Кармадон. Казбек с севера в сентябре.

Пишет SergeyDyatkov, 13.12.2016 01:06

Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)
Давно хотел сходить в долину Кармадон/Геналдон после случившегося в 2002 году схода ледника Колка. В этом году некий «юбилей» нашей старой пятерки в этом районе, понял, что тянуть больше нельзя. Приличный поход организовывать было некогда, у меня всего одна неделя. Итак, цели и задачи мероприятия:
-посмотреть долину Кармадон .
-пофотографировать и пообследовать ледник Колка по указаниям гляциологов.
-наконец, сходить на Казбек.

На сайте турклуба Бауманки tkmgtu.ru сложилась группа участников. У кого-то второй поход и первая гора, у кого-то двадцать второй.
Считается, что погода в сентябре на Кавказе, по крайней мере в районе Казбека довольно устойчивая, в чем мы и убедились.

В аэропорту нас встречает заказанная газель с оформленными погранпропусками. По дороге заезжаем в придорожное кафе –обедаем потрясающе вкусными осетинскими пирогами.
Дорога к Казбеку в ущелье Геналдона идет вдоль старой дороги, уничтоженной сошедшим селем после схода ледника. Едем мимо старых тоннелей по гравию, трясет. Раньше был асфальт, говорит водитель Алик.
Приезжаем в селение Кани. Дорога упирается в закрытую территорию погранзаставы. Вокруг коробки недостроенных многоэтажных домов – видимо должны были быть гостиницы на минеральных источниках.
вечером.

Вид на селение и п/з утром с дороги.

На клочках травы здесь стоят палатки - ночует довольно много народа, как потом узнаем, все группы с гидами.
Довольно долго на заставе регистрируют наши пропуска – темнеет, остаемся ночевать на зеленой полянке недалеко от моста через ручей. Все группы ходят мимо нас за водой к ручью.

Группа в начале пути.

Утром по дороге-тропе огибаем лесистый отрог, выходим в основную долину Геналдона. Дорога раздваивается, естественное желание – пойти вниз, там должны быть нижне-кармадонские ванны. Спускаемся по нижней дороге минут 15 и понимаем, что надо идти поверху. Потеряв полчаса, поднимаемся обратно, верхняя дорога выводит вскоре к селению Тменикау.

Заборы из жердей и проволоки, каменные мазанки – живут здесь небогато.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)
Рядом с дорогой – ванна из трубы в нее льется вода из ближайшего ручья. Нижнее-кармадонская?
Дорога-тропа идет высоко над рекой, понемногу набирая высоту.
Перехода через 2 подходим пограничной будочке. Здесь дежурит наряд. Погранцы запрещают здесь снимать. Строго и неторопливо проверяют пропуска – скопилась очередь из групп. Проводим здесь не менее часа в ожидании.
Надо ли было регистрироваться на заставе в поселке? Прямо вниз около реки от этого вынесенного погранпункта – нижнекармадонские ванны, видна автодорога , но только до ванн.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)
Здесь видна дорога и видимо верхне-кармадонские ванны. Снято чуть раньше погранпоста.

Есть ли продолжение дороги от этих ванн вверх по ущелью – погранцы говорят что нет, т.е. все равно бы пришлось подниматься сюда к ним.
Верховья долины с тропы.

Еще через переход –ровная поляна , рядом ручей. Обедаем.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)

Часам к четырем доходим до горячих Верхне-Кармадонских ванн, 2300. Здесь много стоянок и народа на них.
Стоянки ниже ванн (по тропе).

Кто-то днюет перед подъемом наверх, кто-то просто здесь живет. Ванны не пустуют.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)
Народ сидит там, где температура воды не слишком горяча.

Практически у всех групп гиды – ребята с юго-востока соседней страны.

Останавливаемся на стоянках выше ванн по тропе, здесь кроме нас никого, весь народ стоит вдоль тропы ниже ванн.

Чувствуется усталость – километров 15 с рюкзаками и с набором высоты метров 800.
После ужина в темноте добираемся до ванн. Кайф. Вылезать из теплой воды не хочется. Саша-доктор рассказывает всякие медицинские истории.

