осталось ждать недолго. Она разочарует критиков, но последние мне все же потребуются.

Забавно! Ради того, чтобы уговорить меня уйти с "риска", активисты готовы даже рекомендации для новичков на Эльбрусе писать. А если не уйду - придется им писать рекомендации для новичков по бигволу, Эвересту, пилотированию самолетов и т.д.? Как же я им сильно мешаю! Удивительно. Но можно же проще. Например, проголосуйте за то, чтобы редакция меня забанила. И все. Вы же здесь власть. Почему вы это боитесь сделать?

Опытные, подскажите. Еду в июле на смену в Безенги, потом возможно на Эльбрус. Сколько отводить дней на акклим? Опыт походов имеется, хожу с 9ти лет (сейчас 24), до 4500 м, голова никогда не болела.

После полноценной смены в Безенгах на Эльбрус предварительный акклём как таковой не нужен, достаточно отдохнуть пару дней внизу перед собственно Эльбрусом. Сам так ходил когда-то. На самом Эльбрусе при условии нормального самочувствия можно сразу подняться на Приют, переночевать, на следующий день выход на скалы Пастухова или до Косой, там побыть час-два, на следующий день можно и на гору. Если с самочувствием что-то не то, можно еще на день увеличить. Если есть горнолыжный опыт, есть смысл взять напрокат сноублейды, с Пастухов точно с удовольствием можно прокатиться.

Спасибо за совет.
Ещё такой вопрос, в личном снаряжении у меня есть кошки, ледоруб и система. Но лечу на самолете и вот дилемма, везти все своё или лучше взять в прокате?

если я правильно понимаю ничего серьезного Вы не пойдете? на несложные маршруты можно взять все на месте.

Вопрос про снаряжение только Эльбруса касается. Т.к в альплагере всё дадут, поэтому и не хочу везти всё из Минска.

Если дело только в ледорубе, кошках и системе, тогда можно и прокат, надо лишь проконтролировать чтобы нормальные вещи выдали. Но например брать в прокате ботинки или что-то подобное я бы не рекомендовал.

Хорошая статья.

Все грамотно написано. Сделан упор на то что гид - не панацея и самостоятельные восхождения возможны.
Ходил на Эльбрус по классике с товарищем. Был откровенно разочарован, коммерциализацией горы, автопарком у бочек, гончих АР на снегоходах. Мы поставили палатку на гряде у желтых вагонов спасателей, недалеко. Так к нам спасатель пришел типа денег просить, говорил что-то оправдывался то ли на бензин то ли на еще что-то 200р взял. Мы отдали, как-то ссориться, нервы портить не хотелось. Убивают некоторые комментаторы, защитники "бизнеса". Я своими глазами видел, как офисных телочек в 2 ночи везут наверх на ратраке, а в 6 утра уже один гид спускает троих барышень ну в полном неадеквате. На сайтах обещают гору за 5-7 дней. Про физуху самые общие выдержки и требования. Так какая же тут подготовка??? Более-менее в "безопасности" от природы и с юности спортивные и физически крепкие. А женщины-планктон? Много можно камней в сторону коммерции кинуть. А обещают-то всем. Безусловно на Эльбрус можно ходить и не по "коммерческому пути". Рецепт прост: готовься не один год, читай книги, образовывайся, ходи в горы, пробовать с головой на плечах. Хорошая статья. Просто у кого-то это крутой бизнес. А вы им малину ломаете.

Спасатель взял денег???

представьте Да.

Не представляю

За пруфами можете в личку обратиться. Боюсь что фото этого спасателя у меня нет, но фото места стоянки и словестное описание я Вам гарантирую.

Несколько вопросов к автору и всем присутствующим здесь:
В посте ничего не сказано про спальник и коврик. Какие нужны, чтоб не замерзнуть на горе летом?

Всегда ли летом в приютах есть место при таком наплыве туристов?

А еще... Можно ли на горе и/или в окрестностях разводить костер и, если можно, то есть ли чем?

Про костер на горе конечно смешно. Уж извините. Но Вы сами ответили-из чего?

