Мой 30-й день рождения или как я слушал таяние вечных снегов

Пишет Юра Траченко, 24.05.2016 00:58

Мой 30-й день рождения или как я слушал таяние вечных снегов (Горный туризм)

Бишкек. Понедельник. Дождь. Погодное окно захлопнулось.
Пальцы с трудом набивают текст. Лицо горит «очковым» загаром минувших дней в горах.
В наушниках старый добренький Pink Floyd…

Ниже фото рассказ-впечатление о четырех днях проведенных в горах.

Идея или откуда ноги растут
Спасибо Любе Ч. Прошлым летом в день ее рождения мы ели красную икру за ее здоровье. У нас заканчивалась красивая 3ка по Киргизскому хребту. Тогда я подумал, что как же будет хорошо и мой день рождения встретить в горах! Я ничего не загадывал, но оставил эту мысль на заметку.

После основного похода я совершил успешную соло прогулку. За неделю я перешел из долины Аламедин в Иссык-Ату, прошел два перевала, заглянул на две простые, но очень обзорные вершины. Горы тогда подарили погоду и шикарные виды. Я немного пересмотрел мои приоритеты относительно пребывания в горах и построения маршрутов.

Весной я переехал в Бишкек. Горы стали намного ближе, но по-настоящему я в них еще не выбирался. С апреля месяца в Киргизии обосновался сезон дождей. Время от времени мониторил прогноз погоды. Дней за семь я увидел намечающееся солнечное окно, в аккурат приходящееся на мой день рождения. Я не мог пропустить такое событие.

Изначально я думал сходить на какую-нибудь вершину в долине Ала-Арча. Кинул взоры на Корону, но Володя А. молодец, отговорил. Посоветовал другую по проще.

Спасибо Любе К. За несколько дней до выхода она начала бросать вопросы по подготовке маршрута по нашей 4ке по Киргизскому. Посмотрел, по каким местам не хватает информации, и тут все встало на свои места. Я иду смотреть ледник Аламедин.

В итоге запланировал
- 4 дня: с четверга по воскресенье включительно. Прогноз говорил, что в четверг будет переменная облачность, пятница и суббота – все замечательно. На воскресенье – переменная облачность.
- подняться в верховье долины Аламедин до куда будет возможно. Максимально хорошо рассмотреть и отснять цирк ледника Аламедин.

Четверг. День 1-й.
Будильник! За окном дождь…
Разговор со вторым Я, ведь лег я в 3 утра…
За день до этого узнал во сколько едет первая маршрутка до курорта «Теплые ключи» (высшая точка, куда идет транспорт в дол. Аламедин). Молодец, что узнал про первую, НЕ молодец, что не спросил про вторую. Внутренний диалог закончился на том, что я же иду отдыхать, а не устраивать по горам ММБ что это?
Дал себе и погоде еще 2 часа.

10 утра. В городе солнце, хорошо. Вторая маршрутка только в 13 дня…
Договорился за доплату, что водитель более короткого маршрута довезет меня до верху.

Я на старте! Ура!
Сейчас 13:30 мне надо успеть пройти 14км, набрать 650м и встать лагерем на слиянии рек Аламедин и Алтынтор на высота 2350м.

Всю непогоду из города несло в аккурат вверх по долине. Я шел подгоняемый дымными облаками и зарядами дождя. Хмуро, серо, вот-вот пойдет дождь, но я в горах!

Через некоторое время тропа вывела на табунчик лошадей. На заднем плане дымится противоположный склон.
Мой 30-й день рождения или как я слушал таяние вечных снегов (Горный туризм)
В группе выявилась любопытная лошадка, которая так и хотела попасть в кадр

Я шел без остановок на привал, порой вспоминал весенний ММБ 2015 года… Сейчас мне было теплее, походный рюкзак – хорошая грелка.

Чем дальше в долину, тем ближе ощущение праздника. Сверху пусть хмать и дождь, но все сильнее ощущение нахождения в природной сказке. Погружаешься в стихию.

Время от времени тропа выходит на цветочные поляны. Порой кажется, что в этом году сюда еще никто не поднимался. Тропа тонет в море цветов и зелени. Стараешься не сильно топтать эту идиллию.
Мой 30-й день рождения или как я слушал таяние вечных снегов (Горный туризм)
Облака низко стелются как дым и обгоняют меня

Облака просачиваются из долины Аламедин в Алтынтор

Лагерь на слиянии вышеупомянутых долин

Вечер. Тяжелый туман наступает. Но совсем скоро туман рассеивается, а это верный признак хорошей погоды.

