Нестандартные перевалы - первые траверсы.

Пишет А. Джулий, 01.06.2016 15:58

Нестандартные перевалы - первые траверсы. (Туризм)

Массив Диклосмта, вид с севера.

В рамках этой моей попытки немного рассказать о нестандартных перевалах, пока из тех, что были пройдены под моим руководством, решил рассказать еще о двух – первых траверсах.
Итак, наступил 1989 год, год, для туризма во многом значимый – многолетний и непонятно для чего установленный запрет – посещение вершин туристами – был, наконец, снят. И у кого-то появилась возможность хотя бы рассказать о различных восхождениях во время походов, совершенных «тайно» от всех (да, тогда был такой период, когда за нарушение «правил…» могли запретить руководство, а то и лишить разрядов/званий), а для кого-то – лихорадочно или спокойно пройти маршрут с восхождением на одну или несколько вершин. Расширение рамок всегда приятно, а когда понимаешь, что появилась совершенно официальная возможность в рамках любимого спорта делать все, что хочется (или к чему готов) – приходит в голову мысль, что это и есть счастье. Конечно, наши монстры, корифеи тех лет – тут же кинулись на «сладкое». Ну а что у нас «сладкое»? То же, куда рвалось и множество альпинистов – советские семитысячники (с формальной перспективой с восхождением на все четыре заполучить почетный знак «снежного барса», а если нет – то хотя бы знать, что ты – «снежный барс», а есть знак или нет – это второстепенно).
Посмотрим на результаты первых лет этого разрешения: Володя Юдин, Новосибирск, поход 6-й к.с., траверс пика Корженевской, траверс пика Коммунизма, Сергей Фомичев (это компания Никиты Степанова) – Хан-Тенгри, Победа (планировали траверсы, но Тянь-Шань как всегда, «помог» «устойчивой» погодой). Кроме этого ребята пересекли хребет Сарыджаз по новой линии – перевалом Мраморная стена (через п. Плато), с радиальным выходом на Мраморную стену. Тот же год Виктор Будников (Томск) прошел два безумных перехода через хребет Тенгри-Таг – перевал Вертолетный 3Б* (через плечо пика Горького) и Восточный Шатер 3Б* - с перевала Иныльчекский через пик В. Шатер. В 1990 Володя Юдин уже на Тянь-Шане, Хан-Тенгри, Победа в походе, тоже планировались траверсы, но по обстоятельствам, от ребят не зависящим, траверс «перетек» в радиальные выходы. Виктор Будников в 1991 году – траверс Гармо, траверс Коммунизма.
Наверно, этот список можно продолжить, с одной стороны, а с другой стороны – уже сейчас оглядываясь назад, понимаешь – а ведь не так много восхождений в походах появилось. То есть, я думал, что будет все выглядеть гораздо мощнее. Увы, этого не случилось. Хотя в целом количество восхождений/траверсов в походах заметно выросло. И понятно, что на специфику горного туризма именно траверс ложится в качестве полноценного мероприятия, которое можно логично и красиво вписать в маршрут. При этом логичным траверс для горного туризма будет именно в том случае, если линия пересекает основной хребет, в котором находится вершина. Еще лучше – если линия траверса соединяет сразу 3-4 долины – остается лишь выбрать наиболее привлекательный и подходящий по сложности вариант.
Ну, корифеи ходили то, что положено (и хотелось) корифеям, а нам, кто тогда только начинал руководить сложными походами, нужно было выбирать, что попроще. Вот про такие два траверса я и хочу немного рассказать.
В 1989 году я собирался руководить первой своей «пятеркой». Понятно, что мы ограничены некоторым «потолком» сложности – 3А. В целом заявиться в маршрутной комиссии в поход с превышением было достаточно сложно. Особенно «раздражали» ограничения по первопрохождениям – для первопрохождения любого препятствия обязателен был опыт участия/руководства препятствием той же сложности. Очевидно, что для первой «пятерки» для участников и руководителя вы ограничены препятствиями до 2Б к. тр. Если честно, я до сих пор это ограничение не понимаю. Ну, ограничения для того и существуют, чтобы их обходить. А как? Один из очевидных путей – это идти в район, который мало кто знает. Это в целом позволяет написать одно (в маршрутке), а что получится по факту – уже жизнь покажет. Ну а поскольку, благодаря главному лидеру нашего клуба (тогда – Ленинградского районного клуба туристов, сокращенно – ЛЕРАКТ – Ленинградского района г. Москвы) Елены Петровны Титковой жизнь в туризме без первопрохождений я себе уже просто не представлял, понятно, что маршрут хотелось построить с максимальным количеством этих первопрохождений. А Лена с конца 70-х занималась изучением Восточного Кавказа – это все, что находится восточнее Казбека. Там как-то был известен район массива Чаухи – и больше практически ничего. Но подробнее про район я еще расскажу, а пока – о первом траверсе.
Нестандартные перевалы - первые траверсы. (Туризм)
На спуске с перевала Дикло З. 3А первопрохождение, 1984 г. Впереди - Лена Титкова. А поднимались мы дальше и левее...