Со спальными принадлежностями всё очень индивидуально - "индекс мерзлявости" у всех разный, так что спальник и коврик подбираются только на практике. Но запаса прочности должно хватить чтобы не замёрзнуть при температуре до -10 (для лета с запасом)

Место в приюте как правило есть, по крайней мере попасть так, чтобы совсем никуда не пускали, очень сложно (ибо текучка большая, люди не сидят там неделями). При совсем уж крайнем случае никто не мешает, предварительно договорившись. спуститься на денек в Азау.

Насчёт костра сильно повеселился. Во-первых, на высоте Приюта только снег, лёд и скалы, из всего этого костёр разводить весьма проблематично, да и незачем. Но никто не мешает (рекомендация для особых мазохистов) добыв где-нибудь дрова, втащить связку на гору, наслаждаясь видами раскрытых ртов и вытаращенных глаз окружающих. Вот только толку от костра на такой высоте не будет от слова совсем. Во-вторых, даже если всё вдруг внезапно удастся, эльбрусские ветры легко могут унести костёр целиком в неизвестном направлении к вящей "радости" владельцев тех самых приютов (а то и соседних палаток), на крышу которых может свалиться такой вот "подарочек".

Мало ли? :) Тибетцы ж умудряются разводить огонь. У них такие аккуратно расплющенные и разложенные в виде пирамид какашки скота рядом с домами, сохнущие на солнце, которые потом служат топливом. Я не к тому, конечно, что на Эльбрусе должны присутствовать такие "пирамиды". Просто думал, что, может, есть что-то, чего я не знаю. Какая-нибудь премудрость альпинистская. Судя по вашему ответу, эта премудрость - газ.

А как насчет под горой и в окрестностях?

Мои вопросы могут быть наивными, поскольку я не альпинист. Так что все нормально. Можно и посмеяться. :) Ничего зазорного в этом нет.

В Тибете несколько иной климат, тем более что у тибетцев всё равно выбора нет. На Эльбрусе яков нет, поэтому кизяк не валяется (и это хорошо).
Разумеется газ. Компактен, удобен, надёжен, лёгок. Ну или как вариант - бензин, есть свои достоинства и недостатки. Есть и иные варианты (например Barocook) но это для совсем уж любителей.
Вообще-то костёр имеет место быть там где есть дрова (то есть лес). В окрестностях Эльбруса он конечно есть, но есть ли смысл?.. Тем более можно заиметь на ровном месте проблемы с лесниками (а оно вам надо)... Альпинисты как правило (да что там - практически всегда) находятся и ходят выше линии леса, поэтому костёр для них неактуален, разве что из старых кед или гитары развести ))))
Если еще учесть, что например котелок для костра и кастрюля для горелки мало совместимы между собой (по ряду причин), на костёр (окромя как источник хорошего настроения и средство сушки вещей) не рассчитывают даже горные туристы, маршруты которых довольно часто проходят в лесной зоне. Вся выгода - меньше брать газа, а минусов масса. Хотя у меня были успешные опыты совмещения газа с костром, но это скорее исключение.

"Тем более можно заиметь на ровном месте проблемы с лесниками (а оно вам надо)..."

Я только сейчас заметил, что мой изначальный вопрос насчет костра, звучавший "можно ли", должен был иметь вид "разрешается ли". Выходит, что не разрешается.

Насчет костра... Представил картинку, которую вы, aliar, нарисовали и здорово посмеялся. :)

Спасибо за ответы. И за настроение тоже. :)

aliar как всегда отжег!))) я про описание костра!))

Воображение не пропьешь ))))

Нормальный пост, все толково описано для новичков. Сам два раза в составе "дикой" группы заходил на Гору, в 2008 на Восточную, в 2010 на Западную по южному маршруту, по вешкам.
Новичкам вместо ледоруба посоветовал ОБЯЗАТЕЛЬНО брать трекинговые палки, будет меньше шансов упасть на отметке 5300-5600.
Мы когда в сентябре 2010 года уже спускались ( вдвоем с напарником Володей вышли в 01:00 с палатки у приюта 11, к 06:00 были на Западной вершине), так вот Володя оступился и где-то с 5500 полетел вниз на седловину - слава Богу внизу не было камней, иначе "каюк".
Метров 200 летел вниз на спине по снегу, как "пуля" - память ему на всю жизнь.
Так что берите трекинговые палки и четко "чеканить" шаг в кошкам, чтобы не улететь туда, откуда не возвращаются. Палки для этого в самый раз.
Сейчас в Терсколе, есть желание зайти в третий раз самостоятельно. Друзья мототуристы наняли одного или двух инструкторов по 40 000 руб. каждый. Сам приехал на "Гусе-800" покататься по Кавказу и заодно попробовать сходить за компанию, без инструктора.
Автору респект за ликбез, только немного растянута программа, вполне по силам физически подготовленному человеку за 3-4 дня набрать акклиматизацию и по хорошей погоде на 4-5 день сходить на Гору.
Если в 24:00 небо на "Приюте 11" звездное, значит смело идите вверх к Вершине.
Всем удачи. Если тучи, то спите до утра в палатке и ждите следующей ночи, можно в гестхаусах Терскола за 800руб./сутки.

