Целина. Мамай

Пишет robinsya, 15.03.2016 03:47

Целина. Мамай (Бэккантри/Фрирайд, фрирайд, горные лыжи, спецпроект, горы, анна ханкевич, байкал, бэккантри, скитур)

Мы продолжаем вам рассказывать о нашем специальном проекте, который мы сделали с искренней любовью к российскому фрирайду.
Благодарим райдеров и фотографов, которые в последние дни связались с нами, чтобы поделиться дополнительными фото и видео. Это важно для нас!

Сегодня поведем речь о Мамайском ущелье. Спасибо большое Анне Ханкевич за материал о бэккантри и скитуре в этом районе и Роману Перминову за дополнения и видео к нему! А Андрею Британишскому и Станиславу Толстневу - за фотографии.

Мамайское ущелье – одно из тех прекрасных мест Бурятии, которым можно с удовольствием открывать горнолыжный сезон. Несколько вершин (Северный Мамай, Восточный, Западный) хребта Хамар-Дабан на берегу уникального озера и небольшие группы райдеров в окружении девственной природы – именно так воображение обычно рисует фрирайд.

Высота района около 1600 метров, а перепады – примерно 700. Подъемников тут нет, всё ножками. Впрочем, это вполне по плечу человеку в нормальной физической форме. Несколько часов в гору – и перед глазами цирки, поля, леса, кулуары – чтобы с удовольствием взорвать целину с видом на Байкал.

Безусловно, год на год не приходится, но по информации от местных, уже в начале ноября можно открывать сезон в отдельных цирках. Однако если вы едете издалека, надёжнее планировать поездку на конец ноября – начало декабря. Обилие снегопадов делает декабрь лучшим временем для скитура и бэккантри в этом районе, и еще март, поскольку в январе становится по-сибирски холодновато, а в марте теплеет, но с конца месяца опасность схода мокрых лавин возрастает.

Мамай расположен на равном расстоянии от Иркутска и Улан-Удэ. Так что лететь можно в любой из этих городов. Иркутск более европейский, а в Улан-Удэ присутствует особый бурятский колорит (посещение буддистских дацанов обогатит культурную составляющую путешествия).

Но пора двигаться в горы. Начало захода в ущелье расположено на международной трассе М4, на 194 км от Иркутска.
Добраться туда можно на поезде до Выдрино (маленький поселок, который расположен в десятке км от Мамая) и дальше на такси подъехать к началу пешего захода. Если возвращаться таким же путем, то билет надо купить заранее, кассы в Выдрино нет.
Другой вариант – рейсовая маршрутка Иркутск – Улан-Удэ, которая довезет прямо до начала тропы. Маршрутки отходят от ж/д вокзалов Иркутска и Улан-Удэ, отправляются по наполнению (примерно около 10 утра)
Если вы едете большой компанией, удобнее заказать микроавтобус.

Ориентиры начала тропы (если ехать от Иркутска) — 194 км, после моста через Мамай метров через 300 проселочная дорога отходит направо, через 50 метров по дороге стоит информационный щит (за него спасибо Сергею Климову).

Забрасываться можно как пешком, так и на снегоходе. Учитывайте, что в ущелье никаких магазинов нет, так что всю еду придется нести с собой. Закупиться продуктами можно в круглосуточном супермаркете Spar (он в торговом центре Джем Молл)
На мобильную связь в ущелье лучше не рассчитывать.

Жить на Мамае можно и в палатке, и в снежной пещере... Но большинство предпочитает избы-зимовья, которых там несколько. Их владельцы временами – также фрирайдеры – временами готовы принимать постояльцев. Также в ущелье есть АтмоСфера – двухэтажный дом с печным отоплением, компания побольше может забронировать его.

Полезные контакты:

Хостелы:
- в Иркутске: www.hostel-irkutsk.com, +7 964 659 46 70
- в Улан-Удэ (непроверенный мной) www.uu.hdhostel.com +7 983 531 75 29

Телефон такси в Выдрино +7 950 083 88 48

Заказ микроавтобуса:
+7 903 908 42 11 – Александр (автобус побольше)
+7 950 119 21 09 – Николай (автобус поменьше)

Пообедать по дороге в горы можно в кафе «Мистраль» в поселке Солзан (153 км). Сделать заказ можно с дороги, и горячие позы будут готовы к Вашему прибытию! (телефон кафе +7 950 050 35 55)

Заказ снегохода:
+7 902 510 22 07 – Сергей Арсентьев (Кроме водителя на снегоход садится человек с большим рюкзаком (или только рюкзак с едой), а сзади двое лыжников с большими рюкзаками едут на привязи. Ещё есть санки, чтобы положить вещи... Но возможность заброски сильно зависит от состояния снега, так что уточняйте).

