Пик Военных Топографов, 6873 м.

Пишет А. Джулий, 08.06.2016 14:44

Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм)

Пик Военных Топографов с лед. Ю. Иныльчек (от слияния с лед. Разорванный). Левее - пик Погребецкого и его северная стена (пройдена только в 2006 г.). Гребень вправо на фоне неба - к перевалу Чонтерен, с которого пройден маршрут на пик 5А к тр. А снежная седловина перед пиком, на фоне гребня к Чонтерену - перевал Высокий. Да, перевал Чонтерен ведет следника Звездочка на лед. Чонтерен (Китай), а Высокий - из верховьев ледника Ю. Иныльчек на лед. Звездочка.

Изучая материалы, которые удалось найти в интернете, у меня сложилось впечатление, что вершина не принадлежит к категории часто посещаемых объектов. Судите сами: первая попытка подняться на вершину была предпринята в экспедиции Игоря Ерохина в 1958 году. С перевала Чонтерен. Но тогда, собственно, они не ставили целью залезть, так как главным у них была Победа, а лезли на акклиматизацию. И если опираться на книгу "Победа Игоря Ерохина", как только движение усложнилось - повернули обратно. Место, куда долезли, назвали пик Военных Топографов З., 6816 м. Собственно, в этой точке сходятся гребни с перевалов Чонтерен и Высокий (хотя мне казалось визуально, что они сходятся немного раньше). Наконец в 1965 году здесь появляется экспедиция, планирующая совершить первовосхождение на пик. Восхождение первопроходцев описано, например, здесь: http://refdb.ru/look/1517800-pall.html. Они заехали в район в начале июля, уже с акклиматизацией, к 29 июля добрались до верховьев Ю. Иныльчека. Восхождение происходило, по сути, в гималайском стиле - с установкой 3-х промежуточных лагерей (3-й - на перевале Высокий). 5 августа после отдыха они стартовали из нижнего лагеря, 8-го - поднялись на перевал Высокий (5964 м), 14 августа поднялись на западную вершину - сняли записку Игоря Ерохина. 15 августа были на вершине, спустились за 3 дня. Маршрут классифицирован 5Б к.тр. И повторно, во всяком случае, по моим сведениям, больше не пройден. Далее читаем на сайте у Казбека Валиева - записку первовосходителей сняли они (Валера Хрищатый и Казбек) в 1988 году, когда всоставе сборной Союза делали траверс Победа - Военных Топографов (готовились к Канче).

Вид на Топографов с З.седла Хан-Тенгри. Ледопад проходится разными вариантами. Это ледопад, который у первовосходителей почему-то называется вторым. Но ниже ледопада я там не заметил. Синим - так мы его прошли в 1993-м. Красным - примерно путь первовосходителей. Попадались мне описания и с другими вариантами. Ну, это видно дело вкуса и состояния. Это все пройденные маршруты на Военных топографов с севера (из Киргизии). Описание Коренева я не нашел, но предполагаю, что залезли они именно так. Но если ошибаюсь - может кто-то поправит.

Следующими на вершине были Валера Хрищатый с командой на траверсе Победа-Хан-Тенгри в 1990-м. Ходил ли кто-то в 90-х - просто не знаю, опять же, может кто-то что-то добавит. Но есть подозрение, что мы могли быть там следующими в 2001-м году - планировали тогда траверс с перевала Чонтерен. Но, к счастью, ничего не вышло - то есть, получился "завтрак с видом на Эльбрус". Правда, у нас был не завтрак и не видели мы ничего - только слышали... В непогоду продрались по Звездочке под Чонтерен, надеясь, что как подойдем - погода как раз наладится, там просидели двое суток с видимостью... В общем, лопату перед тамбуром палатки было видно плохо... Ну, и слушали лавины со всех сторон... А иногда чувствовали - когда доставало ударной волной. Так в итоге тогда и отползли обратно. Почему "к счастью"? Ну, не люблю я на одну вершину лазить несколько раз. А с 2002 года нам открылся Китайский Тянь-Шань - и мы увидели его оттуда... Да, про траверс я сразу забыл.

Вобщем, наш маршрут из Китая - это четвертая линия на вершину. Или пятая, если считать траверс. А записки мы сняли оттуда как раз Коренева за 2003-й год и Кирикова (Томск) за 2005 год (Кириков записку Коренева не нашел - там было два тура). Это самый простой путь с юга и самый сложный из пройденных на эту вершину.

Да, еще - пикВоенных Топографов 6873 - третья по высоте вершина Тянь-Шаня.

Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм)
На этой фотографии от Глеба Соколова, которой мы располагали при подготовке маршрута, видны ключевые скальные участки в профиль.

А в фас в 2002 году мы ее увидели вот такой...

А таким мы его увидели с траверса пика Визбора...

Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм)
А Давид сфотографировал его и с востока...

Готовились мы основательно. Это наши обеды - так как сильно предполагалось, что возможностей для коллективного обеда там не предвидится. Правда завтрак и ужин получалось все-время делать вместе... Да, здесь был геройский подвиг нашего завхоза - Алексея Кириенко. Он все это мясо и колбасу порезал мелкими кусочками и сложил в эти банки из под герболайфа. Очень оказалось удобно. А Лехе - благодарность от всех за титанический труд (по-моему, резал он пол дня).

И веревок... Наверно, это была уже отжившая свое тактика. Но... Есть у меня большое подозрение, что будь у нас стандартный набор веревок и железа (то есть 4, ну 5 веревок), мы бы на вершину просто не поднялись бы. Вобщем, веревок у нас было 16 шт. Полтинников...

Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм)
На "железе" мы тоже не экономили... И, в целом, ни разу не пожалели...

А наша практически полноценная база...

с не менее полноценным питанием позволили хорошо восстановиться после траверса и стартовать на нашу главную задачу того сезона...

А это наши рожи:

До...
Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм) Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм) Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм) Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм)

И после...

Сначала мы планировали стартовать прямо от подножия нашего южного ребра, т.е. с высоты 4000 м. Там до выхода на пологую часть гребня - хорошая "крымская" пятерочка, мы с Вовкой ее даже пощупали на разведке. Но потом решили все же сократить немного протяженность сложной части, и эту "пятерочку" обойти через восточный боковой цирк. И слава богу - после "пятерочки" там оказался такой навороченный гребень, что по нему былшанс еще пару дней выбираться только к точке нашего выхода.

Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм)
Оттуда тутже вылетело предупреждение в виде лавины, но мы решили, что места там должно хватить - и для нас, и для лавин...

В общем, с 4400 начиналась уже техническая работа...

Приятное лазание по некрутым скалам типа "бараньи лбы"
Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм)
10 веревок - и мы на осыпной полке, куда затащили часть нашего стартового груза...

Выше полки начинается то, что нынче называется модным словом "микст" - заснеженные обледенелые скалы, ледовые кулуары и пр...

Так это выглядит где-то с 14-16-й веревки.

Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм)
А вверх - сильноразрушенный скальный гребень...

Который выводит нас под большой карниз, и вдоль карниза мы наконец выбираемся на гребень...

Профиль подеъма выглядит примерно так...

Траверс под карнизом...

И мы вылезли на пологую часть гребня... Гребень какой-то не широкий... Ночевать пока негде... То есть, где, но сидя...

А уже 20-какая-то веревка и совсем не утро... Как бы уже и не обед... Да, это фото следующего дня, когда мы бегали вниз на конец 16-й сверху веревки забрать остатки барахла, сложенного у 10-й веревки снизу (ха-ха). Ну и сами веревки поднять тоже.

Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм)
По приятным и пока еще теплым скалам пологой части гребня поднимаемся к возможному месту ночевки...

И впереди увидели впечатляющее продолжение пологого гребня... Сначала думали, что ночуем сидя... (Стоя ночевать точно плохо).

Но на деле оказалось, что карниз зарос сосульками, которые опираются ниже на стену... Рискнули срыть, используя естественный строительный материал по назначению - выровнять и заштукатурить провалы...

Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм)
А впереди... Но все не видно, так как это все еще пологая часть гребня, по которой еще больше километра...

И наша ночевка - первая после отрыва... Мы, конечно, еще не предполагали, что лезть нам 13 дней. Но - были готовы...

Жандармы оказались вполне проходимы... Коля Добряев их щелкал, как семечки...

Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм)
А нам через них - с рюкзаками...

За жандармами - продолжение пологой части гребня и начало снежно-ледовой работы...

Не слишком круто, но и не очень полого...

И ночевать есть где...

но пологий гребень реально выматывает...

Подъмы чередуются со спусками...

Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм)
И конца этому пока не видно...

Каждый день мы созваниваемся с Владимиром Николаевичем Бирюковым. "Толя, ты где..." "На 5000..." "На 5100" "На 5300" И так почти неделю... Как буд-то топчемся на месте... И что делать - пологий гребень...

Но все когда-нибудь заканчивается... Это последняя ночевка на пологой части гребня... Очень уютная... На три ночи - первый день мы снимали и подтаскивали снаряжение снизу, на второй - провесили веревок десять последующей порции "микста", и наконец рванулись (или все-таки поползли?) вверх...

Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм)
А выше- все интереснее...

Погода, наконец, вспомнила, что она - Тянь-Шаньская... Мы идем... Сидеть нам в целом некогда...

Из снегопада выплывают ажурные карнизы...

Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм)
Впереди - какая-то каша... А где-то выше ведь еще скалы...

А пока - ажурные карнизы. Природа здорово постаралась...

Иногда видимость улучшается... Это, наверно, сорок-какая-то веревка... В общем, где-то третий километр...

Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм)
Карнизы иногда облезаем по обледенелым скалам...

И наконец видим первый скальный пояс - он начинается примерно на 6100... Погода улучшается...

И неожиданно комфортный ночлег на 5800... А завтра уже начнем работать на скалах...

Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм)
Мы под стеной... Вспоминаю разговор в 2004-м году на подходах (тогда у нас планировалась первая попытка). Из далека показалась верхняя чать нашего ребра... Я его показываю, говорю - "вон наше ребро". "Где?". Обясняю... "Это ж стена"... " "Не, это кусок нашего ребра". И вот мы здесь - через два года...

Лезем...

И с погодой повезло... Но мы, наверно, это заслужили... Нас теперь четверо - пятый приболел и решил остаться на 6100. Страшно оставлять, конечно... После долгих дебатов и взвешивания всех за и против (на вскидку - два-три дня), все же решаемся... Естественно, с согласия Толи, который остается...

Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм)
Выше чуть положе, но не проще... И мраморный пояс... Никогда не думал, что мрамор - такая рухлядь. Причем в чем прикол. Чем круче - тем развалистее... Вынимается блоками... Трещин много, а бить некуда. А пологий мрамор - наоборот - монолит. Трещин нет - тоже бить некуда. Здесь ни одной закладки - только крючья. На вертикали - на честном слове. Выше карниза - уже 30-40 градусов тот же мрамор - но уже монолит. Полчаса ползали в поисках одинокой трещины под станцию.

Пологий участок мраморных плит. Где-то 6400.

Станция на плитах...

Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм)
Последний ночлег перед вершиной...

Второй (верхний) мраморный пояс... Последние две веревки...

На вершине... Погода - как всегда - Тянь-Шаньская... Так что это все, что видно. Я, конечно, хотел там посидеть пару часов - вдруг видимость появилась бы... Но тут "поплыл" Коля - и пришлось быстро бежать вниз...

Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм)
Выход на купол. И начало спуска...

Свалили к своей палатке, откопали... Ночуем, нас заметает. Где-то среди ночи пришлось откапываться. С рассветом пошли вниз. На 6100 встретились с нашим отшельником - все впорядке. Времени еще много, но ни сил ни желания идти вниз нет. Да и вообще у всех ощущение, что уже спустились. Отдыхаем... До 5800 спускались по пути подъема. А дальше ныряем в сторону, в широкий скально-ледовый кулуар - здесь быстрее. Где-то на 10-м дюльфере я со счета сбился... В общем, 40 дюльферов - и мы внизу...

Начало спуска по неизвестному пути с 5800...

Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм)
Надцатый дюльфер, перед бергшрундом... На скалы уходим прятаться от камней... Камни летят в основном при продергивании. Но много, большие и быстро...

Берг сверху не видно, но мы попали точно на единственный мост. Мелочь, а приятно...

Дальше в связках, пока не уперлись в эти сбросы. Ночуем... Идет снег...

Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм)
Вот он, наш спуск с 5800. Утро, а дальнейший спуск обнаруживается за ближайшим контрфорсом - всего 3 веревки по некрутым скалам...

И мы спускаемся в камнеопасный кулуар, перебегаем в укрытие - под карниз, и идем вдоль карниза в обход оставшихся сбросов...

И вскоре спускаемся на ледник Чонтерен - в родной ледопад, через который ходили в 2002-м году. А это значит, что мы - внизу.

Еще пару часов - и мы в базе. Начинается процесс завершения нашей экспедиции - консервация базы. До следующего раза... Впереди - несложный (2А) перевал и забег на 40-50 км. Здесь нас тоже поджидали неприятности. Для начала Коля навернулся на морене, да так, что... Ну, колено распухло, лицо слегка разбито, но идти вроде получается. И то хорошо... Видно, с общим объемом нагрузок у нас уже перебор.

Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм)
Мы перевалили в соседнюю долину... В ее верховьях - перевал Тугбельчи 3Б*, где-то в правой части стены мы спускались в 2002-м году...

На пути обвалилась гора - похоже, как Уссойский завал, только долина шире...

И вместо тропы оказалось озеро... В завале камни иногда с 5-этажный дом...

Пик Военных Топографов, 6873 м. (Туризм)
Вот таким мы его увидели сверху, когда спускались... Где-то вдоль реки шла тропа. На уровне торчащих из воды макушек елей...

Ну вот, как и обещал - выложил немного про Топографов. Надеюсь, это понравится смотреть не только мне... Да, в поисках информации наткнулся и на свое описание этого восхождения. Так что можно было это все и не выкладывать. Вот ссылка: http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1831

Да, а мероприятие наше всем участникам понравилось... Жаль только, что больше пока не получилось попасть в те края... А очень хочется... Хотя бы и прогуляться по озеру - вдруг там уже рыба подросла...