Пишет Николай Кондратьев, 24.11.2016 14:42

Фишт
пещера "Парящая Птица"
гибель спелеологов

В отряде с плановой проверкой
Резун Анатолий Иванович - нач. краевой КСС
Стуков Генрих Александрович - зав. отделом безопасности ЦС.

Срочная телеграмма.
Резун зачитывает:

" Я такой-то, такой-то,
заслуженный, ... и т.д., и т.д. ..."
Текст длинный на двух бланках.

- Тьфу ты, - не выдерживает Стуков, - что ему надо?

" ... группа спелеологов Центральной Студии Документальных Фильмов планировала прохождение пещеры "Парящая Птица", срок возвращения прошёл, известий нет.
Прошу оказать помощь.
Не дайте погибнуть молодым людям."

- Да нам хоть дети уборщицы тёти Маши!
Они на учёте? (Стуков)
- Нет.

Пещера на массиве горы Фишт, вход на высоте 2350 м.
Глубина 535 м.
Колодцы, колодцы, колодцы.
Сквозит.
Много воды.

Погода лётная.
ПСР - служба аэропорта готова к вылету.
Удачно связались с Плоткиным Леонидом - адлерская спелео секция.
Самоотверженные общественники, спасатели от Бога.
Их заберут в Адлере.
Набиваем рюкзаки снаряжением и на сочинскую вертолётную площадку.

Летим.

Много снега.
Проходим над перевалами Черкесским, Белореченским , - никого.
В районе пещеры следов нет ...
Высаживаемся на террасе над входом в пещеру.
Вход забит снегом. Откапываем.

Из истории сочинского КСО.
Олег Беркус. Нашли "коногонку". Толя Чепур со спины.

В колодце есть навеска, что-то просматривается на дне.
Лёня спускается.
Кто посвободнее, - обустраивают лагерь.

Первая информация.
- На дне колодца транспортники, - рассказывает Плоткин, - навеска не снята и в следующем колодце. Предполагаю худшее.
Экипируемся и, по-готовности, уходим.

Им не мешаем, только выполняем их просьбы.
У Наташи уже готов горячий обед. И когда она только успевает !? Наташа - инструктор тур клуба, всегда готова на спасаловку.

Время уходит быстро. По радиосвязи Горлов (нач. КСО) сообщает, что в пещере никого нет, есть погибшие, подробности не по эфиру, вертолёт за вами завтра.

Не спится.
Ясная, морозная ночь. Крик гусей. Как тянется время ...

С рассветом собрались, ждём вертолёт.
Ага, - тарахтит. Прошёл над нами, кружит, уходит ниже. Где-то сел. Улетел.
Догадок не строим, просто ждём.

Избегая подначек, осторожно спрашиваю: - слышал-ли кто что-нибудь ночью?
- Гуси пролетали. (Саша Токарев)

Уже в вертолёте кое-что узнаём.
- Вчера, сразу после заброски, - рассказывает Горлов, - залетели на кардон Бабук-Аул. Там и застали, оставшихся в живых, руководителя Полуянова и участников Устинова и Устинову. Трое замёрзли в непогоду.
Сегодня высадились в предполагаемом месте гибели. Устинов легко ориентируется.

- Под той скалой лёг первый, а под той - второй.

Проходим щупами, находим быстро. Теперь задача - найти девушку ...

В отряде уже сидит представитель ЦСДФ - Михаил. В разговоры не вмешивается, но всё записывает.
Полуянов, Устиновы в прокуратуре.

История складывалась примерно так.

Со слов Михаила, Полуянов с спелео опытом, задался идеей снять фильм в пещере "Парящая Птица", увлёк идеей сотрудников студии, стали готовиться. На каком-то мосту тренировались спускаться, подыматься по верёвке, готовили снаряжение.
На кордоне заповедника их пропустили, - удостоверения ЦСДФ.
Базировались на аварийной хижине Белореченского перевала.
В пещеру ушли пятеро.
Погода стояла хорошая. Устинов каждый день поднимался к входу в пещеру.

В тот день задуло, пошёл снег.
Устинов поднялся к пещере.

Полуянов (с его слов) ушиб копчик и в сопровождении Устиновой и Воротниковой поднялся из пещеры. Дав указание Устинову дождаться выхода двоих ребят, которые поднимали снаряжение, ушёл с девушками к хижине.

Когда из пещеры поднялись парни, ветер уже был ураганный.
Мокрые, уставшие они шли за Устиновым.
Холод забрал одного и чуть ниже другого.

Ушедших ранее в хижине не было.
Ночь Устинов провёл один.

Полуянов, Воротникова, Устинова в пурге сбились с пути.
Набрели на огромный валун с нишей.
Пережидали ночь.
Грелись у примуса, потом сожгли гитару.

Утром Устинов вышел на поиск.
Встретились они недалеко от хижины.
Ирины Воротниковой с ними не было ...

Завтра вылетаем. Собираем спасателей-общественников.

В вертолёте битком. Следователи, Полуянов, мы, и даже Миша "ввинтился".

Из истории сочинского КСО.

По словам Полуянова, Ирина легла не далеко от того места, где они встретились с Устиновым.
Миша бегает кругами, фотографирует.
Ходили не долго. Полуянов нашёл валун на котором была маркировка тропы "тридцатки".

- Я стоял здесь. А она легла под камнем ниже, только тут всё теперь под снегом.
- И вы не вернулись, не помогли? (следователь)
- Я потом не нашёл бы маркировку.
- . . . . . . .

Щупы уходят глубоко. Где-то камни, где-то земля. Вдоль, поперёк. Ещё и ещё. Не находим.
Пора улетать.

Из истории сочинского КСО.

На следующие дни погода не лётная.
Полуянов в отряде. Пишет объяснительную.
Резун читает, передаёт мне.
На трёх листах расписана красота пещеры, где подсветить, как заснять ... и, если фильм снять, то ребята погибли не даром.

- Что Вы такое пишите?! ... Погибли Ваши товарищи!
- Вы - дилетант в спелеологии, Вам не понять.
Резун глянул на меня.
- Коля! Выйди!

Тем временем началось ...
Там, в Москве, задействовали "больших людей", дело на контроле в ...!
Этот Михаил хоть и из ЦСДФ, но прилетел по собственной инициативе, стал "мутить воду" в прокуратуре, выдавать версии, даже такую: - мол, они Ирину оставили в пещере на выживание, я, мол, выдел у Полуянова методичку по выживанию. Возмущался, что спасатели тратят деньги, летая на вертолёте, а туда можно на такси ездить,- показывает атлас автомобильных дорог.

Что он наговорил маме Ирины,- не знаю. Звонила она ночью, плачет, говорит, что уже никому не верит, но есть у неё надежда ...

- Коля, я поверю только Вам ...

Пожалуй это самые тяжёлые моменты в жизни спасателя.

Прилетел представитель ЦСДФ, нормальный мужик, извинялся за Михаила.

- Не подумайте, что у нас все такие. Этот Михаил и не такое отчебучивал.
Рассказал историю. (если кому интересно, припишу в конце)

Откуда-то вызвали кинолога Усова.
По первой погоде вылетаем.

Из истории сочинского КСО.
Усов справа второй. У ног собака.

Хотя сам Усов говорит, что надежды на собаку мало, - прошло много времени, собачка работает, - мечется. То там залает, то там.

Если увеличить изображение, - видны цепочки следов. Искали под каждым валуном.

Копаем. Иногда собачка даёт точную "наводку", - откапываем мочу с прошлого поиска. Прорываем траншеи, но до земли не доходим, - очень глубоко.

Погода резко меняется, нас едва успевают выдернуть.

Из истории сочинского КСО.

По просьбе прокуратуры вылетаем, теперь уже со спелеологами, опять к пещере, - достать транспортники, и , по возможности, обследовать пещеру.

Ветер затрамбовал всё вокруг снегом так, что найти вход не удалось.
Роем, роем, - скала. Влево, вправо - скала.

После всех этих вылетов, "на верху" было принято решение поиски прекратить до лета.

С началом сезона, на первые группы "тридцатки", на дежурстве инструктор КСО Миша Руцких с заданием просматривать предполагаемое место гибели Воротниковой.
Он её и обнаружил.

Следователи фотографируют, записывают, расспрашивают Мишу.

Осматриваюсь.
Вокруг берёзки. Это ж сколько было тут снега, что мы и макушек их не видели.
Лежит она прижавшись к валуну. Смотреть жутко, - мышь свила из волос гнездо под головой, обгрызла лицо.

Ирина Воротникова была обвенчана с одним из погибших парней.
После экспедиции была намечена свадьба ...

Из истории сочинского КСО.
справа налево: вход в пещеру, грот Аслан-Бека, место гибели Ирины, перевал Белореченский

Суровый Дед

Атлас автомобильных дорог.