Утром от наших стоянок до моста через поток Колка – метров 200.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)

Стремновато, рюкзаки тяжеловаты - цепляемся карабинчиком за трос.

Далее тропа, маркированная туриками, набирает высоту по морене – это левая морена ледника Майли. Обойдя крутые сбросы нижней части ледника,
тропа переходит с морены на ровный ледник. Посередине ледника – в извилистом ледовом каньончике довольно серьезный водяной поток, не часто встречается на ледниках.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)
В кошках вдоль него, затем в удобном месте форсируем. Пересекли налево ледник, выходим на правобережные моренные валы. Высота около 2800 – находим несколько групп площадок под палатки, встаем. От верхнекармадонских ванн набрали около 600 метров, вписываемся (почти) в график акклиматизации (500м набора в день). Пообщавшись еще на ваннах с гидами разных групп – все они ведут своих от ванн на 2300 сразу на ночевку на контрфорсе на 3500. Там сейчас вся эта толпа ночует, а здесь на морене только мы. Вода – на леднике.
Ребята сходили посмотреть подъем на контрфорс – в начале подъема на скале – стрелка, далее провешены тросы.

Утро ясное, нужно выполнять обещание, данное гляциологам – фотографировать состояние ледника Колка с его левой (северной) морены. Со мной гулять идут Лена и Кира.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)

Мужики же вызвались поднимать вверх грузы. У нас на группу 3 рации – одна у нас, две – у ребят при подъеме на контрфорс. Кстати, рации удачные –
BAOFENG UV-5R, http://kb-sb.ru/catalog/173/17156. Кроме двух диапазонов есть еще FM-радио.

На терасске около ручья из боковой долинки с пер.Цата видны остатки метеостанции и какое-то укрытие.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)
Возрождающийся ледник Колка занимает сейчас около трети длины своей долины, далее моренные поверхности.
Вершина Джимарай и край плато, откуда получает снеговое питание ледник Колка.

По нашим фото потом гляциологи оценили объем уже накопленного льда как примерно 20 млн. кубов ,что примерно 15% от объема сошедшего льда в 2002 году. Вопрос – когда произойдет следующий сход ледника: в 1834 году – не катастрофический сход, 1902 – катастрофа, подобная 2002г, 1969г – медленный сход , примерно до верхнекармадонских ванн. До схода 2002г сохранялся период ~70 лет. А теперь – сход через 33 года. Одна из версий причин схода – вулканическая активность – фумаролы на склоне у в. Джимарай , постоянно добавляющие воду и газы под ледник Колка.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)
Считается, что это фумаролы - выходы горячей воды и газа. Черные полосы -возможно следы вытекающей воды.

Сейчас ледник смотрится вполне миролюбиво, если не знать о прошедших событиях. В любом случае, следует ежегодно его мониторить, фотографировать. К чему и призываю следующих восходителей на Казбек.
Интересующимся :
(еще много ссылок и фото можно найти в интернете)

Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)
Так выглядит с левой морены Колки второй контрфорс ( считая от ледника Майли), по которому идет подъем на п.ОЖД. Начало подъема - примерно где кончается белая полоска ледника внизу.
На прощанье Джимарай подарил лавинку.
Уже выходя с ледника к нашим стоянкам, обнаружили следы какой-то старой трагедии - поломанные видимо лавиной лыжи-бескиды и пр. вещи.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)

Пока мы с барышнями гуляли и фоткали в цирке Колки, остальные мужики таскали грузы вверх на контрфорс по провешенным там в кулуаре тросам. Потом часть ребят спустилась на морену Майли к ночевкам, пообедали с нами, забрали дамские рюкзаки и часть моего.

Начало подъема к тросам. Здесь на стене - стрелка.

