ЗА СВЯЗЬ В ГОРАХ! (Это тост, а не статья Уголовного Кодекса:-))

Пишет entv, 12.12.2016 22:01

ЗА СВЯЗЬ В ГОРАХ! (Это тост, а не статья Уголовного Кодекса:-), Горный туризм)
Прогресс, как всем известно, шагает по планете. И уже очень многие не представляют себе жизни без ежедневной мобильной связи. Но, увы, горы об этом не догадываются. Поэтому несмотря на все спутниковые аппараты, рации и прочие хитрости далеко не каждый день туристы могут сообщить из похода домой, что они живы-здоровы. В результате родственники, дома привыкшие к ежедневному общению, начинают паниковать.

С каждым сезоном это происходит все чаще. В нашем клубе этим летом количество перешло в качество. Невзирая на наличие у большинства групп средств связи (а может быть, как раз из-за этого:-)) и предпоходные разъяснения руководителей участникам, родственники более 10 раз звонили членам МКК, желая узнать, что случилось с той или иной группой, раз она уже целых 2 или даже 3(!) дня не выходит на связь. Дело доходило даже до угроз засудить всех, до кого дотянутся.
В общем, стало ясно, что надо что-то предпринимать. Иначе в следующем сезоне процесс пойдет лавинообразно.
На Риске в таких ситуациях предлагалось навечно выгонять участников из клубов. Но у нас процедуру исключения из клуба еще не придумали, поэтому пришлось применить другой вариант. Общими усилиями была разработана памятка для родственников о новостях от групп, находящихся в походах, и о связи с ними.
Мы выложили ее на сайт клуба. Предполагается, что теперь руководители наших групп перед походом дадут указание участникам распечатать ее для родственников или хотя бы дать им прочитать ее с экрана. Мы надеемся, что это снизит накал страстей. А некоторые, возможно, решат финансово помочь группе, в которой идет их родственник, в покупке или аренде нужных средств связи. Поэтому мы включили в нее и ориентировочные цены.
На всякий случай я выкладываю ее еще и здесь. Вдруг еще кому-то пригодится? Вот этот текст:
-----------------------------------------------------------------------------------------

Памятка о новостях от групп, находящихся в походах, и о связи с ними

Вы ждете родственника из похода или он только собирается пойти в поход с группой из нашего клуба? В таком случае Вам необходимо знать некоторые подробности о связи в горах.
Надо понимать, что горы - это не город и связь с находящейся в походе группой большую часть времени невозможна. Однако есть исключения. Вот некоторые подробности о них.

1) Наиболее популярная сейчас мобильная, она же сотовая, связь требует наличия в пределах видимости базовой станции – «соты». К сожалению, в горах с этим обычно проблема - базовых станций мало, плюс мешает сам горный рельеф. Поэтому обычно мобильники там «ловят сеть» только в ближайших окрестностях больших населенных пунктов и то далеко не в любой точке. Кроме того, в роуминге за границей и даже в пределах России часто возникают проблемы с подключением к чужой сети.Так что рассчитывать на регулярные звонки и SMS из похода в данном случае не стоит. О том, где (когда) на маршруте возможна мобильная связь (и будут ли такие места вообще), Вам лучше узнать у своего родственника или руководителя группы ДО ПОХОДА.
2) Спутниковая связь. Наиболее надежны и удобны, а потому известны и популярны, системы Thuraya и Iridium.
Наибольшая зона покрытия у Иридиума – теоретически вся поверхность Земли. Система включает 66 спутников на низких орбитах. Иридиум имеет услугу отправки SMS прямо на электронную почту, которую, правда, надо специально включать до похода. Иридиум использует только свои собственные симки.
Турайя имеет два спутника, висящих над экватором в Африке и Океании. Поэтому ее зона покрытия НЕ ВКЛЮЧАЕТ север европейской части России и Урала, а также почти всю Сибирь! Кроме этого, телефон этого стандарта «не видит сеть», когда к югу и юго-востоку от него рядом находятся высокие горы, заслоняющие спутники; такая ситуация возникает в горах достаточно часто. Зато телефоны Турайя могут работать с симкой от обычного мобильника в режиме роуминга.
Характерная особенность спутниковой связи состоит в том, что зачастую она очень нестабильна. Турайя, например, известна тем, что иногда ее телефон от одного дня до двух недель не может определить свое местонахождение и поэтому не связывается со спутниками и не дает совершить звонок или отправить СМС. У Иридиума известны случаи, когда по неизвестным причинам до недели с телефона не проходили SMS-ки, при этом отправитель об этом не подозревал.
3) Спутниковые трекеры. Эти устройства основаны на спутниковой связи и имеют только одну функцию – регулярную отправку на специальный сайт сообщений с координатами своего местонахождения и, при необходимости, сигналом тревоги. Желающие могут следить на этом сайте за продвижением группы. Некоторые современные модели трекеров даже предоставляют возможность посылать с него SMS. Необходимо учитывать, что трекер не является полноценной заменой телефона, поскольку звонить с него и на него невозможно!
5) Все устройства для связи требуется периодически заряжать. Электрических розеток в горах нет, а в населенные пункты группа во время похода может и не заходить. Поэтому группы обычно берут с собой запасные аккумуляторы, а иногда и солнечные батареи. Но если аккумуляторы разрядятся (или будут проблемы с их зарядкой из-за пасмурной погоды), то связь с группой станет невозможной.

