Часть 13. «Пешком вокруг Хубсугула. Одиночный поход в 400 километров».

Пишет Рудольф Кавчик, 27.11.2016 00:44

День 15-16. «Ночлег в зимовье. Тропа по западному берегу. Снаряжение. Злая ночёвка».

Ближе к вечеру вышел к огромной долине, в которой я планировал остановится на ночлег. Идя через густые и высокие травы, не кем не кошенные, наткнулся на установку по сбору сена на конной тяги времен коллективизации. Коня запрячь и будет работать.

Три дома виднелись на высоком берегу. Первый дом оказался запертым. Второй, в полукилометре, хоть и без замка, но маленький, без окон и с земляным полом. Переночевать можно, но под кустом приятней.

Часть 12 в Risk-е не публикую. Кому интересно, перейдите по ссылке https://ok.ru/profile/65824593763/statuses/65965342949475

Часть 13. «Пешком вокруг Хубсугула. Одиночный поход в 400 километров». (Путешествия, Рудольф Кавчик, монголия, маршрут, описание)


Третий открыт, ближе к берегу, большой, роту солдат разместить можно, чистый с двумя нарами и крепкой дверью. Печкой, столом или какой бытовой утварью дом не обременён, традиционно пустой, как и все остальные. Зато целая поленница дров у сарая. Окна застеклённые. В таком и не грех остановится, тем более что за горами что-то подозрительно громыхает, а барометр на часах стремительно падет.

Часть 13. «Пешком вокруг Хубсугула. Одиночный поход в 400 километров». (Путешествия, Рудольф Кавчик, монголия, маршрут, описание)

Развёл костёр возле дома и с удовольствием приготовил ужин - гороховой каши с салом. Впервые не нужно разбивать лагерь, собирать дрова, а просто посидеть у костра, полюбоваться закатом, зная, что есть крыша над головой. Приятное чувство.

Ночью разразилась настоящая гроза с громом и молниями и свирепыми порывами ветра. Сквозь сон, отодвинув импровизированную занавеску из портянок, констатировал сей факт грозы, порадовался крышей над головой и крепким стенам и дальше сладко уснул. Пусть себе громыхает, мне она не страшна.

Часть 13. «Пешком вокруг Хубсугула. Одиночный поход в 400 километров». (Путешествия, Рудольф Кавчик, монголия, маршрут, описание)

GPS координаты ночлега в зимовье 51.118094, 100.313526. В этот день пройдено 20 километров. 15 августа 2016 года.

День 16. «Описание маршрута по западному берегу. Злая ночёвка».

16 августа 2016 года. Гроза, прогромыхав ночью улетела, день обещает быть солнечным и тёплым.

Закрыв за собой дверь уютного зимовья, поблагодарив духов этого места, за приятный ночлег отправился далее, мне осталось пройти еще сто километров.

Часть 13. «Пешком вокруг Хубсугула. Одиночный поход в 400 километров». (Путешествия, Рудольф Кавчик, монголия, маршрут, описание)

С этого момента (GPS координаты 51.118094, 100.313526) тропы больше нет, то есть, совсем нет. Если вы решитесь ехать этим маршрутом на велосипеде, то тащить вам его до самого полуострова Долон-Улан, а это, примерно, два дня пути 40 километров.

От зимовья тропа выходит на красивейшую косу с мелкой галькой, огибающая заливное озерцо с лебедями. Красота потрясающая! Перед тобой величественный Хубсугул, а сзади озеро у подножья высоких гор с белыми лебедями и жирными окунями. Идешь по перешейку ширеной меньше десятка метров, и уходить не хочется, так бы остался здесь на недельку. От зимовья всего километр.

Часть 13. «Пешком вокруг Хубсугула. Одиночный поход в 400 километров». (Путешествия, Рудольф Кавчик, монголия, маршрут, описание)

Но, жизнь наша полосатая, легкие дороги сменяются трудными. Не расслабляйся человек, не раскисай в лености, взбодрись. Через пять километров галька сменилась валунами, а горы почти вплотную подошли к Хубсугулу, с них и скатываются эти валуны и падают огромные лиственницы, преграждая путь. Некоторые из них проще обходить по воде, чтобы не рисковать прыгая по валунам с рюкзаком.

Часть 13. «Пешком вокруг Хубсугула. Одиночный поход в 400 километров». (Путешествия, Рудольф Кавчик, монголия, маршрут, описание)

На заметку. Чтобы не тащить тяжёлые резиновые сапоги, в следующий раз возьму высокие неопреновые носки, те, что использую в дайвинге. Они лёгкие, воду не пропускают и ноги в них не мерзнут, на эти носки одеваешь сланцы, вот тебе и сапоги. Перебрести речку или брести вдоль берега в них удобней и не зачерпнёшь за голенище.

Часть 13. «Пешком вокруг Хубсугула. Одиночный поход в 400 километров». (Путешествия, Рудольф Кавчик, монголия, маршрут, описание)

Осторожно скачу по огромным камням, рискуя завалится между ними. Бреду по воде, обходя деревья или прижимы, рискуя начерпать полные сапоги. Скорость продвижения ничтожна.

Тропа по склону была, но после пожара её завалило обгоревшими деревьями, поросла молодым листвяком. Идти по ней невозможно. Местные не стали расчищать тропу, им на конях и по берегу не плохо. Видел их следы, проходили дня два назад.

Часть 13. «Пешком вокруг Хубсугула. Одиночный поход в 400 километров». (Путешествия, Рудольф Кавчик, монголия, маршрут, описание)

Ночевать остановился на краю распадка прямо на галечной косе. Обилие сушняка нанесённого водой, что еще нужно для хорошего ночлега уставшему путнику. Хоть дрова по лесу не искать, с моей мачете что-либо завалить или перерубить в этом лесу не реально, вот и пользуюсь плавником.

Часть 13. «Пешком вокруг Хубсугула. Одиночный поход в 400 километров». (Путешествия, Рудольф Кавчик, монголия, маршрут, описание)

На косе ветер гуляет, как ему хочется, то с распадка подует, то в распадок. Дым от костра набивается под тент, жизни не даёт. Два часа экспериментировал с установкой тента, борясь с направлением ветра. В итоге, нашёл нужный градус, под которым ветер не задувает под тент дым. На гравии, поставить тент сложней, в нем не держатся колышки, растяжками их просто вырывает. Пришлось вырубить длинные колья по полметра и камнем загнать их в гравий. В очередной раз пожалел, что нет с собой топора, ушел бы в лес и давно бы спал. Поц этот Григорий со своей мачете, в лес топор нужно брать, а не тесак.

Часть 13. «Пешком вокруг Хубсугула. Одиночный поход в 400 километров». (Путешествия, Рудольф Кавчик, монголия, маршрут, описание)

Впервые умотался так, что слов не нахожу, по-русски за…! Сижу злой как собака, наверно полнолуние так действует. К завершению всего еще и ветер подул ледяной, впервые надел шерстяные носки и жилетку пуховую.

GPS координаты ночлега 51.209504, 100.285398, 16 августа 2016 года.

В этот день, пройдено всего 13 километров без тропы, по галечному берегу. Итого пройдено за 16 дней 293 километра.

Часть 13. «Пешком вокруг Хубсугула. Одиночный поход в 400 километров». (Путешествия, Рудольф Кавчик, монголия, маршрут, описание)

Рюкзак и снаряжение. Что я брал с собой.

Снаряжение – архиважно! От него зависит комфорт и успех всего мероприятия. Кроме того, я был сильно ограничен в весе рюкзака. Я прекрасно понимал и знал из личного опыта, что рюкзак не должен превышать 20-22 кг, 1/3 моего веса, в противном случае пройти 400 километров будет практически невозможно без последствий для здоровья.
Вес снаряжения, включая рюкзак, составил 9,8 кг. Плюс продукты питания, почти 15 кг. Раскладку по продуктам приведу в следующей главе.

Снаряжения для дальнего похода. Вес в граммах.

- Рюкзак 75 литров + непромокаемые чехлы для одежды и спальника - 1510 гр.
- Котелок титан маленький 1,5 литра - 180
- Котелок титан большой 3 литра -325
- Тарелка железная - 82
- Ложка железная маленькая - 18
- Кружка железная, не термо - 71
- Спальник пуховый - 520
- Одеяло пуховое - 600
- Тент. Сшил сам. - 500
- Коврик туристический ребристый, длинной 2 метра - 545
- Мачете. Сделал сам. - 800
- Мелочь (спички, зажигалка, свечка, зарядка 220 USB и т.д.) - 200
- Аптечка. Бинт, антибиотики, H2O2, пластырь, обезболивающее, шланг от клизмы … - 405
- Фонарик налобный + запасные батарейки - 88
- Бутылка 0,5 л - фляжка с водой - 510
- Бутылка 0,5 л - фляжка пустая - 25
- Куртка – дождевик - 160
- Сланцы - 510
- Штаны -300
- Флиска тонкая -225
- Футболка -180
- Футболка с длин.руковом - 200
- Носки х/б 2 пары + плавки 2 шт. - 210
- Жилетка пуховая - 220
- Экшен камера Sony - 220
- Батарея к камере запасная - 50
- Фотоаппарат Cenon - 320
- Батарея к фотоаппарату запасная - 30
- GPS навигатор – телефон Samsung - 180
- Батарея к телефону запасная - 25
- Солнечная панель + кабель USB - 225
- USB кабель запасной - 20
- Зарядка от прикуривателя 12В USB - 30
- Тренога - 450 гр.

Итого: 9 934 гр.

Часть 13. «Пешком вокруг Хубсугула. Одиночный поход в 400 километров». (Путешествия, Рудольф Кавчик, монголия, маршрут, описание)

Всё, без исключения снаряжение пригодилось, пожалуй, можно было обойтись только без зарядки от прикуривателя, негде было прикуриваться.

Продолжение следует.

Автор Рудольф Кавчик
Канал на Ютюбе www.youtube.com/user/RudolfKavchik

Часть 13. «Пешком вокруг Хубсугула. Одиночный поход в 400 километров». (Путешествия, Рудольф Кавчик, монголия, маршрут, описание)

10


Комментарии:
1
Странный подход к максимальному облегчению снаряжения с двумя котелками и чашкой в одиночном походе (это мягко говоря). Не считаю себя легкоходом, но даже на группу 3-4 чел. стараюсь в своих горных походах брать один котелок (если не предвидятся проблемы с водой на маршруте) и не брать чашки вообще (садимся вокруг котелка и едим все из него, потом моем и ставим чай).
Мачете для рубки дров и вообще в наших лесах - это полная фигня. Ещё в 90-х, когда у нас на российском рынке они появились, некоторые участники моих походов купили разные вариации, чтобы опробовать. Все они оказались совершенно непригодны для походов, так как уступали в функционале и топору и ножу (а именно их совмещение они и пропагандируют).

0
Некоторые вещи непонятны.
Спальник пуховой. Для района, где дожди вполне возможны и не холодно? Почему такой выбор (кроме веса)? Не стремно? Если промокнет - сохнуть будет долго.
И еще пуховое одеяло? И жилет тоже именно пуховой почему-то.
Трехлитровый котелок на одного? Да плюс второй и миска? Зачем?
Мачете - это, ИМХО, для выживальщиков. Ни ножа, даже маленького, ни топорика?
Из обуви только сланцы. 400 км в них?
Тогда зачем носки? А если было что-то еще из обуви, пропущенное в списке, то почему носки только хб? Никаких трекинговых?
Коврик 2 метра - это для человека ростом больше 2 метров? При жесткой экономии можно легко обходиться вариантом от шеи до колен.
Состав аптечки для одиночки не стремный?
Никакого ремнабора?
Вообще, возникает впечатление, что снаряжение - какое дома было, а не специально подобранное под конкретный маршрут. Тоже вариант, на самом деле. Но хорошо бы это указывать.

1
Нет, возникает впечатление, что критики ходили такой маршрут не раз, но с совсем другим снаряжением. Тогда хорошо бы свои комплекты для этого маршрута давать, а не просто возмущаться. А то во время голосования такая критика выглядит черным пиаром.

3
А мне нравится! Клевое путешествие. Давай, Рудольф, жги!

3
Да молодец мужик, че вы... ну собрался и пошел. он же не ставит в пример именно такой расклад снаряги

0
Не ставит? Цитирую этот пост:
"Снаряжение – архиважно! От него зависит комфорт и успех всего мероприятия. Кроме того, я был сильно ограничен в весе рюкзака. Я прекрасно понимал и знал из личного опыта, что рюкзак не должен превышать 20-22 кг, 1/3 моего веса, в противном случае пройти 400 километров будет практически невозможно без последствий для здоровья."
И постов 15 назад в одном из своих самых первых постов об этом походе он тоже писал, как тщательно подбирал снаряжение.
Сказал бы он честно:"Опыта не было, денег на закупку снаряги не было - пошел с тем, что под руку попалось" - никто бы не удивлялся. А так как раз пример и получается. Не самый хороший пример.

0
Нет, не в пику подбора снаряжения, а из интереса - на чем основан такой подбор? Был какой-то подобный опыт? Вот жутко страшно бесполезный ножик озадачил. Сам я где-то лет в 10 понял, что в лесу без топора - как голый. Даже в горы первые два маршрута таскал. Про раскладку бы что-нибудь. Сколько на сутки в граммах? И самое интересное - солнечная батарея. Как удобство транспортировки, использования, скорости подзарядки?

1
Всем привет! Спасибо за добрые пожелания и критику. Относительно критики, критиковать может каждый, а вот поделится опытом, могут единицы, те, кто действительно ходит. Не обижаюсь, а поделюсь своими размышлениями и опытом по поводу снаряжения.

- Котелки. У каждого есть своя любовь, кто-то мишку плющевого тащит,….. , а я люблю чай попить у костра, вечера длинные. На вечер 2 литра, это норма. Кроме того, 20 дней есть из одного котелка, что-то это совсем не весело и чаю не сварить и не поесть нормально. Поход не для того чтобы зае…., а получить удовольствие. Котелок весит титановый 180 гр + тарелка 82, на этом в весе много сэкономишь?

- Чай. По берегу шиповник и ягоды и цветы, смородина, малина, чабрец, курильский чай всегда в изобилии. Больше предпочитаю курильский, заодно желудок поправить можно за 20 дней.

- Коврик. Из те же соображений что и второй котелок. Спасть на жёрдочки 20 дней, я не воробей. Отдыхать нужно, а не калачиком спать.

- Обувь. В раскладку не вошли кроссовки Asics. Вес 450 гр. Так как они были на мне, а не в рюкзаке. Но, почти весь маршрут пошагал в сланцах и шортах, в них приятней и удобней.

- Топор. Писал свое мнение о сие инструменте. Все приходит через личный опыт. Вы же опытом не делитель, только критикуете :) http://www.risk.ru/blog/209896

- Спальник пуховый. Соглашусь, что пуховый спальник, если намокнет не поднять. Так вы не мочите его. Это тоже мой эксперимент, спальник с заявленной производителем комфортной температурой +4, оказался полным разводом. Обсуждали в отдельной теме http://www.risk.ru/qa/209248 Вес пухового спальника + одеяло = весу одного синтетического спальника 1 кг. Поэтому два пуховых.

- Нож. Если фотки смотрели, он присутствует на многих фото. Входит в вес рюкзака, так как крепится на рюкзаке. Мне так удобней.

- О солнечной батареи подробно писал в предыдущей главе http://www.risk.ru/blog/209762

- Аптечки. Так же хотел услышать мнение специалистов, так как своим поделится не могу. Ни разу кроме пластыря ничего не использовал.

Надеюсь услышать мнения специалистов, а не критиков :)