Итак, район для первой «пятерки» определен – «домашний» район нашего клуба, куда я в качестве участника уже ходил в две «пятерки» под руководством Лены и где у нас еще было намечено немало не пройденных перевалов. А с траверсом мне помог Камиль Энверович Ахмедханов – альпинист, турист и мой старший друг на много лет. Он очень любил горы, и особенно – горы Дагестана, своей родины. Как раз на границе Дагестана, Чеченской республики и Грузии находится интереснейший район Восточного Кавказа – Перикительский и Снеговой хребты. И Камиль Энверович предложил мне пройти траверс вершины Диклосмта 4285 м, который к тому времени никем, кроме него, пройден не был. А в качестве элементов новизны на этом участке маршрута запланировали прохождение траверса в обратном направлении, с запада на восток. Перевалы вокруг вершины уже почти все были пройдены – в экспедиции 1984 года с Леной Титковой мы прошли Дикло З. 3А и Дикло В. 2Б, а в южном гребне вершины – перевал Буцибаци С. 1Б. Перевалы Дикло (З. и В.) определяли конечные точки нашего траверса, а мечта пролезть на подъем северную стену перевала З. Дикло, по которой мы в 1984-м спускались, у меня была, и именно такой вариант был включен в нашу нитку маршрута.
В классификаторе вершин эти траверсы идут под номерами 2.10.34, 34а – Диклосмта (В-Ю) 3Б комб., К. Ахмедханов 1971, Дикломта (Ю-В) 3Б комб., К. Дорро, 1992. Ну, единственное, что могу сказать – траверс Ю-В был все же пройден нами в 1989-м. Правда, наш вариант заметно сложнее, так как пройден с севера на север, по определяющим сторонам концевых перевалов траверса.
Оставалось заявить нашу пятерку… С траверсом Диклосмты 3Б. При этом с хорошей «добавкой» - северной стеной перевала Дикло З. Если честно, при выпуске мы этот момент просто «замылили» - то есть я и Лена, и Камиль Энверович, конечно знали, что там 3Б, но больше особо этот момент никому не разъясняли. А выпускался я на это мероприятие, как на 3А+3А. Правда, мы как бы планировали исключить довольно сложный участок – Диклосскую пилу, которая находится между Ю. и З. вершинами. Но в итоге оказалось, что гребень на западную непосредственно с перевала З. Дикло больше напоминает лезвие ножа и с рюкзаками там «не очень». Поэтому мы с седловины прошли траверсом вдоль гребня к южной вершине и по льду выбрались на траверс к Диклосской пиле, получив в целом полный букет приключений, который нам Камиль Энверович здесь обещал. Он и написал потом рецензию на мой отчет (http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=35833&page=4).
Нестандартные перевалы - первые траверсы. (Туризм)
Траверс. Диклосмта З-Гл.-В.