Сообщения и звонки от группы на маршруте обычно поступают куратору группы из числа членов клуба, который в это время находятся в Москве, и затем оперативно публикуются на сайте клуба: на главной странице в разделе “новости от групп на маршруте” и/или на форуме.
Бесполезно требовать от куратора, чтобы он немедленно связался с группой. Любой телефон в походе быстро расходует аккумулятор, поэтому включают его только на время связи. Заранее согласовать это время на весь поход сложно, поэтому группы в основном общаются с Москвой с помощью SMS. Звонят из похода обычно либо в экстренных случаях, либо для организации приезда автомашины на выходе с маршрута.
Если от группы в течении продолжительного времени нет звонков и сообщений, это не основание для беспокойства. Как раз наоборот, если о группе нет плохих вестей, значит или всё идёт по плану, или группа отстает от графика из-за непогоды или по другим причинам. В обоих случаях группе не нужно и невозможно как-то помочь. Также возможна банальная нехватка денег на счету телефона. Иногда случается, что выходит из строя сам аппарат или разряжаются аккумуляторы. Серьезное ЧП у группы, приведшее также еще и к потере связи, – крайне маловероятно, особенно в простых походах. Можно проверить состояние счета телефона (конкретная процедура зависит от оператора). Если там все в порядке, то надо просто подождать, пока связь восстановится сама или группа встретит другую группу с работающей связью. Надо понимать, что потеря связи не является аварийной ситуацией и не требует внепланового схода группы с маршрута.

И ПОМНИТЕ: “ОТСУТСТВИЕ ВЕСТЕЙ - ХОРОШИЕ ВЕСТИ!”

Необходимо учитывать, что наш турклуб является некоммерческой организацией и не располагает собственным парком спутниковых телефонов, трекеров и радиостанций. Каждая группа самостоятельно решает вопрос аренды или покупки средств связи за свои деньги. Если для Вас очень важна возможность регулярной и частой связи с находящимся в походе родственником, Вы можете помочь ему с покупкой телефона или всей группе с его арендой.
Но надо понимать, что это недешевое удовольствие.
В настоящий момент (конец ноября 2016г) аренда телефона Iridium в Москве ориентировочно обойдется от 600 руб/сутки + залог от 50000 руб, покупка - от 75000 руб + SIM-карта - от 3300. Аренда трекера Iridium - от 350 руб/сутки + залог 35000 руб., покупка - от 71000 руб. + абонентская плата - 1300 руб/мес. Аренда телефона Турайя - от 1000 руб/неделя + залог 20000 руб., покупка - от 36000 руб. Покупка трекера Spot Gen3 (стандарт Globalstar) от 16000 руб. + абонентская плата 150$/год.
Возможна также покупка телефонов и трекеров существенно дешевле в зарубежных интернет-магазинах. В том числе и б/у.
Цены на радиостанции значительно ниже, чем на прочие средства связи, и находятся в пределах 3000-10000 руб.
Если Вы хотите купить какое-либо средство связи, то обязательно перед покупкой проконсультируйтесь с руководителем группы, с которой идет Ваш родственник, чтобы не купить “не то”.
Конкретные цены на покупку и аренду спутниковых телефонов, трекеров и прочего оборудования, а также контакты действующих фирм, предоставляющих услуги аренды и продажи, группы обычно уточняют перед сезоном.

Пользуюсь Турайей, насчет всей Сибири не уверен, но на Алтае ловит довольно хорошо. А вот насчет смсок подтверждаю, частенько зависают где-то и доходят только через несколько дней, а порой и вообще не доходят, поэтому нужно обязательно дублировать, особенно, если что-то важное.

Безусловно, я и не думал что-то оспаривать, комментарий был призван еще раз подчеркнуть важную проблему СМСок, на которой я лично собаку съел.

У нас иридиум. Ловит отлично. Раз в 3-4 дня звоним контактному лицу домой, а там уже лицо звонит остальным родственникам.

Большинство примерно так и делает (ну или смски шлют). Но это часто не помогает успокоить родственников. Тем более, если начинаются проблемы со связью.

"За связь без брака!".Если что-это лозунг связистов, а не то, что вы подумали...

Я бы разделил памятку на 2 части. В первой указать эти же, например, пункты, но очень коротко, тезисно и крупным жирным шрифтом. А у после этого можно дать более полный текст.
Ну и чтобы меньше доканывали и не было угроз, соберите с участников расписки от близких, типа: с памяткой ознакомлен...

Посмотрим, как памятка будет работать в сезон. По результатам, возможно, переделаем ее. Насчет расписки думали. Бесполезно. Ну, возьмете вы ее с жены и родителей, например. А теща, бабушки, друзья и т.д.? И как убедить родственников дать расписку? И к тому же расписка, как и памятка, не гарантирует отсутствие вопросов и угроз. Это только для ознакомления.

А может проще заказать рассылку ежедневных успокаивающих смс-ок родственникам...
Типа- все в порядке, погода отличная, все здоровы, аппетит хороший...меню тоже...всех целую... -)))

Классный метод! :-) , Между прочим, отец как-то сознался мне, что в первых походах так и делал (ну, только телеграммы, а не СМС, конечно). Но, увы, годится только для индивидуального применения. Представляете, что сделают родственники участников с руководителем, который сделает это централизованно, если это всплывет? А если такие же СМС-ки будут приходить и в МКК, то члены МКК помогут родителям.:-)

Я когда ходил один и был бедным студентом так и делал. Только я не заказывал рассылку, а просил друга. Но как стал ходить с детьми, то даже не думал над таким методом.

«4) Радиосвязь. Если в одном горном районе одновременно ходят несколько групп, знающих друг о друге, то часто они берут с собой УКВ-радиостанции и периодически связываются между собой для проверки того, что всё у всех в порядке. Радиус действия таких радиостанций не более 10 км, поэтому с Москвой с их помощью связаться нельзя. Но группа, не имеющая спутникового телефона, может попросить по рации другую группу, у которой такой телефон есть, сообщить в Москву, что у них все в порядке.»

Во, ключевое слово «знающих друг о друге». А если не знают друг о друге, но всё равно ходят неподалёку да в больших количествах?
Много раз на разных форумах я пытался «протащить» простую идею, что нужно договориться о какой единой частоте и времени для переговоров. Тогда и не подозревающие о существовании друг друга смогли бы поговорить.
Увы, сия идея никого не вдохновляет, ну то есть абсолютно...

Я думаю, стремается народ объявить единый канал-подканал для всех и всюду и опубликовать его. Мало ли кто будет слушать - лесники, егеря, да мало ли кто еще. А может кто-то и глушить начать - просто из хулиганства.

В Чарских песках прекрасно берет Турайя.

Цитирую свой же комментарий, сделанный выше. "Сибирь обычно нормально берет только Южную. Но тут нет смысла обсуждать хитрые отростки зоны покрытия. Неустойчивая связь родственников пугает. Да и текст вообще-то совсем не об этом. Но никто не мешает перед использованием доработать текст под свою ситуацию."

Про рации можно уточнить. В России для гражданской радиосвязи выделены четыре диапазона частот:
1. 27 МГц (Си-Би, CB), с разрешённой мощностью до 10 Вт. Разрешено использовать рации с любыми типами антенн (компактными, автомобильными, стационарными). Не наш случай- большая антенна.
2. 433 МГц (LPD) - с разрешённой мощностью до 0,01 Вт, разрешено использовать рации с интегрированными компактными антеннами.
3. 446 МГц (PMR) - с разрешённой мощностью до 0,5 Вт, разрешено использовать рации с интегрированными компактными антеннами.
4. 146-174 МГц - носимые до 10Вт, тут как раз работают МЧС и спасатели, по хорошему нужно оформлять разрешение.

Мы исходно имели в виду PMR в первую очередь и LPD. И даже написали про стандарты и про совместимость и подгонку раций разных производителей. Но потом убрали, поскольку этот текст ориентирован на родственников и мы решили, что незачем им забивать этим мозг. Надо будет выбрать - спросят у руководителя.

Вообще на 27 Мгц можно довольно далеко добить.
Если использовать цифровой передатчик, то и на другой континент.

Да можно-то далеко. Я работал с ними. Только антенна нужна была большая и электричества жрали много.

Если есть прохождение на этом диапазоне(27МГц), то без всякой "цифры" можно связываться хоть с Америкой, хоть с Японией. А "прохода" нет, никакая "цифра" не поможет докричаться до соседней деревни(утрирую). В свое время в альплагерях применяли на этот диапазон "Виталки". Вечером на последней связи частенько проблема связаться на 3-5 км. Зато пару раз удалось поговорить из-под УМЦ"Эльбрус" с Испанией и Швейцарией. Ото так!

По пункту 4. - разрешен для работы только участок 145-146 МГц и то реально 145.225 - 145.550 . Выше лезть нежелательно.Очень.И за 170 - совсем, совсем. Морока с получением разрешения и вероятностью получить проблемы, особенно в погранзоне или возле объектов.
Так что реально PMR или LPD. Первое предпочтительнее по минимуму проблем и более высокой вероятности устойчивой связи.

если можно вставить и свой комментарий. Касается территориально в основном Кавказа. Есть в Пятигорске альпинистский клуб Фрилайн. Разрешение на пользование радиостанцией на УКВ диапазоне имею 14 человек. Это значит разрешено пользоваться официально в диапазонах 144-146 Мгц и 430-438 Мгц. разрешенной мощностью 5 ват-это есть III категория. расстояние с вершин и близко к вершине связь проходит до Пятигорска практически без проблем-это примерно 150-300км.. кроме с Эльбруса. С Эльбруса проведены связи с малышек озвученных н7а 350-400км без проблем. На резинку3-штьатную антенну практически также-это касается восточного, северного и западного склона Эльбруса. Данные многокра тно проверены в более чем десятка восхождений и совмещенных с радиоэкспедициями специально для этих случаев. Произвольно использовать даже в разрешенном диапазоне не рекомендуется ибо существует вполне разделенные частоты используемые радиолюбителями окружающих городов и местностями ..Для них это помехи и в этом случае вы приобретете настоящих практически врагов. и это так..будут и постановка помех и учтите -связь радиолюбителей (имеющих разрешенный позывной и право работать в эфире)ЗАПРЕЩЕНА со станциями не имеющих разрешенного позывного.. и наказуема.. НО.. ни один радиолюбитель услышавший сигнал бедствия не откажет в помощи и передаст информацию для МЧС или по указанным телефонам-проверена. Выполняя некоторые условия-а именно выбрав частоту не мешающую их работе и выдерживая регламент общение в эфире-отсутствие болтовни ненужной ..отсутсвие грубости и мата вы приобретаете огромное количество помощников спящих и видящих как оказать вам посильную помощь-поверьте-проверено.
Как то появилась идея в клубе-организовать репитер на склоне Зльбруса-высота большая и покрываемая поверхность района велика..как организовать работу? необходима аппаратура репитера-это 80-100 тыс руб+оплата используемой радиочастоты в Радиочастотный центр России -это 3-8 тыс в год.. потом организовать дежурство в Пятигорске(на общественных началах это наверно тяжелее-но в тестовом режиме может и можно-на время) -прослушивание этого репитера с соответствующей рассылки смс или выставлении информации на каком либо сайте для волнующихся родственников и принятия сигнала аварии для последующей передачи его службам МЧС. Технически в таком случае возможно и прямое соединение абонентов напрямую. Все проблемно-но решаемо. То есть рассматривается эта идея с точки зрения не зарабатывания денежек а организации связи -вот и возникает вопрос.. Надо ли, нужна ли такая услуга? какой обьем может быть использования? Также разрешение работы групп не имеющих позывного решается -может решатся-путем выдачи временного разрешение -как для членов коллективной радиостанции -тогда вся ответственность ложится на того кто эту радиостанцию организовал.Эту часть на себя тоже может взять на себя наш клуб-есть такая в плане для своих членов клуба. а расширить -то можно думать и о других. Проблемы в организации подобного текущие есть но решение не тупиковое. Вот и хотелось бы знать что о такой и думают другие..
Мотиенко Николай, руководитель МАК Фрилайн, КМС и инструктор I категории по альпинизму радиолюбитель -имею I категорию по радиосвязи-то есть могу использовать радиосвязь на всех КВ и УКВ разрешенных частотах мощностью до 100-вт.Хотелось бы услышать мнение заинтересованных лиц и предложение по практическому созданию применению и использованию подобного.

Здравствуйте Николай.Привет вам от US4IOK. :-) Вопрос сервиса радиосвязи для групп в походах поднимался раньше в обсуждениях укрытия на седловине Эльбруса, выбора каналов для аварийной связи в различных регионах и.т.п. Желание ваших одноклубников установить репитер поддерживаю. Но позволю себе сделать несколько замечаний и советов по этому поводу.
1. Репитер если и ставить, то скорее эхо репитер. Тогда вызывающий будет точно знать что его сигнал "подхватывается" и разбирается другими операторами. Да и стоимость комплекта будет подешевле и с антеннами проще.
2. Если уж и ставить "попугая", то на PMR или LPD. LPD проще в оформлении, мне думается, но PMR станции доступнее пользователю т.к. не требуют регистраци. А уж сколько нервов и времени нужно на офф регистрацию и какими условностями обложено использование УКВшек, думаю рассказывать вам не нужно.
3. Дежурство. Энтузиазм хорошо, а насколько хватит? Опыт РАС уже имеется. Есть соответствующие государевы службы. Но им, честно говоря, и даром не упало, пока вы не нарушите регламент в грубой извращенной форме с особым цинизмом. Да и то неоднократно. У них другие задачи, нежели передать привет родителям от любящей дочери, завтракающей с компанией у минеральных источников.
4. Регулярное обслуживание, в том числе зимой. Это не просто 3-8 тыс в год.. Это несколько человекодней за счет (кого?). Кроме репитера - аккумуляторы, панели СБ, бокс, антенная мачта + материалы на изготовление и установку конструкций + транспорт на доставку. И опять люди.
5. Информационное обеспечение. Иначе все это будет для узкого круга.

Вот что осталось от ретранслятора, необдуманно поставленного на высоте менее 3000м.

ret

Жаль если все усилия окончатся таким результатам.

P.S. Может создать отдельную тему и пусть народ выскажется по этому поводу.

Николай, здорово, что вы занимаетесь радио, мало осталось энтузиастов. Репитер это все же для тех, кто понимает. Было бы здорово, если вы выложите частоты, где не надо работать, что бы вам не мешать, и частоты, где могут услышать, если что случится. И частоты спасателей МЧС неплохо знать, это где то на 160 МГц, нужно разрешение, но в случае ЧП оправдано нарушить правила.

Рептер на южном склоне для связи с Пятигорском? Для связи по Баксану?

Как то мы ходили на Тбау и попали в сильную непогоду. У нас была радиостанции на 144 МГц, но гора закрывала нам Владикавказ, а ретранслятор на Кионе был ненадолго до этого побит молнией. У нас был спутниковый телефон, но он ловил только в хорошую погоду, а при сильной облачности не ловил. У нас был мобильник, но сотовые станции до нас не добивали. В итоге мы как дураки сидели в пещере и ждали конца этого безобразия, чтобы просто свалить (на второй день спусковой каньон начали пробивать лавины). А родственники волновались сильно больше, чем в тех походах, когда у нас вообще не было средств связи, потому как не может же все сразу неработать.

Ну, эту историю я помню. Это уж совсем не повезло. И, конечно, в такой ситуации знания родственников о технологии связи в горах будут работать как раз на панику. Но согласись, что такие совпадения бывают совсем редко. Чтобы было несколько средств связи, которые должны работать в районе, и ни одно не работало... Тут надо выяснять, кто вас сглазил!:-)

Это мы так карму почистили. Нам потом целых два дня погодного окна за это дали

Я, кстати, после этого случая каждый раз объяснять родственикам, что спутник - это просто возможность связи, которая не работает чаще, чем работает.

