Ты не ты, когда голоден! Поговорим о горах еды и еде в горах!

Пишет robinsya, 04.05.2016 17:23

Ты не ты, когда голоден! Поговорим о горах еды и еде в горах! (Альпинизм, горы, экспедиции, еда, не видишь мы кушаем, питаемся правильно, полевая кухня)

У каждого из вас наберется с пару десятков историй о том, как вы варили кашу "из топора", грызли камни и делали прочее необходимое, чтобы выжить в суровой горной действительности. Этот опыт наверняка закалил вас и научил обходиться малым - с одной стороны, и пользоваться на всю катушку тем, что есть под руками - с другой.
Наши друзья поделились своими находками в сфере горного общественного питания:)))
Это - пост-приглашение рассказать в комментариях о том, что наработали вы!

Я задала несколько вопросов людям, которые знают, что такое "экспедиция" не понаслышке.

- Что обычно составляет основу твоего питания в горах?
- Какие фишки и лайфхаки выработал за годы сурового экспедиционного опыта?
- Есть ли непривычные для готовки в условиях гор блюда, которые ты готовишь?
- И твое любимое из походных блюд с рецептом!

Александр Гуков

(обладатель "Золотого ледоруба России" и Piolets d'Or, а также любитель "шила")

Я люблю гречку в горах. Последнее время мы берем гречку в пакетиках с мясом уже сушеным, в «Ленте», по-моему, продается, Лончинский главный по ее закупке. Отличная вещь, очень питательная и вкусная.

Перед поездкой этой зимой в Киргизию я читал про то, как Саша Ручкин в молодости ходил – в том числе о том, что они зимой в Ала-Арче, вернее, их женщины, лепили пельмени, и они брали их на восхождение. Взял на заметку. Лепить, конечно, у нас было некому, но в супермаркете мы их набрали немеряно и, внимание, не хватило! Шли на ура. Главное, это их не разморозить в процессе доставки до лагеря. Иначе тяжело потом их разламывать. Зато готовятся быстро, едятся вкусно.

Могу поделиться рецептом «шила». Главное в шиле – это гидроудар. Наливаешь в бутылку воды, закидываешь туда немного чабреца и лимона. В воду добавляешь медицинский спирт. Бутылка должна быть крепкая, лучше от фанты или колы. Разводишь 50/50, можно и 40/60, но мне нравится покрепче. Закрываешь плотно и стучишь как можно сильнее об пол. Это и есть главный компонент – гидроудар. Если ты в палатке, на высоте, то приходится обходиться собственной коленкой или головой напарника (шутка!). Затем ждешь, пока процесс перемешивания стабилизируется, по возможности охлаждаешь и можно пить с колбаской, нарезанной на досточке 9с.

Марина Коптева

(В представлении не нуждается. "Стальной Ангел", "Золотой ледоруб России" и "Хрустальный пик" говорят сами за себя. А также 35 дней на стене Большой башни Транго! Сейчас узнаем, что же они с Галей и Аней там ели!)

В последние годы наш рацион формируется на базе сублиматов. Либо сами сушим, либо заказываем. Ну и дешевая вермишель в брикетах;) фишки – это умение терпеть голод и сохранять при этом работоспособность. В последнее время ещё используем спортивное питание.

BCAA с кофеином и витаминами. Перекус – сникерсы. Не готовлю вообще в горах;) максимум – что-то залить кипятком. Любимое блюдо: кофе по-иркутски! Но его рецепт авторы хранят в тайне!

Настоящие женские ботинки!

Где-то внутри прячется сало!

Никита Балабанов

("Хрустальный пик", "Золотой крюк", Piolets d'Or, а также вообще все награды, которые смогло зацепить восхождение на Талунг. Несмотря на любовь к фаст’н’лайт, так же любит хорошо поесть!)

На горе последние сезоны рацион состоял 50/50 из сублиматов и сушки собственного приготовления. Последнее время склоняюсь к своей сушке. Она на высоте идет как-то лучше. Сам решаешь, что тебе нравится: овощей побольше можешь добавить или еще чего! Стандартное меню – это, например, гречневые хлопья, много сушеных овощей и сушеное мясо. Это на утро/вечер. Утром углеводов побольше. Вечером, понятно, более жирная пища идет. Плюс много сала. Это наше секретное оружие! Но, к сожалению, его приходится жестко нормировать, потому что фаст’н’лайт. И от такого фаст’н’лайта часто на душе становится грустно!

