Великий гималайский путь. Непал. Часть 2

Пишет nastasjab, 19.11.2016 13:48

Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

В этой части я расскажу о материальных аспектах экспедиции. А именно о выбранном снаряжении и его износе. Мне показалось, что это может быть интересно, как, например, выглядят ботинки и рюкзак после 4 месячного горного похода. Также подробно можно прочитать про связь (Iridium vs Thuraya), выбранную технику и источники питания, и почему именно это мы взяли с собой. В конце, конечно же, подробно о бюджете экспедиции.
Статья снова получилась огромная, но я надеюсь, что каждый найдёт в ней что-то интересное для себя.


Содержание данной части:

- Снаряжение
- Одежда
- Обувь
- Личное снаряжение
- Общее снаряжение
- Ремкомплект
- Техника
- Спутниковая связь
- Бюджет


СНАРЯЖЕНИЕ

Выбору снаряжения, техники, одежды и обуви мы посвятили довольно много времени. Иногда выбор снаряжения и одежды был личным выбором каждого, но были и вопросы, которые требовали совместного участия, обсуждений.

Как и в любом походе/экспедиции есть личное и групповое снаряжение. Обо всём я буду писать личное мнение, на которое никак не влияли внешние факторы.

Одежда, обувь, личное снаряжение


Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)
Полный список личного снаряжения

В этой таблице список всего личного снаряжения с развесовкой. Не всё из этого я брала на весь путь. Самые тёплые вещи использовались только 1 месяц (26.03-25.03), во время преодоления шеститысячных перевалов. По приезду я сразу сделала фотографии самых интересных вещей. Как поизносилось в основном новое снаряжение в боевых условиях за 110 дней и 1700км. Если я не указывала отдельно, то вещи описанные ниже были новыми. Дефекты, образовавшиеся после экспедиции, отмечены отдельно на фотографиях.

Обувь

Один из главных вопросы, это «Сколько пар обуви понадобилось для всего маршрута?» Обоим хватило по одной паре. Правда до конца дошли они в разном состоянии.

Ботинки Millet Sikkim

Я изначально нацеливалась именно на серьёзные треккинговые ботинки из нубука с резиновой окантовкой без лишних швов. Поскольку на 6000 мы планировали быть 3-4 дня, то решили, что справимся и так. У нас не было возможности менять обувь для высотных перевалов. На женскую ногу выбор, как всегда, оказался не велик и пал на Millet Sikkim. Один из них к концу начал пропускать влагу, но выглядели они достойно, без дырок, ничего не отвалилось. Особенно поизносились ботинки в месте сгиба.

Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Ботинки Mammut Crest Pacific GTX
У Владимира были ботинки именно этой модели. И хоть не было уверенности, что они доживут до конца, к концу экспедиции они всё ещё не пропускали влагу и были без дырок. Но уже потеряли некоторые части подошвы и окантовки носов. Оставили их в Непале. А вот и фотографии:
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Сандалии Keen Whisper
Сандалии брала в качестве запасной обуви и обуви на бивуаках. А во второй половине экспедиции периодически ходила в них целый день. Давно и безнадёжно люблю сандалии этой фирмы. В своё время в таких же отходила 300 километровый поход по Судетам, поэтому уже знала качество. Владимир в качестве второй обуви брал кроссовки и тапки. По приезду пошёл и купил Keenы.
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Одежда

Ходовые штаны Millet High Tour Pants
Мне надо было выбрать штаны, в которых предстояло провести 4 месяца, поэтому также тщательно отнеслась к этому. Они должны были быть прочными, мягкими внутри, и годными на жару и холод, но прежде на холод (жар костей не ломит). Штаны дожили до конца, практически не порвались. Я осталась ими очень довольна.
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Флиска Red Fox Peak II
Для меня эта флиска была находкой, потому что производители обычно думают, что на месте грудного кармана у женщин ничего кроме груди быть не должно. Но в походах женщины становятся уже не просто женщинами, а завхозами. А у завхоза, что всегда должно быть под рукой? Правильно нож! Вот он и хранится у меня именно там. И в этой флиске грудной карман присутствовал. Это несомненный плюс. Зато молнии на боковых карманах отсутствовали в женской модели. Женщины они ведь и без молнии всё потеряют. Это бы минус. Но карманы глубокие. Вообще флиска оказалась довольно удобная.

В ходе экспедиции у меня и Владимира по разу отпарывались манжеты. К концу маршрута на сгибах рукавов образовались лёгкие залысины.
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Синтетическая куртка Red Fox Prima W
Такую куртку искала давно, но эта превзошла все ожидания и как нельзя кстати подошла к экспедиции. Куртка двусторонняя и в условиях ограниченной возможности стирки у меня всегда была рабочая и парадные стороны. До 6000 метров мне хватало этой куртки (+ нижние слои). При затяжных дождях она, конечно, лучше пуха. После экспедиции образовалась одна маленькая дырочка, при том, что это была моя основная куртка, когда в одной флиске было уже холодно. Пару недель назад заела молния, в итоге сейчас её мне меняют в ателье. Фото после экспедиции:
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Gore-tex куртка Mammut Ridge
Первая в моём гардеробе Gore-tex куртка. Всегда обходилась менее амбициозными вариантами. Но тут предстояло идти в очень разных условиях, поэтому приобрела это высокотехнологичное изделие. Надо сказать, что куртка не подвела, не промокала, и, вероятно, даже дышала за меня. После экспедиции на внутренней стороне появилось несколько незначительных потёртостей.
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Пуховка Mammut
Пуховку я протаскала в рюкзаке 55 дней, но реально она понадобилась только в районе 6000 перевалов. На высотах ниже мне всегда хватало синтетической куртки в комплекте с другими слоями одежды, беря во внимание, что на бивуаках мы сразу ныряли в палатку и готовили внутри. Сейчас бы взяла пуховку полегче.

Перчатки Mammut Stoney и Marmot Power Strech, верхонки Marmot Shell Mitt

С перчатками Mammut Stoney вышел прокол. Очень неудобные манжеты, если на тебе много слоёв одежды. Но это личный косяк при покупке. Никак не могу найти что-то тёплое и водонепроницаемое, но чтобы при этом сохранялась способность выполнять техническую работу.

Перчатки Marmot Power Strech гоняла постоянно, к концу на большом пальце образовалась дырка. Ну и небольшие катышки.
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)
Верхонки Marmot Shell Mitt – мои любимые, но, к сожалению, их больше уже не производят. Поэтому взяла то, что было, а было им уже 5 лет. После экспедиции от них мало что осталось.
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Носки Thorlo, нижнее бельё IQ
Осталась очень довольна и носками и нижним бельём. Носки не истёрлись до сеточки. А нижнее бельё вообще выглядит, как новое. Ничего не растянулось, всё, как при покупке.

Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Маска на лицо Mammut

Не приггодилллась! ))

Личное снаряжение

Рюкзак Bask 75

Рюкзак в 2014 году достался мне на аукционе снаряжения с лёгкой руки читателей risk.ru :). После похода по Музколу я написала на него отзыв. Не смотря на наличие у меня других рюкзаков (например, Баск 69 Light) такого же формата, этот был самый любимый. Поэтому именно его я и решила использовать в экспедиции. И он всё также показал себя с отличной стороны. Более того, он проживёт ещё не один год. Основные дырки образовались от транспортировки в непальских автобусах. Переносимый вес колебался от 15 до 25 кг.
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Палки Black Diamond Trail Pro
Вешу я около 55, конечно, без рюкзака. Нагружала их нещадно. Одна палка погнулась слегка, что даже не мешает её закрыванию. Наконечники целы, а вот лямки пообтрепались. Защёлки, несомненно, удобнее, чем в обычной версии.
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Спальник Sivera Ирий -4
Мой рост 161см. Спальник для меня покупал Владимир. Просто сказал, что есть эта модель длиной 185см со скидкой. «Бери!» — сказала я, подумав, что 25 сантиметров для зимнего спальника как раз. Когда я его померила по факту, то даже с капюшоном длина его не превышала 175 сантиметров. Конечно, это было маловато, я помещалась чуть ли не в упор. Кроме этого технологического брака, других нареканий не было и, спальник отлично сослужил мне всю экспедицию.

Система Black Diamond Couloir
Использую её уже несколько лет. Для таких мероприятий идеальное решение. Тяжёлую систему таскать больше не готова. После 3 перевалов признаков износа, естественно не появилось.

Стальные кошки Camp Nanotech
Как у меня, так и у Владимира кошки выжили. Приходилось ходить по снегу, льду и скалам. Попортились заклёпки у антиподлипов: где-то норовят уже выскочить из антиподлипа, а где-то просто согнулись. Согласно спецификации, годятся для снежных и не крутых ледовых склонов.
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

ОБЩЕЕ СНАРЯЖЕНИЕ
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)
Полный список общего снаряжения

И снова самые интересные пункты освещу отдельно.

Палатка Terra Nova Quasar

На тему палатки было множество размышлений. В конце концов, нарисовала таблицу, чтобы как-то упорядочить размышления.

Разные характеристики имели для нас различное значение, в порядке убывания они выглядели так:
1.Вес до 3 килограммов.
2.Стоимость до 400 евро.
3.Двухслойная палатка.
4.Повышенная ветроустойчивость, поскольку именно сильные ветра могли быть проблемой в Гималаях.
5.Зимняя палатка.

Остальные параметры, такие как наличие 2 входов, юбка, повышенная площадь внутри палатки, установка в плохую погоду были примерно равнозначные.

За каждую характеристику, которая нам была важна, палатка получала пункт.
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

В список вошли палатки, которые были доступны для покупки. Изначально последней палатки в списке не было, поэтому остановились на Normal Кондор, но когда мой друг поехал в Питер покупать палатку, то увидел Terra Nova Quasar по цене 350 евро. И мы быстро приняли решение в её сторону. Хотя изначально она была без юбки, мы её пришили. Несмотря на то, что входы у неё с торца, что я не люблю, в остальном палатка была идеальным решением. При весе 2.5кг, у неё было 4 дуги, так что при всех ветрах она не сгибалась. Палатка отлично растягивается, стенки никогда не соприкасаются друг с другом, много места внутри и в тамбурах. Единственное, это сложность входа и выхода для высоких людей. Внутри с комфортом размещаются 2 человека, но при восхождениях можно лечь втроём. Отличная палатка!
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Одеяло синтетическое Red Fox Big Wall
В холодных условиях это была незаменимая вещь. Поверх пуховых спальников мы укрывались этим одеялом. Во-первых, оно довольно хорошо грело. Во-вторых, весь конденсат скапливался на синтетике, а не пуху. Самая низкая зафиксированная температура в палатке была -17, и в такой конфигурации (пуховый спальник + синтетическое одеяло ) было довольно комфортно. Иногда одеяло не удавалось высушить по несколько дней.

Горелка + котелок Jetboil 1.8L Sumo Ti

Поскольку у нас была сублимированная еда, то нам необходимо было просто кипятить воду. Естественно, что взяли JetBoil, поскольку он уже имелся в наличии. Работал идеально, так что не пришлось использовать запасную горелку.

Расход 230гр баллона на двоих человек (завтрак + термос на перекус + ужин):
– 3 дня, если необходимо топить снег, лёд
– 5 дней, только для кипячения.
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Фильтр Sawyer Mini
До этого никогда не сталкивались с проблемой фильтрации и очистки воды. Поэтому изначально нацеливались на обеззараживающие таблетки, но чем больше мы о них узнавали, тем меньше они нам нравились. Во-первых, из-за химической сущности таблетки нельзя использовать продолжительное время. Во-вторых, очень долго надо ждать, когда таблетка подействует. В-третьих, остаётся привкус. И наконец, таблетки не помогают при механических загрязнениях.

Случайно наткнулась на фильтр Sawyer Mini. Это была находка! При весе в 60 граммов, единственным минусом было отсутствие защиты от вирусов. Он оказался очень удобный в использовании: накручивай почти на любую бутылку и сразу пей воду. Не надо заготавливать воду заранее. Фильтр промывается, ресурс огромный. Правда, нельзя реально проверить фильтрацию бактерий. Одни плюсы.

Если говорить о доступности воды, то между 1500 и 5500 проблем с водой практически нет, источники воды встречаются часто. Ниже просто проблема с водой, её нет. А выше 5500 снег и лёд, но мы знали секрет превращения этих субстанций в воду. Изредка необходимо было запасаться водой на целый день.
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Спортивный крем Sports Akileine NOK
Не знаю, как эта штука работает, но она работает! Каждый день мы мазали ноги этим кремом. Благодаря ему, никто из нас не заработал ни одной мозоли на протяжении всего пути. Расход небольшой: на 4 месяца хватило двух тюбиков на каждого.
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Карты
У нас был полный набор карт по всем регионам. С собой мы, конечно, несли карты только ближайших регионов. Относиться к этим картам надо с некоторой долей скептицизма. В них очень много неточностей. Начиная от троп, идущих в других местах, отсутствию мостов, лоджий в обозначенных точках, и заканчивая ошибками высот стоянок и перевалов. Иной раз неточности доходили до 1000 метров по высоте. Сами карты хорошего качества, не мокнут под дождём.
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Ледобуры Petzl Speed Light *2, 3 титановых ледобура, 1 самовыкрут
Лёд был и был крутой, но станции мы старались делать на скальных выступах, поэтому ледобуры почти не пригодились. Нам хватило 2 штук.

Верёвка Tendon Ambition 7.9 мм 40м, расходник 6мм 50м
Изначально не была понятна реальная сложность перевалов. Долго думала, и остановилась на этой комбинации. Это была ошибка. Перевалы достаточно серьёзные и не стоит их недооценивать. Сейчас бы вместо расходника я бы взяла вторую двойную верёвку. Было бы надёжнее идти наверх, а дюльферять быстрее и удобнее. Ну и расходника метров 10. На спуске с West Colа можно найти относительно свежее снаряжение для дюльферных станций.

Петли (120см) *3, карабины немуфтованые*6, страховочное устройство*1
Это снаряжение пригодилось целиком. Страховочное устройство было одно, я пользовалась узлом UIAA.

Более подробно о том, как мы подошли к выбору альпинистского снаряжения и что в итоге использовали можно почитать тут.
Ремкомплект

Вот так выглядел наш ремкомплект:
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)


ТЕХНИКА

Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)
Техники у нас набралось довольно много. Чтобы заряжать всё это хозяйство и не нести лишних зарядок, проводов и аккумуляторов, необходимо было свести до минимума комплект различных интерфейсов. Сейчас миром правит USB. Поэтому и остановились на нём, а в качестве накопительных элементов использовали АА аккумуляторы и 1 портативный аккумулятор (power bank). Разобраться с техникой и связью нам помогли Алексей Владимиров и Богдан Янковский.

Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)
Полный список общего снаряжения

Начнём с самого актуального. Откуда мы брали электроэнергию?
Солнечная батарея Goalzero Nomad 13

Изначально нам посоветовали PowerFilm Solar F15-600 (20W, 580g, 76×80см). Складывающаяся гибкая батарея, устойчивая к повреждениям. В неё даже стреляли, а она продолжала работать с небольшим снижением показателей. Заказала солнечную панель с американского сайта. Когда прошли все мыслимые сроки, начала им писать. Сначала они даже отвечали, потом и вовсе перестали. Хорошо оплата происходила через PayPal, поэтому часть денег я вернула, но время было потеряно. В качестве альтернативы взяли то, что было легкодоступно, Goalzero Nomad 13 (13W, 726g, 27×61см). Тяжелая и не такая производительная, но она дошла достаточно быстро с немецкого Amazona.

Батарею прикрепляла к своему рюкзаку и в солнечные дни ходила с ней. Панель легко и прочно закреплялась на рюкзаке, у которого было достаточно петелек для этого. Недостаток крепления на рюкзак, это то, что нельзя прийти на отдых и просто кинуть рюкзак на землю, всегда надо было помнить о ней. Одним из бонусов передвижения с востока на запад в данном случае было солнце, которое основную часть дня светило именно в спину.

У меня нет опыта работы с другими солнечными панелями, но эта работала хорошо, пока работала. От панели мы напрямую заряжали только Anker Power bank. А уже потом с него заряжали остальные устройства: батарейки AA для GPS, фотоаппарат, планшет, спутниковый телефон. Заряжать напрямую телефон, АА батарейки не получалось. Вернее это было неэффективно. Устройства, заряженные таким образом, быстро разряжались. На третий месяц я обнаружила, что панель перестала работать стабильно. После исследования, обнаружилось, что соединения между 2 панелями барахлят. Использовать её стало невозможно.

По приезду я написала жалобу в Amazon. Они предложили вернуть деньги или обменять на новую. Солнечная панель не та вещь, которая часто нужна в домашних условиях, поэтому выбор был очевиден.

Уже сейчас кажется, что можно было вообще не брать солнечную батарею. Вместо этого стоило взять 2 дополнительных накопителя энергии, и заряжать у местных, когда это возможно. Это было бы легче, дешевле и удобнее, чем солнечная панель. Хотя солнечная панель обеспечивает тебя чувством надёжности и независимости.
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Зарядка Goalzero Guide 10

С виду обычная зарядка для АА и ААА аккумуляторов. Необычно в ней то, что её можно использовать и как портативный аккумулятор, где в качестве накопительных элементов используются АА батарейки. Т.е используя это небольшое устройство, у нас был запасной портативный аккумулятор на экстренный случай. На нём есть переключатель, который позволяет работать в 3 режимах:
• зарядка
• портативный аккумулятор
• фонарик

Тем не менее, как портативный аккумулятор мы его почти не использовали. Было на это 2 причины. Во –первых, он был менее эффективный, чем основной Anker, во-вторых, самое частое действие была именно зарядка АА аккумуляторов для навигатора. Каждые 3 дня нужен был свежий комплект. И даже, несмотря на то, что Goalzero Guide 10 предназначен для зарядки через солнечную панель Goalzero (есть специальный выход), мы всё равно сначала заряжали Anker и уже с него АА аккумуляторы (Goalzero Guide 10). Заряженные напрямую, они работали гораздо меньше, чем таким окружным способом. Хотелось бы знать, почему такое могло быть.

А фонарик пригодился только пару раз.

Источники питания

Источников питания было несколько:
• AA Eneloop Pro (2500mAh, 31г) аккумуляторы – 8шт
• Портативный аккумулятор Anker (10500mAh, 240г)
• Литиевые батарейки AA Energizer L91 (17г) – 4шт
• Литиевые батарейки AAA Energizer L92 (8г) – 6шт


Изначально мы хотели использовать источники питания только одного типа. Рассматривали даже аккумуляторы типа 18500 в качестве единственных и основных элементов. Но потом начали отталкиваться от навигаторов, которые используют АА аккумуляторы. Использовать только AA аккумуляторы для зарядки фотоаппарата, планшета, спутникового телефона неэффективно, или даже невозможно, поэтому взяли Anker 10500mAh, чем в итоге были несказанно довольны. Ёмкость абсолютно соответствовала заявленной. В хорошую погоду солнечную батарею с портативным аккумулятором вешали на рюкзак. И если было холодно, то остальные устройства заряжали вечером у меня в спальнике от портативного аккумулятора.

Ко всему прочему нам была важна работа в минусовых температурах. Именно поэтому нам посоветовали AA Eneloop Pro. Вероятно, это одни из самых лучших и мощных АА аккумуляторов на данный момент. Мы их использовали в навигаторе, который всегда болтался снаружи. И интересно, что на морозе (-15…-1) они работали только незначительно меньше, чем при плюсовых температурах. Это было удивительно. Кроме навигаторов АА батарейки мы использовали в фонариках Fenix HL50.

Ещё мы брали с собой литиевые (LiFe) не перезаряжаемые батарейки АА и ААА. Ещё раз повторюсь, что такие литиевые батарейки мощные, лёгкие, морозоустойчивые.

Для SPOTa использовались литиевые батарейки AAA Energizer L92. С батарейками другого типа SPOT может и не работать или работать не долго. Обычно мы брали их с запасом до следующей заброски.

По 2 батарейки AA Energizer L91 у каждого было в рюкзаке на непредвиденный случай, который так и не случился. Пару раз было, что все Eneloop Pro были разряжены и кратковременно пользовались AA Energizer L91 в навигаторе.

Фотоаппарат Sony DSC-RX10

Вполне достойный аппарат. Цифровик с хорошей оптикой (фиксированная светосила F2.8) и фокусным расстоянием 24-200mm. Я не искушённый фотолюбитель и не люблю менять объективы, поэтому решение с одним хорошим, но несменным объективом было очень кстати. И кстати зарядка аккумулятора идёт напрямую через miniUSB без необходимости подключения зарядного устройства. У нас были 2 дополнительных батареи.

Навигаторы GPS Garmin 650, GPS Garmin GPSmap62s

У меня был Garmin 650, а у Владимира Garmin GPSmap62s. Второй взяли, как запасной.

Чтобы собирать статистику и записывать более подробный трек, Garmin GPSmap62s включали каждый день на время движения. На аккумуляторах Eneloop Pro АА навигатор GPSmap62s работал обычно 3 дня. На вторую неделю в какой-то момент я впервые решила достать Gamin 650. Это был последний раз, когда он видел свет. Уже через час, я его успешно уронила, и он неудачно упал экраном на камень. С тех пор он стал лишним нерабочим грузом… Энергии было много, вот она и выходила таким странным образом. К слову это не последнее устройство, которое я сломала в экспедиции. Хотя обычно такое за мной не наблюдается.

В Интернете можно найти топографические карты Непала для Garmina, чем мы и воспользовались. Районы Катманду, Аннапурны и Эвереста в этих картах отрисованы в хорошем масштабе, а вот с остальными районами была проблема.

В какой-то момент нам написал Сергей Смоленцев. Мало того, что он предоставил нам своё описание технических перевалов, но и поделился собственноручно нарисованными гарминовскими картами для интересующих нас районов. Карты лежат тут. Карты в большинстве случаев оказались намного лучше, чем аналогичные официальные топо карты.
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Отслеживающее устройство SPOT

Чтобы родственники не волновались, а любой мог бы узнать, где мы находимся, использовали SPOT. Устройство, которое получает GPS данные, т.е. свою позицию и отправляет их с определённой периодичностью на сервер. После этого с сервера данные попадают в Интернет, на мобильный телефон или в SOS центр. Чтобы пользоваться этим сервисом, надо купить собственно устройство и оплатить подписку, как минимум на год.

Мы включали SPOT с утра в режим «Track Progress» и таким образом наше местоположение на карте в Интернете обновлялось каждые полчаса. По приходу на ночёвку мы отправляли сообщение «Ок» и выключали устройство. 3 батареек ААА хватало примерно на 10-14 дней. Но батарейки использовали не простые, а литиевые Energizer L92. Литиевые батарейки дорогие, зато они лёгкие, ёмкие и могут работать на морозе. Проблем с покрытием не было. Данные практически всегда исправно попадали на нашу карту. Точность передаваемых координат хромала. Никаких нареканий к работе устройства не было.

Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Фонарик Fenix HL50


Фонарик отличен уже тем, что работает на 1 АА батарейке, что не так часто. Именно эта особенность и заставила нас взять его с собой. Фонарик очень хорошо светит и главное долго. Но есть в нём небольшой недочёт. Когда батарейка садится, то он просто перестаёт включаться. Сначала даже подумали, что он сломался, потому что обычно фонарики становятся просто тусклыми. Но поменяв батарейку, заработал снова. И можно было бы подумать, что это дефект конкретного экземпляра, но так происходило с обоими фонариками.
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)


СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ

До сих пор я сталкивалась со спутниковой связью, а именно Iridium, только один раз, и то в качестве пассивного пользователя. Это был поход по Музколу на Памире. Знала только то, что это совсем недешёвое удовольствие.

Когда начала исследовать эту область подробнее, то оказалось, что в нашем регионе единственная компания, занимающаяся спутниковой связью, работает только с Iridium. От этого и отталкивались. Мы даже нашли телефон, который нам готовы были дать бесплатно на всё время экспедиции. Стоимость разговоров в сети Iridium на 4 месяца оценивалась примерно в 400 евро. В эту цену входили абонентская месячная плата SIM карты и по 50 минут разговора каждый месяц. Даже, если не разговаривать вовсе, то абонентку надо платить, что выходило около 200 евро за все 4 месяца.

Уже смирившись с дорогим Iridiumом, в разговоре с Богданом Янковским рассказала о нашей ситуации. Богдан участвовал во многих гималайских экспедициях именно в качестве связиста (сначала это была радиосвязь, потом и спутниковая), поэтому я крайне серьёзно отнеслась к его советам. А совет был такой, что из-за коренной разницы в системе спутников Iridium и Thuraya, именно в горах, а особенно Гималаях, стабильнее будет работать Thuraya. Другие спутниковые сети (Inmarsat, Globastar) даже не рассматривались. Итак, в чём же суть.

Спутниковая группировка Iridium состоит из 66 спутников, которые постоянно движутся вокруг земли по 11 орбитам. Высота над землей — примерно 780км. Такое устройство сети обеспечивает прямую видимость между вашим телефоном и спутником в любом месте планеты — лишь бы было видно небо. Чем больше неба видно, тем больше вероятность, что на видимом участке небосвода есть хотя бы один спутник. И это отлично работает на равнине, но в горах, где видимость ограничена, телефон нередко теряет спутник, что влечёт прерывание соединения. И если это разговор, то это не так критично, а в случае отправки мейла уже да. Стоимость минуты Iridiumа у нас выходила примерно 2€.

Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Спутники Thuraya (2 штуки) находятся на высоте примерно 35 000 километров над землей и висят почти неподвижно над определенной точкой над экватором (Азия). Из-за этого в Америке вообще нет зоны покрытия. Так же зона покрытия ухудшается по мере удаления от экваторов. Даже у нас в Латвии сила сигнала оставляет желать лучшего. В горах Азии же, если ты уже поймал спутник, то он никуда не скроется. Другое дело, что спутники расположены на юге, и направлять антенну надо именно туда, что не всегда возможно. После нахождения сигнала желательно не крутится с телефоном. Стоимость минуты разговора в Thuraya примерно 1€. Срок действия карточки 2 года. Кроме всего прочего бонус в телефонах Thuraya – это возможность использования обычной SIM карты. Об этом я узнала из крайне полезной статьи на risk.ru.

Примерно всё это и рассказал мне Богдан, склонив меня в сторону Thuraya. Он же помог найти поддержанный телефон Thuraya SO2510 в комплекте с 3 аккумуляторами, чехлом и зарядками (220V и автомобильная) всего за 200€. После этого Эд протестировал все аккумуляторы, а Алексей сделал USB зарядку к телефону. Аппарат был готов к работе.

А потом компания Hansael, предоставляющая услуги спутниковой связи в Риге, предложила спутниковый рутер Iridium GO, с бесплатной подпиской на месяц. И мы согласились, решив, что возьмем его во второй части экспедиции, когда рюкзаки будут полегче и мы сможем позволить взять себе лишние 300 грамм.

Итак, что получилось по итогу.

Thuraya SO2510

Сначала я обнаружила одну особенность, которая мне сильно не понравилась. Связь в плохую или даже просто облачную погоду была низкого качества: я слышала человека, а меня нет. Опытным путём я поняла, что один из аккумуляторов был плохой и это давало такой эффект. После этого открытия, мы перестали пользоваться плохим аккумулятором и подобные неприятности практически исчезли. У нас редко были проблемы с поиском спутника, мы не бегали позвонить на южный склон, но иногда приходилось искать подходящее место. Почему-то ближе к ночи начинались проблемы с поиском спутников. Поэтому звонить старались до 6 вечера. Ну и как уже писала, если телефон нашёл спутники, то лучше было не менять направление его антенны. Связью довольны, и если телефон показывал 60-80% зоны, то качество звонков было очень хорошее.

Уже после экспедиции брала телефон в Фаны, где он также себя хорошо зарекомендовал. И вообще подсчитала, звонки по спутниковому телефону вне Европы будут дешевле, чем роуминг.

Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Iridium GO

Идея этого спутникового рутера заключается в том, чтобы использовать Интернет и e-mail, а также совершать звонки со смартфона. Корпус выглядит очень солидно: водонепроницаемый и ударопрочный. А что с функциональностью?
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Интернет
Для выхода в мировую паутину предназначены 4 под приложения: Facebook, e-mail, twitter, погода. Подприложение Facebook разрешает тебе только что-то опубликовать. Оно использует уже неподдерживаемую в FB функциональность, когда запостить что-то на FB ты можешь при помощи отсылки короткого электронного письма. Сейчас этот API на FB просто закрыт. Чтобы пользоваться е-мейлом, необходимо создать свой е-мейл в Иридиуме. После этого возможна отправка и принятие писем. Для гуманитариев разобраться с мейлом будет непросто. Один из экранов выглядит так:

Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Twitterом и погодой я даже не пользовалась. Отправляли мейл 2 раза. Оба раза с фотографией очень небольшого размера (до 300КБ). Один раз мейл дошёл, но фотка была плохого качества, второй раз мейл не дошёл совсем.

Разговоры и сообщения
Что было реально удобно – это посылка сообщений. После написания смсок на Thuraya SO2510, возвращение к смартфоновой клавиатуре было праздником. Со звонками было хуже. При всех звонках была одна и та же проблема: задержка передаваемой речи, некоторые слова и фразы терялись. Голос доходил до оппонента через 2-3 секунды, что делало разговор крайне заторможенным.

После написания этого обзора, решила посмотреть обзоры в англоязычном пространстве. Оказывается, не только мы столкнулись со всеми этими проблемами. Ещё пишут, что в Iridium GO есть Opera Mini для сёрфинга, но я её не находила. Да и использовать её смогут только самые терпеливые. Загрузка примитивной страницы без картинок занимает ОТ 10 минут.

Проигрались с Iridium GO и вернулись для звонков к телефону Thuraya.

Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)


БЮДЖЕТ

«Сколько же всё это стоило?» — вопрос, занимающий верхние строчки в ТОПе самых популярных вопросов.

Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Вот полный список бюджета на одного человека. Во второй колонке я попыталась спрогнозировать, на чём можно было бы сэкономить и в каждом пункте я пытаюсь раскрыть, на чём именно можно было снизить затраты.

Личное снаряжение. У меня в эти расходы входили пуховый спальник (0С), моя первая Gore-tex куртка, треккинговые палки (старые уже сносились за 6 лет использования), ботинки, облегчённые кошки и ледоруб, некоторая одежда, в которой мне было бы приятно провести 4 месяца, и остальное по мелочи.

Поскольку за 4 месяца могло случиться что угодно, то хотелось быть уверенной в своей экипировке. Конечно, можно всё это было не покупать, а обновить только самое необходимое, тогда сумма была бы меньше. Но без новых ботинок не обойтись.

Авиабилеты Рига-Катманду-Рига. Мы рассматривали возможность сэкономить и поехать через Москву, например, но тут надо помнить, сколько у нас было багажа. А ещё при большой вероятности смены билетов, необходимо было бы менять всю цепочку. Поэтому взяли не самые дешёвые, но зато удобные билеты авиалиний Etihad. И да, нам-таки пришлось менять дату вылета, что составило около 100евро (уже включены в общую сумму 960евро).

Передвижение в Непале (автобусы, самолёт, вертолёт). Мы старались выбирать всегда самый дешёвый транспорт, но, например, из Хилсы (Симикота) наземного транспорта не существует. Тут входит и перелёт Симикот-Непалгандж, и наш полёт на вертолёте, и всевозможные автобусы. Сэкономить можно было только на вертолёте (90евро).

Стадия планирования (вебсайт, книга, карты). Оплата домена, карты, путеводитель.

Групповое снаряжение/электроника. Здесь самые затратные позиции были солнечная батарея и общий спальник, остальное всё по «мелочам»: верёвки, аккумуляторы, батарейки, горелка, фильтр, нашивки и прочее.

Спутниковый телефон + SPOT (отслеживающее устройство). Включена стоимость разговоров по телефону Thuraya и годовая подписка на отслеживающее устройство SPOT.

Еда для автономных дней + перекусы. Основная статья расходов — сублимированная пища Adventure food в пакетах. Ну и остальная еда: кашки-минутки, сушёные ягоды и мясо, орехи, батончики, шоколадки, печенье, чай, сахар и другое.

Разрешения и виза. Подробнее о разрешениях и визе можно почитать в предыдущем отчёте. Но уменьшить эту статью расходов легко, если все разрешения, которые можно оформить самим, делать именно самим. Вы потратите на это несколько дней, зато сэкономите.

Страховка KNOX. Стоимость полиса страхования для 1 участника 4 месячной экспедиции. Для этого необходимо быть членом австрийского горного клуба Alpenverein Austria.

Аптечка + спортивные крема. В эту сумму входит полное содержимое аптечки (от спиртовых салфеток до антибиотиков) и спортивные крема Sports Akileine от солнца, холода и мозолей. Аптечка может быть своя. Спортивные крема можно не покупать, но мы были крайне рады, что они у нас были. Например, благодаря крему NOK у нас не было ни единой мозоли на всём пути.

Гид для района Манаслу. Манаслу самый строгий район в Непале. Идти туда без гида — это в лучшем случае риск запрета на посещение региона или в худшем даже ареста (бывали прецеденты). Вероятно, существуют лазейки, как пройти (хотя бы проходить их ночью), но мы решили не играть в эти игры с непальским властями. Ещё есть вариант присоединится к группе с гидом непосредственно перед Джагатем. Но не факт, что это будет дешевле, чем вышло у нас. Наши знакомые так и сделали, за что у них попросили 200евро. Этот вариант плох тем, что несколько дней придётся двигаться со скоростью той группы, т.к. в регионе проходишь несколько КПП.

Доставка забросок. Это те деньги, что мы заплатили нашему другу непальцу за доставку забросок. Если бы мы воспользовались услугами агентства, то наши расходы возросли раза в 3. Если бы доставляли сами, то потеряли бы дня 4.

Ежедневные траты на 120 дней (еда, такси, жильё). В эту сумму входят все ночёвки в лоджиях и отелях, питание в лоджиях и кафе, передвижение на такси. Начиная вспоминать подробности, поняла, что в эту сумму могли попасть и различные личные покупки. Могу сказать, что мы не шиковали, но и не считали каждую копейку.

ДЕНЬГИ

Валюта Непала — это непальские рупии, курс которых примерно 100NPR=1$. Самая крупная купюра 1000NPR. Было понятно, что как только отправимся на маршрут надо иметь запас денег на 60 дней, поэтому каждый взял с собой 100000NRP. Поскольку не все купюры были самого крупного номинала (часть была по 500NPR), то на двоих у нас было полкило денег. Для пущей безопасности деньги лежали в различных местах на себе и в рюкзаке. Этого хватило на первую часть, ещё и осталось.

На вторую часть (после Катманду) каждый из нас взял столько же (1000$ в непальском эквиваленте), несмотря на более короткий период. Всё потому, что в конце нам предстоял полёт на самолёте, да и количество автономных дней было меньше.

Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)


Чтобы обезопасить себя, мы решили арендовать сейф. Но, как оказалось, в Непале такое доступно только дипломатическим лицам. Следующая идея оказалась более успешной. Мы открыли счёт в Непальском банке. Квест, который занял у нас 3 часа в первый день, 2 во второй и час на его закрытие. К счастью помогал нам глава Интернет-банка, знакомый нашего друга в Непале. Без него это было бы ещё дольше или даже невозможно. Чтобы открыть счёт надо указать родственников, включая бабушек и дедушек, нарисовать(!) место проживания, принести последние коммунальные счета и заполнить множество других интересных данных. Хорошо, что рисунок местопроживания нам помогли нарисовать, иначе могли бы не «сдать экзамен по рисованию». Пока Володя занимался бумагами, я наблюдала за посетителями банка. В основном это были люди с чемоданчиками. А в чемоданчиках люди приносили или забирали килограммы денег. Банк был чем-то похож на наши банки образца двадцатилетней давности. Банковскую карту взяли с собой на маршрут, в случае, например, кражи наличности. Банкоматов на пути не очень много, но они есть. Вот список пунктов на пути: Lukla, Namche Bazaar, Bahrabise, Syapru Besi, Jomsom, Jumla Bazaar (вероятно, есть в Gamgadhi, Simikot) К счастью нам это не понадобилось. Почему вообще открывали счёт? Непальские банкоматы не сильно дружелюбно относятся к Европейским картам (не примут или в худшем случае «съедят»), и полагаться на них не хотелось.

Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

Ну вот и всё! Осталось только написать лирическую часть о людях и приключениях на нашем пути.

С удовольствием отвечу на ваши вопросы в комментариях.

Благодарим за поддержку
Великий гималайский путь. Непал. Часть 2 (Горный туризм)

68


Комментарии:
2
Серьезное мероприятие. Молодцы !
Еще бы рассказали как можно 4 месяца не ходить на работу и потратить на поход 6000 евро

5
Никаких секретов. Рассказать очень просто!
Копить, а потом уволиться или уйти в неоплачиваемый затяжной отпуск.
Когда человек покупает машину, у него никто не спрашивает откуда деньги. А когда тратит это на путешествие, то возникают вопросы. :)

3
Не со всем согласен, но каков подход!! Я сам такой, отчего от соратников получал эпитеты-перестраховщик, зануда и т.д. Nastasja, Вы Профи, что для женщины удивительно, но возможно. Уважаю.

1
Спасибо. Всегда приятно получить такой отзыв!

1
Супер!
В мемориз.

1
Спасибо, что так хорошо и подробно пишете. Очень интересно и полезно во многих аспектах! Если можно, переспрошу про палатку. Сам не так давно искал по очень похожим критериям, но выбрали мы с женой и купили Вегу 2 от Снаряжения. Поэтому очень заинтересовал Ваш вариант Terra Nova Quasar, как явно более ветроустойчивый. Смущают только два расхождения. Ну ладно цена 350 евро у Вас против 700 на сайте. Это, видимо, Вам со скидкой повезло ))) Но откуда в Вашей табличке вес 2,5 кг, тогда как на сайте производителя минимум 3,8 кг?
http://www.terra-nova.co.uk/tents-and-spares/all-tents/quasar-tent/
Так какой же у неё на самом деле вес? И если он всё же больше 3 кг, то почему тогда эта палатка заняла в Вашем рейтинге первое место?

0
Спасибо за замечание! Посмотрела упаковку, палатка называется Superlite Quasar.
Покупали её в Питере на какой-то большой распродаже в начале этого года именно с 50% скидкой. У меня у самой была и пока есть Вега 2 от Снаряжения. Но она весит 3кг (не силиконовый вариант) и места в ней значительно меньше, чем в этой. Вега 2 - стабильная двушка, тогда как эта при желании может быть трёшкой. Думаю это за счёт более вертикальных стен и чуть большей площади. Сейчас на полке 2 палатки и Вегу собираюсь продавать.

0
Спасибо! действительно, очень интересный вариант, не попадавшийся мне раньше. Наша Вега 2 из силикона с юбкой и скандиевыми дугами весит 2,4 кг, но места в ней действительно маловато, прочувствовали за два сезона использования. Поэтому Ваш вариант крайне интересен. Но не понятен - как так? Дуг в два раза больше, ткани и так легче некуда даже у Веги, а места в 1,5 раза больше. Единственное, что приходит в голову, что у суперлайт квазара наверное очень тонкое облегчённое дно. Так ли это? И если да, то не стало ли оно сильно дырявым от использования?


1
Отличный отчет, грамотный подход к выбору снаряги, без "воды".

Фонарик Fenix HL50
"... очень хорошо светит и главное долго. Но есть в нём небольшой недочёт. Когда батарейка садится, то он просто перестаёт включаться. Сначала даже подумали, что он сломался, потому что обычно фонарики становятся просто тусклыми. Но поменяв батарейку, заработал снова. И можно было бы подумать, что это дефект конкретного экземпляра, но так происходило с обоими фонариками."
Здравствуйте!
В фонаре установлена схема преобразования напряжения.
Рабочее напряжение светодиодов белого свечения в грубом округлении - 3 вольта.
Схема преобразования напряжения рассчитана так, что при изменении напряжения на входе блока питания хоть 3 вольта, как у рекомендуемой CR123, или 1,5 у АА, на выходе будет необходимое стабильные напряжение. Стабильное напряжение на выходе будет поддерживаться и при снижении напряжения на батарейке до критичного, когда батарейка просто полостью разряжается. Преобразователь "выпьет заряд до дна",- есть такое выражение. Так что в фонаре нет недочёта. Как раз в этом его огромный плюс, - светить ярко до полного разряда батареи!
Всего доброго !
- Николай

2
Большое спасибо за пояснение!
С одной стороны, это действительно здорово, когда фонарик всегда светит одинаково ярко. Но когда он внезапно перестаёт светить ночью и у тебя нет запасного источника света для замены батарейки, это хуже. Если знаешь эту особенность изначально, то уже подготовлен. Мы не знали, и думали, что эта проблема в фонарике.

2
У последних петцелей, работающих по тому же принципу со стабилизатором яркости свечения, прежде чем окончательно отключиться фонарик за долго до кронца света сигнализирует о низком заряде батарей. Во-первых он перестаёт переключаться на более яркие режимы, а во-вторых он начинает подмаргивать - гаснуть на секунду примерно раз в минуту, что очень заметно в тёмное время и сразу заставляет задуматься о смене батарейки.


1
За вас проголосовала ещё до прочтения второй части. Такой труд проделали, мне было интересно! А сколько времени потратили что бы понять и найти всю логистику похода? Может вы где-то. Отвечали на этот вопрос , я пропустила.

2
На вопрос именно о логистике мне сложно ответить. На составление графика маршрута у меня ушло, может быть, 2-3 полных дня. На обдумывание забросок ещё 2-3 бессонные ночи ))). До конца были сомнения, а оптимально ли всё продумано?!
Ну а вообще на всю подготовку (всё кроме физической) я уделяла примерно по 2 часа каждый день в течение 5-6 месяцев. Т.е. в целом получилось около 350-400 часов. Тогда хотелось, чтобы всё было продумано.
А сейчас хочется, чтобы наш опыт не пропал даром.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru