Математика и горы

Пишет entv, 18.11.2016 06:45

Математика и горы (Горный туризм)
Есть в Москве на Пречистенке Центральный Дом Ученых. Сейчас это концертный зал и ресторан. А когда-то в нем была весьма сильная турсекция. И время от времени наталкиваешься на информацию о походах групп из этой секции. И общая характерная черта этих походов – что-нибудь необычное в маршруте. Ученые же!

Недавно широко известный в узких кругах автор туристских схем В.Г. Ляпин где-то выкопал дневник одного из походов этой секции.
Был в Московском Университете такой весьма известный математик В.В.Немыцкий.
Автор трудов в области дифференциальных и интегральных уравнений, функционального анализа, топологии (всего более 70 работ), 40 лет преподавал в МГУ.
Но, наверное, мало кто знает, что еще он был заядлым туристом. Еще в студенческие годы (т.е. где-то в 1921-1925гг.(!)) В. В. Немыцкий вместе с еще одним известным математиком А. Н. Тихоновым отправились через Кавказский хребет с Северного Кавказа в Закавказье, причем в такие места, которые до них не были исследованы (что в те годы было немудрено), имея при себе один ледоруб. Вместо второго был топор! Ходит байка, что в это время хорошо снаряженная группа альпинистов шла там же маршрут с юга на север. И на считавшемся непройденным сложном перевале неожиданно обнаружила пуговицу (от плаща А. Н. Тихонова).
Вообще, о его походах нам известно мало. Упоминается, что в 1927 году он организовал поездку "группы научных работников из Москвы" на Тянь-Шань (видимо, совместно с экспедицией М.Т.Погребецкого), в 1932 путешествовал по Ягнобу и Каратегину (Памиро-Алай), в 1933 участвовал в экспедиции академика А.А.Летавета на Тянь-Шань. В 1934 и 1940 исследовал район стыка Алайского, Туркестанского и Зеравшанского хребтов. Совершены восхождения на пики Матча, «4800», «4400», «5800» и другие. Кроме того, было пройдено несколько трудных перевалов. В 1935 перевалил из района Мраморной стены перевалом Семенова через хребет Терскей Ала-тау на ледник Семенова и далее спустился по нему в долину р. Сарыджаз. В 1937 в составе экспедиции Московского дома ученых на Терскей-Алатау, пройдя перевал Каракольский, совершил первовосхождение на в.Аксу (видимо, нынешняя в.Аксу-2я (4711)). В 1938 руководил экспедицией на Северном Тянь-Шане. В 1939 совершал восхождения в районе ледника Шини-Бини (Хребет Петра I, Памир). В 1948 во главе "немногочисленной экспедиции" на Памир обследовал верховья ледника Гандо.
С 1950 года - Мастер Спорта СССР по туризму, с 1956 - заместитель председателя Комиссии высокогорных исследований Московского филиала Географического общества (читатели постарше, наверное, еще помнят публичные заседания этой комиссии два раза в месяц, на которых рассказывалось о наиболее сложных и интересных походах прошедшего сезона).
В течение нескольких лет он был председателем Всесоюзной спортивной секции туризма при Всесоюзном комитете физической культуры и спорта (предшественник нынешнего Минспорта) и председателем турсекции Московского дома ученых.
Вот некоторые его публикации по результатам походов:
- В хребтах Тянь-Шаня и Памира, сб. «К вершинам советской земли», М., Географгиз, 1949.
- Поездка в Заалайский хребет, сб. «Побежденные вершины, Год 1954», М., Географгиз, 1957.
- Чаткал, сб. «Побежденные вершины, Год 1951», М., Географгиз, 1952 (совм. с Е. А. Казаковой и С. М. Лукомским).
- В центре Тянь-Шаня, газета «Советский спорт», № 16, 1952 (совм. с Е. А. Казаковой).
- Новые данные об обледенении в хребтах Чакир-Корум, Барколдай и Кок-Шаал, Исследование ледников СССР, вып. 2—3, 1935 (совм. с А. А. Летаветом).
- Теберда (путеводитель), изд. Московск. Дома ученых, 1934 (совм. с Б. Н. Делоне, М. В. Зимиловой и О. И. Каленкиной)
Какие места, времена, фамилии!
Умер Виктор Владимирович в походе по Шапшальскому хребту в возрасте 67 лет. Его именем названы два перевала в Катунском хребте Алтая.

И вот теперь нашелся дневник одного из его походов. В 1951 году их группа прошла маршрут по хребту Куйлю (Центральный Тянь-Шань). По-видимому, это – третий поход в этом районе после экспедиций академика А.А.Летавета 1936 и 1937 годов, начало его туристского освоения.
Вот нитка маршрута:
пос. Ак-Шийрак - пер. Ишигарт - р. Ишигарт - р. Уч-Кель - р. Аяк-Кель - пер. Теректы - р. Теректы - р. Икичат (рад.) - р. Теректы - р. Аютор - пер. Бол. Талдысу (рад.) - р. Аютор - р. Теректы - р. Сарыджаз - р. Уч-Кель - р. Ирташ- р. Куйлю Зап. - пер. Куйлю - р. Куйлю - р. Терну - пер. Терну - р. Оттук - пер. Беркут (рад.) - пер. Каракыр - р. Коккия - р. Тургень-Аксу - пос. Вознесеновка.
Поход был пеше-конный. По-видимому, один из первых конных маршрутов в истории советского туризма.
Дневник похода выложен на tlib.ru. По этому дневнику (а также дневнику В.В.Сапожникова (1902 г.) в классификатор перевалов района будет внесен еще один перевал.

Надо будет, наверное, выложить две его статьи об экспедициях, опубликованные в сборнике "К вершинам советской земли" 1949 года, посвященном 25-летию советского альпинизма.