Пик Ленина зимой 2016

- Алексей Усатых
- Роман Абилдаев

Пик Ленина зимой 2016 (Альпинизм)
Идея зимнего восхождения на Ленина сидела в голове уже много лет. Но сидела как что-то бессознательное на уровне «хочется, но колется». И вот сидим мы дружеской компанией с Серегой и Лехой под сентябрьским Борусом и Серега озвучивает:
- А что если этой зимой мы нашей компанией попытаемся взойти на Ленина.
-%?»№))? #&@(#
- Ну значит давайте планировать и тренироваться.
Пик Ленина зимой 2016 (Альпинизм)
У Сереги за плечами была зимняя попытка на Победу, у меня – зимняя Белуха когда-то давно. Леха имеет опыт работы высотным гидом, а также три семитысячника в 2015м году.
Основные условия мы обозначили для себя – попытаться сходить быстро, большой разношерстный табор не собирать, оптимально 4-6 человек. Я вдобавок наотрез отказался брать на гору дошираки, со студенчества их не люблю. За это и получил немедленно должность завхоза. Четвертым однозначно и единогласно стал Миша Даничкин.
Впечатления от прочитанных отчетов прошлых восходителей разъедали волю изнутри, но внутренний маховик уже набирал обороты. В какой-то момент слабость и сомнения в участии испарились и идея превратилась во всепоглощающую цель. Практически все свободное время в мыслях прокручивалась предстоящая экспедиция, просчитывались все нюансы и варианты. Список снаряжения и продуктов составили месяца за три до поездки. Идти до подножия решили по леднику на скитуре с санями-волокушами. Вариант через перевал Путешественников отмели, чтобы не связываться с косогорами и лавиноопасностью.
Пик Ленина зимой 2016 (Альпинизм)
И вот, куплены билеты в Киргизию. 2-10 января были потрачен на плавный неспешный акклем с ночевками на Учителе и ненапряжные восхождения дабы не надорвать измученные лагманом организмы. Пик Ленина зимой 2016 (Альпинизм)
Погодка в Ала-арче приятно удивила непривычной теплотой, все настраивало на лирический лад. Как вдруг новости с маршрута Селиверстова на Бачу стали поступать как с фронта: сначала травма у московского Сереги, затем группа Леха Усатых разворачивается из-за камнепада, следующий день – травма у девчонки с Питера, и под занавес – камень поджидает Леху Усатых во время второй попытки и пробивает дырку в шкуре на голове длиной 4см. Страховая, больничка, зеленка, швы. Следом потенциальный участник – Семен, отказывается от участия из-за отсутствия гарантий, что экспедиция завершится до рождения ребенка. Черви сомнения закрались в мысли и повис вопрос о целесообразности проведения экспедиции, участники посыпались один за другим непосредственно перед стартом. На совещании Миша высказал мысль, что все же отказываться не стоит – не взойдем на вершину, зато круто поскитурим. Не съем, так понадкусаю. Ну значит вперед!
11 января наша четверка выезжает на Мишином бусике из Бишкека и 12го после обеда нас уже встречает в Сары-моголе старый знакомый Мамаш. Впитываем тепло, снаряжаем часть снаряги на лошадей и 13го на рассвете выходим на лыжах с целью сегодня заночевать на Луковой. Лучше бы мы наняли УАЗик.. К заброске на Луковой доходим уже по непроглядной ночи и то благодаря лыжне от прошедших день назад МАИшников.
Пик Ленина зимой 2016 (Альпинизм)
Проснувшись утром, обнаруживаем хорошую погоду, внятную лыжню и вселяющий тревогу спуск с Луковой в ранклюфт ледника Ленина. Поскольку я себя считал хорошим лыжником, решил пробовать спуститься на лыжах с санями первым. Хорошо хватило тяму отстегнуть сани от жесткой сцепки с обвязкой. 5 метров, 10.. соскальзывание ранта, рывок.. и я отпускаю сани из рук от греха в свободный полет. К моему удивлению сани, проехав метров 70, благополучно останавливаются в сугробе, по пути потеряв только банку с форелью. Скатываюсь к саням, собираю какую могу форель в банку, банку в сани и направляюсь к следующему крутяку. Теперь я опытный керлингист и метко прицелясь толкаю санки. Наблюдаю как сани катятся вниз, левее, левее, мимо сугроба, и скрываются за перегибом! №%*! От удивления даже говорить ничего не хочется, за перегибом еще 100 метров перепада, мысленно хороню банки с продуктами, палатку, спальник и пуховку. Но делать нечего, иду собирать остатки шмурдяка и, о чудо, сани практически сразу за перегибом зацепились оглоблями за уступ и на нем остались. Пляшем дальше.Пик Ленина зимой 2016 (Альпинизм)
Спуск в ранклюфт занял по меньшей мере два часа, а это значит, что блицкриг срывается и скорее всего в этот день до полян базовых лагерей мы не успеваем. Ранклюфт окончательно добил наши шансы на однодневный марш-бросок по леднику. В этом самом ранклюфте были, сказать откровенно, помянуты и белые горы, и дикие стены. К летним базовым лагерям подходим 15го после обеда. Проверяем прогноз. На верхотуре ветерок 30,40,50 кмч почти все дни. Судя по флагам, так оно и есть. Окно с ветром 10-15кмч на вершине планируется только на 21 января. Поэтому строим тактику следующим образом – 16го восхождение на пик Юхина 5140м, 17го день отдыха, 18го – выход наверх до 5200, 19 – до 6000-6100, 20 – до 6400-6500, 21 – вершина и максимально вниз. Пик Ленина зимой 2016 (Альпинизм)
Приоритетным выбрали маршрут Аркина. Летом – лавиноопасный и с обилием трещин под снегом, зимой – ледово-фирновые поля и открытые трещины. Нижняя часть маршрута неплохо защищена СЗ гребнем от ветра. На стене наблюдаем группу МАИшников, по их движениям в эти дни пытаемся понять их тактику. Очевидно, парни решили сделать первый акклиматизационный выход на 6000, спуститься на отдых и пробовать гору на второй выход.Пик Ленина зимой 2016 (Альпинизм)Пик Ленина зимой 2016 (Альпинизм)
18го утром выходим на маршрут. Не без труда распутываем ледопад, в голове темные мысли, вокруг все ледовое, бетонное, падать не хочется даже на пару метров. К вечеру проходим левее «сковородки» и встречаем спускающихся москвичей. Поболтали и дальше в путь. К вечеру встаем на 5200 на хоккейной площадке, только вместо забора трещины.Пик Ленина зимой 2016 (Альпинизм)
19е января – Крещение, самый холодный день, там где летом идешь в одной футболке, нынче даже в пуховке под рюкзаком не жарко. Вдобавок набор до сераков на 6100 оказался не легким физически. Площадку под палатку доделываем уже почти в сумерках.Пик Ленина зимой 2016 (Альпинизм)
20е января – по плану – короткий набор до 6500 до замеченного с вечера серака. Все бы ничего, но садится облако и видимость периодически пропадает до нуля. Только к вечеру наконец в разрыве облаков находим свой серак и не без труда откапываем площадку под палатки.Пик Ленина зимой 2016 (Альпинизм)
21 января – планируемый день штурма. Обновленный прогноз утверждает, что окно со штилем на вершине уже сместилось на 22е января. Судя по пробегающим облачкам, новый прогноз не врет. Но альпийский стиль суров и мы все равно выходим вверх. Ближе к перемычке вновь попадаем в облако, видимость – 10 метров, усиливается ветер, снежная крупа. Не самые комфортные условия для восхождения, в расстроенных чувствах спускаемся к палаткам на 6500.Пик Ленина зимой 2016 (Альпинизм)Пик Ленина зимой 2016 (Альпинизм)
Ночка прошла тревожно. Мне особо не спится, слушаю организм, жду когда же начнется горняжка. Но утро близится, а Германа все нет. Вечерние сомнения улетучиваются, когда утром выходим из палатки. Погода сто на сто. Штиль, ясно, даже как будто и не холодно вовсе. Бежим вверх! Ну как, бежим. Идем. Ну передвигаемся, и то пойдет. К всеобщему удовольствию, судя по часам, темп у нас значительно выше вчерашнего. Выход на гребень – Солнце! Нет, не так – СОЛНЦЕ!! Мне отчетливо почудилась аналогия с началом моего трудового пути – в метрострое. Тогда я солнце видел только по выходным. Так хорошо, что хочется загорать. Пик Ленина зимой 2016 (Альпинизм)
Еще какой-то час-полтора и мы доходим до Ленинградского тура с табличкой. Финальный рывок и вершина.Пик Ленина зимой 2016 (Альпинизм)
Натурально – весь Памир на ладони, ты счастлив и нем. Ощущение внутри как у Хэмингуэевского старика после парусника. Позагорали, и вниз. На спуске с перемычки встречаем поднимающихся ребят из МАИ. Их сегодня тоже ожидает вершина. Ожесточением воли добрасываем наши тушки до хоккейной площадки на 5200. Дальше – проще.Пик Ленина зимой 2016 (Альпинизм)
Внизу на леднике собираемся всем восходительским составом в шатре МАИ. Чижик исполняет Высоцкого, а мы обсуждаем, как мы докатились до такой жизни. Удивляемся как и кто мог дернуть нас на северную экспозицию, да еще и зимой.Пик Ленина зимой 2016 (Альпинизм)
На этом бы и закончить повествование, но выход из района не вспомнить нельзя. Заказываем на вечер 24го УАЗики. Но москвичи идут до места встречи по щебенистым буграм по верхам через ретранслятор и каньон, а мы выбираем самый логичный, легкий и быстрый путь по каньонам. Последние слова все в кавычках. Каньон притока (речки, протекающей мимо Ачикташа) заманил нас хорошим снегом, на лыжах он весь прошелся на ура. А вот основной каньон, да еще и в условиях надвигающихся сумерек, вынул всю душу. В трех словах – повторять не хочется. К счастью у сказки счастливый конец – на следующий день с утра мы уехали из Сары-могола домой.Пик Ленина зимой 2016 (Альпинизм)