1
Относительно критики, критиковать может каждый, а вот поделится опытом, могут единицы, те, кто действительно ходит. Не обижаюсь, а поделюсь своими размышлениями и опытом по поводу снаряжения.
Так я и делюсь своим опытом в первом коменте, разве нет? Может вы считаете, что я мало хожу? :) Про кольчество своих пройденных походов повторяться здесь не буду, можете просто зайти в мой профиль и посмотреть хотя бы часть моих постов, чтобы понять это. Своим опытом на этом сайте много раз делился со всеми, кто этого хотел и в своих постах, и в коментах к чужим.
Надеюсь услышать мнения специалистов, а не критиков :)
Ну, вы уж тогда напишите критерии различия специалистов и критиков, а-то я даже не знаю, к кому себя отнести ;)
Я ведь про котелок написал именно потому, что вы упоминали в посте об этом походе о тщательности подбора снаряги и экономии веса, а теперь: Котелок весит титановый 180 гр + тарелка 82, на этом в весе много сэкономишь? Конечно сэкономишь, не только на весе, но и на объёме. Какая проблема в том, чтобы помыть один котелок после еды и вскипятить сколько угодно раз в нём чай, находясь весь маршрут у воды? Это, конечно, ваше дело, но тогда не стоит писать о том, что вы тщательно подбирали снарягу и максимально облегчали вес рюкзака.
Про мачете я тоже кажись опытом из своих походов поделился, а не просто критиковал.
Если у вас есть конкретные вопросы, так вы их и задайте, если хотите увидеть мнение специалистов. Я ведь не знаю, что конкретно вас интересует. И обижаться на вполне нормальные и полезные коменты не стоит, наверное. И на то, что для меня, например, ваш маршрут, с километражём 20-25-30 км в день, по почти ровной поверхности, без особых препятствий - это совершенно рядовой по нагрузкам поход. Так как сегодня, например, я сводил группу из 16 человек на тренировочную прогулку в Жигули, где мы по горкам без дорог, по сплошным буреломам, по глубокому снегу, под штормовым ветром постоянными спусками/подъёмами за несколько часов набрали более 1400 м высоты, про пройденные км даже не говорю (пройти в день без единого привала 35-40 км для меня пустяк). И так я "гуляю" очень часто. Для вас я достаточно хожу? Или я просто диванный критик? ;
А сам пройденный маршрут у вас получился красивый, несомненно. И фотки отличные.

2
Спасибо. Очень понравилось описание маршрута и фотографии. Круто вышло!

1
FanKav, спасибо за знакомство. Вы настоящий лось!

Опишите, пожалуйста, что вы с собой берёте, какое снаряжение используете иди в стль долгое путешествие летом. Например, про спальник, я так и не услышал марку и производителя, хотя спрашивал в теме об этом. Вопрос с ним стоит остро, если не пуховый, то какой?

Про котелок проехали, каждый выбирает для себя в чём ему варить и как это делать. Будем считать что это личное дело. В том числе и про объем рюкзака, 75 литров хватило за глаза.

Может еще кто поделится своими наработками?

1
Да ладно уж, не лось, а просто любитель много ходить пешком ;)
Если бы я шёл в подобное путешествие по аналогичному маршруту, то взял бы немного иной набор.
1. Вместо бивачного тента - лёгкую 1 или 1,5 местную палатку, например, от Ваудэ. Конкретных моделей приводить не буду, можно найти в их каталоге весом 1,5 - 1,6 кг. Есть и более лёгкие модели от других фирм. Почему именно палатку? Потому, что я люблю надёжность. А палатка является гораздо надёжным укрытием, чем тент. В ней лучше укрываться от дождя, ветра, в ней теплее (а значит можно сэкономить на вещах и объёме/весе спальника), компенсируя превышение веса перед тентом.
2. Спальник, однозначно, взял бы не пуховый. Из опыта использования пухового и не пухового спальников с одинаковыми параметрами, отдал предпочтение вторым. Спальники на утеплителе, типа прималофт (и аналоги) неприхотливы и служат довольно долго. Производителей и моделей не мало на рынке. У меня, например, один из имеющихся спальников (в данный момент у меня 6 разных спальников от разных производителей и на разные температуры/условия), такой: http://www.risk.ru/blog/202710
Именно его и взял бы в аналогичный поход. И без доп. одеял. В палатке с ковриком в самый раз. Коврик по длине взял бы короче, может и модель другую, но это не принципиально.
3. Минимальный ремнабор на случай ремонта обуви, одежды обязательно взял бы. И состав аптечки у меня другой, но тут уж надо учитывать особенности своего организма (личные "болячки") и специфику конкретного маршрута. Потому конкретный состав для одиночного похода здесь не обсуждаю.
4. Маленький топорик - однозначно. Это вы и сами прекрасно поняли.
Вам может показаться, что мои мысли по палатке и не самом лёгком спальнике являются перебором. Но, я всегда в походах (особенно в продолжительных одиночных, автономных) стараюсь иметь запас по прочности (лучше перебдеть, чем недобдеть ;) ).
Но, всё это лишь моё личное мнение. Вам его не навязываю.