Вот кратенькое описание нашего траверса: Перевальный взлет перевала З. Дикло 3А – скальная стена с перепадом где-то 400 м и висячим ледником сверху. В средней части слева по ходу стена имеет широкую пологую полку, а висячий ледник в этой части сходит на нет – здесь мы и поднимались, с учетом пологих скал общая протяженность подъема – где-то 700 м, везде перила, в основном в качестве охранения, т.к. падать далеко, лучше придерживаться, ключевые участки – от 50 до 80 градусов, лазание не сложное (для 3А – в самый раз). Дальше еще метров 120 перил по некрутому льду и связки до перевала. Далее идем по гребню вверх, затем вправо – пересекаем несколько скальных гребешков (280 м перила, связки) и по ледовому склону (камни!) 280 м перил на южный гребень (между Ю. и З. вершинами Дикло). По гребню – траверс до главной и чуть дальше – скалы, лазание, пожалуй, до III++, главный прикол – Диклосская пила, это 100-метровый участок гребня с перьями.
Нестандартные перевалы - первые траверсы. (Туризм)
"Диклосская пила" и западная вершина. Мы - на пути к главной.

Гребень в одну сторону обрывается почти отвесной стеной, в другую – градусов 60, а на нем – зубья по 2-4 м, с одной стороны тоже градусов 60, а с другой – отрицаловка. Очень забавный рельеф, больше такого ни разу не встречал. Дальше, между Западной и Главной – узкий гребень, страховка только верхом, в месте перегиба (со спуска на подъем) сидела точка закрепления веревки (пока все не прошли). Дальше к Восточной – снежно-ледовый гребень с карнизами и дальше до седловины В. Дикло – альпинистская классическая скальная 1Б. Ну и с В. Дикло мы спускались на север – по определяющей стороне (там еще лед, ледопады, бергшрунды, ну, в общем, работа с веревками). Протяженность – по скалам около 800 м, по гребню с карнизами – 260 м, далее, по простым гребням и с перевала до языка ледника – еще километра три.
Нестандартные перевалы - первые траверсы. (Туризм)
Траверс. От Главной к восточной.

Такой вот получился первый траверс в первой пятерке. По времени, с учетом подъема на перевал З. Дикло и непогоды траверс занял 4 дня с хвостиком.
Нестандартные перевалы - первые траверсы. (Туризм)
Восточная с востока...

Нестандартные перевалы - первые траверсы. (Туризм)
Внизу - перевал Дикло В. - осталось спуститься...

А на следующий год мы уже оказались на Памире. И тоже район был выбран по совокупности причин: во-первых, именно в этой части Памира (С-З Памир в бассейне ледника Федченко) я был – в 1985-м году в «пятерке» участником, и в 1988-м году уже с руководством «четверкой»; во-вторых, мы хотели участвовать в Чемпионате СССР в классе «пятерок» - а для этого хотелось пройти насыщенный маршрут. Жалко конечно, что в 1990-м году Чемпионат Союза проводился только в классе «шестерок». Считалось – из-за очень большого количества участников. А лет через 10 мне попал в руки протокол того чемпионата – всего 8 участников. Выиграл тогда Андрей Лебедев с походом в том же районе – по-моему, это была его первая победа в Чемпионатах. А что «пятерки» тогда отменили – жалко, конечно. Этот наш поход даже среди «шестерок», которые там были, скорей всего попадал в призеры… В-третьих, было понятно, что район очень интересен для сложных походов, а за эти два похода немало в голове отложилось интересного:
- в «пятерке» мы проходили по леднику Танымас-3, под пиком Высокая стена 6300, где тогда работали команды альпинистов из Киевского «Буревестника» (на Чемпионате Союза по альпинизму). Тогда пообщались, еще больше ознакомившись с окрестностями. А Высокая стена своим профилем очень похожа на пик Победы, только ниже… Поэтому тогда уже запомнилась. А между пиком Высокая стена и пиком Титова (6113) – великолепная седловина с 500-метровым ледово-снежным взлетом и огромными карнизами – явно на 3Б, никем не пройденная. Да и возможность прохождения этого взлета – сомнительна, слишком опасно. Но – красиво. Вот и захотелось ее пройти. Мы же тогда в 1985-м шли мимо, под вершину Белый рог, где тогда прошли перевал Белая Акация 3А.
Нестандартные перевалы - первые траверсы. (Туризм)
Высокая стена 6300 с перевала Кызкурган Ц. Правее - седловина перевала Сахарова, еще правее - пик Титова 6113. С седловины - по скальному гребню на вершину, а спуск - примерно с конца пологого плеча вершины, на Танымас-2 (т.е. в противоположную сторону).

- в «четверке» 1988 года по заданию МКК мы делали разведку не пройденного ранее ледопада с ледника Наливкина и изучали возможность прохождения новых перевалов из цирка над ледопадом. Ну конечно, теперь мы хотели пройти то, что разведали.
- и еще много чего хотелось – пройти что-то из Одесских перевалов (учился 5 лет в Одессе – ну как не зайти хоть куда-то) – а тут пол Одессы на карте Памира – Пересыпь, Молдаванка, Большой фонтан, Ланжерон, Отрада, Куяльник (Комсомолец)… Пошли мы в итоге на Ланжерон.
Итак, перевал Ак. Сахарова 5800 3Б. (Естественно, поскольку опыт уже был, заявлялись мы на эту часть маршрута, как на 3А+3А). Но так как спуска непосредственно на север – на лед. Танымас-3 нет, мы идем нестандартный вариант – через пик Высокая стена на ледник Танымас-2. Последний участок – от вершины до ледника Танымас-2 и дальше вниз – условно известен – там спускались альпинисты «Буревестника». Со стороны подъема, с ледника Витковского, фото у меня было… То есть, информации по перевалу-траверсу было неожиданно много.
Нестандартные перевалы - первые траверсы. (Туризм)
Перевал Сахарова и вершина Высокая стена с юга, с ледника Витковского.

Неожиданности начались практически сразу – перевальный взлет, издали похожий на простенький короткий снежный склон (реально глядя на него, я думал, что до седловины метров 300) оказался белым голым льдом 25-40 градусов длиной порядка 1 км. «Мучились» мы на нем почти 6 часов. В связках с промежуточными бурами. А одна связка перешла на попеременку, пришла на перевал к ужину. Ну, дальше, как и положено – гребень с карнизами, скальный гребень. Скал чуть больше 600 м, проходили 2 дня, с удобной ночевкой на осыпной седловине. Потом еще ночевка на куполе, и мы на вершине. К концу 4-го дня спустились на ледник, а к концу пятого – к нашей заброске. По моим оценкам – где-то 4А, но хорошая.
Нестандартные перевалы - первые траверсы. (Туризм)
Высокая стена 6300. Снято с либо с перевала Волкова (1988), либо с перевала Песня (1990). Внизу - ледники Федченко, Витковского. Вершина - доминирующая левее центра. Хорошо виден подъемный скальный гребень.

Да, к этому следует добавить, наверно, что пик Высокая стена 6300 в классификаторе вершин обозначен под номером 4.12.57,57а под названием почему-то пик Титова 6025. Но на пик Титова, по моим данным, был единственный маршрут – 4.12.56 по зап. гребню, 4Б Шукуров 1962 г. Правда высота его, по всем имеющимся у меня картам – 6113 м. А Высокая стена – совсем другая вершина, хоть и рядом.
Вот, такие получились первые два перевала-траверса. А нам предстояло еще учиться ходить и более сложные вещи, уже в походах высшей категории сложности. А такие несложные траверсы хотелось бы, чтобы украшали любой сложный и не очень сложный маршрут. Во всяком случае, после первого траверса участники мне так и заявили - "Толик, больше ни одного похода без траверсов". Так оно и было дальше... Хоть уже и ссовсем другими участниками... Из таких несложных вариантов в 1999-м мы прошли свою линию траверса массива Тютю-баши - с северо-востока на юго-запад. В среднейчасти был классический траверс 3А, к которому "прилепилась" приличная техническая асть с севера, из чего вышла такая комбинированная 3Б. Может, этот мой рассказ кому-нибудь поможет в поисках аналогичных вариантов для своих походов.

70


Комментарии:
0
траверсная линия!По ней пройти - высокая классика!

0
В новую редакцию "Перечня перевалов..." траверсы уже включены, как отдельные препятствия. Классифицируются так же, как перевалы.

0
Анатолий, а где посмотреть протоколы чемпионата СССР 88 и 89 по пятёркам?

0
А нигде. Мы тут хотели поднять протоколы вообще все - для истории. Я еще призеров каких-то лет знаю-помню, но не всех. А хотелось ы "поднять" всех участников, хотя бы с руководителями - нитками. Так мало того, что архивы ЦС утрачены, Нет и протоколов Чемпионатов России. Куда делись - никто объяснить не может. Пытаемся восстановить, кто что найдет. Может что-то и у меня в бумажном виде сохранилось - в электронном нет ничего, я уже все возможные варианты дома перетряс. А я же их делал, все протоколы в 90-х...

Так что, кто что помнит или имеет по хотя бы призерам Чемпионатов Союза и России хотя бы с 78 года, давайте восстанавливать.

1
По-моему, в ежегоднике "Ветер странствий" публиковались итоги чемпионата.


0
А и не могло в 90х "выглядеть мощнее" - наступил пик "времени перемен" и планировать даже на полгода вперед могли не многие. в деле в основном остались "наука" и "профи". Ведь должны были сойтись по времени и возможностям планы 7-8 чел(с запасом на выбывание), чтоб ходить как Петлицкий двойками - необходимо было измениться мозгам и технологиям.
Так что - "чтоб тебе жить в эпоху перемен"))

0
Да это-то понятно... Я имею ввиду под другим углом - что это станет доминирующим в походах после того, как появилась такая возможность. Потому как, на мой взгляд, и эмоционально, и, наверно, эстетически впечатлений от траверса (наверно, любого) намного больше. Походов пройдено за это время, конечно, несравненно меньше, чем при Союзе, но - очень не мало... И я это говорю, оглядываясь на эти походы... Опять же, то, что выше было написано - планируя походы уже после этих первых траверсов, у меня даже и мысли не было готовить что-то без траверса. То есть мы, начиная готовиться, в первую очередь выбирали себе объект для траверса, потом уже прилепляли все остальное...

0
Толя, я же вчера говорил. Для того, чтобы ходить что-то нестандартное - новые районы, траверсы, даже "просто" первопрохождения - нужен особый извращенный характер. Большинству от походов этого не надо. Им хватает для удовольствия и просто того, что они в горах. Поэтому в целях безопасности они ходят только то, что хорошо известно. И правильно делают.
Собственно, это была одна из основных причин, почему я продавливал включение траверсов в классификатор.

0
ежели с моей колокольни - то после того как калитку приоткрыли траверсы вообще стали потихоньку единоличным достоянием туриков)) Хрищатого и сейчас конечно сложно переплюнуть, но ежели позагибать, подсчитывая красивости, пальцы, то больше их ляжет на "после 87го"


0
Для туристов траверс представляет определённый интерес как симбиоз туризма и альпинизма. И, конечно, с эстетической точки зрения, траверс позволяет увидеть вокруг себя такую красоту гор, какую практически невозможно лицезреть ни на подходах, ни даже на самом перевале.
А главный недостаток траверса (и здесь я полностью соглашусь с мнением entv), это, безусловно, лимит времени, которое отводится на маршрут.
Я уж не говорю о коварстве погоды, которая, застав туристов на узком гребне, может устроить им настоящий экзамен на выживаемость...

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru