Несколько строк начинающим молодым руководителям.

Пишет ФанКав, 08.12.2016 16:39

Несколько строк начинающим молодым руководителям. (Туризм)
Хочу обратиться к начинающим молодым руководителям, которые собираются стать таковыми.

Читая множество постов и отчётов молодых руководителей, прошедших свои первые походы, особенно горные, захотел высказать свои соображения. А именно:
1. Перед тем, как собрались вести свой первый поход (особенно многодневный), подумайте, точно ли вы готовы к руководству. Если думаете, что готовы, то спросите мнение своих товарищей и подумайте ещё раз.
2. Если точно решили, что готовы, то готовьтесь и к тому, что будите все возникающие на маршруте проблемы решать только самостоятельно, без чьей-либо помощи. Не только руководить на маршруте, но и быть завхозом, реммастером, медиком и вообще кем угодно. Готовиться к тому, что придётся менять свои планы на маршруте из-за какого-то участника (ов), нести рюкзак часть пути за кого-то, а может и кого-то нести, если возникнет необходимость. Придётся трепать себе нервы, принимать не популярные решения, бороться со своими амбициями ради безопасности группы и т.д.
3. Если и к этому готовы, то постарайтесь и технически быть готовы лучше любого участника, так как может возникнуть ситуация (хотя не должна, если хорошо и грамотно перед походом тренировались и обучались), что никто, кроме вас, не сможет быстро и правильно организовать необходимые меры безопасности на маршруте в той или иной ситуации, на том или ином рельефе, в тех или иных погодных условиях.
4. Если вы ко всему вышеперечисленному готовы, то начните планировать самый простой, не продолжительный маршрут с минимальным количеством локальных препятствий, в небольшом отдалении от населёнки, без чрезмерных нагрузок, без выпендрёжа, летом. Не надо строить из себя героя, чемпиона и т.п. Надо просто пройти свой первый поход грамотно, безаварийно, с удовольствием не только для вас – руководителя, но и для всех участников вашей группы.

И ещё раз подумайте, точно ли вы хотите быть руководителем и готовы ли....
Понимаю, что всему этому должны обучать в турклубах, но, многие люди, ходящие или собирающиеся идти руководителями в свои первые походы в турклубы не ходят и понятия о них не имеют...

Короче, будьте требовательнее к себе и проще с людьми, тогда всё у вас получится и люди к вам потянуться :)
Удачи на маршрутах!

Мне кажется, практически все это заменяется одним советом "в свой первый поход идите руководителем только с группой, которую хорошо знаете, с которой уже ходили раньше"

Еще при планировании похода очень тянет переоценить свои возможности и возможности группы. Начинающим руководителям я бы советовал либо брать 1:1 уже хоженые маршруты, с теми же переходами и местами стоянок, что и в отчетах. Либо делать такой маршрут, который вам покажется матрасом и очень простым, т.е. идеальный километраж должен не вызвать вопросов "а пройдем ли?". Ответ на переход каждого дня должен быть такой - пройдем легко и с запасом.
Я еще не видел новичковых групп, ускакивающих вперед графика. А вот отстают почти все.

поддержу предыдущего оратора - фильтруйте участников.
брать незнакомых людей, особенно "по интернету" можно если вы готовы разруливать возможные проблемы и имеете достаточно твердости отправить неадекватного участника "в сад". т.е. когда вы уже не являетесь "начинающим руководителем"

Добавлю от себя 5-ть копеек:
Если соблюдая Лёшины правила, руководитель всё-таки решился на отчаянный шаг, то:

1. При полностью новичковой команде, вы должны быть жЁстким, как Сталин. Уметь подчинять себе людей - это талант, но основанный не на репрессивных методах, а на авторитете, подтверждённом собственными умениями.

2. Вы должны быть лучше всех остальных в группе по всем направлениям (подтверждаю Лёшины слова)

Дальше цитирую entv в своей интерпретации:
3. Если вы заблудились, идите уверенно, делая вид, что идёте правильно.
4. Если давно знаете, что заблудились, идите ещё более уверенней, говоря, что это единственный безопасный путь.

5. Не стесняйтесь списывать участников при первом же удобном случае, если они баламутят команду.

Мнение чисто субъективное, основанное на собственном опыте. В 74-ом я набрал группу, имея за душой опыт 2Л и 2Г только этого года. В 75-ом я их сводил и в лыжный поход, и в первую горную единичку в совсем не знакомые мне районы. Дальше довёл их в 78-ом до горной высотной Памирской 5-ки.

Демократию при выборе пути на маршруте допустил только в 81-ом, когда вёл уже вторую высотную Памирскую 6-ку.

А вообще, мужики, не стесняйтесь! Если чувствуете, что можете руководить, то пробуйте. Жизнь она сама расставит всех по своим местам.

Добавлю от себя 5-ть копеек:

Дальше цитирую entv в своей интерпретации:
3. Если вы заблудились, идите уверенно, делая вид, что идёте правильно.

Мнение чисто субъективное, основанное на собственном опыте. В 74-ом я набрал группу, имея за душой только опыт 2Л и 2Г только этого года. В 75-ом я их сводил и в лыжный и в горную единичку совсем в не знакомые мне районы. А 78-ом мы прошли этой группой первую высотную Памирскую 5-ку.

По поводу: "Если вы заблудились".

"Заблуждаются"все - и опытные, и не очень. Если не знаю , куда идти, сажаю группу, высылаю разведки - одного-двух участников (не более чем на 15 мин вперед) в сторону, вызывающую сомнения, сам иду смотреть более перспективный вариант.
Предпочитаю не "идти не знаю куда" или "знаю, что не туда" :)

Сергей, это рекомендации для полностью новичковой группы. Если Вы их пошлёте на 15 минут, они вернутся и скажут, что там фигня. И Вам всё равно придётся проверять все варианты. "Ложечки найдутся, но осадочек останется..."

Автор нарисовал портрет идеального руководителя единички. Согласен со всем сказанным на 100%, но если руководствоваться этими правилами, откажутся от руководства 9 из 10 руководителей. И горный туризм вымрет. На мой взгляд, лучше Ваши правила стоит рассматривать как идеал и, при больших проблемах или проблемах по нескольким направлениям отказываться от руководства. Так, на мой взгляд, в 80-90 % случаев в единичку идёт какой-нибудь спортсмен в другом виде спорта, который сильнее или выносливее руководителя, но, как правило, это не мешает успешному руководству (или не это мешает успешному руководству:=). А вот вольная интерпретация п. 3-4 Никиты Степанова, мне кажется, довольно спорная. Даже, если Вы всегда так делаете и никогда не попадали в ..пу, стоит ли советовать это другим?

Разумеется, я эти рекомендации написал для того, чтобы формировать грамотного (может и идеального) руководителя. А смысл давать иной посыл?
Пункты Никиты №3 и №4, как я понимаю, говорят о том, что руководитель не должен давать поводы для сомнений и паники группе, даже если руковод понял, что допустил просчёт в маршруте или ориентировании, а должен спокойно исправлять свой "косяк" так и с таким видом, что всё так им и было задумано. В этом я с ним согласен.

В этом году провела свою первую единичку - при подготовке было страшно, но было и на кого равняться и от кого послушать советы. В итоге поход удался, хотя некоторые из изложенных "идеальных" пунктов не были соблюдены:
- п.2. Окончательное решение должно быть за руководителем - согласна. А вот все важные, определяющие ход похода, решения принимать скрыто довольно чревато - в непривычных условиях человек хочет быть в курсе (оттого все эти бесчисленные повторяющиеся вопросы "на какой мы высоте", "шеф, какие планы" и т.д.).
- п.2.2. По традиции старой школы распределение обязанностей в группе полезно не только для общего дела (каждый чувствует себя нужным и задействованным), но и скрепляет группу, превращает ее в команду.

На вопрос "Точно ли вы готовы к руководству" я не могла дать определенного ответа достаточно долго - ответ не поддается логике, это импульс, это внутренняя потребность, сжатые кулаки и абсолютная уверенность в себе и своей команде. Многие удивились, как добродушная девчонка рулила (и вырулила) группой из 10 человек, я же настаиваю на том, что надо лидерами не рождаться, а вот так вот пробовать, окунаться с головой, брать ответственость и уже на деле решать неожиданные задачки, которых будет тьма: стратегические, технические, бытовые, психологические и т.д. Естественно, с тем условием, что люди за вами всё-таки пойдут.

А вот это правда. Руководство - в хорошем смысле - это призвание.

Я не писал, что не надо распределять обязанности в группе, читайте внимательно. Наоборот, надо максимально вовлекать всех участников в процесс подготовки. Но, руководитель должен быть готов, что будите все возникающие на маршруте проблемы решать только самостоятельно, без чьей-либо помощи.

Это и был момент, когда вы почувствовали, что готовы быть руководителем, поздравляю.

А так да, руковод должен знать всё: от каждой вершинки массива до секрета приготовления каши без комочков.