Пишет Фрилайн, 03.12.2016 00:25

Давно забытые, но такие интересные альпинистские маршруты. Маршрут 5а к.т. в.Гайкомд (Гиреч) по юго-западной стене. (Альпинизм, альпинизм, ингушетия, горы, описание)

Не секрет, что среднестатистический альпинист ходит в основном хорошо проверенные, популярные маршруты. Они, как правило, располагаются в районах немногих действующих альплагерей и рекламированы в гайд-буках и другой популярной литературе.
В этом году клуб «Фрилайн» г.Пятигорск решил разнообразить «меню» и так сказать «тряхнуть стариной».Записки снятые с маршрутов были от 15 до 34 лет от роду. Все маршруты очень интересные, незаслуженно забытые. Хочется о них рассказать-может кому-нибудь пригодится .
Вершина Гиреч или Гайкомд в Джейракском районе Ингушетии - рай для «бейсеров». Большая часть маршрутов -5б и 6а.Среди них затерялась одна 5а – по юго-западной стене. Её и решили сходить, так сказать, для разминки, перед прохождением маршрута 6а к.т.

Машину можно оставить в бейс-джампинг клубе - так гордо называется малюсенькая гостиница, расположенная в двух километрах по дороге ниже пограничной заставы. Хозяева невероятно гостеприимные, даже для Кавказа. Так как у нас в жизни всё есть, кроме времени мы попёрлись на подход сразу же по самой жаре в 12.00. Когда через 1.5 часа доползли до начала маршрута желание осталось одно - пить, а нельзя: на стене воды нет, с собой взяли 4 литра на двоих.

1 участок
1 участок 2-я веревка

Начало маршрута определяется достаточно просто, только не ищите тура сложенного первопроходцами - его давно уже нет. Можно начинать в любом месте стены, в которую упирается подъёмный кулуар в направлении, явно различимого, правого камина. Первые 80 метров по стене до широкой наклонной полки не представляют сложности. Дальше с началом камина уровень сложности повышается до 5 к.т. К сожалению, в этот день не получилось добраться до указанной первопроходцами ночёвки. На отдых стали, пройдя 4 верёвки, на маленьком плече - почти лежачая, но всё-таки неудобная ночёвка. Холодный ветер заставил нас сделать почти невозможное - залезть вдвоём в один спальник.
2 участок
3 участок
4 участок
ночёвка

Очередная верёвка до шлямбура 5 к.т сложности не представляла, следующая 5+ заставила Мишаню попотеть и чертыхаться по поводу забытых якорей. Верёвка выводит на широкую полку внутри камина, вполне пригодную для хорошей ночёвки. Далее как в описании по левой стене камина вверх и вправо, однако с трудностью первопроходцы напутали -верёвка довольно простая 4+\5 к.т, но никак не 6. Сразу скажу, что кажется более логичным лезть прямо по камину, но это ошибочно. В начале следующей верёвки можно найти крюк, забирать надо левее вверх и за углом вы увидите широкую наклонную каменную полку со швейлером. Сказать что это удобная ночёвка – не скажу. От полки 80 метров, достаточно просто, до хорошей травянистой полки. От неё 20 м очень напряжённого лазания 6 к.т – рельеф скудный, заложиться непросто. Выручат скальные крючья и хорошая растяжка. Дальше шлямбурная дорожка - 10 м. После неё сложное лазание по расселине 15-20м 6 к.т., поэтому сделали станцию на шлямбурах, чтобы собрать снарягу. Хорошо идут френды. Далее 40 м вверх до ниши с выступающей скалой. Вверху вбит крюк. Ещё 20 м и выход на огромную наклонною каменную полку. От неё 90 м 5 к.т. вверх. Стена заканчивается. Сразу есть отличное место под палатку - мы постарались.
Дальше всё пешком, но не расслабляйтесь - найти вершину среди этого скопища отдельных скал и гряд совсем не просто. Идти надо вверх влево, оставляя справа скальную гряду пока не упрётесь в скальный цирк, в правом углу – вершина. При спуске тоже могут возникнуть проблемы-найти этот пресловутый 4-ый спусковой кулуар. Нам несказанно «повезло» - три часа шарахания в тумане среди нагромождения скал, чтобы прийти к очевидному - самая короткая дорога - которую знаешь. Получилось 10 дюльферов. Интересный факт- мы оказывается совершили второе прохождение маршрута ровно через 33 года - так следовало из записки в контрольном туре.
5 участок
6 участок
7 участок
8 участок
9 участок
10 участок
полка ночёвка первопроходцев

Характеристика маршрута - очень сильная скальная 5а. Много лазания в распорку в камине. Реально пройти за день для сильной команды. Вода с собой. В зимнее время возможна натёчка в каминах. Ограничено количество выступов для организации станций, однако много «песочных часов» различной формы, в том числе в трещинах-надо поискать. Порода хрупкая - внимательно проверяйте при организации точек страховки. Живых камней немного. Описание первопроходцев в целом совпадает с реальностью.
Описание разбито на участки, поэтому так и подписаны фотографии.