В семидесятые годы была спроектирована дорога Майкоп - Дагомыс.
Руководство заповедника восстало против её строительства.
В министерстве автодорог были уверенны, что в правительстве их проект поддержат, и начали прокладку дороги.
Но, было принято решение оставить заповедник неприкосновенным.
С юга дорога дошла до Верхнего Солох-Аула, с севера дорога обрывается у плато Лаго-Наки, - "дорога в никуда".
Одновременно со строительством, был издан "Атлас автомобильных дорог.", в котором была указана дорога Майкоп - Дагомыс, как существующая.

Домой

Миша.

- Студия ЦСДФ снимала хронику учений "Днепр".
На учениях находиться гражданским не дозволено и нам выдали военную форму. Михаил урвал где-то погоны майора и щеголял перед нами.
В штабе нас ознакомили с сценарием учений на завтрашний день.
Мы приготовились с утра, ждём.
Вдруг, с неожидаемой стороны, на бреющем, оглушив нас, пролетели самолёты, с другой стороны на нас прут танки, мы едва успеваем спрятаться в траншее.
Рёв двигателей, грохот выстрелов, дым, пыль ... Какие уж тут съёмки.
На наши возмущения в штабе, удивлённый командующий, ответил:

- Вчера приходил ваш майор и сказал, что вас такой сценарий не устраивает и предложил свой ...

- Какую же должность занимает Миша в студии?
- В конце фильма, в титрах последним шёл "Директор фильма". Ну, вот, Миша - директор.
В обязанности директора входит организация проживания, питания, переезда, финансы ...

Сколько уже лет прошло, а я сатанею от таких историй.

Сильно! Давно не читал столь откровенного от первого лица. Спасибо! Всегда хотелось бы знать, как на самом деле это было.

Лично знал Сашу Полуянова. В августе 1981 Саша сходил вместе с красноярцами в пещеру Напра( V к.с.) и снял фильм. Видно после пятерки его "повело". В Парящей птице явная авантюра, и трагедия началась ещё в пещере.
Привожу отрывок из списка НС В. Киселева и В. Резвана.
"30 октября во время неоформленного похода 4к.с. московских «диких» спелеотуристов в пещеру Парящая птица (массив Фишт) на глубине 150м, при подъеме со дна пещеры способом «корделет» на К-15 обнаружилось отсутствие опоры (разрушение блока). Руководитель «дикого»похода Александр Сергеевич ПОЛУЯНОВ, родившийся 30.12.1953, спелеоопыт 3У, спелеостаж 7 лет, Москва, поднялся лазанием на 15м, забил скальный крюк и закрепив на него веревку, спустился вниз. При подъеме по веревке крюк расшатался и вылетел, и Полуянов упал с 15м на дно колодца, получив перелом отростков позвоночника и ушибы. Удар был смягчен лежащими на дне колодца транспортировочными мешками. Двое участников вышли на верх колодца, используя шлямбурные крючья и лесенки. Пострадавший поднимался самостоятельно с жесткой страховкой, и 1 ноября был на поверхности.
После выхода из пещеры Полуянов, получивший травму позвоночника, и сопровождающие из вспомогательной группы Устинова и Воротникова, отправились к пастушеской хижине на Черкесском перевале. Трое оставшихся участников (Устинов, Рыбалко, Шершунов) продолжили выемку снаряжения к верху входного колодца пещеры Парящая птица. Практически не отдохнув, они начали спуск вниз. В это время началась снежная буря. При спуске от пещеры 2 ноября в районе пещеры Большой приз замерз Г.Т.ШЕРШУНОВ, у грота Асламбек Владимир РЫБАЛКО. Первая тройка, добравшаяся к хижине после «холодной» ночевки, потеряла И.Н.ВОРОТНИКОВУ (тоже 2 ноября). Кроме летального исхода в результате переохлажнения и истощения у Шершунова, Рыбалко и Воротниковой, поиск тел которых продолжался до их вытаивания из снега весной 1982 года, двое из троих оставшихся в живых участников похода получили обморожения ног 2-ой степени."

Одна ошибка(один скальный крюк для станции) породила целую цепь трагедий.

Спасибо, - для меня очень интересная публикация. Естественно, целый ряд схожих моментов с дятловской трагедий: резкое изменение погоды, разобщение групп, замерзание на ветру в мороз, авария на пике солнечной активности (в данном случае - на 21-м, - на нём погибло 46 альпинистов и 76 туристов, - его энергетика и породила такие резкие и опасные перепады погоды). И интересный факт - объяснение исчезновения губ и языка Люды Дубининой. Мы поняли, что их съели какие-то лесные зверьки. Вот и здесь - мышка "постаралась"... Понятно, - и никакой "мистики" и "ужаса". Конечно, всё очень трагично и печально...