Контакты АтмоСферы:

Изба Бурятская слобода (еще один вариант размещения на месте):
Сергей Климов - +7 914 636 06 26

Полезные ресурсы:
http://angara.net/info/ (и о Мамае http://angara.net/info/slope/mamai/)
Группа любителей Мамая

Анна Ханкевич, которая рассказывает нам о Мамае, любит район за большой выбор и разнообразное катание: лес или альпийская зона со скалами и кулуарами – выбирайте по вкусу!

Вершинный цирк (его еще называют Бурятский)

Один из самых популярных цирков для катания, расположен по правому борту долины. Он интересен, относительно безопасен для захода (выход на перевал более безопасный, чем в Северном)
Заходить лучше, держась левого борта. Начало захода у информационного щита возле второго моста, через 5 минут выход к Бурятской слободе.
От нее через густой лес прямо вверх, на первую ступень. Выход на первую открытую поляну и дальше траверсировать склоны, не опускаясь к ручью.
Еще два небольших взлета — и видна интересная стенка, с большим количеством вариантов для проездов. На подъем лучше обойти слева, и после взлета виден финальный подъем на перевал. На нем надо внимательно оценить лавинную обстановку. Зачастую последние несколько метров выхода на перевал выдутые до жесткого наста.
Справа от перевала — вершина Истинный Мамай (1540), с неё есть несколько вариантов интересных относительно несложных проездов (выход на вершину по гребню). Если уходить дальше по гребню Мамай — Кедровая, то можно катануть три достаточно бодрых кулуара, но просмотр их еще от предпоследней ступени.
Слева от перевала — гребень, разделяющий Бурятский и Северный цирки, и это может быть альтернативным путем захода в случае нестабильной обстановки, так как выход на перевал из Северного цирка более крутой и продолжительный.
Скатки с этого гребня в сторону Бурятского достаточно заросшие и непопулярные, но при этом они дольше остаются нетронутыми.
Среднее время захода на перевал — 2,5 часов, и еще около 40 минут до вершины Истинный Мамай.

Комментарий Романа Перминова:

Вершинный цирк приобрел свою популярность в 2012-2013 годах. До этого популярностью пользовались Северный цирк, Три березы, Мегаканава. цирк г. Мясной пупырь, расположенные выше по речке Б. Мамай.
Название цирка «Вершинный цирк». Т.к. там находится гора Мамай. Она обозначена на всех топографических картах. Альтернативные названия Бурятский, потому что на выкате цирка расположена Бурятская слобода.

Популярность спот приобрел в 2012-2013 г. после того как на Кедровую пробили тропу пешую. До этого ходили туда кататься только Бурятской Слободой и то многие отказывались из-за дальности захода по вышеописанному маршруту Аней. С появлением скитура можно ходить дальше. Но катают Кедровую, так как за небольшое расстояние получаешь больше дропов, уклонов и леса.

Кедровая

Это неявно выраженная вершина, а скорее даже просто перегиб в западном гребне Бурятского цирка. «Пешеходы» заходят от самой нижней в районе Ромовской зимухи, которая расположена за первым мостом. Но скитуристам явно проще заходить из Бурятского цирка. Начало захода аналогично предыдущему описанию, после первого взлета на выполаживании надо траверсировать два ручья и потом по большому крутому полю (по правому краю) подниматься под небольшую скалу. От нее вправо вбок уходит поляна, которая выводит на середину гребня, но выше основных кустов. Дальше подъем по гребню, и при выборе дальних линий для спуска надо пройти и пологую часть гребня. При наличии тропы подъем займет около часа.

Для спусков есть достаточно простой некрутой путь захода. Но основное достоинство Кедровой — это стенка восточной экспозиции, крутая, с выходами скал, с несколькими кулуарами для проезда. Именно тут снимали основную часть своего нашумевшего видео Sherpas Cinema.
Причем на заходе все варианты просматриваются, не забудьте сфотографировать свою линию!

Потаённый

Находится западнее Бурятского цирка (ближе к Байкалу), мы туда сунулись один раз, но остались недовольны результатом. Снизу в цирк не попасть — слишком долгий заход, то есть туда надо добираться через Бурятский цирк с заходом на вершину Мамай и спускаться в этот цирк, и выбираться на гребень Кедровой. Но рельеф для катания не стоит этих усилий.

Северный цирк

Расположен восточнее (выше по ущелью), чем Бурятский. Подъем на него можно начать с нескольких точек, но главное не попасть в ручей в левой части нижней ступени этого цирка, там достаточно узкая крутая ложбина. После преодоления первой ступени лучше держаться правой части цирка, и после еще одного взлета диагонально пересекать в левую часть. В правом боковом борту долины есть два кулуара (один носит название Проходимый) и их лучше внимательно просмотреть снизу. В левой части рельеф также интересен, явно выраженный центральный проезд с большим количеством вариантов по сторонам.
Третий взлет легче преодолеть в левой части, но в другом месте и не захочется из-за скальных выходов. Становится виден финальный взлет на перевал, как я уже говорила — он крутой и явно потенциально лавиноопасен.
От перевала по гребню можно двигаться в обе стороны, в зависимости от выбранного спуска. Гребень часто жесткий, выдутый, лучше иметь скитурные кошки с собой. Также по левой части гребня можно попасть в Южный цирк.
Среднее время захода до перевала менее трех часа
Также хочу отметить, что обратная сторона всех цирков — долина реки Осиновка — совершенно дикая. Попадание туда (например, при потере видимости в метель) грозит серьезными проблемами.

Мегадудка (Мегаканава)

Это название кулуара, который расположен в хребте между Бурятским и Северным цирками и хорошо виден с дороги. Он длинный и крутой и пользуется спросом среди местных райдеров, особенно пешеходов (так как соотношение затропки/спуска крайне эффективно). Они поднимаются пешком в лоб, но для скитура оптимальнее заходить через Северный, после первой ступени сворачивая направо и траверсируя лесистое ребро с выходами скал (некоторые из них пригодны для прыжков).

Три берёзы

Аналогичная зона, расположенная между Северным и Центральным цирками. Представляет собой крутой треугольник леса, с четырьмя кулуарами — прочесами. Исторически местные райдеры заходят в лоб, на скитуре мы пробовали несколько вариантов и в итоге остановились на заходе через дальний левый край. После кунга надо подняться еще метров триста, перейти на другую сторону реки и подниматься по левому борту ручья, вытекающего из Центрального цирка. После выполаживания траверсировать вправо и выходить на ребро, приводящее к трем березам.
Спуски либо по лесным кулуарам, либо вдоль пути захода, либо по просекам в сторону Северного цирка.

Центральный цирк

Заход на него идет либо через Три берёзы либо через Северный.
В первом случае после Трёх берёз начинается некрутой гребень, основная сложность которого в том, что он покрыт кедровником. При небольшом количестве снега передвижение по такому покрытию крайне затруднено.
Во втором варианте после захода на перевал надо пойти по левому ребру и выйти на Мамай Западный (1600) и потом повернуть в сторону Мамая Восточного (1580), который является вершиной Центрального цирка.
Спуск представляет собой крутой и узкий кулуар, внизу которого в зависимости от снега может быть ступенька. Именно в этом кулуаре произошел несчастный случай осенью 2014 года.

Южный цирк

Расположен за Северным цирком и является одним из самых далеких. Заход в него снизу слишком долгий, только если вас подбросят снегоходчики.
Мы обычно заходим из Северного, оттуда легко попасть сразу на ребро Южного цирка и спуститься самую интересную верхнюю часть. Она небольшая, но гарантировано там нет следов!
За Южным цирком начинается самая дальняя для заброски область, и редкий скитурщик оставит там свой след! Время подходов переваливает за час, и это слишком долго для одного дня. Хотя там много интересных вариантов на горе Поляна, а также на обратной стороне перевала.

Лесной или Мясной пупырь

На противоположной стороне экспозиция южная – юго-западная, не самая благоприятная для снега. К тому же на этой стороне гораздо чаще мы наблюдали трещины разрыва до грунта.
В этой части долины самое популярное место — Лесной или Мясной пупырь. Средний уклон здесь меньше, чем при других опциях, так как это место считается раскаточным и для новичков.
Заход на него сначала вверх по долине, выше кунга до ручья, вытекающего из цирка между Лесной и Узловой. Дальше идет сложный участок, у которого мы так и не нашли простых вариантов. Заход в лоб по ручью может быть опасен при нестабильном снеге. Заход по ребру справа от ручья неприятен курумником. Заход справа приводит к неоправданно большому траверсу на середине подъема. Так что оценивайте обстановку самостоятельно.

Время подхода под начало подъема около 40 минут, и еще примерно полтора часа до верха
Спуск возможен по пути захода, причём имеет смысл не падать низко в долину, а проезжать только самую приятную верхнюю половину и после идти на повторный заход.
Ещё есть пара вариантов спусков слева (немного вверх по ущелью), в том числе так называемый Веселый кулуар.
А также можно спускаться на обратку, но тоже только верхнюю часть.

Конечно, это далеко не полный список возможностей ущелья, приглашаю всех для самостоятельной дальнейшей разведки.

В любом случае, тем, кто не уверен в своих навыках ориентирования в незнакомом районе, имеет большой смысл ехать в составе группы с гидом, которые регулярно бывают в районе в начале сезона.

Напоминаем, что при катании вне трасс (а на Мамае трасс нет и в помине) наличие лавинного снаряжения и умение им пользоваться обязательны.

Текст: Анна Ханкевич (Columbia, Volkl, Marker, Uvex)