В течение дня во время лазания – только углеводные гели и батончики. Запиваю перонином – это такая страшная бодяга, которую немецкая фирма trek’n’eat придумала для Ули Штека. Питье с углеводной и витаминной составляющей. Очень дельная вещь. В течение дня двойка двигается постоянно, и единственные остановки – это передача железа на станциях, так что это очень удобно, когда вся еда в виде гелей или жидкости.

Ничего такого военного-секретного пока не придумал. Главная фишка, которую не все используют – это сушеное мясо. Сушим сами дома в духовке. Это у нас в компании сакральный процесс, на который приглашаются все друзья, чтобы было веселее. Сушу мясо, рыбу, курицу. Сейчас зимой были в районе Ушбы, обоим едокам почему-то понравилась больше всего рыба и сушеный фарш (новый эксперимент). Будем делать такого больше теперь!

Будем считать, что внутри - борщ!

Самое популярное блюдо в нашем меню – это, наверное, борщ. Для него заготавливаем борщевую заправку, заранее порционно фасуем по пакетам (картошка, морковка, свекла, капуста, лук) + мясо. Можно еще гречневые хлопья добавить. Получается очень крутая каша-борщ!
Раньше в большие горы любил в каждую поездку брать какую-то экзотическую штуку. Был опыт готовки паэльи из морепродуктов, плова со свежим мясом, ролов. Но это было обычно зимой в горах на новый год. Сейчас стараюсь новый год встречать дома.

Глеб Соколов

(снежный барс, восходитель на высочайшие вершины мира, более 30 раз был на вершине Хан-Тенгри)

Никаких таких разносолов или чего-либо специфического в моем меню нет.
Каждый раз, а это пока разговор идёт про акклиматизацию, мы или я берём (беру) то, что есть в БЛ из того, что хочется. К примеру, варёную картошку на 2-3 раза. Солёные или свежие огурцы к ней. Несколько окорочков варёных или жареных, яйца сваренные вкрутую.
В качестве лёгких закусок подходит колбаса, сало, рыба различных приготовлений.
Кашки не люблю. Наелся за свою жизнь.
К чаю – различные конфеты, варенье из ассортимента лагеря, орешки там всякие с сухофруктами.
На перекус обычно яблоки, персики и пр.
Во время акклиматизации аппетит плохой, рваный, как (по моему разумению) у беременных женщин. Я сейчас говорю о Южном Иныльчеке.

На основном восхождении продуктовый выбор скуднее и специфичней.
Это пакеты МаунтХаус или подобные. Найти можно, хоть и дорого. То же сало, колбаса покачественней, рыба, если есть. Желательны сублиматы. Домашние заначки из толчёной с сахаром брусники, жмых кедровый и т.д. В общем, всё как у людей.

Среди лайфхаков нет ничего, что бы кружило сознание. Из фишек разве что СПМ-17.
Качественный военный концентрат.
Заменяет всё (но не всех). Только водой запивай. Делают в Новосибирске по спецзаказу. Но достать можно через Олега Макарова, если заказ приличный.

Обязательно ещё изотоники. Купить можно приличные типа Изостара с любом магазине, торгующем белками для качков.

Многие восхождения бывают приурочены к какому-либо празднику. Тогда бутылка шампанского (это 9-е мая) или хорошего чилийского винца (это День ВДВ) здорово украшают стол (хе-хе!).
Только меру знать надо. Ведь ещё спускаться...

Ничего непривычного не готовлю. Вся еда – полуфабрикаты или готовые блюда, по возможности приближённые к мирной жизни.

Самое любимое блюдо – как и писал выше – варёная в мундире картошечка с малосольным огурчиком, кусочком розового сала и 50-тью граммами Портвейна Белого Крымского Массандра... И жизнь становится прекрасной и раскрашивается всеми цветами радуг.

Михаил Фомин

(еще один любитель сала и витаминов! А как еще ходить фаст’н’лайт?)