А почему не обсуждаются спутниковые коммуникаторы inReach, чтобы посылать СМСки в обе стороны?
Они же существенно дешевле и легче, чем спутниковые телефоны.

Любопытно! Не разу не пробовали. Спасибо! Сейчас полез читать. Гибрид дорогущего трекера IRIDIUM и простенького GPS за вполне приемлемые деньги (ненамного дороже SPOT GEN3). Единственная серьезная проблема, о которой заявлено - в РФ (и, видимо, в Средней Азии) не принимает SMS. Явно пока не договорились с операторами. Интересно, когда договорятся?
У Вас есть опыт работы с ним? Может, опишете?

Я купил себе inReach SE , но ещё не активировал.
Хочется его зарегистрировaть в Америке, так как у них самая маленькая помесячная плата, но не уверен, что это получится без американского адреса.
InReach зарегистрированный за границей, должен работать и в России и т.п., так как СМСки посылаются через спутник и от местного провайдера никак не зависят.

А как СМС с моего мобильного с симкой российского оператора будут попадать на спутник минуя моего оператора? По крайней мере фирма, продающая эти коммуникаторы в России, предупреждает, что в России эта функция работать не будет. И я склонен ей верить. По-видимому, в этих устройствах используются не стандартные иридиумовские симки и номера, на которые писать сейчас СМС с российских мобильников можно, а какие-то другие, хоть и работают они через спутники Иридиум.

И еще я не уверен, что нам стоит рекомендовать их покупать, пока нет опыта использования их на территории России и стран ближнего зарубежья. Так что будем ждать Ваших отзывов и о регистрации и о применении.

У коммуникатора inReach нет настоящего телефонного номера.
Поэтому СМСки надо посылатать через ... :(

При использовании е-майл, вообще, не должно быть никакой зависимости от местного провайдера сотовой связи.
При использовании СМС придётся платить за роуминг. :(

В любом случае, сначала надо послать СМС или е-майл с inReach, и только после этого получатель сможет послать СМС или емайл на inReach. :(

Эта система с самого начала создавалась, как глобальная.
Тем не менее, согласно закону США об экспортных ограничениях, в Северной Корее и т.п. inReach работать не будет.
Ну пока, это всё мои теоретические изыскания.

"Initiating a message to an inReach device user

The DeLorme inReach system has been designed with intent of the inReach device user having to initiate the first point of contact to an email recipient or SMS destination number. This is why the inReach device does not have an associated email address or SMS number which can be used to initate messages to the inReach device.

There are a few methods which can be used to initiate messages to the inReach device user.

MapShare Method
Enable MapShare by navigating to https://explore.delorme.com and clicking on the Social tab or click here for instructions
Once MapShare has been enabled and configured you can distribute the MapShare URL to the desired individuals.
These individuals can then use the MapShare to initiate messages to the inReach device user.

Email Method
Compose and send at least 1 message to the desired email recipients.
A secure URL is sent to each of the receipients.
This URL is unique and can only be used by the intended recipient.
Bookmark the secure URL and use it to intiate messages to the inReach device user going forward.

SMS Method
Compose and send at least 1 message to the desired SMS recipients.
The SMS recipient will receive a message from a temporary SMS number.
This number can be used to initate messages to the inReach device user however it should not be relied upon as it does have the ability to change any time the device is synchronized or if 20 or more different SMS recipients have been messaged from the inReach device.

NOTE: We recommend the email workaround over the SMS workaround for increased reliability as the secure URL provided in the email notification does not change."

Although the Iridium Network provides truly global service, use of the service may be prohibited or restricted in certain countries. Iridium complies with U.S. embargo restrictions and as such is prohibited from providing products and service to the following countries: Taliban controlled Afghanistan, Cuba, Iran, North Korea, Syria and Sudan. Certain other countries may have laws which prohibit or restrict the use of Satellite Telecommunications services in those countries. The use of Satellite Telecommunications services is specifically prohibited in India without a permit. The use of Satellite Telecommunications devices or services may be prohibited, restricted or unlicensed in other countries.

Ага. Значит, мэйлы - лучше и они могут ходить в обе стороны и у нас. Ну, что же, это уже лучше. Буду ждать Вашей информации об опыте использования. Интересно было бы к летнему сезону уже представлять его использование в подробностях, со всеми возможными закавыками. Лучше всего вообще было бы, если бы Вы с ним сюда приехали пробовать!:-)