Нестандартные перевалы - знакомьтесь - Снежная лестница 3А

Пишет А. Джулий, 24.05.2016 11:56

Нестандартные перевалы - знакомьтесь - Снежная лестница 3А (Туризм)

Так выглядит хребет Сарыджаз с западного седла Хан-Тенгри - в хорошую погоду. На сегодня практически в каждой складке хребта пройдены перевалы. Собственно, и тогда, в 1991 году, большая часть из них была уже пройдена. Но кое-что и осталось - в частности - перевал западнее п. Снежная лестница. Сама вершина на фото - очевидна - вершина с двумя широкими ступеньками по бокам - она и есть.

А левее (западнее) вершины - пологий участок гребня, прапктически посередине которого и есть седловина перевала. Почему нестандартный? Он не проходится "классическим" путем, когда мы идем на низшую седловину в цирке, и не выводит в какой-то другой цирк с противоположной стороны - с севера мы лезем фактически на высшую точку цирка, прямо по его центру, а с юга попадаем на склоны хребта, падающие в озеро Верхнее.

Вот он, цирк перевала с севера, с ледника Мушкетова. А перевал - ровно посередине. Следует отметить, что другие варианты прохождения перевала существенно повышали его сложность, добавляя совсем не нужную здесь 3Б.

Таких нестандартных перевалов в туризме пройдено немало. В том числе и в этом районе. Даже и в этом же хребте в 1989-м был пройден перевал Мраморная стена через п. Плато (Фомичев С.). А В. Будников в том же 89-м прошел два новых варианта через хребет Тенгри-Таг - Вертолетный 3Б* (который, учитывая специфику прохождения, логичнее было бы назвать плечом п.Горького), Шатер В. 3Б* (с пер. Иныльчекский через п. В. Шатер) и т.д. Да и раньше было пройдено немало... Так что мы совсем не были первооткрывателями в этом вопросе. Тем не менее, перевал получился занятный.

И так, с севера - наиболее простой путь по "снежной лестнице" в нагромождении сераков в центральной части склона.

Нестандартные перевалы - знакомьтесь - Снежная лестница 3А (Туризм)
Вот он, перевальный взлет с севера.

И мы ранним утром начинаем подниматься к перевалу...

По гигантским снежным ступенькам...

Куда-то вверх...

До удобного бивака, где просидели лишние сутки в непогоду...

От куда через небольшой бергшрунд...

Оставалось обработать...

И влезть на седловину...

И вот открывается краешек Хан-Тенгри - а погода пока на удивление хорошая...

Нестандартные перевалы - знакомьтесь - Снежная лестница 3А (Туризм)
И через небольшой карниз мы спускаемся к его узкой части - нашей седловине

А виды отсюда - просто обалденные... Обращаю внимание на экипировку тех лет - капрон, ВЦСПС... А я в голубом костюме - в них нарядили сборную Москвы на последний всесоюзный слет в 1989 году в Екатеринбурге... Пригодился...

Анатомия Тянь-Шаня - хр. Меридиональный - Тенгритаг. Слева на право: пики РГО - Пржевальского - Шатры Вост. и Зап., Хан-Тенгри, Чапаева, Горького. И др.

Нестандартные перевалы - знакомьтесь - Снежная лестница 3А (Туризм)
Ах, Тенгритаг... И "окно в Европу" - п. Победы, Важа...

Ну, дальше разбирайтесь сами... Просто красиво... Слева понятно - за хребтом Тенгритаг - Важа... Тенгритаг в этой части идентифицировать не берусь - это что-то в районе перевалов Ульяновский - Тюрина... Сзади большой горб в хребте Кокшаалтау - это пик Кирова. Правее, острый - пик Красной армии. Самый правый - пик Шокальского...

А тут какая прелесть... Внизу, понятно - озеро Мерцбахера... И слияние двух гигантов - С. и Ю. Иныльчека... Левее - оконечность хребта Тенгритаг с перевалами Броненосец-Мирошкина-Первомайский. Ну выше что-то понятно... Самый левый - пик Красной Армии... Следующий вправо - пик Шокальского. Седловина правее - перевал Барьер, пройденный под моим руководством в 1993-м... Ну а совсем справа, высшая точка - очевидно пик Нансена.

Вид вниз с перевала - тоже потрясающий...

Нестандартные перевалы - знакомьтесь - Снежная лестница 3А (Туризм)
Озеро Верхнее - озеро Мерцбахера...

А мы прокапываем карниз и начинаем спуск...
Вот так выглядит общий вид спуска с перевала - где-то с западного седла Хан-Тенгри...

Нестандартные перевалы - знакомьтесь - Снежная лестница 3А (Туризм)
Под карнизом - лед с 20 см снега...

Каких-то 10 веревок - и мы на скалах...

Любуемся видом вниз...

Нестандартные перевалы - знакомьтесь - Снежная лестница 3А (Туризм)
А так первая часть спуска выглядит с западного седла - телеобъективом... Правее большого карниза.

Озеро Верхнее все ближе, и уже закрывает практически весь обзор...

Не везде удается пройти пешком...

Нестандартные перевалы - знакомьтесь - Снежная лестница 3А (Туризм)
Еще немного усилий - и мы - на берегу...

И последнее "приключение" на Снежной лестнице - спуск по конгломерату на тело северного Иныльчека. Впереди - западное седло Хан-Тенгри и выход в цивилизацию - МАЛ на южном Иныльчеке, где наша заброска. На северном МАЛ не работал с 1989 года...

Такой вот получился замечательный перевал. Справка: перевал Снежная лестница 3А 5000, с ледника Мушкетова на ледник северный Иныльчек, впервые пройден в июле 1991 года. Перевал двухсторонний, большей частью снежно-ледовый, но есть небольшие участки скал с южной стороны. Перевал пройден примерно 4 раза, всем, кто ходил его после нас - очень понравился. Пока проходился с севера на юг. В обратную сторону он не очень удобен, т.к. не исключен вариант ночевки на подъеме, а с комфортом там проблема. В идеале при прохождении с юга - ночевать на перевале или в начале спуска. Пройти его за 1 день полностью наверно возможно, но представляется проблематичным.