Эльбрус - вверх и вниз на лыжах

Пишет mountschool.ru, 21.07.2016 13:03

Эльбрус - вверх и вниз на лыжах (Альпинизм, эльбтус, скитур, трек, веденин)
Рассвет над скалами Пастухова.

Отчет о скитурном восхождении 5-12 июня 2016.

Фотографии, треки и советы по скитурному маршруту на Эльбрус.

Сначала придется признаться – я не очень люблю ходить на Эльбрус. А конкретнее, я не люблю восхождения на Эльбрус летом с юга по классическому маршруту через Приют 11. Толпы народу, ратраки, снегоходы, дым гарь и запах. Нет, не так – ЗАПАХ!!!

Все это в комплексе, ну и плюс три сезона, проведённых на склоне горы во время работы в МЧС и во время стройки хижины на седловине Эльбруса, привили мне стойкое нежелание ходить на Эльбрус летом и по классике.

Но в этом году возникла идея закончить скитурный сезон в самом начале июня в Приэльбрусье - сначала провести беккантри лагерь на Зеленой гостинице и в Уллу-тау, (кстати, мы отлично покатались, но об этом в другой раз), а потом, раз я все равно окажусь в Приэльбрусье с лыжами и всем снаряжением, то почему бы не сходить на Гору.

Вообще, начало июня - это, возможно, лучшее время для восхождения с юга: народу еще не много, снег на маршруте для подъема и спуска есть, погода вот только крайне неустойчивая, но это не так критично, если вся команда на лыжах.

Эльбрус - вверх и вниз на лыжах (Альпинизм, эльбтус, скитур, трек, веденин)
С командой, на самом деле, очень повезло. По разным причинам еще трое участников не смогли приехать, и мы пошли на Эльбрус втроем. А маленькая команда очень мобильна, подвижна и легко разводится на всякие авантюры.

Программа восхождения была стандартна до банальности.

Примечание. Ко всем выходам доступны для скачивания треки. Треки до начала косой полки довольно стандартны, далее на подъем и на спуск есть отличия от классики. Почему и зачем ниже.

Ссылка для скачивания трека.

Первый день - акклиматизационный выход на плече вершины Малый Донгуз-Орун от поляны Чегет до верха канатной дороги (это то место, которые все почему-то называют Чегетом).

Эльбрус - вверх и вниз на лыжах (Альпинизм, эльбтус, скитур, трек, веденин)

Второй день - акклиматизационный выход от станции Мир до Приюта 11 и спуск на лыжах до станции Кругозор 2950 м н.у.м..

Ссылка для скачивания трека.

Третий день -заезд на ратраке на высоту 4070 (вагончики Музафара) и акклиматизационный выход до отметки 4400 м н.у.м.

Эльбрус - вверх и вниз на лыжах (Альпинизм, эльбтус, скитур, трек, веденин)

Четвертый день - акклиматизационный выход до отметки 4700 м н.у.м. Площадка над Скалами Пастухова.

Ссылка для скачивания трека.

Пятый день - акклиматизационный выход до отметки 4970 м н.у.м. Ориентир - сломанный ратрак чуть ниже начала траверса по Косой полке.
Шестой день – день отдыха. Который удачно совпал с моим днем рождения. Спасибо всем за подарки - они были очень вкусными!

Эльбрус - вверх и вниз на лыжах (Альпинизм, эльбтус, скитур, трек, веденин)

Ссылка для скачивания трека. Трек начинается от отметки 4970 - ориентир сломаный ратрак. Было очень холодно и я переживал за батарейку в GPS.

У сломаного ратрака в утро восхождения - очень холодно!

Седьмой день - восхождение и спуск на лыжах с Западной вершины 5642 до Приюта 11.

Эльбрус - вверх и вниз на лыжах (Альпинизм, эльбтус, скитур, трек, веденин)

Обычная погода во время акклиматизации - молоко и снег.

У нас было еще два дня запаса на погоду, но они не понадобились, и так как всем хотелось после горы домой к семьям, то мы, к 13-10 спустившись к приюту 11, уже к 23-00 долетели до Москвы.

Эльбрус показался после 4-х дней непогоды.

Эльбрус - вверх и вниз на лыжах (Альпинизм, эльбтус, скитур, трек, веденин)

Рассвет над вершинами Безенги.

Есть вещи, которые, слава Богу, не меняются – комфорт отеля Сосновый Бор, обязательность и гостеприимство Музафара и администратора лагеря Кости, и сам Эльбрус.

Это тоже встреча.

Особенно радуют на горе встречи - старые друзья, коллеги, знакомые и мало знакомые люди - встречи, встречи, встречи...

Эльбрус - вверх и вниз на лыжах (Альпинизм, эльбтус, скитур, трек, веденин)

Меняются снежные и погодные условия и тропа. Снег и погода это ожидаемо. А вот тропа на гору удивила.

Почему-то косая полка проходит уже метров на 100 выше оптимального маршрута на седловину, и от скал «телефонной будки» на седловину приходится спускаться.

Во время всех акклиматизационных выходов на Эльбрусе у нас валил снег - катание было фантастическим, не смотря на плохую видимость, но в ночь перед восхождением задул ветер, и с подъемной тропы снег сдуло, и остался жесткий фирн, на котором камус не держал. Поэтому от скал Пастухова шли в лыжных кошках. Но двигаться в лоб в лыжных кошках по косой полке было практически невозможно, поэтому мы и шли на 50-100 метров ниже траверса по хорошему снегу. На седловину вышли плавным траверсом без лишнего набора и сброса высоты.

Эльбрус - вверх и вниз на лыжах (Альпинизм, эльбтус, скитур, трек, веденин)
На седловине ниже тропы оказалось огромное количество мягкого снега – тропежка выше колена в лыжах сильно вымотала нас.
После отдыха на седловине я наконец осознал, что меняется все, в том числе и Эльбрус.

Читая отчеты о недавних восхождениях я с удивлением обнаруживал в них движение по перилам, использование страховочных систем и усов самостраховки. Увы, это сейчас действительно необходимость, - подъем от седловины к Западному плато оказался на 70% ледяным. Причем лед - самый подлый и опасный – жесткий, спрятавшийся под слоем снега. Снег разной толщины - от 1 до 15 сантиметров. Движение по такому снежному покрову очень опасно и шансы ошибиться высоки.

Эльбрус - вверх и вниз на лыжах (Альпинизм, эльбтус, скитур, трек, веденин)
Поэтому отдельная благодарность авторам перил - Сергею Баранову и Ко.

Примерно на середине подъема от седловины лыжные кошки перестали держать, мы надели кошки на ботинки, привязали лыжи к рюкзакам и дошли таким образом до начала Западного плато.

В это месте встретили Александра Лебедева (спасибо ему за фото) и группу Александра Абрамова и Алексея Водолазкина, с которыми обсудили варианты спуска с вершины на лыжах.

По плато до вершины шли уже в лыжах и камусах. Короткая фотосессия на вершине и начало спуска вниз. Мы немного выбились из графика - тропежка и утренний холод сделали свое дело.

До перегиба Западного плато ехали по подъемной тропе, а дальше ушли левее на северную часть седловине - спускались к хижине Ред Фокс 5300. Состояние снега было не лучшее – местами заструги, а местами жесткий фирн, но уклон в этом месте не очень большой и даже при падении есть безопасный выкат без камней. Единственный минус - от хижины приходится метров 300-400 идти в горку, чтобы уехать на юг. С лыжами на плече это жарко и не быстро.

Эльбрус - вверх и вниз на лыжах (Альпинизм, эльбтус, скитур, трек, веденин)
От тропы на седловины ехали на юг и траверсом на 50-100 метров ниже подъемной тропы до сломанного ратрака и далее вниз. На южном склоне снег отпустило и катание было замечательное.

Спуск занял около одного часа, общее время от Приюта 11 - около 10 часов.

Надеюсь, что описание маршрута и треки помогут сделать ваше восхождение более приятным и безопасным. Но хотелось бы напомнить о том, что GPS треки — это средство для спуска с Эльбруса, если вам захотелось посмотреть в GPS на подъеме – то это значит, что давно уже пора идти вниз.

Удачи и безаварийности!

Спасибо за фото с вершины и около нее Александру Лебедеву.

Планы, отчеты и советы по ссылке.