Тросы толстые, где-то 12мм. Видимо провешены гидами для клиентов.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)
Пару мест провешено веревками, а не тросами. Проходятся на карабинчике с перестежкой. Так что теперь подъем с ледника на контрфорс стал безопасным. Попытался представить, как тут лазали с рюкзаками вверх – местами точно нужно было вешать веревки или вытаскивать мешки. Теперь тросы висят с избытком – иногда проходится и без них.
Думаю, это сильно увеличило поток идущих на Казбек с севера.
После провешенного кулуара путь уходит влево на широкий гребень контрфорса – к стоянке на ~3100 высоты. Стоянка классная, но воды сейчас нет. От начала подъема по тросам сюда не более 2 часов.
Далее вверх по гребню тропой по осыпям и скалкам. 1,5-2 часа и выходим к стоянкам на 3400 у креста.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)
Здесь много площадок, сейчас ночует несколько групп. Вода – у снежника в кулуарчике. Встаем, отличные виды вокруг – на цирк Колки с вершинами Джимарай – Шау-хох.
Возрождающийся ледник Колка со стоянок 3400.

Набрали за день около 600м. Все в форме, меня это радует. Во время ужина на закате наблюдаем, как облака под нами заполняют долины.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)

Наутро дальше вверх по тропе . Местами через снежники, в паре мест еще провешены тросы.
Часа через 1,5 стоянка 3700.
Стоянка на 3700. Воды сейчас -как-то не водно.

Где-то к обеду выползаем наверх – стоянки 4200.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)
Отсюда уже виден Казбек и плато, в. Майли и верхний ледопад Майли. Здесь довольно много площадок со стенками разной степени достроенности. 4200, голову плющит. Собирать камни на такой высоте и складывать – надо себя заставить. Барышни улеглись на ковриках «загорать» в пуховках.
Флэшмоб.

Ставим палатки, обедаем.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)

Воду нашли внизу около ледника – течет с краю льда, можно кружкой начерпать.
Сходили на «в.ОЖД», которая 4271м по карте. На старых картах обозначена как п.Орджоникидзе. Туда 7-10 минут ленивого пологого подъема от стоянок. Все равно выше ходить здесь некуда.
На вершинке ОЖД.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)
Вид отсюда на лагерь 4200.

вечерний Казбек с ночевок 4200.
в. Майли.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)

Вечером Кирилл на двухметровом диапазоне своей рации общается с коротковолновиками, выясняет погоду. На небе циррусы.

Ночной Казбек. Это луна.

Завтра – первый день возможного восхождения. Отсюда со стоянок иногда есть связь – Мегафон (где-то еще появляется сигнал на гребне. Пытаемся смс-ками и звонками сообщать о себе в Москву. На сайте ТК Бауманки о нас выкладывают новости.
------------------
Ночной подъем дежурных. Высовываюсь из палатки – пурга, еле видны соседние палатки. Метет. Что будет с погодой через час, два? Но сейчас точно не следует идти. Спим до рассвета.
Оказывается, что метет локально – вдоль наших стоянок на склоне в.ОЖД. Вверху видны облака, местами проглядывает плато и сам Казбек. По времени идти еще можно. Колеблюсь. В группе не у всех хорошо с горняшкой, сегодня взойдут не все. Но что будет с погодой завтра?
Все , решаю – сегодня занятия-акклиматизация - идем в цирк правее Казбека. Завтракаем, не спеша собираемся.
Дует вполне прилично. В связках-кошках идем в видимый вблизи цирк с неявными вершинами. С народа немного слетает самоуверенность , когда тропящий проваливается в трещину одной ногой затем в другую - уже глубже на совершенно неприметном месте. Начинаем всматриваться , пытаться понять трещины в этом ровном цирке.
Наковырявшись в снегу, возвращаемся в лагерь. В палатке снимаю ветровку и обнаруживаю под ней фотоаппарат, который утром безуспешно искал в палатке.
--------------------
Утром – дует, но видимость есть.
Идем! Сегодня уже все в форме. Соседние группы уже светят фонариками впереди по плато. Учитывая вчерашний опыт, связываемся еще до выхода. Следы видны, но переметает.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)
Начало пути от стоянок 4200.

Поднимаемся на ледовый бугор, через некоторое время пересекаем выходы скал – старая красно-черная лава .
Казбек как на ладони – траверсом по тропе со стороны Грузии как муравьи идут и идут группы. Наша тропа немного спускается , попадается несколько трещин – местами с попеременной страховкой. Затем тропа набирает высоту по снегу в лоб перпендикулярно «грузинской» тропе.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)
Вскоре мы поднимаемся на нее.
Народ уже спускается – встречаем несколько больших групп из России без гидов, несколько иностранцев с индивидуальными гидами. Набрав высоту, тропа приводит к мульде, здесь меньше ветра, оставляем рюкзачки, болтаем с обедающими здесь ребятами из Ярославля. Чуть выше – прорубленный карниз, с него на нас смотрит собачка.
Поднимаемся – она отбегает метров на 15 и смотрит. На подачки не реагирует. Здесь за карнизом – седловина.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)
За нами – боковая вершина Казбека с острым снежным гребнем.

На основную вершину поднимаемся по набитой во льду тропе в связках. Когда-то в 86м мы тут вешали 2-3 веревки на льду, сейчас то, что было когда-то 2Б, идется ногами.

Вершина – снежная, на восток в сторону военно-грузинской дороги - обрыв. Снизу все заполнено облаками.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)
Вид с вершины в сторону ледника Девдорак.

Минут 20 тусуемся на вершине, времени у нас еще много.

Спускаемся на седловину. После вершины – эйфория.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)
В мульде обедаем. Мы здесь сегодня наверно последние. Собачка сидит поодаль, на колбасу не реагирует, странная.
Траверсируем обратно, сходим на нашу тропу к стоянкам на ОЖД. Наша высокогорная собачка идет впереди, показывая переметенные следы и трещины. Спускаемся, доходим до наших палаток. Часть групп, сходивших на гору сегодня раньше нас, собираются и валят вниз. Мы ночуем здесь.

Утром спускаемся по гребню, на тропе местами смерзшийся снег - без кошек стремно. Догоняем большую группу, часам к 11 спускаемся совместно на площадку на 3100. Здесь уже тепло. Рассказываю встречным про сходы ледника Колка.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)
Встречная группа уходит вниз спускаться по тросам. Дожидаемся пока троса освободят, спускаемся и мы. Внизу два парня и девушка ждут нас, с опаской поглядывая вверх.

На леднике наши энтузиасты убегают вниз – чтобы занять наши стоянки на верхнекармадонских ваннах, остальные спускаемся не спеша, прощаемся с горами.
Часа в 2 приходим к ваннам, вынимаем нашу заброску – из-под камня с каким-то плакатом выше стоянок. Обедаем – и ванны.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)
В горячей водичке отлично вспоминаются ветра и холода Казбека.. Вечером – праздничный ужин с коньячком. И опять в ванны.
Откуда-то сверху - вой - это наша собака, спустилась в Россию. Видимо, уже не наша.

Не помню, успел ли кто-то утром опять искупаться. Уходим вниз по троп по зеленке, малина, ниже в лесочке вдоль тропы –грибы.
Кармадон. Казбек с севера в сентябре. (Горный туризм)
Возле погранпоста все собрались – возникла идея не ночевать в Кармадоне, а уехать во Владикавказ, там переночевать и утром посмотреть город.
Не возражаю, давайте попробуем. Звоним водителю - он кого-то уже везет, часам к 11 вечера в темноте забирает нас от погранзаставы.

Фото в заголовке - не наше, из какого-то отчета, спасибо автору!

дед Коста в Тменикау жив еще, не видели его? в 2012 совсем плохо ходил, но держался бодряком. а за рассказ и фото спасибо, интересно посмотреть как там летом, травка, зелень... прикольно..)

Я не автор, но в 2014 оставляли у него заброску - выглядел бодряком.

Мы ходили в 2013, останавливались у него. Классный мужик, мне показалось был бодрячком. Наливал :)

Жаль, не знали о нем. Было бы интересно встретиться, поговорить. Мне очень хотелось пообщаться с кем-нибудь из местных жителей о событиях 2002г. Но никого не видели. А как его найти там?

Его дом сразу после этой ванны, что на фото. Оранжевые ворота вроде его.
Он рассказывал нам про то что творилось во время схода ледника, про Бодрова. Говорил, что участвовал каким-то образом в съемках "Связного".

Коста уже год как нету... А перила провешивал Олег Рыжанов, альпинист из Владикавказа и мой друг, руководитель клуба "Каскад" - http://piligrim-andy.narod.ru/text/alpin17.html

Классный отчет!И с Горой!))

А трека с точками случаем нет?))

Трек не писали , все в общем, однозначно. Скачал на смартфон offline автонавигатор MAPS.me, карты скачиваются бесплатно для любой страны. Так там нарисован путь подъема прямо до вершины Казбека! С севера и с юга.

До верхних ванн тропа - здесь не заплутаешь. Затем после моста тропа по морене с туриками, там где она уходит влево через морену на ледник - большие туры. Далее перелезть через ледовый каньончик проще, поднявшись вдоль него довольно высоко, перейдя сначала левый(ор.) его приток. Затем уже по леднику чуть вниз - к моренам. В месте выхода с ледника - валяются какие-то обрывки веревки и пр. Отсюда чуть вверх - видна стрелка на скале -к началу подъема к тросам. Троса выводят к площадке на 3100. Затем -да, не очень однозначно, когда идешь вверх, но направление вверх по гребню - не ошибешься. Крест на стоянках 3400 виден издалека. Далее вверх - тропа до стоянок 4200.

Спасибо. Былое и годы...

Я так понимаю набор в группу был абсолютно открыт?)

В общем, да. Сначала было четверо. Хотелось конечно народ с высотным опытом хотя бы седло Эльбруса.

Писали люди из других городов, но не сложилось. Может, к лучшему.

Оформили участникам справки "нк с эл. 2кс". Теперь могут хотя бы идти в 3ку.

Да видел уже.Спасибо!

Оформили участникам справки "нк с эл. 2кс". Теперь могут хотя бы идти в 3ку.
Извините, а что, сейчас уже после н/к с эл. 2 к.с. выпускают в 3 к.с.? Или всё-таки в н/к с элем. 3 к.с.? Помнится, ещё недавно, после н/к с элем... выпускали только в н/к с элем... Или это в разных МКК по-разному?
И почему справки за н/к с эл. 2 к.с.? Разве Казбек 1Б к.т.?

в каких числах ходили?мне кажется мы пересеклись.мы вниз,вы на верх

10 сентября прилетели в Беслан

16 сентября ходили на гору

19 сентября в понедельник вылетели в Москву

Тоже там ходили в августе. Ледник перешли ниже, по границе грязного и чистого льда, без кошек и связок. С той стороны на морене есть турики и подобие тропы. На 3400 был маленький ручеёк прямо рядом с крайним местом для палатки (справа, если смотреть вверх, внизу). Очень удобно. Интересно, иглу на ОЖД, что мы построили, еще стоит?

А каньона ледового внизу ледника уже нет? У нас получилось некое ледовое занятие на кошках при перелезании каньона.

На стоянках 3400 есть ручеек слева (ор.) от стоянок.

На стоянках 4200 сухие камни, только некоторые площадки занесены. Где могла быть иглу , не видно. Толстого слоя снега-фирна вроде нет, если только на леднике поискать.
Вообще. на этой высоте построить иглу - надо сильно упираться рогом, респект! Я строил их последний раз в Хибинах как-то.

Там можно пройти выше этого "каньона", ручей перешагивается, но, надо учитывать, на леднике все быстро меняется. Иглу сКавказ2016 267троили вдвоем, пол часа, лопатой.

Когда мы там были в к.августа стоял Qit13PHjkAI

Да, это она. Странно, что так мало простояла, со временем они только крепче становятся.

Ошибка: "Часам к четырем доходим до горячих Нижнее-Кармадонских ванн, 2300". Это Верхние ванны.

Да, спасибо. Когда смотришь сверху, все внизу кажется "нижним" :)DSC06622

С Горой. Красиво там, все таки. ;)

красиво - не то слово! Осетия все таки сохранила дух "лермонтовского" Кавказа. В Балкарии как то не чувствовал такого, красиво да, но не завораживает. а здесь...

что то упустил из вида в начале - правильно понимаю что дорогу сделали и ездят напрямую через кармадонские ворота? зимой 2011/12 еще через Фиагдон ездили.

дорога есть.очень живописная.в этом году по ней ехал обратно.туда через Фиагдон

Были предложения проехать обратно через Даргавс и Фиагдон. Но выезжали ночью - ничего бы не увидели все равно.

Да, ехали прямо по долине Геналдон. Дорога - гравий. Водитель сказал, что в объезд сильно дольше и, главное дороже. Сель 2002 года заполнил ущелье далеко вниз, старые тоннели бесполезны.DSC06405
Русло реки поднялось. И дорога идет выше старого уровня.
Скорее всего, дорогу рано или поздно заасфальтируют.

Один тоннель там уже работает, если после железного мостика повернуть не налево, в Кармадон, а направо, он будет метров через 300. Ехать по нему стремно, под потолком рваная сетка с камнями.

Както тупанули и пошли к как оказалось нижним ваннам...потом в лоб набирали 300 метров к часовым на заставке..те с глазами по 5 рублей когда прям под ними вынырнуло 8 человек с полными рюкзаками, ухандокались в первый день знатно) благодарю за ностальгию !

karabasbarabas, Дорога в Кармадон от пос. Гизель (через "ворота") открыта с 2015, по ней гораздо легче теперь ездить, чем через Фиагдон. Только если нормальная погода, а то иногда дорога на выезде вверху ущелья залита бывает!
AndTroitskiy, "Пройти вдоль реки ниже заставы можно, вполне комфортно, только в одном месте по воде (прижим), около 100 метров по-колено." ну вот не надо там ходить и людям советовать там ходить. Сколько уже людей там руки-ноги переломало. Нормальная тропа одна, по верху, через погранцов

спасибо, понял насчет дороги.

Пожелание следующим : поснимайте ледник Колка и выложите. Гляциологам важно знать ежегодную динамику роста ледника.

А они сами на место не ездят в течении года?Или накладно?

Вопрос с фмнансированием, как всегда.

Гляциологи были в сентябре

А что за гляциологи? Откуда, известно?

Один из лучших гайдов по восхождению на Казбек. Спасибо огромное! В следующем году будем пробовать.

Спасибо за интересный отчёт! Мы ходили в мае, все было гораздо жестче и тросов не было никаких внизу... С седла до вершины был бутылочный лёд. Со мной ходила собака, аляскинский маламут. Кстати я на ночевках 4200 в снегу потерял ножик Petzl и триножку от джет Бойла, может кто нашёл...

Как собака поднималась?)

От тросов на контрфорс я бы не отказался в след. раз, а вот веревки к вершине на льду повешать бы хотелось, а то как-то тривиально. Хотя я думаю, в мае гиды все равно протопчут для своих чайников.

Ножик и триножку поищем, в след. раз :)

Обе вершины Казбек считаются грузинской территорией.Получается незаконное пересечение границы.В Узунколе с этим очень строго,попробуй с Далара обойти по тропе к перевалу.Дюльферяй.И та же Грузия.Кто объяснит?

Вершины наши, маршрут с севера целиком в РФ. На нарушение 100м зоны нашими и границы "грузинами" закрывают глаза.

не знаю как сейчас, в 2012 я при регистрации в МЧС в Гизеле и при получении пропуска на заставе ( главный момент) не указывал в маршруте конечную точку как вершину. т.е. все все понимают, но в маршруте этого нет. иначе прямое нарушение. сейчас точно не помню где то рег. лист остался, по моему писал Казбекское плато.

Граница - по вершине Казбека, по крайней мере так ее рисуют. Спасибо, что хотя бы пускают на нее. Я хотел бы спуститься в Грузию после горы, но увы, сейчас это невозможно.
У меня была маршрутка с "Восхождением на Казбек", но она никому не потребовалась.
Вообще, за несколько посещений Сев.Осетии показалось, что там погранцы "более спокойные".

Хотя в Безенги ведь тоже ходят на вершины Стены.

Спуститься возможно,вопрос-как выезжать потом из Грузии?)

Отчет прекрасный! Спасибо ;)
С горой!

Мы ходили в том районе в 2013-м, дошли, правда только до 4200.
В 2013-м еще не были провешены перила, но ту же собаку мы встретили у ванн :) У меня фотка есть.
Кстати, оранжевые ворота на фотке -- ворота дома дяди Кости. Мы у него на ночь останавливались. Интересно, как он поживает?