Веселый сентябрь на Эльбрусе. X International Elbrus Race (2015).

Пишет ShtopoRrr, 15.02.2016 12:35

Предлагаю вашему вниманию статью о моих приключениях осенью на Эльбрусе.
Тут будет и рассказ о забеге International Elbrus Race - 2015, и немножко альпинизма - директ на восточную вершину с юга вполне может вас заинтересовать, и, конечно же, фотографии.

Введение

Высотные забеги можно смело назвать визитной карточкой советского и российского альпинизма. Началось все с первых забегов на Эльбрус и семитысячники лохматых годов, проводимых в рамках отборочных этапов в сборную команду СССР для всем известных восхождений на восьмитысячники. Сейчас это открытые забеги на Эльбрус и пик Ленина, участие в которых может принять каждый. Мне доводилось ранее участвовать в двух весенних забегах на Эльбрус и забеге на п. Ленина, а в этом году я решил поехать на Эльбрус осенью, когда появляется возможность увидеть наступление осени в Приэльбрусье, когда погода стабильнее и теплее и, самое главное, в это время здесь намного меньше народу и большинство – альпинисты, так что атмосфера общения куда роднее, теплее и приятнее. В этом году осенний забег оказался дважды юбилейным: 25 лет с первого массового забега 1990 года и 10 забег "нового времени", начиная с Elbrus Race’а 2005 года. А еще, через пару дней после забега мне исполнилось, опять же, 25 лет :). В честь юбилея забега 1990 года, и его победителя Анатолия Букреева, был задуман третий зачет, от Приюта до восточной вершины, повторяющий маршрут того первого забега. И хотя ради безопасности организаторы решили не пускать участников на относительно сложные маршруты «влоб» или через «мотоциклетный» кулуар, а направить всех по «классике» через седловину и спасательную хижину на ней, менее интересным «Букреевский» зачет не стал. Что же касается классической дистанции, от бочек до западной вершины, то ее пришлось вовсе отменить, так как почти всем участникам больше пришлись по душе либо серьезный зачет с Азау, либо знаковый, «Букреевский».
Я изначально ехал на Эльбрус один, и для меня это совершенно нормально. Отсутствие знакомых лиц ничуть не ухудшило жизнь на горе, не делало ее скучнее или менее веселой. Наоборот, это позволило намного больше внимания уделять прекрасным горам и себе самому, полнее насладиться пейзажами и работой на маршруте. А после акклиматизационного восхождения и приезда организаторов и остальных участников, я жил на «Бочках». Правда, так же в своей палатке, ибо она у меня была с собой и, конечно, потому что так дешевле :). Соответственно, тут же познакомился с замечательными людьми, скайраннерами, альпинистами и гидами. Особенно ценным и приятным было общение с наиболее опытными альпинистами (язык не поворачивается назвать вас ветеранами, с вашей-то энергией!). Перенять хоть чуточку их опыта и жизненной мудрости очень дорогого стоит. Также чрезвычайно интересно было общаться с Аттилой, спортсменом из Румынии, для которого Эльбрус стал первым, и, надо сказать, весьма удачным высотным опытом. Как у человека из немного другого мира, от него можно было узнать много нового и интересного. В первую очередь, про «западный» взгляд на вещи, события и на людей.

Акклиматизация

Разумеется, для того, чтобы бежать на Эльбрус, нужна хорошая акклиматизация. Обычно для этого совершают восхождение на вершину. Не быстро, в обычном графике, большинство - примерно на седьмой день после приезда в горы. Затем следуют несколько дней отдыха в Азау, чтобы набраться сил, и только после этого можно бежать. Вероятно, это не самая лучшая тактика, но я пока придерживаюсь её. Правда, с некоторыми поправками: на вершину я зашел на третий день, и половину времени до забега провел на "бочках", потому что там, среди альпинистов, с горными пейзажами вокруг и где погода прохладная почти весь день, мне намного комфортнее и просто приятнее. Плюс к этому, там организм не имеет возможности расслабиться и "съесть" акклиматизацию, что со мной неоднократно происходило раньше.
Во время акклиматизационного восхождения, 18 сентября, погода выдалась замечательной: тепло, даже можно сказать, жарко, ясно и почти безветренно. Ветер был, как это часто бывает, лишь на самой вершине. Но из-за него стоять долго на месте было холодно, так что после быстрой серии дежурных фото, хотелось только одного – надеть теплые варежки и бежать вниз. В общем, обычное такое восхождение на Эльбрус. Помимо акклиматизации к забегу, для меня это восхождение было проверкой того, как мой организм работает в первые дни на средних (около 5000м) высотах, что важно для планирования восхождений на серьезные высоты. Как я и предполагал, мне, чтобы наиболее быстро и эффективно акклиматизироваться, нужно в первый-второй день затащить 30-40кг минимум на 4000м. Иначе акклиматизация просто не запускается и организм "халявит". Есть предположение, что такая тактика окажется полезной и для других альпинистов с серьезным спортивным прошлым в беговых лыжах, марафонском беге и т.п. У меня она оправдалась в этот раз на Эльбрусе, когда я занес 35кг вещей с Азау на Бочки на первый день после заезда. Большой вес получился из-за наличия палатки, еды на две недели и пары литров воды. Я уже делал так год назад на пике Ленина, когда перенес 38кг с Ачик-Таша в первый лагерь 4400м на следующий день после приезда в горы.
Веселый сентябрь на Эльбрусе. X International Elbrus Race (2015). (Скайраннинг, skyrunning, скайраннинг, фото, никто не читает тэги)Селфи с вершины

После восхождения мне хватило нескольких часов, чтобы отдышаться и почувствовать себя бодрым и почти не уставшим. Потому были и силы и, главное, желание пофотографировать закат и звездное ночное небо.
Веселый сентябрь на Эльбрусе. X International Elbrus Race (2015). (Скайраннинг, skyrunning, скайраннинг, фото, никто не читает тэги)Веселый сентябрь на Эльбрусе. X International Elbrus Race (2015). (Скайраннинг, skyrunning, скайраннинг, фото, никто не читает тэги)Веселый сентябрь на Эльбрусе. X International Elbrus Race (2015). (Скайраннинг, skyrunning, скайраннинг, фото, никто не читает тэги)Веселый сентябрь на Эльбрусе. X International Elbrus Race (2015). (Скайраннинг, skyrunning, скайраннинг, фото, никто не читает тэги)

Перед забегом

За акклиматизационным восхождением следует отдых. Как я уже писал, я не за тем ехал в горы, чтобы торчать в Азау или Терсколе, но пару дней провести внизу необходимо для облегчения акклиматизации и насыщения крови кислородом. Поэтому на следующий день после восхождения я спустился в Азау, где два дня бегал в легком темпе по тропам в перелеске между Азау и Терсколом. 21 сентября состоялось торжественное открытие забега, после которого все поднялись на «Бочки».

22-го числа, за два дня до основного забега, проводился "квалификационный" забег с «Бочек» до скал Пастухова. Перепад высот получается 1000м, такой же, как и в вертикальном километре, проводимом в рамках аналогичного весеннего забега, но только абсолютная высота на полтора километра больше :). Бо’льшая высота позволяет получить дополнительную акклиматизацию для забега на вершину. Весной для этого приходилось самостоятельно ходить наверх после финиша вертикального километра, причем идти до скал Пастухова было просто глупо, ибо долго и излишне тяжело, ведь с учетом вертикального километра набор высоты за день составил бы 2400м. А тут, осенью, получается и всего лишь километровый перепад, и полезная, часовая, нагрузка, и приличная максимальная высота 4700м. Как говорится, то что доктор прописал. На самом квалификационном забеге, разумеется, никто не "рвал", все просто пробежались в интенсивном темпе. Было тепло, как и всегда во время этой поездки, и самые сильные бежали в шортах и легких кроссовках. И не прогадали: даже на 4700 м, если двигаться, было не очень холодно, а кроссовки даже без агрессивного протектора хорошо держали на фирне и "рыхлом", пористом льду.

Elbrus Race 2015

В день забега погода была совсем идеальная. Почти весь день - переменная облачность. Поэтому и солнце не жарило постоянно, и в тени облаков остыть не успевал. А наверху, где уже холодно, бо'льшая часть облаков оставалась внизу и солнца, соответственно, было больше, и жарило оно сильнее. И почти штиль. Со старта в Азау до «Бочек» я бежал совсем налегке, а на Бочках поменял легкие кроссовки на специальные шипованные и взял рюкзак с теплыми и ветрозащитными вещами.

Снег в этот раз начинался только на Бочках, вместе с ледником. Да и весь ледник сильно стаял, открылось очень много трещин на соседних от классической «дороги» склонах. Несколько трещин пеерсекали и саму дорогу, в районе пологого поля перед взлетом на Приют. А еще эта стройка новой очереди канатки, ради которой перепахали весь склон от Азау до Бочек, понаделали там новых временных дорог и постоянно туда-сюда сновали карьерные самосвалы и прочая техника. Фу.
Веселый сентябрь на Эльбрусе. X International Elbrus Race (2015). (Скайраннинг, skyrunning, скайраннинг, фото, никто не читает тэги)Стройка

В общем, путь забега до «Бочек» шёл в основном по гравийным склонам и дорогам. Ничего интересного. Дальнейший путь описывать не буду — статья и так получается длинной, а классический маршрут на Эльбрус и так всем известен, или легко гуглится. Допустим, есть моя предыдущая статья с весеннего забега 2014 года.

Массовости, конечно, этому забегу не достает, зато все участники сильны как на подбор. Чего стоят одни поляки, приехавшие целой командой. Они составили половину тех, кто стартовал с Азау. Результат — абсолютный рекорд среди женщин и второе место по мужикам. Поляк Rzeszotko Marcin уступил только Ильясу Ачабаеву, одному из лидеров российского скайраннинга. С поляком я шел вместе до Бочек, где он потратил меньше времени на переодевание и ушел вперед. А больше всех удивила полька, которая половину дистанции шла далеко позади, так что ее не было видно. А на 5000, где всем идти намного труднее, чем внизу, она просто пролетела мимо, в очень-очень бодром темпе. В общем, высотная подготовка у европейцев снова меня поразила. Оно и понятно: как можно, живя в Москве и выбираясь в горы исключительно во время коротких отпусков, соревноваться с людьми, живущими в горах? В итоге у меня 4 место со временем 5:02. Подводя итог, скажу, что забег однозначно удался, организация и погода не подкачали, работа на дистанции приносила мне одно удовольствие.

Альпинизм

На следующий день после забега почти все население «Бочек» спустилось в Терскол, где вечером организовали торжественное афтепати. Но у меня были иные планы: я решил весело отметить свой день рождения, который был на следующий день, а это значило, что ночевать надо на «Бочках». В свой д.р. 26 сентября рано утром я вышел снова наверх, готовый идти куда угодно, куда душа пожелает. Дойдя до 5000 м, до того места, где тропа начинает поворачивать на "косую", я надел кошки, убрал в рюкзак одну из двух треккинговых палок, взяв вместо нее ледовый инструмент (да, простого ледоруба у меня вообще нет с тех пор, как сломал один совершенно новый в Ала-Арче), и пошел дальше, прямо вверх на восточную вершину.

Вначале был простой лед под примерно 15см снега, потом я зашел в каменистый край кулуарчика, где снял кошки. Камней и скал там было уже много, металлические шипы кроссовок позволяли преодолевать небольшие снежно-ледовые участки, а лезть дальше в кошках совсем не хотелось, особенно с учетом того, что они у меня алюминиевые и на скалах быстро тупятся. В итоге, пару раз порубил ступени, а так, везде - несложное лазание. Кулуар заканчивается участком крутых скал, которые проходятся по простой полке, а потом до вершины идет простой пологий склон со снегом, льдом и хорошо вмерзшей сыпухой. По вышеупомянутой полке облезается большой, немного нависающий камень, такой что сразу возникла мысль, что был бы крутой болдер, если бы не высота примерно 5400м и если бы не склон, на который не положить маты :). К сожалению, хороших фото "болдера" нет :(
полка

Когда вылез на вершину, передо мной открылись превосходные виды, образованные причудливыми облаками. Виды постоянно сменяли друг друга по мере движения облаков, я наслаждался ими и фотографировал все вокруг. Было очень радостно осознавать, что я стою на восточной вершине Эльбруса, пройдя на нее по красивому и неизвестному мне маршруту в свой день рождения. А еще это было соло-восхождение, то есть я сделал все сам, на все 100%.
Вот GPS трек, наложенный на Google Earth:
На вершину почти по прямой...

Также это было мое третье восхождение на Эльбрус за эту поездку, и уже шестой раз я оказался на вершине Эльбруса. В итоге, на сегодняшний момент я был по три раза на каждой из двух вершин. Я довольно долго пробыл на вершине, несмотря на ветер и на то, что я вообще не люблю долго торчать на вершинах, ведь вершина — это только половина пути, причем часто самая безопасная. Спускался я с вершины ради безопасности по "классическому" маршруту через спасательную хижину на седловине. Все-таки маршрут подъема крутоват для спокойного спуска без страховки. Спускался в небольшом тумане со снегом, которые на подходе к «Бочкам» закончились.
На следующий день я спустился в Азау, а днём позже был самолет в Москву.