Основа моего питания в горах – это сало, конечно, как и у всех хохлов (:-)) И это не шутка, это единственный элемент меню, который мы стараемся сильно не урезать по весу ни во время акклема, ни на горе. А если в целом, то едим стандартно: утром сладкую кашу, днем сухофрукты или спортивное питание (гели, изотоники), вечером суп/борщ/каша/картофель с мясом и салом, плюс сухари и чеснок. Все сушеное/сублимированное (кроме сала конечно (:-)))

Вряд ли здесь какие-то сверхсекреты расскажу, но вот то, что мы используем:
- кисель – очень важная штука, на дневках обязательна, а бывает и на аклеме употребляем,
- 20 г спирта на двоих в горячий чай перед сном – согревает ноги и помогает быстро уснуть даже на неудобных ночевках
- не есть на горе лук, так как от него на следующий день сушит (пить хочется); лучше чеснок – полезного столько же, минусов нет,
- на дневки – витаминные бомбы (перетертые с медом лимон и курага).

Мы в плане готовки ленивые, поэтому готовим в основном в горах только то, что просто заливается кипятком, ну или, на крайний случай, 5 минут кипятится :))

Сложно сказать, какоеблюдо самое любимое. Вот в экспе на Талунг у нас любимыми были гречневые хлопья с сушеным мясом, сыром и салом. Плюс 2 капли жутких непальских специй (если три, уже есть было нельзя :))

Юля Кузнецова

(родители альпинисты, с детства в горах - сколько-сколько ложек сахара ты в чай кладешь?!:-))

Для меня как для неполного вегетарианца (молоко, яйца, рыба в рационе присутствуют) питание в горах в некотором роде проблема. Не хочется тащить с собой 100 кило сырой еды, можно надорваться. Передвигаться хочется налегке, поэтому упор на легкие (по весу) и сухие продукты, утром перед выходом на гору это разводные каши типа «Быстров» (2,3,4 пакетика) + бутерброд с сыром (товарищи мои обычно колбасу едят) и чай с 8ю ложками сахара для турбореактивного взбегания к началу маршрута (но без выхлопных газов!).

Днем это бесконечный легкий перекус: маленькие кислые яблочки, апельсины, шоколадки, леденцы, бутеры (у некоторых даже с салом), вода с зукой или турбожелтыми таблетками из аптеки, которые вштыривают не по-детски. Но! Если есть возможность сделать остановку на обед, то варим легкий суп из быстроразводимой лапши, едим бутеры и пьем горячий чаек.

На ужин уже идет тяжелая артиллерия в виде круп (гречка, рис или яичные макароны) + баночка тушенки или сушеное мясо для тех, кто ест. Я обычно урываю тарелочку до того, как в нее полетят чьи-то останки + сыр (сало), лук-чеснок, коньяк, шоколадка, чаёк с сахаром, конечно, же.

Наши фишки:
- Сушилка для овощей – вещь!! В одном из выездов использовали самостоятельно высушенные овощи (помидоры, зелень, лук порей, перец). При добавлении их в суп практически не отличить от свежих (чего не скажешь о покупных наборах), очень вкусно!. Также ребята сушили мясо. Выглядит это конечно так себе, как порошок, но вроде как сил мужикам дает.

- Апельсины на маршруте!!! Витамин С дает сил, а яркий цвет кожурки радует глаз!! + экономия водички) 3 в одном!
- Яблочки!!! Если добавить парочку к шоколадкам, будет гораздо полезнее и вкуснее!
- Лук и чеснок вечером перед сном! Увеличивают шансы вымотанного и замерзшего организма не заболеть и на завтра продолжить издевательства над собой!
- Сахар!!! Девоньки, которые худеют, бросьте глупости и в горах ешьте все! И сил будет больше и шансов не упасть в голодный обморок и, опять же, глюкоза в кровь и углеводы. Так вы сможете в горах радоваться жизни! На равнине я его вообще не ем, но в горах хочется и нужно.

Люблю готовить пасту со всякими пряностями и сыром и всем, что найду в походной кухне! Народу очень нравится! Но вообще это блюдо для меня привычное. Так-то изысков не делаю, может только торт с черникой …

А рецепт…. Варим любые макароны, целую кастрюлю с солью и лавровым листом. Пока они варятся до состояния «альденте», режем любые имеющиеся овощи (помидоры, перец, лук), слегка жарим на крышке от кастрюли на любом масле. Как овощи готовы, кидаем их в макароны. Пока остатки воды выкипают, режем любой сыр кубиками и (обязательно!) чеснок! Кидаем все в кастрюлю и перемешиваем. Сыр должен расплавиться. Готово!! Быстро, сытно, всем нравится. Сюда также можно кинуть сушеную зелень и сухие овощи (пока варятся макароны, к ним в кастрюлю), хмели-сунели, черный перец… короче, что есть. Можно тушенкой блюдо попортить или колбасы настругать, это уж выбор любителей. Главное добавить сыр и чеснок!

Приятного аппетита и с удовольствием почитаем ваши рецепты!

Спасибо Мише, Никите, Глебу, Юле, Саше и Марине за помощь в подготовке материала и фотографии из личного архива!

Вот это я понимаю желание пить - принести стеклянные бутылки в горы!

Как с баяном на восхождение :)

чай с 8ю ложками сахара!!!

Для robinsya: очень профессионально, несмотря на майские праздники, будет взрыв. Кстати, а куда Марина Коптева делась?

Испанию осваиваю и лазить у испанских монстров
учусь %)

Удачи!

Юля Кузнецова от души макаронным рецептом поделилась, прям слюнки потекли :)

По поводу шила, название то историческое, флотское. Далее копипаст:
Издавна на флоте спирт носит название – "шило". Когда-то, еще на парусном флоте, водку, по чарке которой непременно наливали матросам перед обедом , хранили в кожаных бурдюках. Завязки опечатывались, чтоб было видно, если кто покусится на святое. Так матросы наловчились бурдюки прокалывать. Добытое таким образом спиртное называлось "шильным" или "шилом".

Позитивная тема)
Но вот спирт на высоте...и как оно потом?)

Плохо, обычно, часа 2. Потом с потом выходит.

Вот и я о том.Стоит ли оно того..?!

Шило! Сколько способов, технологий, ухищрений не придумали для правильного смешивания двух жидкостей! Не могу забыть, как много лет назад на зимой Кольском замешали напиток. На моё "Он же теплый...", Костя Бекетов выдал знаменитое: "Даже в самом сердце северных гор мы найдем способ охладить напитки!" И выкинул бутылку из палатки наружу, в -30.
Теперь я действую по-другому. Научил меня правильному приготовлению сыктывкарский кайтер Володя Ширяев несколько лет назад во время суточной кайт-гонки по Полярному Уралу.
Так вот, смешивать надо не спирт с водой, а спирт со снегом! Да, реакция разбавления - экзотермическая, но плавление воды требует гораздо больше энергии, чем её выделяется при смешивании. То есть, снег растворяется в спирте, отнимая у системы энергию на разрушение кристаллической решетки воды. По моим оценкам, температура снегоспиртовой смеси 1:1 падает от комнатной до -20! Смесь даже надо немного нагреть на горелке, чтобы снег растаял. Стальная кружка с такой смесью мнгновенно примерзает к коврику и призватывает влажные руки (лизать не пробовал))). Остается добавить немного черного молотого перца - и прекрасный холодный напиток готов!

Воду в спирт, не наоборот! Потом прикрыть герметично, ладонью. Ладонь "всосет", но греться не будет. Употреблять по личным возможностям. По-опыту, выше 5000 -не более 50 грамм.

А я где-то говорил про спирт в воду? Внимательнее, внимательнее!

А как угадать с количеством снега для правильной пропорции конечного продукта?

Если водой разбавлять, лучше 1/1. Если снегом -удельный вес снега 0,7. Арифметика несложная. А еще лучше, вообще не пить. Однажды разбавили правильно, и, за спорами забыли выпить. И ничего, "хорошо пошло!".

выпил 50 возле Ирикчата - голова болела 3 часа.... :(

Надеюсь Ирикчат не виноват,сотку надо было пить...

В разведенный спирт (40/60) надо добавлять сахар - где-то столовую ложку на 1.5 литра. И потом все это закрыть крышкой и трясти где-то минут 5-10, периодически открывая и выпуская газ из бутылки - там идет какая-то реакция и выделяется газ с жутко неприятным запахом. Зато потом идет как мороженка :) И с утра лучше чем с водки!

А еще интересно было бы у Феди Копытова узнать что он ест - у него диета жесткая и с изысками, а ходит весьма и весьма!

мы в этом году новый рецепт опробовали
ОН + Егельмайстер 50/50 получается очень даже
а так стандарно, пемикан+ крупы, именно крупы а не хлопья, ну и сало конечно с чесночком,или такIMG_3803