Мой 30-й день рождения или как я слушал таяние вечных снегов (Горный туризм)
А где-то там, над Бишкеком, закат

Пока делал последние фотографии уходящего дня пальцы совсем околели, вспомнил рассказ про зимнее путешествие по Уралу, где герой оказался без перчаток подробнее
Я их просто забыл, хотя прямо перед выходом посмотрел на них, сказав себе, что они точно понадобятся. Поплатился за это не только холодными пальцами, но и чертовским загаром.

Вечером по приходу в лагерь я оставил улице герму со спальником, чтобы верхний слой подсушить, пока дождя нет. Готовясь ко сну, увидел на герме белый налет, как плесень.
«Что за ересь!» - подумал я.
Начал вытаскивать спальник – руки тоже в белом налете. Налетом оказался иней.
Небо открылось, и температура резко упала. Не зря мне по пальцам било холодом.

Укладываясь спать, надел на себя весь запас имеющейся одежды. Достаточно долго было зыбко, не мог уснуть.
Задавался вопросом: "как так? На новогодние в Приэльбрусье было -15-20 с ветром в этой же палатке, ну да, при чуть более теплом наборе одежды."
Не могу сказать, что тогда было прям тепло, но сейчас-то намного теплее за бортом…
Думал-размышлял про мобилизационно-волевую составляющую. В итоге пришел к мысли, что на согрев еще влияет наличие компаньона противоположного пола. Я не говорю про спарку и так далее. Просто мне кажется, что наличие в палатке людей разного пола согревает. Примерно на этом месте умозаключений я стал погружаться в сон.

Пятница. День 2-й.
В планах на сегодня перенести лагерь на 410м выше до слияния рек Аламедин и Ашутор, далее сходить радиально в цирк Аламедина до куда позволят условия.

Подъем в 6. Понимаю, что за бортом легкий минус, солнце в узкой долине будет не скоро. Решил выходить без завтрака. Я сейчас группой не руковожу, как удобно так и иду. Стартовал в 7.

Мой 30-й день рождения или как я слушал таяние вечных снегов (Горный туризм)
Прям таки торжество. Впереди много обещающий день!

Внутри все поет и играет от таких красот и умиротворения

Петроглифы Советской эпохи. Давненько камушек загорает

Пришел к месту лагеря в 10. Решил не тратить время на установку лагеря, быстро позавтракать и пока погода идти в цирк ловить момент.
Вышел в 11, оставив палатку, пенку, спальник, горелку и котелки. Еду не решился оставлять, дабы не привлекать зверье.

Мой 30-й день рождения или как я слушал таяние вечных снегов (Горный туризм)
Сюда я шел как будто на знакомство в старшую компанию. Внимательно приглядывался, прислушивался, искал подходы, чтобы пустили «к себе в песочницу».

Разглядел вариант захода к месту «под солнце». Справа по ходу, по осыпному склону. Тут снега почти не было, сверху ничего не нависало. Потропить все равно пришлось.

По пути взгляд упал на мемориальный камень, стоящий на фоне горного величия.

Как небольшой подзатыльник, заставляющий еще раз задуматься о правильности планов, о цене которую кто-то заплатил «за игру в этой песочнице».
В памяти всплыли строки Высоцкого:
«Если в вечный снег навеки ты
Ляжешь, над тобою, как над близким,
Наклонятся горные хребты
Самым прочным в мире обелиском.»

Мой 30-й день рождения или как я слушал таяние вечных снегов (Горный туризм)
Тем временем, пересекая снежники, я подошел к борту долины, который плавно переходил в моренный вал. Прыть и бодрость постепенно улетучивались, остановки отдышаться становились чаще, что позволяло чаще любоваться грандиозными видами, и это вдохновляло двигаться дальше.

На этом месте «бобик» окончательно сдох. Снова пошел внутренний диалог…
Вроде как все, совсем не идется.
- Зачем, ради чего, что и кому доказывать?
- Ведь итак уже можно рассмотреть что хотел, что планировал.
- Что будет, если продолжить подъем? Лучше ведь не станет, а риски возрастут…"
Но какая-то непреодолимая жажда красоты просила не отступать. В итоге решил полежать на теплом камушке отдышаться. При этом понимал, что надо не дать себе заснуть. Засек на часах 10 минут…

Хорошо, тепло, лежишь на как пляжике, главное не шевелиться, а то сразу чувствуешь всепоглощающую тяжесть и унизительную слабость.

Полежал, подышал, стало лучше. Снова осмотрелся. Вроде можно и дальше двигать.

И тут снова дилемма: выходить на гребень морены в лоб или траверсом постепенно? Хочется конечно побыстрей выйти на гребень. Хочется, но не сразу можется…
«Включил пониженную» и не торопясь, пошел на подъем.

Вот я на гребне морены.

Это мой единственный безопасный и выигрышный путь, который даст лучший обзор цирка.
Да, ноги не тянут, но такие красоты сами подхватывают и несут дальше.
В голове промелькнула строка:
«Ты идешь по кромке ледника, взгляд не отрывая от вершины»
Да, лет 10 назад именно здесь была та самая кромка ледника…

Еще каких-то пол часа и я на обзорной точке!

Мой 30-й день рождения или как я слушал таяние вечных снегов (Горный туризм)

"Внизу не встретишь, как ни тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес."

"Весь мир на ладони! Ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим, у которых вершина еще впереди."

Завидую я в первую очередь себе и нашей команде, так как запланированная на это лето вершина оказалась более чем интересной и красивой!

Я еще немного прошел по гребню. Во рту жажда и сухость, в животе - все стоит колом и категорически ничего не пускает во внутрь. Высота 3420, за сегодня набрал уже больше 1000м.

Я не мог «освоить» такую красоту. На небе ни облачка, полный штиль и тишина, безмятежность и гармония.

Вспомнился фильм Алексей Овсянникова «Искушение в пределах дозволенного».

И ведь действительно, в такие моменты время останавливается. Природа дала мне нереальную возможность посмотреть что-то сверх красивое и чистое. Одним словом ПУСТИЛИ. «Пользуйся, пока разрешают».

Мой 30-й день рождения или как я слушал таяние вечных снегов (Горный туризм)

Обернулся назад – появились облачка. На часах 16:30. Пора двигать назад, нЕчего испытывать судьбу

Уже на спуске облака появились «на арене цирка»,

а еще через пол часа стена цирка была полностью закрыта

Так, спускаемся. Хочется побыстрее в лагерь, где больше живительного кислорода, поесть и отдохнуть. НО торопиться нельзя. ПУСТИЛИ еще не значит ОТПУСТИЛИ.

Статистика неумолимо показывает, что бОльшая часть несчастных случает происходит во второй половине похода, во второй половине дня, на спуске. Когда накоплена усталость, притуплено внимание, когда основная цель достигнута, желания сильнее самоконтроля и оценки безопасности.

Мой 30-й день рождения или как я слушал таяние вечных снегов (Горный туризм)
на обратном пути красивый кадр

Шел назад, эмоции, чувства, все переполняет. Высота понемногу отпускает.

Постепенно встает вопрос: «А что же делать завтра, если за сегодня вроде как все увидел?» Завтра сам День рождения… Зайти в уже знакомую соседнюю долину, подняться на перевал Аламедин Вост? Так туда идти дальше, подниматься выше, много снега, лавиноопасно…
Этим вечером я так и не ответил на этот вопрос. Пока решил что, день в горах - сам по себе уже праздник. Буду отдыхать и отсыпаться.

Пришел, все на месте, установил лагерь. Аппетит есть – хорошо. Быстренько сготовил. Мокрые ноги торопили в спальник. Небо чистое, завтра обещается хорошая погода.

Сегодня был хороший день. Вышел в 7, пришел в 19… Много увидел, много прошел.
А пока хороший сон.

Суббота. День 3-й. Мой 30-й день рождения.
Изменений при смене цифр в возрасте я не почувствовал. Зато чувствовал торжество нахождения в горах да в такую погоду.

Встал в 9. Солнце разогрело палатку. Снова встал вопрос что делать?
Прошлым летом у меня уже была дневка на этом же месте. Чувствую тело поет, хочется движухи. Небо все также радует. А почему бы не сходить в тот же цирк? Путь известен, пуховку, кошки и ледоруб можно не брать, всю еду кроме перекуса оставить в палатке. С более легким рюкзаком и в более акклиматизированной форме должно быть совсем легко. А если совсем все быстро пойдет, то после обеда можно лагерь вниз перенести. На том и порешил.
Вышел в 10 по знакомому пути. Ноги несли!

Мой 30-й день рождения или как я слушал таяние вечных снегов (Горный туризм)
Знакомая картина, но снега уже поменьше.

Горы вроде те же, но как-то по-другому… Ну конечно же, сегодня я другой. Идется легко, сознание на месте, не придавлено кислородным голоданием.

Сегодня оптимизировал путь подъема, раньше поднялся на гребень, меньше тропил

Начинают появляться перистые облака. Возможно, к вечеру совсем затянет.

Мой 30-й день рождения или как я слушал таяние вечных снегов (Горный туризм)
Сегодня замечательная возможность просто посидеть, по голове не бьет, дышится легко

Тишина. Чувствуешь ручейки теплого воздуха, поднимающиеся от теплого каменистого склона. Кажется, что можно услышать, как тает снег. По-моему, на леднике даже особенный запах тающего снега.

Сложно уместить в сознании нахождение в подобных местах.
Теряется чувство времени. Тишина лишает всех координат и точек отсчета скорости течения всех процессов. Картинка статична, даже если движутся облака, не можешь сказать быстро это или медленно.
Искажается чувство пространства. Взгляда не хватает охватить весь вид. Воздух кристально чист, что не можешь оценить насколько велики и далеки эти горы. Это картинка, до которой можешь дотянуться рукой или громадные великаны, стоящие в бесконечной дали.

Глядя на такие картины, полные красоты, чистоты и гармонии сам становишься чище, плавнее, становишься немного другой душевной организации.

Кажется, что Природа позволяет посмотреть на то, каким должен быть этот Мир.

С каждой новой встречей с горами мне становится ближе фраза Анатолия Букреева:
«Горы не стадионы, где я удовлетворяю свои амбиции, они - храмы, где я исповедую мою религию»

Я рад, что подобное происходит со мной уже второй раз. Пока эти впечатления я смог получить только в рамках самостоятельного пребывания в горах.
Я видел и чувствовал больше, чем могу осознать, чем описал. Желаю каждому попробовать оказаться в таких местах.

Все хорошее когда-нибудь кончается… Пора вниз.

Мой 30-й день рождения или как я слушал таяние вечных снегов (Горный туризм)

Посмотрел на часы, посчитал и подивился. Время подъема-спуска по сравнению со вчерашним лучше чуть ли не вполовину. Акклиматизация, легкий рюкзак, знание оптимального и протоптанного маршрута делают свое дело.

Мой лагерь на фоне потока Ашутора. Тут я перекусил, собрал лагерь и пошел вниз

Это фото специально для Леши П.

Будь он рядом, мы бы обязательно тут искупнулись. Но сейчас у меня состояние полного умиротворения и его не хочется ничем будоражить.

По пути к первому лагерю меня немного поплутал местный Леший. Пару раз сбивался с тропы на ровном месте. Но дошел все нормально.

Мой 30-й день рождения или как я слушал таяние вечных снегов (Горный туризм)
Это фото специально для Любы Ч. Толика Р. и Леши П.

Именно здесь мы ели красную икру за здоровье Любы в честь ее дня рождения. На этом же месте стояли наши палатки. На полянке у очага сейчас ярко-желтые цветы.

Так случилось, что и мне посчастливилось отметить мой день рождения на этом замечательном месте!

Летом с этого места брала связь. Мой новомодный телефон не брал сеть, но я взял добрый проверенный, который все сделал как надо. В этот вечер я смог созвониться со всеми участниками летнего торжества. Благо тариф нормальный, денег хватило впритык.

Мой 30-й день рождения или как я слушал таяние вечных снегов (Горный туризм)
Первые попытки освоения ночной фотосъемки

Лежа в спальнике в палатке. Роль штатива исполнили 2 моих ботинка. Правда аккумулятор быстро остыл и не хотел поддаваться на ночные эксперименты. Попытки согреть его давали совсем короткий эффект.

Мой 30й день рождения выдался замечательным!

Воскресенье. День 4-й.
С вечера в планах было встать в 5, выйти в 7 за 3 часа в аккурат добежать к первой маршрутке.
План ураган, конечно. Но утро расставило все по местам.

Провалялся в палатке до 10 утра, пока солнце не выгнало наружу. Когда осознал, сколько время, начал было быстренько собираться, чтобы успеть на дневную маршрутку. Но уже тогда что-то мне подсказывало, что поеду я на последней.

Погода на удивление радовала, а от такого не убегают из гор в объятия цивилизации. Прошло не 3 недели автономки.

Пейзажи словно с открытки

Долина Аламедин очень фотогенична

Надо просто чаще оборачиваться на спуске

Мой 30-й день рождения или как я слушал таяние вечных снегов (Горный туризм)
тогда, может, и ты увидишь радугу в проплывающем облаке

Чем ниже спускаюсь, чем чаще навевается некоторая тоска и строки классика:
"В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы — просто некуда деться!
И спускаемся вниз с покорённых вершин,
Оставляя в горах,
Оставляя в горах своё сердце."

Мой 30-й день рождения или как я слушал таяние вечных снегов (Горный туризм)
«Теплые Ключи» не зря носят статус курорта…

Эта остановка маршрутки, как порт в цивилизацию

Спустившись вниз, я поставил песенку, которая порой всплывала из памяти, но которая не совсем сочеталась с моими состоянием и местностью.
Это скорее заготовка из юности - "Вот когда мне стукнет тридцатник, надо будет обязательно послушать и чтоб на максимальной громкости".

Сектор Газа - Мне сегодня 30 лет!