1
FanKav, спасибо за реальный совет по спальнику !

Относительно выбора тента или палатки. Выбор тента пал исключительно в целях безопасности, я не знал кто и что живёт в тех краях. Вполне возможно и медведи, а с ними у костра надёжней. Тент даёт хороший обзор, в отличии от палатки.

У костра спать теплее, нежели в палатке. Так как костёр даёт тепла столько, сколько тебе захочется, можно просушить вещи, согреться. И вообще, сидеть у костра можно хоть голышом, даже если вокруг идёт снег. Дров по берегу полно. В горах, я согласен, однозначно палатка.

Какой у вас вес рюкзака в длинные походы? Можно узнать раскладку вещей?

1
По тенту понятно. Если исходить из этих целей, то приемлемо.
По весу моего рюкзака и раскладки вещей, это немалый диапазон, в зависимости от сезона, района, продолжительности и сложности похода. Для этого надо создавать отдельную тему. Общие принципы выбора вещей я описал в посте: http://www.risk.ru/blog/199045
Там я дал общий список всей одежды для любых походов в любой сезон. Из этого списка просто выбираю под конкретный поход то, что надо.

0
Рудолдьф, еще раз огромное спасибо за рассказ и фотки!
По снаряжению - Замахнусь на святое - топор))
По мне пила удобнее. Сколько не брал топор - ни разу не пригодился.
Мелкие палки поломать можно, для крупных пила удобнее. Раму для плавсредства, стойки для палатки. Удобнее, легче и компактнее.

0
Кирилл Семенов, спасибо за совет, а что за пила? То же думал над этим.

1
А поддержу Кирилла. Что-то типа Фискарса 75го ( можно и подешевле) будет легче мачете и эффективней при наличии не толстых дров, какие обычно и бывают по берегам.

0
2016_11_29_(21-02-30-07)2016_11_29_(21-03-21-53)2016_11_29_(21-04-49-62)

0
Если скромничать)

0
Пила, особенно такая маленькая, это вариант для распила небольших дров. Но, пилка не заменяет топора и сильно уступает ему в функционале. Топор можно использовать для рубки, колки дров, как оружие, в виде копательного инструмента, в виде молотка и т.д. А пилу нельзя. А нетолстые дрова, сухие ветки, особенно сосновые, можно вообще ногами ломать, без пилы.
А судя по снимкам в постах по этому походу, с дровами там на берегу вообще проблем нет. Везде куча сушняка, топляка. Собирай и жги, даже топора и пилы не надо.

0
Угадали))) Я и ее не беру))) Сию брал для постройки плавсредства.
Но из не слишком нужных вещей лучше взять, что полегче. А так дело вкуса.

0
Я не о вас говорю, а о конкретном походе, который мы тут обсуждаем. Если уж эта вещь не слишком нужная, то и брать её в подобный поход не стоит, наверное. Ведь речь здесь идёт о максимальном облегчении и оптимизации. Если уж дров достаточно и нет проблем с их применением, то лучше вообще ни пилы, ни топора, ни мачете не брать. Хватило бы и хорошего многофункционального ножа.
А дело вкуса, оно конечно, тогда вообще всё, что угодно можно взять ;)

1
А я об альтернативе мачете)) Назван топор, я добавил пилу.
Легко оптимизировать после похода, когда все известно. Сложнее до.
По факту - да, не нужно. Но я бы пилкой подстраховался бы, благо 100 г.
По остальному - описанный Вами спальник понравился. Идея с одеялом сложновата.
Коврик я бы тоже взял поменьше. Уж больно объемный на фото. Для лета, по мне, перебор.
Летом беру две пенки 5мм , одну в рост, вторую под спину.
Котелок да, взял бы один. Чашка - миска - пластик. Остальное по списку- совершенно согласен.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru