Рассказ о том, как я второй раз не поднялась на Эльбрус

Пишет borash, 29.11.2016 13:53

Рассказ о том, как я второй раз не поднялась на Эльбрус (Альпинизм, альпинизм, восхождение, снаряжение)
В далеком далеком, а может и не очень, 2012 году, я, наполненная ложными убеждениями о доступности и простоте восхождения на Эльбрус, совершила свою первую попытку подняться на этот громадный вулкан. Нас тогда было пятеро: я и 4 товарищей мужиков.

в 2012 году)

Ох, каким же большим было мое удивление и разочарование, когда вся моя мотивация разбилась о неверную тактику восхождения (это был старт выезда в горы, и хотя мы поднимались по классике через обсерваторию и ледовую базу, что-то пошло не так), горняшку и абсолютно неподходящую обувь (ботинки La Sportiva Trango, идеальные для технического альпинизма до 4000 и холодные для Эльбруса, которые были и для подхода и для восхождения…бедные ноги. Вот глупая баба) и одежду. Да и многочасовая ходьба не доставила того удовольствия, о котором мне рассказывали. В общем, после спуска со скал Пастухова на Приют одиннадцати и завершения попытки, прослезившись от красоты увиденного рассвета, я пообещала себе, что больше ни ногой на этот Эльбрус, потому что само восхождение унылое, холодное и тяжелое. Такие мероприятия должны быть в радость, а не в тягость. Удовольствие принесли лишь удавшиеся фотографии

На дворе 2016. Спустя 4 года многое поменялось, забылось и появилось побольше мозгов (ну я надеюсь))Я успела съездить в Безенги, повысить скалолазыный и ледолазный уровень, завязать с альпинизмом, стать сотрудником АльпИндустрии и автоматически стать экспертом в горном аутдор)) Короче, все события 2012 года были уже так далеко, что стали казаться не такими ужасными и даже «вроде ниче так».
И вот мне стало известно, что Альпуха является спонсором забега вокруг Эльбруса Adidas Elbrus World Race 2016 и мы едем в командировку работать на гонке, а в моем случае фотографировать (о самой гонке можно почитать ТУТ и ТАМ, а все фотки ЗДЕСЬ) и после совершить корпоративное восхождение, репортаж которого тоже веду я!

Мне показалось это прекрасной возможностью свести старые счеты с громадным мерзавцем и расставить все точки над i. Подготовив на этот раз получше себя и снарягу, я была уверена, что все получится! Нас была целая толпа из 14 сотрудников и сотрудниц АльпИндустрии с разным уровнем подготовки. Некоторые вообще впервые отправились в горы. И да, небольшое уточнение: это восхождение совершалось с севера. Мне рассказывали, что это дикие края, где практически никого нет и можно наслаждаться дикой природой.

Я, мягко говоря, удивилась, увидев кучу палаток, баров и прочих благ цивилизации не только на поляне Эммануэля, но и на стоянках 3700 рядом с МЧС. На подъеме встретилось огромное количество групп: разных альпсборов и коммерческих, а в 20 метрах от стоянок нас встречал стойкий запах из каменного хаоса и ценники на глинтвейн и шаурму. Вот такая дикая местность. Не будем о грустном. На стоянках было разбито множество лагерей и на нашу толпу целого места не нашлось. Пришлось делиться на группы и разбегаться.

Как я сказала раньше, мозгов появилось побольше, как и сил, поэтому я могла позволить себе идти в простых треккинговых ботинках из Декатлона, нагрузиться как ишак и тащить кучу фототехники, тяжелые теплые ботинки для восхождения-старые пластиковые Asolo, всякое барахло и веревку. Когда я сняла рюкзак и чувствовала себя вполне живой, мне показалось, что все не так уж плохо)

На самом деле я уже описывала нашу собачью жизнь до восхождения во всех красках по свежей памяти ЗДЕСЬ и могу коротко написать, что на акклиматизацию я таки сходила в пластиках 42 размера на мой 38, которые на 3700 и выше оказались в 3 раза тяжелее чем внизу, жутко натерла пятки не смотря на 2 пары одетых жирных носков, что мы столкнулись с горняшкой на скалах Ленца и сильный ветер подкосил боевой дух, что было очень холодно. Короче, то еще акклиматизационное удовольствие. Более того, мы по правилам шли в связках с ледорубами. Без палок. Это тоже забрало какое-то количество сил. Самым веселым предвосходительным мероприятием стал сбор после акклиматизационного выхода. Кто возвращался бодрячком, а кто-то еле передвигал ноги. Высота подействовала на всех по-разному. Нас было 14, троих подкосило так сильно, что они даже не смогли пройти 70м к месту встречи, а те, кого еще час назад списали со счета, очухались и пришли на собрание. Потрясающей новостью стало то, что погодное окно есть только завтра и выходить на гору нужно в эту же ночь. Сразу. То есть можно было спокойно похоронить себя, не дойдя до вершины, зато потом бы говорили «Ну они сделали все что смогли, пали смертью героев бла бла бла», но фразы «Вот долбо…бы, кто ж так делает» наверное остались бы за кадром.

Я не настолько сильная и это восхождение – немного не то мероприятие, ради которого стоит так ухерачиваться. Остальных членов экипажа эта перспектива тоже не порадовала, но в тусклых уставших глазах пытался всполыхнуть вялый огонек с девизом «я сдохну, но все равно пойду». Энтузиазма хоть отбавляй. Для себя я решила, что если все так и будет, я даже пытаться не буду куда-либо идти. В горах без риска никак, но здесь это совершенно не оправдано. Смельчаки решили устроить контрольный сбор в 20:00, который к счастью не состоялся.

Из цивилизации пришла радостная новость, что гроза ожидается не завтра, а сегодня ночью. А это означало 2 вещи: завтра дневка и сегодня ночью будет страшно. Так и случилось. Ясное многообещающее небо мгновенно затянуло и началась буря. Ночь была ужасной. Громыхало прямо перед носом, ветер завывал, яркие вспышки то и дело освещали весь бардак в нашей палатке и моих спящих товарищей. Я лежала и боялась, а мои соседи мирно спали. В какой-то момент я поняла, что переживать вообще бесполезно и тоже уснула.

Дневка была прекрасна! Мы спали и ели. Вчерашние зомби ожили и стали похожи на людей. Но некоторые таки слились с восхождения и я с радостью отжала ботинки 40 размера. Они были менее теплые, но меньший вес безумно радовал. Тем более нашлась пара химических грелок. Ближе к обеду начали собирать на восхождение оставшееся барахло чтобы потом снова лечь спать. Природа расставила все на свои места, за что ей огромное спасибо!
Наш выход запланирован на 00:00. Скорость передвижения у нас небольшая, поэтому вышли пораньше. Снова в связках с ледорубами. Никаких палок. О как их не хватало!

Ясное звездное небо над головой, падающие метеориты, куча фонариков внизу от тех, кто вышел позже, призрачные огни городов где-то там далеко, ноги впереди идущего во мраке, освещаемые моим фонарем- вот что пришлось наблюдать на протяжении нескольких часов, которые уже казались вечностью. Я шла в полудреме с мыслями о теплых скалах, Крыме и море, где лазала, купалась и загорала, пока мы не остановились. Немного сбились с трека и ушли левее на трещины. Только потом днем разглядели это место и решили, что нам повезло. Очень повезло. Ночью ориентироваться без GPS невозможно, хотя казалось бы-иди себе вверх и все. Вернулись на трек, идем дальше. Я вспоминаю 2012 год. Тогда все было намного хуже и холоднее. Сейчас дул и царапал лицо противный ветер, но были силы с ним бороться и идти. Спустя очередную вечность наконец-то привал и перекус! Дошли до колеса разбившегося вертолета. 15 минут на то что бы перевести дух и посидеть. Полет нормальный. Идем дальше. Ветер вроде прекратился и идти стало легче и приятнее. Но картина не менялась-пятки и следы. Никакого разнообразия. Сквозь эту монотонность пробивались мысли «да зачем это надо, это ж тяжело и не интересно бла бла бла». Стало холодать, пейзаж начал немного меняться. На востоке начал прорываться еле заметный солнечный свет пока еще холодных тонов, позволяющий различать рельеф без фонарей и увидеть, что мы уже на скалах Ленца. На этот раз мы дошли до них быстрее. Очередной привал, вкусняшки, кока-кола, чай. Занесенные снегом палатки на 4600 давали осознавать, что кому-то сейчас вероятно лучше, чем нам. Спустя 6 часов ходьбы и тьмы первые прямые лучи заставили мазаться кремом, выключить фонарь и одевать очки. Но как только я технически приготовилась к дальнейшему движению, физически меня стало накрывать. Быстрый темп забирал много сил. Мы обгоняли многих 100 метров назад. Темп, который я даже не замечала, стал в тягость. Каждые 4 шага хотелось стоять и дышать. Слабость, холод… все как-то сразу резко навалилось. Горняшка активизировалась. Заболела голова. Внутри меня начало что-то бурлить. Возможно, это был ужино-завтрак, который хотел куда-то сбежать, но никак не мог определиться, куда конкретно он хочет - вверх или вниз. Пока я стояла, дышала и сталась сдержать еду в себе (она кажется больше хотела вниз), меня дергали за веревочку, призывая идти. Но я же не могу сказать «Так, мне нужно 5 минут, все отвернулись, и Сережа тоже», хотя очень хотелось. В таком режиме я прошла не очень долго и на 4810 меня окончательно сплющило.

Рассвет был потрясающим, но физические недуги немного смазывали радость от увиденного. Грелки в ботинках перестали работать (они рассчитаны на 5 часов работы, а уже прошло 6) и я почувствовала онемение пальцев. В подобных ситуациях надо просто махать ногами, но эти ноги еле поднимались. Куда уж там махать.

Наш гид Игорь Пехтерев (Хрон) уже смотреть на нас не может.

Очередной привал, фраза «ну, кто хочет вниз – самое время!» меня заставила молчать. Молчания хватило на 5 минут. Двое участников собирались отправиться вниз и нужно было быстро взвесить свои шансы и определяться. Очередное бурление внутри таки выдавило из меня фразу «я тоже иду вниз!». Но не более)) Передав фотоаппарат более сильным, я отправилась вниз. Хоть он там побывает)

Дорога обратно была более приятной и теплой. Скорость выше, кровь начала приливать к ногам, общее состояние улучшалось. Часто оборачиваясь назад думала: а что, уже вроде отпустило, может вернуться? Но физическое истощение и боль в пальцах ног тянули больше в горизонтальное положение. Потратив пару часов на спуск (спускались мы тоже в связках). Нас встретил Сергей Борисович Хмелинский с приготовленным чаем, который зашел чуть ли не залпом. Я пришла к палатке, где с огромным удовольствием сняла ботинки и все остальное. Кровь нормально циркулировала в пальцах, чувствовалось приятное покалывание. Погода звенела! Светило солнце, полный штиль, жара! А меня плющит. В чувства не приводил даже горячий чай со спиртом. Пытаясь спрятаться от жары и духоты приходилось то и дело переворачивать спальник, который охлаждался от камней под палаткой. Я не могла ни есть, ни пить, ни ходить, ни спать. Просто лежать на прохладном спальнике. По рации нам сообщили, что слились еще участники и направляются вниз. Большинство накрыло примерно на 5100 и вся надежда осталась на троих оставшихся в строю.

Дальнейшие пару часов прошли в полудреме и попытках ожить, но ничего не помогало. В 11:30 поступило сообщение от наших, что восточная вершина достигнута (да, мы нацеливались именно на нее)! УРА!

Фотки Сергея Шкурата

Вид на западную вершину с восточной

Вова Никуличкин – наш сотрудник-качок и вообще не альпинист, тоже пытался покорить Эльбрус в прошлом, но попытка была не самой удачной. На этот раз он реабилитировался и исполнял соло на ледорубе на восточной вершине! Женя Крылова и Сергей Шкурат были одними из самых опытных среди тех, кто вышел на гору и, конечно же, дошли до конца (должен же хоть кто-то отвести Вову наверх)))) Наши сошедшие с тропы товарищи к этому времени только подходили к лагерю. Казалось, что это утро длится вечность. Оставшиеся внизу занимались своими делами и им было очень хорошо) Все разошлись кто куда. Собравшись с силами, чтобы сходить встретить народ, выхожу из палатки и понимаю, что ничего не вижу. Стало очень страшно. Все размазано и размыто, палящее солнце делало мою картинку яркой и непонятной: темные пятна означали камни, светлые снег и небо. Рядом никого не было, решила в таком состоянии без белой трости никуда не ходить и ждать, когда отпустит.

Спустя еще пару часов вернулась наша тройка с вершины. К этому времени я уже более менее различала цвета и силуэты, но все оставалось размазанным. Выглядели они бодрячком, даже качок Вова был вполне живым. Это все, что я смогла разглядеть. Еще через час я смогла видеть все! Что это было, я не знаю. Наверное, тоже горняшка.
Что ж, нам оставалось лишь доедать ту кучу еды, которую принесли (примерно треть пришлось таки оставить) и на следующее утро валить вниз на поляну. Одна мысль о том, что мы возвращаемся и радовала, и печалила. Радовала тем, что наконец-то можно будет сходить в душ, одеть чистые вещи, погреться на солнышке с незаслуженной бутылкой пива 5642 , печалила тем, что мы идем вниз, а горные пейзажи и виды остаются наверху, приключения подошли к концу.

Спуск был легче, чем я думала, и первые 2/3 даже скоростным. Хотелось просто сбежать вниз, и там где рельеф позволял, я действительно бежала. Медленно с рюкзаком, но бежала) Практически на финишной прямой ноги забились и отказывались быстро работать. Темп снизился и я спокойно дошла до нашего лагеря.
За это я люблю горы, что там для счастья нежно всего ничего: душ, пиво, еда и чистые вещи)) А чего стоит то чувство, когда ты снимаешь ботинки и рюкзак со знанием того, что его не придется одевать? Бесценно. Но и на этот раз я снова решила, что больше туда не хочу)

Вся наша банда спустя пару часов была в сборе с пивом и чистой головой (в прямом смысле), радостные, счастливые и приятно пахнущие. Кто-то взошел на Эльбрус, кто-то нет, каждый сделал все в меру своих возможностей. Даже попытка восхождения оставляет впечатления и воспоминания.
Главное- хорошая компания! Было здорово! Отдельное спасибо хочется сказать некоторым участникам, без которых у меня что-то пошло бы не так еще раньше)

Алине Новицкой, которая оставила свой меготеплый спальник после гонки, в котором я не умерла от холода..и с которой мы просто вечно ржали.

Жене Юсуповой за предоставленные ботинки, которыми мы потом снова поменялись с Игорем Пехтеревым и я шла в его скарпах, а он в жениных ля спортивах, за что и ему огромное спасибо! Осталась бы без пальцев (отделалась лишь легким обморожением)

Также Игорь взял на себя ответственность за наши жизни и старался довести до цели, но что-то не сложилось, зато все здоровы!

Вове Никуличкину- большому человеку (в прямом смысле) и мотиватору, который не унывает даже когда пипец как тяжело, и не дает унывать другим.

Сергею Шкурату, который дотащил мой фотик наверх и сделал фотки с восточной вершины. Теперь я знаю, как там красиво)

Алексею Сашову за невозмутимость и адекватность принятых решений, за знакомство с автоклавом-очень крутая штука, хоть и тяжелая.

Сергею Хмелинскому за волшебные убеждения в том, что все не так плохо, как кажется, и прекрасный чай)

Жене Крыловой (наш доктор) за заботу о пациентах и волшебные колеса.

Но хорошей компании не достаточно. Помимо этого необходимо снаряжение и одежда, которые не дадут умереть в горных условиях. А учитывая, что я тот еще мерзляк, требования к теплу повышены.

Напишу лишь о своем индивидуальном снаряжении и шмотках. Советы и комментарии приветствуются.

Одна из важных вещей-очки. Когда-то давно у меня были Juibo Colorado, но жизнь несправедливая штука и они покоятся где-то там. Перед поездкой долго выбирала и выбрала популярные Juibo Explorer. Они немного светлее Colorado и хорошо защищали глаза от бокового ветра. В горах мы все равно сгораем, а так как площадь линз у них большая, удалось сохранить какой-то участок вокруг глаз) Ну и естественно крем не менее 50 степени защиты, что бы не стать шашлычком. Кепка или панама тоже не будут лишними.

Рюкзак чем легче, тем лучше, но удобство тоже приветствуется. Впервые в горах со мной был Krukonogi.com Red Punk 70L, у которого отсутствует жесткая спина и доступ к низу. Но все эти недостатки перекрывает его легкость и его можно спокойно брать на восхождение. Я бы его назвала мужским рюкзаком, так как мало отделений для ништячков и всякой мелкой ерунды, которую девушки носят с собой, так что пришлось все распихивать по клапану и основному отделению.
Согласно требованиям безопасности нам нужны были ледоруб и бур. Тяжелое снаряжение осталось в прошлом, поэтому легкий Petzl Laser Speed Light спокойно болтался на системе Petzl Luna (для таких восхождений можно и другую выбрать) и применился только на ледовых занятиях. И это хорошо! Ледоруб Petzl Summit EVO тоже по назначению применился только на занятиях, а так периодически можно было на него опираться. Не палки конечно, зато безопасно.

Но на подходах без палок я бы сдохла точно. Треккинговые палки были суперлегкие из карбона Quechua FORCLAZ 700. Да, я тоже удивилась, что такое бывает) Они оказались еще и прочными. Уже на спуске случилась нелепость: на крупной осыпи я поскользнулась, палка попала в щель между камней и оказалась единственной опорой, рюкзак перевесил через голову и вот я лежу попой кверху и ору «Все ОК, я в порядке». Палка сработала на излом и не сломалась, как и я) Может конечно повезло, но факт есть факт. Интереса ради я пробовала походить с чужими палками для сравнения и они казались невероятно тяжелыми после карбона. Все тоже попробовали мои и поверить не могли, что могут быть такие легкие и прочные палки в Декатлоне. Но выявились и кое-какие минусы: отсутствие антишокера. Легкое дребезжание иногда надоедало, если обращать на него внимание. До слов «А чего у тебя так палки вибрируют» шлось прекрасно, но после напоминания я шла и думала об этом звуке. На спуске регулярно приходилось пользоваться темляками, так как рукоятка периодически сползала.

Как говорилось ранее, мозги наверное появились и ботинки для подхода и для восхождения стали отличаться)
До 3700 я топала в треккинговых ботинках Quechua FORCLAZ 500 из магазина Декатлон. До этого обувь использовала в городских условиях и в лесу. Эти ботинки не испортило хождение на подходах по крутым травяным склонам, сыпухам, камням и простым тропам. Хотя на мокрых камнях после продолжительного использования жесткой резины Vibram было непривычно передвигаться с обычной подошвой. Но скольжения не было и я не упала. В этих ботинках я не сбила ноги на спуске и нога всегда чувствовала себя комфортно, хоть и немного потела. Главное одевать высокие носки, о чем я не сразу догадалась и носила на подходах треккинговые носки ARPENAZ 100 первый день, пока не поняла, что это ошибка. Нужно, что бы кожа была защищена от трения швами на язычке любых ботинок. Я специально подбирала размер так, что бы можно было одеть на теплый носок, то есть немного больше. Несмотря на то, что они мягкие, голеностоп надежно фиксировался, в тоже время стопа адаптировалась к любому рельефу. Короче, из недорогих вариантов самое то!

Ботинки для восхождения- самая главная вещь, к которой я снова отнеслась не серьезно и возможно из-за этого не удалось взойти. Не имея своих теплых, пришлось обращаться в прокат, где по какой-то причине вместо заявленного 40 (с учетом того, что я одену теплые носки и даже не одни) я получила 42! Не удобные, на 4 размера больше старые пластиковые Asolo стали моей большой ошибкой. На акклиматизационном выходе сильно натерли пятки и практически изнасиловали мои ноги. Если бы мне не одолжили Scarpa Cumbre, я бы и пытаться не стала идти наверх в этом пластиковом аду. Второй раз мне не повезло с обувью, хоть я и знала, что это козырь. Химические грелки хороши, но только 5 часов. В холодных ботинках это хороший вариант для быстрых.

Носки для восхождения чем теплее-тем лучше. Высокие горнолыжные X-Socks + вязанные шерстяные пытались меня греть, но в холодной обуви это бесполезно. Ноги в неподходящих ботинках не спасут даже самые теплые носки.

Кошки полуавтоматы Petzl IRVIS LL, думаю, что что-то солиднее здесь и не нужно.
Термобелье я взяла самое теплое из всего, что у меня когда-либо было: кальсоны БАСК SLIM FIT LADY PANTS и БАСК EXPLORER HOOD V2. Внизу было даже немного жарко, приходилось расстегивать молнию и как-то выпускать пар, который, как известно, костей не ломит) Наверху из нее не хотелось вылезать, разве что в очень солнечный день. А капюшон вообще может заменить балаклаву, на восхождении это очень пригодилось! Мелкий грудной карман использовался для хранения орешков и вкусняшек!

Поверх термухи на восхождении на мне была куртка Simond Hybrid, которая в теплые дни использовалась и как второй слой. Резкая смена погоды и температур заставляла думать, как утеплиться кроме как пуховкой. Здесь куртка идеально подошла. Преимущественно одевалась поверх футболки как что-то среднее между флисом и термобельем. Приятная внутренняя ткань скользила по открытой коже и немного охлаждала, когда становилось жарко, пи этом защищала от холода, ветра и мелкого дождя во время переходов. Я давно не встречала настолько приятных на ощупь курток, к которым просто приятно прикасаться. Внутренние карманы на молнии всегда были заполнены вкусняшками для перекуса. Удобно что есть вшитое утепления для лица в стиле баффа. При сильном ветре очень спасало. После отмывки от горных запахов и грязи прекрасно подходит для городских условий.

Штаны для подходов думаю можно брать даже самые беспонтовые. Главное, что бы движения не сковывались и не было слишком жарко. В моих древних Hannah с дыркой вполне нормально шлось до стоянок.
На восхождение у меня были припасены пуховые самосбросы тоже Баск MERIBEL V3. На восхождении спустя час расстегнула их полностью и все равно было жарко. Лучше одеть пуховые шорты, хотя на выходе было очень комфортно и просто тепло. Мое мерзлячество перестраховалось как могло.

Пуховка- самый лучший друг, который должен быть всегда с собой. Древний Marmot Ws Mountain Down Jacket, которому уже больше 4 лет, до сих пор греет и сопровождает меня в самых холодных местах. Самое крутое-огромные карманы, в которые руки помещаются даже в огромных варежках Red Fox (я проверила). Кстати, он тоже был по мной на юге Эльбруса в том 2012 году) Вот живучая тварь!)

2012 год))

Варежки захотелось одеть только там, наверху, а так шла в простых флисовых перчатках Marmot. Почему-то рукам было очень жарко, хотя они у меня обычно мерзнут.
Шапка и теплый бафф-конечно святое. К баффу я настолько привыкла, что в холодную погоду просто не могу его оставить по привычке). Про шапки думаю писать не нужно)

Внизу без гортекса не обойтись- дожди шли часто и обильно. В Arcteryx Sentinel можно было спокойно гулять по поляне в проливной дождь. Но после поездки она была сама на себя не похожа, так как белые куртки с гор не возвращаются( Возвращаются серые, желтые, коричневые, но не белые.

В горах все должно быть в гармонии, поэтому проверяйте с чем и с кем вы отправляетесь в путешествие!

Эх, Женька, говорил я тебе: "Москва тебя до добра не доведет. До Эльбруса- тем более!". Вернись, мы все простим.

От имени и по поручению ФАиС Севастополя, М.Ситник

Ох, Михаил Александрович! А примите беглеца?))

Возвращение блудной дочери. Обнимаюсь я. Внизу слева сидит Ю.Круглов.

В Альпухе могли и сразу сказать, что ботинки на восхождение должны быть более чем тёплые, двойные и все дела!

Asolo были теплые, но не по размеру(( а дальше пришлось довольствоваться тем, что было

ПАНАМА!!! Это прэлестно.

Знакомые физиономии ))) За что же вас так начальство не любит та ??? ))) Видел я такие группы товарищей на корпоративе в Гималаях...бедные зеленые бухалтера на перевале в Дукле ..с сидушками на попе и матом пока начальство не видит...)))))

Я ни черта не понял:это промо Альпухи или Декатлона?))) Вы уж определитесь) Или партнерское соглашение?!

это не промо, это мои личные впечатления и список снаряжения, добытого потом и кровью. Или что-то другое смущает?

Вы же в Альпухе работаете как я понял? В части про снарягу у вас прямые ссылки на магазин - это не промо?) Не смешите!Я конечно рад за Вас,но это на 50% реклама.НЛ!

Позитивно написано :).
По поводу ботинок на Эльбрус - мы этим летом зашли в обычных летних ботинках плюс бахилы, у кого самодельные, у кого от Баска: http://baskcompany.ru/catalog/accessories/bahilly/leggins-thl.html. Ну и кошки сверху конечно.
В лыжном туризме этот подход десятилетиями отработан.
Даже намека на замерзание не было, и легкие они, эти бахилы. Особенно вес порадовал, так как у нас был траверс Эльбруса в рамках похода и лезли с рюкзаками.
В общем, рекомендую.

да с бахилами хороший вариант, в редфоксовских ходил ,тепло,не промокают, не рвутся .....еще у снаряжения есть вроде теплые пока не пробовал...

да, про бахилы я совсем забыла написать, хотя и использовала на восхождении. Дружеские очень древние Salewa помогали больше морально))

Значение палок преувеличено в тексте, как говорится, на порядок. На гору ноги несут, тем более при небольшом уклоне, впрочем, и при большом тоже. Функциональной подготовки не хватало. Смотрю, как большинство восходителей волочат палки за собой... лучше бы ледоруб взяли, им зарубиться можно.

Судя по рассказу, больше не хватало нормальной акклиматизации.

полностью согласна. обычно закладывают неделю, но я лично себе попросила бы 10 дней. может тогда шансов было бы больше

про палки. я всегда не понимала и до сих пор не понимаю тех, кто ходит без них. Один раз попробовала сама, чуть не сдохла. Ледоруб да, безопаснее, но и трудозатратнее.
Мне нравится на них опираться, ничего не могу с собой поделать)

может про них больше написано, тк приобретая хорошую вещь, хочется этим поделиться. я сама о них узнала от третьих лиц, сама бы не смотрела даже

Так и не надо с собой ничего делать, ходите с палками. :-)
Надо только четко понимать, что при срыве они не помогут и ледоруб тоже нужен для опасных участков. Все время идти только с ледорубом, даже на простых участках, ни к чему.
Совершенно ложная альтернатива - ледоруб или палки.

Ледоруб да, безопаснее, но и трудозатратнее.

Дело привычки. Знаю людей, которые даже на подходах принципиально с правильно подобранным ледорубом ходят

НАдеть.

...судя по рассказу и фото...реклама экипировки и пива....судя по рассказу,больше не хватало мозгов ...

не буду спорить, вам виднее. если у вас больше мозгов, сделайте и напишите лучше)

Женька, вот видишь: злые они, обидеть норовят! Возвращайся!

Так и не понял до конца, сотрудники Альпухи на гору поднимались совершенно добровольно или потому что "так надо"? Просто подготовка и процент дошедших до вершины заставляет сомневаться...

никто не махал кнутом) все делалось добровольно: отказы и решение выйти на гору. Подготовка-личное дело каждого, наверняка проходила не правильно или не достаточно

Тогда понятно. Наверное я бы на месте командированных (если конечно командировку не за неделю объявили, что вряд ли) только порадовался халявной возможности восхождения (и готовился бы соответствующим образом).

Замечательный рассказ. Классные фотки. Спасибо!
А палками вы зря пренебрегли. Ледорубы с Севера совсем не обязательны.
И веревка после колеса вертолета необязательна. Разве что в большой толпе, чтоб кто-нить случайно не потерялся.

да, многие ходят без веревок, но рассказать об этом могут не все

Минус поставлен за пропаганду суицида.

А также не нужны ботинки, одежда, очки и голова.

Я в замешательстве! Если не соваться в (из) седловину, а идти/спускаться напрямую с восточной - веревка не нужна выше колеса вертолета. Нет там трещин.
Нет на этом пути места, где-бы летом был востребован ледоруб.
Конечно я не пропагандирую суицид.
Но пропагандировать ГЛУПОСТЬ прикрываясь борьбой за безопасность - это бред.
Да простит меня сообщество риска.
Можете лепить минусы.
И еще о палках пару слов. Палки очень удобны не только для поддержания равновесия. Они очень полезны для улучшения кровообращения верхнего плечевого пояса. А так-же помогают снять часть веса рюкзака непосредственно через группу плечо-рука-палка-почва.
Глупо пренебрегать таким помощником без необходимости.

Уважаемый AlKov, а Вы в курсе, при каких обстоятельствах пропал в 2005 на
Эльбрусе А.А. Михайлов, уральский гранд-инструктор с номером 888 ?
Именно в таких: при подъёме на Восточную в лоб, в условиях плохой видимости, он просто ПРОПАЛ. То есть, шедшие за ним не нашли его. Ни на вершине, ни при последующих поисках. Трещина стала его могилой или фумаролла - так ли это важно, теперь?
Просто просьба: не бравируйте и не прививайте чувство ложной безопасности неофитам. На такой горе как Эльбрус (да и вообще, в горах) - лучше перебдеть, чем погибнуть или стать инвалидом.
Надеюсь быть правильно понятым

Прекрасный отчет и пособие, на мой взгляд. А итоги очень логичные: экстремальная программа, особенно для новичков, потому и зашли только те, кто физически очень силен или опытен.

Не гневите меня прокатчики снаряжения. В прокат можно брать все, но только не ботинки. На мой субъективный взгляд - правильная обувь (а лучше заранее подобранная комбинация носок-ботинок) это 50% успеха. Ну или усложнение восхождения в два раза при неверном выборе, если хотите.

Главное, это то, что Вы получили удовольствие.
Спасибо.

да, увы, зная об этом нюансе, я совершила нелепую ошибку. Все потому, что вроде до поездки еще много времени и успеваю найти обувь (покупать ботинки на 1 раз я ясное дело не собиралась) и как обычно за день до отъезда выяснилось, что нет обуви.

Не повторяйте чужих ошибок.

> (покупать ботинки на 1 раз я ясное дело не собиралась)

Почему бы и нет, если альтернатива - помороженные пальцы или неделя страдания с кровавыми мозолями.

Всегда немного завидовал продавцам в том, что у них есть время выбрать товар и приобрести его для себя с хорошей скидкой, в отличие от простых покупателей с улицы.
А у Вас приведена цена не со скидкой, а наценкой. Странное отношение коллег к своему работнику, чуть без ног не вернулись.

То, что не поднялись на вершину два раза, это не страшно. Я встречал в Приэльбрусье людей, которые 23, 25 и даже 27 раз пробовали и так ни разу до вершины Эльбруса не дошли! :)
А вот фраза: стать сотрудником АльпИндустрии и автоматически стать экспертом в горном аутдор)) - это уже печально. Не хотел бы я в магазине встретить такого "эксперта" с таким опытом восхождений и использования снаряжения, обуви и т.д.
А реклама Альпухи и некоторой снаряги присутствует конкретно, не отрицайте, ведь даже на каждой фотке фигурирует, не говоря уж о тексте.

из песни слов не выкинешь

даже 27 раз пробовали и так ни разу до вершины Эльбруса не дошли!

Это уже клиника )))) Хотел бы я понять мотивацию таких личностей. Такую бы энергию - да в мирное русло!

Шо ж вы так про седовласого нашего Эльбруса - мерзавцем кличите то, ать нехорошо)!незнаю какие там бары кабаки шаурмы с севера..в том году баба снежная у вагончиков мсч была только)))

да вот старые счеты у нас)

Таки дедушка Эль тоже только с 3ей попытки пустил ао погоде:-)

Прикольно, девушку и на Эльбрусе, и на 4810 сплющило

"В таком режиме я прошла не очень долго и на 4810 меня окончательно сплющило."

как я писала ранее, все разные. некоторых просто на равнине плющит. организм мы себе не выбираем

Организм не выбирают, выбирают цель.

Если бы я думал в направлении, подобном вашему, я бы официально принял инвалидность, которую мне давали (не, даже навязывали) четверть века назад, со всеми вытекающими. Поскольку так уж получилось, что "организм" мне изначально достался не шибко качественный. Однако вот не захотел, потратил время, силы, а главное - поставил цель и добился ее. Итог позволял и позволяет ходить в горы успешно, и на тот же Эльбрус, несмотря на мерзкую погоду, подняться без особых потуг и с хорошим "запасом прочности" (а разгадка проста - перед Эльбрусом была смена в альплагере - три недели - и пара дней полного отдыха внизу, впрочем в командировку, да и в большинство современных отпусков такое мероприятие не вместить).

Да это прикол. В Каравшине одна из знаковых гор пик 4810 ))

Согласен, крайне не красиво Великого "мерзавцем" кликать. Хорошо, что вернулись. А то весь этот рекламный перечень снаряги на 200 килорублей и волшебные таблетки могут не помочь. Тут на лыжах катаясь утром "здравствуй", а вечером "спасибо" Горе говорю. Мотивации у Вас было еще меньше чем акклиматизации. И вес, собственно как и тип ботинок тут не причем. Мы все выросли из ВГэшек и абалаковских кошек. Для Эльбруса все это не важно, это не 6Б. Главное мозг , характер и железобетонная мотивация.

А я думал только мне глаз резануло...

А так-то , да...Повезло вернуться.
ОН иногда прощает.

Курить бросай.

Это неполно. Полно:
Бросай курить, вставай на лыжи
Получишь вместо астмы грыжу

Вобщем-то, тут многие почти всё уже сказали, я может повторю, а может и добавлю
1. "Мне показалось это прекрасной возможностью свести старые счеты с громадным мерзавцем и расставить все точки над i. " - вот Эльбрус и расставил. Понравилось? Думаю, вряд ли. Потому что, с горами надо поуважительнее. Это он Вас ещё пожалел, по молодости Вашей
2. Бог любит троицу. Получится обязательно, если учтёте все замечания сделанные здесь
3. А позвольте узнать, по каким критериям в Альпиндустрии назначают звания "эксперт по горному аутдору"? Это примерно так? https://www.youtube.com/watch?v=W1uRqT7NDFc

Спасибо. Многие фотографии очень понравились. Особенно ночные с востока.

Классическая история. При этом полный восторг в отношении гида. Интересно, borash, а Вы понимаете, что Вам стало так плохо и Вы не зашли на Эльбрус не потому что Вы такая слабая, а потому что для Вас не была проведена грамотная акклиматизация и в природе существует большое количество гидов, которые могли бы её провести и Вы зашли бы на гору, получив удовольствие, а не потеряв часть здоровья?