++ вместо ледоруба посоветовал ОБЯЗАТЕЛЬНО брать трекинговые палки, будет меньше шансов упасть...Метров 200 летел вниз на спине по снегу, как "пуля" - память ему на всю жизнь.++
Это он с ледорубом так летел?
Так если человек зарубаться не умеет, действительно - зачем ему ледоруб? :)

Для красивой фоточки на вершине)

Афтор жжет!

Почитал последние кометы: насчет костра очень с юмором! Помню в 2009 мы ходили неделю в снегах по Приэльбрусью, но погода так и не дала зайти на Гору. Потом спустились с 4000 м в долину речки Ирик и почти целую ночь напролет просидели у костра на высоте где-то 2500 м - дров было валом, леса начались. Как было приятно сидеть у НАСТОЯЩЕГО костра на полянке и готовить на нем еду, после нескольких дней снегов в палатках и газовых примусов.
Насчет коврика, лучше иметь качественный надувной, например ALEXIKA или что-то похожее, будет намного теплее, чем "ижевские" кариматы и места занимает меньше. Проверено на личном опыте, купил после поездки по Памирскому тракту, где прилично замерзал на "ижевском" каримате в палатке на высотах 4000 м.

Как раз у Алексики качество весьма посредственное. Но даже самые качественные надувные коврики могут накрыться в походе (прокол, отслоение внешнего слоя от наполнителя и т.д.). Если есть шанс замерзнуть, то надо брать и коврик, и пенку (хотя бы тонкую), чтобы на голой земле в случае чего не остаться

Для того чтобы за пол-секунды успеть зарубиться ледорубом надо иметь навыки перворазрядника по туризму или что-то около этого. И навыки эти постоянно тренировать, а тут люди с города приехали им ледорубы дают для того, чтобы инструктор потом сказал, что мол все сделали и снаряжение было в комплекте.
Все "нормальные" люди ходят по южному маршруту только с трекинговыми палками. Ледорубом может правильно пользоваться только спец, а у нас разговор о "чайниках", к коим и себя причисляю.

За полсекунды надо уметь зарубиться на льду. На снегу таких жестких ограничений нет. И уметь это должен (и реально умеет) любой человек, с которым полчаса-час потренировались на безопасном склоне.
Иногда, кстати, и не обязательно зарубиться в смысле остановиться - достаточно сбить скорость падения, чтобы избежать серьезных последствий. Любой человек на это способен, которому объяснили и показали, как это делается, уж не бог весть какое искусство.

Того, кто идет на Эльбрус и даже не в курсе, что при срыве надо со спины на живот перевернуться и тормозить всем, чем можно, я бы "нормальным" не назвал.
Совсем другие эпитеты просятся. :)

Все "нормальные" люди ходят по южному маршруту только с трекинговыми палками

ИМХО эти "нормальные" люди - потенциальные "клиенты" Трупосборника, причём в первых рядах.

2lotos1: Для того чтобы за пол-секунды успеть зарубиться ледорубом надо иметь навыки перворазрядника по туризму
А альпинистов в новичках этому учат...
Проведите как-нибудь тест на снежно-ледовом склоне по зарубанию ледорубом и палками. Результаты вас удивят

Если инструктор дал ледоруб и не научил им пользоваться, то в топку такого инструктора. А можно поконкретнее, имя, фамилия инструктора?

Дмитрий, спасибо Вам большое за данную статью! Именно она была отправной точкой для моего восхождения на Эльбрус! Именно она показала реальность самостоятельного восхождения, что и было сделано в августе этого года! :) Жму Вам руку с большой благодарностью! Вы большой молодец! :)